Ад

В мифологии

Античная мифология

Основная статья: Элизий

Души людей, проживших благочестивую жизнь, попадали в Элизиум — обитель блаженных. Здесь не было страданий, тягот и забот. Считалось, что Элизий или Остров блаженных находится за опоясывающей землю рекой Океан. В ранней греческой мифологии считали, что в Элизиум попали только герои из четвёртого поколения «Героического века» и другие избранные богов, а простым смертным такая участь недоступна. Но в более поздних вариантах мифа древнегреческий рай стал «доступен» для всех тех, кто при жизни были праведными и блаженными.

Основная статья: Тартар

Грешники же попадали на другой уровень Аида — в Тартар, глубочайшую пропасть, где были обречены на вечные страдания. Однако, такое понимание Тартара появилось только при Вергилии. В более ранний период Тартар считался мрачной бездной, находившейся гораздо ниже Аида. Туда никогда не проникал свет солнца. От поверхности земли он находился на таком же расстоянии, как земля от неба. Вечный мрак и вечный холод царили в этой бездне, где в бессрочном заключении томились низвергнутые титаны. Три слоя мрака и медная стена окружали Тартар.

Позже Тартар начинают описывать как отдалённое и самое мрачное место Аида, где отбывают наказание грешники. Только самые страшные преступники попадали в Тартар, где вечное одиночество, вечный ужас, мрак и абсолютный холод. Там не существовало времени, не было исхода.

Правитель царства мертвых

Бог Аид изображался в древнегреческой мифологии жестоким правителем мира мертвых. Непростой судьбой был наделён этот представитель пантеона. Его отец, Кронос, глотал всех своих новорожденных детей. Он боялся предсказания о том, что будет свергнут одним из них. Не миновала эта участь и Аида. Дети Кроноса были бессмертными богами, они продолжали жить и расти в чреве своего отца до тех пор, пока Зевс, избежавший судьбы своих братьев, не вернулся и не освободил их, положив конец правлению Кроноса.

При разделении наследства Аид, Зевс и Посейдон бросали жребий. И Аиду достался Подземный мир мертвых: место, вызывающее ужас у людей и даже у других богов. В представлениях древних греков Подземный мир был мрачными, сырыми пещерами, с большим количеством рек, постоянными туманами и запахом тлена.

Аид управлял своим царством и как правитель следил за порядком. Для этих целей у него были помощники: сторукие великаны Гекатонхейры, трёхглавый пес Цербер и перевозчик душ усопших Харон. Последний переправлял мертвые души через оледеневший Стикс — реку из людских слез. За свою услугу он брал небольшую плату. Души, которые по каким-либо причинам не могли заплатить, оставались на берегу Стикса, обречённые на вечное скитание. Поэтому у древних греков существовала традиция класть монеты на глаза (иногда в рот) усопшего. Этот ритуал соблюдался со всей строгостью. Считалось, что души умерших, не сумевшие переправиться через Стикс, могут возвращаться к живым и вредить им.

См. также: Аид, Аментес, Стикс, Тартар и Харон (мифология)

Обитатели Ада

В Коране и хадисах описываются различные состояния, в которых будут пребывать обитатели Ада. Каждый человек, проходя по мос­ту Сират, увидит Ад . Обитателями Ада будут: неверующие (аль-кафирун) , особенно те, кто умирает в этом состоя­нии ; вероотступники ; лицемеры ; идоло­поклон­ники ; расто­чители (аль-мусрифин) ; надмен­ные ; те, кто идут против Бога и Его По­с­лан­ни­ка ; те, кто считает рели­гию забавой ; те, кто соблаз­няет и те, кто позво­ля­ет себе искуша­ться ; те, кто умирает в грехе, не сумев убежать туда, где они могли быть добродетельными . Другая группа потерпела неудачу совершая опре­делён­ные действия: отрицали зна­ме­ния Бога ; нару­шали завет ; возвра­ща­лись к рос­тов­щи­чест­ву после Божьего запрета ; по­ки­ну­ли поле битвы или вообще избе­гали участие в походах и сра­же­ни­ях ; были удовлетворены вещами этого мира , ; издевались над посланниками Бога ; не ответили на призыв Бога ; от­рицали божест­венное проис­хож­де­ние Корана или реаль­ность Часа суда . Среди тех, кто совер­шает оп­ре­де­лён­ные грехи: убий­цы, в том числе те, кто убил своих про­роков ; пресле­дова­те­ли верующих ; те, кто потребляет иму­ще­ст­во сирот или нарушают законы наследования ; те, кто пре­тен­дует на божест­венность ; мно­го­бож­ники, ко­то­рые строят мече­ти ; рас­пуска­ющие слухи и сплет­ни , особенно те, кто клеве­щет на цело­мудренных женщин .

В Коране называются имена людей, которые определённо будут в Аду: Кабиль (Каин) ; жёны Нуха (Ноя) и Лута (Лота) ; дядя Пророка ﷺ Абу Ляхаб и его жена .

Догмат о чистилище

Правда, именно предполагаемая бесконечность наказаний и вызывала нарекания. Ведь тогда получается, что и тот, кто украл курицу, и тот, кто поджег приют, получают практически одинаковое наказание. Всем одна дорога — в ад. Да, вероятно, у вора в котле будет серы по щиколотку, а у поджигателя — по горло. Но все же, если посмотреть на эту ситуацию с позиции вечности… Не так уж это и справедливо.

Поэтому в католицизме был введен догмат о чистилище. Это — ад, но ад временный. Место покаяния грешников, не совершивших непростительных грехов. Они там отбывают наказание, очищаясь страданием, а потом, по истечении отведенного срока, попадают на небеса.

Этот догмат даже имеет подтверждение в Библии, хотя и косвенное. Ведь родственникам умерших предлагают приносить искупительные жертвы и молиться за упокоение души, а значит, в этом есть смысл. Но если наказание вечно и неизменно, тогда мольбы ничего и не меняют, следовательно, бесполезны.

Католичество — единственная ветвь христианства, придерживающаяся мнения о том, что грешники попадают не только в ад, но и в чистилище. И протестанты, и православная церковь полагают, что ни о каком временном искупительном наказании и речи быть не может. Но действительно, какой же тогда смысл в поминальных молебнах? Ведь они ничего не меняют. Особенно интересен ответ на этот вопрос, когда подобные поминальные ритуалы проводятся на платной основе и объявляются церковью необходимыми для умершего. Налицо очевидный парадокс.

О разных мирах подробнее

Извечные попытки разобраться в человеческой психике привели к тому, что появились в социуме различные гуру, пытающиеся расширить наши представления о вселенной. Делают они это, в отличие от ученых, с энергетической точки зрения. Они пришли к мысли о том, что обитаемых планет очень много. Души попеременно воплощаются на них. Но на этом они не остановились. Рассуждая об условиях существования в различных мирах, некоторые толкователи пришли к оригинальной идее. Они утверждают, что реальный ад находится не где-то в параллельной вселенной, а здесь на Земле. То есть нам всем предлагается считать, что на нашей планете собраны грешные души, испытывающие те или иные сложности из-за прошлых преступлений. У каждого они, понятно, свои. Поэтому на земле люди живут в разных условиях. Только интересно, почему население планеты так быстро растет? Неужели в высших мирах никак с грехом не научатся бороться?

Названия

Для описания Ада в Коране исполь­зуется около десяти терминов. Слово джаханнам, имеющее семит­ские корни (ср. с др.-евр. ге­хинн — «геен­на») является вторым по распро­странён­ности (77 вхож­дений) после слова ан-нар (около 125 в значении Ада). Большинство других терминов яв­ля­ют­ся сино­нимами. К ним относятся такие слова как ас-са‘ир («пламя») , аль-джахим («огонь», «пла­мя», «жаркое место») . В аяте 37:97 аль-джахим не яв­ляется синоним для Ада, а обоз­начает огонь, в который идо­ло­поклон­ники бросили пророка Ибрахима (Авраама) . В аду есть ляхаб («огонь») , который наказывает горением ‘азаб аль-харик . Уникальный термин хавийа двумя аятами позже опре­де­ля­ет­ся как «бушующий Огонь» .

Два других термина определяются не тем, что они есть, а тем, что они делают: ляза («пламя») из­вест­но как нар талязза («пыла­ющий Огонь») ; функциональное определение слова сакар содержится в аятах . Отно­сите­льно значения термина хутама лексикографы и коммен­таторы Корана высказывали следу­ющие версии: «то, что ломается на куски», особенно разрушение чего-то сухого; оно разрушает всё, что в него вложено подобно тому, как человек, который много ест называ­ется аль-хутама; Абу Хатим ар-Рази сообщил, что аль-хутама — это одни из врат Ада.

Согласно преданию, Ад имеет 7 уров­ней (даракат). Некоторые толко­ва­тели Корана называют их в следу­ющей последова­тельности: Джахан­нам, Ляза, Хутама, Са‘ир, Сакар, Джахим, Ха­ви­йа. Аль-Газали ставит Сакар выше Ляза. По­след­ний — самый нижний и худший из уров­ней.

Простонародные интерпретации

Давайте попробуем понять, что такое ад, из рассказов людей несведущих. Ведь о нем часто говорят всуе. Считается, что это очень страшное место. В нем душа грешника вечно мучается. Бабушки с упоением вещают своим внучатам о больших сковородах и котлах, стоящих на огне, в которых жарятся те, кто не соблюдает заповедей Господа. Вообразить такое, конечно, достаточно сложно. Ведь все мы сталкиваемся со смертью. Тела-то человек лишается. Оно остается в этом мире и покоится в земле. Как же его в котле варить будут? Это первый вопрос, возникающий у внучат, пытающихся понять, что такое ад. На самом деле речь идет не о телах, а о душах. Та часть человека, которую невозможно ни увидеть, ни потрогать, вероятно, бессмертна. Ей и уготованы страшные муки, коли грешил товарищ при жизни. А кто и как станет ввергать душу в страдания? Это представить сложно. Ведь человек так и не определился с понятием души. Она – нечто эфемерное, не имеющее физического образа. Как же ее мучить? Вот и получается, что, кроме сковородок на кострах и чертей, ничего в голову верующим не лезет. Они пытаются объяснить, что такое ад и смерть, исходя из земного опыта. А это неверно. Ведь душа переходит в иной мир, подчиняющийся, скорее всего, другим законам.

Святые отцы об аде

Начать следует с преподобного Исаака Сирина, очень ярко показывающего, что есть рай и ад. Рассуждая о рае, он говорит, что рай — это любовь Божия. Естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду нетварную энергию Божию. Преподобный Исаак пишет: “Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами”. Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад — это бич божественной любви. Он пишет: “Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!”

Таким образом, ад — это мучение от воздействия любви Божией. Преподобный Исаак говорит, что печаль от греха против любви Божией “страшнее всякого возможного наказания”. Действительно, какая это мука — отрицать чью-либо любовь и идти против нее! Какая страшная вещь — вести себя неподобающим образом по отношению к тем, кто нас искренне любит! Если сказанное сопоставить с любовью Божией, то можно будет понять и муку ада. Преподобный Исаак считает неуместным утверждать, “что грешники в геенне лишаются любви Божией”.

Следовательно и в аду люди будут не лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей — и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Во всяком случае неуместно утверждать, что ад — это отсутствие Бога.

Отсюда делается вывод, что опыт переживания Бога у людей различен. Каждому будет дано от Владыки Христа “по достоинству”, “по мере доблестей его”. Будет упразднены чины учащих и учащихся, и в каждом будет обнаружена “острота всяческого устремления”. Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей “вместительностью”. Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников — радовать. Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет: “Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой”.

Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и то же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному.

Методы и правила измерения показателей

Измерять давление можно прямым и косвенным методом. Прямой (инвазивный) метод измерения давления используется при стационарном лечении больного, когда нужен постоянный контроль показателя. Его производят с помощью катетера, иглу которого вводят больному в просвет лучевой артерии. Сам катетер присоединен к манометру для получения показателей давления.

Косвенный (неинвазивный) метод измерения давления не требует прямого контакта с кровотоком:

  • Аускультативный или слуховой метод. Производится механическим тонометром с фонендоскопом. Манжета сдавливает артерию с помощью накачанного воздуха и показатели прослушивают в виде шума, что издается при прохождении крови внутри артерии.
  • Осциллометрический метод. Не требует шумового прослушивания и показатели отображаются на дисплее цифрового тонометра. Самый распространённый метод измерения, который требует минимум усилий и удобен в ежедневном использовании у себя дома в виде электронного тонометра.

Чтобы получить правильные показатели тонометра при измерении давления необходимо следовать таким правилам:

  • Давление измеряют в положении сидя или лежа.
  • Пациент должен быть в расслабленном состоянии, не разговаривать.
  • За час до измерения нужно исключить прием пищи, за два часа – алкоголь и сигареты.
  • Одетую на руку манжету закрепляют на уровне сердца.
  • Если тонометр полуавтоматический, нагнетание воздуха проводят плавно и без резких движений.
  • Закатанный рукав одежды не должен сдавливать руку в процессе измерения.

Первые домашние замеры давления лучше сделать на обеих руках. Руку, на которой показатели окажутся выше используют для постоянных замеров. Считается, что давление у правшей будет выше на левой руке, у левшей – на правой руке.

Нормальное давление взрослого человека имеет показатель от 110/70 до 125/85 мм рт. ст. Если человек проводит систематичные замеры давления и получил показатель на 10 мм рт.ст. выше или ниже от предыдущего, это не является патологией. Но при постоянных значительных колебаниях давления следует обратиться к врачу.

Цитаты о Сартре[править]

Энтузиазм его я всегда объяснял желанием пребывать в первой шеренге. Он ужасно боялся, что история может его выплюнуть, что он может потерять публику, потому что молодые пойдут в другом направлении.

  — «Беседы со Станиславом Лемом» (гл. «Страсть философствования», 1982)

Посмотрите, сегодня от Сартра не осталось ничего, абсолютно.

  — «Так говорил… Лем» (гл. «Summa, или Panta rhei»), 2001

Недаром Жан-Поль Сартр сказал: «Ад — это другие». Это поистине удивительные слова — редко бывает, чтобы такое количество истины удавалось втиснуть в одно-единственное предложение. Однако, несмотря на всю свою глубину, эта сентенция недостаточно развёрнута. Чтобы она обрела окончательную полноту, надо добавить, что Жан-Поль Сартр — это тоже ад.

  — Виктор Пелевин, «Краткая история пэйнтбола в Москве», 1997

Ожидание небытия перед лицом смерти придаёт человеческому существованию экзистенциальный характер. Сартр включает в небытие не только «ничто», но и бессмысленность. В экзистенциализме не существует пути преодоления этой угрозы. Единственно возможное отношение к угрозе — мужество принять её на себя: мужество!

  — Пауль Тиллих

Всю свою сознательную жизнь философ Жан-Поль Сартр был воинствующим атеистом. Хотя он отвергал марксистский материализм, его политические высказывания часто были неотличимы от сталинизма в самых суровых его проявлениях.
Однако в последние месяцы жизни во взглядах философа произошли неожиданные перемены. В 1980 году, на пороге смерти, уже ослепший и беспомощный, но еще в полном сознании, Сартр очень близко подошел к вере в Бога — возможно, даже более, чем близко.
Если рассказать эту историю в нескольких словах (и, наверно, с благоговением), то она такова. В последние годы жизни Сартра с ним проводил много времени Пьер Виктор, бывший маоист. В начале весны 1980 г. они опубликовали свои беседы на страницах ультралевого журнала «Нувель обсерватёр». Достаточно привести одно высказывание Сартра, которое в полной мере свидетельствует о глубине его принятия благодати Божьей и о признании тварности человека:
«Я не ощущаю себя продуктом случая, песчинкой во вселенной; я чувствую, что был ожидаем, приготовлен, задуман. В общем, такое существо, как я, могло появиться только волей Творца. Говоря о творящей руке, я имею в виду Бога».
…Обращение Сартра — и ужас мадам Бовуар. Чаша весов явно перевешивает в сторону слепого старика, который, тем не менее, увидел гораздо больше. — National Review, NY, 11 июня 1982

Что делать при высоком артериальном давлении?

Первое, что необходимо сделать, если симптомы криза незначительны и криз только начинается, это сесть и опустить ноги, так немного снижается приток крови к сердцу и снижается перегрузка. Можно также помассировать ушные раковины, приложить холод к голове, сделать горячую ванну для ног – данные процедуры помогают как рефлекторные с отвлекающим действием. Глубокое дыхание с задержками на высоте вдоха может помочь безмедикаментозно купировать начинающийся криз. Успокоить больного можно с помощью капель Валокардина и Корвалола.

Какие препараты используются для первой помощи при высоком артериальном давлении, зависит от клинических симптомов криза:

  1. Криз без нарушения кровообращения (удушья, сердцебиения, отеков на ногах, увеличенной печень; и патологии центральной нервной системы (нарушения движения, способности говорить, онемения пальцев рук и ног, асимметрии лица) При таком кризе врач дает препараты в форме таблеток и должен контролировать состояние больного в течении месяца.
  2. При кризе с неврологической симптоматикой, загрудинными болями и одышкой состояние оценивают как тяжелое, препараты вводят только парентерально (внутривенно) и больного обязательно госпитализируют для дальнейшего лечения в стационар. Госпитализация в стационар обязательна, так как при данной симптоматике у больного, возможно, будет диагностирован инсульт, инфаркт миокарда.

Из таблетированных препаратов для молодых пациентов используют Нифедипин, Метопролол. При хронических заболеваниях легких, бронхиальной астме Метопролол противопоказан. Если же пациент пожилой и перенес инфаркт миокарда, то рекомендован Каптоприл, Карведилол. При приеме Каптоприла необходимо лежать 8 часов, потому что давление может резко упасть при попытке встать.

Сернокислая магнезия считается устаревшим препаратом, однако иногда ее все же используют при гипертоническом кризе, из стандартов лечения исключены такие препараты как Но-шпа, Папаверин, Дибазол в инъекциях.

Для внутривенного введения используют препараты Нитропруссид натрия, Никадипин, Верапамил, Гидралазин, Эналаприлат, Лабеталол, Клонидин, Азаметония бромид.

Теперь поговорим о лечении гипертонической болезни. Если врач диагностировал гипертоническую болезнь и назначил антигипертензивную терапию, то первое, о чем обязан помнить пациент — антигипертензивные препараты нужно употреблять регулярно, так как их основная цель не в том, чтобы снизить уже повышенное артериальное давление, а предупредить его повышение. Какие же препараты выбора используются для лечения гипертонической болезни?

Справедливость Древнего мира

У этой моральной дилеммы есть два варианта решения. Либо принять такую несправедливость как неотъемлемую часть жизни, либо создать эффективную систему сдерживания. То есть самых бессовестных и агрессивных ждала прямая дорога в ад.

По первому пути пошло язычество. Сильный — прав, он получает лучшее, сильный — любимец богов. А слабые виноваты сами. Выживает более приспособленный. Таково было язычество. Поведение регулировалось исключительно законом, традициями. Вот так поступать нельзя — а вот так можно. Не «не убий», а не убивай гостя, не убивай в храме, не убивай преломившего с тобой хлеб. А в остальных случаях — либо «око за око», либо заплати виру.

Это отчетливо видно не только в греческих и египетских мифах. Даже в Ветхом Завете видны следы этого древнего жестокого мировоззрения. Часто поведение персонажей никак не согласовывается с нормами христианской морали. Они лгут, предают, убивают. Но при этом они чтут заповеди — бесчисленные нормы и запреты, регламентирующие поведение и быт. Они верят в единого бога и пользуются его несомненным покровительством. Почему? Потому что таково было мировоззрение тех времен. Если ты успешен — ты угоден богу, он покровительствует тебе. Если нет… что ж. Видимо, ты грешник. Жестокая дарвиновская теория, оправданная религией. В таких условиях ад — это очевидное излишество. Зачем кого-то карать, если его можно попросту зарубить мечом? Воздаяние здесь и сейчас, собственной рукой, если, конечно, сможешь.

Преуспеяние зла на земле

Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель. Прежде, нежели приступим к описанию этого величайшего и чудеснейшего события, взглянем еще на состояние злосчастного мира, в то время как Господь низшел на землю и вочеловечился для обновления и спасения человечества. Мир был погружен на всем пространстве его в идолопоклонство. Люди, возненавидев друг друга, завидуя друг другу, полили всю поверхность земли своею кровию в ожесточенных бранях, в которых истребились и исчезли многочисленные народы, пожатые мечом и лишенные народности невольничеством и продажею на рынках вселенной подобно скоту или бездушному товару. Бедствия и гибель человечества признаны величайшею славою для человечества, и обагренные кровию собратий завоеватели объявлялись еще при жизни их богами. Другим злодеям, отличавшимся гнусными пороками, воздана божеская честь по смерти их. Удовлетворение постыднейшим страстям считалось высшим наслаждением. Некоторые из отверженнейших человеков вступили в явное сношение с сатаною, облекшись в силу его, содействовали укреплению его господства над землею и человечеством. Это господство достигло полного развития. Под это господство склонился и избранный народ Израильский. Крайне умалившись числом и упав в гражданском отношении, народ этот подпал под власть народов идолопоклоннических. Внутренняя, существенная сила его, заключавшаяся в общении с Богом посредством познания и исполнения Его воли, истощилась. Жизнь по заповедям Божиим, образующая в человеке чистоту ума и сердца, которую осеняет Божественная Благодать, просвещая человека истинным духовным разумом и Богословием, заменилась в большинстве школьным изучением Закона, соединенным с небрежением о богоугодном жительстве, которое книжники и фарисеи – так назывались иудейские ученые того времени – старались заменить притворством и лицемерством. Эти омраченные сатанинскою гордостию ученые, исполненные презрения и ненависти ко всем прочим сословиям народа, рабы страстей, не способные к вере по своей неограниченной и исступленной привязанности к земной славе и земным преимуществам, способные по этой привязанности ко всевозможным преступлениям, совершители этих преступлений, захватили во власть свою вероучение, отвергли из него заповеди Божии, ввели в него свои нелепые предания, сами стремясь в слепоте своей к погибели, влекли к ней и руководимый ими народ. Немногие, весьма немногие человеки остались верными Богу самою жизнию своею и от такой жизни зависящим и воссиявающим истинным Богопознанием. Святыя имена их – в Святом Евангелии.

Теперь переходим к отраднейшему зрелищу. Приготовим, предочистим себя слезами покаяния и, отвлекши ум и сердце от всех земных попечений, присоединимся к сонмам Святых Ангелов, чтоб предаться вместе с ними священному созерцанию вочеловечения Бога-Слова, чтоб вместе с ними в священном удивлении и радости воспеть: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14).

Что такое ад с точки зрения Библии

Надо отметить, что в священной книге верующих смерти уделено не очень много внимания. Из некоторых текстов можно уяснить, что душа будет ожидать Последнего суда. Господь призовет и вынесет приговор каждому, кто когда-нибудь жил на земле. Это утверждение позволяет предположить, что душа обладает бессмертием. О чем, кстати, в текстах говорится. Ведь после страшного Суда людям уготована вечная жизнь. И цель ее тоже описана. Каждый будет изучать бесконечное многообразие Господа, воплощенное в мире. А вот о том, где душа станет поджидать призыва на суд, говорится не так много. Ад – это место, в котором грешники будут страдать. Наполнен он «плачем и скрежетом зубовным…». Так говорится в писании. А это уже намек не на физические страдания, которые вызывают крики и стоны, а на муки совести. Ведь именно такую реакцию у человека вызывают мысли о неправильном, несправедливом поступке, нанесенной кому-то обиде или ином грехе.

В аду под землей правит Сатана

Люди в аду попадают в полную власть Сатаны. Он здесь полноправный всесильный хозяин. Он настолько уверовал в своё могущество, что даже сошествие Христа в преисподнюю сначала его ничуть не страшит. Сатана даже радуется приближающемуся Христу. Но видит Его в ярком Свете и начинает паниковать. Требует от своих приспешников, чтобы те закрыли дверь перед Иисусом Христом.

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Когда Свет, то есть Бог проникает в ад, то тьма рассеивается. Она бессильна перед светом. Как место тьмы ад разрушается и исчезает с сошествием туда Христа.  Отсюда очевидна библейская суть ада – она в неведении одними грешниками и в невидении другими Бога.

«Так будет при кончине века: Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». (Евангелие от Матвея 13:47-50). Это Библия уже о том, что будет после ада.

Адские персоналии

Если низшая демоническая иерархия, лишенная индивидуальных черт, происходит от языческих богов, то вот высшие эшелоны дьявольской власти — товар штучный, авторский. Так же, впрочем, как и святые. Библия говорит только об одном боге — и об одном дьяволе. Есть ангелы и есть павшие ангелы. Все. Остальное — привнесенные в религию размышления богословов и ученых мужей, рассуждающих о том, что такое рай и ад. Это — искусственные порождения. Именно поэтому новые христианские течения, к примеру протестантизм, отрицают существование святых и персонализированных демонов.

Ангелы ада, высшая демоническая иерархия, впервые упоминаются в средние века. О них пишут специалисты-теологи и демонологии, инквизиторы, расследующие дела ведьм и еретиков. Причем зачастую их мнения по поводу специализации того или иного демона расходятся. Скажем, Бинсфельд в 1589 году писал, что каждый демон — воплощение одного из пороков. Гордость — Люцифер, похоть — Асмодей, жадность — Мамона, обжорство — Вельзевул, гневливость — Сатана, лень — Бельфегор, зависть — Левиафан. А вот Баррет спустя двести лет утверждал, что демон лжи — Сатана, искушения и соблазнения — Мамон, мести — Асмодей, а ложных богов — Вельзевул. И это мнения только двух специалистов. На самом деле путаницы намного больше.

Либо ад — это место, в котором служащие должны регулярно проходить курсы повышения квалификации и осваивать смежные области знаний, либо демонологии все же не совсем искренни.

Любопытный факт. Всем известные персонажи романа «Мастер и Маргарита», Бегемот и Азазелло, были не придуманы писателем, а заимствованы из литературы по демонологии. Бегемот — демон, который упоминается в книге Еноха. Кроме этого, в 17-м веке состоялся знаменитый обряд экзорцизма. Демонов изгоняли из настоятельницы монастыря, и этот процесс был тщательнейшим образом записан. Бегемот был пятым по счету бесом, покинувшим несчастную женщину. Голова у него была слоновья, а задние ноги — бегемота.

Азазелло же — это Азазель, демон не христианский, а иудейский. Булгаков писал правду. Это действительно демон засухи и пустыни. Евреи, кочующие по засушливым территориям, как никто знали, насколько убийственной может быть жара и сушь. Так что сделать его демоном-убийцей было вполне логично.

Зачем нужен ад

Позже, с приходом христианства (а Ветхий Завет — это не христианство, это намного раньше), ситуация изменилась. Христос сказал : «Не убий, не укради и возлюби ближнего». Все. Вот и все правила. Христианская концепция человека, угодного богу, — это образец гуманизма при минимуме внешней атрибутики

Не важно, варишь ли ты ягненка в молоке матери его. Не важно, какой рукой ты совершаешь омовение после посещения туалета

Единственное, что имеет значение — это душа. Вектор сместился.

Во времена язычества было сразу видно, кого любят боги. Богат — значит, любят, значит, достоин. Помогают в делах, даруют удачу. Если неугоден — живешь бедно и плохо. О каком еще воздаянии может идти речь? А как быть христианам? В этой, совсем молодой тогда религии, внешняя атрибутивность сменилась внутренней. Хороший человек, соблюдающий все заповеди, мог быть и беден, и болен, и несчастен. Более того, наверняка крестьянин, который не ворует и не грабит, будет беднее разбойника и содержателя притона. Но как же это возможно? Где же тогда справедливость? Вот тут-то появляется концепция воздаяния. Рай и ад — это те самые кнут и пряник, которые регулируют поведение человека, в своих убеждениях и моральных критериях нестойкого. Ведь если кто-то считает ложь и воровство неправильным, то он в любом случае не будет этого делать. Но если он колеблется… Вот тут-то на помощь и приходит концепция посмертного воздаяния. Поступай правильно — и будешь награжден. А если согрешишь… Ад — это вечность, полная мук. Вполне весомый аргумент в пользу правильного выбора.

В литературе

«Божественная комедия» Данте

Основная статья: Ад (Божественная комедия)

Данте и Вергилий (на заднем плане) в аду

В «Божественной комедии» Данте Алигьери Ад представляет собой девять кругов. Чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об Аде.

Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

  • I круг (Лимб) — некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
  • II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).
  • III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.
  • IV круг — Скупцы и расточители.
  • V круг (Стигийское болото) — гневные и ленивые.
  • VI круг — еретики и лжеучители.
  • VII круг:
    • I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
    • II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).
    • III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства.
  • VIII круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели).
    • I ров. Сводники и обольстители.
    • II ров. Льстецы.
    • III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
    • IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
    • V ров. Мздоимцы, взяточники.
    • VI ров. Лицемеры.
    • VII ров. Воры.
    • VIII ров. Лукавые советчики.
    • IX ров. Зачинщики раздора.
    • X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
  • IX круг — обманувшие доверившихся.
    • Пояс Каина. Предатели родных.
    • Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.
    • Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
    • Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
    • Сам Люцифер.

Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му — грехи насилия, к 3-му — грехи обмана. У Данте 2—5-е круги — для невоздержанных, 7-й круг — для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

По какой причине существует ад, если Бог есть Любовь?

Многие верующие предпочитают мыслить свои отношения с Богом именно в категориях награды и наказания и согласны с тем, что Бог может осудить человека на вечную погибель за нелюбовь к Нему.

Особо не вдаваясь в подробности, взглянем критически на вышесказанное. Ведь что такое ад? В буквальном переводе с греческого – это место, лишённое света, то есть Бога, поскольку Свет – одно из самых распространённых Его имён.

Таким образом, ад – это не что иное, как состояние богооставленности, отчуждённости твари от своего Творца.

Отличительным свойством любви является желание единства, воссоединение разделённого.

Наследие Царства Небесного, понимаемое как преодоление духовной смерти, т.е. распада и одиночества, обретается нами в стремлении к Богу, Который и есть эта всё объединяющая Сила.

Поэтому само спасение в святоотеческой мысли связывается скорее с восстановлением человека в первозданном достоинстве, его выздоровлением, нежели с избавлением от осуждения, т.е. той самой «отправки в ад», о которой говорит слоган, вынесенный в заглавие нашего разговора.

Спастись – это значит быть вместе с Богом, и ад так страшен именно потому, что максимально от Него удалён.

Так чем же объяснить популярность противоположной, казалось бы, заведомо искажённой модели отношений Бога и человека? Вероятно тем, что такое понимание в какой-то степени соответствует религиозным ожиданиям большинства верующих, которым от Бога нужен набор весьма конкретных вещей, среди них неизменно: здоровье, успех, благополучие, посмертные гарантии и т.д.

Слоган «Люби меня, или я отправлю тебя в ад» предлагает линейную логику спасения, некий договор, соблюдая условия которого, человек получает гарантии своего посмертного благополучия.

Целью религиозной активности в таком случае является не соединение с Богом, но обретение этого благополучия, понимаемого в «духовном» ключе.

Это сопряжено с желанием оградиться от Бога, защитить себя от Его вмешательства в нашу жизнь, поскольку Бог всё время хочет от человека того, что самому человеку не нужно. Как будто каждый из нас что-то Ему задолжал. И та «любовь», которую выжимает из себя человек, это своего рода налог, плата за те гарантии, без которых он не может побороть тревогу и страх смерти.

Договор устанавливает некий механизм спасения, который для многих предпочтительнее личных отношений, поскольку «страшно впасть в руки Бога Живаго». Легче спасаться законом, чем верою и свободой во Христе.

Дантовский ад

Ад, описанный в поэме «Божественная комедия», состоял из девяти кругов:

  • Первый круг — Лимб. Там ждали Судного дня те, кто не узнал Слово Божие не по собственной воле: некрещеные младенцы и чистые душой язычники.
  • Второй круг — для похотливцев и развратников. Вечный ураган, бесконечное вращение и удары о скалы.
  • Третий круг — для обжор. Они гниют под нескончаемым дождем.
  • Четвертый круг — для скупцов и транжир. Они таскают огромные камни, постоянно вступая из-за них в ссоры и драки.
  • Пятый круг — для яростных и скучающих. Болото, в котором бесконечно сражаются гневные, топча ногами дно, состоящее из тел унылых людей.
  • Шестой круг — для ложных пророков и еретиков. Они покоятся в пылающих могилах.
  • Седьмой круг — для насильников. Они кипят в крови, страдают в пустыне. Их рвут псы и гарпии, поражают стрелы, поливает огненный дождь.
  • Восьмой круг — те, кто предал доверившихся им. Их ждет бесконечное разнообразие наказания. Бичевание, огонь, багры и смола. Для них ад — это пожирание змеями и превращение в змей, бесконечные болезни и страдания.
  • Девятый круг — предатели. Их кара — лед. Они вмерзли в него по шею.
Оцените статью
Добавить комментарий