Аддиктивная личность

2 Классификация

Считается, что зависимости выражаются только в негативных явлениях. Однако это не совсем корректно. Наряду с «негативными» существуют так называемые социально-приемлемые аддикции:

Тип зависимости

Описание

Социально одобренные

Различные духовные практики, творчество, спорт, трудоголизм

Социально неприемлемые

Зависимость от алкогольсодержащих напитков, психоактивных веществ (ПАВ); токсикомания, клептомания (стремление к воровству), компьютерная и интернет-зависимости, включая социальные сети; игромания

Формы различных аддикций и их подвиды описаны в таблицах.

«Это — революция!»

Именно так звучит релиз культовой линейки помад “Диор Аддикт”. В “сердце” каждого продукта находится инновационное верхнее покрытие с гелевой текстурой – CD, состоящее на 40% из масел. Кроме увлажнения и смягчения, еще одна задача революционной формулы – сделать текстуру скользящей, а финиш матовым. В коллекции представлено 38 оттенков, но до России “дошли” только 28. Условно цвета можно разделить на несколько групп:

  • сдержанные повседневные;
  • переливающиеся (в составе мерцающие частицы);
  • насыщенные и яркие.

Стилисты и визажисты в восторге и уверяют, что новый Addict – это реальный прорыв. Каждый оттенок на губах, словно сливочное масло: смягчает, питает и выравнивает. Несмотря на то что продукт ведет себя и выглядит как блеск, он не застывает и не создает липкий слой.

Главное впечатление покупательниц о линейке помад “Диор Аддикт” – не верь своим глазам! То, что в тюбике пылает и пугает алым, розовым, сливовым цветом, на самом деле оказывается “эхом” заявленного оттенка. Поэтому не опасайтесь яркости и спокойно выбирайте понравившийся тон.

Профессионалы рекомендуют: чтобы создать ровный и четкий контур без карандаша и кисти, необходимо держать стик не плоской стороной, а ребром.

Что такое аддикция?

Аддикция – это назойливое желание что-либо сделать либо острая потребность в каком-то предмете или явлении, что позволит человеку достичь наивысшего пика наслаждения, спокойствия и гармонии. Ошибочно называют аддикцию зависимостью, поскольку это разные явления, хотя и взаимосвязанные между собой.

Аддикции ранее приписывали химические направленности в своем проявлении:

  1. Наркотическая.
  2. Алкогольная.
  3. Лекарственная.

Однако на сегодняшний день существует множество разновидностей аддикции:

  • Пищевая.
  • Шопоголизм.
  • Игровая.
  • Интернет аддикция и пр.

Аддикция является стремлением «затуманить» свое сознания с целью достижения высшего наслаждения. Ее особенностью является то, что человек начинает привыкать к тем дозам или той силе, к которой он уже прибегает, поэтому ему приходится увеличивать количество, время, силу и прочие параметры своего пристрастия. Вместе с тем в организме происходят определенные изменения на уровне физиологии и психики.

У каждого человека есть своя аддикция, поэтому выделяют:

  1. Социально приемлемые аддикции:
  • Трудоголизм.
  • Спорт.
  • Медитация.
  • Духовные практики.
  • Творчество.
  1. Социально неприемлемые аддикции:
  • Клептомания.
  • Алкоголизм.
  • Токсикомания.
  • Наркомания.
  1. Аддикции, связанные с развитием прогресса:
  • Игромания.
  • Интернет-зависимость.
  • Зависимость от виртуального общения.
  • Компьютерная зависимость.
  • Зависимость от телевизора.

Следует отметить, что существуют другие виды аддикции: пищевая, стремление тратить деньги, желание покупать как можно больше вещей, даже любовная зависимость. У каждого человека есть пристрастие к чему-либо, причем она заключается в том, что человек не может окончательно насладиться своим действием, поэтому он снова и снова к нему прибегает, повторяет, увеличивая силу или качество.

Аддикцией называется назойливое желание, которое хочется тут же удовлетворить. Человек успокаивается, когда делает то, что ему хочется. Со временем вырабатывается привычка, когда человек уже не думает, а просто реагирует.

Человек проходит несколько этапов развития того, что можно называть привычкой или зависимостью. Хотя это является всего лишь стадиями, как аддикция.

Итак, этапы:

  1. Первая проба. Человек впервые совершает некоторое действие или прибегает к использованию какого-то предмета, ему это доставляет удовольствие. Он может заинтересоваться, начать изучать его состав, влияние, еще раз пробовать, смешивать с другими предметами или действиями.
  2. Привычка. Постепенно то, с чем человек контактирует или какое действие совершает, входит в обычный уклад его жизни. Он относится спокойно к тому, что у него появилось. Теперь он не задумывается над тем, что делать, а просто использует то, что уже приносит ему наслаждение. Порой здесь вырабатывается определенный ритуал, даже время, когда действие совершается или используется предмет.
  3. Аддиктивное поведение. Оно развивается после формирования привычки. Под аддикцией понимается прибегание человека к своей привычке в ситуациях, когда он тревожится, находится в стрессе, сталкивается с проблемами. Другими словами, его привычка становится единственным способом возвращения себе спокойствия, умиротворения, наслаждения. И здесь человек не задумывается над целесообразностью совершения своих привычных действий или использования предмета, поскольку главной его целью является достичь гармонии внутри.
  4. Зависимость. Теперь пристрастие к чему-то просто становится образом жизни. Для того чтобы действие совершить или снова использовать некий предмет, человеку не нужны стресс и проблемы. Аддиктивное поведение становится обычным, внедренным в жизнь человека, который теперь постоянно к нему прибегает по поводу и без.
  5. Деградация. Здесь человек уже не способен критически оценивать свое поведение. Значительно страдает его организм, развиваются хронические заболевания, которые человек списывает на слабость здоровья, а не на свое неправильное поведение. У него меняется психика, ослабевает воля, меняются эмоции и отношение к отдельным окружающим явлениям. Человек может начать вести себя антисоциально, что зависит от вида аддикции.

История термина

Десятилетия назад зависимость была фармакологическим термином, который подразумевал использование препарата (лекарства, легального или нелегального наркотика) в достаточном количестве, чтобы избежать неприятных эффектов отмены. Сопряжённое с состоянием такой зависимости аддиктивное поведение («наркотизм») расценивалось как девиантное и противопоставлялось аддикции как болезни. В настоящее время произошло смещение точки зрения на сущность такого рода аддиктивных расстройств. «Наркотизм» стал рассматриваться наряду с иными поведенческими аддиктивными расстройствами как единый феномен, общего взгляда на психопатологическую сущность которого, однако, не существует.

Биологические механизмы

Данные исследований показывают, что существуют определённые биологические механизмы, отвечающие за аддикции. Однако эта область остаётся предметом споров. Как было озвучено в дискуссии “Социогенетизм или биогенетизм”, биологическая природа врождённых качеств может влиять на принятие решений и поступки. Определённые факторы, относящиеся к генетике, ДНК, психическим расстройствам, могут скрыто присутствовать, чтобы затем в определённый момент активироваться.

С другой стороны, аддиктивное поведение может быть вызвано воздействием окружающей среды, которое приводит к изменению поведения (англ. Behavior modification) личности. Благоприятные отношения, злоупотребления, социальное взаимодействие, воздействие на организм отравляющих веществ — всё это может изменять поведение человека. Некоторые исследователи признают влияние как социальных, так и биологических факторов, которые совместно формируют модель поведения.

В биологический механизм аддикции могут быть включены некоторые участки мозга. Наиболее примечательным является механизм высвобождения дофамина в Nucleus accumbens, который запускается многими наркотическими веществами, что укрепляет зависимость. Выделение дофамина является естественным процессом стимулирующего действия, свойственным, например, питанию или сексу. Наркотики действуют аналогично. В частности, некоторые наркотики увеличивают выработку и высвобождение дофамина в мозге в 5—10 раз, что позволяет людям, которые их употребляют, получать чувство удовольствия искусственным образом. Так, амфетамин напрямую стимулирует выброс дофамина, воздействуя на механизм его транспортировки. Другие наркотики, например, кокаин и психостимуляторы, блокируют естественные механизмы обратного захвата дофамина, увеличивая его концентрацию в синаптическом пространстве. Морфий и никотин имитируют действие натуральных нейромедиаторов, а алкоголь блокирует действие антагонистов дофамина. Начавшись в лимбической дофаминергической системе процесс затем модифицирует другие части мозга, например, вентральную область покрышки.

Механизмы, с помощью которых осуществляется этот процесс, включают в себя проникновение дополнительных AMPA-рецепторов в постсинаптическую мембрану дофаминергических нейронов. Исследования на мышах показывают, что воздействие кокаина в течение двух недель служит причиной долговременных изменений в вентральной области покрышки. Более того, эффект удовольствия от наркотика усиливает поведение, связанное с его получением и приёмом, пока это не формируется в привычку. Первоначально процесс проходит в вентральной части стриатума, главным образом в центре подкрепления (англ. Nucleus accumbens), но затем изменения развиваются в верхней части стриатума (dorsal striatum). Предположительно, связанные с аддикцией модификации нейронов идут по дорсально каскадной последовательности взаимных соединений между двумя вышеупомянутыми областями.

На предрасположенность к появлению наркотической зависимости оказывают влияние несколько факторов. Возможно, она связана с предфронтальной корой головного мозга, которая отвечает за суждения, решения рисковать, контроль импульсивности. Это объяснило бы, почему дети более предрасположены к наркомании. Отдельные исследования показывают, что дети в возрасте от 10 до 12 лет, те, которые проявляют наименьшее торможение в поведении, находятся в максимальной зоне риска для появления аддикции к наркотическим веществам.

Основные стадии

Формирование аддикции проходит у подростков быстрее, чем у взрослых. Молодой организм, нестабильная психика – все это благоприятные факторы для развития психической патологии. С момента первой пробы до формирования абстинентного синдрома при отказе от определенного вида деятельности или вещества может пройти всего 2 месяца.

В подростковом возрасте аддиктивное расстройство проходит 4 стадии:

  • Первая стадия — знакомство с «предметом х». Ребенок редко ощущает удовольствие от своей деятельности. Этот момент является переломным, индивид нарушает внутренний запрет, разрушает границы, отказывается подчиняться своей совести.
  • Вторая стадия — ощущение удовлетворения от происходящего. Зависимость еще сформирована не до конца. Индивид продолжает из-за того, что ему не приходится прилагать усилия для получения удовольствия, а также для поддержания своего социального статуса в определенной группе людей.
  • Третья стадия — формирование психической зависимости. На этом этапе при химической аддикции, активное вещество препарата заменяет нейромедиаторы и самостоятельно проводит нервные импульсы, уничтожая постепенно клетки мозга. Нехимические виды аддикции заключаются в получении определенных ощущений путем совершения действий, в ходе которых вырабатывается дофамин – нейромедиатор, отвечающий за удовольствие. Длительный перерыв вызывает мучительные состояния абстиненции.
  • Четвертая стадия — формирование физической зависимости. При попытках ограничить свои действия, индивид начинает ощущать настоящую ломку, которая сопровождается определенными симптомами и может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

Лечение аддикции

Ни одна из аддикций не проходит самостоятельно, ни физическая, ни психологическая. Бездействие человека, отсутствие контроля, нежелание бороться с зависимостью, способно привести к очень печальным последствиям, которые иногда просто необратимы. В очень редких случаях человек, у которого имеется аддикция, способен попросить о помощи, но большинство не могут критически оценить свое текущее состояние. Особенно больные психологическими зависимостями – игровой, пищевой аддикциями, шопоголизмом не понимают реальный масштаб своего расстройства.

В некоторых случаях бывает, что наблюдается несколько признаков аддиктивного поведения, но точно установить оно ли это, может только психиатр, компетентный в данной области. В результате детальной беседы с пациентом, собрав семейный анамнез, подробную информацию о жизни и личности больного, врач делает вывод о наличии аддиктивного поведения. В процессе такого диагностирования, врач внимательно наблюдает за поведением клиента во время разговора, в котором он может замечать, характерные маркеры аддиктивного поведения, такие как залипание в речи или реактивность, негативные высказывания в свою сторону и другие.

Главным методом лечения аддикций является психотерапия. Если аддикция очень серьезная и долговременная, например, наркотическая или алкогольная, то может еще потребоваться госпитализация пациента с проведением дезинтоксикации организма.

В большей мере используется направление семейной психотерапии (стратегической, функциональной, структурной), поскольку проявление аддиктивного поведения возникает чаще всего под воздействием фактора неблагоприятной среды взросления, в частности, семейного неблагополучия. Психотерапевтический процесс направлен на определение факторов, которые вызвали девиантное поведение, на нормализацию отношений в семье, разработку индивидуального плана лечения.

Профилактика аддикций будет намного эффективней, если вовремя ее начать. Первым этапом в раннем предупреждении возникновения аддикции является диагностический этап, на котором выявляют склонность детей к девиантному поведению, его следует проводить в образовательных учреждениях.

Профилактика аддикций имеет большое значение, если она осуществляется еще в школе. Детям нужно рассказывать о том, какие существуют виды аддикции, причины их возникновения и последствия. Если ребенок будет осведомлен о том, какие разрушающие последствия могут быть в результате химической аддикции, он, скорее всего, не захочет употреблять алкоголь, сигареты или наркотики.

Большую роль играет пример родителей. Если родители не имеют плохих привычек, а ведут здоровый полноценный образ жизни и в том же духе воспитывают своих детей, то вероятность возникновения аддикций у ребенка низкая. Если же ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где злоупотребляют спиртным, он имеет большую вероятность стать аддиктом.

Разговоры родителей с детьми о проблемах, поддержка в трудных ситуациях, понимание и принятие ребенка таким, какой он есть помогут избежать желания ребенка уйти из реального мира в придуманный.

На втором этапе профилактики аддиктивного поведения проходит предотвращение вовлечения детей, в частности, подростков в различные формы зависимостей, как химические, так и нехимические. На этом же этапе осуществляется информирование о методах борьбы с тревожностью, плохим настроением и стрессом, обучение техникам общения.

Следующим в реабилитации является коррекционный этап, на котором происходит коррекция и истребление вредных привычек и зависимостей. Коррекционная работа должна происходить под наблюдением квалифицированного специалиста (психотерапевта).

Профилактика аддикций может быть индивидуальная или групповая. В групповых занятиях применяются техники и тренинги личностного роста, которые предполагают коррекцию определенных негативных характеристик личности и ее поведения.

Если человек после курса лечения избавился от пагубных аддикций, следует принимать меры для его социальной адаптации в обществе, обучать техникам взаимодействия с людьми, ведению активной жизни, предотвращению рецидивов.

Способы лечения

Психологическая зависимость у подростков тяжело поддается лечению. Полное исцеление возможно только на начальных этапах аддикции. К большому сожалению, на 4-5 этапах формирования абстиненции лечение уже является бессмысленным. Мозговые клетки начали деградировать и большинство из них полностью разрушено. При химических зависимостях нередко на 5 этапе внутренние органы функционируют только наполовину.

Успех лечения будет зависеть от возможности понимания и устранения причины, послужившей отправной точкой для формирования зависимости. Индивид должен четко осознавать, что посредством употребления психотропов и осуществления определенной деятельности его проблема не решится. Подросток должен понимать, что ему нужно для достижения гармонии с собой, обществом.

  1. При сильно выраженной абстиненции лечение проходит в условиях стационара, с использованием препаратов, снимающих симптомы. Параллельно в запущенных случаях проводится восстановительная терапия для всего организма. Показаны препараты ноотропного действия, улучшающие работоспособность мозга, снимающие действие психотропных веществ.
  2. Обычно трудных подростков лечат в группах, используя когнитивно-поведенческую модерацию. В группе индивиды учатся решать свои проблемы. На начальных этапах происходит знакомство с ситуациями, проблемами, существующими в жизни каждого участника. Подростки сначала только слушают друг друга, учатся общаться и анализировать, не перебивая других участников и не пытаясь им советовать.
  3. Проводятся различные игры, упражнения, в которых детям предлагается решить определенную проблему без попыток уйти от реальности. После удачной адаптационной работы в группе, подросткам дается задание на дом. Если есть проблема с общением, индивиду предлагается посетить многолюдное место и завести знакомство с человеком. На последних этапах в группе обсуждаются вопросы удачного прохождения терапии и проблемы, которые так и не удалось решить за все это время: избавиться от агрессии и т. п. На этом этапе все участники могут предлагать свои варианты решения непосильной задачи.

Успех лечения определяется возможностью индивидов, проходящих терапию, применять полученные навыки на практике.

Примечания

  1. А.Л.Свенцицкий. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.
  2.  (недоступная ссылка)
  3. Nowack, W.J. . eMedicine Specialities. WebMD (29 августа 2006).
  4. Beck, D.A. (PDF). Department of Psychiatry, University of Missouri-Columbia (2007).
  5. В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004. — 240 с.
  6. Пятницкая И. Н. Клиническая наркология. Л., Медицина. 1975. 332 с.
  7. А. Ю. Егоров . Дата обращения 13 марта 2012.
  8. Leshner A.I. Addiction is a brain disease — and it matters. // Science. 1997. V. 278. N 5335. P. 45-47.
  9. Альтшулер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю. Москва, 1994. — 216 с.
  10. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)// Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1. № 2. С. 153—158.
  11. С.Ю.Циркин. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — 2. — Питер, 2004. — С. 561. — 896 с. — ISBN 5-318-00115-7.
  12. В. Качалов. . Мир Психологии. Дата обращения 12 марта 2012.
  13. Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — Т. 1. — С. 121—136.
  14. Tsuang, M.T.; M. J. Lyons, J. M. Meyer, T. Doyle. Co-occurrence of abuse of different drugs in men: The role of drug-specific and shared vulnerabilities (англ.) // JAMA : journal. — 1998. — No. 55. — P. 967—972.
  15. Salamone, J.D. Complex motor and sensorimotor function of striatal and accumbens dopamine: Involvement in instrumental behavior processes (англ.) // Psychopharmacology (англ.)русск. : journal. — Springer, 1992. — No. 107. — P. 160—174.
  16. .
  17. .
  18. .
  19. .
  20. ↑ .
  21. .
  22. Kauer, J.A.; R.C. Malenka. Synaptic plasticity and addiction (неопр.) // Nature Reviews: Neuroscience. — 2007. — № 8. — С. 844—858.
  23. Belin, D.; B.J. Everitt. Cocaine Seeking habits depend upon dopamine-dependent serial connectivity linking the ventral with the dorsal striatum (англ.) // Neuron (англ.)русск. : journal. — Cell Press (англ.)русск., 2008. — No. 57. — P. 432—441.
  24. Tarter, R.E.; L. Kirisci, A. Mezzich, J.R. Cornelius. Neurobehavioral disinhibition in childhood predicts early age at onset of substance use disorder (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 2003. — No. 160. — P. 1078—1085.
  25. Poquérusse, Jessie  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 августа 2012.
  26. VandenBos, Gary R. APA dictionary of psychology (неопр.). — 1st. — Washington, DC: American Psychological Association, 2007. — ISBN 1-59147-380-2.
  27. Vocci, F. J.; J. Acri, A. Elkashef. A Medication development for addictive disorders: The state of the science (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 2005. — No. 162. — P. 1431—1440.
  28. Cerny, E. H.; T. Cerny. Vaccines against nicotine (англ.) // Human Vaccines (англ.)русск. : journal. — 2009. — No. 5. — P. 200—205.
  29. Carroll, F. L.; B.E. Blouch, R.R. Pidaparthi. Synthesis of mercapto-(+)-methamphetamine haptens and their use for obtaining improved epitope density on (+)-methamphetamine conjugate vaccines (англ.) // Journal of Medical Chemistry (англ.)русск. : journal. — 2011. — No. 54. — P. 5221—5228.
  30. Mantione, M.; W. van den Brink, P.R. Schuurman, D. Denys. Smoking cessation and weight loss after chronic deep brain stimulation of the nucleus accumbens: Therapeutic and research implications: Case report (англ.) // Neurosurgery : journal. — 2010. — No. 66. — P. E218.
  31. Luigjes, J.; W. van den Brink, M. Feenstra. Deep brain stimulation in addiction: a review of potential brain targets (англ.) // Molecular Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2011.

Интернет аддикция

Интернет аддикция у подростков опередила по распространению химическую зависимость. Поэтому отношение к ней очень двойственное. С одной стороны, то, что дети сидят в интернете является лучше, чем, если бы они сидели где-то на улице и принимали наркотики. Но с другой стороны, детей практически ничего больше не интересует, кроме интернета и всего, что они в нем находят, они совершенно выпадают из реальности, у них есть виртуальные друзья, но они забывают о своих обязанностях (учиться, помогать родителям).

Интернет аддикция имеет несколько форм проявления: игровые аддикции; программирование; компульсивное переключение по сайтам; азартные игры в интернете, казино; порнографическая интернет-зависимость.

Компьютерная аддикция выражается в следующих психологических симптомах: состояние, граничащее с эйфорией; невозможность остановиться, увеличение времени препровождения за компьютером, пренебрежение взаимоотношениями с близкими людьми.

Физические симптомы компьютерной аддикции: интенсивная боль в запястье рабочей руки, вследствие поражения нервных окончаний, которая вызвана перенапряжением; головная боль; сухость глаз; нарушение режима сна; игнорирование личной гигиены.

В подростковом возрасте компьютерная аддикция способна приводить к печальным последствиям. Так личность в результате может совершенно выпасть из жизни, потерять близких, разорвать отношения с друзьями, ухудшить свою успеваемость. Возвратиться к реальной жизни аддикт сможет только с помощью специалиста (психиатра, психотерапевта).

У человека, который очень много времени проводит за компьютером, снижается эффективность работы познавательных процессов – мышление теряет гибкость, внимание рассеивается, память ухудшается, портится качество восприятия. В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума

Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое

В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума. Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое.

Обладание неограниченным доступом к интернету и находящейся в нем информации усугубляет зависимость. Однако в современном мире, даже если родители пробуют ограничить доступ к интернету дома, то ребенок все равно находит способ, как ему заходить в интернет. Например, пополняя себе счет на телефоне, получает мегабайты или просит у друга телефон, сидит в компьютерном классе, ходит в интернет-клуб.

Если интернет является единственным способом общения человека с миром, тогда риск интернет аддикции может возрасти и ощущение реальности потеряется насовсем если вовремя не помочь.

Интернет-игры – это самая распространенная интернет аддикция у подростков, которая также имеет очень негативные последствия. У детей и подростков, которые предостаточно времени уделяют играм, постепенно образуется негативное восприятие мира, возникает агрессия и тревожность если нет возможности поиграть.

Определение отклонения

Аддиктивность или аддиктивное поведение подростков относится к группе поведенческих отклонений (зависимостей). Понятие появилось не так давно. Широкий смысл слова «зависимость» подразумевает возлагание надежд на кого-то или что-то с целью получить удовлетворение или адаптироваться к окружающим условиям.

Подростки больше других возрастных категорий подвержены риску аддикции. Их психика еще не полностью сформирована, в организме происходит гормональная перестройка, индивид учится осознавать себя частью общества, общаться, адаптируется ко взрослой жизни. Аддиктивное поведение очень тесно связано со злоупотреблением психотропными веществами, общением с определенными людьми, некоторыми видами деятельности (спорт, секс, азартные игры) и нарушениями прав, потребностей личности, которые должны сделать бунтаря гармоничным, счастливым.

В переводе с английского, слово addiction значит «склонность, пагубная привычка». Если мы обратимся к латинским корням слова, получим в переводе «связанный долгами». Когда личность постоянно старается уйти от реальности, возникает стойкая психологическая зависимость. Не так сложно устранить химические факторы, как психологические.

Виды аддиктивного поведения

Аддикция среди подростков представлена в различных степенях тяжести. Она может быть практически незаметной, сходной с нормальным поведением индивида или же доходить до крайностей. Высокая степень аддиктивности сопровождается психосоматическими патологиями. Разные формы зависимостей имеют особенность сочетаться и переходить одна в другую. Отказавшись от алкоголя, человек начинает много курить; отказавшись от наркотических веществ, многие люди приходят к религии, становясь фанатиками и поддерживая таким образом свое психологическое состояние на том же уровне, что и прежде.

Этапы формирования

Аддиктивная зависимость имеет 5 этапов. На 1 и 2 больного можно спасти. В этом поможет психолог, который определит причину развития и назначит лечение. А вот на последнем этапе жизнь человека полностью рушится. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми, т. к. психическое расстройство серьезное. Этапы развития рассмотрим детально ниже.

  1. «Начальные пробы». На этой стадии человек знакомится с предметом или веществом, которое вызывает аддиктивное привыкание.
  2. «Аддиктивный ритм». Это так называемый перевалочный пункт. Больной осознает все трудности и думает, продолжать ли принимать дозу, играть, пить или остановиться.
  3. «Аддиктивное поведение». Человек отрицает наличие проблемы. Появляется волнение и беспокойство. Он внушает себе, что эта «тяга» ему просто необходима.
  4. «Полное подчинение заболеванию». Старое человеческое «Я» убито, вещество больше не приносит радости.
  5. Последний этап – «Катастрофа». Психологическая и биологическая личности полностью разрушены.
Оцените статью
Добавить комментарий