Агностики: характеристика, психологический анализ данного типа личностей

Виды агностицизма

Скептицизм

Направление в философии, которое выдвигает сомнение в качестве принципа мышления, в частности сомнение в точности истины

Следует обратить внимание, что существуют различия между обыденным скептицизмом, научным и философским скептицизмом

Философский скептицизм

Это направление в философии, которое проявляет сомнения в возможности истинного знания.

Скептики опровергали догматы всех школ, для них знание – это что-то, что должно быть полностью и окончательно верно, а это для них невозможно, из-за этого одни были уверены, что знание всегда ошибочно, для других – знание могло быть ошибочно.

Скептики призывают к поиску истины, но при этом пытаются доказывать равносильность противоположных суждений. Для них истина недостижима, критерии истины не существуют, чувствительный метод вводит человека в заблуждение и мы можем воспринимать то, что не существует — сны и иллюзии.

Разум нас тоже обманывает: он не способен разрешить противоречия.

Релятивизм

Релятивизм — методологический принцип, сторонники которого, абсолютизируя относительности и условности содержания всего познания, считают объективное познание действительности невозможным.

Релятивизм, как методологическая установка, восходит к учению древнегреческих софистов. Как писал Протагор: “человек есть мера всех вещей…”, релятивисты делают вывод, что основой познания является текучая чувственность и она не отражает ничего объективного и никаких устойчивых явлений.

Иррационализм

Иррационализм — философское учение, отрицающее важнейшую роль разума в познании. Оно выдвигает на передний план использование других видов человеческих способностей, таких как: созерцание, инстинкт и интуиция, вера, воображение и и другие чувства.

Иррационализм заявляет об алогичности и иррациональности самой действительности, поэтому познание с помощью разума становится второстепенным.

Примечания

  1. / Под редакцией А. А. Ивина. – М
    .: Гардарики, 2004.

  2. Бердяев Н. А.
    ГЛАВА VIII. Теософия и гнозис // Философия свободного духа = Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1-2. Paris: YMCA-Press . – М
    .: Республика, 1994. – 480 с. – 25 000 экз.

  3. Вышегородцева Ольга
    Бертран Рассел: предисловие к переводам (рус.)
    . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 1 августа 2011.

  4. Huxley T.
    Agnosticism // Science and Christian Tradition . – L.
    : Macmillan & Co, 1909.

  5. Этика. Т. 1. М.: 1921
  6. Ленин Владимир Ильич
    Полн. собр. соч . – Т. 23. – 118 с.

  7. Лев Николаевич Толстой – Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений

  8. И. Кант Критика чистого разума Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума

  9. Чат с Мэттом Стоуном на South Park Studios (англ.)

  10. Бертран Рассел, «Кто такой агностик?
    »

  11. Знаменитые агностики и атеисты

  12. «Robert Anton Wilson». Contemporary Authors Online, Gale, 2007. Reproduced in Biography Resource Center. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale. 2007

  13. Stephen Jay Gould. Nonoverlapping Magisteria (англ.)
    Natural History, 1997, 106 (март): 16-22, 61.

  14. Альберт Эйнштейн в письме М. Берковитцу, 25 октября 1950 года ; Einstein Archive 59-215; from Alice Calaprice, ed., The Expanded Quotable Einstein, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2000, p. 216.

  15. Albert Einstein (1879-1955) . Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 21 мая 2007.

Агностик – кто это? Общее понятие термина

Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.

История возникновения идеологии

Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.

Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.

Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.

Агностицизм в общем виде

Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.

Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.

При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.

Чем отличается агностик от атеиста?

Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.

Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.

Отношение между агностицизмом и другими религиями

Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.

Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.

Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.

Кто может считать себя агностиком?

Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.

Известные агностики

Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.

Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю

В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов

Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может. Беря во внимания любые научные исследования, как инструмент агностицизма Герберт Спенсер указывает на то, что всегда будут вещи и процессы, превосходящие возможности осознания и понимания. Он пытается донести до общества абсурдность попыток это всё обосновать, показывая, как упрощается модель религиозными объяснениями. В некоторых моментах критика религиозного мировоззрения такова, что она убирает чувство экзистенциальной тревоги и ежедневное ощущение бессмысленности существования, с которым всегда сталкиваются сторонники агностицизма.

Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир

Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами

Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.

Знаменитые агностики прошлого

Известно, что термин «агностицизм», выражающий столь скептическое отношение к познанию внешнего мира, впервые был введен в употребление английским ученым Томасом Гексли в 1869 году, но само учение появилось гораздо раньше, еще во времена античной древности. В XVIII веке его яркими выразителями стали шотландец Дэвид Юм (1711–1776 гг., портрет приведен выше) и немец Иммануил Кант (1724–1804 гг., портрет приведен ниже).

Последний, в частности, утверждал, что поскольку об окружающем нас мире мы можем судить лишь на основании тех ощущений, которые он в нас порождает, то ни о какой объективности восприятия не может быть и речи. Логика его рассуждений сводилась к тому, что в нашем сознании картина мира – это не что иное, как продукт работы мозга, созданный на основе той информации, которую он получил от органов чувств.

Однако никто не гарантирует, что она верна, поскольку зрение, слух обоняние и пр. нередко подводят нас. Кроме того, человеческий мозг, к сожалению, является далеко не совершенным инструментом, и также может внести искажение в картину окружающей нас действительности. Проще говоря, Кант, а вместе с ним все разделявшие его точку зрения философы, отвергали реальную возможность иметь объективное суждение в вопросах, касающихся мироустройства. В этом заложено главное отличие взглядов агностиков от позиции атеистов, которые являлись их оппонентами и, яростно отрицая бытие божье, не допускали даже тени сомнения в своей правоте.

Агностик и атеист в чем разница

Атеист и агностик вместе ставят под сомнение религию и бога, поэтому многими, особенно верующими воспринимаются одинаково, но стоит развести данные понятия, так как жизненные концепции людей кардинально различаются.

Атеисты полностью отвергают идею существования любого божества, высших сил, они критикуют все религиозные взгляды и пропагандируют сухой материализм. Если искать синонимы такой жизненной концепции, то это скорее безбожник или неверующий, но не агностик.

Агностики никогда не утверждают, что божественного нет, они только постоянно указывают на недостаточность доказательств присутствия высшей силы, а те моменты, что предоставлены в качестве фактов, могут объяснить с другой позиции, только поднимая вопрос об исключительности единственного толкования. Т.е. агностики теоретически допускают присутствие бога, в отличие от радикальных взглядов атеистов.

Реальная разница в практическом проявлении таких позиций довольно формальна, ведь и агностики и придерживающиеся атеизма не верят в бога, только по причине не доказанности, а другие по причине неверия. Суть остаётся в одном – отрицание божественного. На социальном уровне к агностикам относятся лучше, чем к атеистам, более терпимо и менее критично. Служители культов будут вступать с ними в споры, ведь человек идёт на контакт, другие будут слушать их умозаключения. Это часто очень образованные люди, задающие действительно решающие судьбу вопросы, заставляющие думать других. Их выводы и сомнения не голословны, они всегда будут спрашивать, а не просто критиковать и с радостью примут ту версию, где увидят объективные данные. В этом заключается более лояльное отношение общества, ведь агностик не навязывает и не высмеивает их позицию, чем исключает оборонительную позицию.

Агностицизм является той позицией, благодаря которой возможно сохранение мира. В ситуациях, когда встречаются верующие и атеисты вражда предсказуема – церковь начинает насаждать свои законы, в ответ поднимается материалистическое сообщество, сжигающее храмы и так нарастает снежный ком противостояния. Агностик в такой ситуации подходит с вопросом, а это уже не жёсткая позиция без примирения и сотрудничества.

Кто такие агностики?

Любой человек может оказаться агностиком. , какие-то политические взгляды. «Изюминка» в том, что люди стремятся познать истину и смысл существования выбирая доступные способы. Но для любого убеждения нужны доказательства. Если тезис нельзя опровергнуть, доказать, о суждениях не может быть речи, ведь правой может оказаться любая сторона.

Приведем пример: неизвестно, существует ли Бог, его существование не доказано, не опровергнуто. Агностик не стремится следовать
за суждениями большинства, вне зависимости от «лагеря», он готов о чем-то говорить, имея веские основания.

Довольно часто приверженцы подобного мировоззрения полностью отказываются от философствования, так как явление просто не может быть точно определено. Не стоит думать, что агностики – эдакие «сухари», их ничего не волнует, кроме бытовой составляющей. Просто они не озабочиваются теми моментами, которые не касаются их напрямую, не тревожатся о смысле бытия.

При этом агностики не атеисты
в чистом виде, а нечто среднее между ним и верующим человеком. Они считают, что человек не может познать всего в силу своей ограниченности и субъективности (не факт, что увиденное вашими глазами и обработанное мозгом именно так и выглядит).

По определению, любая система не может постичь сама себя. Что уж говорить о божественном и истинной природе вещей. Поэтому агностики, не веря в бога, не опровергают его существования, ибо доказать нельзя ни то, ни другое. Глупо отрицать то, что не можешь понять. Но также и верить в это они не могут, в силу своего особого мировоззрения.

Не признаю, потому что не верю!

Прежде всего, следует опровергнуть расхожее и крайне ошибочное мнение, что атеист – это неверующий человек. Отнюдь. Он как раз верующий, но верит не в существование бога, а в его отсутствие. Им движет именно слепая вера, поскольку никакими чувственными ощущениями или логическими построениями доказать свою точку зрения он не может. История знает целый ряд мыслителей, которые пытались построить доказательную базу на основе логических заключений, но едва ли результаты их трудов можно назвать убедительными.

Встав на путь голословного отрицания не только бога, но и вообще всего сверхъестественного, атеисты тем самым проповедуют самодостаточность материального мира, а вместе с тем и чисто человеческое происхождение всех без исключения религий. Этим они противопоставляют себя теистам – сторонникам божественного происхождения всего сущего. Как правило, представители этой категории людей придерживаются светских философских направлений, таких как гуманизм, материализм, натурализм и т. д.

Кто такие агностики?

Агностики — люди, считающие объективное познание окружающего мира невозможным. С точки зрения агностиков, абсолютной истины нет – каждый человек имеет право на точку зрения.

Люди называют себя агностиками, когда речь заходит о религии. Здесь кроется компромиссная между атеизмом и религиозностью точка зрения: существование бога (богов) недоказуемо на основе имеющейся информации, но и отрицать такую возможность не следует.

При этом даже среди агностиков присутствует разделение на верующих и неверующих.

Агностические атеисты не верят в существование богов, агностические теисты, напротив, убеждены в существовании минимум одного божества. Но и те , и другие сходятся в том , что нельзя знать наверняка, есть божества на самом деле или нет.

Сегодня «чайник Рассела» используют как аргумент в пользу того, что в споре насчет истинности или ложности некоторых суждений бремя доказательства лежит на утверждающем, а не на его оппоненте – нельзя доказать отсутствие чего — либо.

А может вы — игностик?

Отдельный «подвид» агностиков — игностики. На вопрос о религиозных взглядах игностики просят собеседника дать определение бога, а после решают, верят ли в описанное.

Корни агностицизма просматриваются еще в древнеримской и древнегреческой философии. Философы писали о принципиальной невозможности проверить реальность существования богов. Солидарны с ними были и древнеиндийские мыслители.

Агностицизм противопоставляется гностицизму, к которому относятся многие религиозные течения эпохи Поздней Античности, в том числе — раннехристианские учения. Гностицизм подразумевает существование некоего тайного знания, гнозиса, доступного для просветленных. И лишь пришедшие с помощью интуиции к этому знанию обретают спасение.

Термин «агностицизм» принадлежит зоологу-эволюционисту Томасу Гексли. Ученый ввел его в употребление в 1869 году, когда его пригласило на свои заседания Метафизическое Общество — философское общество, основанное в Великобритании в том же году. Размышляя над тем , кто же он сам — христианин ли , материалист, атеист — Гексли охарактеризовал себя как «свободно мыслящего человека».

Сторонники атеистического мировоззрения считают агностицизм лишним понятием. Немецкий философ Фридрих Энгельс называл агностицизм «стыдливо прикрытым материализмом», а сегодняшние атеисты насмешливо называют агностиков «незнайками». Тем не менее, многие приверженцы атеистических убеждений признают умение агностиков мыслить рационально.

Отношение верующих к агностикам не менее противоречиво. Некоторые из них надеются, что , раз агностики не уверены в том , что богов нет , их можно склонить на свою сторону. Другие же смотрят на агностиков с пренебрежением — им кажется , что агностицизм достаточно близок к религиозному взгляду на мир, однако агностики при этом не ходят в церкви или мечети, не молятся и не совершают каких — либо религиозных обрядов.

Сколько в мире агностиков?

В 2006 году издание Financial Times совместно с исследовательской компанией Harris Insights & Analytics провела опрос по теме религиозных взглядов среди жителей США и пяти европейских стран. Как выяснилось, максимальное количество агностиков проживало в Великобритании — 35%.

Во Франции и Испании их о казалось 32% и 30% соответственно. В Германии доля агностиков составила 25% населения, в Италии — 20%. Наименьшее количество агностиков, всего 14%, оказалось в США. По статистике американского Исследовательского центра Пью за 2012 год, число агностиков составляет всего 3,3% от взрослого населения США, при этом 55% из них склоняются к религиозному мировоззрению.

Аналогичным образом складывается ситуация и в странах Азии — в Японии доля нерелигиозных граждан составляет 64-65%, а во Вьетнаме доходит до 81%.

В Канаде доля агностиков и атеистов составляет треть населения. На Мальте, В Турции, Румынии и Польше всего 1% агностиков и атеистов.

Знаменитые агностики

Среди представителей агностицизма можно выделить Протагора, Канта и Юма — крупнейшего шотландского философа. Среди современников Юм прославился своей политической и дипломатической деятельностью. Юм служил дипломатом в британском посольстве во Франции, и помимо основной работы занимался написанием научных трудов. Он издал фундаментальное собрание сочинений — сборник «История Англии», который быстро распространился по всем странам Западной Европы.

Под влиянием распространившихся среди интеллектуальной элиты взглядов Юма, сформировалось следующее поколение агностиков:

  • А. Смит;
  • О. Конт;
  • О. Конт;
  • Б. Рассел.

По утверждению Юма, познание должно основываться на ощущениях и опыте. Философ также допускал существование внеопытного знания, классическим типом которого называл математику. Математическая наука появилась в результате деятельности сознания, а оно, в отличие от восприятия, субъективно.

Интеллектуальный выбор агностиков

В связи с этим возникает вопрос: что в таком случае мешает атеистам избежать лишних нападок, ведь для этого достаточно не позиционировать себя в качестве врагов церкви, а лишь уклониться от приятия ее учения, сославшись на его недоказуемость? Очевидно, причин может быть две. Первая, носящая название «интеллектуального выбора», заключается в том, что многие из атеистов считают теорию агностиков ложной, поскольку, как они утверждают, в самой ее основе лежит ошибка.

Атеисты указывают на то, что, с позиции онтологии, то есть учения о бытие как таковом, сама постановка вопроса является некорректной. Доказывая отсутствие чего-либо, можно приводить аргументы, относящиеся лишь к какому-то частному случаю, но при этом не опровергающие существование этого объекта как такового. Простой пример: для того чтобы убедиться в том, что в шляпе у фокусника не прячется кролик, достаточно в нее заглянуть. Но даже если его там и не окажется, это отнюдь не будет означать, что кроликов вообще не существуют на свете. Таким образом, попытки доказательства отсутствия бытия божия для атеистов неприемлемы, поскольку, по их мнению, являются абсурдными.

Мир через призму агностицизма

Изучая историю, вы найдете имена многих агностиков. Эйнштейн, Бертран Рассел, Кант, Дарвин. Они разные, но их объединяет непоколебимость суждений
. Это хорошо и плохо одновременно. Нередко агностические убеждения побуждают личность не вникать в суть проблемы, что приводит к неприятным последствиям (конфликты, хотя их агностики не переносят на дух).

Если поискать в Интернете определения того, что такое агностик, то можно найти много интересных интерпретаций и массу упрощений. Нередко все сводится к тому, что это люди, которые, в первую очередь, стремятся к самостоятельности выводов, которые могут быть параллельны или полностью противоположны общепринятым в социуме суждениям.

Это только одна сторона медали, так как на многое влияет окружение, обстоятельства. Дело в том, что агностики не имеют «энциклопедию» с шаблонными ответами на риторические вопросы, которые могут быть им заданы. Их взгляды могут быть независимыми и противоречивыми одновременно, ведь считать себя правым всегда невозможно из-за:

  1. Отсутствия ресурсов.
  2. Минимума знаний в определенной отрасли.
  3. Недостаточной мотивации.

Подводя итоги, скажем: данный взгляд являет собой устойчивое мировоззрение. Его суть в том, что окружающий мир познать объективно невозможно. Абсолютной истины нет
, с этим надо смириться

Важно понимать: агностицизм не науке, так как в уже имеется острая необходимость доказывать истинность фактов

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое гносеология
Кто такой кум(а) – определение понятия, роли и обязанности
Маргинал или изгой общества
Кто такой трансгендер и как люди ими становятся
Архаизмы – это язык наших предков
Фетиш – что это, виды фетишизма и стоит ли жить с фетишистом
Мизантроп – кто это такой и что такое мизантропия

Идеям метафизической философии , активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии , считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения . Научный агностицизм существует как принцип в теории познания , предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта , то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

Кто такой агностик?

Агностик – это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика – лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.

Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:

  1. Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
  2. Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
  3. Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
  4. Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.

Во что верят агностики?

Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:

  • воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
  • верит, что человек должен действовать сам;
  • даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
  • понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
  • совесть человека – мерило его поступков;
  • большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
  • сомневаются в существовании души и бессмертия;
  • смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
  • считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.
Оцените статью
Добавить комментарий