Акселерация

Цикличность

Ретардация в психологии – это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития. По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее. Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).

Ретардация приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, так как от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками. Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными. То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Одаренные дети – дети, обнаруживающие общую или специальную
одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют
по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную
одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность
к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием
ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление
индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков,
окружающей среды и от характера деятельности.
Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.
Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой –
легко складывает в уме пятизначные числа, третий – высказывает мысли,
достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления
ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость
в занятиях любимым делом.
Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий
ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал,
что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений,
интеллектуального, художественного и физического развития блеск “вундеркиндов”
как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему
существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети
легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется
это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше
сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно
компенсирует энергетические затраты. И еще в чем выразилась озабоченность
А.В. Петровского – поддерживая проявления ярких способностей, нельзя
упускать из виду формирование личности.
Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая,
что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого
нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось
бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень
чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная
сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных
детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный
жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях.
Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил
себя как можно ярче в раннем детстве. Н

Лейтес заметил одно важное
обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью
и одаренностью – потребность реализовать себя

Он обращал внимание на
то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного
и талантливого, и что это важно поощрять.
Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал
с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую
предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология
еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая
на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком
уровне умственного развития и многих других особенностях.
Воспользуемся термином “одаренность” в наиболее употребительном
его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых
– общих и специальных

У некоторых детей и взрослых уровень способностей
значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными

Указывая
на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком
уровне умственного развития и многих других особенностях.
Воспользуемся термином “одаренность” в наиболее употребительном
его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых
– общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей
значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.

МАССА ТЕЛА

МАССА ТЕЛА в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные массой 2500 г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и более, рассматриваются как крупные.

В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.

После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.

Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).

Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг. Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценке
массы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ (ОЦЕНКА СТЕПЕНИ). Одним из наиболее надежных показателей биологической зрелости является степень полового созревания ребенка. В повседневной практике она оценивается чаще всего по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me). У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L). При оценке степени половой зрелости обнажать детей, особенно девочек, рекомендуется по частям ввиду повышенного чувства стыдливости. Если необходимо, ребенка следует раздевать полностью. Ниже приведены общепринятые схемы оценки степени развития вторичных половых признаков у детей по областям тела.

Развитие волосяного покрова на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные волосы — Р1; волосы на центральном участке лобка более густые, длинные — Р2; волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3; волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и распространяются вдоль белой линии живота —Р4t.

Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: отсутствие волос — А0; единичные волосы — А1; волосы редкие на центральном участке впадины — А2; волосы густые, вьющиеся по всей впадине — А3.

Развитие молочных желез: железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0; железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус — Ma1; железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса — Ма2; тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком — Ма3.

Развитие волосяного покрова на лице: отсутствие оволосения — F0; начинающееся оволосение над верхней губой — F1; жесткие волосы над верхней губой и на подбородке — F2; распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов — F3; слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов — F4.

Изменение тембра голоса: детский голос — V0; мутация (ломка) голоса— V1; мужской тембр голоса — V2.

Рост щитовидного хряща: отсутствие признаков роста — L0; начинающееся выпячивание хряща — L1; отчетливое выпячивание (кадык) — L2

При оценке степени полового созревания детей основное внимание обращается на выраженность показателей Ma, Me, P как более стабильных. Другие показатели (A, F, L) более вариабельны и менее надежны

Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации у девочек; например А2, P3, Ма3, Ме13. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отставание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше.

Гипотезы о причинах акселерации

В обоснование акселерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.
  • Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch. Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конституциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.
  • Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счёт электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных.

Исследования Хененберга и Лоува

Мацей Хенненберг (Maciej Hennenberg) и его коллега Грэхэм Лоув (Graham J. Louw) из Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге (ЮАР) собрали данные, из которых следует, что рост и вес человека зависят от положения Земли на орбите вокруг Солнца в момент рождения, а различия не ограничиваются человеком.
Рождённые с февраля по июль во взрослом состоянии чуть ниже и меньше рождённых в остальные месяцы. Разница около 500 г и 7 мм, но она статистически достоверна. Этот эффект не связан с сезонами года, так как найден в Северном и Южном полушарии. Эффект найден и у животных (немецких овчарок в Южной Африке).

Хенненберг и Лоув предположили, что найденное ими явление может объясняться эллиптической орбитой Земли или влиянием каких-либо других глобальных факторов.

Уточнение
Действительно есть одно вполне земное явление, которое не зависит от сезонов года. Это внутригодовое изменение содержания в атмосфере углекислого газа, которое связано с неравномерностью распределения растительности на планете (подробно см. в статье )

Следует отметить, что гипотеза связи акселерации с углекислым газом не является новой или оригинальной, но никогда не рассматривалась серьёзно.

Углекислого газа в воздухе очень мало (чуть более 0,038 об. %). В то же время углекислота является самым обычным продуктом жизнедеятельности (конечным газообразным продуктом клеточного метаболизма) и в альвеолярной смеси лёгких её содержание уже в 150 раз больше, чем во вдыхаемом воздухе (5.6 об.%).

Поскольку акселерация — эпохальное явление, имеющее периоды усиления и ослабления (подтверждаемые т. н. лонгитудинальными исследованиями на достаточно представительном медико-статистическом материале), нельзя утверждать о его полной остановке в конце ХХ-го — начале XXI-го века. Исследованиями процессов акселерации занимаются учёные в области антропологии.

Акселерация — исследования и объяснения

Самому термину «акселерация» чуть больше семидесяти лет — его предложил в 1935 году немецкий врач Е. М. Кох. Этим словом (означающим в переводе с латыни всего лишь «ускорение») было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях. Явление акселерации наблюдается в США, Европе, Азии, России, в городах обычно проявляется несколько сильнее, чем в сельской местности. Широкое распространение позволяет ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека.

В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру:

  • увеличение длины и веса новорожденных детей (на момент исследования (1979г.), в среднем на 1-2 кг и 4-5 см больше показателей 30х годов того же столетия),
  • более раннее прорезывание зубов и смена их на постоянные (на 1-2 года),
  • более раннее окостенение скелета (на 2-3 года раньше, чем в 20-30 годы 20 в.),
  • увеличение общего роста на 8-10 см. по сравнению с предыдущим поколением,
  • ускорение роста детей школьного возраста, более раннее половое созревание (в 11-12 лет у мальчиков).

Эти признаки приводят в своих работах Ю. Е. Вельтищев и Г.С.Грачева. И. М. Воронцов и А.В.Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности жизни в целом и репродуктивного периода взрослых людей обоего пола.

Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

По мнению ученых, на скорость развития способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье и питание, но совершенно не влияют расовая принадлежность или климат.

Кроме того, Б. Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков.

Что такое акселерация?

На протяжении веков считалось, что человеческий организм развивается по установленным нормам. В первой половине 20 века было научно доказано, что много новорожденных детей опережает нормы и взрослеет раньше. Ускорение начиналось еще в утробе матери, продолжалось после рождения и завершилось только в зрелом возрасте. Это явление назвали акселерацией (акцелерация). Суть его в следующем:

  • ускоренное прохождение возрастных этапов развития индивида;
  • раннее завершение формирования человеческого организма;
  • удлинение срока жизни;
  • более продолжительный период деторождения.

Причины акселерации

До конца так и не установлено, что же заставляет организм акселерировать. Существуют несколько теорий возникновения этой тенденции:

  • физико-химических влияний окружающей среды;
  • факторов жизненных условий развития;
  • генетического плана;
  • комплексные.

Первая в списке причин акселерации группа теорий подразделяется на:

  1. Гелиогенную. Солнечная активность с помощью радиации стимулирует ускорение всех процессов в организме.
  2. Радиоволновую. На гипофиз мозга влияет магнитное поле Земли.
  3. Космической радиоактивности. Тут предполагаемое воздействие оказывает повышенная радиация Вселенной.
  4. Техногенную. Из-за развития производства переизбыток углекислоты в атмосфере вызвал ускоренное развитие.

Теорий, связанных с влиянием отдельных факторов жизни две:

  1. Алиментарная. Повышение влияния через изменение рациона питания (белковая и витаминизированная пища).
  2. Информационно-психологическая. Насыщенный инфопоток стимулирует кору полушарий мозга, которая активизирует повышенное выделение гормонов. Акселерация это в психологии – раннее достижение зрелости в поведенческих рефлексах (чувство ответственности, трезвость мышления и так далее).

Разные взгляды

По большому счету, все теории акселерации можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. Сторонники первой группы считают, что на развитие человека прежде всего оказывают влияние природные, генетические факторы. Представители второго течения уверены, что основополагающим фактором развития и становления личности является социум, в связи с чем решающую роль играют образование и воспитание, нежели наследственность.

Рекомендуем: Что такое анорексия?

У ретардированных детей обычно отмечается некоторое отставание в развитии, и такой термин прежде всего используется психологами при оценке готовности детей к школьному обучению, ведь педагогический процесс оказывает существенное влияние на каждого школьника, поэтому ребенок должен быть к нему готов.

Примечания

  1. Анна Урманцева. . РИА Новости (8 июля 2017). Дата обращения 27 апреля 2019.
  2. ↑ Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М. 1976.
  3. Волкова Т. В. Акселерация населения СССР. МГУ. 1988.
  4. ↑ Криворуко Т. C. Гигиеническое значение изменений в биологическом развитии человека (Причины и значение акцелерации развития). Кишинёв. «Штиница». 1979.
  5. А. Александрова. Акселерация? Это миф. «Наука и жизнь». № 12, 1995.
  6. Maciej Henneberg, Graham J. Louw. Height and weight differences among South African Urban schoolchildren born in various months of the year. American Journal of Human Biology. Volume 2, Issue 3, Pages 227—233.
  7. Maciej Henneberg and Graham J. Louw. Further studies on the month-of-birth effect on body size: Rural schoolchildren and an animal model. American Journal of Physical Anthropology. Volume 91, Issue 2, Pages 235—244.
  8. Романов В. Планета гигантов в книге — Пять nota Bene.1970
  9. Физиология человека. М.: «Мир», 1996.

ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА

ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА является одним из важнейших показателей физического развития. Этот признак помогает оценить не только морфологическое, но и функциональное состояние организма. Она имеет тесную корреляционную взаимосвязь с рядом физиологических функций организма. Показатели функционального состояния кровообращения, внешнего дыхания, почек тесно связаны с таким показателем, как поверхность тела. Отдельные медикаменты также следует назначать в соответствии с этим фактором. Вычисляется поверхность тела обычно по номограмме с учетом длины и массы тела. Известно, что поверхность тела ребенка, приходящаяся на 1 кг его массы, у новорожденного в три, а у годовалого в два раза больше, чем у взрослого.

Бунтарский дух мальчишек-подростков

Еще одна опасность — психологическая. В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, мальчик может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к «взрослому», когда он, по сути, психологически остается ребенком. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности — все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку. И если у девочек этот период часто проходит более или менее спокойно, то бунтарский дух мальчишек-подростков может стать причиной многих неприятностей — в первую очередь, для самого мальчика.

Часто родители знают о переходном периоде, готовятся к нему, ждут его, но ждут к 15 или 16 летнему возрасту. А он приходит в 12, и они к этому совсем не готовы

Родителям важно знать об этом, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения. Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста

Зато доверительные отношения помогут узнать и удержать, если ребенок попадет под более серьезное и опасное влияние — сект или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное реально и без участия акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться острее.

Признаки и история понятия

Изначально считалось, что основными признаками акселерации являются главные физические параметры развития – вес и рост, окружность головы и объем грудной клетки. Однако спустя некоторое время многие ученые стали придерживаться мнения, что акселерация должна характеризоваться следующими факторами:

  • Пропорции тела.
  • Уровень окостенелости скелета.
  • Жизненный объем легких.
  • Появление молочных зубов и смена их постоянными.
  • Уровень половозрелости.
  • Сила мышц.

А в последнее время понятие об акселерации и вовсе очень сильно изменилось. Оно стало гораздо шире и может применяться как к детям и подросткам, так и ко взрослым людям, если речь идет о таком, например, явлении, как «взросление» климакса, хотя преимущественное значение слова «акселерат» – это все-таки подросток, характеризующийся более быстрыми темпами развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Происходило также постепенное уменьшение возраста, в котором у девушек начинаются менструации, да и вообще сдвинулись сроки половозрелости. В детском и подростковом возрасте такие изменения стали приводить к тому, что у людей начал раньше завершаться рост и окончательное окостенение скелета.

Рекомендуем: Психологическая зрелость

Но принцип акселерации проявился еще и в том, что детородный возраст за последние полвека увеличился на целых 8 лет. Если раньше в России начало периода менопаузы в среднем приходилось на 43,7 года, то теперь это происходит около 50 лет.

Акселерация — зачем о ней знать родителям?

Научные факты, приведенные выше, конечно, занимательны, но несколько отвлеченны и не могут объяснить, зачем знания об акселерации нам, родителям, людям, часто далеким от науки. На самом деле ее значение значительно шире, нежели просто научное. Например, в педиатрии факт акселерации позволяет пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни. Также это полезно знать мамочкам, любящим сравнивать свое чадо с разнообразными нормами и таблицами — ведь эти самые таблицы из книг образца начала прошлого века вполне могут заставить ее поволноваться за здоровье малыша. А в период полового созревания мальчика особого внимания требует то, что ускорение процесса роста может провоцировать отставание или даже заболевания о стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов. Разумеется, врачи об этом знают, но заметить, заподозрить заболевание и вовремя обратиться к врачу — дело родителей.

2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах

Ростовая акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка в значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост, увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, – стала наиболее отличительной чертой происходящих в организме современного человека изменений.

Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время внутриутробного развития, когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз. «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.

Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний вес новорожденного поднялся чуть менее чем на <?xml:namespace prefix = st1 ns = “urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags” />500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.

Физическое развитие во все периоды детства и отрочества в настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга. Сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.

Акселерация — продукт социума? А может, миф?

В настоящее время все большую популярность приобретают исследователи так называемых отсталых племен — с точки зрения их уклада, принципов воспитания и взглядов на развитие детей. Например, бестселлер психотерапевта Жан Ледлофф о принципе преемственности в воспитании, написанный на примере быта южноамериканских индейцев. В таких племенах мальчик часто считается равноправным членом племени, мужчиной, уже в 7-9 лет. Вряд ли они слышали об акселерации и связанных с нею проблемах. Это позволяет предположить, что акселерация и связанные с ней проблемы — продукт нашего образа жизни или взглядов на воспитание.

Впрочем, необязательно ходить за примерами так далеко — еще в 1774 году в России церковь устанавливала минимальный возраст вступления в брак — 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Позже, императорским указом 1830 года, минимальный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха, однако, с благословения церкви возможны были более ранние браки. А в Иране, например, вследствие реформы законодательства в 2002 году мальчики смогут жениться только в 15 лет, вместо 14, как раньше. Что же — все они акселераты? Сомнительно.

Впрочем, миф акселерация или научно доказанный факт — не так важно. Главное, чтобы в трудные периоды жизни, к которым можно отнести и переходный период, независимо от возраста его наступления, наши мальчишки могли рассчитывать на нашу любовь, помощь, поддержку и понимание

Тогда и проблем и сложностей будет меньше, а решать их — проще.

Мария Дюжакова

Раннее половое созревание

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации — ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей

И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания

Раннее половое созревание мальчиков, обусловленное акселерацией, особенно если физическое развитие опережает психологическое, опасно ранними половыми связями и тесно связанными с ними заболеваниями или беременностями столь же рано сформировавшихся подруг. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов или игр, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала — рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания. И даже став взрослыми, наши мальчики часто имеют весьма смутное представление, откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Пока же вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся в основном на плечи родителей. И если родители — мы с вами — не уделим этому достаточного внимания, возможно, однажды нам придется столкнуться с последствиями получения такой информации из других источников. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость — направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения.

Причины

В педагогике, психологии, физиологии и других науках большое внимание уделяется изучению причин акселерации. И единого мнения здесь, надо сказать, до сих пор не сформировано, даже несмотря на то, что выдвинут огромный ряд предположений и гипотез

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Акселерация развития детей может иметь гелиогенное происхождение. Некоторые ученые предполагают, что современные дети много времени проводят на солнце и их организм подвергается воздействию его лучей, в связи с чем дети быстрее растут.

Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка

Имеется точка зрения, что принцип акселерации в большой степени зависит от прогресса в медицине. То, что в последние годы наметилась общая тенденция к увеличению продолжительности жизни, в конечном итоге приводит к тому, что подросток более быстро развивается.

Некоторые ученые считают, что основной причиной акселерации может быть технический прогресс, в том числе применение в сельском хозяйстве, пищевом и фармацевтическом производстве веществ, которые оказывают влияние на рост и развитие ребенка. А вот другая группа исследователей причину описываемого нами явления видит в новых формах воспитания и образования. Нельзя исключить и факт улучшения питания населения, а также более ранний прикорм младенцев.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Признаки гениальности

Также к техногенным причинам акселерации можно отнести влияние радио, компьютеров (в основном сети Интернет), телевидения, кино и прочего на более раннее интеллектуальное и сексуальное развитие. С этим поспорить трудно: посмотрите на современных 2-3-летних малышей, которые не то что читать еще не умеют, но даже порой не знают букв, зато с легкостью справляются с различными гаджетами.

Отметим, что особенности акселерации изучают разные науки. Это медицина, биология, педагогика, социология и психология. В связи с тем что акселерация характеризуется ускоренным развитием, перед учеными встает множество вопросов: пересмотр норм роста и развития малышей, определения нагрузок на человека и т.п.

Оцените статью
Добавить комментарий