Социальная аномия
Когда в обществе начинают меняться устои и моральные ценности, тогда некоторые люди не успевают перестроиться, из-за чего начинают ощущать собственную непричастность. Более подверженными изменениям и гибкими являются молодые люди. С одной стороны, они сами являются инициаторами формирования чего-то нового, что больше соответствует их интересам. С другой стороны, они возглавляют общество в желании изменить сформировавшиеся устои.
Когда мораль и нормы меняются, многие люди теряются. Одни соглашаются с тем, что происходит, другие отказываются, из-за чего становятся борцами за возврат прежних правил. Аномия характеризуется появлением новых устоев, однако отвержение их обществом, которое пока еще живет старыми принципами.
Любое отклонение от нормы называется в социологии аномией. Когда общество входит в кризисное состояние, именно в этот период возникает данное явление. Прежняя мораль разрушена, а новая еще не сформирована. Здесь человек начинает хаотично искать способы достижения баланса, который значительно нарушился. У каждого это получается сделать по-своему. Вот почему целостность общества нарушается, поскольку формируется одновременно несколько групп, которые противоборствуют друг другу.
Когда человеку необходимо реализовывать сразу две противоположные ценности, возникает аномия. Другими словами, аномия – это «переходный период», когда уже не действует старое, но пока еще новое не показало своего положительного результата.
На сегодняшний день аномия является прогрессирующей, поскольку происходит постепенный переход от коллективного к индивидуальному. Человек пока еще не научился сочетать в себе и своих действиях общественную мораль и стремление к достижению личных целей. Если раньше было четкое разделение между слоями людей, где давались четкие цели и законные способы их достижения, теперь человек должен сочетать законность действий с собственными целями, которые он сам перед собой поставил.
перейти наверх
Ðо СÑоÑлÑ
Ðо ÑÑого ÑаÑÑмаÑÑивалаÑÑ ÑолÑко ÑоÑиалÑÐ½Ð°Ñ Ð°Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ, и ÑолÑко Ðео СÑоÑл впеÑвÑе пÑедложил позиÑиониÑоваÑÑ ÑеÑмин Ñ ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑологии. Ðменно Ñ ÐµÐ³Ð¾ легкой ÑÑки деÑиниÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñала вклÑÑаÑÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ ÑоÑиÑма, но и оÑделÑно взÑÑого индивида, в ÑиÑле ÑаÑакÑеÑиÑÑик коÑоÑого оÑлабленноÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ абÑолÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑÑÑкÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенной ÑплоÑенноÑÑи, ÑÑга лиÑноÑÑи к ÑамоÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑазлиÑнÑми ÑизиÑеÑкими и моÑалÑнÑми ÑÑедÑÑвами.
Причины аномии
Причина – резкое изменение морали, ценностей, идеалов, этических норм в обществе. Источник изменений – социально-политическая деятельность государства. Некоторые члены общества не успевают принять новые ценности и новые средства достижения прежних целей, а потому отдельным социальным группам кажется, что общество отвергло их. Новые ценности не воспринимаются как общественные и полезные для всех людей, их воспринимают как опасные, полезные только отдельным представителям.
Говоря простыми словами, аномия в обществе – это разрушение общественного порядка. К этому приводит ряд негативных факторов:
- социально-экономические и политические изменения, из-за которых физическое выживание стало приоритетным для большинства людей;
- критика прежних ценностей, изменение границ между понятием добра и зла.
Развращение ценностей происходит во времена смут, перестроек, революций, кризисов общества. В это время люди теряют доверие к социальным институтам, правительству и тем нормам, ориентирам, что они предлагают. Сплоченный и стабильный социум – лучшая профилактика аномии.
Что такое аномия
Название образовано от французского слова anomie, что значит беззаконие, безнормность. Понятие аномии в социологии ввел французский социолог Э. Дюркгейм, позже его идеи развивал американский социолог Р. Мертон. Согласно определению аномии из Википедии, социальная аномия – это состояние общества, при котором наблюдается разрушение социальных норм и институтов, нестабильность и неопределенность человеческих поступков, разрозненность социальных систем, противоречие общественных целей и имеющихся у людей средств для их достижения.
Понятие аномии на индивидуальном уровне (психология) несколько отличается. Это психологическое состояние индивида, при котором наблюдается деморализация ценностей, потеря связи с обществом, ощущение отчужденности, ненужности, бессмысленности жизни. Человеку кажется, что в мире нет для него места. Мир не понимает его, а он не понимает мир. Аномия становится причиной депрессий, самоубийств и девиантного поведения. Подробнее об этом поговорим в конце этой статьи.
Нормы и аномия
Социальные нормы – рычаг, которые регулирует поведение людей. В эту категорию входят официальные законы, негласные правила и предписания, ожидаемое поведение, одобряемое обществом. Нормы – это своего рода шаблоны, которые подсказывают, что человеку говорить, думать, чувствовать, делать в отдельных ситуациях и условиях. Выполнение социальных норм – обязанность, долг одного индивида перед всеми остальными.
Что такое аномия в обществе? Аномия – это отрицание и (или) игнорирование общественных норм поведения. Это приводит к разрушению общества. Чем дольше сохраняется аномия, тем сложнее будет восстановить структуру общества. Старые традиции, связи разрываются, новые не создаются. Люди становятся асоциальными, страдают от десоциализации. Они озабочены личной жизнью, руководствуются своими интересами.
Примеры
В состоянии аномии человек страдает от противоречия ожиданий и реальности, от невозможности достичь поставленной цели общепризнанными средствами. Индивид оказывается в состоянии социального кризиса.
Примеры аномии:
- стремление к богатству, беззаботной жизни и попытки достичь этого мошенничеством в реальной жизни и интернете;
- стремление к славе и попытки получить ее через провокационные видео в интернете.
Частные примеры аномии мы видим и слышим ежедневно: нападения, ограбления, избиение с запечатлением этого на видео и трансляцией в интернет, публичное совокупление, равнодушие прохожих и многое другое. На индивидуальном уровне аномия ощущается как неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла в жизни, ориентация на выживание, отбывание отведенных дней; на общественном уровне – общественные беспорядки.
Ðо ÐеÑÑонÑ
РобеÑÑ Ðинг ÐеÑÑон, ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑиÑ, введенного ÐÑÑкгеймом, доÑел до ÑледÑÑÑÐ¸Ñ Ð²Ñводов.
Ðо-пеÑвÑÑ, ÑÑо Ð°Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ – ÑÑо оÑÑÑÑÑÑвие возможноÑÑи ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñого, в Ñем нÑждаеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÑоÑиÑма Ñеми ÑпоÑобами, коÑоÑÑе Ñамо обÑеÑÑво пÑиемлеÑ.
Ðо-вÑоÑÑÑ, ÑÑо Ñели не ÑолÑко не опÑавдÑваÑÑ ÑÑедÑÑва, но и пÑоÑивоÑеÑÐ°Ñ Ð¸Ð¼.
Ð-ÑÑеÑÑиÑ, ÑÑо влиÑние ÑÑÑановленнÑÑ Ð² обÑеÑÑве ноÑм ÑÑановиÑÑÑ Ð²Ñе менÑÑим, пока не наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑÑÑемиÑÑÑÑ Ðº нÑлÑ.
Рв-ÑеÑвеÑÑÑÑ, ÑÑо адапÑаÑÐ¸Ñ Ðº аномии пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ñи помоÑи ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ ÑÑÑаÑегий, как пÑинÑÑие конÑоÑмизма как Ñели и ÑÑедÑÑва, но оÑвеÑжение инноваÑий и ÑеÑоÑмизма как инÑÑÑÑменÑа доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼ÑÑлов, пÑиÑем в каÑеÑÑве ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÑнÑÑ ÑезÑлÑÑаÑов, они пÑинимаÑÑÑÑ. РнапÑоÑив: ÑиÑÑализм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑедÑÑвом, но не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑелÑÑ. РеÑÑиÑизм и мÑÑеж же не пÑинимаÑÑÑÑ Ð½Ð¸ как меÑод (ÑпоÑоб) воплоÑение идей в жизнÑ, ни как Ñами идеи.
Разложение, распад и преступность
Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:
- Неустойчивость социальных норм.
- Невозможность морали воздействовать на общество.
- Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.
Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.
Если прежние нормы морали устарели или просто перестали восприниматься некоторой частью общества, а на смену им не пришли новые принципы, происходит подмена ценностей, и люди часто начинают вести себя противоправно. Причем явление аномии и девиантное поведение могут наблюдаться во всех слоях общества, но все-таки прежде всего это присуще молодому поколению.
Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.
Рекомендуем: Ассертивное поведение — это
Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т.п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.
Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:
- В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
- Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.
Аномия в советской и постсоветской России[править]
Русское будущее Аномияпроблема |
- У кого:
- Россия
Русский вопрос:
Аномия • Атомизация общества • Вымирание русских • Еврейский вопрос • Искусственная бедность • Национальная недостаточность русских • Постиндустриальный барьер • Система угнетения русских • Украинский вопрос
Противоестественность и невыносимость жизненного уклада советско-постсоветского общества проявилась, в том числе, и в особенно глубокой аномии, поразившей его. Данный жизнью богатый материал позволил российским учёным и публицистам — в частности, Сергею Кара-Мурзе и Егору Холмогорову — развить теорию аномии.
По наблюдениям Холмогорова, в советском обществе моральные ценности, наряду с прямым террором, стали средством эксплуатации его лучших представителей. Эта практика продолжается по сей день, приняв форму пропаганды властью всё новых идеологем (например, евразийства) или привлечению денег и волонтёров к разным благотворительным мероприятиям. Собранные так ресурсы демонстративно разбазариваются или разворовываются.
Вызванное этим разочарование в используемых эксплуататорами ценностях и защитная реакция против эксплуатации привели к их превращению в парадные и выработке реальных ценностей.
Более того, в обществе и эксплуатирующем его слое начальства выработался негласный консенсус против тех, кто пытается следовать парадным ценностям: с ними показательно расправляются.
Всё это способствует отрицательному отбору.
Сергей Кара-Мурза указал на то, что застойная бедность, поразившая Россию, порождает аномию.
[править] Использование термина
Понятие аномии применяется в социологии, политологии, социальной психологии, культурологии и других социогуманитарных дисциплинах. Иногда употребляется оно в научно-исторических учениях для обозначения социально-психологического состояния слоёв, групп и других сообществ накануне, после и в ходе крупных революционных сдвигов, масштабных и длительных военных конфликтов и иных общественно-политических катаклизмов.
В некоторых современных политологических, социологических и культурологических исследованиях отмечается, что во многих обществах посткоммунистических стран наблюдается социально-психологическое состояние, близкое к аномии, или наличие черт, ей присущих.
Преодоление аномии
Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.
В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.
Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.
Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.
перейти наверх
Социальная аномия в личностном измерении
Для большинства людей, не способных «прогибаться под изменчивый мир», аномийные условия губительны. Они бросают человека на амбразуру отрешенности, безучастия и неверия. Не случайно в современном обществе такую востребованность получили виртуальные отношения, заменившие многим реальную близость.
Социальный хаос накладывает на поведение личности отпечаток вседозволенности и непредсказуемости. В правовом сознании отдельных индивидуумов могут возникнуть метаморфозы инволюционного характера: впадание в первобытную дикость, проявление варварских форм поведения.
Аномия всегда трагична. Это всегда гибель, разрушение. В волнах социального беспорядка тонут многие их тех, кому в обстановке стабильности вполне удалось бы устоять. Недаром немецкий мыслитель Якоба Беме предупреждал, что хаос – «мучение» не только материи, но и духа.
Трактовка аномии у Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона.
Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологические состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества , апатии, разочарованности в жизни, преступности.
Понятие аномии введено Эмилем Дюркгеймом.
Теория аномии разработана Робертом Мертоном.
Аномия у Дюркгейма
: состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели и утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную или индивидуальную жизнь.
Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество: аномическое разделение труда возникло ввиду распределения рабочих мест не в соответствии со способностями, что ведет к нерегулируемости экономической деятельности в таких обществах; в «Самоубийстве» Дюркгейм пытался провести корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями.
Аномия у Мертона
: социальные ситуации и индивидуальные ориентации, не соответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированный средств их достижения (например, социальные условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная преступность).
Трактовка аномии Мертоном позволила использовать это понятие при исследовании девиации: при разрыве между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступным личностям/группам возможны:
1. «инновация»: преступление или другие социально осуждаемые средства достижения одобренных целей;
2. «ритуализм»: попытки добиться одобренных средств без перспективы добиться успеха;
3. «ретреатизм»: выбор;
4. «восстание»: стремление изменить систему.
Мертон показывает, что аномия может стать источником социальных изменений или источником социальных проблем
Социальная норма и социальная аномия
Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.
Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.
Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:
- Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
- Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.
Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.
Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.
Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.
Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.
Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.
перейти наверх
ФакÑоÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑоÑиалÑной аномии
СÑÑноÑÑÑ ÑоÑиалÑной аномии ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² наÑÑÑении обÑеÑÑвенного поÑÑдка. Ðиже пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ ÑакÑоÑÑ, “благодаÑÑ” коÑоÑÑм ÑоÑиалÑÐ½Ð°Ñ Ð°Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑазвиваÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ñвление:
- ÐÑиÑоднÑе, полиÑиÑеÑкие, ÑкономиÑеÑкие или иного Ñода поÑÑÑÑениÑ, коÑоÑÑе пÑивели к ÑомÑ, ÑÑо болÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑекÑаÑила оÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑоÑвÑиеÑÑ Ð½Ð¾ÑмÑ, оÑвеÑгла пÑивÑÑнÑе ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸ Ñоли в полÑÐ·Ñ ÑизиÑеÑкого вÑживаниÑ.
- ÐоÑÑÐ¾Ð·Ð¸Ñ ÑенноÑÑей, Ñо еÑÑÑ ÑазмÑÑие гÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð¾Ð±Ñом и злом, оÑнов ноÑм моÑалей. Ðак ÑледÑÑвие – кÑиÑика в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐµÑе недавно важнÑÑ Ð²ÐµÑей, ÑиÑоÑиÑеÑкие вопÑоÑÑ Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва “Ð Ñак ли они важнÑ, как дÑмалоÑÑ?”. РаÑпад ÑоÑиалÑной ÑелоÑÑноÑÑи.
Феномен в рамках психиатрии
Аномия в психиатрическом ключе рассматривается тогда, когда речь идет о деменции (старческое слабоумие), эпилепсии, психозах, в том числе и на фоне алкогольного запоя. Понимается аномия не только как патологическая забывчивость, но и в форме нарушения речи. При этом феномен выступает как дополнительный симптом, наряду с которым могут фигурировать иные проявления, а само общее состояние больного постепенно ухудшаться.
Дополнительно к симптоматике, которую демонстрирует аномия, можно отнести:
- пациент способен при попытке объяснить, о чем идет речь, наглядно демонстрировать жестами, мимикой значение забытого названия, например, делать вид, что что-то пьет, когда не может вспомнить слово «чашка»;
- аномия характеризуется таким проявлением как молчаливость или немногословность;
- в ряде случаев может отмечаться склонность к персеверациям (навязчивое повторение одной фразы) или парафазиям («подмена понятий», замена одних слов на другие).
Бенджамин Раш считал, феномен должен пониматься как «врожденный дефект, когда нет моральных ценностей в сознании индивида». С иной стороны, понятие обозначает отсутствие согласования внутренних чувств и переживаний, которые воспринимаются больным как чужеродные, беспочвенные или ненормальные.
Теория аномии
Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.
Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.
Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.
В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию девиантного поведения, когда человек начинает пить алкоголь, впадает в депрессию, живет скучной жизнью и т. д.
Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи psymedcare.ru как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.
Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:
- Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
- Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
- Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.
В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.
перейти наверх