Виды ассоциаций в психологии
Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.
Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.
Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.
Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.
Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.
Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.
Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.
Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.
Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.
Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.
Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.
Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.
Реорганизация
Ассоциация может быть реорганизована в различные формы некоммерческих организаций.
При реорганизации данного образования все документы, которые обладают значимостью, передаются государству, а именно — в архивы
В случае наличия таковых, документы с информацией о личном составе так же передают государству. При передаче документов должны быть соблюдены все требования архивов, в которых они будет храниться.
Ликвидация ассоциации происходит либо по решению суда, либо по решение ее членов. В случае ликвидации назначается специальная комиссия, которая ставит сроки и определяет порядок ликвидации.
Имущество
Имущество ассоциации формируется из поступлений учредителей, добровольных взносов и доходов, получаемых от ценных бумаг, вкладов и акций, в которые инвестировались средства ранее..
Ассоциация в химии
Асооциация – объединение молекул или ионов в группы, составляющие более сложные соединения, но не изменяющие химическую природу вещества.
Существует ассоциация ионов и молекул. Ионы группируются под воздействием электростатических сил. Минимальное количество ионов в ассоциации равняется двум.
Ассоциация молекул создается за счет молекулярных сил притяжения. Влияет на свойства растворов и образование комплексных соединений.
Ассоциация – понятие, применяемое в разных областях знаний и по своему не заменимое. Правильное использование подобных терминов – основа правильного понимание сущности предметной области.
Ассоциации с точки зрения психологии
Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.
Ассоциация как связь
Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.
Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.
Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.
Психофизиологический механизм ассоциаций
Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.
Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.
Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:
- Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
- Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
- Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
- Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.
Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.
Международная ассоциация – что это такое?
В век всемирной глобализации неудивительно, что объединения могут охватывать не только крупные предприятия и корпорации, но даже и страны. Чаще всего такие союзы призваны защитить права работников конкретной отрасли, понять проблематику дальнейшего развития и принять нужные меры. Международные организации выпускают различные стандарты, стремятся повысить уровень квалификации работников, на их базе проводятся многие конференции и мероприятия. Кажется, что жизнь обычного человека нигде не пересекается с деятельностью подобных союзов, но это не совсем верно. Они могут невидимо влиять на качество жизни, ведь в современном мире все сферы сильно связаны друг с другом. Примером может служить Ассоциация международных фармацевтических производителей. Большинство людей пользуются медицинской продукцией, поэтому стандарты качества, принимаемые этим союзом, напрямую отражаются на здоровье и продуктивности лечения заболеваний. Это всего лишь один из многих примеров подобных организаций. Сегодня в мире их насчитывается довольно много.
Другие крупные организации
В мире насчитываются тысячи различных объединений, но некоторые из них достойны особого внимания, поскольку их деятельность влияет не только на отдельные страны, но и на состояние всего мира в целом.
Особого внимания заслуживают:
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Представляет собой региональную организацию, которая была создана для повышения экономического роста, улучшения социальных условий и культурного развития. В АСЕАН входят такие страны, как Индонезия, Таиланд, Сингапур, Филиппины и др.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Эта медицинская ассоциация является специальным учреждением ООН. Цель ВОЗ — помощь народам мира в достижении наилучшего уровня здоровья, борьба с эпидемиями, ликвидация опасных болезней, контроль качества медицинских препаратов. Для всего мира очень важна такая ассоциация. Это действительно большой шаг вперед и хорошая поддержка как для развивающихся, так и для развитых стран.
ЮНЕСКО.
Это объединение призвано поддерживать мир, стабильность и безопасность за счет сотрудничества государств в сфере культуры, образования и науки. Основные направления деятельности данной организации – гуманитарные, социальные и естественные науки, культура, образование, коммуникация. Также организация борется с проблемами дискриминации в области образования, безграмотности и т. д.
Определение слова «Ассоциация» по БСЭ:
Ассоциация (позднелат. associatio — соединение)объединение, союз: например, объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели.
Ассоциация — в психологии, связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). действие этой связи — актуализация А. — состоит в том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой А. считается условный рефлекс.Хотя идея связи представлений развивалась уже в античной философии, особенно у Платона и Аристотеля, термин «А.» был введён лишь английским философом Дж. Локком в 1698 и с этого времени стал основным понятием Ассоцианизма. В истории психологии А. классифицировались по различным основаниям (см. П. А. Шеварев, Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959). Одна из распространённых классификаций основана на временных условиях образования А.: если связь между психическими образованиями возникает благодаря их одновременному появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве. если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Другая классификация основана на различии содержания психических образований, между которыми устанавливается связь, и содержания членов той А., которая при этом актуализируется. по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту. Под это же основание деления попадают и обобщённые А., выделенные советским психологом П. А. Шеваревым.Лит. см. при ст. Ассоцианизм.В. А. Костеловский.
Ассоциация — растительная, основная единица классификации растительного покрова, представляющая совокупность однородных Фитоценозов с одинаковыми структурой, видовым составом и со сходными взаимоотношениями как между организмами, так и между ними и средой. Каждая А. тесно связана с определёнными условиями среды — климатом, почвой, а также населяющим её животным миром. А. характеризуется определённой продуктивностью (запас и прирост) растительной массы. При изменении внешних условий и состава флоры А. изменяются. Так, современные европейские А. широколиственных лесов возникли из аркто-третичных лесов и, в свою очередь, могут уступить место в ходе исторического развития растительности другим А. Участки современной растительности под влиянием изменений рельефа, гидрологических и почвенных условий, а также вследствие прямых (например, сенокошение, рубка лесов, строительство водоёмов) и косвенных (например, пастьба скота) антропогенных влияний могут изменяться коренным образом.Примеры А. — сосняк с брусникой в напочвенном покрове на сухой и бедной почве, сосняк с черникой на более увлажнённой почве, дубравы со снытью в травяном покрове, участки луга с преобладанием лисохвоста и со сходным составом других растений, болота со сфагновым покровом, пушицей, багульником и т. п. При оценке лесных и кормовых угодий основываются на свойствах господствующих А. Например, при детальном изучении лугов и при составлении крупномасштабных карт растительного покрова на них наносятся отдельные А., при уменьшении же масштаба — объединения А. Называются А. обыкновенно по господствующим в них растениям, например бор-брусничник — Pinetum vacciniosium, елово-сосновый лес с брусникой и кислицей — Piceto-Pinetum vaccinioso-oxalidosum. В изучение А. большой вклад сделали русские и советские учёные — Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачев, В. В. Алехин, А. П. Шенников и др.Лит.: Растительный покров СССР, т. 1-2, М., 1956. Основы лесной биогеоценологии, М., 1964.В. Н. Сукачев.
Детские психические травмы как результат плохих ассоциации и воспоминаний
Значительно интереснее с индивидуальными ассоциациями. Они, как правило, эмоциональной природы и их трудно выявить, если не знать некоторых психологических методов. С ассоциациями, причиняющими человеку неудобство, работает психолог. Например, фобии – это результат закрепленных плохих ассоциаций.
Допустим, сам человек или кто-то из его родственников тонул. С этого момента возникает боязнь воды, так как последняя прочно ассоциируется у человека со смертью или ее возможностью. У некоторых эта связь явлений настолько устойчива, что они даже опасаются заходить в ванную комнату.
Так же есть интересный пример плохой ассоциации – клоуны. У большинства людей этот образ вызывает положительные эмоции. Но есть представители рода человеческого, которые боятся клоунов. У такой фобии может быть только одна настоящая причина: ребенка испугали артисты с раскрашенными лицами, прежде чем он узнал, что они хорошие добрые и смешные. Кстати, король ужасов Стивен Кинг использовал образ клоуна как воплощение мирового зла в своем романе «Оно».
Теперь у нас есть и второй ответ на вопрос, что такое ассоциация? В сфере нашего внимания была психологическая наука.
Основная концепция
Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:
- Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
- Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
- К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
- По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
- Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.
Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.
Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.
Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:
- Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
- Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
- Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
- Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
- Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
- Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека
Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд
Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.
Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.
Метод свободных ассоциаций
Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.
Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.
Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.
Разнообразие ассоциативных методов
В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:
- На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
- На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
- На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.
Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности