Беспечность

ÐаÑа пÑиÑода â Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑимеÑ

ÐглÑниÑеÑÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг и поÑмоÑÑиÑе на обиÑаÑелей зеленого миÑа, здеÑÑ Ð½Ð¸ на одном пÑимеÑе Ð²Ñ Ð½Ðµ ÑвидиÑе беÑпеÑноÑÑÑ. ЭÑо поÑÑоÑннÑй пÑоÑеÑÑ Ð²ÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ забоÑÑ Ð¾ поÑомÑÑве. Ðаже ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÐºÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð±Ð°Ð±Ð¾Ñка, поÑÑÐ°Ñ Ñ ÑвеÑка на ÑвеÑок, занÑÑа делом. ÐÐµÑ Ð½Ð¸ одного живоÑного на наÑей планеÑе, коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ñло Ð±Ñ ÑвойÑÑвенного каÑеÑÑво подобного Ñода.

Ðолее Ñого, можно пÑивеÑÑи невеÑоÑÑное колиÑеÑÑво пÑимеÑов, когда не Ñо, ÑÑо беÑпеÑноÑÑÑ, а геÑоизм пÑедÑÑавиÑелей Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² заÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑÑоÑгаÑÑÑÑ Ð¸Ð¼. РкаÑеÑÑве пÑимеÑа возÑмем гоÑдÑÑ Ð¸ кÑаÑивÑÑ Ð¿ÑиÑÑ â оÑла. ÐÑел пÑоÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð² Ñвоей жизни длиннÑй и ÑÑжелÑй пÑÑÑ ÑÑанÑÑоÑмаÑии. ÐÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÑÑо ÑледÑÑÑим обÑазом: к ÑоÑока годам клÑв и когÑи оÑла ÑÑановÑÑÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñми загнÑÑÑми и он не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑваÑиÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ добÑÑÑ, длиннÑе и ÑÑжелÑе пеÑÑÑ Ñакже меÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑоко вздÑмаÑÑÑÑ Ð²Ð²ÑÑÑ Ð½ÐµÐ±Ð° и вÑÑлеживаÑÑ Ñвои жеÑÑвÑ.

Тогда оÑел ÑÐ°Ð·Ð±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¾ каменнÑÑ ÑÐºÐ°Ð»Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ ÐºÐ»Ñв, и ждеÑ, когда оÑÑаÑÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй. ÐовÑм клÑвом он вÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñе пеÑÑÑ Ð¸ когÑи. Ðогда ÑÐ°Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾ заживаÑÑ, оÑÑаÑÑаÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе пеÑÑÑ Ð¸ когÑи, оÑел еÑе Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ ÑÑидÑаÑÑ Ð»ÐµÑ. ЧÑо ÑÑо? ÐеÑоизм, или ÑÑо беÑпеÑноÑÑÑ? ÐеÑеигÑÑÐ²Ð°Ñ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñеловека, ÑоÑелоÑÑ Ð±Ñ ÑказаÑÑ, ÑÑо не ÑледÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ до кÑиÑиÑеÑкой ÑоÑки. Ðе забÑвайÑе об ÑÑом, доÑогой ÑиÑаÑелÑ.

беспечный I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. беспе́чный беспе́чное беспе́чная беспе́чные
Рд. беспе́чного беспе́чного беспе́чной беспе́чных
Дт. беспе́чному беспе́чному беспе́чной беспе́чным
Вн.    одуш. беспе́чного беспе́чное беспе́чную беспе́чных
неод. беспе́чный беспе́чные
Тв. беспе́чным беспе́чным беспе́чной беспе́чною беспе́чными
Пр. беспе́чном беспе́чном беспе́чной беспе́чных
Кратк. форма беспе́чен беспе́чно беспе́чна беспе́чны

бес-пе́ч-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — беспе́чнее, беспе́чней.

Корень: -беспечн-; окончание: -ый [].

Семантические свойства

Значение

не проявляющий нужного внимания, предосторожности; не задумывающийся о возможных последствиях своих действий; беззаботный ◆ Русский крестьянин ленив и беспечен, а имея кусок хлеба со своей земли, он, разумеется, не пойдёт работать! А. А. Потехин, «В мутной воде», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см

) || свойственный такому человеку ◆ Как только я решил это, в ту же секунду исчезло моё счастливое, беспечное расположение духа, какой-то туман покрыл всё, что было передо мной, — даже её глаза и улыбку, мне стало чего-то стыдно, я покраснел и потерял способность говорить. Л. Н. Толстой, «Юность», 1857 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) || выражающий такое отношение ◆ Он с беспечным видом ходит по полям и лугам… М. Е. Салтыков-Щедрин, «Помпадуры и помпадурши», 1863—1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной весёлости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби… И. С. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

протекающий без забот, не омрачаемый ими ◆ Но зачем же среди недумающих, весёлых, беспечных минут сама собою вдруг пронесется иная чудная струя: ещё смех не успел совершенно сбежать с лица, а уже сжал другим среди тех же людей, и уже другим светом осветилось лицо… Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Навестить родные кусты, вспомнить дни глупого детства, беспечной юности… А. Н. Островский, «Лес», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимы

Этимология

Из бес- + печи, (печали) далее от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пеку, печи, ст.-слав. пекѫ, пешти (πέσσειν), пешти сѩ (μεριμνᾶν), русск. пеку, печь, укр. пеку́, печи́, пекти́, белор. пекцí, болг. пека́, сербохорв. пѐче̑м, пѐħи, словенск. рéčеm, péči, чешск. реku, рéс, словацк. реčiеm, рiесť, польск. piekę, рiес, в.-луж. pjeku, рjес, н.-луж. pjaku, рjас. Родственно лит. kерù, képti «печь», латышск. серu, серt (из балт. *реkō), др.-инд. ра́саti «варит, печёт, жарит», авест. раčаiti, др.-инд. paktás «варёный», греч. πέσσω «варю» (*реki̯ō), πεπτός «вареный», лат. соquо «варю» (*quequō), алб. рjеk «пеку», бретонск. pibi «печь», тохарск. В рараkṣu «вареный», англос. áfiǵen «поджаренный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

не проявляющий нужного внимания, предосторожности; не задумывающийся о возможных последствиях своих действий; беззаботный

протекающий без забот, не омрачаемый ими

Птенцова А. В. Легкомысленный1, беспечный1, несерьёзный1, ветреный1 // Апресян Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск. М.: Языки русской культуры, 1997, с. 163—166.

Рифма к слову беспечность

вечность, бесконечность, праздничность, ироничность, точность, неприличность, непорочность, поэтичность, порочность, личность, мелочность, способность, серьезность, должность, несложность, пагубность, бледность, возможность, подробность, наружность, противоположность, противуположность, противность, бедность, взаимность, негодность, непрерывность, очевидность, принадлежность, неисправность, интенсивность, исправность, потребность, важность, громадность, ревность, трудность, леность, враждебность, случайность, виновность, праздность, сложность, невозможность, неподвижность, необычайность, готовность, наивность, жадность, разнообразность, ничтожность, забавность, неспособность, набожность, ложность, осторожность, нежность, целесообразность, любезность, холодность, неизбежность, молодость, редкость, несправедливость, стойкость, брюзгливость, поворотливость, строгость, живость, твердость, низость, сладость, дикость, вспыльчивость, изворотливость, гордость, ласковость, слабость, колкость, справедливость, грубость, учтивость, гадость, легкость, заботливость, неучтивость, забывчивость, памятливость, узкость, гость, торопливость, тонкость, мягкость, пакость, тягость, молчаливость, дерзость, благость, неловкость, резвость, стыдливость, мерзость, близость, резкость, сносливость, задумчивость, новость, радость, некрасивость, кость, разговорчивость, власть, есть, напасть, ненависть, месть, прелесть, скласть, зависть, класть, пасть, поесть, тяжесть, съесть, приобресть, весть, кисть, честь, тягучесть, сесть, доесть, украсть, попасть, подпасть, участь, несть, часть, область, присесть, надоесть, покаместь, лесть, страсть, прочесть, красть, совесть, пропасть, счесть, горесть, масть, шесть, упасть, привесть, признавать, раздевать, расстраивать, преодолевать, овладевать, наплевать, ослабевать, задавать, давать, подозвать, отдавать, звать, познавать, узнавать, подавать, распродавать, развивать, завоевать, подозревать, ать, отогревать, вызвать, выдавать, девать, воевать, вставать, надевать, отстаивать, доставать, одевать, сбивать, назвать, напевать, взбивать, отставать, ночевать, сознавать, позвать, убивать, призвать, погибать, настаивать, танцевать, придавать, отбивать, продавать, перебивать, жевать, издавать, поспевать
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

Значение слова.

Беспечность и упование на Промысл Божий: одного сукна епанча?

В одной из Своих бесед с учениками Господь Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Во время посещения Спасителем дома Марфы она со всей усердностью хлопотала об угощении Гостя, тогда как её сестра, Мария, сев у Его ног, посвятила время слушанию проповеди. Когда заботливая Марфа вознегодовала на не помогавшую ей сестру, Господь заметил ей с легким укором: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:41-42).

При поверхностном восприятии первого фрагмента может сложиться впечатление, что Христос уча полагаться на Провидение Божье, вместе с тем учит вовсе не думать о завтрашнем дне. Другой фрагмент, как будто подводит к заключению, что при близости к Богу можно не думать даже и о сегодняшнем. Но это не так.

Беспечность — нравственный недуг, который нередко соседствует с таким греховным пороком как леность. Очень часто беспечность обусловлена пессимистическим отношением к жизни. Но бывает и по-другому: беспечность порождается неуёмным стремлением к развлечениям и удовольствиям, которое, в свою очередь, ещё больше развивается и усиливается на почве беспечности.

Беспечные люди нередко находят для себя всевозможные оправдания: устал, не везёт с работой и пр. Но бывает, что беспечность камуфлируется и под праведность: мол, я выше мирской суеты, целиком вверил свою судьбу в руки Божьи. Здесь-то и вспоминаются вышеприведенные библейские слова.

Но легкомысленность и безответственность не свойственна праведному человеку. Господь нигде и никогда не возводил эти качества в ранг добродетелей. Напротив, Он ставил беспечность в единый ряд с глупостью: «Беспечность глупцов погубит их» (Притч.1:32); «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» (Сир.18:27).

Заметим, что даже на первозданного, чистого и невинного человека, жившего в условиях Рая, распространялась обязанность хранить и возделывать сад (хотя сад этот и без того был благоустроен). А после грехопадения Бог ясно сказал человеку: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19).

Не лишне добавить, что в раннехристианской Церкви обязанность попечительства («пещись о столах») была возложена апостолами не на первых попавшихся, а на «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» мужей (Деян.6:2-3).

Всё вышесказанное означает, что даже и в повседневных житейских делах человек не должен отказываться от надлежащих обязанностей, как в отношении себя самого, так и в отношении ближних, не вправе оправдывать леность и легкомыслие надеждой на помощь человеколюбивого Отца.

Другое дело, что повседневные хлопоты и заботы не должны сопровождаться самонадеянностью или излишним беспокойством, а когда дела идут плохо — безнадежностью и отчаянием; не должны препятствовать или, что хуже, затмевать возможность участия человека в религиозной жизни (например: и рад бы пойти в храм, но вот досада, нужно сходить в магазин; хотел бы почитать Священное Писание, но надо срочно отгладить шнурки, стереть с абажура вчерашнюю пыль…).

ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ поÑледÑÑвиÑ

Ребенок по меÑе Ñвоего взÑоÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑиÑÑÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° ÑвеÑе, в Ñом ÑиÑле он доволÑно ÑаÑÑо наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑазмÑÑлÑÑÑ Ð¾ Ñом, как ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ ÑÑÑдноÑÑей и ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ, коÑоÑÑе ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑед ним жизнÑ. Ðдин бÑÐ´ÐµÑ ÑÑÑно вÑполнÑÑÑ Ð¸Ñ, а дÑÑгой бÑÐ´ÐµÑ Ð¸ÑкаÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ðµ пÑÑи Ð¸Ñ ÑеÑениÑ, коÑоÑÑе могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð½Ðµ вÑегда пÑавилÑнÑми, Ñо еÑÑÑ Ð¾Ð½ поÑÑÑÐ¿Ð¸Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾Ð¼ÑÑленно. Таким обÑазом, легкомÑÑлие, а заÑем еÑе ÑÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð¸ ленÑ, ÑÑановиÑÑÑ Ñинонимом беÑпеÑноÑÑи.

СледÑÐµÑ ÑÑеÑÑÑ, ÑÑо деÑи, как никÑо дÑÑгой, ÑмеÑÑ ÑадоваÑÑÑÑ Ð² жизни ÑамÑм пÑоÑÑÑм веÑам. ÐзÑоÑлÑе, понимаÑ, как бÑÑÑÑоÑеÑна ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñа деÑÑÑва, Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð½Ð°ÑÑиÑÑ Ñебенка делаÑÑ Ð¿ÑавилÑнÑй вÑбоÑ. Ð ÑÑо вовÑе не ознаÑаеÑ, ÑÑо вмеÑÑе Ñ Ð´ÐµÑÑÑвом должна иÑÑезнÑÑÑ ÑадоÑÑÑ Ð¸ ÑаÑÑлаблÑÑÑÐ°Ñ Ð±ÐµÑпеÑноÑÑÑ. ÐÑдÑÑе внимаÑелÑнÑ, Ñак как извеÑÑно, ÑÑо вÑоÑÐ°Ñ ÑÑоÑона â ÑÑо бездÑмÑе. Ðго Ñакже можно назваÑÑ Ñинонимом беÑпеÑноÑÑи. ЧеÑÑа ÑÑа веÑÑма опаÑна, Ñак как поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑедÑказÑемÑ.

ÐÑиведем пÑимеÑ. ÐеÑпеÑно – во вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑока жеваÑÑ ÑÐµÐ·Ð¸Ð½ÐºÑ Ð¸ не ÑлÑÑаÑÑ ÑÑиÑелÑ. ÐоÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñакого поÑÑÑпка â «двойка» по иÑоговой конÑÑолÑной. РбездÑмное поведение â ÑÑо в ÑеÑение вÑей ÑколÑной жизни безалабеÑно оÑноÑиÑÑÑ Ðº ÑÑебе, и, как ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÑÑ, поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑого бездÑмÑÑ â Ð²Ñ Ð½ÐµÐ³ÑамоÑнÑй, неинÑеÑеÑнÑй лÑдÑм Ñеловек. ÐевежеÑÑво ваÑе на лиÑо. ÐÑоме Ñого, ÑаÑÑиÑа «не» бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑÑо пÑиÑÑÑÑÑвоваÑÑ Ð² ваÑÐ¸Ñ ÑаÑакÑеÑиÑÑикаÑ.

ÐÑе одним «ÑÑаÑÑим ÑодÑÑвенником» беÑпеÑноÑÑи ÑвлÑеÑÑÑ Ñже ÑпомÑнÑÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ Ñане ленÑ, коÑоÑаÑ, как ÑÑÑаÑнÑй недÑг, ÑковÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñеловека. Таким обÑазом, дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñакой на пеÑвÑй взглÑд невинной беÑпеÑноÑÑи Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑодиÑÑ ÑелÑй «бÑкеÑ» дÑÑнÑÑ Ð¸, Ñж повеÑÑи ÑиÑаÑелÑ, ÑовеÑÑенно не нÑжнÑÑ Ð²Ð°Ð¼ в жизни каÑеÑÑв.

ХаÑакÑÐµÑ â ÑÑо ÑÑдÑба!

ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° моÑнÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿ÑиÑодного обаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ обезоÑÑживаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ²Ð¸Ð½Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑиÑоко оÑкÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÑÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ð»ÑбÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð·, беÑпеÑноÑÑÑ â ÑÑо оÑÑиÑаÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑеÑÑа ÑаÑакÑеÑа Ñеловека. Так бÑло, еÑÑÑ Ð¸ бÑдеÑ. Своими Ñепкими коÑнÑми беÑпеÑноÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð² наÑе деÑÑÑво, когда мÑ, обладаÑели ангелÑÑкой внеÑноÑÑи, покоÑÑли ÑеÑдÑа наÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾ÑÐ¾Ð³Ð¸Ñ ÑодиÑелей, коÑоÑÑе в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð² пÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ñолили, лелеÑли и баловали наÑ.

Ðожно ли Ð¸Ñ Ð·Ð° ÑÑо ÑÑдиÑÑ? РобÑем-Ñо, неÑ, нелÑзÑ. СледÑÐµÑ ÑÑеÑÑÑ, ÑÑо они пÑоÑÑо не в ÑоÑÑоÑнии ÑовладаÑÑ Ñо Ñвоими ÑÑвÑÑвами. ÐдинÑÑвенное, о Ñем ÑоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ ÑÑаÑÑливÑм пÑедкам, ÑÑо одевание, коÑмление и ÑлÑлÑканÑе â ÑÑо далеко не единÑÑвеннÑе пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñбви. ÐÑмаÑÑ Ñак â доволÑно беÑпеÑно. ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñа каждого ÑодиÑÐµÐ»Ñ â пÑавилÑно подгоÑовиÑÑ Ñвоего Ñебенка к ÑеалÑнÑм ÑÑловиÑм жизни. Ðак же пÑавилÑно, ÑпÑоÑиÑе вÑ.

Равнодушие

Беспечные люди склонны относиться равнодушно не только к своей жизни, но и ко всему, что их окружает. Ну, к примеру, течет у беспечной особы труба в квартире, в большинстве случаев такой человек не станет предпринимать никаких действий, наивно полагая, что течь пройдет сама собой. И только когда в его дверь постучат разъяренные соседи, он наконец-то предпримет какие-то действия. Опять же, следует сказать, что даже если на него обрушатся с обвинениями в проблемах других людей, достучаться до сознания беспечного человека будет крайне трудно – он никогда не принимает проблемы близко к сердцу, и тем более не переживает из-за них.

На самом деле беспечность нередко приводит к очень серьезным неприятностям, которые опасны как для самого человека, так и для всего окружающего мира. Если вернуться к примеру с той же трубой, то станет понятно, что такое отношение к протечке очень даже сильно навредит соседям. Но это еще далеко не самые серьезные последствия, к которым может привести такое качество характера.

Подводя итоги, скажем, что человек беспечный – это совсем не положительный персонаж. Несмотря на то что он относится ко всему в жизни с легкостью, рано или поздно ему придется задуматься над тем, как он живет. И именно в этот момент открытие собственной жизни может стать для него настоящим ударом. Следовательно, для того чтобы не нанести вред ни себе ни окружающим (в прямом и переносном смысле), нужно задумываться над своими действиями, словами и поступками.

Что значит беспечность

Значение слова беспечность рассматривается в социологических, психологических и даже религиозных концепциях. Если в социальном плане обычно достаточно описания человеческого поведения относительно его жизненной позиции, то остальные науки затрагивают понятие более глубоко. В религиозных концепциях беспечность сравнивается с ленью, грехами и стремлением к беспрерывным удовольствиям. Само по себе данное личностное качество вполне пассивно, именно оно приводит к быстрой личностной деградации, забирает умение держать себя в рамках дозволенного и постепенно опускается на дно моральное, а потом и духовное.

Необходимость соответствия всем религиозным предписаниям человеку диктует совершать серьёзную работу или как минимум налагать на себя ряд ограничений относительно своих желаний – всё это построено на том, что день сегодняшний необходим, чтобы заслужить дальнейшее спасение. Тот же, кто беспечен относительно своей участи, не задумывается о будущем и стремится только к понятиям существующим сейчас. Так что во многих направлениях веры беспечность считается зародышем греха.

С психологической точки зрения всё обстоит несколько иначе, и данное личностное качество имеет как различные проявления, так и различную оценку, причём как с внешнесоциальной позиции так и внутриличностной. Итак, если отталкиваться от определения, что беспечный человек живёт настоящим днём, не переживает о будущем и стремится к получению максимального удовольствия, то получается довольно радостная картина существования. В этом есть определённый даосский подход, когда личность может не беспокоиться о тех проблемах, не являющихся актуальными в данную секунду, не бегает в поисках подарков за несколько месяцев и не пытается придумать планы спасения на все случаи жизни. Такое состояние оптимально для отдыха, оно должно, так или иначе, присутствовать в жизни каждого человека периодами каждый день, но не превращаться в тотальность.

Негативные проявления беспечности обычно не заставляют себя ждать, поскольку наш мир устроен по принципу получения результата на основании приложенных усилий. Красочным примером является басня про стрекозу и муравья – точно так же беспечность может приводить к негативным последствиям накопленных долгов, невыполненных обещаний, даже проблем со здоровьем.

Жить в удовольствии настоящего момента – прерогатива детей, а также признак инфантилизма, именно поэтому так часты обвинения в беспечности, но с ноткой зависти. Когда человек вырастает, реальность начинает предъявлять к нему новые требования, где есть необходимость выполнять не всегда приятные вещи для того, чтобы обеспечить хотя бы своё минимальное выживание.

Чем более серьёзные дела пускаются на самотёк благодаря беспечности, тем более серьёзные потери ожидают человека в будущем, чем меньше приложено усилий сейчас, тем серьёзнее придётся думать, как выкарабкиваться из сложившейся ситуации потом. Примеры детей, на которых свалилось наследство, когда они ещё не имели понятия о будущем, навыка планирования и тревоги о взрослых проблемах заканчиваются тем, что баснословные суммы спускаются на удовлетворение своих потребностей и жизнь напоминающую рай. К сожалению, заканчивается такой безоблачный период очень быстро, поскольку аппетиты всегда растут вместе с возможностями, а ресурсы для того, чтобы начать получать хотя бы пассивный доход, уже исчерпаны.

Беспечность является качеством, выходящим на первый план тогда, когда решены главные жизненные проблемы, и индивидуум понимает, что все жизненные сферы находятся в безопасности

Важно отметить, что проявление беспечности не означает бесстрашие, неадекватность в оценке ситуации из-за недостаточной информации или её сокрытия, а также полное душевное спокойствие

При беспечности можно испытывать страх и это не противоположные состояния, можно быть беспечным относительно общей безопасности мира как такового, но вполне по объективным причинам испугаться за собственную жизнь, когда дверь взламывается. К беспечности нельзя отнести отсутствие переживаний у человека, дезинформированного, поскольку в других условиях он будет реагировать иначе. Чтобы было проще ориентироваться – это абсолютное внутреннее спокойствие, напоминающее детское состояние, где есть уверенность, что даже если что-то плохое и случится, то родители моментально решат ситуацию, и вы будете дальше играть в своего единорога. Только для взрослых родителями становятся свои собственные личностные опоры или вера в высшие силы.

Примеры беспечности

Разницу невнимательности, безалаберности, глупости и беспечности порой проследить по одним поступкам стороннему наблюдателю бывает сложно. Одинаковые ситуации могут быть вызваны различными внутренними состояниями, что в итоге будет говорить о разном личностном качестве, послужившем основой для действия. Примеры ситуаций вместе с объяснением внутреннего смысла помогут разделить данные понятия.

Примером беспечности может быть классическая ситуация перед экзаменом, когда вместо подготовки студент всё время отдыхает, ходит по клубам и друзьям, надеясь, что сессию ему проставят автоматом, по договорённости, лояльности или вообще не вспоминает о её приближении за интересным общением, а возможно и яркой влюблённостью. Потом это может перерастать в такое отношение к работе, когда оттягивание дедлайнов становится привычкой, как и удивление, что они не испарились самостоятельно. Беспечности много в детских поступках, когда дети ещё не знают, что не всем можно доверять и рассказывают о себе всё малознакомым людям или пускают в дом не известных животных.

Данное качество может проявляться не только в отношении окружающих и событий будущего, но также и относительно собственного состояния.

Например, выйти легко одетым в холодную погоду, выпить чрезмерную дозу спиртного на корпоративе, отказываться от лечения, потому что препараты горькие, тогда как отказ от должной терапии чреват осложнениями. Мамы могут быть беспечны, когда не следят за детьми, думая, что раз все играют нормально, то ничего не случится (никто не исключает детской драки, падения с горки, внезапно вылетевшей машины и пр.).

Вообще в семейных отношениях может присутствовать много беспечности относительно их стабильности и нерушимости, несмотря на любое свое поведение, так мужья не замечают практически полное отсутствие жены дома, даже по ночам, а жёны перестают следить не только за своим внешним видом, но и словами.

Любое отсутствие заботы о завтрашнем дне, будь то деньги, оплата счетов, душевный разговор с важным человеком, выключенный свет – являются проявлением беспечности. И когда есть кто-то, кому можно это доверить или когда остались мелочи, не способные существенно навредить вашему будущему, тогда беспечность вполне в тему и должна быть, чтобы и мозг и душа расслабились от постоянного решения вопросов.

Чем чревата беспечность в отношении спасения?

В отличие от беспечности в отношении бытовых нужд, сулящей человеку лишь временные неприятности или беды, нерадение о спасении грозит ему вечным мучением и погибелью. В притче о талантах Господь указал, что каждый человек должен стремиться к богоугодному труду в меру своих способностей и сил.

Через нерадение о спасении человек может отпасть от Церкви, от Христа. А о таких в Писании говорится достаточно резко: «невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:3-5).

Отсюда и пожелание святого апостола Павла: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:11-12).

Призывая учеников к активной деятельной жизни, Господь Иисус Христос неоднократно повторял им о необходимости бодрствовать. Слова же о человеке, зарывающем свой талант в землю, грозят ему наказанием: «лукавый раб и ленивый! …негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:26,30).

Заметки по теме

Признак “Беспечность/Предусмотрительность” основан на постоянстве/ситуативности аспектов восприятия (ЧИ/БИ и БС/ЧС) На картинке ниже видим пример постоянства по ЧИ: “Вдруг чё случится” Почему это не “предусмотрительность”? Все просто: разница в том, что предусмотрительные готовятся заранее к тому, что ТОЧНО должно произойти; у них в голове есть определенный “план” будущих событий. Беспечные же всегда предполагают вариативность этих планов — план не может быть строгим и единичным, в этом и заключается постоянство по аспекту ЧИ.

Соционический признак “беспечность / предусмотрительность” делит людей на две группы по восприятию будущих событий. У “предусмотрительных” в ценностях – постоянство определенности времени и прогнозов. Они стремятся обеспечить предсказуемость будущего и поэтому часто пытаются планировать его и придерживаться плана. У “беспечных” же в ценностях –  постоянство интуиции возможностей. Им гораздо комфортнее в условиях непредсказуемости, т.к. они постоянно ожидают от мира каких-либо новых возможностей. Беспечные тоже могут заниматься построением планов, только эти планы очень быстро меняются, в угоду новым возможностям, которые им подкидывает окружающий мир.

На картинке ниже изображен пример проявления признака беспечность. Беспечность – это оценка ситуаций через постоянство интуиции возможностей. А вдруг что-то случится? А вдруг что-то произойдет? А вдруг я захочу купить арбуз?

Интерпретация автором картинки японской мудрости является ярким примером, иллюстрирующим проявление соционического признака “беспечность”. “Беспечность” – это опора в мировоззрении на постоянство возможностей и вариантов событий, которые могут случиться при ситуативности заранее сформированных планов и прогнозов. Поэтому у представителей “беспечных” ТИМов могут встречаться несколько вариантов проявлений этого признака:
1. “Раз ничего предсказать нельзя и все планы ситуативны (а случиться может все что угодно), то зачем к чему-либо вообще готовиться. На месте разберемся.” Такие люди предпочитают не планировать и не продумывать ситуации заранее, а ориентироваться по месту.
2. “Раз возможно все, что угодно, а прогнозы ситуативны, то нужно быть готовым ко всему и предусмотреть все возможные варианты.” Такие люди предпочитают носить с собой множество всяких вещей на всякий случай и “вдруг пригодится”.
И тем не менее, несмотря на два противоположных поведенческих паттерна, люди с признаком “беспечность” отталкиваются от одной и той же установки, основанной на постоянстве объектной интуиции и ситуативности интуиции взаимосвязей.

Список использованных источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  3. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады XI-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть2» 04 – 05.04.09 г. Москва

ÐаклÑÑение

РзаклÑÑение, Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ, ÑоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо знаÑение Ñлова беÑпеÑноÑÑÑ Ð½Ñжно понимаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñно. ÐÐµÐ´Ñ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¾Ð½Ð° кажеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼ Ñакой невинной ÑалоÑÑÑÑ, а Ñ Ð´ÑÑгой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð»ÐµÐ½Ñ, легкомÑÑлие, бездÑмÑе. СделайÑе девизов в ваÑей жизни ÑовеÑÑенно дÑÑгие Ñлова. ÐÑдÑÑе бдиÑелÑнÑ, внимаÑелÑнÑ, лÑбознаÑелÑнÑ, не ÑÑÑавайÑе никогда ÑÑиÑÑÑÑ. ÐÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑинонимÑ, а анÑÐ¾Ð½Ð¸Ð¼Ñ Ð±ÐµÑпеÑноÑÑи бÑдÑÑ Ð²Ð°Ð¼ поÑÑкой в жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий