Порча на сумасшествие

ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð±ÐµÐ·ÑÐ¼Ð¸Ñ Ð² дÑевние вÑемена

РанÑÑе пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·ÑÐ¼Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¸Ð»Ð¸ на:

  • СвеÑÑÑеÑÑеÑÑвеннÑе. СÑиÑалоÑÑ, ÑÑо ÑÑо наказание ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð·Ð° плоÑие поÑÑÑпки Ð¾Ñ Ð²ÑÑÑÐ¸Ñ Ñил. Также пÑиÑиной ÑÑиÑали одеÑжимоÑÑÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ð°Ð¼Ð¸. Ðо еÑли безÑÐ¼ÐµÑ Ð¿ÑиноÑил новÑе знаниÑ, Ñо ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑалоÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ðµ.
  • ФизиÑеÑкие â ÑÑиÑали, ÑÑо Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ»Ð° вÑледÑÑвие ÑÑÐ°Ð²Ð¼Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ.

СовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñина вÑделÑÐµÑ ÑовеÑÑенно дÑÑгие пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·ÑмиÑ. ÐоÑÑоÑнное наÑождение в ÑÑÑеÑÑовой ÑиÑÑаÑии, когда Ñеловек не Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð²ÑÑода из нее и поÑÑоÑнно оÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð³Ð½ÐµÐ², ÑÑоÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ гоÑе. Такие ÑÑвÑÑва могÑÑ ÑпÑовоÑиÑоваÑÑ ÑазвиÑие ÑÑмаÑÑеÑÑвиÑ. ÐÑÑгой пÑиÑиной в пÑиÑиаÑÑии ÑÑиÑаÑÑ Ñбои в ÑабоÑе неÑвной ÑиÑÑемÑ, коÑоÑÐ°Ñ ÑказÑваеÑÑÑ Ð½Ð° пÑоводимоÑÑи нейÑомедиаÑоÑов.

Ðак опÑеделиÑÑ Ð±ÐµÐ·Ñмие?

ÐÑÑвиÑÑ ÑÑмаÑÑедÑего не ÑÑÑдно. ÐÑли Ñеловек ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпки, коÑоÑÑе не впиÑÑваÑÑÑÑ Ð² Ñамки дозволенного, его ÑеÑÑ Ð½ÐµÐ»Ð¾Ð³Ð¸Ñна â ÑÑо безÑмие.

ÐÑизнаки заболеваниÑ:

  • оÑÑÑÑÑÑвие ÑамокÑиÑики;
  • ÑÑÑаÑа ÑамоконÑÑолÑ;
  • ÑазговоÑÑ Ñ Ñамим Ñобой;
  • ÑÐµÐ·ÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑемена наÑÑÑоениÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ· пÑиÑин.

ÐезÑмие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÐºÐ°Ðº полезнÑм, Ñак и вÑеднÑм. РпеÑвÑм оÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпки, коÑоÑÑе не наноÑÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑим вÑед. ЭÑо могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð»ÑбовнÑе подвиги или Ñоздание поÑзии. ÐÑли поÑÑÑпок ÑпоÑобен навÑедиÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑим, Ñо Ñакого Ñеловека в пÑинÑдиÑелÑном поÑÑдке заÑÑавлÑÑÑ Ð»ÐµÑиÑÑÑÑ Ð² болÑниÑе.

Ðногда ÑвоÑÑеÑкие лÑди ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð±ÐµÐ·ÑмÑами. Ðни в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑаÑÑÑждениÑÑ Ð²ÑÑодÑÑ Ð·Ð° Ñамки обÑеÑÑвенного ÑознаниÑ, воÑпÑинимаÑÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð´ÑÑгим. Ðо еÑли Ñеловек ÑпоÑобен логиÑеÑки обоÑноваÑÑ Ð¸ вÑвеÑÑи ÑеоÑиÑ, Ñо его нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ ÑаковÑм. ÐÑди Ñ Ð¿ÑиÑиÑеÑкими оÑклонениÑми оÑноÑÑÑÑÑ Ðº инвалидам, еÑли они ÑеÑÑÑÑ Ð¾ÑÑÑение ÑеалÑноÑÑи и Ñвоими поÑÑÑпками могÑÑ Ð½Ð°Ð½ÐµÑÑи вÑед окÑÑжаÑÑим, а Ñакже не ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ ÑÑаживаÑÑ Ð·Ð° Ñобой и обеÑпеÑиваÑÑ. ЭÑи лÑди вÑделÑÑÑÑÑ Ñвоим внеÑним видом и неÑÑандаÑÑнÑм поведением.

СимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ

ÐÑновнÑм кÑиÑеÑием опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·ÑÐ¼Ð¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑÑаÑа ÑпоÑобноÑÑи логиÑеÑкого мÑÑлениÑ. ЧеÑкого пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑÑого ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑ. Ðно Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð² виде ÑиÑÑемаÑиÑеÑкого неадекваÑного Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñного Ñеловека или вÑеменного – Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового. ÐÑÑÑÑÑÑвие логики в ÑÑждениÑÑ Ð¸ мÑÑлении оÑноÑиÑÑÑ Ðº пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·ÑмиÑ, а Ñакже ÑÑÑаÑ, ÑÑоÑÑÑ, аÑÑекÑ. Человек пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑовеÑÑаемÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпков. Ðлавной жизненной ÑелÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑÑановиÑÑÑ ÑдовлеÑвоÑение живоÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑÑинкÑов. Ðн не ÑпоÑобен ÑазгÑаниÑиÑÑ ÑеалÑноÑÑÑ Ð¸ внÑÑÑенние пеÑеживаниÑ. Человек погÑÑжен в иллÑзии Ñвоего вообÑажениÑ.

ÐезÑмие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð² виде ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑимпÑомов:

  • депÑеÑÑии, мании;
  • пÑоблем в обÑении Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑими;
  • меланÑолии;
  • оÑÑÑÑÑÑвии инÑеÑеÑа к жизни;
  • безÑÑаÑÑноÑÑи.

ÐÑиÑологи Ñазделили безÑмие на Ñакие ÑоÑÑоÑниÑ:

  • ÐеланÑÐ¾Ð»Ð¸Ñ â пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² виде ÑдÑÑÑенноÑÑи, апаÑии, безÑÑаÑÑноÑÑи, вÑлоÑÑи, дÑÑевнÑÑ ÑеÑзаний. ЭÑо ÑоÑÑоÑние ноÑÐ¸Ñ Ð¿ÑодолжиÑелÑнÑй ÑаÑакÑеÑ.
  • ÐÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ иÑÑеÑÐ¸Ñ â пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² виде агÑеÑÑии, ÑÑоÑÑи, импÑлÑÑивнÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпков.

СоÑÑоÑние безÑÐ¼Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнно пÑогÑеÑÑиÑÑеÑ, оно ÑÑановиÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ длиÑелÑнÑм. ÐогÑÑ Ð¿ÑоизойÑи ÑеÑÑезнÑе пÑиÑиÑеÑкие оÑклонениÑ, коÑоÑÑе ÑÑанÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑннÑми.

ÐÑлÑÑÑÑа дÑевниÑ

ЭÑо ÑаÑÑÑÑойÑÑво еÑе Ñ Ð´ÑÐµÐ²Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñемен пÑгало лÑдей. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажение богов безÑÐ¼Ð¸Ñ Ð²ÑглÑдÑÑ ÑжаÑаÑÑе. РдÑевней ÐÑеÑии воплоÑением ÑÑмаÑÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑвлÑлиÑÑ Ðан и ÐаниÑ. Ð­Ð»Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажали ÐÐ¾Ð³Ð¸Ð½Ñ Ñо ÑÑÑанной ÑлÑбкой, вÑÑÑнÑÑÑм ÑзÑком и пÑÑÑÑм взглÑдом. ÐаниÑ, ÑоглаÑно легенде, могла одÑÑманиÑÑ Ñеловека и нагÑадиÑÑ Ð»Ñбой одеÑжимоÑÑÑÑ. ЭÑо могла бÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¸ÑнÑÑ ÑамоÑвеÑенноÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑезмеÑÐ½Ð°Ñ ÑÑÑаÑÑÑ Ðº денÑгам.

Ðан, по легенде, ÑокиÑовал ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð°ÑÑ, поÑколÑÐºÑ ÑодилÑÑ Ñ Ñогами, копÑÑами и козлиной боÑодой. СÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ñле поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ð½ наÑал плÑÑаÑÑ. СÑав паÑÑÑÑÑим покÑовиÑелем, он поÑÑоÑнно меÑал им ÑпаÑÑ Ñвоими воплÑми. Ðба миÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ ÑÑали названиÑми пÑиÑиаÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑеÑминов, коÑоÑÑе ÑаÑакÑеÑизÑÑÑ Ð±ÐµÐ·Ñмие. ÐÐ°Ð½Ð¸Ñ â ÑÑезмеÑÐ½Ð°Ñ ÑÑÑаÑÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ðº ÑÐµÐ¼Ñ Ñгодно. ÐÑоÑой ÑеÑмин â ÑÑо паниÑеÑкие аÑаки. Ðни пÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð² виде неконÑÑолиÑÑемого ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ ÑжаÑа.

ÐÑÑÑÑÑÑвие знаний о пÑиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸ÑÑ Ð¿Ñивели к ÑомÑ, ÑÑо безÑÐ¼Ð¸Ñ Ð¿ÑипиÑÑвали миÑÑиÑеÑкое пÑоиÑÑождение. Ðаже Ñодили ÑлÑÑи, ÑÑо из него можно ÑеÑпаÑÑ Ð²Ð´Ð¾Ñновение. ÐÑобенно попÑлÑÑнÑм Ñакое мнение бÑло в ÑпоÑÑ ÐозÑождениÑ, когда в Ð¼Ð¾Ð´Ñ Ð²Ð¾Ñла меланÑолиÑ. Ðо ÑовÑеменнÑе пÑиÑологи доказали, ÑÑо пÑидание ÑоманÑиÑеÑкого окÑаÑа безÑÐ¼Ð¸Ñ â ÑÑо пÑоÑвление ÑÑÑаÑа пеÑед ним. Ð ÑейÑÐ°Ñ Ð±ÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ, ÑÑо гениалÑноÑÑÑ Ð³ÑаниÑÐ¸Ñ Ñ Ð±ÐµÐ·Ñмием. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² ÑовÑеменном ÑловаÑе поÑвилÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй ÑеÑмин, коÑоÑÑй ÑаÑакÑеÑизÑÐµÑ ÑвоÑÑеÑкое пÑоÑвление безÑÐ¼Ð¸Ñ â кÑеаÑивноÑÑÑ. ЧÑо в пеÑеводе Ñ Ð°Ð½Ð³Ð»Ð¸Ð¹Ñкого ознаÑÐ°ÐµÑ “ÑÑмаÑÑедÑий”.

ÐÑак, безÑмие в дÑевние вÑемена ÑÑакÑовали по-ÑазномÑ. Ðго оÑноÑили и к Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвÑÑе, и к гениалÑноÑÑи. Ð ÑазнÑе вÑемена иÑполÑзовалиÑÑ ÑазлиÑнÑе меÑÐ¾Ð´Ñ Ð»ÐµÑениÑ. ÐекоÑоÑÑе из Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑзÑваÑÑ Ñок и оÑвÑаÑение Ñ ÑовÑеменного Ñеловека. Ð ÑовÑеменном обÑеÑÑве безÑмие леÑÐ°Ñ Ð² ÑпеÑиализиÑованнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½ÑознÑми и пÑиÑоÑеÑапевÑиÑеÑкими меÑодиками.

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Иероним Босх, Извлечение камня глупости

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие печально известные методы лечения, как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, электросудорожная терапия.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось.
Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Электросудорожная терапия (ЭСТ) в её современной форме — с использованием анестезии и миорелаксантов — и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства (стоит отметить, что в некоторых странах, в частности РФ, по состоянию на конец 2000-х годов по-прежнему использовалась устаревшая немодифицированная — без анестезии и миорелаксантов — форма ЭСТ, оцениваемая как варварская и неэтичная). Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные психиатрические больницы имеют мало общего с домами душевнобольных XIX века, хотя слово «психиатрическая больница» до сих пор имеет негативную окраску.

Формы

Меланхолия, Альбрехт Дюрер

Профессор Жан-Мартен Шарко демонстрирует студентам женщину в истеричном припадке.

За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

Полезное безумие

В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк.
В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Разумное и безрассудное

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания

Полной противоположностью меланхолии является мания, для которой характерно повышенное настроение, психическое и двигательное возбуждение, повышение аппетита, нарушение внимания и завышенная самооценка. Ранее считалось, что, в отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью.

Истерия

Истерия долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Другие формы

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

ÐеÑение безÑÐ¼Ð¸Ñ ÑейÑаÑ

Ð ÑовÑеменной медиÑине пÑи леÑении ÑÑмаÑÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзÑÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½ÑознÑÑ Ð¸ ÑеÑапевÑиÑеÑкÑÑ Ð¼ÐµÑодики. ÐпÑеделÑÑÑ Ð»ÐµÑение ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð±ÐµÐ·ÑÐ¼Ð¸Ñ Ð¸ его ÑÑжеÑÑÑ. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ ÑеабилиÑаÑии паÑиенÑÑ Ð½Ð°ÑодÑÑÑÑ Ð² изолÑÑии Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. ÐегкÑÑ ÑоÑÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¸ леÑÐ°Ñ Ñ Ð¿ÑиÑолога или пÑиÑиаÑÑа. СпеÑиалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð¿ÑинÑÑÑ ÑеалÑноÑÑÑ Ð¸ избавиÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¶ÐµÐ»Ð°ÑелÑного поведениÑ.

ÐÐ¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð½Ðµ оÑÑажаеÑÑÑ Ð½Ð° пÑодолжиÑелÑноÑÑи жизни, еÑли пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñй ÑÑод и леÑение. Человек не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно иденÑиÑиÑиÑоваÑÑ Ñвое ÑоÑÑоÑние и не ÑпоÑобен ÑамоÑÑоÑÑелÑно пÑоÑодиÑÑ Ð»ÐµÑение. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñакие паÑиенÑÑ ÑаÑÑо наÑодÑÑÑÑ Ð² изолÑÑии Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. ÐÑди, ÑÑÑадаÑÑие ÑÑим заболеванием, неÑедко ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ, поÑле Ñего Ð¸Ñ Ð¾ÑпÑавлÑÑÑ Ð½Ð° леÑение пÑинÑдиÑелÑно.

Типы сумасшествия

Имеется несколько классификаций отклонений, которые в быту называют сумасшествием. Если говорить о том, как оно отражается на окружающих, то можно различить следующие типы:

  • позитивное: восхищение, небывалый эмоциональный подъем, творческое вдохновение;
  • угрожающее: истерика, гнев, мания и другие признаки сумасшествия, под действием которых человек может причинить людям психологический или физический вред.

В зависимости от особенностей течения различают следующие типы безумия:

  • меланхолия — продолжительное угнетенное состояние, характеризующееся безразличием или душевными муками;
  • мания — отклонение, характеризующееся выраженным психическим возбуждением, беспочвенным восторгом, восхищением, повышенной физической активностью;
  • истерия — ненормальная реакция, сопровождающаяся сильным возбуждением и гневом.

Также сумасшествие делят по выраженности симптомов:

  • слабое, при котором патологические признаки дают о себе знать относительно редко и не бросаются в глаза;
  • тяжелое, при котором часто случаются мощные приступы, и человек не может их контролировать;
  • острое, сопровождаемое выраженными и постоянными психическими отклонениями.

ÐеÑение безÑÐ¼Ð¸Ñ ÑанÑÑе

Ð ÑазнÑе вÑемена меÑодики боÑÑÐ±Ñ Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ ÑÑÑеÑÑвенно оÑлиÑалиÑÑ. РгодÑ, когда безÑмие ÑÑиÑали вÑелением беÑов, его леÑили пÑи помоÑи заклинаний, ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðиблии и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑпоÑобов. Рдо Ñого даже делали ÑÑепанаÑÐ¸Ñ ÑеÑепа. ХоÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑод и бÑл неÑÑÑекÑивен, но Ñже Ñогда ÑÑановилоÑÑ ÑÑно, ÑÑо пÑиÑина болезни кÑоеÑÑÑ Ð² голове. Ð ÑÑедние века ÑÑиÑали, ÑÑо безÑмие – ÑÑо ÑизиÑеÑкое заболевание. ÐеÑодики леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñе вÑемена не ÑÑÑеÑÑвовало. ÐÑди Ñого вÑемени пÑÑалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ, ÑÑо ÑÑо за ÑоÑÑоÑние – безÑмие. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ñкали пÑиÑинÑ, ÑдалÑÑ Ð¿Ð¾Ð¾ÑеÑедно ÑазлиÑнÑе ÑаÑÑи Ñела, ÑÑо, еÑÑеÑÑвенно, не пÑиноÑило ÑезÑлÑÑаÑа.

Как проявляется безумие?

Безумие бывает разным, как и его проявления. Однако самыми главными признаками, по которым его можно распознать, являются:

  1. Искаженное восприятие реальности.
  2. Неадекватное поведение, которое сильно отличается от общественного.
  3. Неспособность контролировать собственные поступки.

Безумие проявляется особенно, однако его невозможно ни с чем перепутать. Больной может нападать на окружающих, пугать их вспышками гнева или агрессивностью, может сам пребывать в страхе, не будучи способным объяснить причины. Человек в состоянии безумия совершает повторяющиеся действия. Его сознание отключено, он абсолютно не думает, не рассуждает, хотя он все это делает, однако в его мыслительной деятельности нет никакой логики и последовательности.

Меланхолическое сумасшествие появляется в следующих симптомах:

  • Апатия.
  • Подавленность.
  • Отрешенность.
  • Уход в себя от внешнего мира, который якобы перестает существовать.
  • Отсутствие реакции на внешние раздражители.
  • Отсутствие контактов с людьми.

В некоторой степени человек страдает галлюцинациями и различными проявлениями расстройства восприятия. Он живет в своем вымышленном мире, который может лишь частично совпадать с реальным. Больной может не знать, какая сегодня дата, в каком городе он проживает, кем был и чем занимался до болезни. Галлюцинации являются яркими: больной что-то может слышать, видеть или чувствовать у себя под кожей.

Общую симптоматику болезни врачи не могут выделить, поскольку все зависит от того вида безумия, которое наблюдается у человека. Начало болезни определяется такими симптомами:

  1. Потеря самоконтроля.
  2. Отсутствие самокритики.
  3. Резкая смена настроения, у которой нет объективных причин.
  4. Разговор больного с самим собой, будто он общается с другим человеком.

Человек становится неспособным контролировать свои эмоции (гнев, ярость, страх, злоба), что проявляется в виде аффективного поведения. Больной становится неспособным контролировать свои поступки, которые являются бессмысленными и направленными на удовлетворение инстинктивных потребностей

При этом становится неважно, к каким последствиям они приведут

Человек может путать, где есть реальность, а где ему что-то кажется и видится. Восприятие становится искаженным и спутанным, что вызывает расстройство мышления и потерю рассудка.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

Примечания[править]

  1. Казаченок Т. Г., Громыко И. Н. Античные афоризмы. Тематический сборник. — Мн.: Вышэйшая школа, 1987. — С. 254. — 50000 экз.
  2. Битов А.Г. «В лужицах была буря…». — Москва, «Звезда», №8, 2002 г.
  3. В. Вересаев. «Живая жизнь». М.: Изд-во политической литературы, 1991 г.
  4. Гейнце Н.Э. Новгородская вольница: Роман Судные дни Великого Новгорода: Повесть Сцена и жизнь: Повести и рассказы. ― Смоленск: Русич, 1994 г.
  5. ↑ Большая книга афоризмов (изд. 9-е, исправленное) / составитель К. В. Душенко — М.: изд-во «Эксмо», 2008.
  6. П. И. Мельников-Печерский. Собрание сочинений. — М.: «Правда», 1976 г.
  7. Чехов А. П. Сочинения в 18 томах, Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1974 г.
  8. Эйзенштейн С. М.. Избранные произведения в 6 тт. ― М.: Искусство, 1968 г.
  9. Лохвицкая-Жибер М. А. Собрание сочинений тт. 1-5. — М., 1896-1898, СПб., 1900-1904 гг.

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Иероним Босх, Извлечение камня глупости

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие хирургические методы лечения как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, а также печально известный метод шоковой терапии.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось.
Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Шоковая терапия в её современной форме (под наркозом) и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства. Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные клиники не имеют ничего общего с домами душевнобольных XIX века, хотя это слово до сих пор имеет негативную окраску.

Массовый психоз

Спору нет, иногда действительно кажется, что наши руководители свалились с Луны. Но агенты инопланетян — это, пожалуй, слишком. Тем не менее, подобные письма — не редкость в почте любой редакции.

Рассказывает врач-психотерапевт Михаил Буянов: “Психиатрия склонна рассматривать стойкую и безоглядную веру в:

  • колдунов
  • знахарей
  • инопланетян
  • всемирные заговоры
  • психотропное оружие

как проявление разнообразных душевных расстройств. При достаточной массовости это явление можно рассматривать как психическую эпидемию.

Уже на нашей памяти бум НЛО-мании в 70-х годах и биоэнергетика в 80-х. В начале 90-х годов параллельно развивались целых три эпидемии:

  1. вера в колдовство, магию, астрологию и экстрасенсорику
  2. увлечение нетрадиционными религиозными культами и уход в секты
  3. третья, самая опасная, но почему-то редко квалифицируемая как психическая эпидемия — национализм.

Сюжеты были разными, а внутренние механизмы — одинаковыми Обычно такие эпидемии характеризуются цикличностью, продолжаются по 4-5 лет, потом постепенно сходят на нет и их фабула меняется на новую”.

Тогда ученые предполагали, что наличие у европейца таких бесспорных благ цивилизации, как:

  • телеграф
  • железная дорога
  • горячее водоснабжение
  • канализация

автоматически гарантирует их защиту от подобных проявлений… Оказалось, ученые думали о человечестве чересчур хорошо.

В XIX веке психические эпидемии во множестве описывались на примерах дикарей

В ходе второй мировой войны в Германии, стране любителей Баха, к поголовному уничтожению душевнобольных первыми призвали не нацистские функционеры с тремя классами образования, а немецкие ученые, цвет германской психиатрии. И в СССР врагов народа, шпионов и вредителей искали (и находили!) все от мала до велика.

…Мой любимый уехал в Новочеркасск и оттуда стал передавать на мой мозг радиограммы, чтобы я обязательно дождалась его и больше ни с кем не спала… Почему таким людям правительство и органы доверяют секретную аппаратуру для передачи на мозги?

Мария Н., Ставрополь

ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð±ÐµÐ·ÑÐ¼Ð¸Ñ Ð² ÑовÑеменной медиÑине

ÐÑоÑвлений данного ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво и поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоиÑÑождение болезни ÑÑÑеÑÑвенно оÑлиÑаеÑÑÑ. СпÑовоÑиÑоваÑÑ ÐµÐµ могÑÑ ÑазлиÑнÑе ÑакÑоÑÑ.

РзавиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑÑжеÑÑи ÑоÑÑоÑниÑ, безÑмие делÑÑ Ð½Ð°:

  • Слабое â Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° даже Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового Ñеловека, на Ñоне неÑооÑвеÑÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑобÑÑвеннÑÑ ÑÑеÑеоÑипов. Ðежелание пÑинимаÑÑ ÑеалÑноÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº внÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑÑ. Человек, наÑодÑÑийÑÑ Ð² Ñаком ÑоÑÑоÑнии, ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° ÑÑÑаннÑе поÑÑÑпки.
  • ТÑжелое â пÑи Ñакой ÑоÑме Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñного могÑÑ ÑаÑÑо возникаÑÑ ÑилÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ, коÑоÑÑе он не ÑпоÑобен конÑÑолиÑоваÑÑ;
  • ÐÑÑÑое â ÑоÑÑоÑние вÑÑажаеÑÑÑ Ð² паÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð¿ÑиÑики на поÑÑоÑнной оÑнове.

Симптоматика

Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определенные признаки не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией.

Аллегория триумфа Венеры, Аньоло Бронзино

Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти в древнегреческой мифологии: Геракл убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей.
Другая крайность безумия — депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.

Сумасшествие в живописи

Литература и живопись помогают создать впечатление о том, что расценивалось как сумасшествие в прошлом. Источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения живописи. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми.

Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела. Не последнюю роль играет лицо с негармоничными, асимметричными или искаженными чертами лица, гримасы, непропорционально широко раскрытые, косящие глаза. Часто используется неподходящая ситуации мимика, как, например, смех в трагической или пугающей ситуации. Жесты сумасшедшего чаще всего противоречивы и непонятны, положение тела неправильно или искажено судорогой.

Сумасшествие в литературе

Описание сумасшествия встречается не только в живописи, но и во многих исторических и современных произведениях. Чаще всего сумасшедшие играют роль предсказателей, волхвов, колдунов или показывают и высмеивают сложившийся общественный порядок в произведениях с социальной тематикой. Примерами русской литературы с тематикой безумия могут служить «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского, «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и другие.

Оцените статью
Добавить комментарий