Урок целеполагания
В научных трудах наибольшее распространение получили такие определения целей: предвосхищаемый исход деятельности, предметное отображение будущего, индивидуальный образ желаемого, который опережает отражение обстоятельств в сознании индивида.
В образовании под целью подразумевают предвосхищаемый результат, т.е. образовательный продукт, которому надлежит быть реальным и конкретным.
Целеполагание сегодня – это проблема современного урока. Основы целеполагания являются важнейшим элементом достижения успешной деятельности. Ведь от того, насколько грамотно сформулированы и конкретизированы цели, зависят и пути их достижения, и конечные исходы.
Суть проблемы заключается в подмене цели, формальном подходе, завышенных целях, постановке собственных целей учителей.
Подмена целей заключается в том, что часто учителя чувствуют моральное удовлетворение от того, чем занимаются школьники на уроках, а не от результатов урока. Происходит подмена целей обучения средствами достижения.
Формальный подход заключается в расплывчатости и неопределенности целей, которые сформулировал преподаватель, что приводит к непониманию этих целей учащимися и самим преподавателем.
Завышенные цели бывают в зависимости от их масштаба глобальными и локальными. Обычно на уроке происходит постановка глобальной цели, которую невозможно получить за одни урок. Цель, связанная с конкретным уроком называется локальной.
Постановка персональных целей учителями ведет к тому, что учащиеся не ставят самостоятельно цель, вследствие этого им бывает скучно на уроке.
Целеполагание в педагогике подразумевает процесс обнаружения задач и целей субъектов образовательной деятельности (учащихся и учителей), их обнародования друг другу, координации и достижения.
Цель является тем, к чему стремятся, что нужно реализовать. На уроках ставится обучающая, формирующая личность и воспитывающая цели. Они должны быть диагностируемыми (т.е. проверяемыми с помощью определенных средств), конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными, точными.
Отсюда следует, что цель урока – это его исход, достичь который планируется с помощью применения дидактических, методических и психологических приемов.
Обучающие цели содержат в себе овладение учениками знаниями, практическими навыками и умениями.
Воспитывающие цели содействуют воспитанию позитивного отношения к системе знаний и самому процессу обучения, формированию убеждений, идей, позиций, свойств и качеств личности, самооценки, самостоятельности, приобретении опыта нормального поведения в любом социуме.
Развивающие цели (формирующие) способствуют формированию специальных и учебных умений, усовершенствованию мыслительных процессов, формированию эмоциональной сферы, диалога, монолога, коммуникативной культуры, реализации самооценки и самоконтроля, а в общем развитию и становлению личности индивида.
5 основных ошибок при постановке целей
1. Стратегические цели игнорируются.
Многие предприниматели отдают приоритет тактическим задачам, связанным с финансами. Более глобальные цели при этом часто не учитываются.
Например, компания планирует в среднесрочной перспективе:
- увеличить темп роста доходов;
- повысить рентабельность;
- увеличить объем денежных поступлений.
Однако перспективу дальнейшего развития задают именно цели стратегического плана. На реализацию требуются существенные расходы как временных, так и прочих ресурсов.
Стратегическими целями могут быть:
- увеличение доли рынка;
- улучшение качества продукции;
- работа над репутацией предприятия;
- повышение ценности организации.
2. Цель формулируется в негативном ключе.
Довольно распространенная ошибка целеполагания связана с особенностью человеческой психологии уходить от проблемы, а не избавляться от причин ее возникновения. В определении задачи должно быть заложено движение к результату, а не бегство от трудностей.
Примеры неправильной формулировки:
- минимизация рисков в конкретной области деятельности предприятия;
- сокращение числа опозданий сотрудников;
- уменьшение количества рекламаций.
Подобная постановка задач увеличивает количество запретов и сковывает инициативу работников. Сотрудники с опаской подходят к выполнению своих обязанностей, опасаясь недовольства начальства. Поэтому негативные формулировки следует заменять позитивными, описывающими цель в виде желаемой для фирмы перспективы.
Заменим приведенные выше неудачные примеры правильными:
- разработка способов управления рисками и их внедрение;
- приобретение автотранспорта для перевозки персонала;
- улучшение качества продукции.
3. Цель сформулирована размыто и неясно.
Характерными примерами нечетких определений являются: «повышение эффективности», «укрепление трудовой дисциплины», «лидерство в данной отрасли» и т. д. В реальной практике встречалась и такая формулировка цели: «В связи с расширением структуры компании необходимо наладить более четкое взаимодействие между ее отделами». Такая цель в принципе недостижима. К примеру, руководство предприятия постановило наладить информационный обмен между коммерческим и отделом логистики. Некоторое время спустя подчиненные отчитались, что задача выполнена. В итоге выяснилось, что под этой формулировкой сотрудники поняли лишь более частое общение между работниками подразделений.
Разумеется, ожидания руководителя были другими. Подчиненные просто не знали, какого конкретно результата от них ждут, так как формулировка цели не учитывала определенные критерии достижения. То есть задача не соответствовала полностью требованиям модели SMART. Чтобы исправить ситуацию, нужно переопределить цель таким образом: «Необходимо обеспечить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики через еженедельное взаимное предоставление отчетов о выполненной работе в следующей форме: (перечисляются необходимые для отчета показатели)».
4. Концепция управления по целям используется частично.
Исследователи утверждают, что большая часть руководителей применяет концепцию лишь для оценки действий сотрудников. Только 16,6 % руководителей используют метод по прямому назначению — для согласования целей предприятий на разных уровнях. Такая ситуация объясняется вполне определенными причинами:
- недостаточно четкие формулировки задач нижних уровней;
- цели не выражают истинные потребности предприятия (не согласованы с целями верхних уровней);
- отсутствуют ответственные лица по каждому направлению целеполагания.
Для устранения указанных причин руководителю предприятия необходимо согласовать цели с руководством подразделений. Единоличное формулирование и утверждение установок предприятия недопустимо.
5. Утвержденные цели не соответствуют действительности.
Иногда руководство озвучивает одни цели, а в реальности принимаются совсем другие решения. К примеру, заявлено: «Интересы клиента — прежде всего!», а после утверждения руководство одного из подразделений полностью игнорирует появляющиеся рекламации на продукцию.
Как радиально изменить жизнь. Видео от Бизнес Молодости:
Классификация целей
Перед постановкой задач каждый педагог должен понимать что такое целеполагание и из каких этапов оно состоит. По этой причине перед постановкой задач преподаватель обязан внимательно проанализировать результаты ранее совершаемой деятельности и провести диагностирование воспитательного и образовательного процесса. Также педагог должен смоделировать задачи, которые будут целесообразными для данного вида деятельности. Как только все это будет выполнено, уже можно будет вносить определенные коррективы в первоначальный вариант и формировать более точные цели. На последнем этапе необходимо уже прорабатывать программу действий, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. При этом есть множество нюансов, которые педагог при постановке задач обязательно должен учитывать. Первый из них касается так называемых глобальных целей. Под глобальной целью в воспитательном процессе понимается создание всесторонне развитой личности. Такой человек должен уметь развивать свои положительные качества с целью выживания в постоянно изменяющемся мире и социуме. На этом этапе, как правило, основной упор делается на творческие способности личности, и на ту пользу, которую она может принести обществу в будущем. Второй этап — это исторические цели
На этом этапе важно учитывать исторические события, освещать важность событий на различных этапах развития государства. При этом у личности воспитываются развитое чувство долга перед государством, развивается духовный и культурный аспект, а также толерантное отношение к другим и умение адаптироваться в социуме
Кроме того, педагогическое целеполагание может преследовать индивидуальные цели. В этом случае педагог должен ставить конкретные цели с учетом индивидуального подхода к потребностям учащихся. При этом любой стиль из вышеперечисленных может выбираться в зависимости от конкретной ситуации, возраста и возможностей учеников.
Из чего состоит педагогическое целеполагание?
Процесс целеполагания в целом склонен подвергаться влиянию многих факторов. Поэтому все изменения педагог обязательно должен учитывать при постановке целей. Упущение таких важных моментов может привести к тому, что достигнуть желаемых результатов попросту не получится. Поэтому при постановке задач учитель должен ориентироваться на индивидуальные требования учеников, педагогов и учебного заведения
Также обращать внимание необходимо на требования общества, где проживают ученики. Что касается вопроса:»из чего состоит целеполагание?», то здесь главными компонентами процесса выступают первоначальное обоснование и постановка задачи
Только после этого уже происходит определение методов достижения цели и происходит их выполнение. Также немаловажным компонентом целеполагания считается прогнозирование результатов. Ни одна постановка задачи невозможна без формирования конечных результатов, которые преподаватель ожидает получить.
Реализация целеполагания в педагогике: уровни
В системе образования целеполагание реализуется на нескольких уровнях. Первый из них касается современного социума и государства, то есть всех существующих федеральных законов и нормативно-правовых актом, что регулируют педагогическую деятельность. Также реализация целеполагания в педагогике происходит за счет программ и концепций регионального развития, образовательных организаций. И наконец, процесс может реализоваться посредством индивидуальной профессиональной деятельности педагога. Что касается общих целей, которые ставит перед собой педагог, то они могут быть предметными, личностными и метапредметными. И все из этих целей на сегодняшний день зафиксированы в образовательных стандартах.
Подробнее о целепогании в педагогике будет рассказано в этом видеоматериале. Если материал вам понравился, оставляйте свои
Что такое целеполагание
Каждый человек обладает собственным стилем жизни. Условно разделяют модели поведения на две большие группы: приспособленческую и целеориентированную. К первой относятся люди, подстраивающиеся к условиям жизни, ко второй – твердо идущие к намеченной цели. Обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Ориентируясь именно на минусы, можно определить, что же выбрать. Рассмотрим обе стороны медали каждого из способов.
Приспособленцам свойственно плыть по течению, подчиняться современным реалиям. Такие люди не стараются что-то кардинально поменять или улучшить. По характеру они, как правило, добры и снисходительны, ценят стабильность и боятся потерь вследствие каких-то перемен в жизни. При малейших неприятностях приспособленцы склонны впадать в депрессию или испытывать сильные переживания. Они не создают условия, а привыкают к существующим, стараясь безоговорочно выполнять определенные нормы и правила.
Целеустремленные личности строят жизнь сами и по течению не плывут. Обычно это предприниматели, специалисты высокого класса и успешные люди, обладающие мудростью и опытом. Быть одним из многих недостаточно, они стремятся к безусловному лидерству в интересующей их области. Такая активность и амбициозность иногда сулят неприятности, целеполагание в деятельности этих людей предполагает преодоление различного рода препятствий. Обладая твердым характером, лидеры твердо идут к достижению результатов и не жалуются на возникающие при этом проблемы. Они склонны к созиданию ради максимального комфорта.
Каждый тип личности имеет как плюсы, так и минусы. Любой человек в равной степени может выбрать тот или иной путь. Те же приспособленцы полезны для общества. Когда лидер что-то создает, другой тип принимает это и использует.
Разберемся в самом термине «целеполагание». Коротко говоря, это работа по постановке целей. При этом не только формируются (одна большая или несколько маленьких), но и разрабатываются варианты их достижения. В результате решаются конкретные проблемы и задачи, улучшающие качество жизнедеятельности.
Под целью каждый человек понимает что-то свое:
- желаемый исход событий;
- конкретный результат процесса;
- ожидаемый вариант будущего.
Цель определяет достижимый и желаемый для человека результат
Почему это так важно? В процессе целеполагания человек упорядочивает свою деятельность, начинает ее контролировать
К сожалению, некоторые иногда наслаждаются самим процессом решения поставленной перед собой задачи, из-за чего изначальная цель забывается и подменяется другой.
Цель должна быть четкой, ясной и конкретной. В противном случае достичь ее становится трудно. Нечеткое целеполагание создает почву для сомнений в необходимости выполнения поставленной задачи. Первоначальные желания забываются, на их месте возникают другие приоритеты.
Планирование как неотъемлемая часть целеполагания
Целеполагание невозможно без планирования. Для достижения задач человек должен планировать определенные действия. Результат будет успешным только при четком пошаговом их выполнении.
На начальном этапе планирование не сможет учесть все нюансы, поэтому является условным. Тем не менее оно обязательно, потому что помогает:
сконцентрировать внимание на действительно значимых моментах;
определить направления, по которым следует двигаться, и совершаемые при этом действия;
исключить сомнения и тревогу;
повысить уровень мотивации на успешное достижение цели;
определить действия, которые необходимо выполнить для достижения результата;
эффективно применять имеющиеся навыки и ресурсы;
самоопределиться в собственной жизни;
обрести уверенность в правильности собственных действий.
Человеку свойственно удовлетворять сначала свои естественные потребности, а уже потом — более высокого порядка (умственные, нравственные и т. п.). Следовательно, для достижения материального, личностного или социального успеха необходимо прежде утолить физиологическую нужду организма.
Глобальные цели в постоянно меняющемся мире также имеют свойство трансформироваться или вовсе исчезать. Это нормальная ситуация, людям нужно привыкнуть к тому, что поставленная когда-то цель всей жизни может быть лишь этапом к следующей. К счастью, современные технологии облегчают человеку осознание его истинных желаний
Важно уметь гибко корректировать запросы, превращая в достижимые цели. Мотивация является двигателем целеполагания, вдохновляющим человека идти к результату
Поэтому еще один важный аспект — не терять азарт в процессе движения к цели.
Организация целеполагания
Сегодня одной из важнейших проблем нынешнего общества является проблема личностного формирования. То есть развитие такой личности, которая не только способна выжить в стремительно трансформирующихся экономических и социальных обстоятельствах, но и активно воздействовать на имеющуюся реальность. Основное место среди описания свойств такой личности занимает довольно актуальная способность, заключающаяся в самостоятельной постановке целей и их достижении при помощи использования наиболее приемлемых и адекватных средств. Однако, наряду с этим, проблема механизмов и факторов формирования целеполагания в процессах онтогенетического развития личности в психологической науке практически не проработана.
Несомненно то, что индивид не рождается сразу с готовой способностью к индивидуальному целеполаганию. В процессе субъективного развития становление целеполагания проходит целый ряд определенных этапов. Младенец обладает большим потенциалом, однако ничего не умеет. Он только на первом году жизни начинает овладевать своим телом, развивает движения рук через манипуляции с различными предметами. А взрослый в это время, помогая осуществлять такие манипуляции, выступает для малыша в качестве партнера для общей деятельности.
К окончанию первого года жизни у детей появляются действия, обусловленные целенаправленностью, и формируется способность находить и применять определенные средства для достижения результата. То есть, предметные действия малышей становятся направленными на получение некоторого желаемого результата. По мере того, как индивидуальный опыт накапливается, начинают усложняться и предметные действия, выстраиваемые одно за другим. Мотив такой деятельности принадлежит ребенку, а вот цель – взрослому.
Развитие целеполагания обусловлено особой ролью взрослых как партнеров ребенка в коллективной деятельности, которая обеспечивает все необходимые условия для формирования его вероятных возможностей.
Сегодня разработаны различные методики, техники и методы, развивающие способности к целеполаганию и способствующие к вычленению из всех «хочу» истинной цели.
Тренинг целеполагания направлен на формирование навыков постановки целей в различных жизненных сферах, содействие в понимании выбора основополагающих целей и определение путей их реализации, технологию, принципы и развитие целеполагания в целом. Тренинг целеполагания обучает правилам формулировки целей, SMART-технологиям, способствует установке приоритетов при помощи ситуационного анализа и др.
Методы целеполагания и техники постановки целей позволяют создавать эффективные мотивации и хорошие внутренние состояния для движения в нужном направлении, удовлетворения потребностей личности.
Цели и целеполагание
Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.
Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.
Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.
Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.
Процесс целеполагания
Понятие целеполагание используется для именования коротких обучающих тренингов, которые изучают системы планирования, методы управления временным ресурсом, результатом которых будет достижение: умение планирования рабочего времени с учетом ближайших (далеких) перспектив и важности поставленных задач; способности выявлять оптимальные пути решения; умения грамотно устанавливать цели и реализовывать их. Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает
Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности
Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает. Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности.
Различают 10 существенных моментов процесса целеполагания.
1. Неосознаваемые потребности лежат в основе любой деятельности. Потребность является объективной нуждой в чем-либо. Часто потребности навязываются субъектам, то есть они существуют независимо от воли индивида. Так, например, человек должен дышать, пить и кушать для того, чтобы жить. За основу можно взять иерархию потребностей по Маслоу – от низшей к высшей.
2. Обычно осознанная потребность является мотивом. Однако, так как индивид в процессе жизнедеятельности постигает множество различных потребностей, единая мотивационная система субъекта определяется как довольно сложная, противоречивая и частично осознаваемая. В психологии существует феномен, который называется борьба мотивов. Это означает, что мотивы имеют иерархическую систему значимости и вступают в конкуренцию друг с другом. Самым значимым или выигравшим борьбу мотивом считается цель. Компонентами мотивационного процесса являются мотивировки, то есть сознательные доводы, которые доказывают и объясняют значимость мотива.
3. Цель является опредмеченным желанием, то есть пониманием индивидом, что он хочет. Это безупречный образ, искажающий реальность. В качестве идеального образа она является довольно сложным комплексным образованием, которое состоит их формулировок, доводов, прогнозов и ожиданий, фантазий, догадок и др. Сегодня цель разумеется как сознательное и рациональное явление, однако при этом нельзя не учитывать эмоционально-образные корни, влияющие на то, каким образом будет она осознаваться.
4. Внутренние механизмы потенциального прогнозирования используются для выбора цели. Для постановки чаще выбирается событие с более высокой степенью субъективной вероятности.
5. Реальный результат с целью в качестве внутреннего образа и субъективным предсказанием всегда расходятся.
6. Образ процесса осуществления цели и представление о затрачиваемых ресурсах всегда входят в образ цели. Планирование является сознательным анализом (прояснением) и письменной фиксацией шагов достижения цели и потребных ресурсов.
7. Представления о происходящих процессах и затрачиваемых ресурсах осуществления всегда будут расходиться с тем, что доступно в реальности. Даже самое идеальное планирование объединяет в себе некоторые погрешности, которые в процессе приходится подвергать корректировке.
8. Чем более ярко и четко осознается и представляется цель, тем интенсивнее мотивационные процессы для ее достижения, а также и больше активность при достижении результата.
9. Чем более интенсивная мотивация вначале, тем больше будет искажаться субъективная потенция цели.
10. В психологии существует довольно известный закон мотивации, которые называется градиентом цели. Он заключается в том, что чем ближе индивид подходит к результату, тем интенсивнее сила мотивации, также как и активность деятельности.
Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели вначале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами.
Основы целеполагания являются залогом реализации желаний и идей.