Введение
Данная работа ориентирована в первую очередь на относительно продвинутых музыкантов, тех, кто серьезно увлекается или интересуется ритмом. Совсем начинающему музыканту, я советую не заниматься ритмом, без технической базы это делать бессмысленно. Нужно освоить технику хотя бы на начальном уровне, поставить и расслабить руки, обрести некую уверенность в обращении с инструментом.
Это вовсе не означает, что нужно разгонять руки, достаточно просто научиться контролировать свои движения. Также нужно обладать минимальными знаниями нотной грамоты в том, что касается ритмического деления нот, то есть знать, что такое восьмая, шестнадцатая и прочее.
В данной работе я хочу рассмотреть понятия, связанные с ритмикой, вопросы развития чувства ритма и ритмического слуха. Здесь не будет информации о триолях, квартолях, сложных размерах и тому подобных вещах, это относится к теории музыки, найти не сложно. Во время написания этой статьи умышленно не буду искать и использовать определения, которые уже есть, попробую объяснить своими словами, как я понимаю, как определяю для себя.
Чтение слов в ритме
Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм
Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти
Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.
Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.
Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы)
После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели
Eclectica 119
Сто девятнадцатый эклектичный выпуск антологии клубно-танцевальной сцены Чувство Ритма. В этом выпуске прозвучали работы от Bjork, Jeff Mills, Adam Port, Maya Jane Coles, Sascha Braemer, Tricky, Goldie и других. Украшением выпуска стали работы российских музыкантов Sander & Radoo, Robert Kuliev и Denis Kulikov, релиз которого в скором времени увидит свет на CRR. 01 Adam Port – White Noise Romantica, 02 Sasha Braemer – Last Chance, 03 Tricky – Time To Dance (Maya Jane Coles Remix), 04 Bjork – Isobel’s Lonely Heart (Goldie Remix), 05 Jeff Mills – Self-Portrait, 06 Sander & Radoo – Sonar System, 07 zeett, ROOAN – Leave Me Alone (ROBERT Remix), 08 Denis Kulikov – TRIP 2020, 09 Da Hool – Meet Her At The Loveparade, 10 Anyma – A True Connection
Абсолютные и относительные временные интервалы.
Пример
В танцевальных кружках нередко возникает ситуация, когда разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.
В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и «нанизываются» движения.
В обоих этих примерах ученик «снял, скопировал» АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего «пульса, метронома» (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!
Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним «этот такт» каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь
- а) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный «смысл» не изменился – этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!
- б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.
И что нам позволяет это делать?
– «Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке». Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.
А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации – СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались
Ритмические слоги
Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.«Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку.Одну девочку спросили:— А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут “И” ?Та отвечает:— А потому что она маленькая.
Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.
Развитие музыкального слуха у детей постарше
Когда ребенок научится говорить, начинайте разучивать песенки. Единство музыки и текста оказывает большое влияние на развитие ребенка. Оно расширяет восприятие и ощущение мира, развивает интеллект и умственные способности.
Выберите легкую композицию и повторяйте по пять-семь раз подряд. Между повторениями делайте музыкальную паузу – проигрывайте ту же самую мелодию на каком-нибудь инструменте. Будь то пианино или стандартная погремушка. Не учите за занятие больше одной песни!
Занятия для дошкольников не должны быть слишком продолжительными. Чередуйте музыкальные упражнения с физическими. Старайтесь давать уроки в виде игры. Начинайте заниматься с пяти минут и постепенно доводите до 10-15.
Показывайте детям музыкальные фильмы и мультфильмы, ходите на концерты, играйте в музыкальные игры. Это разнообразит обучение, поможет ребенку узнать и полюбить музыку.
Периодически играйте на музыкальных инструментах определенную мелодию, а малыш пусть подыгрывает. Это может быть любой инструмент: барабаны, детское пианино или синтезатор, погремушки, колокольчик, треугольник и так далее.
Подберите инструмент, который интересен ребенку. Выбирайте темп игры, под который он сможет легко подстроиться. Подобное общение при помощи музыки не только развивает слух ребенка, но и положительно влияет на взаимосвязь родителей с ребёнком.
Традиционные методы проверки чувства ритма
Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.
МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».
Примеры ритмических рисунков для прослушивания:
Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?
Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.
МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?
Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.
Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
диагностическая карта развития музыкальных способностей детей
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)
Диагностический модуль музыкального развития детей
Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.
Диагностические задания-определение способности к самостоятельному построению наглядной модели-подсказки.
Развитие музыкального слуха у новорожденного
Развитие слуха представляет формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук
Для полноценного развития важно выполнять тренировки каждый день. Новорожденного следует знакомить со звуками при помощи различных звучащих предметов
Используйте музыкальные мобили, которые удобно вешать в кроватку над головой грудничка. Можно сжимать ручки деткам в такт песенке или мелодии.
Установлено, что классическая музыка развивает речь и восстанавливает рефлексы новорожденных. Детки постарше будут слушать классику только, если привыкли к ней с колыбели. Поэтому с рождения, а лучше еще в утробе включайте крохе классические произведения. Включайте разных авторов, и малыш скоро начнет различать композиторов и сам выберет, кто нравится больше.
После рождения включаем классику по пять-десять минут. Не навязывайте крохе данную музыку и не включайте записи громко. Если кроха противится данным звукам, смените автора или композицию. Как показывает практика, деткам больше других нравятся произведения Чайковского, Моцарта и Шопена.
Как проверить музыкальный слух
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста зависит от уровня этого слуха, музыкального восприятия, памяти и способности. Нужно понять, может ли ребенок различать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки, прочувствовать ритм. Чтобы это определить, выполняют несколько тестов. Эти тесты предлагают в музыкальной школе перед поступлением. Но можно провести тестирование и в домашних условиях.
Чтобы проверить активность слуха и ориентацию в звуковом пространстве на простейшем уровне, потребуется пианино. Для начала нажимают одну клавишу и спрашивают сколько звуков прозвучало. Потом одновременно нажимают две клавиши, расположенные далеко друг от друга, и задают тот же вопрос. Играют аккорд и спрашивают, много ли звуков прозвучало или он был только один.
Ребенок отворачивается от пианино. Играют два звука в верхнем и нижнем регистре. Затем спрашивают, какой звук выше, а какой ниже. Таким образом, можно узнать, понимает ли ребёнок разницу в высоте звуков, сможет ли он различать звуки и так далее.
Попробуйте пропеть сами с ребёнком, без пианино, разные ноты, чтобы установить диапазон детского голоса. Спойте короткую и простую мелодическую фразу. Затем попросите, чтобы малыш повторил ее. Пусть кроха споет любимую песенку. Такие тесты выполняют для проверки слуховой и музыкальной памяти, способности интонировать и чисто петь.
Даже незначительные или средние показатели уже свидетельствуют о наличии слуха, хоть и недостаточно развитом. С такими малышами умеют работать профессионалы в музыкальных школах. Мы узнали, как проверить музыкальный слух
Но не менее важно проверить чувство ритма. Для этого тоже есть несколько способов
Как слушать музыку
Легче всего распознавать в музыке ритмические нюансы, научившись играть ритмично самому. У музыканта перед простым слушателем в этом плане большое преимущество. Если слушатель не обладает природным даром хорошего ритмического слуха, то, скорее всего, этот слух у него никогда и не появится. Музыкант же может его развить. Но все-таки, кроме непосредственно упражнений с инструментом, есть некоторые вещи, которые могут помочь именно в прослушивании и анализе. Слушать музыку можно по-разному, я обозначу некоторые вещи, которые могут помешать, если вы пытаетесь слушать и анализировать.
Основная ошибка это пропевание про себя звучащих партий. Когда музыка нравится, невольно возникает желание промычать, пропеть, простучать и так далее. Таким образом параллельно музыке, которая звучит, формируется некая собственная музыка, и вы воспринимаете уже не то, что слышите, а то, что есть в голове, иными словами слушаете сами себя. Дальше частные случаи этой ошибки.
Попытки определить, к примеру, оттянут ли малый барабан, при помощи ритмических взмахов руки. То есть человек слушает музыку и наигрывает в такт по воздуху, как бы на невидимой гитаре или ударных, пытается попаданием руки понять, что и куда звучит на записи.
Создание внутреннего ощущения игры сзади, ровно или в центре. Человек слушает музыку, пытается разобраться, куда сыграна гитара, создает у себя в голове какое-либо ощущение игры (вперед/ровно/назад) и сопоставляет со звучащей на записи гитарой. Все это работает не очень хорошо. Возможно кто-то именно так слушает и анализирует, и получается отлично, но если не получается, возможно, стоит слушать иначе.
Что именно я предлагаю. Можно назвать это «слушать музыку на выдохе». В первую очередь это для тех, кто привык пропевать про себя. Суть в том, чтобы создать у себя в голове полную тишину, чтобы ничего не отвлекало от звучащей музыки. Если сконцентрироваться на дыхании, то это вполне получается. Нужно вдохнуть, потом медленно выдыхать, слушая свое дыхание и музыку, при этом собственной музыки в голове не будет, и можно почувствовать и проанализировать то, что вы слышите на записи. Главное избавиться от лишнего «звука» в голове, если его и так нет, то можно не прибегать к этим хитростям.
Если уже используете их, то еще несколько советов. В момент выдоха можно сконцентрироваться на каком-то конкретном инструменте. Отталкиваться можно от барабанов, то есть взять их за основу и слушать другие инструменты относительно ударных
Либо собрать внимание на гитаре. Но самый верный способ, которым нужно овладеть со временем, это слушать запись и сравнивать ее со своим собственным внутренним ощущением
Это выглядит примерно так: звучит музыка, ударные задают темп, независимо от наличия оттягов или спешки, все равно будет некий средний темп, нужно его почувствовать, также почувствовать, где находится центральная пульсация. Имея эти два параметра в своих ощущениях, можно определить, когда у кого уплыл темп, какое время у инструментов, оттяжку и так далее.
Если у вас есть проблема с ритмом, вот что можно сделать:
1. Слушайте больше музыки!
Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и еще двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Все. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнет развиваться.
2. Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки
Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно – того, кто поет. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков
Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чем поется в песне, и это привлекает внимание
Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнете воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.
3. Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке
Звучит по-идиотски? Возможно, но очень важно, что внутреннее восприятие ритмического рисунка, подкрепленное движениями в такт, как нельзя лучше позволяет контролировать самого себя. Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые вы или ваш ребенок делаете во время игры
И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда ученики уже знают ритмические величины, их названия, нотные знаки, а гораздо раньше.
Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением. Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего. В качестве такого музыкального репертуара могут быть использованы многие детские песни.
Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.
Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щелкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!
Заключение
Занятия ритмом дело довольно сложное, не стоит рассчитывать на мгновенный результат. Это также не является ключом к успешной музыкальной карьере, поэтому расставление приоритетов – личное дело каждого. Тем же, кто решит углубиться в постижение ритмических тонкостей, хочу пожелать терпения и упорства, ваши труды окупятся в первую очередь новыми ощущениями от игры. Ударникам пожелаю быть надежной опорой, фундаментом группы. Басистам – быть верными помощниками ударников. Гитаристам – хорошо выполнять свою главную и сложную функцию: не мешать ритм-секции. Вокалистам – использовать ритмическую свободу, которая у такого инструмента как голос, пожалуй, самая большая. А еще помните – виртуозный музыкант от обычного, порой отличается только ритмикой.
___
Как найти Fred’а в соцсетях: