Техника шапиро: уникальный метод решения психологических проблем

История возникновения[править | править код]

Метод систематической десенсибилизации был разработан южноафриканским терапевтом Джозефом Вольпе на базе экспериментов И. П. Павлова по классическому обусловливанию. Психолог отталкивался от предположения, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.

В годы Второй мировой войны Дж. Вольпе был офицером медицинской службы Южноафриканской армии. Проходил службу в психиатрическом военном госпитале, отдельные пациенты которого страдали от так называемого «военного невроза», известного сегодня как посттравматическое стрессовое расстройство. Доктор Вольпе и его коллеги пытались использовать лекарственную терапию, чтобы помочь пациентам справиться с травмирующими воспоминаниями сражений, но результаты в целом были неудовлетворительными. Именно эти неудачи подтолкнули Вольпе к поиску новых методов лечения тревожных расстройств. В послевоенные годы Вольпе изучал модель тревожного невроза у котов. На подопытное животное воздействовали электрическим током в сочетании с сильными световыми и звуковыми раздражителями до тех пор, пока у животного не вырабатывалась стойкая паническая реакция на одно лишь приближение к клетке. После того, как фобия была сформирована, можно было исследовать эффективность различных методов лечения. Оказалось, что самым надёжным способом избавления от фобии было постепенное и систематическое предъявление вызывающих страх стимулов во время кормления животных. Вначале кота с фобией кормили в помещении, где находилась клетка, на определённом расстоянии от последней. Затем миску с едой ставили немного ближе к клетке, потом ещё ближе, потом внутри клетки… В конце концов, животное «переучивалось» и могло совершенно спокойно чувствовать себя в той самой клетке, которая совсем недавно вызывала панику. Таким образом, основой для терапевтических мероприятий стал принцип реципрокного торможения. Постепенно кошки теряли всякую чувствительность к электрическим ударам, которые ранее вызывали у них явное беспокойство. Тогда Вольпе предположил, что тревожность и неуверенность можно лечить, замещая страх в социальной ситуации другой, несовместимой со страхом, эмоцией или замещающим поведением. Психотерапевт доказал, что «если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги». Иными словами, страх может быть устранён, если заменяется состоянием, противоположным страху. В результате проведённых исследований доктор Вольпе затем пришёл к выводу, что для взрослых людей лучшим способом формирования состояния, противоположного страху и напряжению, является нервно-мышечная релаксация по Джейкобсону.

Три этапа десенсибилизации по Вольпе

Торможение реакций страха осуществляется в три этапа:

  1. составление списка пугающих ситуаций/стимулов с указанием их иерархии;
  2. обучение какому-либо методу мышечной релаксации для создания физического состояния, противоположного состоянию при эмоции страха;
  3. собственно тренинг десенсибилизации: поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации с возрастанием степени тревожности ситуаций из списка.

Во время предварительных сессий проводится тренинг мышечного расслабления, обычно по сокращенной методике Джейкобсона, заключающейся в напряжении и расслаблении отдельных групп мышц и выполнении упражнений на распознавание ощущений, связанных с состояниями напряжения и расслабления мышц. Обычно пациента просят заниматься релаксацией дома между сеансами. Существуют различия в методах, вызывающих релаксацию. Некоторые используют гипнотическое внушение или разновидность аутогенной тренировки.

На последнем этапе важную роль играет вера пациента в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, поскольку последние являются противообусловливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается более эффективной при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным, а конечный результат десенсибилизации находится в прямой зависимости от качества расслабления. Сам Вольпе в своей терапии не просто применял технику реципрокной ингибиции; его взаимоотношения с пациентом всегда были дружескими и эмпатическими; он тщательно изучал историю жизни пациента; он давал интерпретации; он использовал внушение и убеждение, говоря пациенту, что если он пройдет через ряд релаксаций, то начнет чувствовать себя лучше. Таким образом, неотъемлемыми составляющими его психотерапевтических сеансов были: когнитивное научение, корректирующие эмоциональные переживания, эмпатическая природа взаимоотношений между пациентом и терапевтом, моделирование и повторение.

При простых фобиях обычно проводится 4—5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Не рекомендуется, чтобы сеансы десенсибилизации превышали 30 минут.

Применение метода

Показаниями к проведению десенсибилизации считаются несколько состояний:

  1. Одиночные страхи, в случае с которыми сложно найти вызывающий их стимул. Наглядный пример – боязнь полетов или, например, каких-либо экзотических животных.
  2. Чрезмерная тревожность в ситуациях, когда объективных оснований для появления таких эмоций нет.
  3. Какие-либо непривычные проявления страхов и фобий. Сюда относятся: нарушения сна, головная боль, мигрень.
  4. Дезорганизация. К примеру, ученик может даже наизусть выучить предмет, но так и не сможет внятно ответить на вопросы учителя или написать контрольную работу.
  5. Активные попытки избежать ситуаций, в которых возможно появление страха и тревоги. Представьте студента, который до ужаса боится экзаменов и зачетов. Но вместо того, чтобы исправно посещать занятия, он их прогуливает.
  6. Дезаптивное поведение. В травмирующих ситуациях человек проявляет агрессию, ярость, ведет себя неадекватно.

Применять метод десенсибилизации вы можете самостоятельно в домашних условиях. Но в этом случае он подойдет для работы с легкими страхами. Для лечения сложных фобий лучше обратиться к психологам или психотерапевтам.

Примечательно, что не всегда десенсибилизация проводится индивидуально. Она бывает групповой. Такой вид методики предложил Арнольд Лазарус. По его мнению, так можно лечить пациентов, страдающих от одной и той же фобии.

Групповая десенсибилизация эффективна при боязни публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, экзаменов и других действия, касающихся взаимодействия с обществом.

Движения глаз

Психологи считают, что движения глаз можно использовать как отдельный вид стимуляции при проведении десенсибилизации. По их мнению, в этот момент с человеком происходит то же, что и во сне. Головной мозг снова перерабатывает и при необходимости нейтрализует информацию, связанную с травмирующей ситуацией. В процессе специалист получает доступ к негативным эмоциям, которые лежат глубоко в подсознании. Они трансформируются в нейтральные.

Десенсибилизация, проводимая с помощью движения глазных яблок, состоит из 8 этапов:

  1. Специалист проверяет, сможет ли человек справиться с поставленной перед ним задачей. Обучает методам релаксации. Вызывает плохие воспоминания.
  2. Происходит изучение проявлений страхов и фобий.
  3. Психолог и пациент выделяют причину появления страха.
  4. На этом этапе проводится десенсибилизация. Человек представляет пугающую его ситуацию, а после 30 раз повторяет движение глазами из стороны в сторону. За это время ему нужно попытаться забыть негативные эмоции. Делать так нужно до тех пор, пока тревога не уменьшится.
  5. Наступает осознание того, что отношение к страху и фобии изменилось.
  6. Теперь нужно найти мышечные зажимы. Представляя травмирующее событие, человек проходит по всему телу. При обнаружении зажима нужно повторить движения глазами.
  7. На этом этапе возможно применение гипноза. Эта техника поможет расслабиться и успокоиться.
  8. И, наконец, анализ проработанных ситуаций.

В неделю проводится 2 занятия по десенсибилизации. Длительность каждого из них составляет максимум 2 часа.

Противовоспалительные лекарственные средства

Противовоспалительный – это тот, что обладает способностью подавлять проявления острого воспаления и облегчать течение воспалительного процесса.

Противовоспалительное действие лекарственных растений обусловлено особенностями их химического состава – содержанием эфирных масел, дубильных веществ, слизей, салициловой кислоты, аскорбиновой кислоты, каротиноидов и др.

Приведем в качестве примеров два сбора, из которых готовятся отвар и настой весьма выраженного противовоспалительного действия.

Рецепт противовоспалительного средства для детей №1

Наружно можно использовать отвар такой многокомпонентной смеси лекарственных веществ:

  • цветков ромашки аптечной – 5 частей,
  • корневища с корнями пырея ползучего – 5 частей,
  • травы горца птичьего (растение также известно под названием спорыш) – 5 частей,
  • травы тимьяна ползучего – 3 части,
  • листьев смородины черной – 3 части.

Следует взять примерно 100 граммов этой сушеной смеси, как можно тщательнее измельчить ее, залить порошок двумя-тремя литрами воды и варить на слабом огне около получаса, затем еще настаивать средство в закрытой посуде не меньше четверти часа, процедить через один-два слоя марли, отжать оставшееся сырье; готовый отвар вылить в воду для ванны; следует принимать ребенку процедуру при температуре воды 36-37,5 °С; продолжительность процедуры – четверть часа, на полный курс лечения достаточно 10 ванн; отвар демонстрирует не только противовоспалительное, но и бактерицидное, противозудное действие; использовать этот отвар ребенку можно также для примочек, обмываний воспаленных поверхностей тела; показания: диатез экссудативный, крапивница, потница, опрелости, фурункулы и пр.;

Рецепт противовоспалительного средства для детей №2

Для приема внутрь использовать настой, приготовленный из такой смеси лекарственного растительного сырья:

  • цветков ромашки аптечной – 6 частей,
  • листьев мяты перечной – 2 части,
  • корневища с корнями валерианы лекарственной – 1 часть,
  • семян фенхеля обыкновенного – 1 часть.

Приготовление противовоспалительного средства

Приготовление лекарственного средства: одну столовую ложку сушеной смеси, истолченной в порошок, высыпать в предварительно прогретую посуду, залить стаканом кипящей воды и настаивать в закрытой посуде с четверть часа или немного более, процедить через один-два слоя марли, отжать оставшееся сырье через ту же марлю; детям до 14 лет принимать по одной четверти стакана этого настоя два-три раза в день; ребенку в возрасте после 14 лет можно пить по одной трети стакана этого настоя два-три раза в день; настой может использоваться не только в качестве противовоспалительного средства, но также и в качестве антисептического, спазмолитического и ветрогонного средства;

Показания
: настой можно принимать ребенку внутрь при различных воспалительных заболеваниях органов дыхательной и пищеварительной систем, при воспалениях кожи, при тонзиллите остром и хроническом и т.д.

Перед тем, как назначать маленькому ребенку какой-либо препарат, приготовленный из названных выше растений, маме надлежит посоветоваться с лечащим врачом.

4 Движения глаз

Проработка ситуации движением глаз позволяет обратиться к отделам головного мозга, которые недоступны человеческому сознанию. Эта методика проводится в 8 этапов.

  • На первом этапе происходит оценка безопасности и способности клиента справиться с ситуацией. Пациент обучается способам расслабления, прорабатывает травмирующие воспоминания.
  • Второй этап характеризуется изучением способов поведения.
  • На третьем психотерапевт с клиентом выявляют отрицательное убеждение (то, которое сформировало и закрепило страх) и положительное (которое человек хотел бы иметь).
  • Четвертый этап – проведение десенсибилизации. Работа заключается в том, что пациент представляет себе травмирующую ситуацию, а после этого совершает движения глазами в одну и другую сторону. Необходимо сделать около 30 полных движений и постараться забыть о травмирующем событии. Это происходит до того момента, пока клиент не поймет, что тревожные переживания снизились.
  • На пятой ступени происходит осознание пациентом того, что он может чувствовать и вести себя иначе по отношению к своим страхам.
  • Шестая стадия заключается в выявлении зажимов в теле. Пациент повторно представляет травмирующую ситуацию и мысленно проходит от макушки до пят для определения наличия зажимов. Если они обнаруживаются, то методика движения глазами повторяется до исчезновения мышечных блоков.
  • Седьмая стадия характеризуется обучению спокойствия с помощью гипноза.
  • Восьмой этап – завершающий, характеризуется анализом всего пережитого и проработанного.

Длительность лечения составляет 1-2 часа в день, по 2 сеанса в неделю.

Суть метода

Итак, что такое десенсибилизация? Это разработанный Вольпе способ борьбы со страхом. Он считается одним из самых популярных методов поведенческой психотерапии. Ее суть выглядит так: во время действия порождающих страх стимулов можно развить противоположные эмоции, которые со временем этот страх нейтрализуют.

Психологическая методика Вольпе запускает противообуславливание или механизм, при котором позитивные стимулы устраняют негативные. В эксперименте с котами это было кормление. В случае с человеком можно использовать любой метод расслабления или релаксации.

Если во время глубокой релаксации у человека, пребывающего в расслабленном состоянии, вызвать негативные стимулы, начнется десенсибилизация. Страхи и тревоги будут поглощены положительными эмоциями.

Джозеф Вольпе выявил множество эмоций, которые противоположны страху. Также он назвал ряд способов применения его метода десенсибилизации. На практике же ученый чаще всего использовал мускульную реакцию.

Этапы

Метод десенсибилизации в психологии проходит в 3 этапа:

  1. Сначала человека учат входить в состояние релаксации, расслабляться. Это возможно благодаря аутогенным тренировкам, внушению, гипнозу. В случае с детьми также применяются специальные игровые упражнения.
  2. Далее выстраивается иерархия стимулов, которые провоцируют развитие страха. Таких иерархий 2: тематическая и пространственно-временная. В первом случае стимулы различаются по физическим свойствам и предметным значениям. Во втором же стимул всего один. Но он имеет разную силу тревоги.
  3. Последний этап – собственно борьба со страхом.

В конце, пользуясь построенной иерархией, психолог предъявляет тревожные стимулы. Процесс повторяется до тех пор, пока человек не будет оставаться в расслабленном состоянии при предъявлении даже самых сильных стимулов.

Работая с взрослыми и подростками методом десенсибилизации, специалисты описывают ситуацию, а пациенты воссоздают ее в своем воображении. Такой подход имеет один небольшой недостаток: тревога меньше, чем воздействие этих же стимулов в реальной жизни.

Работа с детьми

Десенсибилизация в случае с детьми заслуживает особого внимания. Ребенку порой сложно воссоздать описываемую психологом ситуацию в своем воображении. Поэтому все отображается наглядно.

Десенсибилизация для детей помогает им ассоциировать себя с любимым героем и стать полноправным участником ситуации, которую тот разыгрывает. Специалист при этом направляет его так, чтобы малыш постоянно сталкивался с тем, что вызывает в нем страх.

Работа с маленькими пациентами также проходит в несколько этапов:

  • составление иерархии;
  • определение любимого персонажа;
  • ролевая игра, которая похожа на проблему.

Последним этапом, как в случае с взрослыми, будет десенсибилизация.

Систематическая десенсибилизация и контробусловливание (СДК далее)

Очень часто десенсибилизация и
контробусловливание сочетают в работе, потому что невозможно привить
положительную реакцию к чему-либо если собака имеет яркий негативный опыт и
демонстрирует агрессию. Поэтому мы подвергаем животное слабым раздражителям (десенсибилизация)
и даем вкусную награду или игрушку (контробусловливание). Увеличивая охват
влияния объекта (например, подходим ближе к раздражителю), собака всегда должна
получать приятную награду в конце.

Пошаговый план применения СДК:

Опишите объект или событие, которое является триггером для вашего питомца. Уточните все существенные детали: что встречается по пути, какие вас окружают звуки, запахи, как далеко объект находится от вас и как долго раздражитель воздействует на собаку. Существенными являются те параметры, которые вводят питомца в состояние страха или агрессии. Например, если собака боится детей на роликах, то как они пахнут не будет значимым признаком, но их возраст, производимый шум и расстояние имеют значение.

Теперь посмотрите на эти параметры и оцените когда они менее и более весомы для питомца. К примеру, собака боится детей на роликах, когда те на расстоянии 50 метров. В этот момент они производят много шума, и пес реагирует оборонительно агрессивной манерой: лай, рычание и выпады вперед. Более того, если ребенок кричит, собака воспринимает это как угрозу. Так как животное не может сказать вам насколько сильно ей страшно, вы можете оценить ее состояние по языку тела и поведению в момент ситуации.

Далее составьте список этих параметров, по мере увеличения воздействия. Например:

  1. Ребенок на роликах в соседнем дворе. Вы слышите шум, но он очень приглушенный
  2. Ребенок катается за домом. Шум становится громче
  3. Ребенок на расстоянии 50 метров. Собака отчетливо его видит и слышит. Много шума
  4. Ребенок кричит, приближается, производит много движений и звуков

Начинайте терапию с пункта 1

В этот момент собака знает о раздражителе, но еще в состоянии переключить внимание на вас

В другом случае, если собака боится громких звуков, вы можете начать терапию с воспроизведения записи триггера. Или вы можете организовать взаимодействие питомца с предметами, которых он боится, начиная с дальнего расстояния.

Краткое руководство к выполнению плана СДК

Используйте самое вкусное угощение! Оно должно быть очень ароматным! В идеале, лакомство должно быть чем-то новеньким для собаки. Это могут быть сыр, печень или куриное мясо. В общем то, за что собака за вами хоть на край света пойдет. Эти ароматные кусочки должны применяться исключительно для занятий по СДК.

Вкратце, ваши занятия должны включать в себя:

  1. появление раздражителя в поле зрения;
  2. угощение собаки крохотными кусочками пока триггер в поле зрения;
  3. раздражитель уходит из поля зрения (либо удаляетесь вы и собака);
  4. прекращаем кормить животное сразу же, как раздражитель ушел из виду.

Антигистаминные препараты 4 поколения: мифы и реальность

Зачастую в рекламе средств для лечения аллергии проскальзывает термин «антигистаминный препарат нового поколения», «антигистаминный препарат четвертого поколения». Причем к этой несуществующей группе нередко причисляют не только противоаллергические средства последнего поколения, но и лекарства под новыми торговыми марками, относящиеся ко второму поколению. Это не более, чем маркетинговый трюк. В официальной классификации указаны только две группы антигистаминных препаратов: первого поколения и второго. Третья группа – это фармакологически активные метаболиты, за которыми закрепился термин «H1 гистаминоблокаторы III поколения».

Десенсибилизация – это уменьшение или полное устранение повышенной чувствительности организма к действию какого-либо вещества (уменьшение или устранение аллергического состояния организма).

Из этой статьи вы узнаете, как приготовить в домашних условиях десенсибилизирующие средства для лечения детей и как приготовить противовоспалительные лекарственные средства.

Десенсибилизирующие препараты

В ряду препаратов десенсибилизирующего действия следует назвать димедрол, супрастин, тавегил, фенкарол, кетотифен, кларитин, налкром, задитен и др.

Десенсибилизирующие средства показание

Десенсибилизирующие средства для детей эффективны при различных аллергических заболеваниях – при крапивнице, аллергических дерматозах, аллергическом конъюнктивите, аллергическом бронхите, вазомоторном рините, сенной лихорадке, экссудативно-катаральном диатезе, при бронхиальной астме, отеке Квинке и т.д.

При названных выше заболеваниях и болезненных состояниях эффективно использование настоев, приготовленных на основе сборов лекарственных растений.

Антигистаминные препараты 3 поколения: названия и дозировки

Обратите внимание
: дозировки указаны для взрослых. Фексадин, телфаст, фексофаст принимают по 120-180 мг х 1 раз в сутки

Показания: симптомы сенной лихорадки (чихание, зуд, ринит), идиопатическая (покраснение, кожный зуд)

Фексадин, телфаст, фексофаст принимают по 120-180 мг х 1 раз в сутки. Показания: симптомы сенной лихорадки (чихание, зуд, ринит), идиопатическая (покраснение, кожный зуд).

Левоцетиризин-тева, ксизал принимают по 5 мг х 1 раз в сутки. Показания: хронический аллергический ринит, идиопатическая крапивница.

Дезлоратадин-тева, эриус, дезал принимают по 5 мг х 1 раз в сутки. Показания: сезонный поллиноз, хроническая идиопатическая крапивница.

Другие варианты терапии

В первую очередь нужно сказать, что метод систематической десенсибилизации активно используется при работе с детьми (естественно, тут лучше прибегать к профессиональной помощи). Психотерапевты чаще всего применяют методику контактной десенсибилизации. Алгоритм применения метода здесь немного дополняется.

Ребенок, страдающий страхами, мотивируется к физическому контакту с тем, что вызывает в нем страх, а специалист дополнительно моделирует ситуацию с помощью другого человека, выполняющего конкретные действия и не испытывающего страха перед тем, что испытывает ребенок.

Другой вариацией десенсибилизации при работе с детьми является эмотивное воображение, когда ребенок отождествляет себя с персонажами любимых сказок, рассказов, мультипликационных или художественных фильмов. Специалист моделирует ситуацию, а ребенок, вживаясь в образ своего героя, ее преодолевает.

Помимо детской терапии есть еще и терапия групповая. Изначально систематическая десенсибилизация была сугубо индивидуальным методом, но позже доктор психологии Арнольд Лазарус предложил применять ее к работе с целыми группами пациентов, страдающих одними и теми же фобиями.

Групповая терапия показала высокую эффективность при работе с людьми, испытывающими страх публичных выступлений, контактов с окружающими, экзаменов и других ситуаций социального взаимодействия. Результаты применения снова оказались высокими, вследствие чего групповая терапия получила широкое распространение.

Несмотря на то, что сегодня разработано немало других техник и приемов работы со страхами и фобиями (конфронтация с подавлением тревожной реакции, имплозивная терапия Стэмпфла и другие), метод систематической десенсибилизации Вольпе относится к разряду лучших и остается на вооружении многих психотерапевтов, пусть и применяется относительно изолированно.

Если у вас или у кого-то из ваших близких есть страхи и фобии, с которыми хочется справиться, не пожалейте времени на освоение методики Вольпе или посоветуйте это сделать. А еще обязательно почитайте нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где, помимо научных объяснений этого феномена, мы предлагаем несколько хороших способов проработки страхов.

Желаем вам спокойствия и уверенности в себе!

Советуем также прочитать:

  • Терапия творческим самовыражением
  • Фобии человека и их лечение
  • Интересные и необычные факты о страхе
  • Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии
  • Иррациональные страхи
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Как справиться со страхом отказа
  • Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
  • Страх. Что с ним делать?
  • Систематическая десенсибилизация Джозефа Вольпе

Ключевые слова:1Психорегуляция

Антигистаминные препараты для детей

Ксизал в каплях назначают детям: старше 6 лет в суточной дозе 5 мг (= 20 капель); от 2 до 6 лет в суточной дозе 2,5 мг (= 10 капель), чаще по 1,25 мг (= 5 капель) х 2 раза в день.
Левоцетиризин-тева – доза для детей старше 6 лет: по 5 мг х 1 раз в день.

Эриус сироп разрешен детям в возрасте от 1 года до 6 лет: по 1,25 мг (= 2,5 мл сиропа) х 1 раз в день; от 6 до 11 лет: по 2,5 мг (= 5 мл сиропа) х 1 раз в день;
подросткам от 12 лет: по 5 мг (= 10 мл сиропа) х 1 раз в день.

Эриус способен тормозить развитие первой фазы аллергической реакции и воспаления. В случае хронического течения крапивницы происходит обратное развитие болезни. Терапевтическая эффективность эриуса при лечении хронической крапивницы подтверждена в плацебо-контролируемом (слепом) многоцентровом исследовании. Поэтому эриус рекомендован к применению у детей от одного года.

Важно
: исследование эффективности эриуса в форме таблеток для рассасывания в детской группе не проводилось. Но фармакокинетические данные, выявленные при исследовании определения доз лекарства с участием пациентов-детей, свидетельствуют о возможности применения пастилок по 2,5 мг в возрастной группе 6 – 11 лет

Фексофенадин по 10 мг назначают подросткам от 12 лет.

О препаратах от аллергии и применении их в педиатрии рассказывает доктор:

В массовой культуре

  • В фильме Джона Эмиэла «Имитатор» (1995) героиня страдает от агорафобии, однако вынуждена преодолевать свой страх через непосредственное нахождение в пугающих ее условиях
  • В фильме Тома Хупера “Король говорит!” (2010) главный герой преодолевает недуг заикания, выступая на публике
  • Различные телешоу используют погружение в пугающие ситуации как основную тему программы. Например, в телепередаче “Фактор страха” участники получали задания, суть которых заключалась в контакте с пугающими их объектами и ситуациями
  • В 10 серии 1 сезона мультсериала «Гравити Фолз» герой боится высоты, и, чтобы побороть его страх, девочка ведет его на вышку
  • В третьей части книги Дж.Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» и одноименном фильме есть эпизод, в котором на занятиях по защите от темных искусств ученики сталкиваются с боггартами, принимающими облик того, чего боится человек и чтобы побороть монстра нужно представлять противоположные по отношению к пугающим ситуациям образы, вызывающие смех
  • В серии «Океан страха» 1 сезона мультсериала «Время приключений» один из главных героев боится воды и, чтобы побороть свой страх, он постепенно увеличивает контакт с пугающей его стихией, одновременно пытаясь расслабиться
Оцените статью
Добавить комментарий