Представители философского детерминизма
1- Готфрид Лейбниц
Немецкий философ, математик и политик. Он написал Принцип достаточного разума, работа рассматривается как корень философского детерминизма.
2- Пьер-Симон
Также известный как маркиз де Лаплас, он был французским астрономом, физиком и математиком, который работал над продолжением классической ньютоновской механики. Кроме того, в девятнадцатом веке введен детерминизм в науке через научный метод.
3- Фридрих Ратце
Немецкий географ, выразитель географического детерминизма XIX века. Его работы антропогеография и Политическая география помог сформировать эту ветвь детерминизма.
4- Пол Эдвардс
Австрийско-американский моральный философ. Со своей работой Жесткий и мягкий детерминизм (1958) повлиял на концепцию детерминизма в науках.
5- Сэм Харрис
Американский философ и один из самых влиятельных ныне живущих мыслителей. Среди многих его произведений выделяется Свободная воля (2012), где он занимается вопросами детерминизма и свободной воли.
Категории детерминизма
Детерминизм в психологии – это направление, которое относится к психическим процессам, как и ко всем явлениям в мире, с точки зрения причинной обусловленности. Она является связью между явлениями, где одно из них называется причиной, а другая – следствием.
Первое явление ввиду определенных факторов влияет на второе, тем самым порождая категорию следствия. Причинность является однонаправленной и необратимой, что говорит о предшествующем характере причины, за которой обязательно последует следствие, но не наоборот.
Следующими категориями детерминизма являются необходимость и случайность. Эти понятия являются конкретизирующими в сфере взаимозависимости мировых явлений и процессов. Необходимость фиксирует закономерность явлений, которая исходит из самого их существования; случайность же говорит об определении связи между явлениями относительно внешних обстоятельств.
Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая определяется не только самой сущностью явления, но и внешними обстоятельствами, которые могут сложиться по-разному. Разность форм осуществления необходимости относительно исходного процесса выступает случайностью.
Следующими категориями детерминизма являются действительность и возможность. Действительность может пониматься как объективная реальность, материя. В конкретном смысле действительность может ограничиваться существованием определенного объекта, находящегося в каких-либо условиях.
Применительно к этому понятию можно ввести категорию «возможность», являющейся результатом диалектических отношений настоящего и будущего состояния действительности. Возможность – это предпосылки и направления изменения действительности, существующие в ее настоящем.
Возможность может быть абстрактной и реальной. Под последней понимается превращение возможной категории в сферу действительного под воздействием определенных условий. Абстрактная возможность может быть реализована теоретически, исходя из законов, по которым существует действительность, но, исходя из имеющихся условий, не может быть превращена в другую категорию.
Чтобы возможность стала действительностью, необходимо наличие каких-либо условий и действие законов самого объекта. Данная реализация в человеческой жизни зависит от субъективного фактора, то есть деятельности человека.
Применение принципа в психологии
Новый виток в развитии психологии как отдельной отрасли знаний связан с выделением психических детерминант. Считается, что действие детерминант объективно, направлено на регулирование отношений между организмом и средой, в которую он помещен.
Рекомендуем: Понятие гомеостаза в психологии
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Современный детерминизм в психологии привел к возникновению течений, отрицающих главенствующую роль сознания в устремлении к достижению цели. Например, психоанализ выстраивает зависимость сознания от особенностей трансформации психической энергии индивида.
Сторонники теории полей утверждают, что существуют неуравновешенные «системы напряжений», которые являются движущими силами, влияющими на психику. Фрейдисты настаивают на том, что психическая энергия стремится к разрядке тем или иным способом, то есть не может безгранично накапливаться и должна быть истрачена.
Отличительная особенность этого подхода в том, что человек может тратить свои духовные силы не только на адаптацию к окружающей среде, но и на противостояние. Например, в Средние века некоторые ученые были изгнаны или казнены инквизицией за отказ признать свои революционные открытия ересью.
Рекомендуем: Ассоциативная психология
Особое место в психологии занимает изучение влияния принципа детерминизма на микро- и макросоциум. В частности, изучение истории, этнографии, филологии различных народов позволило психологам выдвинуть гипотезу о социальной сущности человека.
Макросоциум способен подчинять человека детерминантам высшего порядка, отличным от примитивных физических и нервных раздражителей. Эти детерминанты порождаются не природой, а самими взаимодействующими людьми и определяют формы их бытия, уровня развития культуры и уровень развития общества в целом.
История появления детерминизма[править]
Философский детерминизм, сформулированный еще древнегреческими мыслителями, сторонниками атомистической теории, сыграл выдающуюся роль в развитии науки Нового времени и сам, в свою очередь, прошел сложную эволюцию в развитии под влиянием достижений науки и общественной практики. Долгое время детерминизм был частью общих материалистическо-механистических представлений
о мире и процессе его познания, сложившихся в XVII—XVIII вв. Мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого обусловлены материальными причинами и законами механики Ньютона. Объяснить любое явление означает найти его причину. Полное отождествление понятий причинности детерминизма осуществлено П. Лапласом. Лапласовский детерминизм исключает объективное существование случайности, трактуя ее как беспричинность. То, что мы называем случайностью, есть лишь результат ограниченности наших знаний. Такой детерминизм часто переходит в фатализм (лат. ‘fatum’ — рок, судьба), в учение о неизбежности происходящего и невозможности его предвидения, поскольку сложные цепочки причинно-следственных связей не могут быть открыты ограниченному уму человека. Механистический детерминизм ограничивает свободу воли, снимает с человека ответственность за совершенные им поступки, превращает самого человека в пассивное следствие внешних обстоятельств.
Но уже с середины XIX в. стали возникать концепции, которые выходили за рамки такого представления о мире. В них при описании и объяснении природных явлений все более существенная роль стала отводиться таким понятиям, как «случайность», «возможность», «вероятность», «целесообразность», «альтернативность» и др. С другой стороны, существующий упорядоченный характер отношений в материальном мире выводит исследователей на принцип закономерности, который фиксирует такие свойства между явлениями, как необходимость, повторяемость, устойчивость. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях; случайность происходит из побочных связей — может быть, а может и не быть.
Другой принцип детерминизма — взаимосвязь возможности и действительности. Действительность есть весь объективно существующий мир, вся совокупность явлений. Она сопоставляется с возможностью, которая фиксирует объективную тенденцию развития явлений, условий их возникновения. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира. Если возможность — это потенциальное бытие, будущее, содержащееся в настоящем, то действительность — реализованная возможность. Конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития. Она сама возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Для количественной оценки возможности используется понятие «вероятность», которая характеризует пределы существующей возможности, определяет степень близости ее осуществления.
И еще один принцип детерминизма, раскрывающийся в соотношении свободы и необходимости. Свобода может быть лишь там, где есть выбор. Объективным основанием для этого служит спектр возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуются. Свобода — это и «осознанная необходимость», и деятельность людей по практическому освоению необходимости, т. е. по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Детерминизм применительно к человеку всегда означал обусловленность его поведения взаимодействием внутренних и внешних факторов, его материальной и психической природой. Долгое время это отождествлялось с полным отрицанием у человека свободы выбора и свободы воли. Однако человек является носителем автономного нравственного начала и, следовательно, свободен (И. Кант).
В настоящее время в рамках философии человек рассматривается как бытие особого рода, которое, в отличие от всех других явлений во Вселенной, реализует в своем поведении единство противоположных сторон и отношений — сущности и существования, объективности и субъективности, необходимости, обусловленности (детерминированности) и свободы.
Индетерминизм в философии
Индетерминизм в философии это учение, которое отрицает объективную причинность и обусловленность всех явлений. Индетерминизм в истории философии бывает в различных формах, и наибольшую популярность получил в буржуазной философии, современники которой, особенно любят высмеивать идеи материалистического детерминизма в общественных науках.
Очень популярной в буржуазной философии есть концепция баденской школы. Ее представители ограничили принцип детерминизма плоскостью природных наук и откидывали его использование в науках «о духе». Их идея заключалась в существовании принципиального отрицания применимости категории причинности к историческому процессу. Исторический материализм определяет причинную обусловленность явлений общества. Буржуазные философы ищут некие противоречия в историческом детерминизме и марксистско-ленинской идеей понимания роли трудящихся людей в истории. Ленин отвергал все обвинения исторического материализма в фатализме, он говорил, что детерминизм предполагает фатализм и является почвой для разумного действия.
Детерминизм и индетерминизм в философии кратко определяются, как два противоположных понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности человека за свои действия.
Индетерминизм рассматривает волю человека, как независимую силу, заявляет, что принципы объективной причинности не могут применяться к пояснению личностного выбора человека или его поведения, относительно детерминизма, он выказывает недовольство его направленностью на фатализм. Неопозитивизм, персонализм и прагматизм также как и индетерминизм противостояли детерминизму и ограничивали его применение только к логической сфере.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу принципов взаимовлияния явлений.
Индетерминизм в философии это отрицание определенной характеристики детерминизма или отрицание объективности какого-то принципа, например, причинности. В истории философии мало последовательных индетерминистов. Они чаще отрицают объективную связь и взаимовлияние общественных процессов, бытия человека, которые обусловлены свободой в выборе. Эту теорию выдвигает Кант, он твердит существующих в природе сильных связях, а поведение людей – это плоскость в которой есть свободный выбор и внутренний моральный закон, который определяет действия. Также подобную позицию выражал В. Виндельбанд, он четко разводит причины природных процессов и свободную волю личности, решения, выбора и оценки.
Детерминизм и великие ученые
Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.
Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.
Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком
Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.
В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.
Индетерминизм: что это?
В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.
Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.
В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.
Формирование детерминистского взгляда в античный период
Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.
В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.
В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.
Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.
Диалектический материализм как детерминизм
Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.
Объяснение понятия «детерминизм»
«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.
Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.
Социальный детерминизм
Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.
Однозначный детерминизм
Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.
Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона
Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него
Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:
- масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
- течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
- мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
- движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.
Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.
В чем заключается принцип детерминизма
Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:
- дополнительности;
- соответствия;
- детерминизма.
Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.
Если говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой.
Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.
А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:
- пространственные корреляции;
- временные корреляции;
- функциональные зависимости и многое другое.
Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем
Вопросы для самоконтроля
1. В чем разница между понятиями “детерминизм” и “каузальность”?
2. Какие два типа детерминизма известны в истории науки и философии?
3. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществления своего действия?
4. На каком основании мы можем говорить о возможном, то есть о том, чего еще нет?
5. Как отличить реальную возможность от формальной?
6. Как соотносятся между собой причина и следствие во времени?
7. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?
8. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изучаемых Вами специальных науках?
9. В чем несостоятельность кондиционализма?
См.: Огородников В.П. Познание необходимости. М., 1985. С. 17.
См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С. 420.
Подробно об этом: Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М., 1977. С. 97 — 180.
Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 229.
См.: Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
См.: Свечников ГА. Понятие причинности в физике // Физическая наука и философия. М., 1973
Что такое индетерминизм?
Индетерминизм – это философское учение, отрицающее или объективность причинности, или ее ценность в познании с точки зрения науки. Представители учения являются противниками детерминизма и считают, что воля человека – это автономная сила, которая не подчиняется каким-либо законам и причинам.
Идеи исторического индетерминизма стали распространяться во второй половине 19 века в ряде философских школ (философия жизни, неокантианство). Эти концепции пытаются раскрыть качественную специфику социального познания и исторического процесса, придавая ведущее значение в них случайности.
Научное подтверждение этих представлений в социальном познании появляется после создания и разработки в XIX-XX веках статистической теории на основе теории вероятностей.
В итоге многочисленных исследований в области социальных наук, случайность признается как самостоятельное начало социума, происходит утверждение конструктивной роли случая в качестве фактора свободы человека и необратимости социальных изменений, а также важнейшего условия появления нового в историческом процессе.
Индетерминизм может быть теологическим и натуралистическим. Первый вид отрицает достаточную полноценность природы в участии в деятельности человека и жизни других существ; целостность и эволюционность объясняется существованием Бога. Натуралистический индетерминизм исходит из признания природного как самодостаточного в мировой системе.
Также в истории философии сложилось 2 типа индетерминизма: объективный и идеалистический. Первый вид отрицает любое истолкование причинности, как с точки зрения самого человека, так и объективного понимания. Идеалистическое направление считает закономерность и причинность уместной с субъективной точки зрения. При этом объективные атрибуты детерминизма на мировом уровня отрицаются.
Представители детерминизма и индетерминизма
Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.
Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.
Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.
Детерминация поведения
Детерминация поведения человека в психологии сводится не только к личностным качествам, но и особенностям внешней среды. Это проявляется в неизбежной активности человека в социальной сфере, которая преломляет личные намерения и формирует определенные роли в поведении личности.
Также внешняя детерминация может проявляться в виде социального принуждения, насилия, манипуляций. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают влияние на деятельность и на жизнь человека, начиная от формирования его чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество является рамками, которые оказывают влияние на все проявления человека.
Внутренняя психическая детерминация влияет на общественную сферу с помощью целеполагания. В своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательно цели своей жизни и деятельности, но они, как и способ их реализации, тесным образом связаны с внутрипсихической детерминацией человека. Она оказывает опосредующее, но серьезное влияние на социальную детерминацию и на социальное поведение.
Принцип
Проблема детерминизма занимает важное место в психологической науке, поскольку затрагивает напрямую вопросы воли, свободы выбора, ответственности за свою судьбу. Самодетерминация — это способность человека выбирать и иметь собственное мнение
Именно это умение отличает людей от других живых существ
Самодетерминация — это способность человека выбирать и иметь собственное мнение. Именно это умение отличает людей от других живых существ.
Сложность и парадоксальность вопроса часто приводит к тому, что многие ученые уходят в сторону индетерминизма.
Среди российских и зарубежных ученых, тем не менее, есть представители строго детерминистического подхода, которые обосновывают актуальность данного учения.
Авторы
Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн разработал деятельностный подход в психологии, основанный на общефилософском принципе: внешние причины оказывают воздействие через внутренние условия.
Так, по мнению ученого, мозговая деятельность индивида развивается под влиянием внешних условий окружающей среды. В результате взаимоотношений человека с внешним миром происходит формирование нервной системы.
Л.С. Выготский утверждал, что существует определенность психических процессов, основанная на причинности. Ничто не может происходить случайным образом, без наличия какой-либо причины. Так, проявление воли человека основывается на принципах закономерности и необходимости.
По мнению К. Хёфера, любое событие возникает на основе предшествующих явлений и условий, законов природы.
Детерминизм проявляется не только в нашем понимании наук и объективных явлений, но и в формировании преставлений о жизни: свободе выбора, проявлении воли.
Примеры
Лучший пример детерминизма с научной точки зрения — это сочетание законов механики и всемирного тяготения, разработанных Ньютоном. Можно применять эти законы к планете Земля.
Если нашу планету запустить с заданного места с определенной скоростью, то можно предсказать место ее нахождения в каждый момент времени в будущем.
Другой пример действия психологического принципа можно часто наблюдать в повседневной жизни. Ребенок, который уделяет много времени занятиям и постоянно совершенствует свой уровень знаний, всегда учится на хорошие оценки.
Лентяй, не желающий заниматься саморазвитием, оказывается двоечником. На лицо явная причинность явлений: освоил знания — получил хорошую оценку, не освоил знания — получил плохую оценку.
Явное взаимодействие детерминирующих факторов можно наблюдать на примере воспитания детей в приемных семьях и в государственных учреждениях.
Нередко дети из одной семьи, которые изначально имеют одинаковые биологические аспекты развития (гены родителей, условия беременности и т.д.), попадают под влияние различных социальных факторов.
Один ребенок воспитывается в детском доме, а второго с раннего возраста берет на воспитание семья.
В результате условия социализации могут привести к формированию двух личностей с абсолютно различными социальными установками, жизненными ценностями и особенностями психики.
Таким образом, принцип детерминизма является важным философским и психологическим понятием. Причинные закономерности можно обнаружить во всех аспектах общественной жизни и науки.
Свобода воли и детерминизм:
Как полюбить своего ребенка, если он раздражает?
Что делать, если муж не помогает с воспитанием ребенка?
Советы психолога: что делать, если Вам изменил муж?
Как бороться с буллингом в школе?
Наша интересная группа Вконтакте:
Гоббс, Декарт и другие просветители
Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.
Исторические формы и концепции детерминизма
Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:
- античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
- лапласовская (механическая жесткая);
- естественно-научная (статистическая);
- современная (синергетическая).
Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.
Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.
Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.
С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.
Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.
Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.
Литература
- Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. — Л., 1974. — 183 с.
- Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. — 2008. — № 9.
- Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. — 2008. — № 3.
- Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. — М., 1976. — 256 с.
- Лебедев C. А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2005. — № 6. — С. 3—20.
- Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. — М., 1999. — С.179—198.
- Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. — Воронеж, 1987. — С. 9—23.
- Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии. — 1979. — № 7.
- Сокулер З. А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. — 1993. — № 2.
- Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН. — М., 2006. — 323 с.
- Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — 513 с.