Детская психология для родителей

Книги о воспитании детей раннего возраста

Воспитывать малыша необходимо с первых дней его жизни. В этом возрасте основной целью родителей должно быть представление ребенку разнообразия явлений и вещей его окружения, обучение правилам поведения, которые позволяют ему проявлять активность, любознательность, но одновременно соблюдать безопасность. В первые годы жизни зарождаются основы для формирования личности человека. Поэтому чем больше впечатлений (зрительных, тактильных, слуховых) получает малыш, тем быстрее происходит развитие его интеллектуальных и физических способностей. Эти критерии лежат в основе известной методики воспитания малышей самого раннего возраста Марии Монтессори.

В процессе развития интереса к окружающему миру малыш старается проявлять все большую самостоятельность. Конечно, это сопровождается множеством ошибок, трудностей и промахов

Важно оказать малышу помощь в преодолении сложных моментов

У детей раннего возраста проще всего происходит усвоение педагогических уроков при правильном подходе. Многие родители стараются воздействовать на младенцев с помощью вербального общения, но в этом возрасте малышу требуется наглядный пример. Ему нужно показать, как сделать правильно. Если мама все-таки хочет на словах объяснить, что малыш поступил неправильно, лучше это сделать после устранения причины неудачи.

Например, родители хотят научить чадо правильно держать ложку. Слова не помогут. Ругая ребенка за неряшливость, объясняя правильный подход, малыш ничего не усвоит. Посмотрев на пример, ошибаясь, чадо научится выполнять действие. Правило применимо до года, потом ребенок будет вполне готов выполнять вербальные советы.

Малыш до года полностью доверяет маме. Этот факт является основой для формирования правильных общественных ценностей. Мама для ребенка — несомненный авторитет, поэтому некоторые, важные и полезные для развития крохи, действия она должна делать без обсуждения с малышом. Например, соблюдать распорядок дня: кормление, прогулка, сон. Это не означает, что малыша следует кормить насильно. Лучше посадить малыша обедать со взрослыми, предоставив ему право самостоятельного выбора пищи.

Подобная процедура должна проводиться при сборе на прогулку. Мама выбирает время процедуры, ребенку предоставляется выбрать одежду. Если он отказывается понимать рациональные советы, следует наглядно показать неуместность его поведения. Например, ребенок наотрез отказывается надевать шапку (куртку, кофту). Оставьте споры и уговоры, просто возьмите нужный предмет гардероба, позвольте чаду выйти за дверь, как он пожелает. Вероятнее всего, он еще в подъезде поменяет мнение, зато это будет его самостоятельным решением, поэтому сознание ребенка запомнит этот факт лучше, чем навязывание мнения взрослых.

К 1,5–2 годам следует начать приучать чадо действовать сообща. Лучше начать с домашних дел. Например, продемонстрировать ребенку, как протирать пыль, подмести пол. Обычно дети проявляют большой интерес к таким действиям, стараясь выполнять их по мере возможности. Малыша необходимо хвалить, не обращать внимания на неудачи, переводя их в шутливую форму

Такие полезные навыки следует формировать в этом возрасте, чтобы в будущем ребенок понимал важность поддержания чистоты дома

Если родители хотят наложить по-настоящему действенные запреты на определенные действия, лучше всего, чтобы эти вещи (действия) были недоступны малышу. Сформировать запрет для малыша значит физически исключить возможность совершения действия. Если родители опасаются, что ребенок возьмет опасный предмет, лучше убрать его с детского поля зрения. Словесные запреты начнут действовать к двум годам.

Воспитание ребенка должно сочетать правильное развитие ответственности за действия и свободу выбора. Тогда не придется прибегать к крайним воспитательным мерам — наказанию.

Развитие речи у ребенка

Младенец с момента рождения может издавать звуки: первый крик помогает ему раскрыть легкие и начать дышать. Предпосылкой к развитию речи становится гуление: малыш издает протяжные грудные звуки, которые еще не похожи на произношение букв, но уже отличаются от простого плача или крика. Далее он учится произносить отдельные простые слоги: па-па, ма-ма, та-та. Сложные артикуляционные движения ему еще не доступны, поэтому малышу легче повторять слоги, которые можно произнести с помощью простого смыкания и размыкания губ.

Навык проговаривания слогов отрабатывается в течение 1–2 лет. В норме ребенок должен сказать первое слово в возрасте 1–1,5 лет и до 3 лет увеличить активный словарный запас до нескольких сотен слов. Поводом для беспокойства является абсолютное молчание: если в 3 года ребенок вообще не разговаривает, это может свидетельствовать о нарушениях в психическом развитии, проблемах со слухом или артикуляцией. Если же он произносит отдельные слова, дополняет речь жестами, мимикой и разнообразной интонацией, следует немного подождать. Скорость развития речи индивидуальна. Некоторые дети очень долго молчат, но к 5 годам начинают активно говорить и не отстают от своих сверстников.

Частая проблема детей, осваивающих активное говорение — дефекты фикции. Неправильное произношение звуков требует коррекции у специалиста, исправить его самостоятельно малыш не может. Причины таких проблем разнообразны: от врожденных особенностей до семейных обстоятельств.

Интересной особенностью развития речи у детей является способность самостоятельно придумывать слова. Ребенок может коверкать знакомые слова, составлять одно новое слово из двух или составлять их из отдельных слогов. К 5 годам большинство детей овладевает практически всеми нюансами одного языка. В этом возрасте ему также очень легко овладеть и иностранным языком: за день ребенок легко осваивает несколько новых слов. Но поскольку он не разграничивает изучаемые слова и заучивает их все вместе, взрослый должен направлять и контролировать процесс изучения. Когда освоение устной речи закончено, ребенок переходит на следующий этап —изучение письменной речи.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер. В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили». А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

  • традиционный;
  • детоцентристский.

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании. Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу. У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет

К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем

Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер (25 марта 1930) – советский и российский психолог, профессор, доктор психологических наук. Специалист в области экспериментальной и детской психологии, детско-родительских отношений.

Ее книга «Общаться с ребенком. Как?» впервые вышла в 1995 году и сразу стала бестселлером. С тех пор много раз переиздавалась, а в 2008 году вышла вторая часть этой серии «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Сейчас обе книги объединены с еще одной в сборнике «Самая важная книга для родителей».

И все-таки именно первая книга особенно важна. Ведь она запустила гуманистический подход в воспитании, когда в большинстве семей преобладал авторитарный стиль. Книга поделена на уроки. Научная основа сдобрена яркими примерами, что упрощает восприятие материала.
В этой книге вы найдете:

  • важные ключи к пониманию детей;
  • советы, как говорить о своих чувствах;
  • узнаете, как помогать ребенку, но не жить за него;
  • как приучать дитя к ответственности и самостоятельности;
  • поймете, что любые ошибки еще не поздно исправить.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен

Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет — не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он — малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов

Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют

Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он — личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Жизненные ценности ребенка

Жизненные ориентиры ребенка формируются в семье. Они зависят не только от стиля воспитания (авторитарного, индифферентного, демократического), но и от других факторов. К ценностно-ориентирующим факторам относятся:

  • национальный менталитет;
  • раса;
  • достаток семьи;
  • принадлежность к религиозной общине;
  • наличие братьев или сестер.

Возникновение первичного представления о мироустройстве происходит в 3,5–4 года. Ребенок воспринимает мир с позиции родителей, разделяя их ценности. В семье, поддерживающей националистические идеи, ребенок будет воспринимать как норму дискриминацию, подавление. Если ценности семьи либеральные, ребенок будет относиться к другим людям, исходя из этих соображений.

Попадая в детский коллектив, ребенок видит другие петтерны поведения и может их копировать. Но все равно до начала подросткового возраста главным местом формирования ценностей остается семья. Во время подросткового периода (14–18 лет) источник жизненных ориентиров — подростковые субкультуры, СМИ и авторитетные взрослые, исключая родителей.

В детском возрастенедостаток адекватного воспитания приводит к формированию социально опасных ценностей. Усвоенные антисоциальные модели поведения мешают ребенку выстраивать нормальные отношения, могут представлять реальную опасность для других людей.

Подростковый возраст

Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.

Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.

Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.

Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.

Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.

Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.

Чувства и эмоции

Психологи, изучающие формирование эмоций и чувств, выдвигают несколько гипотез развития эмоциональной сферы у человека. Согласно популярной теории, каждый человек рождается с набором базовых эмоций, которые малыш может проявлять уже с первой минуты рождения:

  • гнев;
  • удивление;
  • радость;
  • страх;
  • недовольство.

Наблюдения за младенцами, растущими в разных культурах, показывают, что младенцы на похожие действия отвечает одинаковыми мимическими и поведенческими реакциями. Чувства и эмоции детей формируются в процессе общения с родителями. Сначала главный инструмент малыша —наблюдение. Кроха смотрит на особенности взаимодействия матери и отца, пытается повторять за ними, запоминает сложные эмоциональные реакции. Его диапазон эмоциональных реакций постепенно расширяется, закрепляется.

Особенности психологического развития ребенка

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир

Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту

Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания

Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим. Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике. Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни. Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад. Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни

Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком. Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Кризис 3-х лет

Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.

В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово — нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!

Первое, что надо делать — успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.

Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки — 6 месяцев до или после дня рождения.

Признаки кризиса 3-х лет:

  • Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
  • Ежедневные проверки рамок дозволенного;
  • Истерики по поводу и без него;
  • Слово «нельзя» перестало работать вообще;
  • Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
  • Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
  • Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
  • Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.

Основная причина такого поведения — попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.

Совет!Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит

Кризис трех лет надо просто переждать.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Оцените статью
Добавить комментарий