Детские страхи

Возрастные фобии

Психологи утверждают, что особенностью детских страхов является их непостоянство. В разные возрастные периоды одни виды исчезают, на смену им приходят другие. Составлен своеобразный каталог детских страхов по возрастам:

  • В раннем детстве опасения связаны с новым, неизведанным. Пугают малышей сказочные персонажи, незнакомые люди, животные. Может появиться фобия злого волка или бабы яги. В этом возрасте ярко проявляется боязнь разлуки с мамой, с которой у крохи тесная связь.
  • Дошкольный возраст отличает боязнь темноты, замкнутого пространства, воды, высоты, появляющаяся под воздействием запретов взрослых. Характерным страхом является медицинская тема: испуг при виде врача и лечебных манипуляций.

В раннем детстве причиной страхов становится новое, неизведанное

  • У старших дошколят может сформироваться фобия вселенской катастрофы, например, «конца света», или боязнь нападения, войны. Это связано с тем, что возрастают опасения за свое здоровье, страх смерти, незащищенности.
  • В младшем школьном возрасте появляются социальные страхи, связанные с положением ребенка в обществе (боязнь быть отверженным сверстниками, насмешек, опасение не справиться с заданием).
  • Старшие школьники опасаются катастроф, природных катаклизм, насилия, одиночества, неудач в школе, спорте, во взаимоотношениях с одноклассниками.

Важно! Внимательное отношение к причинам возникновения детских фобий и умение их регулировать помогут избежать многих проблем в формировании личности ребенка

Ðак ÑодиÑели могÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¿ÑеодолеÑÑ ÑÑÑаÑ

СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво ÑазлиÑнÑÑ ÑпоÑобов диагноÑÑики и коÑÑекÑии деÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑаÑов. ÐÑевозможнÑе опÑоÑники, игÑÑ, веÑбализаÑиÑ, ÑказкоÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ â ÑоÑоÑие дополниÑелÑнÑе инÑÑÑÑменÑÑ, коÑоÑÑе вам могÑÑ Ð¿ÑедложиÑÑ Ð² ÑенÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑологиÑеÑкой помоÑи. Ðо без глÑбокого пÑиÑоанализа и пÑоÑабоÑки пÑиÑин деÑÑкого ÑÑÑаÑа ÑпÑавиÑÑÑÑ Ñ ÑÑой пÑоблемой оконÑаÑелÑно и без поÑледÑÑвий Ð´Ð»Ñ Ñебенка непÑоÑÑо.

ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð¸ÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÑÑаÑов, необÑодимо:

â ÐбеÑпеÑиÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑÑвÑÑво полной заÑиÑенноÑÑи и безопаÑноÑÑи.

ÐлавнÑй Ñеловек в жизни Ñебенка â мама. ÐÑли она Ñпокойна, ÑÑаÑÑлива, ÑвеÑена в завÑÑаÑнем дне, пÑавилÑно взаимодейÑÑвÑÐµÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом, Ñо он ÑÑвÑÑвÑÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð² безопаÑноÑÑи и гаÑмониÑно ÑазвиваеÑÑÑ.

РазобÑавÑиÑÑ Ð² Ñебе, в оÑобенноÑÑÑÑ Ñвоей пÑиÑики, мама наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¸Ð·Ð»ÑÑаÑÑ ÑпокойÑÑвие и ÑвеÑенноÑÑÑ, пÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² доблеÑÑного ÑÑÑаÑÑ, ÑпоÑобного победиÑÑ Ð»Ñбой деÑÑкий ÑÑÑаÑ.

â ÐнаÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑнÑе пÑиÑологиÑеÑкие оÑобенноÑÑи Ñебенка (векÑоÑÑ).

ÐлÑбоко Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑеннÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ñебенка, ÑодиÑели могÑÑ Ð¿ÑавилÑно вÑÑÑÑаиваÑÑ Ð¾Ð±Ñение Ñ Ð½Ð¸Ð¼, ÑоглаÑно вÑожденнÑм ÑвойÑÑвам его дÑÑи. ÐапÑимеÑ, напÑавиÑÑ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð·ÑиÑелÑного малÑÑа в миÑное ÑÑÑло, запиÑав его в кÑÑжок ÑиÑованиÑ, декламаÑии или ÑеаÑÑалÑного маÑÑеÑÑÑва.

â СÑÑоиÑÑ ÐºÑепкие ÑмоÑионалÑнÑе ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ñеми Ñленами ÑемÑи и, конеÑно, Ñ Ð´ÐµÑÑми. Ðбо вÑем говоÑиÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом, делиÑÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлениÑми, пеÑеживаниÑми, опаÑениÑми, довеÑÑÑÑ Ð¸ поддеÑживаÑÑ.

â ЧиÑаÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑми пÑавилÑнÑе книги. ÐаÑегоÑиÑеÑки избегаÑÑ ÐºÐ°Ð½Ð½Ð¸Ð±Ð°Ð»Ð¸ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑгаÑÑÐ¸Ñ ÑÑжеÑов. ÐÑобенно важно обеÑегаÑÑ Ð¾Ñ Ñакой лиÑеÑаÑÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлиÑелÑнÑÑ Ð´ÐµÑок Ñо зÑиÑелÑнÑм векÑоÑом, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо именно они полÑÑаÑÑ Ð¾Ñ ÐµÐµ ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑамÑÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑиÑеÑкÑÑ ÑÑавмÑ. ÐÑбиÑаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑоÑÑÑадание. ÐеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð·Ð° геÑоев, Ñебенок ÑÑиÑÑÑ ÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑгиÑ, не заÑикливаÑÑÑ Ð½Ð° Ñебе. Ðогда ÑеÑдÑе полно лÑбви, в нем Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑÑÑаÑÑ.

ÐÑе ÑÑи ÑекомендаÑии не ÑолÑко помогаÑÑ ÑпÑавиÑÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑкими ÑÑÑаÑами, но и ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñной пÑоÑилакÑикой Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñоблем.

ÐоÑогие ÑодиÑели, помогиÑе ваÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð¸ÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð¾ÑнÑÑ ÐºÐ¾ÑмаÑов и злÑÑ Ð¼Ð¾Ð½ÑÑÑов, Ð¾Ñ Ð±ÐµÑÑонниÑÑ Ð¸ иÑÑеÑик, Ð¾Ñ ÑÑевоги и беÑпокойÑÑва! Ðам ÑÑо по Ñилам!

ЧиÑайÑе оÑзÑÐ²Ñ ÑеÑ, ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ñже ÑдалоÑÑ Ð²ÑÑваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑей из Ð»Ð¸Ð¿ÐºÐ¸Ñ Ð»Ð°Ð¿ ÑÑÑаÑа:

ÐодÑобнÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± индивидÑалÑнÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑики взÑоÑлÑÑ Ð¸ деÑей, гаÑмониÑнÑÑ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñ ÑÑеÑом лиÑнÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв каждого Ñебенка, победе над ÑÑÑаÑами, ÑобиÑми, иÑÑеÑиками, паниÑеÑкими аÑаками Ð²Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе найÑи на поÑÑале https://www.yburlan.ru/ в ÑÐ°Ð·Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ ÐиблиоÑека и ÐÐÐ, а Ñакже на беÑплаÑнÑÑ Ð¾Ð½Ð»Ð°Ð¹Ð½-лекÑиÑÑ ÐÑÐ¸Ñ ÐÑÑлана.

Детские страхи и фобии

Детство всегда сопровождается страхами и многие психологи утверждают, что возрастные фобии – признаки нормального развития ребенка и адаптации в мире, но это не так! Взросление и адаптация ребенка — это приспособление к новому витку жизни, новому уровню развития, но никак не страх перед ними! Фобии — это подсознательные страхи, которые не просто мешают жить или создают для него мнимый опыт, а подавляют его внутреннее Я, ограничивают в развитии и сдавливают узкими психологическими рамками. Страх никак не может быть благоприятным для прогресса и формирования здоровой личности в будущем и родители должны играть ключевую роль в преодоление страха, инграмм и фобий малыша. Каждый родитель должен быть психологом для собственного чада и помогать ему в любой ситуации, тогда переход в новый возрастной этап будет проходить намного легче и эффективнее для ребенка. Нужно знать и понимать как побороть детские страхи.

Страх приводит к искажению личности: постоянной замкнутости в себе, неуверенности действий или решений и растерянности в будущем. Подсознательные страхи проявляются в любом возрасте и в любых обстоятельствах создавая своеобразную психологическую защиту для человека. Но это мнимая защита, от которой нужно избавляться, особенно в раннем возрасте.

Любые страхи влияют на будущее человека и мешают семейной жизни, передавая ноту страхов и закомплексованности своим детям. Чтобы правильно побороть детские фобии их нужно вовремя заметить: увидеть их можно по ярко-выделенному поведению и характеру ребенка: он чаще капризничает, плачет, не хочет идти в школу или наоборот не хочет идти домой, нервничает, плохо спит. И в таких ситуациях очень многое зависит от самих родителей. Не бойтесь говорить с детьми об их страхах. К ребенку и его страхам нужно относится с пониманием и большой серьезностью. Ни в коем случае нельзя кричать, ругать или бить ребенка, но самое главное не говорите ребенку, что рядом с вами он полной безопасности. Этим вы создадите еще больше проблем и подсознательных комплексов, они начнут тревожить его повседневно, ребенок будет считать, что без вас ему никогда ни в чем не справится.

Как помочь ребенку преодолеть страхи

Самая важная задача взрослых – помочь ребенку преодолеть собственные страхи. Большинство страхов и фобий можно предупредить и избежать, но избавиться от существующих детских страхов самостоятельно ребенок не в силах. В жизни малыша страхи появляться с очень быстрой скоростью, а вот избавление от них требует серьезной психологической работы и длительного времени. Лучший способ преодолеть их — обратиться к профессиональному психологу, который сможет дать правильные рекомендации и снимет все детские страхи с подсознания. Обращайтесь к нашим специалистам и мы поможем избавить вашего ребенка от страхов и фобий.

Метки: детская психология, детские страхи, детские фобии, испуги, помощь детского психолога, проблемы с ребенком, страхи

Следующая статья >>> Семейные проблемы — причины и решение

Следующая статья >>> Энергетика человека и энергетика в семье

Проявление детских страхов в жизни

Понять, что ребенок находится в тревожном состоянии, можно по характерным признакам. В психологии они хорошо изучены, поэтому родителям не составит труда обнаружить их проявление у своего дитя.

Признаки страха ярко выражаются в изменившемся поведении детей

К сведению. Маленький ребенок может при помощи плача проявить свою боязнь, у детей постарше тревожность определяется по изменившемуся поведению.

Поведение детей при страхе:

  1. Боится оставаться в одиночестве.
  2. Не хочет играть в прятки и другие игры, связанные с укрытием.
  3. Плачет при чтении «страшных сказок», закрывается руками при просмотре мультиков с устрашающими персонажами.
  4. Боится заходить в лифт, темную комнату.
  5. По вечерам прячется, укрывшись с головой под одеяло.
  6. Становится агрессивным или чрезвычайно плаксивым.
  7. Появляются навязчивые действия: накручивание волос на палец, обкусывание ногтей, сосание пальчика, монотонные движения.

Хороший прием для понимания детских опасений – наблюдение за рисунками. Если используются темные цвета, изображения чудовищ, высока вероятность тревоги.

Диагностика

Страх является своеобразной защитной реакцией организма. Если его виды и особенности проявления совпадают с возрастом, страх легко поддается коррекции.

Патологические проявления страхов в виде сильного эмоционального шока и ужаса отрицательно воздействуют на психику и тормозят развитие как умственное, так и физическое. Ребенок становится замкнутым, безынициативным и неуверенным в себе. В таком случае требуется консультация психолога и грамотная психотерапия.

Поставить правильный диагноз при обследовании сложно: дети школьного возраста редко могут открыться и рассказать о своих фобиях. Нередко детские страхи замечают наблюдательные родители.

Определить наличие чувства тревожности и беспокойства можно по следующим признакам:

  • беспокойный сон (не может заснуть или часто просыпается);
  • капризничает без причины;
  • проявляет нервозность и агрессию;
  • избегает каких-либо предметов и ситуаций;
  • проявляет боязнь в общественных местах;
  • отказывается ходить в школу или садик;
  • грызет ногти, покусывает губы, теребит пальцы рук и накручивает локоны волос на палец;
  • отказывается кушать (может появляться рвота);
  • он может какать в трусы;
  • часто болит голова и начинаются приступы паники, дрожь по телу и повышенная потливость;
  • отказывается выходить на улицу.

Понятие детского страха, что это такое

Доказано, что фобии у детей появляются от полутора до 16 лет. В их основе лежит ощущение тревоги и беспокойства по поводу реальной или мнимой опасности. В детстве опасений по разным причинам множество, одни уходят, другие появляются, но все оставляют след в психике.

Отличительные черты детского страха – это временный характер и влияние на него особенностей детей (непроизвольность психики, неумение управлять эмоциями, непосредственность, впечатлительность). Считая тревоги ребят нормой, взрослые не всегда придают им должное значение.

Важно! Необходимо следить за эмоциональным состоянием чада и научить его избавляться от страха. Игнорирование опасений сына или дочки может привести к неврозам и формированию тревожной личности

В дальнейшем такому человеку понадобится помощь психотерапевта.

Психологи утверждают, несмотря на негативные свойства, иногда страхи бывают полезны, например, разумное опасение предостерегает от необдуманных поступков. В то же время они могут задерживать развитие малыша, препятствовать формированию смелости, решительности, наложить отпечаток на самооценку.

Диагностика детских страхов

С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.

Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.

Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.

В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.

Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.

Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.

Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.

Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Как избавить ребенка от страха собак. Причины панической боязни собак у детей

Заложить фундамент для развития патологического страха собак может как негативный личный опыт, так и субъективные причины, на первый взгляд не связанные с этой темой. Очевидным фактором, который может дать старт кинофобии, является пережитый испуг от агрессии, исходящей от недружелюбного пса. Особенно рискуют те малыши, которые при столкновении с разъяренным зверем были в одиночестве, когда отсутствовали поблизости взрослые, способные защитить и успокоить кроху.

Распространенная причина кинофобии – испытанные болезненные ощущения и последующее длительное лечение укусов собак. После пережитых неприятных событий у ребенка на подсознательном уровне формируется защитная реакция. При этом подсознание не разделяет реально опасныхкрупных агрессивных бродячих псов от милых маленьких домашних питомцев. Испытанный шок награждает ребенка неконтролируемым страхом, сопровождающимся приступами панических атак при предвкушении или столкновении с этими животными.
Кинофобия у детей может иметь и косвенные причины. Алогичная боязнь собак может развиться у ребенка после того, как он стал свидетелем неприятностей, доставленных человеку этими животными . Информация о проблемах, созданных псами, может поступить до крохи из некорректных рассказов взрослых, телепередач и выпусков новостей, статей виртуальных порталов, компьютерных игр, в которых собаки играют роль монстров и людоедов.
Паническая боязнь собак у детей может быть обусловлена неблагоприятной наследственностью , когда им от предков передается так называемый «ген страха» и предрасположенность к тревожным реакциям. Немалое значение в формировании кинофобии имеет и особенности родительского поведения, когда взрослые демонстрируют открытую неприязнь и страх собак.
Чаще всего иррациональная боязнь животных возникает у детей, имеющий комплекс неполноценности

Такие ребята считают себя ущербными никчемными существами и мечтают обрести характеристики отважного героя: мужество, отвагу, бесстрашие. Поскольку они не способны приложить волевые усилия и целенаправленно работать над приобретением требуемых качеств, они начинают сторониться объектов, у которых присутствуют такие черты

Помимо избегания сильных людей, дети остерегаются собак, обладающих, в их понимании всеми требуемыми характеристиками.
Беспричинный страх собак овладевает мышлением детей, совершивших какой-то аморальный поступок и хранящих содеянное зло в тайне. Некоторые ребята не могут признаться родителям в непристойном деянии или предательстве, и невысказанные вслух эмоции вынуждают их испытывать сильные негативные переживания: стыд, вину, боязнь быть разоблаченным. Чтобы нейтрализовать мучительные чувства, дети «переадресовывают» свой страх на собак, которых принято считать образцами верности, преданности, бескорыстности.

Как ребенка избавить от страхов. Как избавить ребенка от страхов? Нужно понять их причину

Первопричина появления страхов у ребенка всегда лежит на поверхности, но родители нередко не замечают ее на самых ранних этапах. Пересмотревшись на ночь ужастиков, наслушавшись страшных сказок о колдуньях, умеющих превращать красавиц в лягушек, испугавшись черного, большого паука, почти все дети спят спокойным сном и абсолютно ничего не чувствуют. Это и усыпляет бдительность родителей, когда их ребенок внезапно начинает говорить, что он боится не понятно чего. Они с легкостью объясняют такому ребенку, что ничего страшного вокруг него нет, мир прекрасен и добр, и забывают об этом. На время. Потому что детские страхи возвращаются. Когда же детские страхи приобретают угрожающую степень, ребенок уже панически боится темноты и смерти, его трясет, ему снятся кошмары, его невозможно успокоить, мы успеваем напрочь забыть о том, с чего все это начиналось.

Кидаясь за ответом на вопрос, как бороться с детскими страхами, давайте обратим внимание вот на что: ребенок, подверженный страхам темноты, отличается от своих сверстников. Для этого достаточно понаблюдать за ним в толпе других детей, например, в детском саду

Он более впечатлительный, он более чувственно относится ко всему на свете, он очень эмоционален. Ему нравится рисовать, его привлекают яркие краски и красивые вещи, он часто плачет и за ним могут быть замечены неоднократные истерики. Бывает это маленький актер, который умело копирует поведение взрослых, любит декламировать стихи, а бывает, наоборот, очень стеснительный, и его на публику ну никак не вытащишь. Он очень любит животных, разговаривает с ними, так же, как и с игрушками или даже воображаемыми друзьями.. Через  системно-векторное мышление мы понимаем, что он обладает зрительным вектором . Именно в этом векторе и кроется причина всех страхов. И только поняв природу, особенность детей со зрительным вектором , мы можем найти ответ на вопрос о том, как избавиться от детских страхов.

Способы коррекции детских страхов

Хорошо известны всем и привлекательны для ребят такие эффективные приемы, как игра и творчество:

Попросить малыша нарисовать или слепить, чего больше всего боится. Если ребенок не захочет это делать, не надо настаивать. Взрослый может сам изобразить персонажа или ситуацию, которые, по его мнению, пугают чадо, например, чудовище, злого волка. Затем показать, как можно справиться с ними: посадить в клетку, отправить на другую планету, превратить в смешное существо, вместе с ребенком посмеяться над ним.

Рисование страха – важный коррекционный прием борьбы с ним

  • Полезно обсудить с малышом его испуг и постараться избавить от него, например, с силой разорвать рисунок, слепить из пластилина и сломать.
  • Дать возможность ребенку выговориться и показать, что взрослый всегда поддержит, а не посмеется над ним.
  • Придумать историю с хеппи-эндом о том, чего боялись в детстве папа или мама, как справлялись с опасностью.

Совет. Если испуг не проходит, нужно возвращаться к рисованию постоянно, добавляя в рисунок жизнеутверждающие яркие цвета и забавные детали: улыбку, ушки, смешную обувь, элементы одежды. Становясь забавным, страшное существо перестает пугать.

  • Хороший прием коррекции – игры, с их помощью можно не только обыграть страшные ситуации, но и отвлечь от тревожных мыслей. Психологи советуют ролевые и творческие игры, в которых дети берут на себя роль сильного, смелого героя, расправляющегося с чудовищем.
  • Обучение словесным играм поможет справиться с эмоциями и тревогой: «Доскажи сказку», «Придумай, что будет дальше с героем», в них малыш фантазирует на тему «как справиться со своей тревогой и стать смелым».
  • Бороться с детской тревожностью и страхом помогают подвижные, спортивные и музыкальные игры. В них ребята почувствуют себя сильными, выпустят наружу свои эмоции.

Детская смелость и страх

Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.

Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.

Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.

Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.

С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.

Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться

Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом

Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.

Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.

Причины детских страхов

Основной причиной всех детских страхов является инстинкт самосохранения. Поскольку страхов бывает очень много, боятся даже взрослые люди, то и причин может быть очень много.

В начале жизни одной из причин страха является одиночество. Малыш боится, если нет рядом мамы и он в комнате находится один. Также его пугают крупные предметы, приближающиеся к нему, незнакомые люди. У ребенка могут быть страшные сны, из-за чего он может бояться засыпать.

Уже после 3-х лет малыша начинают одолевать страхи темноты, одиночества, страшных несуществующих существ и замкнутого пространства. В более старшем возрасте возникают страхи перед смертью своей и своих близких.

Когда ребенок начинает посещать школу, основными его страхами являются страх несоответствия и все, что связано с мистикой. Именно в этом возрасте ребенок начинает попадать в социальную среду, где уважение и одобрение необходимо завоевывать. Несоответствие ожиданиям окружающих приведет ребенка к статусу изгоя, над которым еще могут издеваться.

Приятным страхом для некоторых детей становится мистика, гадания, магия. Дети могут увлекаться оккультными науками, изучать магию и мистику. Они верят в существование демонов и ангелов, бесов и прочих потусторонних существ. Естественно, желая их задобрить, они прибегают к различным ритуалам.

Более опасными считаются страхи, которые не просто вызвали у ребенка отрицательные переживания, но и надолго закрепились в нем, провоцируя агрессию, невротические тики, навязчивые движения, расстройство сна и пр. Здесь нередко речь идет о фобиях, когда ребенок пережил сильный стресс, из-за чего начинает остерегаться того, что его вызвало. Нередко страхи с детства сопровождают человека и во взрослом возрасте. Так, человек мог еще ребенком быть напуганным пауками, из-за чего бояться их и во взрослом возрасте.

Ребенок неизбежно сталкивается с тем, что его пугает. Однако факторами, которые способствуют развитию страхов, является обстановка в семье родителей:

  1. Отношение самих родителей к той или иной ситуации, к той или иной вещи вызывает у ребенка соответствующие чувства. Если родители чего-то сами боятся, тогда и ребенок перенимает их привычку.
  2. Атмосфера в семье. Ребенок может быть пугливым, поскольку живет в семье конфликтных родителей. Постоянная ругань, скандалы, насилие могут стать негативными факторами.
  3. Предъявление высоких требований к ребенку. Если малыш им не будет соответствовать, что чаще всего и случается, тогда он будет напуган родительскими установками, нелюбовью, холодностью, равнодушием.
  4. Авторитарность семьи, где ребенок должен занимать подчиняющуюся позицию. Здесь мир будет делиться на «правильно» и «неправильно», соответственно, все, что неправильно, будет вызывать страхи.

Детские страхи — причины и проявление

Причинами страха становятся самые разнообразные вещи и предметы. Ребенок мал и не может создать логическую цепочку решений рассуждая правильно, веря всему, особенно взрослым, чувствуя все переживания. Детское восприятие энергетики и вещей намного тоньше, поэтому чужие испуги, страхи, крики, недовольство взрослых и родных передаются особой синергетикой связывающей ребенка и родителей, часто приводя к фобиям.

Но не все детские страхи зависят от людей и переживаний. Страхи могут появляться от конкретных случаев обладающих причинно-следственной связью: частые скандалы внутри семьи — малыша преследует страх вины за происходящее и разочарования в себе. Ребенок остается один дома, часто смотрит телевизор, играет в игры и много фантазирует из-за этого в его подсознании появляются детские страхи не имеющие реальной основы, но пугающие в самых неожиданных местах. Негативный опыт отношений со сверстниками и другими детьми: когда над малышом насмехаются, всячески унижают и “пресуют” у него возникает чувство страха перед людьми, новыми знакомствами и общением. Отсюда появляются серьезные психологические расстройства вплоть до эмоционального невроза и тут помочь может, только хороший психолог способный грамотно провести консультации для родителей по детским страхам.

Строгость и жестокость в воспитании, постоянные ограничения и притеснения со стороны родителей, нервные перегрузки на постоянной основе, гиперопека со стороны мам, бабушек и других родственников сильно подавляют волю и характер ребенка формируя неправильное представление о мире вокруг него и как следствии формировании личности

Все ночные детские страхи и инграммы возникают у детей в раннем возрасте, и в процессе формирования характера, когда ребенка воспитывают, поэтому родителям очень важно знать какие бывают детские страхи и следить за эмоциональным развитием ребенка с самого начала уделяя этому особое внимание

Оцените статью
Добавить комментарий