Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Детские травмы взрослых

Раз за разом попадая в плохие отношения, такой человек в конце концов может остаться в одиночестве, а также совсем без друзей, которые могли бы его поддержать.

Убегание от отношений

“Я лучше буду один”. Порой такой выбор является результатом нескольких неудачных отношений, а порой он им предшествует, то есть является своеобразной превентивной мерой. Иными словами, нет отношений – нет боли и проблем.

С одной стороны, тут все ясно. Но с другой стороны, для того, чтобы человек развивался, чтобы его личность росла, ему жизненно необходимо выстраивать близкие и здоровые отношения с окружающими. Если отказаться от этого, то в итоге спустя какое-то время человек будет считать себя бесполезным, ненужным и себя же за это обвинять.

Побег от себя

Если психологическая травма в детстве была главным моментом в самых важных отношениях (с родителями, сестрами, братьями, или другими близкими людьми), то каждое напоминание о ней будет вызывать сильнейшую болезненную реакцию. Она может быть настолько сильной, что единственной возможностью справиться с ней человек может посчитать уйти от самого себя.

В самых запущенных случаях человек может причинять себе физическую боль или даже совершить самоубийство. Такой человек не умеет рефлексировать о себе, то есть обращать свое мышление на самого себя, он специально избегает ситуации, когда им нужно это делать, а также не общается с людьми, которые призывают к этому.

Неуспеваемость

Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона связывают детскую травму с множеством плохих результатов в жизни.
Из статьи: «У студентов результаты академической неуспеваемости во многом отображаются не только на качестве образования. Это часто приводит к девиантному поведению, уменьшению количества возможностей в жизни и трудностям зарабатывания на жизнь».

Исследовательская группа также обнаружила корреляцию между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, которые относятся к неблагополучному фону, на 65% чаще испытывали травму в детстве, чем кто-либо из среднего класса.

Как возникает психическая травма?

Мозг человека содержит очень древние структуры, которые Питер Левин называет «мозгом рептилий» (ящериц, крокодилов и других пресмыкающихся). Это такие структуры, которые в процессе эволюции появились у всех плавающих, летающих и ползающих позвоночных тварей.

Мозг такого уровня способен выдать мгновенную реакцию, которая защищает организм от опасностей, угрожающих жизни животного. В дикой природе опасности встречаются на каждом шагу, и животные благополучно спасаются – реагируют на них бегством, для чего весь организм мобилизуется.

У людей мозг устроен гораздо сложнее, он содержит, кроме древних структур, относительно новые, благодаря которым возможны речь и решение сложных творческих задач. Однако, поразительным образом мгновенные простейшие реакции, присущие животным в угрожающей ситуации, у человека могут не сформироваться. Поэтому, если животные мгновенно реагируют на опасность, то человек – не всегда. Будет ли он травмирован при встрече с угрозой – в огромной степени зависит от индивидуальной способности человека реагировать в этих ситуациях.

Когда животное (будь то лев, собака, косуля, лошадь, птица или ящерица) сталкивается с опасностью, его мозг тут же вырабатывает необычайное количество энергии – сродни выбросу адреналина. Это, в свою очередь, вызывает быстрое сердцебиение и другие телесные изменения – чтобы организм смог защитить себя. Так он полностью мобилизуется на борьбу с угрожающими его жизни обстоятельствами.

Неизрасходованная энергия просто так, сама собой не исчезает: на ее основе формируется травматическая реакция. Таким образом, чем меньше энергетических ресурсов израсходовано в опасной ситуации, тем больше их остается и тем более вероятно, что в будущем разовьются травматические симптомы. Такова теория Питера Левина. А вот блестящая иллюстрация из нашей жизни.

Страх одиночества

Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием. Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми

Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».

Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…

Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.

Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно. Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.

Психологические приемы

Общение с психотерапевтом помогает совладать с психотравмами из детства

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Надо ли маме и папе выступать единым фронтом?

Многие психологи пишут, что для ребенка важно, чтобы его родители были едины, чтобы это единство подтверждалось крепкими отношениями родителей между собой. Что это значит в контексте пяти травм?. К примеру, мать неосознанно отвергает свою дочь, потому что она не может принять саму себя, а еще потому, что она сама носит маску ригидной, жесткой

Дочь ищет поддержку у отца, но для него важно поддержать именно жену, и в результате девочка чувствует себя не только отвергнутой матерью, но и покинутой отцом. Затем она чуть-чуть подрастает, начинает как-то по-своему осознавать ситуации, и уже старается быть хорошей, чтоб мама ее все-таки увидела, но тщетно, мама слишком занята своими проблемами

К примеру, мать неосознанно отвергает свою дочь, потому что она не может принять саму себя, а еще потому, что она сама носит маску ригидной, жесткой

Дочь ищет поддержку у отца, но для него важно поддержать именно жену, и в результате девочка чувствует себя не только отвергнутой матерью, но и покинутой отцом. Затем она чуть-чуть подрастает, начинает как-то по-своему осознавать ситуации, и уже старается быть хорошей, чтоб мама ее все-таки увидела, но тщетно, мама слишком занята своими проблемами

Или рассмотрим ситуацию с мальчиком. Мать «покидает» его, выходя на работу, к примеру. И тут в дело включается отец, который, возможно, страдал от невнимания своего собственного отца. Но вместо того, чтобы поддерживать своего маленького мальчика, отец считает правильным его именно воспитывать, то есть не прислушиваться к потребностям, а диктовать правила. И мальчик получает травмы отвержения и унижения — так он может воспринять жесткий стиль отцовского воспитания.

Он обращается за поддержкой к матери — но той, быть может, нравится, что муж включен в ребенка, или она тоже хочет «выступать единым фронтом», или ей не хочется, чтобы ее сын стал маменькиным сынком и тряпкой — в общем, ребенок получает травму предательства. Стараясь все-таки понравиться отцу, сын получает травму несправедливости — потому что отец считает правильным не чувствовать другого человека, а воспитывать, и потому что он сам очень травмирован подобным образом.

О книге Лиз Бурбо

Эта оригинальная книга никого из читателей не оставляет равнодушным. Яркое подробное описание травм откликается в каждом из нас, а свою фигуру мы легко узнаем по картинкам. Но, несмотря на ясные схематичные картинки, часто нам проще найти у себя вовсе не ту травму, которую в наибольшей степени показывает наше тело, а какую-то другую, возможно, ту, которая не так сильно болит и поэтому ее существование проще принять.

Но получается, что уберечь ребенка от этих травм практически невозможно, как это ни трагично. Ведь мать способна принять ребенка лишь в той степени, в какой она способна принять саму себя, а мы сами настолько травмированы, что часто рождение ребенка только помогает встать на этот сложный путь самопознания. К тому же очень непросто отказаться от шаблонов жесткого поведения по отношению к детям, доставшихся нам от наших родителей. Таким образом эти травмы передаются по наследству.

Проявления и диагностика.

К большой нашей радости средней тяжести и тяжелые травмы бывают редко, их распознают быстро и обычно уже в скорой помощи. А вот о сотрясениях хочется поговорить особо – они бывают достаточно часто. Сотрясение головного мозга проявляется кратковременной потерей сознания, появляется рвота, у малышей первых месяцев жизни многократно, дети бледнеют, потливы, они вялые. Обычно малыш начинает отказываться от еды, жалуется на головные боли или шум в ушах.
Опасными и требующими немеленого вызова «скорой» являются – носовое кровотечение после травмы головы, отключение сознания на любое время, нарушения дыхания и сердечного ритма, истечение светлой жидкости с уха, появление синяков вокруг глаз.
В стационаре ребенку проведут УЗИ головы (если не закрыт родничок), рентген. Если нужно и томограмму с набором других исследований, вплоть до пункции. Это позволит точно поставить диагноз и провести лечение, которое назначит врач.
 

Стадии переживания психотравмы

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.

Лечение психологической травмы

Итак, психотравма – это реакция на переживание или событие, из-за которого у него стремительно ухудшается жизнь. К травмирующим событиям относят страх смерти, насилие, опасность, потерю близкого, войну, разрыв отношений и прочее. При этом одно и то же событие у каждого человека имеет ответные, различные реакции. Сила психологической травмы зависит от нескольких факторов, которые делают реакции человека на одно и то же событие индивидуальными и к ним относят:

– значимость события, вызвавшего травму,

– стрессоустойчивость личности,

– поддержка в тяжелый момент,

– своевременная помощь, а также лечение психологической травмы.

После психологической травмы, если человек спрашивает себя, как ему жить дальше, то он уже на полпути к выздоровлению.

О какой бы травме не шла речь, свое внимание нужно концентрировать все время на будущем, на планах, на мечтах, на людях, ради которых стоит дальше продолжать жить. После пережитой травмы необходимо время, чтобы индивиду пережить боль и вернуть ощущение безопасности

Как избавиться от психологической травмы? Только с помощью поддержки окружающих, системы самоподдержки, психологической помощи, можно ускорить процесс восстановления.

Самое главное понимать, что горевание – нормальный процесс после психотравмы, какой бы она не была: утрата человека или травма спортивного плана. Это болезненный процесс и человек обязательно нуждается в поддержке других людей.

Восстановление после психологической травмы требует времени и если прошли месяцы, а симптомы не проходят, то нужно обратиться за помощью к психотерапевту.

Необходимо искать помощи у специалиста если:

– дома и на работе рушатся дела;

– человек страдает от тревоги и страха;

– есть страх близости и близких отношений,

– человек страдает от ночных кошмаров, нарушения сна, вспышек травмирующих воспоминаний,

– пострадавший все больше избегает вещей, напоминающих о травме,

– человек чувствует себя брошенным и эмоционально отдалился от других,

– употребляет алкоголь и наркотики для улучшения состояния.

Работа с психотравмой человека способна быть болезненной, пугающей, провоцирующей ретравматизацию, поэтому она должна осуществляться опытным психотерапевтом. Необходимо потратить немного времени, но следует подобрать специалиста с опытом работы в этом направлении

Но самое важное выбрать того, с кем человеку будет безопасно и комфортно

В процессе исцеления от эмоциональной и психологической травмы необходимо столкнуться с невыносимыми воспоминаниями и чувствами, которых пострадавший избегал, иначе они будут возвращаться снова и снова.

Восстановление требует времени, поэтому не нужно человеку себя торопить и скорее избавляться от всех последствий и симптомов. Невозможно процесс исцеления подхлестнуть усилием воли, поэтому следует позволить себе без вины и осуждения переживать разные чувства. Не следует впадать в изоляцию от людей, от этого лучше не станет

Важно просить и говорить о поддержке, в которой человек нуждается. Нужно обратиться к тому, кому человек доверяет

Это может быть коллега, член семьи, психолог.

Необходимо продолжать делать обычные дела, выделять время для общения и релаксации. Следует найти, что поможет чувствовать себя лучше и займет его ум (готовка, чтение, игра с друзьями и животными и прочее). Это позволит удержаться от погружения в травмирующий опыт и воспоминания

Важно позволять пострадавшему переживать те чувства, которые всплывают, принимать их и поддерживать их появление. Воспринимать их нужно, как часть процесса горевания, необходимого для желанного исцеления

Падения дома и на улице.

В доме лидерами по числу падений являются стульчики для кормления, когда мама посадила кроху и отвернулась готовить ему пюре или кашку. Малышу скучно, он легко выворачивается даже из застегнутых ремней и пытается вылезть из стула.  
На втором месте стоят столы для пеленания, даже если у них есть бортики. Малыши достаточно активны и бортик не является для них серьезной преградой. Столы обычно достаточно высокие, поэтому эти падения очень серьезны.
Третье место за колясками, в основном это сидячие коляски или трансформеры, сидеть в них крошка уже умеет, а вот вылезать с них правильно – еще нет. Если мама чуть отвлеклась, а кроха не был пристегнут ремнями, он может упасть.  
Часто дети падают с кровати или дивана родителей, когда буквально на минуточку родители выходят из комнаты или отворачиваются. Малыш мог ползти или просто активно двигаться и таким образом переместиться на край, а оттуда упасть. В первые 2-3 месяца многие родители опрометчиво оставляют так малышей, надеясь, что они никуда не денутся.
Особенно опасными в плане травматизма являются новомодные прыгунки и ходунки, от них у детей формируются одни из самых тяжелых травм. Дети первого года за счет недоразвития мозжечковых центров еще не умеют удерживать равновесие, в процессе обучения хождению они учатся координировать свое тело правильно. А эти приспособления дают искаженную картину пространства и ощущение устойчивости. Дети перевешиваются через края ходунков, пытаясь вылезти, зацепляются колесами за неровности пола, падают в ходунках с лестниц. В прыгунах дет ударяются головой о косяки дверей, выпадают из креплений или падают, когда срывается или лопается крепление (особенно у дешевых или некачественных изделий).
На улице лидерами падений являются лестницы, где шла мама или папа с малышом на руках, особо опасны походы в гололед, вход и выход из общественного транспорта, а также – состояние опьянения родителей.

Особенности травм детей в разном возрасте.

Малыши грудного возраста чаще всего получают при падении черепно-мозговые травмы. Это обусловлено тем, что головка у них гораздо тяжелее всего тела, при падении она перевешивает и дети падают, прежде всего, ударяясь головой. Конечно, череп малыша имеет роднички и открытые швы, и до определенного момента смягчает удары, защищая мозг, однако, испытывать ребенка на прочность не стоит.
Дети постарше обычно из-за меняющейся пропорциональности тела получают травмы иного рода – к ранениям головы они добавляют травмы конечностей, раны, порезы, переломы, кровотечения.
Примерно до 3-4 месяцев малыш относительно спокоен и его двигательная активность не столь выражена. Однако, это не повод расслабляться –  он тоже требует постоянного присмотра. А вот к 3-5 месяцам, когда большинство малышей уже умеют переворачиваться с боку на бок, они становятся очень активными и быстрыми. Оставлять их на диване или кровати без присмотра просто недопустимо. Для такого малыша опасным является падение с высоты даже 40-50 см, особенно если он ударится головкой. Это может привести к сотрясению, ушибу головного мозга и трещинам костей черепа, все зависит от той поверхности, на которую он будет падать. Повреждения внутренних органов и костей встречаются крайне редко.
Годовалые малыши начинают ходить, что приводит к падениям с высоты собственного роста. В задачу родителей с первыми шагами малыша будет входить подстраховка его от травм, но ни в коем случае не ограничение его свободы и движений. Надо показать ребенку, где может быть опасность и научить его правильно слезать с дивана, стула или из коляски. Первое время оградите малыша от препятствий на его пути, закройте углы и уберите из-под ног все препятствия. Наиболее опасны для детей этого возраста падения назад с высоты 80-100 см, то есть высоты своего роста.
У детей в возрасте от 2-3 лет, которые умеют активно бегать, прыгать и скакать, характер травм меняется. Они обычно падают с горок, качелей и других конструкций на детских площадках. Обычно это высота 1-3 метра, что очень опасно в плане переломов, травм головы, спины и живота. Поэтому, бдительность родителей должна быть удвоена, научите ребенка спускаться и подниматься по лестницам. Правильно лазать по конструкциям и научите их правильно прыгать.

Детские травмы

Становясь взрослым такой человек часто сталкивается с посттравматическим расстройством, которое очень сильно ухудшает качество его жизни и мешает ему радоваться жизни, нормально функционировать, понимать свои собственные эмоции, выстраивать близкие отношения, правильно воспринимать себя и т.д.

Для того, чтобы справиться с этими проблемами, или хотя бы задуматься об их существовании, важно понимать, какие именно травмы оказывают влияние на нашу личность.

Человек, который пережил в детстве сильную травму, очень часто не помнит очень много из того периода, однако порой ярко и живо вспоминает какие-то короткие эпизоды, которые называются воспоминаниями – вспышками.

Если вы попросите такого человека, чтобы он рассказал что-либо о своем детстве, то он вряд ли сумеет рассказать вам последовательную историю, чаще всего это будет звучать так: “обычное детство, но вот однажды произошло нечто…”. Многие из нас, с кем в детстве случилось что-то плохое, чувствуют, будто их детство кто-то украл.

Что это такое?

Психологические травмы в детстве – итог усиленного напряженного влияния, непомерного для возможности предохранительных механизмов нервной системы детей, который выразился при некоторых жизненных обстоятельствах в их взрослом возрасте.

При травме малыш утрачивает чувство комфорта и защищенности, что обязаны окружать его. На замену им прибывает ощущение испуга, бессилия, слабости пред неопределенностью и переменчивостью всей внешней среды: то, что в недавнем прошлом давало обеспечение спокойствия, решительности, на сегодняшний день доставляет страдание и терзание. Эти дети, что пребывают в напряженных условиях, зачастую считаются группой риска, они более подвергаются отрицательному воздействию внешнего мира.

Травматический опыт не всегда физиологического характера. Основные его аспекты – мощность и насыщенность, инициирующие эмоциональную реакцию в человеке. Чем сильнее будет негативное воздействие ситуации, тем больше вероятность травмы.

Но далеко не любое малоприятное обстоятельство способно причинить ущерб психологическому самочувствию. Для этого оно должно быть существенным, значимым для детей

Негативное воздействие ситуации (событий, людей), подкрепляясь весом и важностью, и несет опасность. Их интенсивные повторения могут из здоровых детей в перспективе сделать невротически нездорового взрослого

Исцеление души

Легче всего сказать себе: «Да ну! Все не так ужасно!.. Меня любят, еще как любят!» – и жить дальше по-прежнему. Это легче, чем озвучить страшную и практически невозможную правду, осознать, принять и двигаться дальше. Не каждый к этому готов. И не каждому это надо. Только если уже невыносимо.

Что бы ни делалось – ничего не получается. Кажется, что черная полоса преследует и не заканчивается, что вся жизнь превратилась в борьбу и, как бы ты ни боролся, все равно проиграешь. Когда подкрадывается апатия, а то и депрессия, и уже ничего не хочется, все равно, что там будет дальше, аутоагрессия, «случайные» падения, порезы и переломы. Кто-то в этом «крае» продолжает жить, а кто-то решается пойти к психологу.

Для начала надо понять, что происходит, увидеть, что есть проблема, и решить, что пора с ней разобраться.

Истинное и ложное «Я»

Согласно мнению психотерапевтов, многие пациенты несут собой эмоциональные раны детства во взрослую жизнь сами того не осознавая. Создание ложного «я» – является одним из способов проявления этих ран.

Будучи детьми всем хочется почувствовать любовь и заботу родителей, недостаток которых критически виляет на состояние ребенка. Когда родители не проявляют свою заботу и любовь должным образом, зачастую дети пытаются стать тем ребенком, которого готовы любить. Отрицая собственные чувства, которые могут помешать удовлетворять потребности и переживания, и получая любовь и заботу родителей, дети создают ложное «я».

Во взрослой жизни данная травма проявляется созданием ложного-удобного «я» во всех аспектах жизни, начиная с корпоративной, и в общественной, и даже в семейной, тем самым все больше увеличивая пропасть между истинным «я». Вследствие отрицания эмоцией связанных с истинным «я», люди зачастую теряют связь с внутренней сущностью самих себя.

Выяснилось, важно не только постоянная забота и любовь к ребенку, но также проявление этих чувств с пониманием детских волнений и переживаний. Воспринимать их детей такими какие они есть, а не каким хотели бы видеть, и не перестраивая их внутренней мир, мы помогаем им стать лучшей версией себя и быть счастливыми

Детские психологические травмы

Отсеченная часть довольно часто связана с конкретными воспоминаниями и эмоциональными состояниями. Воссоединение с собой – это невероятно важный процесс, потому что он сумеет сделать нашу личной более цельной и полноценной.

Направленность на деструктивные отношения

Главными защитниками ребенка являются его родители. Ребенок, который не получил заботы или который получил психологическую травму вместо нее, часто во взрослой жизни останавливает свой выбор на нездоровых отношениях (романтических или дружеских) или на совсем неподходящей ему работе.

При этом даже если человек сильно старается, чтобы его выбор был правильным, он все равно всем своим нутром тянется к тому, что является привычным для его травмированной психики.

Такой человек очень часто выбирается партнера – нарцисса или эмоционально закрытого человека, он также может постоянно выбирать абьюзера. При этом он искренне желает быть в хороших отношениях, однако его подсознание тянется к привычной с детства модели.

Если друг такого человека будет предупреждать его о наличии существенных недостатков у партнера, то подобного рода предупреждения будут игнорироваться, вплоть до полного прекращения дружеского общения.

Причины детских психотравм

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

  1. Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
  2. Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
  3. Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
  4. Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
  5. Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
  6. Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.

Преимущества детства

Одно из самых главных преимуществ детства, что мы умели радоваться мелочам. Мы могли быть самыми счастливыми на свете, когда получали новую игрушку. Порадовать взрослого человека намного сложнее. Поймал себя на этой мысли в тот момент, когда наблюдал за уточками в парке.

В детстве мы не думали о деньгах, поэтому могли просто наслаждаться мгновениями. Нас не беспокоило время. Мы могли тратить все время на разные приятные мелочи, которые приносили нам удовольствие. С возрастом мы перестаем радоваться мелочам, а наше отношение к свободному времени значительно меняется.

В детстве мы могли быть сами собой. Нам не нужно было притворяться кем-то, чтобы кому-то понравиться. Нас совершенно не беспокоило продвижение по карьерной лестнице, поэтому мы могли от всей души пошалить, не опасаясь за то, что нас могут посчитать идиотом.

Жизнь казалась нам такой простой, а большинство решений принимались без каких-либо размышлений. Все было просто и понятно. 

Мы не несли тяжкий груз бытовой ответственности. Во взрослой жизни необходимо самостоятельно решать различные бытовые мелочи: что сегодня сготовить, что покушать завтра, огромное количество различных счетов, которые нужно оплачивать своевременно. 

В детстве мы жили за родительской спиной. Мы могли быть уверены в том, что мама и папа готовы помочь с любыми проблемами. А вот сейчас мы уже во взрослой жизни

У взрослых людей совершенно перестает работать фантазия. В детстве фантазия работает намного активнее. Сейчас даже сны снятся какие-то скучные. 

Заключение

Надеюсь, детские психологические травмы и их последствия теперь постепенно уйдут из вашей жизни. Только не жалейте времени и сил, работайте над ними! Техники, которые я предложила, имеют фантастическое свойство действовать на подсознание. Главное – не умалять значимость этой работы, потому что детские травмы оказывают негативное влияние на все сферы нашей жизни, а иногда они формируют и всю нашу личность. Не позволяйте подсознанию управлять вами, учитесь шаг за шагом осознавать все, что вы делаете и говорите.

И не забудьте приобрести мою книгу . Она поможет вам полностью изменить отношение ко всему, что произошло с вами в детстве. Прочитать описание и отзывы, а также приобрести ее можно .

Я психолог, и работаю в психоанализе — направлении, которое помогает разобраться с детскими травмами. Самостоятельно проработать детские травмы сложно, потому что процессы, которые они запускают, по большей части не осознаваемы. Если вы действительно готовы освободиться от детских травм и их влияния на вас, вы можете обратиться ко мне за психологической консультацией по скайпу. Я помогу вам освободиться от груза детских обид и, вздохнув свободно, начать жить качественно.

Подписывайтесь на мой Инстаграм и YouTube канал. Улучшайте и развивайте себя вместе со мной!

Успехов!Ваш психолог Лара Литвинова

Оцените статью
Добавить комментарий