Нарушение нейроразвития начинается внутриутробно
Любовь Бородина, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, доцент МГППУ:
Любовь Бородина
— Это интересное и заслуживающее внимания наблюдение. Однако, как мне видится, обнаруженная связь является не прямой, а опосредованной. Нарушение нейроразвития, которое впоследствии даст проявления аутизма, начинается внутриутробно. Большего внимания, скорее, заслуживают факторы, приводящие к необходимости кесарева сечения, и они частично упомянуты в статье: возраст матери, риск преждевременных родов.
Кроме того, матери, сами имеющие легкие аутистические черты характера, могут хуже вынашивать беременность и, соответственно, чаще иметь показания для оперативных родов. Из опыта могу сказать, что эти черты характера нередко сопряжены с такими особенностями конституции, как преобладание удлиненных пропорций тела, узкий таз, физический инфантилизм.
«Идти на поводу у женщины – последнее дело». Акушер-гинеколог о мужской работе в роддоме
Мой собственный пример (а я астенического телосложения, с проявлениями физического инфантилизма и с аутистическими чертами характера, угроза прерывания беременности на всем протяжении, роды путем планового кесарева сечения, у ребенка аутизм) подтверждает это.
Кроме того, можно пофантазировать на тему окситоцина. При естественных и, соответственно, более продолжительных родах, ребенок получает мощную дозу окситоцина, который, по результатам многих исследований, способствует эмоциональному развитию. При оперативных родах, особенно плановых, окситоцина поступает намного меньше.
Однако, возвращаясь к вышесказанному, это не может быть исчерпывающим объяснением, т.к. к моменту родов нарушение нейроразвития уже должно произойти.
Я надеюсь, ученые сосредоточат больше внимания на особенностях беременных матерей: и физических, и психических.
Особенности работы Е. Осина
В своей работе Е. Осин использует технологии и методы, которые подбирает в индивидуальном порядке, учитывая особенности ребенка. Достижения психиатра можно разложить по полочкам:
- Диагностирование происходит на протяжении минимум 40 минут. В период наблюдения он собирает достаточный объем информации, который помогает безошибочно ставить диагнозы.
- Он никогда ложно никого не обнадеживает, старается рассказать обо всех будущих трудностях и перспективах.
- Работа ведется не только по социализации и восстановлению ребенка с РАС, но и по нормализации психологического равновесия родителей. Многие впадают в отчаяние, депрессию, или наоборот яро берутся за лечение, быстро отчаиваются и опускают руки. Аутизм – заболевание на всю жизнь, а родители – прямые помощники для полноценной жизни.
- В своей работе не поддерживает медикаментозное лечение, и в основном ссылается на терапии для психологического и умственного равновесия (например, АВА-терапию и т.д.).
- Для каждого индивидуального случая подбирает видеоролики, тренинги, литературу – это помогает создать связь между родителями-психиатром-детьми.
- Обладает поставленной речью и профессионализмом, и уже на первой консультации может наполнить родителей надеждой и уверенностью.
Рекомендуем ознакомиться со статьей под названием «В ловушке наказаний». В ней Осин подробно расписывает причины появления РАС, разбирает вопрос «Кто виноват», и как родителям справиться с навалившимся на них стрессом.
Виноватых нет
Исследования выделяют четыре группы факторов, под воздействием которых возможно развитие хронического поведения непослушания, оппозиционно-вызывающего расстройства поведения.
Первая группа факторов связана с самим ребёнком, с его характеристиками, его темпераментом. Темперамент — это врождённые особенности функционирования нервной системы, психической деятельности. Люди все разные — есть люди высокие и есть низкие, есть светлые и есть тёмные, есть страстные и есть спокойные. Точно так же есть люди, которые лучше умеют себя сдерживать, контролировать, а есть те, кто более импульсивен, несдержан; кто-то умеет сосредотачиваться долгое время на неприятных и скучных заданиях, а у кого-то это получается гораздо хуже. Эти характеристики считаются врождёнными, их крайне сложно изменить — воспитать, привить извне. Это темперамент. Понятно, что ребёнок с более «неудобным» темпераментом — более активный, менее сосредоточенный, более раздражительный — имеет больше шансов развить непослушное или агрессивное поведение.
Вторая группа факторов — это характеристики взрослого, который находится рядом с ребёнком. Совершенно естественно, что если взрослый тоже обладает непростым темпераментом, если он легко заводится, принимает импульсивные решения, если он раздражителен и невнимателен, то и поведение ребёнка, которого он опекает, вряд ли от этого будет лучше. Это, конечно, касается не только родителей, но любого взрослого — учителя, воспитателя или нянечки в детском саду, домашней няни — кого угодно, кто проводит с ребёнком много времени. Крайне важный фактор развития проблем поведения у детей — наличие депрессии у одного или у обоих родителей. Депрессия родителей сводит детей с ума!
Третья группа факторов касается собственно того, что происходит между ребёнком и взрослым, того, какие методы контроля выбирает взрослый, того, как ребёнок реагирует на них. И это проще всего поменять! Ой как непросто бывает изменить характеристики взрослого или ребёнка (как часто я слышал, что родитель обещает сам себе быть более сдержанным, больше не срываться и не кричать на шаловливого ребёнка — но снова и снова это делает), однако даже совсем непростых людей можно обучить чему-то новому — новому способу действия, реагирования, поведения.
Четвёртая группа факторов — это социальная и семейная ситуация, в которой находится ребёнок. Если одного из родителей нет, а другому приходится постоянно работать, чтобы прокормить и одеть ребёнка, то понятно, что за таким ребёнком родители смогут меньше следить и меньше реагировать на его поведение. Если в семье разлад или большая проблема (например, кто-то серьёзно болеет), то опять же вряд ли это хорошо скажется на поведении ребёнка.
Когда меня спрашивают, кто виноват в том, что ребёнок такой, я всегда отвечаю — не в вине дело! Потому как даже если один из факторов начинает играть большую роль в начале, то он обязательно начинает влиять и на все остальные: если у ребёнка сложный темперамент, то понятно, что это будет сильно сказываться на том, как взрослые с ним общаются, какие выбирают методы контроля, это будет сильно влиять на их настроение, самочувствие и даже на отношения между родителями, что, в свою очередь, очень-очень повлияет на самого ребёнка и его поведение.
Связь не означает причину
Елисей Осин, врач-психиатр, член экспертного фонда содействия решению проблем аутизма в России “Выход”:
Елисей Осин
— Тема связи между развитием аутизма и кесаревым сечением — довольно давняя. Это новое научное исследование, и весьма качественное, потому что вывод в данном исследовании сделан на основании так называемого метаанализа. Метаанализ — это объединение исследований, сделанных в примерно похожих условиях, и пересчет их результата в единую цифру. Хорошо проведенный метаанализ считается королем доказательности, степени уверенности в чем-то. Всегда хорошо, когда проводятся какие-то качественные исследования. Но для врачей они, по большому счету, ничего не значат и ни на что не влияют.
Ведь связь не означает причину. По всей видимости, да, если ребенок рожден через кесарево сечение, вероятность того, что у него будет аутизм, немножко выше. Но означает ли это, что кесарево сечение является причиной аутизма? И самое главное, включает ли это практический вывод, что нужно пересматривать подходы и показания к проведению кесаревых сечений? Надо ли делать это иначе?
Прививки, плохая экология и стресс — могут ли они привести к аутизму?
Исследование находит связь: среди людей, которые родились через кесарево сечение, больше людей с аутизмом. Но кесарево сечение само по себе — это процедура, которая проводится людям по определенным показаниям, в определенных ситуациях. И эти ситуации — как раз и есть возможный фактор, который вызывает аутизм. То есть дело не в кесаревом сечении, а в том, почему оно проводилось.
Например, кесарево сечение может проводиться потому, что женщина рожает в возрасте 40 или 45 лет. У нее есть какие-то сложности со здоровьем, накопленные в ее жизни, из-за которых родить естественным путем труднее. Также мы точно знаем, что возраст родителей больше 40 лет — это фактор риска развития аутизма. Соответственно, у этих родителей, которые имеют больший риск рождения ребенка с аутизмом, будет больше кесаревых сечений. Кесарево сечение может проводиться специально у недоношенных, очень маловесных детей, чтобы не подвергать их стрессу рождения, побыстрее поместить в кювезы и проводить терапию, искусственную вентиляцию. И мы точно знаем, что у детей с низкой массой тела чаще бывают расстройства аутистического спектра и нарушения развития в целом.
Надо сказать, что те цифры, которые получены в этом исследовании, могут впечатлять, но на деле вероятность, что у ребенка будет аутизм — 1%, а у ребенка, рожденного через кесарево сечение, это 1,33%. То есть риск увеличивается, но, опять же, не очень сильно, не очень значительно. Это исследование любопытно и интересно, но на него надо смотреть трезвым взглядом. Это не про то, что кесарево сечение вызывает аутизм, это про то, что есть какие-то причины, важные и сложные, которые возможно потребуют дальнейшего лечения, но уж точно не отказа от проведения кесарева сечения.
Будьте с ним построже!
На приёме мальчик лет одиннадцати, задаю какие-то дежурные вопросы: что любишь, кем хочешь стать? И вдруг неожиданно говорит: судьёй хочу стать. И продолжает тут же немного мечтательно: папу с мамой посажу, лет на сто. В тюрьму.
Я слышал от детей всякое, идея посадить в тюрьму ещё далеко не самая жестокая. Поубивать, ночью задушить подушкой, подмешать стекла в кашу… Жуть! Подросток пятнадцати лет цедит сквозь зубы: «Ненавижу их, мне ничего, одни побои, а моему брату всё».
— Бьёте? — спрашиваю потом у родителей.
— Бьём, — отвечают они, — а что ещё делать, скажите!? Он ворует, уходит из дома, ничего не делает, на бабушку руку поднимает. Уроки посадить делать невозможно, только если ремень из шкафа достать. Раньше мы терпели, упрашивали, обещали всякое, но он всё больше на шею садится.
Я не встречал родителей-садистов, которые наслаждались бы оттого, что ребёнку делали бы что-то неприятное. Наверное, есть и такие, но на приём к врачу или психологу со своим ребёнком такие не придут. Чаще же родители, жестоко наказывающие своих детей, становятся жертвами так называемой «ловушки наказаний» или «петли наказаний». Что это такое?
Основной минус наказаний как практики изменения поведения очень простой: наказание не учит тому, что надо делать. Наказание говорит только одно: этого (за что тебя наказали) не делай — а что делать вместо этого, не говорит. Наказание может эффективно остановить какое-то неправильное поведение: к примеру, может заставить ребёнка замолчать или заставить прямо сейчас послушаться — но оно не научит тому, что и как надо делать потом, в следующий раз в подобной ситуации. Например, наказание может ясно сказать ребёнку, что нельзя бить младшего брата. Старший начал бить младшего, пришёл папа, взял его за руку, оттащил, накричал, заставил плакать — и вуаля! — старший не бьёт младшего. Но так как никто не показывал старшему, что нужно делать вместо размахивания кулаками, то при новой ситуации ребёнок, который не знает другого поведения, снова прибегнет к драке. Родитель, увидев это и помня о том, что в прошлый раз наказание остановило проблему, снова накажет старшего. И опять «решит» проблему. Которая появится снова и снова.
Если основное, что делает родитель, — это эти неприятные последствия, то тогда ребёнок к ним привыкает, они не производят на него такого впечатления, как раньше, останавливают его на меньшее время. И родитель усиливает интенсивность своего наказания: если раньше он только тащил и кричал, то теперь он тащит, кричит и трясёт. А потом ещё и толкает. А через какое-то время добавляет подзатыльник. Потом два. Потом шлёпает по попе, потом берёт ремень, потом…
Что казалось выходом и решением проблемы в начале, становится ловушкой: «Что-то же надо делать, нельзя, чтобы ему всё сходило с рук!» Просто подумайте: если вам раз за разом приходится прибегать к одному и тому же методу, раз за разом приходится делать одно и то же без очевидного и долгосрочного эффекта — может, сама идея, сам инструмент, к которому вы прибегаете, не так-то хорош? Но кроме неэффективности наказания имеют ещё и ряд побочных эффектов: это значительное ухудшение отношений между ребёнком и родителями, это избегание ребёнком родителей, побеги из дома, депрессия у ребёнка, нарастание агрессивности у ребёнка и, конечно, тяжёлый стресс у самих взрослых.
Итак, наказания: длительное лишение чего-либо, физическое насилие, крики, ругань — могут решить проблему в данную секунду (остановить поведение), но не делают так, чтобы в дальнейшем она не возникала, они ничему не учат ребёнка, но разрушают отношения, причиняют боль и учат ребёнка решать свои проблемы при помощи силы, криков, ругани (дети же учатся в первую очередь у родителей). Если вы делаете это — остановитесь!
Немного медицины
Когда ребёнок устойчиво демонстрирует поведение, при котором он не выполняет указаний взрослого и сопротивляется им, такой ребёнок с большой вероятностью может получить диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства поведения. Такой термин редко используется в России (это связано с особенностями нашей психиатрии), но, конечно же, сама проблема встречается уж точно не реже, чем в других странах.
В нормальной ситуации все дети могут быть непослушными в какой-то степени. Обычно ребёнок выполняет где-то 80–90 % указаний взрослого, не все 100 %. Когда непослушание становится патологическим?
Во-первых — когда поведение не соответствует возрасту. Есть возрастные периоды, когда дети выполняют меньше указаний взрослых, чем выполняли раньше или чем будут выполнять в ближайшем будущем. Это, к примеру, возраст двух-трёх лет (так называемый кризис трёх лет) или же подростковый возраст. Подросток — это физиологически взрослый человек, с ценностями и взглядами, отличными от родительских, и часто подростки не делают того, что хотелось бы взрослым, — не надевают ту одежду, которая родителям кажется правильной, не убирают в своей комнате (это моя комната, мама!), не слушают советов. Но даже в эти возрастные периоды дети в целом должны быть управляемы.
Во-вторых, когда поведение сильно мешает ребёнку в выполнении тех возрастных задач, которые у него есть. Этих возрастных задач много: социальные (установление и поддержание отношений со сверстниками, родителями, братьями и сёстрами), академические (учёба), спортивные и даже духовные (формирование убеждений, ценностей, внутренней морали). Когда из-за непослушания ребёнок не справляется с учёбой, портятся его отношения с братьями и сёстрами, родителями, становится понятно, что поведение ребёнка нельзя считать правильным или нормальным.
В-третьих, когда поведение ребёнка — это источник постоянного стресса для окружающих и для самого ребёнка. Отношения с непослушным ребёнком редко бывают последовательными и мягкими, поэтому и сам ребёнок может постоянно испытывать напряжение, иметь сниженную самооценку (о, как часто на приёме дети с проблемами поведения говорят про себя, что они плохие!) и даже телесные проблемы. Чего уж говорить про родителей — вот кто может рассказать кучу историй про то, как им непросто!
Когда так происходит, то родители и окружающие их люди всегда задаются вопросом — откуда такое поведение? Это мы что-то не так делали, это наша вина? или это гены ребёнка — и их уже «не перебить»? Это потому что он с бабушкой прожил первые два года, и она его избаловала? или потому, что в 7 месяцев он упал со ступеньки и ударился головой (сознания не терял, почти не плакал, в травмпункте сказали, что сотрясения нет, но мы иначе и не знаем, на что пенять, доктор!)?
Исследования в области детского поведения говорят, что всё сложнее. Все линейные связи рассыпаются о реальную жизнь. Если родители виноваты в том, что у ребёнка такое поведение, то почему в этой же семье растёт другой ребёнок с прекрасным поведением? Если всё дело в биологии, то почему в одной ситуации, с одними людьми ребёнок ведёт себя хорошо, а с другими — гораздо хуже? А то, что мать не может смотреть за ребёнком в достаточной степени, — не проявление ли это каких-то других проблем — не её собственных, а проблем государства, в котором одинокая мать вынуждена вкалывать с утра до поздней ночи, чтобы одеть ребёнка, накормить, оплатить счета за квартиру?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСИндивидуальный Предприниматель По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОсин Елисей Константинович
Рейтинг организации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Средний подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?
Статус: Действующее
Дата регистрации: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
30.10.2014
ОГРНИП ? |
314774630300727 присвоен: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 30.10.2014 |
ИНН ? |
|
ОКПО ? |
0193866498 |
ОКТМО ? |
45376000000 |
Реквизиты для договора
?
…Скачать
Отзывы об организации
?: 0
Регион получения ИНН:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Москва
Местоположение:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Москва
Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
88.10 предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
Дополнительные виды деятельности:
Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
не числится.
Данные реестра субъектов МСП: ?
Критерий организации |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Микропредприятие |
Численность сотрудников |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС до 15 человек |
Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 5 По Г. Москве
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
30.10.2014
Регистрация во внебюджетных фондах
Фонд | Рег. номер | Дата регистрации |
---|---|---|
ПФР ? |
087105103852 |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 31.10.2014 |
Коды статистики
ОКАТО ? |
45286560000 |
ОКОПФ ? |
50102 |
ОКФС ? |
16 |
В качестве Поставщика: , на сумму |
В качестве Заказчика: , на сумму |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Судебные дела ИП Осин Елисей Константинович ?
найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
найдено по ФИО (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
Проверка Контрагента ИП По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Осин Елисей Константинович
ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
770605734836, ОГРНИП: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
314774630300727
Для формирования комплекта документов в рамках проявления Должной
Осмотрительности* рекомендуется получить выписку из ЕГРИП (по данным ФНС РФ).
ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА с ИП необходимо обратить внимание на зарегистрированные у ИП виды экономической деятельности (согласно ОКВЭД) и сопоставить их с предметом договорных отношений
Следуя указаниям ФНС РФ, необходимо проявлять Должную осмотрительность* в отношении Контрагента и собирать следующий пакет документов:
- Паспорт и свидетельство о государственной регистрации предпринимателя (ОГРНИП). Документы удостоверяют личность и подтверждают право индивидуального предпринимателя на подписание договора.
- Уведомление ФНС (заявление) о применении спецрежима или копия патента (если предприниматель применяет спецрежим).
- Лицензия на право ведения определенной деятельности или документы о членстве в СРО (если это необходимо для ведения деятельности).
Особенности работы с Индивидуальным Предпринимателем
При заключении договора с ИП следует обратить внимание что, Ваша Компания заключила сделку с зарегистрированным ИП, а не с Физическим лицом
Если из договора прямо не следует, что компания заключила его именно с Индивидуальным предпринимателем, при проведении платежа на Физическое лицо у Компании-плательщика возникает обязательства налогового агента. За неуплату НДФЛ ФНС может оштрафовать Компанию- плательщика (ст. 123 НК РФ) и начислить пени.
В договоре с Контрагентом – у ИП должно быть прописано, что документ он заключает именно как Индивидуальный Предприниматель. Для этого в договоре прописывается номер и дата свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, название инспекции, ИНН предпринимателя (письмо Минфина России № 03-04-06/10185).
ВАЖНО! при проведении безналичных платежей
В реквизитах ИП расчетный счет начинается с 40802, если счет открыт на физическое лицо расчетный счет будет начинаться с 40817.
ВАЖНО! при проведении наличных платежей от ИП должен быть получен чек контрольно-кассовой техники (ККТ).
Чек должен быть выдан Индивидуальным Предпринимателем.
В чеке должны быть следующие данные (письмо Минфина России от 07.03.14 № 03-04-06/10185):
- – ФИО предпринимателя,
- – ИНН предпринимателя,
- – Заводской номер ККТ,
- – Порядковый номер чека,
- – Дата и время покупки (оказания услуги),
- – Стоимость покупки (услуги),
- – Признак фискального режима.
Рекомендуется снять и хранить копию с полученного чека, так как чеки в течение года полностью выцветают, а хранить документы в рамках налогового контроля необходимо в течение 4-х лет.
*Должная осмотрительность – мероприятия, направленные на получение актуальной и достоверной информации о Контрагенте, с которым планируется сотрудничество (Проверка контрагента).
Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?
О враче
Образование:
В 2000 -2006 обучался в ГОУВПО Российский государственный медицинский университет, педиатрический факультет. Присуждена квалификация врач-педиатр.
2006 – 2007 – ГОУВПО РГМУ Росздрава, интернатура на кафедре психиатрии и медицинской психологии лечебного факультета. Клинические базы: Детская Психиатрическая больница №6, Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Алексеева. Присвоена специальность врача психиатра.
2007 – 2009 – ГОУВПО «РГМУ Росздрава», ординатура на кафедре психиатрии и медицинской психологии лечебного факультета. Клинические базы: Детская Психиатрическая больница №6, Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Алексеева
2012 – по настоящее время – дистанционное обучение в центре консультирования родителей и клинике детского поведения Йельского университета (Yale Parenting Center and Child Behavior Clinic) методам обучения родителей детей с нарушениями поведения (Parent Management Training).
Обучение в рамках Continuing Medical Education (CME):
2012 – дистанционный курс ADHD lecture series, автор Russel Barkley (цикл лекций посвященный современным подходам к диагностике и лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Выдан сертификат интенсивного обучения в области СДВГ.
Опыт работы:
2003 – 2004 – Городская больница №8, отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных.Должность: медицинский брат палатный
с 2007 – Центр Диагностики и Консультирования «РОСТ» Департамента Образования г. Москвы. Должность: врач-психиатр.
2009-2012 года – Детская психиатрическая больница №6. Должность: врач-психиатр.
С 2012 года – Центр естественного развития и здоровья ребнока. Должность: врач-психиатр.
Профессиональные навыки:
– диагностика психических нарушений у детей с использованием клинико-психопатологического метода
– диагностика при помощи стандартизированных шкал и инструментов: Childhood Autism Rating Scale-2, Modified Checklist for Autism in Toddlers, Social Responsiveness Scale, Disruptive Rating Behavior Scale, Child Behavior Checklist, Vineland Adaptive Behavior Scale
– медикаментозное лечение нарушений поведения у детей без нарушений развития и с общими расстройствами развития
– медикаментозное лечение психотических, невротических, аффективных расстройств у детей
– обучение родителей детей с нарушения поведения методам контроля поведения (используется групповой тренинг Defiant Child, индивидуальный тренинг Parent Managment Training)
– обучение и консультирование родителей детей с нарушениями развития в области организации эффективной реабилитации для ребенкаПрофессиональные интересы:
– практика, основанная на доказанном, в области психиатрии
– психофармакология в детском возрасте
– консультирование родителей как метод лечения нарушений поведения у детей
– психообразование родителей детей с общими расстройствами развития
Принципы работы
Во-первых, психиатр работает не только с людьми с психическими болезнями. Большинство проблем, с которыми встречаются дети, являются не болезнью, а особенными, мешающими выполнять возрастные задачи, типами поведения. Конечно, у детей тоже бывают психические заболевания, как и у взрослых (такие, как депрессии или психозы), но чаще всего причиной обращения к психиатру бывают крайне выраженные особенности поведения (такие как повышенная тревожность, выраженная несобранность или невнимательность, неадаптивная агрессивность или выраженная стеснительность). Кроме этого, детский психиатр может быть полезен тогда, когда есть проблемы в развитии некоторых важнейших умений, таких как способность говорить, играть, решать школьные или повседневные задачи.
Во-вторых, психиатр не выносит приговоров, а обратиться к психиатру не означает обратиться к судье. Да, это, к сожалению, очень часто бывает с врачами, обученными в «советской» парадигме, в которой многим проблемам как единственное верное решение для них приписывалось какое-то особенное место в обществе (например, когда родителей убеждали, что их ребенок никогда не сможет учиться ни в какой школе, а должен быть отдан в интернат). Но и это не является моей работой тоже – моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться, добиться максимума того, что он может. Про проблемы развития, поведения у детей известно очень много и редко когда бывает так, что нельзя сделать хотя бы что-то, а чаще получается изменить очень многое.
В-третьих, психиатр не обязательно лечит все лекарствами. Да, психиатр – это врач, и да, есть эффективные и безопасные лекарства, которые могут помогать решать серьезные и, как часто кажется, непреодолимые проблемы. Но кроме лекарств есть много не менее, а подчас и гораздо более эффективных вещей, которые можно делать, чтобы помогать ребенку. Врач-психиатр как лекарство может назначать не таблетки, а конкретные занятия или методики, а потом смотреть за тем, как идут дела и, если нужно, рекомендовать что-то еще.
В-четвертых, работа психиатра – это не просто интуиция, психиатры не обладают каким-то специальным инструментом-сканером, который в беседе с человеком позволяет «все про него понять». На самом деле, работа психиатра – это сбор и анализ информации о том, что человек делает, о том, что у него получается хорошо, а что дается ему с трудом, что ему мешает жить и наслаждаться жизнью, а что наоборот, является его сильной и доставляющей ему и его близким радость стороной. Эту информацию психиатр собирает, не только беседуя с ребенком и с теми, кто его хорошо знает, эту же информацию можно получить, используя специальные инструменты сбора информации, такие анкеты опроса, структурированные интервью и другие. В своей практике я полагаюсь не только на собственный опыт, я использую большое количество таких диагностических инструментов, позволяющих ответить на самые разные вопросы.
И в-пятых, психиатр – это не загадочный, далекий эксперт, выносящий одному ему понятное суждение о ребенке и дающий загадочные рекомендации. Это часть работы психиатра – объяснить на человеческом языке, что происходит с ребенком, почему это происходит, как это можно изменить. Обязанность психиатра – не выбить почву из-под ног у обратившихся родителей, а наоборот, дать твердые основания для дальнейшего движения, ясные советы и достаточную информацию для собственного принятия решений.”