Эмоционально-образная терапия

[править] Основная концепция

С теоретической точки зрения эмоция является проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий. Нежелательные эмоции блокируются в теле с помощью мышечных зажимов. «Застрявшие» эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в т.ч. психосоматические симптомы. Эмоция соединяет психику и тело и существует в них одновременно. Согласно методу ЭОТ тело человека является центром идентификации, в котором фиксируются хронические эмоциональные состояния, возникшие в результате внутриличностного психодинамического конфликта. Исходя из этого, все психологические проблемы без исключения рассматриваются через их психосоматическое выражение. Разрешение внутреннего конфликта производится с помощью разработанных приемов работы с образами, в результате меняется эмоциональное состояние и высвобождается фиксированная в теле энергия.

Образ выступает в качестве основного инструмента ЭОТ: с одной стороны – в роли информативной составляющей для целостного анализа проблематики, с другой – в качестве «рычага» воздействия для достижения позитивной трансформации эмоционального состояния человека. Это становится возможным благодаря многогранной структуре и особенностям Образа. Образ в данном случае представляет собой выражение субъективной реальности клиента, поэтому спонтанно созданный человеком образ, во всей полноте отображает его внутренний мир, но в его отношении и связи с происходящим вокруг.

Это позволяет понять суть и структуру проблемы, раскрыть все стороны внутреннего конфликта, корни которого упираются в некоторые реальные события прошлого. К тому же существо образа содержит временной и смысловой аспект, т.е. образ отражает процесс, динамику и несет в себе богатое содержание. Поэтому опираясь на образы, можно произвести не только анализ психологической проблемы, но и ее коррекцию. При этом сама трансформация основывается на смысловом содержании образа, отражающем суть и причину проблемы. Необходимо заметить, что воздействие на образ с целью положительного изменения производит только сам клиент под руководством психотерапевта. Таким образом, данное эмоционально-смысловое внутриличностное воздействие происходит благодаря внутренней работе самого человека. Традиционный психоанализ главным в работе считает осознание, гештальттерапия – переживание, ЭОТ предлагает клиенту реальные и простые процедуры для самоизменения и решения внутреннего конфликта экологически верным способом.

Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя

Именно эмоциональное состояние Внутреннего Ребенка определяет основной эмоциональный тон личности, ощущение непосредственного счастья или, наоборот, депрессии, уверенности в себе или собственной никчемности и т.д. ВР может мстить за что-то самому индивиду, дарить ему удачу или поражение, вести его к определенному образу жизни и предопределять выбор работы, друзей, спутника жизни или отношение к собственным детям.

Состояние ВР создается определенными условиями жизни в детстве, прежде всего тем, как к ребенку относились его родители, какие вербальные и невербальные «предписания» он получил от них, как он их понял, и какие решения на их основании принял. Однажды созданные состояния сохраняются во взрослом состоянии «по умолчанию» и взрослый человек обычно не осознает того, как они порождают его хронические эмоции, формы поведения и стратегию жизни. ВР сохраняет основные способы адаптации, избранные индивидом в детстве и отвечает за базовые цели и мотивы.

Теперь несколько слов о методе. Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) является сравнительно новым направлением психотерапии, развиваемым автором статьи примерно с 1990 года, она имеет много общего с гештальттерапией и символдрамой, но обладает самостоятельными чертами и особенностями, позволяющими многие задачи решать быстро и эффективно

Пожалуй, наиболее важной для этого метода терапии является создаваемая в ходе работы связь между актуально испытываемыми эмоциями и их образным выражением

Для этого клиенту предлагается подробно описать свои переживания в проблемной ситуации, найти их физические корреляты (где в теле и как он их ощущает), после чего его просят представить, как выглядят эти чувства, если бы они находились перед ним, например, на стуле, или внутри тела. При этом терапевт просит клиента не задумываться долго, а создавать образы быстро и спонтанно, «первое, что придет в голову».

Оказалось, что возникающие в этом случае образы (чаще зрительные, но могут быть слуховые, кинестетические и даже обонятельные) содержат в себе много дополнительной информации о проблематике клиента. Они создаются его бессознательным, также как образы сновидений, толкованию которых большое значение придавал Зигмунд Фрейд.

Кроме того, опираясь на созданные образы, можно не только быстро вести аналитический процесс, но и способствовать коррекции исходной проблемы, применяя те или иные приемы взаимодействия клиента с образами, так как будто они являются реальными сущностями. Можно сказать, что это метод непосредственного диалога с бессознательным миром индивида.

Решение проблемы должно быть не механическим, но соответствовать истинному смыслу, выявленного эмоционального конфликта. 

В этой статье мы хотели бы осветить те эффекты, которые возникают при сочетании метода ЭОТ с теоретическими положениями транзактного анализа, описывающими состояние ВР. Для многих психологов ВР остается либо метафорой, либо чисто логическим конструктом, о нем можно говорить, рассуждать, но нельзя «пощупать».

  • Внутреннего ребенка обычно нельзя непосредственно наблюдать, он проявляется только в том случае, когда клиент переходит в это состояние (в терминах психоанализа, происходит регрессия) и проявляет детские реакции и чувства.
  • В случае же применения ЭОТ он проявляется очень ярко и непосредственно, с ним можно вести диалог и устанавливать новые отношения, решать его эмоциональные проблемы, так как будто он является отдельной сущностью, оставаясь одновременно частью клиента. В нашей практике он скорее оказывается частью личности, чем Эго-состоянием.

Большой опыт работы с подобными случаями позволяет нам сделать ряд обобщений и подсказать другим психологам-практикам решение многих проблем, которые порой представляются совершенно тупиковыми. Поэтому мы опишем основные закономерности работы с ВР в стиле ЭОТ и предложим некоторые приемы для решения ряда стандартных ситуаций, опираясь на примеры из собственной практики. Удобнее всего начать именно с примера, позволяющего сделать некоторые выводы и указать на важные технические стороны работы. Все примеры, естественно, даются в сокращенном варианте, с сохранением основной канвы работы.

Следующий этап – трансформация образа. Или действие

Пример первый (начало выше)

Здесь я остановлюсь для прояснения ситуации.

Вся история происходит в зоне свободного воображения клиента. Действие клиента – оказать поддержку своей травмированной детской части, своему одинокому внутреннему ребенку.

Это действие – поддержка – должно быть очень точным, поэтому мы проясняем потребности: не быть одной, чтобы до меня было дело, удержать отца по приказу матери (что невозможно, поэтому разрешаем отпустить и не быть виноватой). Точность воздействия зависит от качества анализа, который вы провели на предыдущем этапе.

Итак, образ брошенного котенка трансформировался в девочку, до которой есть дело и она уже не одинока. Это совсем другое эмоциональное состояние, и пришло время его соматизировать.

В этом отрывке я показала некоторые приемы из тех, которые мы используем в ЭОТ.

Все разрешения, поддержку слабой части дает сам клиент. Только у него есть доступ к образам своего бессознательного. И только он сам может помочь себе. Терапевт его направляет. ЭОТ достаточно директивный метод, но его директивность основана на понимании образов, их взаимодействия в образной системе.

В случае с обидой – другая история

Образ камня нам сразу говорит о том, что мы имеем дело с подавленными чувствам.

О подавлении чувств, как правило, расскажут и образы, связанные с металлом, деревом (образ деревянного Буратино – частый гость в сессиях). Конечно, и камни, каменные плиты, бетонные блоки, проявляющиеся в воображении клиента, тоже расскажут вам о том, что в какой-то момент жизни клиенту пришлось подавлять свои эмоции, что привело к спазмам и мышечным блокам или к выходу из контакта с близкими людьми.

А в какой именно момент это произошло, вы узнаете, когда произойдет идентификация клиента с образом. Он сам вам сообщит об этом. В нашем случае с обидой – 10 лет назад. В случае подавления мы, конечно, будем работать на высвобождение этих чувств.

Думаю, эта сессия тоже требует пояснения.

В этом случае я не интерпретировала образы клиенту, в этом не было необходимости. Достаточно было их трансформации, которая вела к смене эмоциональных состояний, высвобождению подавленных чувств и, как следствие, к снятию сердечного спазма.

Расшифрую: камень – это обида, состоящая из подавленного гнева, за которым прячутся невыплаканные слезы. Действием было разрешение образу камня выразить свои чувства. Искры и огонь – освобождение гнева, вода – освобожденные слезы. Бабочка – новое эмоциональное состояние легкости.

Как видите, на этих двух примерах мы меняем эмоциональное состояние клиента в терапевтическом процесса. Из нового эмоционального состояния клиент начинает думать и действовать по-новому. Для закрепления результата я всегда делаю проверку.

Вопрос второй: а как изменить сложившийся эмоциональный стереотип Внутреннего Ребенка, если именно он создает нежелательные для клиента психологические и психосоматические симптомы?

Частных приемов много, но основной прием один: 

  • Клиенту рекомендуется проявить к образу добрые чувства, погладить его и сказать ему слова прямо противоположные по смыслу тем предписаниям, которые вызвали исходную проблему. Например, клиенту предлагается сказать образу ВР, что он больше не будет его отвергать, изолировать, критиковать, унижать и т.д.
  • Также ему предлагается сказать, что отныне он разрешает ВР быть уверенным, сильным, любимым, успешным и т.д.
  • Клиенту можно предложить взять на себя ответственность за здоровье, счастье и успешность ребенка, взять на себя заботу о нем, можно сказать стать ему заботливым родителем.

Нельзя только поддаваться чувству жалости, поскольку это соответствует шантажным чувствам ребенка. Чем больше жалости, тем несчастней будет становиться образ ВР, а с ним и сам клиент. Вопреки соблазну, клиента следует однозначно инструктировать, чтобы он отказался жалеть «несчастный» образ, а вместо этого разрешил ему стать здоровым, сильным и самостоятельным.

Также может быть полезным дать ВР выразить все переполняющие его негативные чувства, выслушать все его претензии.

В некоторых случаях, клиенту полезно осознать, что это его собственный ВР, и это он сам «довел его до жизни такой». Родители повлияли в детстве, но теперь они уже не при чем. Это помогает клиенту искренне отменить свое негативное отношение к ВР и ненужные уже способы детских адаптаций (например, самоизоляцию).

Могут также применяться: метод энергитизации, парадоксального разрешения, контрпредписания и другие.

[править] Литература

  • Nikolay Linde “A method of healing allergies with the help of Psychology” – Applied Psychology and Psychotherapy 1.2 September 2015
  • Nikolay Linde “How to heal panic attacks” – Applied Psychology and Psychotherapy 1.2 September 2015
  • Nikolay Linde “Emotional investment refund method in emotion-image therapy” – Applied Psychology and Psychotherapy 1.2 September 2015
  • Линде Н.Д. Эмоционально – образная (аналитически – действенная) терапия. Чувство-образ-анализ-действие. – М.: Генезис, 2015
  • Линде Н.Д. Психологические Сутры. Психология для реальной жизни. – М.: Беловодье, 2013
  • Linde N.D. Working with Inner Child in Emotion-Image Therapy. – World Jornal, №2, 2009, pp.194-201
  • Linde N.D. Emotional Image Branch in Psychotherapy. Psychotherapy. – WorldJournal, №1, 2008, pp.187-194
  • Линде Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии. – Вопросы психологии,2008, 2
  • Линде Н.Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии. – Вопросы Психологии, №5, 2007, стр.170-179
  • Линде Н.Д. Работа с Внутренним Ребенком в эмоционально-образной терапии. – Вопросы психологии, №1, 2007
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия и ее возможности. – Искусство Творчество Здоровье, №1, 2007
  • Линде Н.Д. Личность и общество. – Психология в вузе, 2006, № 3, стр. 122-130
  • Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии. – Ж. Вопросы психологии. № 2, 2006
  • Линде Н.Д. Метод эмоционально-образной терапии. – Ж. Психотерапия. №10, 2005, стр.32-33
  • Линде Н.Д., Воронцова В.В. Эмоционально-образная терапия в работе телефона доверия. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2005, №4, стр.22-34
  • Линде Н.Д. Возможности эмоционально-образной терапии. В.: Проблемы семейного консультирования: теория и практика. – М., 2005
  • Линде Н.Д. Возможности эмоционально-образной терапии в профилактике сильных стрессовых состояний. В: Материалы четвертого Международного научно-практического конгресса «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: здоровье, реабилитация и экспертиза профессиональной пригодности. – М., 2004
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М.: МосГУ, 2004
  • Линде Н.Д. Эмоционально- образная терапия – М.: МосГУ, 2002
  • Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния. – Журнал практического психолога. №8, 1998
  • Линде Н.Д. Как избавиться от головной или сердечной боли за 5 минут. Брошюра. – М.: Самиздат, 1999
  • Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа. – Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №1, 1997
  • Линде Н.Д. Методы активного воздействия на образы в психотерапевтической практике. В: Материалы кафедральной научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов. – Институт молодежи, М., 1996
  • Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Института молодежи, 1994
Оцените статью
Добавить комментарий