Развитие эмоционального интеллекта ребёнка

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о данной ситуации, эффективно действовать на основе своих знаний.

Существует несколько навыков, на которых основывается диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников и детей старшего возраста. Эта диагностическая техника применима и для взрослой популяции. Актуальность ее использования зависит от возраста, текущих способностей человека.

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях. Другими словами, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не обременяться ними, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения. Это аспект социального поведения, необходимым условием которого является эмпатия, т.е. чувствительность к эмоциям других людей, их понимание, сопереживание. Он обусловлен способностью адекватной ориентации в собственных чувствах. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительная мать (родители) дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение. Родители служат зеркалом для ребенка, своеобразным «пособием» значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама печальна, сердита). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми.

Если родители не ведут себя надлежащим образом (игнорируют ребенка, реагируют на него отрицательно, раздражительно), он создает другой критерий оценки. Люди с таким опытом, как правило, склонны интерпретировать реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это не обязательно так

Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям отражаются не только чрезмерных страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам

Развитие эмоционального интеллекта у маленьких детей

Поведение детей до семи лет полностью подчинено эмоциям. Это объясняет импульсивность детских поступков и действий. Нравственность и эстетические чувства начинают формироваться к трем годам. В межличностные отношения эмоции начинают вплетаться к четырем-пяти годам. Дальше происходит активная социализация эмоций.

Эмоциональный интеллект у дошкольника развивается через родителей. Они первые, кто знакомит малыша с миром эмоций. Любовь, забота и доброта, проявляемая в семье, учат положительно реагировать на разные ситуации.

Лучше всего обучение новому происходит в игровой форме. Способствовать развитию эмоционального интеллекта будут следующие методики:

Сегодня – это какая эмоция?

Суть заключается в том, чтобы ребенок оценил пройденный день и сказал, какой эмоции он соответствовал. Игру организуют вечером. Ребенок учится анализировать события и соотносить их с тем, что он чувствовал. Для наглядности можно сделать распечатки проявления эмоций любимого сказочного персонажа. Если малыш затрудняется описать свои чувства, то он покажет их с помощью распечатки.

Чтение и музыка

Обязательно читайте сказки с чувством, интонацией. Просите ребенка рассказать, какие эмоции испытывал тот или иной персонаж, почему. Приобщение к книгам развивает воображение, помогает лучше понимать чувства других, обогащает словарный запас. Пение колыбельных или прослушивание классической музыки помогают испытывать эстетические чувства. Обязательно учите ребенка проговаривать их.

Раскрась эмоции

Попробуйте вместе с ребенком изобразить на листке бумаги разные эмоции: грусть, радость, страх, обиду, удивление. Затем обсудите результат.

Как же сделать так, чтобы ваша гостиная не напоминала сцену из «Безумного Макса»?

Зачастую причиной плохого поведения оказывается неумение ребенка справиться с негативными эмоциями. Эта проблема из числа тех вещей, которым мы редко намеренно учим детей — а если и учим, то практически никогда в этом не преуспеваем.

Если вы покажете ребенку, как распознать свои эмоции и справиться с ними, вы сможете предотвратить проявления плохого поведения.

Такой навык пригодится им на протяжении всей жизни. В 4 года он поможет избежать истерик, а позже сыграет решающую роль в том, будете ли вы копить деньги на обучение ребенка в колледже или на то, чтобы заплатить за него залог. Воспринимайте это как своего рода приучение к горшку — только к чувствам. Но как же вам это сделать?

Профессор Джон Готтман  — человек, совершивший революцию в области изучения отношений между людьми. Он может в течение всего нескольких минут послушать рассказ пары и с пугающей точностью определить, разведутся они или нет.

К счастью, в сферу научных интересов Готтмана входит и изучение воспитания детей. И предпринятое им исследование — не просто очередная новомодная теория, придуманная кем-нибудь за обедом, а настоящий эксперимент головокружительного масштаба.

Он предложил более чем сотне супружеских пар с детьми 4-5 лет заполнить опросник. Затем он провел тысячи часов за интервью, а также наблюдал за их поведением в его лаборатории. Записывал, как дети играют со своими лучшими друзьями.

Отслеживал сердцебиение, показатели дыхания, кровотока и потоотделения. Собирал анализы мочи — да, мочи — малышей, чтобы измерить количество гормонов, генерирующих стресс. И продолжал следить за детьми и их семьями все их детство и подростковый период, проводя дополнительные интервью, оценивая их академические успехи и… Ладно, достаточно. Вы поняли.

Даже голливудские злодеи планируют свои козни не столь тщательно. А когда дошло до изучения эмоций, Готтман выделил четыре типа родителей. И три из них выглядят не очень-то хорошо:

  • отвергающие родители: не обращают внимания, игнорируют или упрощают негативные эмоции;
  • неодобряющие родители: критически относятся к негативным переживаниям и наказывают детей за проявление эмоций;
  • невмешивающиеся родители: принимают эмоции своих детей и сопереживают им, но не учат справляться с чувствами. 

Дети родителей этих трех типов не всегда преуспевали в жизни. Они чаще демонстрировали дурное поведение, с трудом заводили друзей и испытывали проблемы с самооценкой. Возможно, один из них прямо сейчас пытается взломать вашу машину.

Но есть и четвертый стиль воспитания — ультра-родители. Эти отцы и матери неосознанно использовали методику, названную Готтманом «эмоциональным обучением». И благодаря этому воспитывали детей с высоким эмоциональным интеллектом.

Такие родители принимали чувства своего ребенка (но не всю совокупность его поведения), помогали ему переживать сложные ситуации и решать проблемы так, чтобы в результате соседский ребенок не оказался в приемном покое больницы. Как же сложилась жизнь этих детей?

  • Таким детям лучше удавалось успокоить себя, когда что-то их расстраивало.
  • Они быстрее могли справиться с учащенным сердцебиением.
  • Благодаря более совершенному умению справиться со стрессом они реже переносили инфекционные заболевания.
  • Им лучше удавалось концентрироваться.
  • Они лучше выстраивали связи с другими людьми — даже в непростых ситуациях социального взаимодействия, например, когда они подвергались насмешкам, а чрезвычайная эмоциональность выставлялась слабостью, а не преимуществом.
  • Им лучше удавалось понимать людей.
  • Им лучше удавалось завязывать дружбу с другими детьми.
  • Они также демонстрировали более высокую академическую успеваемость.

Короче говоря, у них был развит тот тип интеллекта, который отвечает за отношения с людьми и миром эмоций, то есть эмоциональный интеллект. 

И все эти успехи были заложены за счет того, как родители справлялись с всплесками негативных эмоций у своих чад. Эти мамы и папы делали 5 вещей, о которых другие родители практически не вспоминали.

Итак, давайте взглянем на них поближе…

Применяемые методы и техники

Разные виды деятельности в соответствии с возрастом ребенка, систематическое полноценное общение с родителями и сверстниками являются залогами эмоционального развития. Упражнения и специальные занятия на определение настроения, задачи, построенные на умении договариваться и взаимодействовать. Наблюдение за поведением взрослых, имеющих авторитет. Дидактические игры и тренинги.

Упражнения

Для ребенка дошкольного возраста главная деятельность – игровая. В игре он берет на себя роль, которая непременно характеризуется отличительным от других поведением. Поставить себя на место другого и понять его чувства намного легче в занимательной форме:Сюжетно-ролевые игры.
Разыгрывание сценок по мотивам стихов

Что случилось с упавшим со скамейки зайцем? Почему он плачет? Как помочь?
Чтение сказок и небольших рассказов о дружбе, любви и взаимопомощи.

Для младших школьников чрезвычайно полезен следующий прием развития EQ: обучение во время совместной деятельности, решение поставленной задачи малыми группами.Творческие задания, требующие включения в работу каждого участника.
Активное использование музыки, посещение театров.

С детьми предподросткового возраста важно проводить профилактику агрессивности, конфликтности. Агрессия, как защитный механизм, требует исключения напряженных ситуаций в отношениях

Похвала, поручение заданий заведомо повышают статус ребенка в группе.
Для подростков, не мыслящих жизни без интернета:Подойдет организация интерактивных площадок с участием психологов, педагогов, добившихся успехов людей и общественных лидеров. Общение с теми взрослыми, кто способен говорить с подростком о жизни, личном опыте и успехе.
Активное включение подростков в социальную жизнь – конкурсы, гранты, проекты, позволяющие проявить себя.
Психологическое сопровождение нуждающихся подростков, коррекция навыков поведения и общения.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект

Общение − необходимый, важный аспект жизни человека. Более 80 % информации воспринимается по невербальным каналам (мимика, эмоциональная окраска речи, жестикуляция). Способность считывать эмоции во время разговора помогает лучше понять смысл сказанного. Вы можете предугадать реакцию человека, что дает возможность избежать неприятных моментов.

Успешные люди всегда обладают высоким эмоциональным интеллектом, поскольку благодаря ему они «видят» состояние своих коллег и партнеров, принимают эффективные бизнес-решения, не подвергаются эмоциональному выгоранию, могут предугадывать тенденции в бизнесе.

Насколько важен такой интеллект в обыденной жизни и что он дает самому человеку ?

  • Умение отключаться от чувств и эмоций. Это делает отдых более результативным.
  • Способность видеть манипуляции и ловушки в общении и не поддаваться им.
  • Чуткость к телесным ощущениям, что помогает избежать психосоматических проявлений (болезни от сильных отрицательных эмоций).
  • Усиление интуиции.
  • Понятие и принятие собственного внутреннего мира, своих целей, желаний.
  • Защиту от эмоционального «вампиризма».
  • Способность разумно реагировать в трудных ситуациях, предотвращать конфликты и оставаться спокойным при трудном разговоре.

Лучшим временем для развития эмоциональной чувствительности является детство. Дети открыты для любой информации и познания мира. У взрослых же много страхов, комплексов, сомнений, что затрудняет работу над EQ, но психологами были разработаны специальные программы развития эмоционального интеллекта, которые помогут каждому научиться читать себя и других как открытую книгу.

«С меня хватит! Как жить с эмоциональной чувствительностью»

Ими Ло

Для
кого:

Для высокочувствительных людей, которые: не
понимают сути и причин своих эмоций, стыдятся своих чувств и эмоций, хотят
избавиться от негативной нагрузки прошлого и критики окружающих, хотят
использовать свои качества для развития.

О
чем:

Эта книга о том, как жить с эмоциональной
чувствительностью и интенсивными чувствами. Ими Ло опровергает мифы и
стереотипы о высокочувствительных людях, объясняет, как отпустить старый
эмоциональный багаж, и предлагает упражнения, которые помогут сохранять
гармонию со своим «я» в любых жизненных ситуациях.

Ее книга для всех тех, кто часто не может
разобраться в разнообразии своих чувств и эмоций, стыдится их и хочет
избавиться от них, не осознавая, что именно они делают их уникальными.

Отзывы:

Полезная книга для тех, кто имеет
повышенную эмоциональную чувствительность. Книга доказывает, что это не
патология, как бы это не пытались внушать окружающие, и показывает, как с этим
жить.

Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Ребенок будет постигать чувственный мир с каждым годом. Это закономерный процесс. Однако для формирования эмоционального интеллекта этого недостаточно. Даже некоторые взрослые люди могут проявлять свои эмоции неуместно, что говорит о низком уровне этого вида интеллекта.

Следовательно, необходимо направленное эмоциональное воспитание, чтобы еще с дошкольного детства ребенок учился:

  • Распознавать, какая эмоция проявляется в данный момент;
  • Осмысливать, насколько соответствуют эмоция и ситуация;
  • Корректировать свое эмоциональное состояние в соответствии с происходящим;
  • Проявлять эмоции так, чтобы это не оскорбляло окружающих.

Дети легче распознают эмоции по мимике и выражению лица. Самым выразительным критерием для них являются глаза, а затем мимическая складка губ. Только к старшему дошкольному возрасту к восприятию лицевой экспрессии добавляется поза.

В познании эмоций дошкольникам хорошо помогают упражнения на отображение конкретных состояний. Эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста достаточно сформирована, чтобы определять эмоции, сопровождающие понятные ребенку события. Например:

Представь, что мама задерживается на работе, и тебе грустно

(Изобразить эмоцию, обратить внимание на мимику, состояние).
Оля увидела слона. Какие эмоции проявились при этом? (Один ребенок изображает, другой – определяет).
Что ты испытываешь, когда видишь жалобно мяукающего котенка?

Чтобы дети учились соотносить уместность проявления эмоций с конкретными ситуациями, важно обращать их внимание на чувства других людей. Если кто-то упал, то ему больно. Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали

Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали.

Обида

Получил в подарок не робота, о котором мечтал, а настольную игру – раздражение или обида здесь не уместны. Подаркам радуются.

Если взрослые уделяют внимание эмоциональному воспитанию своих детей, у них формируется эмоциональное предвосхищение. Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»)

Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»).

Благодаря развитию предвосхищения вырабатывается потребность соблюдать нравственные нормы. Эмоциональный интеллект дошкольников позволяет им уже в 4-5 лет сформировать внутреннее понимание нравственных понятий «хорошо» и «плохо».

Что мешает развитию эмоционального интеллекта

Взрослые могут создавать как благоприятный, так и нездоровый климат для становления эмоциональной сферы ребенка. Очень увлекательно изложена данная тема в книге Дж.Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Большой урон наносят родители, придерживающиеся следующих позиций:

  • Игнорирование отрицательных эмоций, которые испытывают их дети («покричит и перестанет», «что за выдумки: боится оставаться один в 5 лет» и пр.).
  • Запрет на проявление отрицательных эмоций (нельзя обижаться на маму, злиться на младшего).
  • Невмешательство в чувства ребенка, т.е., сочувствие родители проявляют, но не помогают малышу пережить нахлынувшую эмоцию и преодолеть ее.

Взрослые часто игнорируют детские негативные чувства, надеясь, что они пройдут сами по себе. И делают огромную ошибку. Подобный эмоциональный всплеск будет повторяться. Ребенок нуждается в помощи, чтобы отрицательные чувства рассеялись. Для этого взрослый должен поговорить с ребенком, разобраться вместе с ним, что произошло, какие чувства накатились, принять их вместе и решить, как с этим быть.

Пример. От старшего ребенка в семье требуют, чтобы он отдал игрушку младшему, так как с «маленькими нужно делиться». Старший обижен, но родители не обращают на это внимания

Хотя в этом случае крайне важно поддержать

Скажите, что понимаете, как ему обидно; что вы сожалеете, что не купили каждому из детей такую игрушку. Подчеркните, что вы надеетесь договориться с ним, как со старшим, в то время как маленький еще не способен понять. И обязательно обсудите, чем бы интересно было заняться, помимо этой игрушки.

Невмешивающиеся родители вроде бы поддерживают своих детей сочувствием, но они не учат справляться с негативными эмоциями и завершать их переживания.

Взрослые должны усвоить, что не бывает плохих эмоций. Бывает плохое поведение, вызванное определенным чувством. Нельзя запретить что-либо чувствовать.

Что понимают под эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие в практической психологии. Но свойство, которое обозначили данным термином, проявляется столько, сколько существует человеческое общество на планете. Ведь люди испокон веков пытаются понять происходящее, наблюдая за проявлением чувств и эмоций другими людьми.

Психологи отмечают, что это свойство формируется в течение всей жизни человека. Эмоциональный интеллект развивается в тесной связке с приобретением и совершенствованием коммуникативных навыков. Это «своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств».

Выделяют четыре компонента, представляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Умение различать и выражать конкретное чувство
  • Осмысление эмоции (понимание)
  • Способность регулировать эмоции
  • Ассимиляция эмоций с мыслительными процессами

Соответственно, эмоциональный интеллект оказывает прямое влияние на развитие таких личностных характеристик как самосознание, самоконтроль, чуткость в осмыслении межличностных отношений. Также напрямую от этого вида интеллекта зависит качество общения с окружающими.

Увеличиваем уровень эмоционального интеллекта у взрослых

Уровень эмоционального реагирования взрослого человека также можно улучшить, но результат будет зависеть от активной работы над собой. Эффективнее развитие происходит в группах, где приходится нести ответственность не только перед собой, но и перед психологом.

Используя следующие рекомендации, вполне можно «прокачать» EQ самостоятельно:

Заведите блокнот для самонаблюдения.

Ежедневно записывайте туда, какие эмоции вам пришлось сегодня пережить, чем они были вызваны, какова была реакция окружающих. Это поможет изучить не только себя, но и привычки, шаблоны поведения.

Расширяем фокус внимания в конфликте.

В напряженной ситуации всё внимание сосредоточено только на источнике негативных эмоций. Другие моменты психика считает неважными и выводит из зоны наблюдения

Попробуйте это переиграть. Рассмотрите помещение, в котором вы находитесь. Слушайте собеседника без эмоций, как будто смотрите фильм. Убрав лишние чувства, вы услышите гораздо больше информации и сможете найти точки соприкосновения с оппонентом.

Противоположности притягиваются.

Люди стараются дружить с похожими на них людьми. Так удобнее: общие интересы, схожие мысли. Однако беседа с абсолютно непохожим на вас человеком способна обогатить внутренний мир и подарить новые эмоции. Противоположности мыслят иначе и в трудной ситуации могут посоветовать то, что вам бы никогда не пришло в голову. Чем больше вариантов решения проблемы, тем быстрее она разрешится.

Физическая разгрузка

Человек, когда перевозбужден, начинает больше двигаться: рисовать, крутить ручку, ходить. Так организм выпускает пар, снижает уровень негативных эмоций. Именно поэтому, как только вы чувствуете, что закипаете, устройте себе физкультпаузу.

Развитие EQ приводит к осознанному восприятию отрицательных эмоций. Это помогает успешно справляться с проблемами, трезво оценивать сложившуюся ситуацию и находить из нее выход. Эмоциональный интеллект влияет на все сферы жизни. Чем его уровень выше, тем счастливее и успешнее человек.

«Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»

Авторы:

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки

Для
кого:

Книга адресована, прежде всего,
руководителям компаний и менеджерам любого уровня, преподавателям и студентам
школ менеджмента, но будет интересна и широкой аудитории.

О
чем:

Эмоции лидеров обладают заразительной
силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм, предприятие процветает; если
сеет разрушение и дисгармонию – бизнес идет ко дну. Используя данные
многолетних наблюдений за компаниями мирового уровня, авторы показывают, что
«эмоциональные лидеры» – будь то управляющие, менеджеры или политики –
отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и
умением налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать
азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. В книге рассказано о
том, почему лидер способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать
активность, и показано, как на практике реализовать возможности такого
лидерства – применительно к отдельному руководителю, команде и целой
организации.

Отзывы:

Читатели считают, что книга отлично подходит
как для молодых руководителей, чтобы научится управлять разными категориями
работников, так и для опытных руководителей, чтобы посмотреть на свою работу со
стороны.

Некоторые читатели считают, что в книге
много «воды», однако тему человеческих отношений невозможно описать строгим
сводом правил, которые подходят всем, поэтому каждый сможет отыскать в книге полезную
для себя информацию.

Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

  • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
  • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
  • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
  • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
  • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
  • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
  • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
  • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
  • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
  • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций – своих и окружающих людей.

Пять китов

Эмоциональный интеллект, как и любой полезный навык, должен развиваться многогранно. Принято выделять пять неотъемлемых составляющих его развития.

Самопознание. Это мини-анализ самого себя, который делает ребенок: выделает свои сильные и слабые стороны. К примеру, ребенок понимает, что у него прекрасное чувство юмора и он намеренно демонстрирует это качество в группе сверстников. Таким образом он завоевывает авторитет.

Мотивация. Ребенок ставит цели и выбирает пути их достижения.

Саморегуляция. Способность контролировать собственные эмоции, сдерживать самые яркие, заведомо подстраиваться под формат ситуации.

Эмпатия. Способность учитывать не только свои переживания, но и чувствовать эмоции других. Доказано, оппоненты скорее оценят хорошего слушателя нежели рассказчика.

Социальный фундамент. Способность выстраивать взаимоотношения с окружающими в зависимости от особенностей группы — со сверстниками, с учителями, старшими родственниками, незнакомыми взрослыми.

Если несовершеннолетний с умственной отсталостью

Необратимое нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также поведения характеризуют умственную отсталость.

Особенности

Отклонения в развитии умственном и физическом у детей с ОВЗ несомненно ведут за собой нарушения в эмоциональном развитии. Степень задержки зависит от структуры и глубины дефекта, степени поражения центральной нервной системы.

Как правило, уровень эмпатии зависит от ситуации и близости общения с окружающими. Значимый человек и хорошо знакомая ситуация – важные условия для возможности развиваться таким детям.

Методы и техники

Эмоциональное созревание детей со сниженным интеллектом происходит медленнее, существенно зависит от отношения сопровождающих жизнь взрослых. Обучение таких детей построено на доверии, психологическом комфорте. Прежде всего вырабатываются элементарные представления и практические навыки для комфортного нахождения в обществе.

Техники воспитания направлены на то, чтобы помочь ребенку понять, как следует вести себя, как общаться с другими детьми, при этом чувствовать себя в безопасности и уверенно.

При неосложненных формах умственной отсталости эмоциональная сфера остается относительно сохранной.

Приемы

Для малышей первоочередная проблема – принятие родителями, понимание проблемы и адекватный настрой на общение с ними. Огромная роль игры для преодоления психологических барьеров. Правильный подбор игр формирует устойчивый интерес и желание сотрудничать

Обучение жестовому, вербальному и тактильному умению выражать свои чувства (радоваться, улыбаться, обнимать).

В среднем возрасте важно выделить особые таланты и наклонности и развивать их. Музыкальный слух, желание рисовать

Укрепление понимания норм поведения (не кричать, не бросать вещи, здороваться).

Подростковый возраст важно участие в посильной трудовой деятельности. Простейшие социальные мотивы, желание сделать полезное для родителей и близких.

Эмоциональный интеллект является одной из важных характеристик человека и развивается на протяжении всей жизни. Эмоционально воспитанные люди легче адаптируются во всех сферах, не испытывают затруднений в коммуникациях, здоровы и позитивны. Забота о развитии EQ ребенка означает заботу о качестве его дальнейшей жизни.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

Недооценивать отрицательные эмоции ребенка

Ребенок в любом возрасте – это уже человек, которому свойственны чувства и проявления из в виде эмоций, как положительных – радость, веселье, удовольствие, так и отрицательных – гнев, страх, раздражение. Порой, причем не редко, эмоции ребенка кажутся чрезмерными и неуместными – но даже если это и так, его работа научиться управлять своими эмоциями, а не подавлять их. На злость и страх имеет право любой человек, но если игнорировать проявление негативных эмоций у ребенка, он ведь так и не поймет, что с ними делать.

Никогда не принижайте чувства ребенка, каким бы незначительным не казался повод их вызвавший – ведь если малыш печалится из-за пропавшей игрушки или гневается на ударивший его стул, это самые настоящие переживания, которые необходимо уважать. Но самая грубая ошибка, которую допускают хоть иногда практически все родители – смеяться над проявлением детских эмоций (даже если действительно смешно, не показывайте этого малышу).

Малыш, который растет в такой эмоциональной среде, рискует получить на всю жизнь заниженную самооценку – ведь то, что он ощущает мелко и не значимо.

Burda Media

Как появилось понятие эмоционального интеллекта

К сожалению, современных взрослых в детстве не учили работать со своими чувствами, поэтому во взрослой жизни не всегда удаётся понять, почему развивается та либо иная эмоция, и как её урегулировать. Современным детям повезло больше.

Часто причиной неадекватного поведения ребёнка выступает неумение справиться с отрицательными эмоциями. Если вы покажете чаду, как распознавать свои чувства и справляться с ними, вы предотвратите проявление девиантного поведения и его последствий.

Д. Карузо, П. Сэловей и Д. Мэйер впервые объяснили, что такое эмоциональный интеллект. Профессора определили этот термин как умение распознавать собственные эмоции и чувства других людей, а также управлять и использовать их для достижения целей.

Эксперты утверждают, что для гармоничного детского развития необходимо знать, как развивать эмоциональный интеллект. Они предлагают это делать в несколько этапов:

  1. Начать анализировать и распознавать свои эмоции.
  2. Научиться их использовать для достижения целей.
  3. Стать осознанным – понимать, почему возникло именно это чувство, и к чему оно приведёт.
  4. Контролировать эмоциональный фон.

Вы должны стать посредником между вашим ребёнком и его чувственной сферой, и последовательно проходить все описанные этапы.

Как развивать такую способность?

Что зависит от родителей?

Мнение, что яблоко от яблони недалеко падает, в первую очередь отражает эмоциональную составляющую семейных отношений. Родители с первых лет жизни являются для детей идеалом. Скупые на эмоции, не умеющие ладить с другими родители, с низким уровнем EQ невольно становятся неудачным образцом для подражания. От того, как вы развиваете эмоциональный интеллект своего малыша зависит многое: игнорирование негативных эмоций, критика за их проявление и нежелание подсказать пути решения проблем, в будущем обернется для подросшего и уже обучающегося в школе ребенка, трудностями самовыражения.

Родители, которые умеют и говорят о своих чувствах, приучают детей не подавлять свои эмоции.

Уроки хорошего поведения

Есть ситуации, которые представляют настоящую проблему воспитания. Рассмотрим несколько обстоятельств и способы решения.

1. Отказывается делиться качелями

Оказавшись на детской площадке, четко скажите, что она для всех детей. Если же ситуация все равно возникла, направьте кроху — «ты уже покатался, теперь девочка пусть покатается, а потом ты». Дети, которые учатся использовать качели или велосипед по очереди с маленького  возраста, легко овладевают искусством  компромисса.

2. Ребенок не хочет делиться игрушками

Малыш ревниво относится к такой идее и прячет от других свои игрушки? Большинство детей  действительно не понимают, почему с кем-то нужно делиться. Вместо того, чтобы заставлять изменить мнение, научите обмениваться. Если вы ждете маленького гостя, спрячьте любимые игрушки и оставьте только те, которые ребенок готов предложить для совместной игры.

3. Малыш хочет быть в центре внимания

Хорошо, что он амбициозен и не хочет сидеть в углу, но такое поведение может вызвать проблемы. Цените данную черту характера, но объясните, что другим тоже есть чем гордиться. При необходимости задайте порядок выступлений: «а теперь мы послушаем Аню». Некоторые педагоги используют другой трюк — говорит тот ребенок, у которого в руках мяч. Мяч передается по кругу и высказывается каждый.

Оцените статью
Добавить комментарий