Вопрос 2. этапы развития психологии

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему, т.е. абсолютизация опыта.

Фрэнсис Бэкон(1561 − 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании).

Он призвал перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Бэкон исходил из двойственного учения о душе:

1) Рациональная божественная душа (дух), обладающая памятью, разумом, рассудком, воображением, желаниями (влечением), волей.

2) Чувствующая нерациональная душа, общая человеку и животным, обладающая способностью ощущения, восприятия и выбора.

Бэкон разрабатывал проблемы методологии эмпирического познания. Он выдвинул учение об «идолах познания», т.е. о заблуждениях человеческого разума, вызванных следованием общепринятому, привычками, догматичностью. Для этого предлагалось 1) обратиться к опыту и эксперименту, 2) применить орудия и средства индуктивной логики.

Главный труд – «Новый Органон» (1620).

Новый, т.е. идущий на смену аристотелевскому, признававшему путь установления истины из априорных предположений.

Этапы развития психологии как науки

Этапы развития
психологии как науки

Как и любая система научных
знаний, психология имеет свою исто­рию,
которую условно можно разделить на
четыре этапа.

На первом этапе представления
о психике человека носили анимистический
характер, наделявший каждый предмет
душой. В оду­шевленности видели причину
развития явлений и движения. Арис­тотель
распространил понятие психического на
все органические про­цессы, выделяя
растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные
точки зрения на психику — мате­риалистическая
(Демокрита) и идеалистическая (Платона).
Демокрит считал, что психика, как и вся
природа, материальна. Душа состоит из
атомов, только более тонких, чем атомы,
составляющие физические тела. Познание
мира происходит через органы чувств.
По мнению же Платона, душа не имеет
ничего общего с материей и, в отличие
от по­следней, идеальна. Познание мира
— это не взаимодействие психики с
внешним миром, а воспоминание души о
том, что она видела в идеаль­ном мире
до того, как попала в тело человека.

На втором этапе
развития психологии как науки сначала
в XVII
в. были заложены методологические
предпосылки научного понимания психики
и сознания. Так, Р. Декарт считал, что
животные не обладают душой, и их поведение
является рефлексом на воздей­ствия
извне. По его мнению, человек обладает
сознанием и в процессе мышления
устанавливает наличие у себя внутренней
жизни. В то же время, Д. Локк утверждал,
что в разуме нет ничего, что не прошло
бы через органы чувств, выдвинул принцип
атомистического анализа со­знания,
согласно которому психические явления
могут быть доведены до первичных, далее
неразложимых элементов (ощущений) и на
их основе сформированы через ассоциации
более сложные образования. Позднее в
XVII
в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли
развили де­терминистское представление
об ассоциациях, лежащих в основе
функ­ционирования психики, а французские
исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции
разработали чрезвычайно важную концепцию
о социаль­ном опосредовании психики
человека.

На третьем этапе
развития психологии как науки в XIX
в. боль­шую роль в превращении ее в
самостоятельную отрасль знаний сыгра­ли
разработка метода условных рефлексов
в физиологии и практика лечения
психических заболеваний людей, а также
проведение непо­средственных
экспериментальных исследований их
психики. В начале XX
в. основатель бихевиоризма американский
психолог Д

Уотсон указал на несостоятельность
деккарто-локковской концепции созна­ния
и заявил, что психология должна оказаться
от изучения сознания и должна сосредоточить
свое внимание только на том, что доступно
наблюдению, т. е

на поведении человека.

На четвертом
(современном) этапе развития психологиче­ской
науки, начиная с середины XX
в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую
прикладную область знаний, обслуживающую
интере­сы практической деятельности
людей и общества.

Зарубежная
психологическая наука использовала
различные подхо­ды к осмыслению
психики человека: психоаналитический
(3. Фрейд,
А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.);
бихевиористский
(Д. Уот­сон,
Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и
др.); когнитивистский
(У. Найссер,
А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.);
гуманисти­ческий
(Г. Олпорт,
Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс
и др).

Российская
психологическая наука придерживается
диалектико-ма-териалистического взгляда
на происхождение психики. В конце XIX
— начале XX
вв. его активно разрабатывали И. М
Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л.
С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн,
Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом
массовых сталинских репрессий в 30-е гг.
прошлого века эти исследования
затормозились на трид­цать лет и
возобновились лишь в 60-е гг. Значительный
вклад в этот период в разработку проблем
отечественной психологической науки
внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский,
А. А. Бодалев, Е. С. Кузь­мин, А. Н.
Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д.
Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов,
Б. М. Теплов и др.

3. Заключение

В заключении необходимо подвести
итог: В развитии психологии существовало
семь исторических этапов. До научный
до VII
–VI
вв. до н.э.; Философский, VII-VI
вв. до н.э. – конец XVIII
– начало XIX
в.; Ассоцианистическая психология, конец
XVII
– начало XIX
в. – середина XIX
в.; Экспериментальная психология,
середина XIX-
начало XX
в.; Методологический кризис и разделение
психологии на отдельные школы, 10 -30-е
годы XX
в.; Дальнейшее развитие психологических
школ, 40 – 60-е годы XX
в.; Современная психология, 60-е годы –
конец XX
в.

Ведущая функция психики – отражение воздействия окружающей действительности.

Она осуществляется через ряд базовых функций:

− регуляторная (обеспечивает возможность произвольно, т.е. волевым образом реагировать в ответ на раздражители из внешней среды, помогает человеку принимать решения, достигать заданных целей);

− коммуникативная (общение позволяет людям взаимодействовать, осуществлять сложную совместную деятельность, передавать опыт и знания из поколения в поколение, общение делает возможным формирование межличностных отношений);

5 стр., 2212 слов

Взгляд А.И. Сины на психику человека

… , но и ее подсознательные уровни, такие как: воля, интуиция, сон и ряд других психических свойств и состояний. Проблема генезиса души … психический мир. Оно служит как оживотворяющее и деятельное начало. Оно включает в себя не только сознательные и животные пласты психики человека … И. Сины на психику человека ВАЛИЕВ Т.С. Проблема души, или психологии человека занимает центральное место …

− познавательная (выполняет осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром);

− когнитивная (способность человека оперировать полученными знаниями во внутреннем плане своего индивидуального сознания);

− конативная (задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности человека: «Разделяй и властвуй», «Отбирай и распределяй», «Я начальник − ты дурак», «Что твое, то мое», «Мне − вершки, тебе − корешки»);

− эмотивная (любой объект внешнего мира, с которым мы соприкасаемся, вызывает положительную или отрицательную эмоцию в зависимости от состояния нашего организма);

− креативная (психические новообразования личности, осуществляемые по законам подражания, психического заражения, внушения, убеждения, принуждения, побуждения).

Объект и задачи психологии

Сущность психологии объясняется по-разному, это зависит от течения времени и с точки зрения разнообразных психологических направлений психологии.

Психология имеет объект и задачи. Объектом является общее число разнообразных обладателей психических проявлений, основой этих направлений считается:

  • деятельность жизни человека;
  • поведение человека в разных ситуациях;
  • поведение человека в общении с другими людьми разных социальных групп.

К психологическим задачам относятся:

  • умение понимать основу психоэмоционального состояния людей и уметь ими управлять;
  • использование полученных знаний с целью повысить результат своей деятельности.

Несомненно, каждая наука имеет свои методы развития: обработка данных материалов, воздействие на личность, сбор информации.

Психология является наукой с большим количеством отраслей и их составляющих: психология педагогики, развития, социума, спорта. Основная часть психологии рассматривает изучающие процедуры познания (речь, воображения и так далее).

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

1 этап – психология как наука о душе.

Такое понимание психологии было дано в античности более 2 тысяч лет назад в донаучный период, т.е. до начала объективных исследований психики.

Наличием души («психе») пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представления о душе основывались на мифах, легендах и религиозных верованиях.

В античности душа понималась как первооснова тела, а главной функцией души считалось придание телу активности. Тело понималось инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.

Возникновение понятия «душа» связано с анимистическими взглядами, известными с первобытных времен.

Структура психики

· Согласно Зигмунду Фрейду, структура психики человека состоит из трех частей: сознательной, бессознательной и сверхсознательной (по З. Фрейду).

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

… образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические … для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие …

1. Сознательная часть психики или «Я» – это принцип реальности.

2. Бессознательная часть психики или «Оно» – это инстинкты, неосознанные мотивы (основные инстинкты: Эрос – стремление к жизни, Танатос – страх к смерти).

3. Сверхсознательная часть психики или «Сверх-Я» – это традиции, обычаи, законы того общества, в котором живет человек.

· В отечественной психологии сложилось другое понимание структуры психики. Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств.

1. Психические процессы – это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более

Психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представление, память, мышление, речь, воображение), эмоциональные (эмоции и чувства) и волевые

2. Психические состояния могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель. К ним относят, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3. Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним относят: знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

4. Психические свойства человека включают: направленность (что хочет человек?); характер и темперамент (как проявляется человек?) и способности (что может человек?).

Они присущи человеку достаточно длительный период его жизни.

Сенсуализм − это теория познания, противостоящая рационализму и заключающаяся в опоре на чувственные ощущения и восприятие ( от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение).

Новый импульс развитию психологии придали идеи эпохи Просвещения в XVIII веке.

Термин «психология» (от греч. «psyche» – душа, «logos» – учение, наука) впервые появился в научном обиходе в XVIII веке в книгах философа Христиана фон Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

В XVIII веке появилась психология способностей (Х. Вольф – в Германии, Т. Рид – в Англии).

Представители этого направления в психологии считали, что душе изначально присущи внутренние силы.

В трудах французских материалистов созревает учение о психике как функции мозга. Они считали, что начальным моментом мышления являются поступающие извне впечатления, конечным – выражение мысли в слове или жесте, а между этими моментами совершаются нервные процессы в мозге.

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века
Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение
Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций

При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий

Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии

Возможность использования психологических данных в других науках, зависит от места отводимого психологии.

Общепринятой считается точка зрения академика Б.М. Кедрова. Предложенная им схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Психология интегрирует большинство научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Современная психология – это разветвленная система научных дисциплин.

· Обычно в качестве классификации отраслей психологии выделяют принцип развития психики в деятельности. Поэтому в основу классификации отраслей психологии кладут различные виды человеческой деятельности. Выделяют следующие отрасли психологии:

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей формирования в человеке человеческого образа. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Психология пожарного исследует психологические вопросы, связанные с поведением человека в экстремальной ситуации, например, на пожаре (причем как самих пожарных, так и пострадавших).

Выделяют психологию спорта, торговли, управления, научного и художественного творчества.

· Если в основу классификации отраслей психологии кладут психологические аспекты развития, то тогда отрасли психологии будут следующими:

Возрастная психология. Она изучает онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) различных психических процессов и психологических качеств личности. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология;

Психология аномального развития или специальная психология;

Сравнительная психология – исследует филогенетические (филогенез – видовое развитие) формы психической жизни.

В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты отношений личности и общества, тогда выделится ряд отраслей социальной психологии. Она изучает взаимодействие людей в различных организованных и неорганизованных группах

Особое место среди отраслей психологии занимает общая психология, которая разрабатывает общую методологию и историю психологии, теории и методы исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Оцените статью
Добавить комментарий