Жан пиаже: психическое развитие ребенка

Содержание

  • 1 Типология и особенности 1.1 Особенности классической эпистемологии
  • 1.2 Особенности неклассической эпистемологии

2 Основные проблемы эпистемологии
3 Понятия и вопросы эпистемологии
4 История эпистемологии

  • 4.1 Античная философия

4.2 Средневековая философия
4.3 Новоевропейская философия
4.4 Немецкая классическая философия
4.5 Неокантианство
4.6 Марксизм
4.7 Современная философия
5 Теории познания

  • 5.1 Пессимистические схемы 5.1.1 Скептицизм

5.1.2 Агностицизм
5.2 Гносеологический позитивизм

  • 5.2.1 Реалистические доктрины

5.2.2 Платонические теории познания
5.2.3 Имманентная теория познания
5.2.4 Трансцендентализм (Фихте)
6 Формы познания
7 Объяснение и понимание
8 Роль подсознания
9 Проблематика истины
10 См. также
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки

Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений, восприятий и представлений.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Литература

  • Стап, М. Эпистемология // Стэнфордская энциклопедия философии (версия весны 2014 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. А.С. Мишуры.
  • Теория познания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гносеология в системе философского мировоззрения. — М., 1983. — 383 с.
  • Теория познания. В 4-х томах. — М., 1992—1994. Под ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана.
  • Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. — М.: Мысль, 1974. — на сайте Руниверс
  • Гносеологические проблемы диалектического материализма. — М., 1974. — 357 с.
  • Елсуков А. Н. История античной гносеологии. — Минск, 1992. — 82 с.
  • Ильин В. В. 1 // Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — 168 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-397-01280-5.
  • Ильин В. В. 2 // Теория познания. Эпистемология. — М., 1994.
  • Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Опыт систематического построения). — М.: URSS, 2004. — 520 с. — ISBN 5-354-00724-0.Др. изд.:Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники). Изд. 2-е, сущ. доп. — М.: URSS, 2013. — 664 с. — ISBN 978-5-396-00519-8.

Кезин А. В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 1994. — № 5. — С.3-11.

Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. — 1993. — № 1. — С.61-70.

Таубе М. Ф. Познаниеведение (гносеология) по Славянофильству. — Петроград: Тип. М. И. Акинфиева, 1912 — на сайте Руниверс

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.

Савельев А.В. Тёмная сторона силы или субъективность в эпистемологии на портале «Философия в России» // Философия науки. — 2010. — № 3(46). — С. 3-22.

Соболев А. В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. — № 4. — С.121-137.

Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. — 1991. — № 8. — С.34-50.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000. — 463 с.

Цели

Цель генетической эпистемологии заключается в том, чтобы связать действительность знания модели ее построения. Это показывает , что , как знание было получено влияет , насколько обоснованно. Например, наш опыт гравитации делает наше знание о нем более достоверно , чем нашей теории о черных дырах . Генетическая эпистемология также объясняет процесс того , как люди развивают познавательно от рождения на протяжении всех своей жизни в четырех основных этапах: сенсорно ( от рождения до 2 возраста), предоперационный (2-7), конкретного оперативного (7-11), и формального эксплуатационного ( 11 лет и далее). Основной акцент делается на молодые годы развития. Ассимиляция

происходит , когда восприятие нового события или объекта происходит обучаемому в существующей схеме и, как правило , используется в контексте самомотивации. Впроживание , один приспосабливает опыт в соответствии с результатом задач. Высшая форма развитияуравновешивания . Уравновешивание охватывает как ассимиляцию и жилье, обучаемые изменениям , как они думают , чтобы получить лучший ответ. Это верхний уровень развития.

Пиаже считал, что знание является биологической функцией, которая является результатом действий индивидуума пути изменения. Он также отметил, что знание состоит из структур, и идет о адаптации этих структур с окружающей средой.

Генетическая эпистемология Пиаже находится на полпути между формальной логикой и диалектической логикой. Эпистемологии Пиаже на полпути между объективным идеализмом и материализмом .

Понятия и вопросы эпистемологии[ | ]

  • Понятия: знание
  • познание
  • сознание
  • чувство
  • разум
  • рассудок
  • истина

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:

  • гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.

агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Генетическая Эпистемология

Генетическая Эпистемология(англ. genetic epistemology) — гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики — с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний — как исторически, так и генетически — имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
Оцените статью
Добавить комментарий