Гераклит

Сочинение

У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера. Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о Божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные».
Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:

Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца —
Книга его — это путь, трудный для пешей стопы,
Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный
Вводит на эту тропу — солнца светлее она. (D.L. IX, 16)

Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».

Примечания

  1. Согласно изданию М. Марковича — 125 аутентичных фрагментов.
  2. Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. — СПб., 2007. — C.133-184.
  3. Arist. Metaph. 984a7-8, Phys. 205a3-4, Dе caelo 298b25-33; D.L. 9.8.
  4. Arist.Dе caelo 279b12-17; D.L. 9.8.
  5. Plato, Crat. 401 D, 402 A; Theaet. 152 D-E, 160 D, 179 D-E; Arist. Metaph. 987a32-4; De caelo 298b25-33; Top. 104b21-2
  6. Arist. EE 1235a25-8; Top. 159b30-2
  7. Arist. Top. 159b30-3; Phys. 185b9-25; Metaph. 1012a33 ff., 1012a24-6; cf Plato, Theaet. 183 A
  8. , p. 2.
  9. Kirk G.S., Raven J.E. The presocratic philosophers. A critical history with a selection of texts. — Cambridge, 1971. — P. 182—216.
  10. Согласно М. Марковичу, чтение συλλάψιες является более предпочтительным (Marcovich M. Heraclitus: Greek text with a short commentary… Sankt Austin: Academia-Verlag, 2001. Р. 102—103, 105).
  11. .
  12. 55 DK — номер данного изречения, или фрагмента, в соответствии с трудом немецких учёных Германа Дильса и Вальтера Кранца.
  13. Перекличка веков. Размышления, суждения, высказывания. Составитель Носков В. Г. Москва: «Мысль», 1990, стр. 16.
  14. Известно, что именно Ф. Шлейермахер подтолкнул германскую философию и филологию к более глубокому изучению античного философского наследия. Он известен своими переводами Платона, специальными работами об Анаксимандре, Диогене Аполлонийском, и, разумеется, о Гераклите, в частности: Schleiermacher F. Herakleitos der dunkle, von Ephesos, dargestellt aus den Trümmern seines Werkes und den Zeugnissen den Alten. In Friedrich Schliermachers sämmtliche Werke. Berlin, 1838. Vol. 2, pp. 3-146 (по некоторым свидетельствам, первым изданием Herakleitos der dunkle 1807 года, содержащем, как и упомянутое выше издание, 73 фрагмента Гераклита, пользовался Гегель при написании своих «Лекций по истории философии»).

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения. Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он. Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии. Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Биография из Википедии

Геракли́т Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544 — 483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ.

Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный (у — др.-греч

ὁ σκοτεινός λεγόμενος Ἡράκλειτος), и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения

Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).

Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει, лат. Omnia fluunt, omnia mutantur).

Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г.) По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокла, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.

Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании явился ученик Парменида Мелисс и «представил Гераклита эфесцам, которые не хотели его знать».

Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы , Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноимённого платоновского диалога.

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер», «сделался добычей собак») некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита.

в своих мемуарах пишет, что Гераклит умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.

Гераклит является одним из основоположников диалектики.

Основные вклады

Огонь как изначальный элемент

И философы школы Milesia развитой в его работах о существовании природного элемента, который служит в качестве сущности и происхождения всего, что существует, Гераклит продолжил эту мысль и приписывали это качество огня.

Гераклит решал огнь в качестве центрального элемента, который никогда не гасится, чей природные движения позволят нестатическое существование, и это было в ноге с остальной частью естественной подвижности Вселенной.

Огонь не будет присутствовать только на земле, но также будет частью человеческой души.

Подвижность существующей вселенной

Для Гераклита все явления природы были частью состояния постоянного изменения и движения. Ничто не является инертным, ни остается инертным, ни длится вечно. Именно движение и способность к переменам позволяют достичь всеобщего равновесия..

Гераклиту приписывают некоторые известные метафорические фразы, которые разоблачают эту мысль: «Никто не купается дважды в одной реке». Таким образом, философу удается раскрыть изменяющийся характер не только природы, но и человека..

Точно так же Гераклит однажды излагал «Все течет», давая вселенной определенный произвол в отношении ее действий, но никогда не статичный характер.

Двойственность и оппозиция

Гераклит считал, что изменяющиеся явления природы и человека являются результатом противоречий и противоположностей в реальности. Его мышление развивалось, что было невозможно испытать состояние, если его коллега не был ранее известен или испытан..

Все состоит из своей противоположности и в какой-то момент переходит от одного к другому. Чтобы развить эту точку зрения, Гераклит обработал метафору пути, который поднимается, и пути, который спускается, что в итоге не совпадает с путем.

Жизнь уступает место смерти, здоровье – болезни; человек не может знать, что значит быть здоровым, если он никогда не болел.

Принцип причинности

В течение своей жизни Гераклит развивал в своей мысли поиск причинности; В чем причина каждого явления, физического или природного действия? Философ объяснил, что все, что происходит, имеет причину, и что ничто не может быть причиной само по себе.

Если вы продолжите исследовать ретроспективно, в какой-то момент вы придете к первоначальной причине, которую Гераклит назвал Богом. На этом богословском основании Гераклит также оправдал естественный порядок вещей.

логотипы

В своей работе Гераклит развил свое восприятие Логоса. Слово, отражение, причина. Это были атрибуты, которые Гераклит напечатал в Логосе, когда он попросил услышать не только слово, которое он исповедовал, но и Логос.

Он считал, что Логос присутствует, но может быть сделан непостижимым для людей.

Гераклит пригласил рассуждение как часть той универсальной схемы, которая определила, что, хотя все происходило, оно также следовало определенному космическому порядку, и Логос был частью этого пути.

Логос, таким образом, облегчал отношения между природными элементами, благополучием души, природой божественного и т. Д..

Первые концепции государства

В своей работе Гераклит начал обрисовывать идеальное или функциональное состояние. Тем не менее, к тому времени социальные условия были еще очень нестабильными, что препятствовало процессу классификации в обществе..

В то время в Греции число людей, которые считались гражданами, было минимальным, и дети, женщины и рабы были исключены. Говорят, что Гераклит происходил из аристократической среды, что давало ему определенный социальный уклон при разработке этих концепций..

Тем не менее, он не пошел очень глубоко и вместо этого он выявил особые концепции перед лицом войны и власти одного человека над другим..

Концепция о войне и самопознании

Гераклит думал, философски и политически, война как необходимый шаг, чтобы дать непрерывность естественного космического порядка, явление, с помощью которого другие понятия, поднятый им, как двойственность и оппозиции проявили.

Столкновение противоположных позиций, которые только уступают место новому состоянию или событию, также позволило определить положение каждого человека в этом новом порядке и, следовательно, дать новый взгляд на силу и структуру, которые начинали плести. ниже этого.

Этот тип конфликта позволил человеку узнать себя и узнать, обладает ли он качествами высшего существа или теми, которые обрекают его на низость (как в случае рабов).

Исходя из этого, Гераклит начал развивать первые этические идеалы человека, как поведение, необходимыми для непрерывности личной жизни и в обществе, которые затем будут приняты и развернутой на много более поздние философ, давая этики своего собственным область исследования и отражения.

Краткая биография

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, которому принадлежит заслуга создания первой исторической диалектики; его считают автором знаменитой фразы «Все течет, все изменяется». В биографии Гераклита очень мало достоверной информации. Известно, что его родина – город Эфес (Малая Азия). Во время проведения 69-ой Олимпиады (504-501 гг. до н. э.) философ был зрелым человеком, находился в расцвете сил, на основании чего исследователи сделали предположение, что родился он приблизительно в 540 г. до н. э.

Гераклит был потомком древнего аристократического рода, его предок Андрокл основал Эфес. По наследству Гераклит получил сан жреца в храме Артемиды Эфесской. Но от полагаемых в силу происхождения почестей он отказался, более того – полностью самоустранился от законотворчества и участия в общественной жизни города. Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. Особенно он обозлился на земляков, когда горожане выгнали из Эфеса его друга Гермодора. Тем не менее, когда его приглашали к себе жители Афин и царь Персии Дарий, философ не захотел уехать из родного города. Ближе концу жизни он превратился в настоящего отшельника, ушел жить в горы, где питался подножным кормом.

Современники дали Гераклиту прозвище «Скутинос», т.е. «Темный», «Мрачный». Оно соответствовало его мизантропическим настроениям и в то же время отражало глубину и таинственность его мыслей, нередко выраженных в сложных для восприятия образах, а также «настрой» всей его философской системы, который дал основание противопоставлять его .

Гераклит был ярким представителем ионийской философской школы, которая в качестве основной идеи выдвигала происхождение всего сущего из первоначала, его единство. Для Гераклита таким первоначалом был огонь, материальным выражением которого является космос, который постоянно изменяется. Именно этот философ впервые словом «космос» назвал мироздание, раньше за этим термином скрывался порядок, царивший в жизни государства или отдельно взятого человека.

Сегодня нам известно только о единственном сочинении Гераклита – «О природе», которое представлено несколькими десятками отрывков, вошедших в произведения других, более поздних, авторов, в частности, , , и др. Это философское учение состояло из трех частей: богословской, политической и натурфилософской. Основой гераклитовского учения является мысль об изменчивости всего сущего, отсутствии чего бы то ни было постоянного. В природе постоянно происходит процесс перехода одного в другое, изменение состояния, именно поэтому «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Он вводит в терминологию многозначное новое понятие – «логос», под которым понимается, в частности, принцип единства, который, объединяя противоположные начала, приводит мироздание к порядку. По Гераклиту, «раздор есть отец всего», вечная борьба противоположностей приводит к появлению новых явлений. Для него добро и зло, жизнь и смерть, день и ночь были двумя сторонами одной медали. Такая система воззрений позволила причислить Гераклита к основателям диалектики, первым философам- материалистам, которые вывели диалектические принципы познания и бытия, хотя их представления и отличались некоторой наивностью.

Как утверждают исследователи, Гераклита нельзя отнести к чьим-либо последователям, не было у него, вероятнее всего, и собственных учеников, однако влияние его системы на формирование мировоззрения более поздних мыслителей сложно переоценить; он, как и Парменид, принимал непосредственное участие в закладке основ для античной и впоследствии европейской философской мысли.

Смерть великого философа окутана шлейфом противоречивых сведений: якобы Гераклит ожидал свою кончину, будучи намазанным навозом по собственной просьбе, и был растерзан собаками. В этих преданиях одни исследователи видят не более чем искаженные до неузнаваемости высказывания самого философа, другие – приметы захоронения его в соответствии с зороастрийскими традициями, влияние которых прослеживается в отдельных принадлежащих ему отрывках. Когда именно умер Гераклит – неизвестно, предположительно это случилось в 480 г. до н. э.

Зарождение основ диалектики

Излагая философию Гераклита кратко, необходимо поместить Бога, как связующее звено, в центр. Бог, по его мнению, соединяет все противоположности в единое целое. Логос есть Бог. Как пример он вводит образ лиры и лука. Философия Гераклита интерпретирует это так: с одной стороны эти предметы находятся в бинарной оппозиции друг к другу по своему назначению. Лук – олицетворяет разрушение и смерть, Лира – это гармония и красота. С другой стороны, эти предметы существуют и могут выполнять свои функции лишь при соединении двух противоположных концов – тетивы и струны. Иными словами, по мнению философа, все в мире рождается лишь благодаря противостоянию друг другу. Этим он упорно отстаивал идею равенства двух противоположностей. Одно не может существовать без другого.

биография

Гераклит родился в 535 г. до н.э. в Эфесе, греческой колонии, расположенной там, где в настоящее время находится Турция..

Хотя об этом греческом философе известно немного, есть исторические записи, свидетельствующие о том, что Гераклит был частью благородной семьи, которая была привилегированной и принадлежала аристократии того времени..

Фактически, в его семье назначение священника было наследственным; отражение того, что они были зажиточными и обеспеченными.

Несмотря на выдающееся положение семьи Гераклита, этот философ с ранних лет характеризовался интровертированностью и отсутствием вкуса к общественной жизни..

Сильный характер

Говорят, что Гераклит был против как тиранов, которые контролировали Эфес в прошлом, так и против новых представителей, связанных с демократией, которые начали доминировать в то время..

Эта небольшая симпатия к обоим подходам вызвала у него сильную критику, поэтому он провел большую часть своей жизни в изоляции от других, посвященный пониманию причин вещей..

Согласно найденным записям, можно сказать, что у Гераклита был сильный характер; Различные источники указывают, что он был строг, немного терпелив и саркастичен. Кроме того, некоторые историки утверждают, что он выразил некоторое презрение к обычным гражданам, что могло быть следствием его аристократического происхождения.

Эти характеристики его личности также влияли на него, чтобы он предпочел изолировать себя от критики, которую он получил в течение своей жизни, и избегать привязки к аспектам, связанным с искусством и религией..

Изгнание Хермодоро

Другое событие, которое, как говорят, подтвердило его презрение к своим сверстникам в Эфесе и его решение изолировать себя от общества, было то, что его друг Эрмодоро, также философ и уроженец Греции, был изгнан из этого города, что вызвало много гнева и Гераклита. разногласие.

Чтобы тщательно изучить мысль и создать то, что позже станет теорией Гераклита, он отправился жить в горы, где он был почти полностью изолирован от общества.

Считается, что Гераклит умер в год около 470 г. до н. Хорошая часть его философии перешла к настоящему времени благодаря ссылкам, сделанным писателем Диогеном Лаерсио, родившимся в Греции.

Литература

Собрания фрагментов и переводы

  • Церетели Г. Ф. Доксография (Приложение) // Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902. / Гераклит: с. 59-69, 25-28.
  • 12. Гераклит // Досократики. Первые греческие мыслители в их
    творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований.
    Ч. I (Доэлеатовский период) / Историко-критический обзор и перевод
    фрагментов, доксографического и биографического материала Александра
    Маковельского. Казань: Издание книжного магазина М. А. Голубева, 1914.
    211 с. С. 116—180.
  • Фрагменты Гераклита / Пер. П. Блонского // «Гермес». 1916. Т. 18. № 3. с. 58-67.
  • Античные философы (тексты) / Пер. М. А. Дынника. М., 1935. / Гераклит: с. 5-18.
  • Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов
    Гераклита, Демокрита и Эпикура / Общая редакция и вступительная статья
    М. А. Дынника; Академия наук СССР. Институт философии. Москва:
    Государственное издательство политической литературы. 1955. 240 с. /
    Пер. М. А. Дынника. С. 39-52.

Исследования

  • Francesco De Martino, Livio Rossetti, Pierpaolo Rosati. Eraclito. Bibliografia 1970—1984 e complementi 1621—1969. — Neapel, 1986.
  • Ахутин А. В. Античные начала философии. — СПб.: Наука, 2010.
  • Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. 2500 лет со дня рождения. — М.: Изд-во АХ, 1963. — 164 с.
    • 2-е изд. под названием: Гераклит. — М.: Мысль, 1982. — 199 с. (Мыслители прошлого)
    • 3-е изд., доп. — СПб.: Алетейя, 2004. (Античная библиотека. Исследования)
  • Кабисов Р. С. Логос Гераклита и наука логики // Философия и общество. Philosophy and society. — М., 1998. — № 3. — С.135-154.
  • Лаптева М. Ю. Гераклит // Лаптева М. Ю. У истоков
    древнегреческой цивилизации : Иония XI-VI вв. до н. э. — СПб.: ИЦ
    «Гуманитарная Академия», 2009. — С.383-396.
  • Лебедев А. В. ΨΥΧΗΣ ΠΕΙΡΑΤΑ (о денотате термина ψυχή в
    космологических фрагментах Гераклита 66-67 Mch) // Структура текста. —
    М., 1980. — С. 118—147.
  • Лебедев А. В. Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник ′87. — М., 1987. С.29-46.
  • Муравьев С. Н. Силлабо-тоничность ритмической прозы Гераклита
    Эфесского // Античность и современность. К 80-летию Федора
    Александровича Петровского. — М., 1972. — С. 236—251.
  • Муравьев С. Н. Поэтика Гераклита: фонемный уровень // Балканы
    в контексте Средиземноморья: Тезисы и предварительные материалы к
    симпозиуму. — М., 1986. — С.58-65.
  • Позняк И. Б. Диалектика Гераклита. Автореф. дисс. … к. филос. н. — Л., 1955.
  • Хольцман А. Сходство и различие между учениями о
    противоположностях у Гераклита и Николая Кузанского // Verbum. — СПб.,
    2007. — Вып. 9. Наследие Николая Кузанского и традиции европейского
    философствования. — С. 55-69.
Оцените статью
Добавить комментарий