Госпитализм

Детское заболевание

Чаще всего феномен госпитализма отмечается у детей, поэтому он более тщательно изучен, чем отклонения такого рода у взрослых. Когда ребенок долгое время живет в детском доме, приюте или находится в больнице, он становится психологически бедным, а его навыки ухода за собой и умение общаться с другими сводятся к минимуму.

Рекомендуем: Симптомы дислексии

Удивительного в этом ничего нет, поскольку такие дети привыкают к тому, что за ними ухаживает обслуживающий персонал учреждения, а общение их фактически сводится только к тем людям, которые находятся в больнице или интернате. В самых сложных случаях явление госпитализма может сопровождаться нарушением моторики, рахитом и порой даже умственной отсталостью.

Одним из первых понятие госпитализма начал изучать психолог Р. Спитс. Он ввел это определение для описания детского синдрома у ребятишек, которые живут в домах малютки или приютах. Причинами данного явления он считал:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Недостаток витаминов в питании, да и в целом плохой и неразнообразный рацион.
  • Ограниченную численность персонала, общающегося с детьми, которой недостаточно для полноценного их развития.

Эти факторы, конечно, неблагоприятно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка. Но позже ученый установил, что даже при высоком уровне развития детского учреждения у ребятишек может появляться изучаемый нами синдром. В связи с этим он стал объяснять госпитализм как следствие психоэмоционального одиночества ввиду того, что дети лишены общения с близкими людьми, прежде всего с мамами.

Рекомендуем: Методы детской психологии

Наиболее опасным является синдром, который возникает в раннем детском возрасте, в результате этого может появиться заторможенность развития: ребятишки поздно начинают ходить, говорить, мало интересуются тем, что происходит в окружающей жизни. Наиболее ярким проявлением эффектов госпитализма служат случаи, когда дети растут среди животных, – приучить их к жизни в нормальных условиях потом бывает очень трудно, и они практически никогда не достигают уровня своих сверстников, живущих в обычных условиях.

Госпитализм: лечение

Госпитализм при лечении в различных возрастных когортах очень разнится, а поскольку проявления и первопричины у них довольно таки разные, то и пути разрешения данной психологической проблемы разные

Важно своевременно провести диагностические мероприятия и начать адекватное, максимально эффективное психологически направленное лечение, особенно важно это у малышей, ведь процент смертности среди детей наиболее высокий

Лечение синдрома госпитализма включает следующие мероприятия:

– У детей: педагогическая систематизированная коррекция, работа с психологом до устранения всех признаков госпитализма, обогащение окружения ребенка, интенсификация элементов общения сверстниками (у дошколят) и взрослыми. Если госпитализм возник на фоне стационарно проводимого лечения, то требуется в скорейшие сроки вернуть маленького пациента домой, в семейное лоно, а особенно и первоочередно к матери или к человеку, который ее заменяет, или организовать совместное круглосуточное нахождение с мамой вместе.

– У взрослых: устранение причины (вылечивание основного причинного заболевания, из-за которого попал человек на больничную койку или при хронизации, по возможности желательно лечится амбулаторно, под присмотром близких (по возможности) родственников с коррекцией лечащим врачом. Длительное проведение реабилитации со специалистом – психотерапевтом, при возникновении таковой необходимости – с психиатром, желательно избегая психиатрических стационаров, поскольку такие терапевтические действия могут вести к противоположно обратному результату, спровоцировав новые предпосылки для прогрессирования заболевания.

Что это такое?

Госпитализм – это психологический термин, обозначающий серьезное нарушение психической деятельности  у детей или взрослых.

Такой феномен обусловлен дефицитом человеческого общения, узостью социальных контактов или полной изоляцией от общества.

Таким образом, госпитализм — это отставание в развитии детей или деградация эмоциональных и поведенческих реакций у взрослых.

Чаще обнаруживается в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В юности, зрелости и старости встречается редко.

Наукой изучены случаи заболеваемости у детей, которые в силу тех или иных причин долго пребывали в госпиталях или других медицинских учреждений, интернатах или детских домах.

Синдром проявляется в выраженных отклонениях от нормы коммуникативных и интеллектуальных способностей, интеллектуальных способностей, а также навыков мелкой моторики, умений выражать эмоции. Такие дети испытывают трудности с освоением основных движений, отстают в росте, наборе мышечной массы, в возрастном физическом развитии.

Взрослые пациенты страдают депрессиями и потерей интереса к окружающему миру.

Причины госпитализма

Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.

В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.

Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях

Например, где родители заняты построением карьеры.

Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  • длительная изоляция в медицинском учреждении;
  • дефицит общения с семьей, родными, близкими;
  • пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).

К факторам риска относится следующее:

  • наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
  • пожилой возраст;
  • жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
  • жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
  • младенческий и детский возраст;
  • пребывание в пансионате, оздоровительном центре.

Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения. Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой. Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.

Возможные осложнения

Перенесенный длительный опыт пребывания в институциональных заведениях сказывается как на здоровье детей, так на состоянии взрослых людей.

У пациентов может наблюдаться следующая симптоматика:

  • задержка роста у детей;
  • недобор веса, дистрофия;
  • снижение иммунитета;
  • младенческий маразм;
  • необратимые изменения в нервной системе, головном мозге, ведущие к инвалидности;
  • частые простудные заболевания;
  • расстройство пищеварения;
  • инфекции мочевыделительной системы (связаны с игнорированием гигиенических процедур);
  • трудности с выстраиванием социальных связей, взаимодействием в обществе.

Развитие этих осложнений зависит от того насколько успешно прошла реабилитация и была ли оказана на должном уровне своевременная медицинская и психологическая помощь пациенту с госпитализмом.

В условиях пребывания в режимных учреждениях помочь справиться пациентам с госпитализмом бывает непросто. В этих ситуациях помочь уйти от госпитального синдрома может возвращение в нормальную родственную среду, что не всегда возможно.

Для преодоления кризиса важна общая плодотворная работа пациентов с психологами, врачами и иными специалистами, помогающими реабилитироваться в социуме и приблизиться к нормальной жизни.

Причины возникновения

Обоснования, вызывающие подобное явление носят на сегодняшний день чисто теоретический характер, исследований, которые подтвердили бы природу этого психического расстройства на практике пока нет.

Долгое время, наблюдая за детьми с госпитализмом, медики считали, что их состояние вызвано гиповитаминозами, ослабленным иммунитетом, плохим питанием и условиями содержания в казенных учреждениях.

Тщательно изучать отклонение начал американский психолог Рене Спиц. Автор понятия «госпитализм» в 40-х годах двадцатого столетия собрал и проанализировал десятки случаев заболевания у детей, проживавших в стационарах и домах ребенка.

Ученый опроверг предположение о том, что именно неблагоприятные условия содержания являются причиной отклонения в детском развитии, так как болезнь была обнаружена и у тех ребят, которые хорошо питались и получали должный уход. Поэтому исследователь сделал революционное предположение, что в основе госпитализма лежат внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка.

Вместе с группой единомышленников Спиц создал теорию о происхождении этого расстройства, используя учение Зигмунда Фрейда.

https://youtube.com/watch?v=mKcCH61maOM

В итоге, пусковым механизмом госпитализма психологи стали считать отсутствие родительского тепла, любви и заботы в период новорожденности и младенчества. Разлука или отсутствие матери (отца) становится для малыша психологической травмой, последствия которой на подсознательном уровне отражаются на всей его последующей жизни.

Предположительно именно этот внутренний конфликт, неразрешенный и во взрослом возрасте может стать отправной точкой для проявления госпитализма у зрелых или даже пожилых людей.

Доказывая свою теорию, Спиц опирался на примеры, когда маленькие дети, выжившие в дикой природе и «воспитанные» животными, по возвращении в цивилизацию, так и не смогли развить навыки человеческого поведения и должного уровня общения с другими людьми.

В наши дни, продолжая исследования этого расстройства, специалисты выяснили, что болезнь может быть последствием не только сиротства, но и эмоционального игнорирования ребенка в условиях полной семьи, где с малых лет для детей становится актуальной проблема одиночества. Малыши, конечно, не могут полностью понять поведение родителей, но они очень тонко чувствуют их отношение и сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

Классификация

Всемирная организация здравоохранения для удобства постановки диагноза и обработки статистических данных разработала классификацию, в которой виды психических расстройств группируются по этиологическому фактору и клинической картине.

Группы психических расстройств:

Группа
Характеристика
Состояния, вызванные различными органическими заболеваниями головного мозга.
Сюда можно отнести состояния после черепно-мозговой травмы, инсультов или системных заболеваний. У пациента могут поражаться как когнитивные функции (память, мышление, обучаемость), так и появляться «плюс-симптомы»: бредовые идеи, галлюцинации, резкая смена эмоций и настроений;
Стойкие изменений психики, которые вызваны употребление спиртных напитков или наркотических веществ
Сюда относятся состояния, которые вызваны приемом психоактивных веществ, которые не относятся к классу наркотических: седативные, снотворные, галлюциногены, растворители и другие;
Шизофрения и шизотипические расстройства
Шизофрения – хроническое психологическое заболевание, имеющее негативные и позитивные симптомы, характеризуется специфическими изменениями состояния личности. Проявляется в резкой смене характера личности, совершении нелепых и нелогичных поступков, смене интересов и появлении несвойственных увлечений, снижении работоспособности и социальной адаптации. У индивида может полностью отсутствовать вменяемость и понимание происходящих вокруг событий. Если проявления выражены слабо или считаются пограничным состоянием, то у пациента диагностируют шизотипическое расстройство;
Аффективные расстройства
Это группа заболеваний, для которых основным проявлением является смена настроения. Наиболее ярким представителем этой группы является биполярное аффективное расстройство. Также сюда включены мании с различными психотическими расстройствами или без них, гипомании. Депрессии различной этиологии и течения тоже относят в эту группу. К устойчивым формам аффективных расстройств относят циклотимию и дистимию.
Фобии, неврозы
Психотические и невротические расстройства содержат панические атаки, паранойя, неврозы, хронический стресс, фобии, соматизированные отклонения. Признаки фобии у человека могут проявляться по отношению к огромному спектру предметов, явлений, ситуаций. Классификация фобий стандартно включает в себя: специфические и ситуационные фобии;
Синдромы поведения, которые связаны с нарушениями физиологии.
Сюда можно отнести разнообразные нарушения приема пищи (анорексия, булемия, переедание), сна (бессонница, гиперсомния, сомнамбулизм и другие) и различные сексуальные дисфункции (фригидность, недостаточность генитальной реакции, преждевременная эякуляция, повышенное либидо);
Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте
Эта группа насчитывает десятки состояний, к которым относят нарушение половой идентификации (транссексуализм, трансвестизм), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм, эксгибеционизм, педофилия, вуайеризм, садомазохизм), расстройство привычек и влечений (страсть к азартным играм, пиромания, клптомания и другие). Специфические расстройства личности представляют собой стойкие изменения поведения в ответ на какую-либо социальную или личностную ситуацию. Эти состояния различают по симптомно: параноидное, шизоидное, диссоциальное расстройство личности и другие;
Умственная отсталость
Группа врожденных состояний, которая характеризуется задержкой развития психики

Это проявляется снижением интеллектуальных функций: речь, память, внимание, мышление, социальная адаптация. По степеням это заболевание делится на легкую, умеренную, среднюю и тяжелую в зависимости от выраженности клинических проявлений

К причинам, которые могут спровоцировать данное состояние относят генетическую предрасположенность, задержку внутриутробного развития плода, травмы в родах, недостаток внимания в раннем детском возрасте
Расстройства психологического развития
Группа психических расстройств, в которую входят нарушение речи, задержка развития учебных навыков, моторной функции, психологического развития. Это состояние дебютирует в раннем детстве и нередко связанно в поражение головного мозга: течение постоянное, ровное (без ремиссии и ухудшений);
Нарушение активности и концентрации внимания, а также различные гиперкинетические расстройства
Группа состояний, для которых характерно начало в подростковом или детском возрасте. Здесь наблюдается нарушение поведение, расстройство внимания. Дети непослушные, гиперактивные, иногда даже отличаются некоторой агрессивностью.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.

Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.

Распространение синдрома психического выгорания

От 30% до 90% трудоспособного населения всех профессий подвержены появлению признаков синдрома. Особенно часто страдают врачи, педагоги, психологи, психиатры, спасатели, работники правоохранительных органов. Около 80% среди общего количества врачей психиатров и наркологов имеют все симптомы СЭВ, выраженные в той или иной степени. Из этого количества, около 8% – резко выраженные признаки, часто переходящие в различные расстройства психопатологической или психовегетативной симптоматики.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость между эмоциональной тяжестью трудового процесса и количеством случаев проявления СЭВ.

Диагностика и лечение

Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:

  1. Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
  2. Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
  3. Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
  4. Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
  5. Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.

После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение

Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок

Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.

Схема лечения больных детей с госпитализмом:

  • Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
  • Возвращение маленького пациента в семью.
  • Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
  • Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
  • Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
  • Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
  • Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
  • Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
  • Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.

Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства у детей? Факторы риска, патогенез

Госпитализм в психологии – это совокупность отдаленных последствий, возникающих в результате стресса, связанного с отрывом от привычной окружающей среды и длительным пребыванием в учреждениях системного типа. Развитие подобного стресса напрямую зависят от поведения взрослых людей, находящихся рядом с детьми.

Факторами риска развития госпитализма у детей являются:

Нахождение в стационаре по причине длительной болезни
В этом случае особенно тяжелые реакции развиваются у детей, от которых отказались родители, которых не посещает мать, либо кто-то из других родственников.
Нехватка общения с семьей, близкими
В таком случае речь необязательно идет об асоциальном поведении и неблагополучии. Иногда родители могут действительно много работать и редко видеть своего ребенка, возможно, оставлять его на попечение родне или в учреждении с круглосуточным пребыванием.
Неблагополучие семьи
Неполная семья, попадающая под наблюдение органов охраны детства из-за возможного асоциального поведения – пьянства, разгульного образа жизни, нарастающей в связи с образом жизни деградации

В подобных случаях госпитализм может возникать и до размещения ребенка в казенное учреждение, так как он уже выходит из семьи, где на его потребности и существование никто не обращал внимание. Дальнейшее размещение в интернатных и больничных учреждениях лишь усугубляет ситуацию, даже, несмотря на то, что условия (наличие еды, одежды, пребывание в тепле) зачастую существенно лучше, чем в родственной семье

По сути, дома ребенка, интернаты в лице государства закрывают базовые потребности таких детей, чтобы они имели возможность выжить, однако морально и эмоционально они остаются обделенными.

Патогенез (процесс развития) госпитализма связан с психической депривацией или, проще говоря, отсутствием внимания к ребенку.

Симптомы и признаки

Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.

Синдром госпитализма у детей

У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:

  • недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
  • недержание мочи и кала;
  • задержка речевого развития;
  • задержка двигательного развития;
  • эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
  • навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
  • рахит;
  • отставание в физическом развитии;
  • низкий уровень адаптации;
  • отставание в освоении своего тела, языка;
  • болезненность;
  • вялость;
  • апатичность;
  • бледность;
  • пассивность;
  • истощение;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • лихорадка;
  • сонливость;
  • гипотонус мышц;
  • отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).

Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.

Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).

Синдром госпитализма у взрослых и пожилых

Характерны следующие проявления:

  • социальная дезадаптация;
  • потеря интереса к работе и труду как таковому;
  • ослабление профессиональных навыков;
  • оскудение круга общения, снижение качества контактов;
  • обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
  • потеря аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • снижение адаптационных возможностей;
  • флегматичность;
  • оскудение мимики;
  • замедленная моторика;
  • когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
  • беспечность;
  • малоподвижность;
  • монотонность.

У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.

Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров. Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).

При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):

  1. Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
  2. Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
  3. Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
  4. Смешанный вариант.

Профилактика госпитализма

В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше. Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком. Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.

Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.

Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях

В быту же можно нанять няню, сиделку.

Причины

Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.

Причины развития детского госпитализма:

  • Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
  • Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.

В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.

Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.

Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.

В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.

Примечания

  1. Овчаренко В. И. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / под ред. Н. Д. Твороговой, ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1974. — С. 290—296.
  3. Головин С. Ю. // Словарь практического психолога.
  4. ↑ // Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004.
  5. Блейхер В. М., Крук И. В. // Толковый словарь психиатрических терминов. — 1995.
  6.  (недоступная ссылка). Правовая Россия. Дата обращения 7 декабря 2016.
  7. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушанского. — Москва: Алетейа, 1999. — 504 с. — (Гуманистическая психиатрия). — 5000 экз. — ISBN 5-89321-029-8.

Диагностика

Признаки синдрома госпитализма являются основанием для проведения исследования человека на предмет наличия данного расстройства. Методы диагностики подбираются с учетом возраста больного. Патологическое явление определяется путем наблюдения за состоянием и поведением пациента. Также требуется опрос людей, которые находятся в его окружении.

Госпитализм у детей или взрослых удается распознать во время осмотра у нескольких узкопрофильных специалистов:

Психиатр. Он определяет способность человека обслуживать самого себя, проверяет его коммуникативные навыки и эмоциональное состояние.
Невролог. В процессе диагностики врач проверяет реакцию пациента на свет, звуки, а также изучает его мышечный тонус. Если проводится осмотр ребенка, то дополнительно оценивается соответствие возраста малыша и уровня развития.
Психолог. С помощью диагностических мероприятий специалист оценивает адекватность реагирования больного на различные процессы

Также проверяется его способность контактировать с другим человеком и концентрировать свое внимание. Дополнительно исследуются речь и мышление больного.

Сложнее всего правильно поставить диагноз больному, у которого отсутствуют родственники и друзья, постоянно с ним контактирующие. Из-за этого врачам требуется наблюдать за пациентом в течение более длительного времени.

Оцените статью
Добавить комментарий