Мотив: что такое в психологии. система и виды мотивов

Содержание

  • Психологические особенности явления
  • Как прислушаться к голосу разума

Здравствуйте, дорогие читатели! Всем знакома ситуация, когда надо поработать, но ты никак не можешь заставить себя что-либо сделать. Ты вроде бы не устал, но весь организм кричит о том, что пора бы сделать передышку.

Борьба мотивов в психологии – это столкновение разных тенденций, которые провоцируют внутриличностный конфликт.

Самый яркий пример этого явления – человек, который пытается бросить курить. Зачастую проблема невыполнения поставленной цели влияет на поведение и настроение человека даже больше, чем присутствие сигарет в его жизни. Он вроде бы все решил, настроился, но не справился с задачей и в очередной раз желание курить победило.

Даже если основным аспектом для принятия решения пойти в магазин была физическая тяга и, как следствие, плохое настроение, оно не может улучшиться, так как в данном случае победил не голос разума, волевое решение, а соблазнительный случайный импульс.

Как прислушаться к голосу разума

Пусть и кратко, но с понятием мы разобрались. Как же научить себя делать всегда правильный выбор?

Одна моя знакомая, когда-то рассказала о своем способе бороться с ленью относительно работы. Ее слова поразили меня своей простотой: «Если мне надо что-то сделать, но очень лень, я вспоминаю о тех людях, которые хотят получить результат, зависят от меня. Эта самая ответственность и не дает мне отдыхать. Ну как я могу расслабиться, когда знаю, что если я не выполню свою задачу, то другой человек не получит деньги. Я не могу его подставить».

Если вы тоже сталкиваетесь с проблемой нежелания работать, то вы можете найти множество советов о методах борьбы в книге Эс Джея Скотта «23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов».

Та же самая знакомая, о которой я рассказала чуть выше, поделилась со мной своими секретами сохранения активности: «Если я вижу пыль или понимаю, что надо убраться, мне слишком жалко своего времени на размышления о том, хочу я что-то делать или нет. Я просто беру и выполняю задачу. Скидываю с себя этот груз и затем спокойно отдыхаю».

Если вам бывает достаточно трудно заставить себя что-либо делать, могу посоветовать еще одну книгу

Келли Макгонигалл «Сила воли», в которой собрано множество методик, которые позволят выработать себе это важное качество, необходимое в современной жизни

Если вы часто поддаетесь минутным порывам в ущерб решению, принятому при содействии разума, в вашей психике создается несколько иная система ценностей и приоритетов. Бездеятельность порождает исключительно лень. Чем больше вы отдыхаете, тем сильнее нуждаетесь в отдыхе.

Это не значит, что вы должны полностью изменить себя и начисто забыть про телевизор, чтение книг и постоянно решать сложившиеся проблемы. Отнюдь, такое решение тоже не приведет ни к чему хорошему. Вы столкнетесь со стрессом и прочими психологическими проблемами. Кроме того, активность в таком случае тоже со временем падает. Если вам не хочется ничего делать, то иногда можно позволить себе расслабиться.

Важно научиться сочетать в себе обе системы, находить время на все, не следовать одной определенной модели и желаниям, связанным с нею

Особенности в теории иерархии потребностей

После появления теории иерархии потребностей А. Маслоу описание самоактуализации личности и понимания человеческого поведения стало ведущей деятельностью для многих философов и психологов. В наши дни существуют новые теории, которые являются более совершенными, но при этом данные теории более спорные с точки зрения психологической мысли. Теория иерархии потребностей, при наличии высокой популярности, не подтверждается и имеет низкую валидность

Так в процессе исследований Холла и Ноугейма (Hall и Nougaim), Маслоу написал им письмо, в котором говориться, что важно учитывать удовлетворение потребностей связав их с возрастной группой испытуемых. «Счастливчики» с позиции Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т

д. при этом потребность же в самоактуализации удовлетворяется как правило только к пятидесяти годам у «счастливчиков» и как правило достигается только не более чем у 2 % людей, следовательно, требуется учитывать возрастную структуру.

Основная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Следующая проблема теории связана с последовательностью в иерархии, так А. Маслоу утверждал, что иерархичность может меняться. Также, с точки зрения теории нельзя объяснить факт существования инерции стереотипов т.е. некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после их удовлетворения. Так как А. Маслоу изучал биографии только тех творческих личностей, которые с его точки зрения, были успешными («счастливчиками»), то в исследуемые личности не был включен, например, Рихард Вагнер, великий композитор, который с позиции ценимых А. Маслоу качеств, личностных черт, не подходит для данного исследования. Учёный интересовался необычайно активными и здоровыми люди, такими как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, естественно, делает выводы А. Маслоу искаженными, так как не учитываются потребности большинства людей. Еще одним недостатком, является то что А. Маслоу не проводил эмпирических исследований.

Игровые мотивы

К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. К представителям преступников-игроков принадлежат те, кто совершает преступления не только ради материальной выгоды, но и ради игры, доставляющей острые ощущения.

Игровые мотивы часто встречаются в преступных действиях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Эти мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения. Карточные шулера ведут как бы двойную игру — и по правилам, и обманывая, получая тем самым максимальные переживания от риска.

Исследователи выделили среди преступников-игроков два типа личности и, соответственно, два типа подобной мотивации:

  1. игровой активный;
  2. игровой демонстративный.

Представители игрового активного типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контактны. Пускаясь на самые отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях. «Играя» с законом и соучастниками, они рискуют свободой и угрозой расправы со стороны сообщников, поскольку основным мотивом их поведения является получение острых ощущений.

Игровой демонстративный тип личности характеризуется стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступления.

Потребности и мотивы личности

В психологии существуют разнообразные взгляды на определение потребностей личности, собственно говоря, также как и на определение мотивов. Но все взгляды объединяет мысль о том, что потребность – это состояние человека, которое обусловлено той или иной нуждой. Это могут быть материальные или духовные объекты. Такое состояние вызывает внутреннее напряжение у индивида. Чтобы снять напряжение, или иными словами, удовлетворить конкретную нужду, человек начинает действовать соответственным образом, руководствуясь мотивами, которые порождает эта потребность.

Потребности человека могут быть очень разными. Как уже упоминалось, потребности могут касаться органической, функциональной, материальной, социальной или духовной среды человека. Кроме того, ученые выделяют индивидуальные и групповые потребности, а также потребности суточные и годовые, интеллектуальные и психологические.

В одной и той же ситуации, у человека могут возникать несколько потребностей разного рода одновременно. Соответственно, внутреннее напряжение будет в этом случае очень велико, и человеку надо выбирать какие потребности удовлетворять в первую очередь

В этом контексте важно отметить, что существует иерархия потребностей. Наиболее важными являются физиологические, или органические потребности

Если человек голоден, ему будет трудно сосредоточиться над работой, или когда речь идет о самосохранении, например, если у человека что-нибудь болит, он будет думать только о том, как избавится от этой боли, и пока она не исчезнет, человек не сможет удовлетворить другие свои, социальные потребности.

Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая в свою очередь определяет иерархию мотивов личности. По его мнению, мотивы можно разместить на пяти условных полочках, которые образуют пирамиду Маслоу. На самом нижнем уровне размещены физиологические потребности человека. Поднимаясь уровнями выше, рассматриваются потребности в привязанности, в уважении, эстетические и потребности в самореализации

Важно отметить, что в данной иерархии мотивов, А. Маслоу считает, что нельзя подняться на уровень выше, если потребности нижнего уровня не удовлетворены

Виды

Чтобы максимально широко раскрыть эту тему, психологам нужно выявить отдельные группы мотивов в психологии. К действию человека побуждает множество обстоятельств, и без их определения понять, что движет индивидом в конкретном случае, будет невозможно.

Внешние и внутренние

Внутренние мотивы — обстоятельства, которые связаны с человеком, его отношением к разным видам деятельности. Виды:

  • увлечения;
  • интересы;
  • желание получать позитивные эмоции;
  • проявление любви, заботы к друзьям, близким;
  • желание повысить самооценку, оградиться от негатива.

Внутренняя мотивация является устойчивой характеристикой, поскольку мировоззрение, отношение к окружающим, смена интересов или убеждений наступает постепенно.

Внешние мотивы — обстоятельства, которые не зависят от человека. Они находятся за сферой его деятельности. Виды:

  • мнение социума;
  • изменяющиеся погодные условия;
  • обязанности перед работодателем.

Положительные и отрицательные

Потребности, мотивы тесно связаны с эмоциями. При выборе действий люди стараются избегать неприятностей.

Отрицательные факторы:

  • боль;
  • тревога;
  • страх;
  • наказание;
  • позор.

Положительные факторы:

  • общее признание;
  • радость;
  • наслаждение.

Сохранения и достижения

Успех строится из двух компонентов — повышения социального статуса и общественного признания. Чтобы добиться цели, нужно пройти через множество препятствий. Для многих трудности кажутся непреодолимыми и они сталкиваются с одним из главных барьеров — нежеланием покидать привычную зону комфорта. Для его преодоления нужна сильная мотивация.

В такой ситуации психологи советуют задать себе три вопроса:

  • «нужно ли двигаться к этой цели»;
  • «что будет после достижения задуманного»;
  • «какой результат будет в конце пути».

Если точного ответа нет, следует отказаться от задуманного, поставить перед собой другую цель, награда за которую вызывает больше удовлетворения.

Что такое мотив

Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями. Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью. Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия. Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Слово в словаре

Как правило, в словарях приводится три значения этого слова. В них иерархия – это:

  1. Порядок, согласно которому, строится подчинение низших должностей (а также различных чинов и званий) на производстве, в управлении, в армии.
  2. Расположение чего бы то ни было от низшего к высшему и наоборот.
  3. В собирательном значении то же самое, что иерархи, то есть священники самого высокого ранга в церковной традиции.

Считается, что это понятие пришло в европейские языки из праиндоевропейского, где оно образовалось от двух основ – «страсть» и «начальство». В русский язык оно попало из древнегреческого и буквально переводится, как «власть первосвященника». Таким образом, понятие иерархии первоначально было связано с религиозной сферой, а затем проникло и в другие области жизни.

Система мотивов личности

Основываясь на принципе непрекращающейся череды возникающих потребностей, можно утверждать, что человеком руководят мотивы. С точки зрения психологии полагается, что в течение человеческой жизни формируется устойчивая система личностных мотивов. Именно они становятся причиной своеобразного поведения людей, определяют впоследствии направленность их деятельности.

На установки направленности личности воздействуют родительское воспитание и окружающий социум, в конечном итоге, порождаемые этими действиями мысли становятся узловыми в формировании личности индивида. Имеются выделенные формы личностной направленности. О них ниже.

Влечения – неосознаваемая потребность в чем-либо. Это самая простая по сути своей форма и тогда, когда влечение теряет свою надобность, оно попросту испаряется. В то же время осознанное влечение может преобразоваться в желание.

Желание – это человеческая потребность во вполне определенных вещах. Нередко именно желание побуждает человека к действию, проявлению силы воли. Если желание четко определено и понятны пути его достижения, оно превращается в стремление.

Интерес – именно он определяет человеческие желания и наполняет смыслом человеческие цели и деятельность. Опять-таки, проявляемый интерес в некоторой сфере с подключением силы воли и направленными усилиями становится стремлением.

Идеалы – каждый индивидуум выстраивает собственные, ибо каждый имеет мнение о том, что хорошо, а что плохо, каким человек должен быть. Действия личности сообразуются с ее идеалом и стремлением его достичь, прежде всего, в себе лично. Следствием этой формы оказывается порождаемое мировоззрение.

Выше означенные формы личностной направленности могут быть и не связаны между собой, однако мировоззрение определяется их целостной совокупностью, поскольку именно мировосприятие выполняет роль объединительную, когда имеющиеся мысли формируют единую картину, позволяющую сформировать свое персональное видение окружающего мира и людей, его населяющих.

Человеку становится доступной возможность определиться со своим личным местом в этом мире, планируя и прогнозируя в нем свою будущую активность по достижению определенных целей.

Классификация: виды и группы, категории

Классификаций мотивов существует огромное множество, и каждая отдельная теория предлагает собственную.

Рассмотрим наиболее распространенные в общей психологии виды мотивов.

Внешние мотивы — гораздо сильнее по воздействию на человека, поскольку условия диктует окружающая среда. Большинство внешних мотивов примитивны и биологичны по своей сути: утоление голода, жажды, размножение, доминирование.

Внутренние мотивы возникают в голове самого человека и отличаются более сложной формой. Например, желание написать детективный роман.

Сама потребность более высокого уровня и обладает спецификой, персонифицируемой от личности (один человек хочет написать детективный роман, второй — любовный, а третий — неприличное слово на заборе).

Внутренние мотивы образуются из внутренних же убеждений, установок, принципов, ценностей и общего мировоззрения индивида. Это ключевое отличие от внешних мотивов.

Поскольку желание купить квартиру может быть как внешним (статус), так и внутренним мотивом (комфорт, желание уединиться, определенная степень свободы). Внутренний мотив осознается самим человеком, независимо от мнения окружающих людей.

Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Неосознанный (скрытый мотив) обращается к лимбической системе и не фиксируется сознанием. Это инстинктивные потребности.

Руководствуясь инстинктом «укради», человек добывает ресурс, а когда в суде его спрашивают, зачем он это сделал, человек теряется. Либо додумывает мозгом сознательную мотивацию.

Устойчивые мотивы. Продолжительность замотивированности может быть основана как на внешних, так и на внутренних факторах. Длительное негативное влияние окружающей среды (война, голод, отсутствие жилья) способно долго поддерживать активную деятельность человека.

Если у человека устойчивы ценности и убеждения, он также может в течение долгого времени идти к целям, соответствующим этим убеждениям.

Функциональные мотивы. Ориентация на процесс. В данном типе мотивации, конечный результат либо маловажен, либо отсутствует вовсе. Человеку нравится сама деятельность (общение, просмотр фильмов, видео игры).

Мотивация индивидуальной деятельности

Мотивы поведения человека зависят от цели, которая стоит перед ним. Он будет стараться достигнуть цели для получения удовлетворения. Например, для утоления чувства голода человек будет заниматься поисками еды. Его поведение определяется потребностью в еде, а сам поиск является мотивом деятельности индивида.

Мотивация индивидуальной деятельности может быть различной, все зависит от потребности и цели. Для удовлетворения базисных потребностей, которые лежат в основе жизни и развития человека (голод, необходимость дыхания, чувство самосохранения и т.д.), служат мотивы, которые являются органическими. Они позволяют личности удовлетворить первоочередные нужды, чтобы продолжить жизнь и развитие.

Мотивация может носить функциональный характер. Это мотивы, которые служат для удовлетворения потребностей культурного роста человека: спортивные занятия, посещение театра, кино, музея, отдых на природе. Потребность в культурном росте создает мотивы, которые побуждают человека удовлетворять эту потребность и тем самым повышать свой культурный уровень.

Материальными мотивами называют те, которые служат для приобретения или создания материальных ценностей. Это касается создания уюта в доме, различных бытовых удобств.

Социальные мотивы деятельности чрезвычайно важны, поскольку человек живет в обществе и стремится занять в нем определенное место, иметь определенный социальный статус. Эти потребности и создают соответствующие мотивы. Индивид будет стремиться проявить себя среди определенного общества (участие в общественных организациях, благотворительных акциях, волонтерском движении и т.д.)

К духовным мотивам принадлежат те, которые создаются потребностями в повышении самосознания человека, самосовершенствования. Для достижения этих целей человек занимается чтением книг, молится или действует как-либо еще, чтобы развиваться духовно.

перейти наверх

Система мотивов личности

Исходя из того, что у человека постоянно возникают те или другие потребности, можно говорить о том, что человеком постоянно движут какие-нибудь мотивы. В психологической науке, считается, что на протяжении жизни у людей формируются устойчивые мотивы. Как уже упоминалось, они могут порождать поведение людей, быть относительно независимыми от ситуации или даже формировать личностные черты. Именно эти устойчивые мотивы человека, которые определяют его деятельность, в совокупности представляют собой направленность личности.

Направленность личности обусловливается родительским воспитанием и социумом. В своей жизни человек познает мир, в котором живет и формирует свои мысли относительно вещей и людей, которые его окружают. Эти мысли стают установками индивида, которые оказывают очень сильное влияние на направленность личности. Установки, которые стают свойствами личности, образуют разные формы направленности личности, в основе их лежит система мотивов.

Среди форм направленности личности выделяют: влечения, идеал, желания, интерес, стремления, склонность, мировоззрение и убеждение, как наивысшую из форм.

Влечение являет собой неосознанную надобность в чем-то. Эта надобность не является необходимой для личности и вскоре, может просто исчезнуть. Это самая простая форма направленности личности. Но если влечение осознается человеком, оно может перерасти в желание.

Желание характеризуется нуждой человека в чем-то определенном, например, в каком-нибудь объекте. Зачастую желание имеет побуждающий эффект, заставляющий человека действовать, проявляя силу воли, четко определяя для себя желание и пути достижения целей. В этом случае желание превращается в стремление.

Важной формой направленности личности является интерес. Собственно интерес определяет желание человека, а также придает смысл его деятельности и самим целям

Если человек проявляет интерес в определенной сфере, подключает силу воли, а также  направляет свои усилия и действия в эту сферу, то такое явление будет рассматриваться, как стремление.

На протяжении жизни люди строят свои идеалы. У каждого имеется мнение о том, каким должен быть человек, и, безусловно, люди судят других людей, руководствуясь собственными идеалами. Направленность личности состоит из постоянных действий со стремлением достичь своего идеала. Эта форма направленности порождает мировоззрение.

Все вышеперечисленные формы направленности личности могут не связываться друг с другом. Но мировоззрение определяется целостностью. Это как план всего мира в голове человека. Мировоззрение позволяет объединить мысли в одну картину и построить свое, индивидуальное представление о мире и о людях. Это дает возможность человеку увидеть свое место в мире, а также прогнозировать свою будущую деятельность, строить планы и добиваться целей.

Система мотивов личности, которые определяют деятельность человека с учетом его принципов, интересов, взглядов на мир называется убеждением. Когда перед человеком стоит осознанная потребность, он будет действовать в зависимости от своих убеждений, в основе которых лежат мотивы, которые движут человеком и способствуют достижению успехов.

Структура божественной иерархии

Началом и источником иерархии является Святая Троица как причина всего сущего. Ангелы и люди – это две следующие за ней ступени, высшие. Кроме того, существуют еще три низших уровня иерархии, к которым относятся неразумные существа – животные, растения и неживая природа. При этом и ангелы, и люди внутри своих ступеней также подлежат иерархическому разделению.

Так, ангелы имеют девять чинов, наивысшим из которых являются серафимы. Они, как и следующие за ними херувимы и престолы, наиболее приближены к Богу, непосредственно от него получают просвещение и являются посредниками между ним и людьми. Иисус Христос также назван ангелом, несущим людям все, что он слышал от Бога Отца. Вместе с тем он является основателем церковной иерархии, которая образована из множества людей, живущих единой Божественной жизнью.

ÐоÑивиÑÑÑÑÐ°Ñ Ð¾ÑганизаÑÐ¸Ñ ÑÑÑда

ÐадайÑе Ñебе вопÑоÑÑ, коÑоÑÑе помогÑÑ Ð²ÑÑвиÑÑ ÑлабÑе меÑÑа и опÑеделиÑÑ, над Ñем нÑжно поÑабоÑаÑÑ Ð²Â Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑоздаÑÑ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ ÑабоÑÑÑ Ð°ÑмоÑÑеÑÑ Ð¸Â Ð¼Ð¾ÑивиÑоваÑÑ ÑоÑÑÑдников. СвеÑÑÑеÑÑ Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми моÑивиÑÑÑÑей оÑганизаÑии ÑÑÑда.

ÐÑиÑеÑий доÑÑижениÑ

ÐаждÑй ÑоÑÑÑдник на Ñвоем ÑабоÑем меÑÑе ÑоÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ, на ÑÑо он ÑпоÑобен. ÐаниженнÑе ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑнижаÑÑ Ð¼Ð¾ÑиваÑиÑ.

ÐÑиÑеÑий лиÑного ÑезÑлÑÑаÑа

ÐаждÑй ÑÑÑемиÑÑÑ Ð²ÑÑазиÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Â ÑÑÑде и бÑÑÑ Ð¿ÑиÑаÑÑнÑм к его ÑезÑлÑÑаÑам. ÐбезлиÑивание (ÑÑо оÑноÑиÑÑÑ Ð¸Â ÐºÂ ÑеловекÑ, и к гÑÑппе) ÑÐ½Ð¸Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¾ÑиваÑиÑ.

ÐÑиÑеÑий знаÑимоÑÑи

ÐÑдÑм нÑавиÑÑÑ Ð¾ÑÑÑаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ, оÑÑÑаÑÑ, как важен иÑ ÑÑÑд Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ñего ÑÑпеÑа.

ÐÑиÑеÑий лиÑного ÑÑаÑÑиÑ

РабоÑник Ð²Ð»Ð¾Ð¶Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе лиÑной ÑнеÑгии в ÑеализаÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ñелей, в ÑоÑмÑлиÑовании коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½Â Ð¿Ñинимал лиÑное ÑÑаÑÑие.

ÐÑиÑеÑий пÑизнаниÑ

УÑÐ¿ÐµÑ Ð±ÐµÐ· пÑÐ¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÂ ÑазоÑаÑованиÑ. ÐаждÑй ÑоÑоÑо ÑабоÑаÑÑий ÑоÑÑÑдник Ñ полнÑм пÑавом ÑаÑÑÑиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Â Ð¿Ñизнание и пооÑÑение â и маÑеÑиалÑное, и моÑалÑное.

ÐÑиÑеÑий инÑоÑмаÑии

Ðо ÑомÑ, каким ÑпоÑобом, в какой ÑоÑме и Ñ какой ÑкоÑоÑÑÑÑ ÑоÑÑÑдники полÑÑаÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ, они оÑениваÑÑ, какова иÑ ÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑимоÑÑÑ Ð²Â Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенного наÑалÑÑÑва и ÑпÑавлÑÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе. ÐÑли иÑ доÑÑÑп к инÑоÑмаÑии заÑÑÑднен, еÑли инÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½Ð¸ полÑÑаÑÑ Ñ опозданием, они ÑÑвÑÑвÑÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÑиниженнÑми. РÑезÑлÑÑаÑе ÑнижаеÑÑÑ Ð¸Â Ð¸Ñ гоÑовноÑÑÑ ÐºÂ ÑÑÑдÑ.

ÐÑиÑеÑий обÑаÑной ÑвÑзи

ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÑебÑеÑÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾Â ÐºÐ°ÑеÑÑве ÑобÑÑвенного ÑÑÑда. Ðна должна бÑÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑивной, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑоÑÑÑдник мог вноÑиÑÑ ÐºÐ¾ÑÑекÑÐ¸Ð²Ñ Ð²Â ÑобÑÑвеннÑе дейÑÑвиÑ. ÐÑоме Ñого, каждÑй ÑоÑÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð¼Ð°ÑÑÑаб, коÑоÑÑм его измеÑÑÑÑ, Ñ Ñамого наÑала, а не Ñогда, когда вÑÐµÐ¼Ñ Ñже ÑÑло.

ÐÑиÑеÑий ÑазвиÑиÑ

Ðак пÑавило, лÑди ÑÑÑемÑÑÑÑ Ð²Â Ð¿ÑоÑеÑÑе ÑабоÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑÑи новÑе знаниÑ. ÐовÑÑеннÑе ÑÑебованиÑ, даÑÑие ÑÐ°Ð½Ñ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑего ÑазвиÑиÑ, пÑинимаÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо оÑоÑнее, Ñем заниженнÑе.

ÐÑиÑеÑий ÑпÑаведливого ÑаÑпÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзки

СоÑÑÑдники оÑÑÑо ÑеагиÑÑÑÑ, еÑли иÑ ÑÑаÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â Ð¿Ð¾Ð»ÑÑеннÑе лÑÑÑие ÑезÑлÑÑаÑÑ Ð¿ÑиводÑÑ ÑолÑко к ÑомÑ, ÑÑо иÑ еÑе болÑÑе нагÑÑжаÑÑ. ÐÑобенно еÑли ÑÑо никак не компенÑиÑÑеÑÑÑ. Так ÑбиваÑÑ Ð¸Ð½Ð¸ÑиаÑивÑ.

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей

Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

К чему приводит нерешительность?

  • Постоянные советы с окружающими;
  • Поиск рационального объяснения своей позиции, причем часто эти причины не очень значимы по сравнению с теми перспективами, которые могли бы открыться;
  • Затягивание принятия решения до того момента, когда уже нельзя от этого уклониться;
  • Постоянные советы с окружающими, которые не всегда имеют хороший опыт в решении подобных вопросов.

Стремление всегда принимать только «правильные» решения приводит к тому, что человек постоянно находится в эмоциональном напряжении и сразу нацеливается на негативный результат, из-за чего многие шансы упускаются, а время затрачивается. В итоге продолжается жизнь, полная разочарований и несбывшихся надежд.

Один мой друг хотел сменить нелюбимую работу на занятие, которое было ему по душе. Зарплата на новом месте предлагалась меньше. Но у него была перспектива роста, если бы за полгода он смог проявить себя с положительной стороны. Мой друг взвесил все плюсы и минусы и, вроде бы, собирался принять предложение, но его окружение (семья и родственники) было против. Внешние факторы и внутренние противоречия привели к тому, что расстаться со своей «синицей» он не сумел. В итоге при каждой встрече он жалуется и сожалеет, что тогда не принял положительное решение, но свой шанс уже упустил.

Какое решение следует принять, решать только вам, но всегда следует помнить о том, что второго шанса может не быть. Не стоит думать о плохом, ведь часто испытания нам даются для того, чтобы качественно изменить свою жизнь и стать еще лучше!

Перейти к следующей статье ➯ Что такое лень, или почему мы ленимся? 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Застенчивость 

Черты характера Цели

Об авторе
Борис Литвак
Директор международного тренинг-центра CROSS.

Принцип соподчиненности

Иерархии присуща соподчиненность, которая установлена Создателем и является основополагающим принципом, согласно которому сосуществуют разумные существа. То есть, в мире все является созвучным, стройным, согласованным друг с другом. Но при этом не теряется своеобразие, присущее отдельным элементам системы, которые слагаются в живую гармонию.

По мнению Дионисия, одним из убедительных подтверждений указанного факта служит то, что даже бесы (падшие ангелы) вынуждены соблюдать в своей среде подчиненность. Хотя они и пытаются изменить Божественный миропорядок, извратить его.

Применение в разных сферах

Психологи выделили разные способы мотивации, которые можно эффективно использовать в работе, отношениях и т. д. К наиболее эффективным относятся методики, применяемые в психологии, менеджменте, экономике.

В психологии

Методики:

Самовнушение — процесс, с помощью которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Основная цель — изменение поведения, поступков, убеждений, интересов. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение несвойственным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. При составлении утверждений нельзя использовать частицу «не».
Аффирмации — выражения или небольшие тексты, с помощью которых можно оказать влияние на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации сработали, нужно разделить чистый лист бумаги на две части. Слева написать негативные утверждения, которые вызывают страх, тревогу, справа — положительные

Важно подробно расписать негативные утверждения, чтобы выявить скрытые страхи. После этого необходимо разрезать лист на две части, сторону с положительными аффирмациями постоянно носить с собой, зачитывая их каждый день.
Самомотивация — стремление, желание продолжать деятельность при потере естественной мотивации

Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.

В менеджменте

Методики мотивации, применяемые в менеджменте:

  1. Экономические — материальное стимулирование. К ним относятся — повышение заработной платы, материальная помощь, премии, ссуды.
  2. Неэкономические — морально-психологические или организационные. К ним относится похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспективы к дальнейшему росту, делегирование полномочий, задач.
Оцените статью
Добавить комментарий