Игровая терапия

Детская игровая терапия

В наши дни большая часть игровой терапии ориентирована на ребенка. Это означает, что ребенок находится в центре внимания терапии. У них есть больше вариантов того, с чем играть, как играть, и какие проблемы им нужно решать. Они делают этот выбор известным в процессе своей игры.

Игровая терапия, ориентированная на ребенка, является результатом личностно-ориентированной терапии. Это тип терапии, который предполагает, что у клиента есть желание стать здоровее. У них также есть средства сделать это для себя с ограниченным вкладом терапевта.

Работа игрового психотерапевта в игровой терапии, ориентированной на ребенка, заключается в том, чтобы дать им неизменное позитивное отношение, сочувствие, понимание и чувство соответствия. Ребенок – это тот, кто руководит собственной игрой и, в конце концов, способствует исцелению.

Родители как посредники

Иногда терапевты включают родителей в сеансы игровой терапии. Они могут попросить родителей поиграть с ребенком, пока они смотрят из-за двустороннего зеркала. Это позволяет родителям взаимодействовать с ребенком, как они делают дома, и терапевту, чтобы увидеть, как реагирует ребенок.

Игровой терапевт может также попросить родителей поиграть с ребенком дома и сделать конкретные наблюдения

Это домашнее задание для родителей не только дает им возможность стать важной частью терапии их ребенка, но также способствует его выздоровлению и взрослению

Adlerian Play Therapy

Адлерианская версия игровой терапии использует комбинацию всех трех из них. Терапевт, ребенок или родитель могут в разное время управлять игровым процессом. Цель состоит в том, чтобы помочь ребенку стать более заинтересованным в социальном опыте, обрести понимание и освоить новые навыки.

Методы игротерапии

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки. Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями. При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.

Что такое игротерапия

Терапия игровая – это психотерапевтический метод воздействия на детей дошкольного и школьного возраста путем применения игр, игрушек и других элементов. Ролевые игры, составляющие основу эту терапии, помогают выявить проблемы в поведении, психике или развитии детей, учат способам решения этих проблем и способствуют восстановлению психического и эмоционального здоровья.

Проводится игротерапия может в самых разных условиях – самостоятельно, дома, в детских садах и школах, в кабинете психолога или психотерапевта. Многие родители с некоторой долей настороженности относятся к этому методу лечения, они не верят, что игротерапия для детей является мощнейшим способом воздействия на сознание и чувства малыша любого возраста (исключая старших школьников и подростков, для них используют другие методы психотерапии, хотя игровые методики тоже могут быть эффективны). Чтобы понять почему и как игротерапия действует на малыша, нужно разобраться в ее основных принципах действия, а также понять, какие «подводные камни» есть у этой методики.

Песочная игротерапия

Универсальным методом работы с ребенком является песочная терапия. Здесь клиент не только творит что-то своими руками, что помогает ему в развитии своего воображения, фантазии, мелкой моторики, но и высвобождает свои эмоции и переживания. Либо это проявляется в создании определенного творчества из песка, либо в разрушении своей «песочной» проблемы.

Ребенок может сначала отобразить свою проблему на песке, а потом с удовольствием ее разрушить, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Можно прибегнуть к другому методу, когда ребенок создает из песка свою проблему, а потом ее анализирует и смотрит на нее так долго, чтобы понять ее неопасность. Можно спросить ребенка о тех поступках, которые он может совершить в ситуации, когда знает, что ему ничто не угрожает.

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения

В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

Игровая терапия для взрослых с аутизмом

Для пациентов старшего возраста игры при аутизме могут быть так же результативны, как и для детей. Во взрослой жизни они ежедневно сталкиваются с трудностями, собственными переживаниями и нуждаются в психологической поддержке. Благодаря игротерапии можно в мягкой форме узнать о главных проблемах социальной адаптации человека, определить сложности его развития. При регулярных занятиях удается проработать психологические проблемы, а также научить:

  • лучше понимать собственные чувства и чувства других людей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • не допускать панических атак при воздействии провоцирующих факторов.

Подобрав оптимальный метод игротерапии для взрослого аутиста, можно помочь ему повысить самооценку, улучшить коммуникативные навыки и сенсорную интеграцию. Такой способ психотерапии позволяет снять нервное перенапряжение, расслабиться и перестать остро реагировать на изменения в окружающей среде.

Виды игровой терапии

Для работы с детьми с привлечением метода игротерапии самое главное — сохранить игровую открытую атмосферу. Маленький человечек не должен ощущать себя на приеме у врача. В подобном случае эффекта от лечения не будет. Эмоциональный фон во время игрового процесса, переживания дошкольника будут спрятаны от внимания специалиста. Психологу будет очень сложно найти контакт с несмышленышем, понять причины, истоки его проблем.

Основная задача лечения — выделение проблемы, поиск истока ее возникновения, решение и коррекция негативного влияния на развитие детей. Для получения необходимого результата прежде всего необходимо правильно подобрать метод лечения. Нет единого способа решения всех проблем. Для каждой ситуации существует свой актуальный метод, который необходимо применить в конкретном случае.

Методы игротерапии

Отмечая роль взрослых в игровом процессе, выделяют следующие два метода терапии:

  • Директивная, направленная терапия. Роль взрослого состоит в организации, контроле всего игрового процесса. Взрослый предлагает несмышленышу готовые решения для разного вида возникающих проблем. Такая руководящая роль значимого взрослого позволяет маленькому человечку понять, осознать суть проблемы или конфликта.
  • Недирективная терапия. Взрослый во время такой терапии дистанцируется от участия в игровой деятельности, таким образом у дошколят возникает атмосфера полного доверия, надежности.

В зависимости от использования различных структур материалов для терапии тоже выделяют 2 следующих метода:

  • Структурированная игра. Чаще всего этот метод применяется для лечения детей 4-12 лет. Игра в данном случае является активным методом психотерапии. Ребятня играет с куклами, машинками, пистолетами. Предметы для игровой деятельности непосредственно выражают желания, действия детей. Детишек вовлекают в ролевые игры, которые помогают исправить асоциальное поведение, привить нормы морали, нравственности.
  • Неструктурированная. Игровой процесс направлен на выполнение физических, спортивных упражнений. Материалами для неструктурированной игровой терапии могут служить пластилин, тесто для лепки или песок. С помощью такого материала кроха может выразить свои скрытые чувства, переживания.

Игротерапия для детей по выбранной форме организации игрового процесса подразделяется на следующие виды:

  • Индивидуальная терапия. Такая терапия применяется, если у крохи не сформировано чувство коммуникативности, общения с другими детишками. Когда несмышленыш боится или стесняет других деток, психолог назначает индивидуальную терапию, чтобы в процессе работы помочь крохе, привить чувство коммуникативности.
  • Групповая игровая терапия — широко распространена в детских учреждениях. Игры в группах помогают детям в совместном общении более полно раскрываться, развивать волевые качества, в групповых занятиях проходит социализация маленьких непосед.

Особенности групповых занятий

Перед групповыми занятиями специалисту необходимо выделить детишек, у которых могут быть противопоказания к такому виду терапии. Прежде всего, у дошкольника не должны наблюдаться повышенная агрессивность или стрессовое состояние, малыш не должен проявлять в своем поведении асоциальные симптомы. Такие дошколята могут внезапно устроить драку или скандал, своим поведением нанести вред другим детям. Нежелательно на занятиях присутствие крохи с преувеличенной детской ревностью, которая может обернуться слезами, истериками.

Групповое занятие создает условия, чтобы дошкольник мог осознать себя как самостоятельную личность, ощутить свою индивидуальность. Совместные игры поднимают самооценку детей, создают понимание необходимости общения. Групповая игротерапия в процессе работы снижает тревожность у дошколят, понижает беспокойство, а также чувство вины несмышленыша.

При групповом лечении у непосед воспитывается ответственность за собственные поступки, формируются и получают дальнейшее развитие навыки самоконтроля. Малыш начинает верить в себя, в свои собственные силы. У дошколят на таких занятиях формируются способности самостоятельно принимать, а также отстаивать свои решения.

Особенности детской терапевтичной игры

 -игрушками из реальной жизни (куклами, машинками, наборами для сюжетно-ролевой игры),
– игрушками для отображения агрессии (оружие, монстры, молоток, пластиковый ножик и картоннная коробка из-под яиц!), 
– игрушками для подвижных игр (мячик, скакалка, дартс), 
– игрушками для сенсорной игры (мелкие предметы, природный материал, песок, вода, резиновые «лизуны»), 
– игрушками для творческой игры (краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, скотч, детская косметка).

Игротерапия: инструменты и действия

1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть. 

2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?» 

3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат. Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку. Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать».
 

Игротерапия дома с мамой

Главное в игровой терапии – это непосредственный процесс игры

То, что ребенок отыграл свои переживания, приобрел новый опыт, пережил что-то важное для себя вместе с игрушками и понимающим взрослым – вот это сама суть терапии. 

Специалисты в области психоанализа могут интерпретировать действия ребенка в игре, дать рекомендации родителям по изменению поведения, ситуации в семье, взаимодействия с ребенком, но это не главное. 

Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно проводить сеансы игровой терапии дома, освоив грамотное применение инструментов: отражения, ограничения, поддержки

Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия. 

Советы игротерапевта

Если вы хотите с помощью свободной игры помочь ребенку справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт, то: 

  • Играйте в игры, в которые хочет ваш ребенок. Если он высказывает свои предпочтения, то для чего-то ему это нужно. 
  • Позволяйте проигрывать одну и ту же игру многократно. Если ребенок не готов переключиться на что-то другое, значит новый опыт еще не приобретен и игра не выполнила до конца своей миссии. 
  • Предоставьте разнообразные игрушки и творческие материалы для простора самовыражения. Не застревайте на гендерных стереотипах: мальчиков могут привлекать куклы, а девочки отлично владеть игрушечным мечом.
  • Дайте право выбора. Пусть ребенок решает во что, как и какими игрушками он сегодня играет. А может быть, это будет просто разговор о компьютерных играх. Решать детям. Поучать, воспитывать, исправлять и рассказывать «как правильно» вы сможете в другое время. Кстати, ребенок может не захотеть играть. И это его выбор.
  • Дарите совместное время для игры. Будьте включенным и искренне заинтересованным. Присоединяйтесь, если ваш малыш приглашает вас в игру. Уточняйте шепотом «Что мне сейчас делать?», «Как ты хочешь, чтобы я сейчас сказал?» Но вы смело можете быть и пассивным, используя отражение и поддержку, позволяя ребенку просто почувствовать, что вы рядом. 
  • Предупредите за 5 минут, что скоро время вашей игры заканчивается. Напомните за минуту до конца и дайте завершить сюжет игры, действие ребенка до логического конца. 
  • Пусть особое время игры станет регулярным, хотя бы раз в неделю. Когда ребенок осознает, что есть гарантированная возможность поиграть с вами так, как ему хочется, этот день и время предсказуемы, то возрастает ощущение безопасности и стабильности так необходимые для развития ребенка. 

По словам Вирджинии Экслайн, «игровая терапия, как и само детство, это путешествие, увлекательный процесс исследования, в котором вам посчастливилось участвовать». Успех игровой терапии – в счастье ребенка от того, что его понимают. Играйте с детьми и радуйтесь!

Понятие игровой терапии

Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести.

Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.

Функции игротерапии

Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду:

  • Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
  • Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  • Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно 

Показания к применению игротерапии

Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами

Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:

  1. замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
  2. фобии и инфантилизм;
  3. вредные привычки и асоциальность поведения;
  4. сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.

Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.

Методические особенности игровой холдинг терапии

Еще раз отметим, что применяемая нами в коррекции детского аутизма игровая холдинг терапия – это модификация метода М.Велч, не соответствующая «классическому» варианту. Мы не считаем возможным и нужным на каждом занятии провоцировать сопротивление аутичного ребенка, тем более, что в большинстве случаев он не сопротивляется контакту уже на втором занятии. Поэтому нам представляется правильным использовать эту ситуацию для развития позитивного эмоционального взаимодействия между ребенком и родителями. И ребенок, и родители, которые ранее были лишены полноценного эмоционального общения и игрового взаимодействия (из-за аутистических особенностей ребенка) наконец-то получают такую возможность. С этих позиций мы считаем более важным использовать время игрового холдинга для создания продуктивного, позитивного эмоционального взаимодействия между аутичным ребенком и его родителями. Специалист, ведущий игровой холдинг, получает при этом возможность обучить родителей способам эмоциональной активации ребенка, развития его внимания, подражания, речи

Часто в ситуации, когда у ребенка нет желания и настроения заниматься, родители, имеющие опыт игрового холдинга, умело вовлекают его в игру, пение, разговор, и, таким образом, могут длительно удерживать его внимание, не вызывая сопротивления. В тех же случаях, когда ребенок чем-то расстроен, обижен, негативистичен или агрессивен, холдинг остается средством «скорой помощи», помогая родителям справиться с негативным аффектом ребенка, и при этом всегда оставаться «на его стороне»

Для нас одним из наиболее ценных свойств игровой холдинг терапии является то, что она помогает в короткий срок «преодолеть дистанцию» между специалистами и родителями, научить родителей приемам коррекционной работы с ребенком, дать им необходимые навыки управления его эмоциональным состоянием, стимуляции его развития.

Однако мы всегда утверждали, и еще раз специально подчеркиваем, что

игровая холдинг терапия не может проводиться семьей самостоятельно. Необходима активная поддержка специалиста, который хорошо знаком с проблемой детского аутизма, представляет себе перспективы развития ребенка, имеет специальную подготовку и может руководить холдинг-занятиями

← назад

3

вперёд →

показать на одной странице

Что это такое?

Арт-терапия включает в себя множество методов воздействия на психику и эмоциональную сферу ребенка искусством, творчеством, созиданием прекрасного. Арт-терапевтические занятия довольно широко используются детскими психологами, психотерапевтами, психиатрами, а также социальными педагогами и реабилитологами.

Широкое применение упражнения арт-терапии получили в диагностике: психолог или психотерапевт по результатам детского творчества вполне может установить причины его беспокойства и даже заболеваний. Довольно успешно арт-терапия применяется в лечении и коррекции нарушений эмоциональной сферы, неврастении, постстрессовых расстройств, расстройств личности ребенка, некоторых психических заболеваний.

Увлекательные занятия помогают социальным педагогам в реабилитации трудных подростков, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Педагоги используют упражнения и некоторые методы такого вида терапии в занятиях с детьми дошкольного возраста, поскольку они способствуют более гармоничному развитию личности. Довольно эффективной является арт-терапия в реабилитации детей-инвалидов. Результаты такого «лечения», на которое дети идут с большим удовольствием и энтузиазмом, порой превосходят результаты от традиционных медикаментозных и физиотерапевтических методов терапии.

Официальная медицина давно приняла и признала эти методы, благодаря чему арт-терапию часто включают в общий комбинированный курс лечения. Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: даже если на весь населенный пункт нет ни одного арт-терапевта, мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Арт-терпия имеет богатое прошлое. Первым термин придумал художник Адриан Хилл, случилось это в 1938 году. Он успешно применил некоторые способы и методы при работе с пациентами противотуберкулезного центра. Затем техники были взяты на вооружение американскими психологами. Их в основном применяли для реабилитации ребят с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Самых потрясающих результатов удалось добиться в работе с малышами и подростками, которых вывезли из фашистских концентрационных лагерей во время Второй Мировой войны. Первая в мире профессиональная Ассоциация арт-терапевтов была учреждена в США в 1960 году.

История изучения психокоррекции

Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В.П. Кащенко.

Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.

А.А. Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.

Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.

Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.

Оцените статью
Добавить комментарий