Примечания
- ↑ (10 января 2017).
- ↑ Wongupparaj, Kumari, & Morris. (2015). The relation between a multicomponent working memory and intelligence: The roles of central executive and short-term storage functions. Intelligence, 53, 166-180.
- Baddeley, A. (2010). Working memory. Current Biology, 20(4), R136-R140.
- Baddeley, A. (1992). Working Memory. Science, 255(5044), 556.
- a) b)
- ↑ Gluck, Mark A.; Mercado, Eduardo; Myers, Catherine E. Leaning and Memory: From Brain to Behavior (англ.). — New York, NY: Worth Publishers, 2008. — ISBN 978-0-7167-8654-2.
- ↑ Denis, Michel; Logie, Robert; Cornoldo, Cesare. The processing of visuo-spatial information: Neuropsychological and neuroimaging investigations // Imagery, Language and Visuo-Spatial Thinking (англ.). — Hove, US: , 2012. — P. 81—102.
- ↑ Baddeley, Alan; Eysenck, Michael W.; Anderson, Michael C. Memory (неопр.). — New York, NY: , 2009. — ISBN 978-1-84872-000-8.
- Logie, R.H. (1995). Visuo-spatial working memory, Hove, UK: Lawrence Eribaum Associates.
- Baddeley A. and Hitch G.J. Working memory // Scholarpedia. – 2010. – Vol. 5(2):3015. doi:10.4249/scholarpedia.3015
- ↑
- ↑
- Sternberg, Robert J. Cognitive Psychology (неопр.). — WADSWORTH, 2007. — С. 205—206.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 21 декабря 2019.
Правила коммуникации между людьми
Важно понимать. что все мы разные, не лучше, и не хуже
Просто разные
Чтобы в коммуникации достигнуть важной для вас цели, научитесь присоединяться к репрезентативной системе партнера, говорите с ним на его языке. И доверие с его стороны вам обеспечено
Избегайте критики непохожего на вас человека, не берите на свой счет его «особенное» поведение
Мягко корректируйте привычки партнера, вызывающие у вас негативные реакции. Например, подавайте вкусный суп на красивой тарелке, утеплите, обустройте лоджию , поставьте там диван, чтобы ваш кинестетик курил в комфорте вдали от вас
Развивайте свои дополнительные сенсорные каналы, учась у своего партнера
И побольше юмора в вашу совместную жизнь, господа. Он продлевает года.
А какой психотип человека подходит именно Вам?
История исследований
Ульрих Найссер
Термин «Эхоическая память» был введен американским психологом У. Найссером в его работе «Когнитивная психология» в 1967 году.
Найссер назвал «эхоической памятью» сенсорную слуховую память, а «иконической» — зрительную. В эхоическом хранении, как и в иконическом, необработанная сенсорная информация сохраняется с высокой точностью в течение очень короткого времени (не более 1 с в иконическом регистре и не более 3 с в эхоическом).
Эксперимент Морея
Одними из первых свойства эхоической памяти продемонстрировал Н. Морей с сотр. в 1965 году. Испытуемые в этом эксперименте выступали в роли «четырехухих» людей, то есть они прослушивали одновременно четыре сообщения, поступавших по отдельным каналам. Н. Морей взял за основу эксперимент Дж. Сперлинга и повторил его в слуховой модальности.
Для этого эксперимента были сконструированы специальные наушники, которые подавали сообщения одновременно на оба уха (бинауральные предъявление звуковых стимулов). Каждое сообщение представляло собой четыре изолированных буквы. Испытуемый должен был дать частичный отчет о прослушанном сообщении в зависимости от того, какая лампочка загоралась на пульте спустя некоторое время после предъявления стимулов. Полученные результаты оказались сопоставимы с результатами, полученными Дж. Сперлингом для иконической памяти. Различие оказалось во временном интервале, в течение которого информация оставалась доступной в полном объеме: для эхоической памяти он оказался значительно больше. Количество правильно воспроизведенных букв при частичном отчете приближалось к показателю полного отчета не через 1 с, что характерно для зрительной модальности, а через 3 с.
Способы тренировки и развития
Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить работу памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подходят простые упражнения, разработанные для детей и взрослых.
Развитие у детей
Заметить отставание в развитии памяти у детей можно в младшем возрасте, но до 3–4 лет родители не беспокоятся об этом, и обращаются к психологу когда ребенку предстоит идти в 1 класс. И хотя время упущено, ситуации можно помочь.
Для развития зрительной памяти используют метод «Сюжетные картинки». Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображен короткий сюжет. Некоторое время дошкольник рассматривает его. Когда он будет готов, взрослому нужно поменять карточки местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. Для слуховой памяти подойдут упражнения по запоминанию слов и цифр. Начинать нужно с трех, постепенно доводя до 6–7.
Развитие у взрослых
Тренировать навык запоминания можно с любым материалом: пересказывать сюжет фильма, заучивать стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Заниматься можно во время перерыва на работе, используя подручные предметы. Например, разложить на столе канцелярские принадлежности, сфотографировать, поменять местами и расставить их, как они лежали вначале.
Типы памяти по способу восприятия
- Зрительная
- Слуховая
- Двигательная
- Обонятельная
- Вкусовая
- Тактильная
- Образная
Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.
Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.
Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.
Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы вертится на языке или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.
Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.
Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.
Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.
Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.
Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.
Виды
Категорийная классификация амнестического синдрома составлена в зависимости от продолжительности, типа потерянной памяти и скорости течения заболевания:
- Антероградная — утрачены воспоминания обо всех событиях до начала болезни, при этом текущие факты запоминаются без особых проблем.
- Ретроградная — пациент прекрасно помнит всё, что было до начала болезни, но не способен запомнить ни одно из текущих событий.
- Транзиторная глобальная — резкая, полная потеря памяти на период от нескольких часов до суток.
- Синдром Корсакова — невозможность удержать в памяти события, происходящие на данный момент, при сохранённых воспоминаниях о прошлом.
- Инфантильная — стойкая потеря воспоминаний из собственного детства.
- Диссоциативная — защитная реакция на фоне психологической травмы в виде утраты самоидентификации при сохранённых общих навыках и знаниях.
- Конфабуляции — подмена реальных событий выдуманными либо искажёнными фактами в сочетании с некоторыми действительными жизненными эпизодами.
- Фиксационная утрата памяти — неспособность запомнить ничего из текущих событий при отличной памяти на события прошлого.
- Прогрессирующая — спутанность прежних воспоминаний и нарастающие трудности с запоминанием текущих событий. В последнюю очередь из памяти стираются события раннего детства.
- Стационарная — состояние памяти стабильно, без улучшений и ухудшений.
- Регрессирующая — амнезия временного характера с возможностью поэтапного восстановления утраченной памяти.
- Ретардированная — события выпадают из памяти спустя определённое время после потери сознания.
- Конградная амнезия — нарушение, при котором память блокируется исключительно на период потери или иного нарушения сознания.
Характеристика видов памяти
В зависимости от особенностей памяти её подразделяют на следующие виды.
По содержанию
То есть по тому, что мы запоминаем, выделяют:
- Моторную (двигательную) память, которая связана с движением.
- Образную: отвечает за восприятие и хранение образов, картинок. Причём эти образы мы можем запоминать, используя все наши органы чувств. Образная память делится на: зрительную, обонятельную, слуховую осязательную, вкусовую.
- Эмоциональную (аффективную): отвечает за обработку и запоминание нашего опыта, эмоций, переживаний.
- Вербальную (словесную): связана за сохранение информации в виде слов, фраз.
По способу запоминания:
- Неопосредованную память: когда мы не используем никакие средства, чтобы запомнить что-либо.
- Опосредованную.
Как пример, ситуации, когда мы записываем что-то на бумаге, рифмуем имена людей, чтобы было легче запомнить.
Суда же относится мнемоника. То есть какие-то правила, которые позволяют нам запомнить.
Например, фраза “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” помогает нам запомнить цвета радуги. Или когда для запоминания движений танца мы связываем их с движениями в обычной жизни.
По цели запоминания:
- Произвольную память: когда мы чётко понимаем, для чего мы это запоминаем.
- Непроизвольную: цели запомнить что-либо нет. Часто мы непроизвольно запоминаем лица людей или цифры на столбе.
По времени хранения информации:
Ультрократковременную (мгновенную): такая память хранится доли секунды.
За сохранение информации отвечает сенсорный регистр. Мозг не обрабатывает эту информацию, она сохраняется в той же форме, как мы её получили.
Такая память делится на иконическую (мы получаем информацию глазами) и эхоическую (мы получаем информацию ушами).
Причём информация, которая поступает к нам через слух, хранится чуть дольше зрительной информации.
Кратковременную: информация без повторения хранится 30 секунд, а если её повторять — часы или даже дни.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда нам нужно запомнить номер телефона, чтобы тут же его набрать (и забыть).
Или когда мы спрашиваем пароль от вайфая, который “держим” в своей голове лишь доли секунды, пока не введём.
Или когда мы сравниваем цены в магазине, допустим, на молоко. Сравнив их и выбрав подходящий продукт, мы склонны их тут же забыть.
Долговременную: информация хранится годы.
Такая память делится на: декларативную и процедурную.
Декларативная помогает нам помнить события и факты. Она делится на: семантическую (факты) и эпизодическую (случаи из нашей жизни, наша личная история).
Процедурную еще называют механической. Она позволяет нам помнить, как что-то делается: как кататься на велосипеде, как водить машину, как дойти до дома, как включить плиту.
В этом случае часто наше тело помнит за нас. В дело идёт механика движений. Стоит сесть на велосипед спустя годы, и механическая память извлечёт необходимую информацию.
Биология/нейрология
В отличие от долгосрочного хранилища, существует множество свидетельств в пользу существования кратковременной памяти. Фонологический цикл, по-видимому, связан с активацией в левом полушарии, точнее, его височной долей. Зрительно-пространственный набросок связан с функционированием различных участков коры в зависимости от времени удержания. Для коротких периодов удержания характерна активность правой лобной и затылочной доли головного мозга, в функциях длительных периодов удержания задействованы — левая лобная доля и теменная доля головного мозга. По другой публикации визуально-пространственный блокнот активирует различные области в зависимости от трудности задачи; предположительно, менее интенсивные задачи активируют области в затылочной доле, тогда как более сложные задачи проявляются в теменной. Локализация центрального исполнителя до сих пор остается загадкой, хотя, вероятно, что он более или менее расположен в лобных долях мозга. Эпизодический буфер, по-видимому, размещается в обоих полушариях (билатерально) с активациями в лобной и височной долях и даже в левой части гиппокампа. В части генетики, ген ROBO1 связан с фонологической емкостью или длиной буфера.
Эмоциональная память
Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.
Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.
Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.
Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.
Рабочая память
Рабочая память облегчает нам работу с информацией, необходимой для понимания и решения повседневных проблем. Этоттип памяти позволяет анализировать полученные данные и одновременно использовать уже имеющиеся. Она также является практической, хотя и отличается от предыдущего вида. Все время бодрствования мы используем ее, так как она позволяет поддерживать беседу, складывать числа в уме и выполнять многие другие рутинные операции.
Представление о рабочей памяти появилось недавно, после того как была лучше изучена кратковременная память. Помимо временного хранения информации, в рабочей памяти обрабатываются уже сохраненные в ней данные.
Это необходимо для временного удержания определенного количества информации, пока происходит ее обработка или оперирование ею для выдачи адекватного ответа.
Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке. Таким образом, она не просто временно хранит данные, а помогает нам оперировать находящейся в ней информацией
Этот вид памяти мы постоянно используем в течение дня, поэтому очень важно, чтобы она функционировала наилучшим образом
Понятие «РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА»
При взаимодействии с окружающими миром мы получаем информацию о нем через сенсорные каналы (репрезентативные системы) — визуальный, аудиальный, кинестетический и дискретный (логический).
Такая наука, как НЛП (нейролингвистическое программирование) путем изучения глазодвигательных реакций (траектория движения глазных яблок у человека), анализа речевых предикатов вкупе с изучением его поз, жестов очень эффективно определяет ведущую репрезентативную систему у личности.
Это тот доминирующий сенсорный канал, по которому в мозг человека поступает информация об окружающей среде.
Исследования в психологии
Термин «Эхоическая память» был введен американским психологом У. Найссером в его работе «Когнитивная психология», в 1969 году. Дальнейшие исследования феномена проводились психологами Р. Краудером, Дж. Мортоном, Н. Мореем и другими исследователями.
Эксперимент Н. Моррея
Для того, чтобы исследовать слуховую память, Н. Моррей повторил проводимый ранее эксперимент с Дж. Сперлинга. Для этого, он совместно с другими учеными разработал аппарат, который выглядит как наушники и подает одновременно два сообщения на каждое ухо. Испытуемому дают пульт, имеющий четыре лампочки. Поступающие сообщения состояли из четырех букв, изолированных друг от друга. Испытуемому нужно было дать описание поступившего сообщения, исходя из того, какая лампочка загоралась на пульте. Полученные в результате эксперимента сведения были во многом аналогичны полученным ранее результатам Дж. Сперлинга, однако, выявилась одна существенная отличительная деталь и определяющий различия иконической и эхоической памяти признак:
Период времени, в течение которого акустическая информация была полностью доступна для испытуемого, по сравнению с периодом хранения визуальной информации, увеличился в несколько раз.
Исследования Дарвина, Турвея, Краудера
Большое влияние на развитие в психологии представлений о слуховой памяти, имеют работы Дарвина, Турвея и Краудера. Исследование заключалось в следующем: испытуемому в течение одной секунды друг за другом предъявлялись три тройки разных цифр и букв. На левое ухо предъявлялся один стимул из одной тройки, другой стимул – на правое ухо, третий – сразу на оба уха. Испытуемому затем давались указания, с какого момента ему необходимо воспроизвести полученную информацию. В результате, было выявлено, что когда инструкция давалась позже по времени, проявлялась «функция затухания», или забывания.
В процессе исследований эхоического процесса запоминания, ученые делают акцент на различиях между ним и кратковременной памятью, механизмом функционирования которой являются те же принципы. Однако, основной признак слухового запоминания – минимальное время хранения (в среднем, от 250 мс до 4 сек.) и моментальный эффект забывания. В кратковременной памяти информация хранится дольше – около 10-30 сек. и поступающая в нее аудиальная информация бывает менее точна.
Сравнение с
Эхоическая и иконическая виды памяти схожи между собой по модели функционирования – поступающая в сознание человека информация сохраняется за короткое время с очень высокой точностью.
Основная функция этих видов памяти – максимально точно удержать все признаки и черты внешних стимулов, с целью дальнейшего анализа и выделения значимых черт.
Общий принцип работы слухового и визуального канала запоминания аналогичен действию зеркала или «иконы», чтобы предоставить сознанию временной ресурс, который позволит разглядеть или расслышать поступающую информацию.
Роль в повседневной жизни
Значимость слухового запоминания становится особенно понятна в анализе нашего регулярного взаимодействия с другими людьми посредством использования речи. Человеческая речь состоит из звуковых колебаний, которые распространяются не сразу, как считается в обывательской среде, а с течением времени и определенной скоростью.
Каждая составляющая слова, музыки или любого другого звука бессмысленна сама по себе, смысл она обретает в контексте с другими частями звуков.
Принцип работы слухового запоминания обеспечивает нас тем необходимым временем, в течение которого происходит «связка» отдельных частей звука и восприятие их в совокупности, что придает им смысл.
Оцените эту статью:
- 4.27
Всего голосов: 105
Образная память в психологии
Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации человек запомнит 10% сказанного. Если какой-то текст индивид прочитает 1 раз, то запомнит 30% информации. Если человек будет одновременно слушать и читать этот текст, то он запомнит половину содержащейся в нем информации. Если бы у него была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом индивидуум смог бы воспроизвести его практически без потерь.
Образная память – это стойкая мнемоформа, которая основана на интересах и знаниях человека. Образы неотделимы от сознания личности. Примером образной памяти может служить запах мандаринов, который ассоциируется у людей с приближающимся Новым годом.
Внимание! Все малыши с рождения обладают хорошо развитой образной памятью. Но взрослые заставляют их заучивать материал, абстрагируясь от ощущений, поэтому они утрачивают ее
Виды памяти
Память бывает двух видов краткосрочная память или по-другому быстрая и долгосрочная память.
Быстрая память хранит только небольшой набор необходимых объектов, с которыми идет работа в текущий момент. Обычный человек в краткосрочной памяти может хранить от 5-8 разных объектов. Соответственно у тренированного человека эта цифра может быть в разы больше.
Если объект, помещенный в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически или волевым усилием человека попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется. Потом снова встает вопрос о его необходимости.
Так же память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.
Визуальная память
Визуальная память хранится в образах и картинках. Люди, у которых развит этот вид памяти, называются Визуалами. Эта память способна хранить воспоминания о местах, которые посещали, лица и внешний вид людей, картины, фильмы, и даже тексты.
Аудиальная память
Аудиальная память это речь, звуки и музыка, которую слышит человек. Есть люди, которым намного проще запоминать информацию в звуковом виде, когда им кто-то рассказывает, чем читать книги. Такие люди называются аудиалами.
Tактильная память
Есть так же и тактильная память, такие люди запоминают ощущениями. Им хочется все потрогать и почувствовать, прикоснуться к предмету, оценить его материал: твердость, шероховатость, температуру, эластичность и так далее. Такие люди вспоминают в первую очередь именно эти ощущения, если они знакомы.
Чувственная память
Чувственная память основана на чувствах, когда в первую очередь запоминаются именно чувства: любовь, радость, гнев, страх. Вспоминая что-то, человек вспоминает свои душевные переживания и предметы, как правило, очень сильно ассоциируются с ними. Так одни вещи нравятся, потому что вызывают теплые чувства, а другие отвергаются, потому что напоминают о том, о чем не хочется знать, думать и вспоминать.
Эмоциональная память
Эмоциональная память, она схожа с чувственной, но основана только на эмоциях. Можно объединить эти два вида памяти в один. Многие грамотные маркетологи, когда рекламируют свой товар, стараются в своей рекламе вызвать, как можно больше хороших эмоций, тем самым решается сразу две проблемы:
- Во-первых, человек испытывает хорошие чувства и ему этот товар симпатичен, а если эмоции сильные, то он купит его.
- Во-вторых, мы хорошо запоминаем то, что нам нравится.
Этот пример приведен для того, чтобы показать, что чем сильнее эмоции, тем лучше запоминаемость. Самые яркие события жизни запоминаются на всю жизнь, особенно если эти события произошли в детстве, потому что ребенок все воспринимает чувствами и эмоциями. А с чувствами и эмоциями очень хорошо запоминаются визуальные образы, музыкальные и звуковые колебания, тактильные ощущения, которые ассоциируются между собой.
Теперь мы подошли еще к одному очень мощному инструменту человеческой психики – ассоциативной памяти.
Ассоциативная память
Ассоциативная память – это мощнейший инструмент, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами, превратив их в паутину, подобно интернету, где каждое маленькое воспоминание является отдельной страничкой, которая содержит ссылки на другие воспоминания или объекты. Любое написанное мной слово в этом тексте имеет целый список ассоциаций. Выбрите по 5 первый ассоциаций для каждого слова этого предложения и Вы убедитесь, что это действительно так.
Ассоциативную память тоже можно и нужно тренировать. У человека, который хорошо развит на каждое слово будет выходить по несколько ассоциаций, что позволит ему очень быстро вспоминать, генерировать идеи, домысливать ситуации и так далее.
Так же чем больше ассоциативных связей ведут к воспоминанию или объекту воспоминания, тем лучше оно помнится и быстрее вспоминается. Такой объект вы можете полностью забыть, как только «порвутся» все ассоциативные связи. И можно легко вспомнить, когда появится такая связь, подобная ссылке на нужный материал в сети Интернет, в котором Вы сейчас читаете этот текст.