Кто такой индивидуалист
Поколение россиян старше 50 выросло на идеалах пионерской дружины, бесплатных субботников и общественных собраний. Личное мнение не приветствовалось, если оно отличалось от взглядов и вкусов большинства.
Фото: nicepng.com
Индивидуализм — это моральная позиция, политическая философия, идеология или социальное мировоззрение, которое выдвигает на первый план персональную ценность личности.
Качества психологии индивидуалиста:
- добиваются целей;
- реализуют желания;
- независимы во мнениях;
- уверены в себе;
- собственные приоритеты ставят выше государственных;
- оказывают противодействие внешнему давлению со стороны общественных институтов.
Индивидуализм противоположен коллективизму, диктатуре и социализму.
Основная предпосылка определяет приоритет отдельной человеческой особи. Ряд мировоззренческих школ, среди которых гуманизм, либерализм и анархические движения, рассматривают личность, как начало оценочной системы координат. Свободное самовыражение, согласно философии индивидуализма, является неотъемлемым правом человека.
Другим значением слова стало качество непохожести на остальных.
Термин употребляется применительно к представителям искусства и творческой богеме, стремящейся к экспериментам и новизне.
Значение слова Индивидуализм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Индивидуализм — 1) теоретический (метафизический) — признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадологией (см. Лейбниц). — 2) И. практический — вообще утверждение и отстаивание человеческой индивидуальности против различных естественных и исторических групп и учреждений, могущих ее подавлять (см. Индивидуальность). В более тесном смысле практический И. означает сознательное стремление (возводимое в более или менее последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с одной стороны традиционному строю церковному, государств. и национальному, а с другой стороны — тем коммунистическим учениям, которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным, но столь же (а в иных сферах и еще более) принудительным. Об этом последнем противоположении см. Коммунизм. относительно же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека как такого. люди никогда не существовали и не могут существовать в виде отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные учреждения (внешняя цивилизация), затем все более и более приближаются к идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания противополагать в принципе индивидуальный элемент общественному, как два враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет в меру своего собственного внутреннего содержания высшее право против общественной неправды, но не против общества как такого, без которого само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история, индивидуальный и общественный элементы совмещаются в сознательной нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга. Вл. С.
ÐеÑвÑе ÑпоминаниÑ
Ðак пÑавило, два ÑеÑмина â индивидÑализм и коллекÑивизм â пÑоÑивопоÑÑавлÑÑÑÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑгÑ. ÐÑли взглÑнÑÑÑ Ð½Ð° ÑамÑе Ñанние наÑÑнÑе ÑабоÑÑ, в коÑоÑÑÑ Ð±Ñли ÑпомÑнÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñе ÑвлениÑ, Ñо можно замеÑиÑÑ, ÑÑо Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑÑ, как пÑавило, давали однознаÑнÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½ÐºÑ ÑÑим ÑаÑакÑеÑиÑÑикам.
РанÑиÑной ÑилоÑоÑии и в ÑÑедневековÑÑ ÑÑакÑаÑÐ°Ñ ÑаÑе вÑего не бÑло и намека на Ñо, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ Ñ ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐµ оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ноÑмам обÑеÑÑвенной моÑали, ÑÑÑоÑм и ÑÑадиÑиÑм ÑоÑиÑма.
ÐÑиÑанÑкий ÑÑенÑй Ðдам Ð¡Ð¼Ð¸Ñ (поÑÑÑÐµÑ ÑмоÑÑиÑе на иллÑÑÑÑаÑии вÑÑе) и ÑÑанÑÑз ÐлекÑÐ¸Ñ Ð¢Ð¾ÐºÐ²Ð¸Ð»Ñ Ð±Ñли пеÑвÑми ÑоздаÑелÑми оÑделÑнÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ ÑабоÑ, поÑвÑÑеннÑÑ ÑÑой Ñеме. Ðни пÑидеÑживалиÑÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, ÑÑо индивидÑализм – ÑÑо единÑÑвенное обÑеÑÑвенное и лиÑноÑÑное миÑовоззÑение, коÑоÑое Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº пÑогÑеÑÑÑ.
ÐовоÑÑ Ð¾Ð± ÑÑом, они пÑиводили в пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð´Ð¾Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкие обÑеÑÑва, ÑÑÑеÑÑвовавÑие пÑи Ñак назÑваемом обÑинном ÑÑÑое. Ð ÑÑÐ¸Ñ ÑоÑиÑÐ¼Ð°Ñ Ð³Ð¾ÑподÑÑвовала коллекÑивиÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑоÑма ÑознаниÑ.
Правильные нормы
Что такое коллективизм? Прежде всего это важность групповых установок – например, жизнь как у других и нормальное поведение, а также зависимость от мысли, что о человеке скажут люди, и т.п
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Еще одной важной нормой такого общества является удовлетворение потребностей. Во всех племенных поселениях, например, все ресурсы объединяются в одну общую «кассу», а потом распределяются между всеми членами коллектива
Рекомендуем: Индивидуальность — это
Можно долго рассуждать о том, чем отличаются индивидуализм и коллективизм, но можно рассмотреть и их общие черты. Например, как утверждал Шварц, есть ценности, одинаково служащие интересам и отдельного человека, и коллектива в целом, поэтому они могут регулировать поведение людей в любом коллективе.
Главным примером такой ценности можно считать мудрость. Между тем в каждом современном коллективе существуют универсальные ценности, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Например, охрана от загрязнения окружающей среды, общественная справедливость и защита мира.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
В социальных науках имеется и несколько иной взгляд. К примеру, Хофстеде рассматривал коллективизм с индивидуализмом как взаимоисключающие понятия. Они могут совместно существовать и в зависимости от обстоятельств в той или иной степени проявляться как в культуре, так и отдельно у каждого человека.
Рекомендуем: Понятие зависимости в психологии
Ученый доказал, что представители коллективистских культур ведут себя, учитывая поведение других участников группы. Причем они ведут себя с учетом обстоятельств: если они будут контактировать с членами другого общества, то их поведение может быть похоже на индивидуалистическое.
Главная особенность общения в культурах, которые можно назвать коллективистскими, заключается в том, что стиль общения с «чужими» и «своими» очень разный. Ярким примером может служить уважительное общение японцев со значимыми людьми и их грубость на улицах или в общественном транспорте. Справедливости ради нужно сказать, что и у русских наблюдается подобное поведение: с родными и друзьями они весьма благожелательны, а с посторонними обычно холодны и порой даже невежливы.
Термин
Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга, особенно характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и идентификацией, являясь основой группового единства и сплоченности.
Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: ориентация на себя — ориентация на коллектив, в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объёме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы.
Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами, дистанцированность и свободу социальных связей, избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь, приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами, минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом, слабую связь личных и групповых целей, а также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных, ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан, участие коллектива в продвижении их личных интересов, социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне её, нет, для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичносить и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции.
Ни одна из культур не существует в своем чистом виде и в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидулистическая, так и коллективистская система ценностей; в современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения: работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков: умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения; консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д.
Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.
Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности.
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.
Основы индивидуализма
Индивидуализм — это тоже принцип, выражающий связь личности и общества. В основу его положен приоритет личного над общественным, что в корне противоречит человеческой природе.
Индивидуализм и коллективизм — прямо противоположные личностные ориентации людей. Если рассматривать индивидуалиста с исторической точки зрения, он не имеет себе оправдания, тем более в нашем обществе. Однако, коллективиста надо воспитывать, так как в человеке, наряду со спонтанной готовностью стать и быть коллективистом, уживается и склонность к индивидуализму, эгоизму.
Тысячелетия господства эксплуататоров-индивидуалистов отравили сознание трудящихся ядом индивидуалистского сознания. Рабочий класс быстро создал новый тип коллективизма. К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в «Манифесте Коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В сознании прогрессивных мыслителей прошлого возникали мысли о справедливости, равенстве, уважении к людям труда и необходимости объединять все усилия для борьбы против эксплуатации.
От чувства общности, сострадания и от проблесков понимания великой силы солидарности и коллективизма до осознания величия силы, собранной в монолит,— такова диалектика этого пролетарского принципа. В. И. Ленин писал: «Рабочему приходится искать средство дать отпор капиталисту, чтобы отстоять себя. И такое средство он находит в соединении. Бессильный в одиночку рабочий становится силой в соединении со своими товарищами, получает возможность бороться против капиталиста и дать ему отпор».
Итак, только в нашей стране впервые в истории принцип коллективизма получил своё реальное развитие. Что же такое развитый коллективизм? Это принцип, выражающий связь личности и общества, которая опирается на единство общественных и личных интересов при главенстве общественных.
ФилоÑоÑÐ¸Ñ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑого
ÐвÑÐ¾Ñ Ñомана «Ðойна и миÑ» пÑидеÑживалÑÑ Ð¿Ð¾Ñожего мнениÑ. Ð Ñвоем беÑÑмеÑÑном пÑоизведении он вÑÑказÑвал мÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо оÑделÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ Ð½Ðµ ÑпоÑобна повлиÑÑÑ Ð½Ð° Ñод иÑÑоÑии. ÐÑе глобалÑнÑе ÑобÑÑиÑ, пÑоиÑÑодÑÑие на земном ÑаÑе, пÑедопÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ñ ÑвÑÑе.
ÐоÑÑомÑ, еÑли ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑилоÑоÑÑкÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑеÑез пÑÐ¸Ð·Ð¼Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´Ñализма и коллекÑивизма, можно пÑийÑи к вÑводÑ, ÑÑо Ðев ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑой, беÑÑпоÑно, пÑидеÑживалÑÑ Ð²ÑоÑого напÑавлениÑ.
Индивидуализм: понятие и характеристика
Важным этапом развития философской мысли явился период, когда возник индивидуализм в философии. С латинского термин “индивидуализм” переводится как “неделимое, особь”. Термин означает мировоззрение, провозглашающее главенство личного над общественным, конкретного индивида и его интересов над мнением и увлечениями группы, коллектива. Появление данного взгляда возникло, как осознание собственной самостоятельности, независимости, ценности как уникального существа. Это существо оказалось отделенным от других людей, социума, природы, а также от божественного начала, воплощенного в том или ином образе. В рамках индивидуализма на первый план выходят таких понятия, как:
- Личность – определяется как субъект, рожденный и развивающийся в общественной среде и приобретающий необходимые социальные качества. Институтом, в котором развивается личность, является семья, позже это организации типа школы, университетов, неформальных организаций т.д.
- Индивидуальность – набор характеристик, свойств человека, которыми обладает только он и которые выделяют его среди других людей. Сюда относят и биологические параметры, и социально-приобретенные, и психологические особенности.
Указанные термины могут быть использованы в одном контексте, они взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.
Предпосылки и возникновение индивидуализма
Уже во времена Сократа, высказывались мысли относительно понимания и необходимости определения, кто такой индивид. Чуть позже, в эпоху эллинизма, индивидуалистические взгляды получают большее распространение. Представители школы стоицизма считали благом для человека жизнь в согласии с природой, соблюдение ее законов. О ценности групп или общин не упоминалось. Период Средневековья провозглашал индивидуальность личности, но только в ее отношении к божественному: каждый равен перед Богом, каждый несет в себе часть божественной власти. Преданность высшей силе не поддавалась сомнению, хотя тот же кальвинизм возлагал на самого человека всю ответственность за деятельность и сделанный выбор.
Личные накопления, формирование предпринимательства во времена господства капиталистических взаимоотношений являлись материальным воплощением принципов индивидуализма. Поощрялось стремление к увеличению собственного благосостояния, которое непосредственно связывалось с развитием всего общества. Частные интересы ставились даже выше государственных. Учения Нового времени начинают обращаться к глубинным темам – индивидуальному сознанию и самопознанию. Декарт Р., Спиноза Б. и другие отводят большую роль способности к рефлексии. Формирующаяся теория права утверждает, в дополнение к сказанному, автономию личности и умение выдвигать суждения.
Возникновение индивидуализма и соответствующей терминологии относят к – 18-19 векам. А. де Токвиль был убежден в позитивной силе этого нового феномена и говорил, что именно оно поможет человеку стать активнее, целеустремленнее и обособиться от остальной массы и ее влияния. Для индивида становится важным понимание себя и своей природы, становление и позиционирование внутреннего Я, ориентир на личные нормы, а не принятие навязанных стандартов.
ÐоллекÑивизм и ÑоÑиализм
СÑоÑонники индивидÑалиÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑеоÑий в иÑÑоÑиÑеÑкой наÑке в 19 веке подвеÑглиÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑиÑленнÑм нападкам ÑоÑиалиÑÑов. Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледниÑ, Ñе иÑÑледоваÑели, коÑоÑÑе ÑÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÑеловеÑеÑкие обÑеÑÑва лиÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð»Ñдей, ÑподоблÑÑÑÑÑ Ð³Ð»ÑпÑам, ÑÑо, Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво деÑевÑев, оÑказÑваÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð¸Ñ Ð»ÐµÑом.
ÐаÑл ÐаÑÐºÑ Ñакже оÑвеÑгал Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¼ÐµÑодологиÑеÑкого индивидÑализма. Ðн ÑÑвеÑждал, ÑÑо незавиÑимо Ð¾Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий и желаний оÑделÑнÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑей, вÑе ÑивилизаÑии пÑоÑодÑÑ Ð¿ÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑвобÑÑнообÑинного ÑÑÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾ капиÑализма, ÑаÑпад коÑоÑого пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑоÑиализмÑ.
Таким обÑазом, Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкой и ÑоÑиологиÑеÑкой наÑки индивидÑализм – ÑÑо ÑÑение, ÑоглаÑно коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑее влиÑние на глобалÑнÑе пÑоÑеÑÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ Ð¾ÑделÑнÑе лÑди. ÐÑоÑивоположноÑÑÑÑ ÑÑой ÑеоÑии ÑвлÑÑÑÑÑ Ñакие конÑепÑии, как Ñолизм, иÑÑоÑизм и некоÑоÑÑе дÑÑгие.
Похожие термины:
-
типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как а
-
базовая оппозиция для характеристики культур и культурных различий. Понятия условные, отражающие преобладающий тип. Для колллективистских культур характерны приоритет групповых ценностей над и
-
лат. “collectivus”, “собранный”, “сложенный”) – собрание людей. Сравнимо со старорусским термином “собор”.
-
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ — понятие социологии и истории науки, предложенной Л. Флеком в работе «Возникновение и развитие научного факта» (1935). В центре работы размещена проблема восприятия значимы
-
группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются роли: 1) научно-когнитивные («генератор», крит
-
лат. collectivus — собирательный) — ячейка социалистического общества, в которой сочетаются индивидуальные и общественные интересы; относительно компактная совокупность людей, объединяемых опреде
-
основная ячейка социалистического общества, всего его хозяйственного, политического и социального организма. Является организационно и юридически оформленным объединением трудящихся, совместн
-
воздействие трудового кол-ва, направленное на формирование атеистич. убежденности его членов. Располагая большими возможностями для вовлечения людей в активную произв., обществ.-политич. и культу
-
одна из основных оппозиций истории и философии истории. Индивидуалистическое общество (И.о.) не ставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязател
-
то, что составляет “общественное я” коллектива, позволяет разным индивидуумам осознать и ощутить взаимосвязь и общую принадлежность к конкретному общественному организму.
-
совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по символической реконструкции прошлого в настоящем. Изучение данного феномена осуществляется в следующих направлениях: прочте
-
(collective improvisation). Опыт совместного интеллектуального творчества в процессе коммуникации. Цель коллективной импровизации состоит в том, чтобы поощрять взаимодействия между различными дисциплинами
-
глубочайший уровень личности, к-рый содержит воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших чел. и человекообразных предков. См. также Архетип, Юнг. Н.Д.Наумов
-
взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Категории И. и К. ука
-
механизм обработки информации в обществе, приводящий во многих случаях к появлению негуманоидных явлений. С целью экономии времени рассмотрим работу данного механизма на примере. Условно считае
-
термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческой группы (когда речь идет о групповом сознании) или вообще всем людям (
-
в сфере интеллектуальной собственности: осуществляется в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав, когда
-
осуществляемый группой в условиях взаимного обмена информацией выбор одной или нескольких альтернатив из заданного их множества (см. теория принятия решений). Теоретические исследования группов
-
метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственнос
-
– общие свойства, принадлежащие каждому элементу множества (совокупности предметов, коллективу), которое они определяют. Так, свойство “быть русским поэтом” принадлежит каждому из элементов множе
Похожие термины:
-
внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллектуально-нравственной свободы; на творческом с
-
разновидность индивидуализма; педагог строит воспитательную работу на принципе учета индивидуальных особенностей воспитанника, считая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторон
-
разновидность индивидуализма; его приверженцы утверждают, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, который
-
Широко распространены в школах прибалтийских гсс-в, на Украине и в школах ряда территорий Рос. Федерации. К. в. комплектуются на базе одной или неск. нач. школ микрорайона на основании заключения ме
-
процесс обеспечения целенаправленного развития особенностей личности.
-
процесс формирования индивидуальности. Означает, что всё присущее человеку получает еще большее своеобразие, уникальность, приобретает самобытность.
-
целенаправленная профессиональная деятельность, направленная на содействие человеку в трудной жизненной ситуации, позволяющей ему самостоятельно преодолеть свои проблемы и трудности, успешно
-
Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектно
-
необходимо осуществлять тщательный учет каждого из учащихся. Базируется на объективно сущих, анатомических, физиологических и психологических особенностях.
-
педагогический принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, создавать условия для развития и проявления их интересов, склонностей
-
учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творче
-
(в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.
-
продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере М. и. отражает также позицию социальной группы, к которой при
-
личность во всем ее многообразии.
-
организация деятельности в педагогической работе воспитателя (учителя) с учетом индивидуальных особенностей каждого.
-
выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п
-
ПРОГРАММ—модификация содержания и темпов прохождения курса университета, колледжа или другого образовательного учреждения в зависимости от уровня академической подготовленности обучающихся;
-
моделирование воспитательных систем, отражающих индивидуальные ценностные предпочтения их создателей; разработка и реализация оригинальных воспитательных стратегий, позволяющих с максимально
-
стремление субъекта образования к персонализации; развитие уникальных способностей, талантов человека и самореализация его в образовательной деятельности.
-
Использование педагогом вербальных и невербальных средств общения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, их личностных свойств и психических состояний.
Культурный аспект
Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.
Это проявляется как в быту (улучшение жилищных условий, изобретения в области техники), так и в традициях (к примеру, современный человек не будет поднят на смех потому, что не отпраздновал день весеннего равноденствия, или его входную дверь не обмажут дегтем, если он изменил своей жене). Развитие культуры индивидуализма дает возможность «пробиваться» многим художникам и писателям. Наше культурное общество начинает складываться из полноценных мыслящих индивидов, которые могут найти компромисс друг с другом, не оставляя своих личных принципов.
Ð Ð¾Ð»Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи в иÑÑоÑии
ÐÑи идеи Ñо вÑеменем ÑÑоÑмиÑовалиÑÑ Ð² ÑÑение, коÑоÑое полÑÑило название меÑодологиÑеÑкого индивидÑализма.
Ðго поÑледоваÑели ÑÑиÑали, ÑÑо ÑÐ¾Ð»Ñ ÑазлиÑнÑÑ ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑообÑеÑÑв в миÑовой иÑÑоÑии ÑилÑно пÑеÑвелиÑена.
ÐÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð»Ñдей не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ, ÑледÑÑ Ñем же пÑинÑипам, ÑÑо иÑполÑзÑÑÑÑÑ Ð¿Ñи изÑÑении оÑделÑнÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑей. РконеÑном ÑÑеÑе, обÑеÑÑво еÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑо иное как ÑовокÑпноÑÑÑ Ð»Ñдей. ÐоÑÑомÑ, иÑÑледÑÑ ÑазлиÑнÑе иÑÑоÑиÑеÑкие ÑобÑÑиÑ, нÑжно опиÑаÑÑÑÑ Ð½Ðµ на пÑиÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑÑ, а на ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð± оÑделÑнÑÑ ÑаÑакÑеÑÐ°Ñ Ð¸ ÑÑдÑбаÑ. Ðзложение идеи индивидÑализма Ñакого вида в кÑайней ÑоÑме его пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑглÑдеÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
ÐÑе иÑÑоÑиÑеÑкие ÑобÑÑиÑ, Ñакие как войнÑ, ÑеволÑÑии, пеÑеÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñодов – ÑÑо идеи оÑделÑнÑÑ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе заÑем бÑли подÑваÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°ÑÑами.
Индивидуализм как качество личности
Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм — это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.
В литературе по психологии этому термину нередко дается и другое определение, а именно: индивидуализм — это сосредоточение человека исключительно на поиске личных выгод. Такие люди не способны к проявлению взаимопомощи, сострадания и так далее. Это душевное качество по-другому можно обозначить словом «эгоизм».
Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.
Привитие подрастающему поколению таких качеств — одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.
Представления идеализма и идеи
Ценности, направленные на формирование личности, ее развитие, ориентированы на определенные правила.
- Недопустимо, чтоб кто-то был использован в коварных намерениях с целью достижения какого-то задума.
- Моральные установки определяют добропорядочность всех индивидов.
- Осознание того, что права всех членов общества равны, а также обязанности.
- У всех есть свобода выбора.
- Окружение человека способствует его развитию.
- Рассматривая все общество, права человека являются первичными.
- Личность является носителем обязанностей.
Этот принцип хорошо ориентируется на защиту человеческих прав, а также влияет на самодостаточность личности, на ее самоорганизацию, возможность противостоять воздействиям со стороны. Общество является совокупностью отдельных индивидов, которые берут на себя ответственность за поступки свои и за свои собственные. Данное явление может быть присущим, как отдельному индивиду, так и в целом обществу.
В древности человеческие особи все делали сообща, имел место коллективизм. Для того, чтобы добыть продукты для пропитания, построить жилище, требовалась совместная работа многих людей. Поэтому и речи не могло быть о том, чтобы индивидуальность смогла начать противостоять коллективу. Человек, который мог бы попытаться оторваться от существования в обществе, подписывал бы себе смертный приговор. В период античности и средневековья ситуация особо не менялась. В эпоху Ренессанса начала провозглашаться идея о том, что человек должен гармонично развиваться, как отдельная личность. Стали рассматривать отдельных индивидуумов, а не целое государство. Данное мнение было высказано деятелями искусства, которое, по сути, и стали предвестником будущего индивидуализма. Основательно развитием данного вопроса занялись социологи и политологи.
Существует категория людей, которые выступают против противопоставления коллективизма с индивидуализмом. Основным доводом является то, что индивид, который принимает ценность своей свободы и независимости, обязан признавать ее за каждым членом общества, значит соглашаться с тем, что все сообщество, в котором он живет, является ценным.
Общество является совокупностью отдельно взятых индивидуумов. Неудивительно, что такие события, как революции, войны, переселение народов — это желание не всего общества, а отдельных личностей, которые повели за собой массы. Также существует и иная теория, о которой говорили приверженцами историзма. Данные мыслители были убеждены в том, что одна личность не способна оказать значимую роль для мировой цивилизации.
Особенности поведения в коллективе
Идея индивидуализма применительно к социуму в том, что человек определяет, на чём основаны его личные задачи, не заботясь о требованиях общества.
Индивидуалист не держится в рамках единственной философии, а объединяет ряд концепций, которые ему полезны для достижения целей.
Независимое мышление и мнение — общая черта таких людей.
Именно поэтому они раздражают окружающих. Будучи оценёнными начальством, такие сотрудники способны генерировать новые идеи и взобраться на вершину карьерной и материальной пирамиды.
В социологии принят термин «конкурентный индивидуализм», утверждающий, что вознаграждение и наказание должно зависеть от заслуг. Усилия и способности рассматриваются как предпосылки успеха. Конкуренция рассматривается индивидуумами, как приемлемое средство распределения ограниченных ресурсов и вознаграждений. Идея поощряет культ победы и веру в то, что конкуренция выявляет лучшее в людях. Супермен побеждает всегда!
Концепция связывает взлеты и падения человека с ним самим, не признавая влияния классовых, гендерных, национальных или религиозных факторов. Индивидуалист в коллективе признаёт сотрудничество как средство для личностного роста. И не более того.
Иллюстрацией к сказанному служит любой американский фильм или сериал, где герой-одиночка буквально шагает по головам соперников, не рассчитывая на помощь окружающих.
Первые упоминания
Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.
В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.
Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.
Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.