Причины заниженной самооценки у детей, как ее повысить

Воспитывайте медиаграмотность

Объясните, что средства массовой информации о красоте и моде, рекламные плакаты не показывают людей такими, какие они есть

Идеальные образы в глянцевых журналах и популярных соцсетях призваны привлекать внимание, вызывать желание что-то купить. Наглядно продемонстрируйте, как можно с помощью современных программ изменить изображение до неузнаваемости

Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

От чего зависит становление самооценки

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность)

В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Отчего у ребенка иногда формируется заниженная самооценка в детском коллективе?

Но вторая распространенная ситуация, когда любимый в семье ребенок с нормальной (если не завышенной!) самооценкой попадает в детский коллектив, и… оказывается, что там его любить и принимать таким, как есть, никто не собирается!

Вспоминается бородатый анекдот: « — Бабуль, а мне в школе говорят, что я придурок… Это правда?! —  Ну какой же ты придурок: пиджачок в брючки, брючки в носочки, на носочки сандалики – и красавчик!!!».

Дети-ровесники часто действительно способны «затравить» ребенка по каким-то причинам, которые взрослому покажутся абсолютно бессмысленными, даже аморальными: носит очки, не умеет играть в футбол, не смотрел какой-нибудь обожаемый всем классом мультсериал, немножко наивнее и инфантильнее своего возраста и т.д.

И понятно, что из этого ребенка вырастет абсолютно нормальный взрослый, которому в жизни не пригодится ни футбол, ни, тем более, мультсериал, но – самооценка может быть испорчена буквально в первую школьную четверть и на долгие годы, а это уже серьезно влияет на формирование личности!

И тут родители совершают вторую серьезную ошибку – желая повысить самооценку ребенка, они начинают при нем ругать злых и глупых детей и еще больше захваливать свою кровиночку. А проблема-то усугубляется, ребенок не может понять — почему в школе не ценят то, за что так хвалят дома, и наоборот? Что вообще делать, чтобы быть хорошим и там, и там?

Что же делать родителям — как повысить детскую самооценку?

Рекомендации

Подросткам необходимо хорошо высыпаться, потому что недостаточный сон способствует снижению оптимизма и самооценки. Лишний вес, плохая физическая форма усиливают ощущение неуклюжести и непривлекательности. Полноценное питание и регулярные занятия спортом избавляют от негативных мыслей, придают телу силу, энергию и здоровье.

Специалисты дают родителям важные советы.

Ребёнку свойственно идентифицировать себя с родителями, поэтому очень важно вкладывать в голову своего чада две важные мысли: «Я классный человек», «Ты тоже потрясающая личность, даже получше меня». Хвалите своих детей

Подчёркивайте, что их потенциал велик. Высказывайте свою веру в способности ребёнка. Материнская поддержка дочери и отцовская помощь сыну необходимы подростку.

Не критикуйте подрастающего ребёнка, так как он не уверен в своей привлекательности. Критические замечания сильно понижают самоуважение. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, даже из благих соображений.

Помогите юному человеку почувствовать свою красоту и привлекательность. Обратитесь к стилисту, который поможет выбрать подходящий стиль. Нужно привести в порядок зубы и кожу. Подростки сильно переживают из-за различных кожных высыпаний, но нередко стесняются заговорить об этом. Отведите ребёнка к косметологу.

Обеспечьте своих детей возможностью обзаводиться новыми знакомствами. Записывайте их в различные секции и кружки, отправляйте в спортивный лагерь и на базы отдыха. В незнакомом коллективе ребёнку предоставляется возможность раскрыться по-новому. Чем шире круг общения, тем больше разных граней для раскрытия личности. Расширяется представление о себе.

Подросткам рекомендуют применять следующие способы повышения самооценки. Найдите повод для гордости.

  • Сконцентрируйтесь на опыте, а не на внешности. Внешний вид меняется быстро. Законы красоты тоже изменчивы.
  • Занимайтесь спортом, искусством. Научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
  • Прилагайте усилия для достижения успехов в учёбе. Знания придают уверенность в собственных силах.
  • Умейте взять на себя ответственность. Найдите подработку. Заработанные деньги можно потратить на обучение, помощь людям. Станьте волонтёром. Помогайте животным, престарелым и больным людям.

Развивайте индивидуальность.

  • Не пытайтесь угодить людям. Невозможно нравиться одновременно всем. Совершайте добрые поступки. Будьте хорошим человеком.
  • Найдите свой уникальный стиль. Подбирайте не модную одежду, а ту, которая красиво смотрится на вас, подходит к вашему лицу, выделяет вас из толпы. Создайте неповторимый образ.
  • Следите за личной гигиеной. Регулярно чистите зубы, расчёсывайте волосы, используйте дезодорант. Носите только чистые и аккуратные вещи. Не надевайте порванную одежду. Вещи должны соответствовать вашему размеру. Избавьтесь от слишком тесной или мешковатой одежды.
  • Выучите новый танец, освойте какой-нибудь вид спорта или искусства. Участвуйте в соревнованиях.
  • Окружайте себя друзьями, способными понимать, любить и ценить вас. Не следует дружить с людьми, которые завидуют вашим успехам или тянут вас вниз.
  • Не бойтесь высказывать личное мнение. Умейте отказать людям. Не позволяйте помыкать вами. Проявляйте напористость.

Избавляйтесь от негатива.

  • Не проводите много времени с людьми, настроенными пессимистически. Жизнь прекрасна. Человек, мыслящий негативно, несчастлив. Думайте всегда в позитивном ключе. Переключайтесь с отрицательных размышлений на положительные утверждения.
  • Всегда концентрируйтесь только на достижениях. Любые неудачи воспринимайте в качестве необходимого вам опыта. Постарайтесь исправить ошибки, продолжайте путь.
  • Не бывает идеальных людей. Стремитесь к достижению реальных целей. Продумывайте каждый шаг. Не испытывайте разочарования при невозможности достичь большего, чем хотелось бы.
  • Перестаньте болезненно реагировать на критические замечания. Каждый человек имеет право на собственное мнение, но оно может быть ошибочно. Конструктивную критику берите на вооружение.
  • Занимайтесь аутотренингом. Ежедневно убеждайте себя в том, что вы замечательный человек. В ваших силах справиться с любыми жизненными проблемами. Вы заслуживаете счастья.

Как повысить самооценку ребенка?

Железное правило педагогики, относящееся к детям всех возрастов: не высказывайте ребенку, что он плохой и вы его не любите из-за какого-то проступка!

Фразы-табу: те самые «Будешь так себя вести – не буду тебя любить!», «Ты же хуже всех в классе!» (вариант «А Вова уже умеет/смог/ведет себя хорошо, а ты опять…»), «У тебя не получится, дай сюда, я сделаю!», «Ты плохой!».

Не цепляйте на ребенка ярлыки: «Ты копуша!», «Ты лентяй!», «Ты ничего не можешь запомнить!» и .д. У ребенка ведь это так и отложится – да, я копуша, лентяй, ничего не запоминаю…

Напротив, чтобы повысить самооценку ребенка, — все, что он пытается сделать, нужно поощрять и подсказывать, как это сделать, если не выходит. Обязательно хвалить за удачные попытки! Проступки и неправильные действия нужно урегулировать так: объяснять, чем неправильно (обидно для кого-то, опасно, бесполезно, неэффективно и т.п.) данное поведение.

Если видите, что ребенок действует не по незнанию, а «из вредности» (а все дети иногда так делают!) – не предпринимайте ничего (если, конечно, это не несет прямой опасности): пусть ребенок прочувствует полученный отрицательный результат, о котором предупреждали!

Банальный, но всегда актуальный совет о том, как повысить самооценку ребенка, который сайт sympaty.net хочет лишний раз напомнить: любите ребенка, показывайте ему свою любовь, верьте в его возможности, показывайте важность для вас его желаний и потребностей! Чем больше родители верят в него, тем больше ребенок верит сам в себя!

А теперь вернемся к вышеописанной ситуации, когда самооценку ребенка снижает детский коллектив.

Как повысить самооценку ребенка? Попробуйте понять, из-за чего он становится «белой вороной». И… помогите достичь того, отсутствие чего делает его объектом насмешек. Вместо того, чтобы сказать: «Ерунда этот их футбол, зато ты на скрипке учишься играть!» — пусть папа возьмет на себя показать будущему скрипачу парочку «финтов» с мячом! Поверь, музыкальные таланты никуда не сбегут, а повысить самооценку ребенка и избавить его от проблем в коллективе стоит!

Не смотрел мультик, хоть и дурацкий – ну пусть посмотрит пару серий, чтоб хоть не попадать впросак, когда ему будут показывать наклейки с персонажами!

А еще, чтобы повысить самооценку, ребенку можно предложить иное поприще для реализации, где он действительно способен на успехи. Например, если та же музыкалка для него радость и приятная среда для общения с единомышленниками, а не «принудиловка» — он сам наплюет на дворовую беготню с мячом и самооценки ему это не испортит!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Как поддержать самооценку, если она занижена

  1. Начинаем хвалить, поддерживать, поощрять и одобрять — родители сейчас часто боятся это делать. Но хвалить нужно не самого ребенка, а то, что он сделал: находить интересное в каждом рисунке, достижения в каждом действии. А самая лучшая поддержка — это простые слова «я верю, что ты справишься», «я уверен, что у тебя получится».
  2. Прекращаем критиковать. Не совсем, а конкретно этого ребенка. Критику его действиям вполне можно оставить. Но на одну критику нужно не забыть пять раз похвалить ребенка. 
  3. Избавляемся от ярлыков: «Ой, ну мой такой неряха, вечно вымажется весь и ходит!», «Доченька, ну что ж ты такая плакса!» Нытиков, упрямых ослов, нюнь выкидываем из нашей речи.
  4. Убираем завышенные ожидания. Что вы там хотели? Чемпиона мира по плаванию? Балерину Большого театра? Умение читать с четырех лет? Выдыхаем и наслаждаемся тем, как прекрасно, изумительно и высокохудожественно наше чадо ест песок в песочнице.
  5. Наблюдаем и выявляем, что у ребенка получается хорошо, кроме поедания песка. Это может быть катание на самокате, сборка лего, плетение фенечек. А теперь активно это развиваем: катаемся наперегонки, отдаем на кружок по лего-конструированию, пробуем продавать фенечки в инстаграме. Таким образом мы показываем ребенку, что верим в него, что то, чем он занимается и в чем он успешен, интересно. 
  6. Даем поручения. Много, но мелких: по дому, по хозяйству, по силам и по настроению. Обычно дети в этом возрасте очень любят взрослые дела: выкидывать мусор, резать овощи, мыть полы, чинить стул, закручивая отверткой болтик. Каждый раз говорим спасибо, хвалим, рассказываем вечером папе погромче о том, какой золотой ребенок вам преподнесен Богом.

Особенности самооценки подростка

Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.

Общение с единомышленниками способствует повышению самооценки подростка

Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.

Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.

Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:

Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать

Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.

Как помочь подростку повысить самооценку?

Достигая подросткового возраста, ребята все еще остаются детьми, со всеми вытекающими последствиями. Они не могут самостоятельно оценить свои способности, а также склонны к преувеличению. Даже малейший пустяк кажется им неисправимой ошибкой природы, сломавшей юную жизнь буквально в самом начале. Именно поэтому им так необходима помощь отца и матери, а возможно и детского психолога.

Важно: Даже одного сомнения в низкой самооценке ребенка достаточно для того чтобы предпринять определенные меры сразу же. Не стоит ожидать, что подросток справится сам

Желательно на начальной стадии предпринять определенные шаги и поднять уверенность подростка.

Личный пример родителей

Все познается в сравнении, а уж у подростков тем более. Они уже не дети и для того, чтобы их донести до них определенную  точку зрения, необходим наглядный пример. Отец или мать могут рассказать ребенку о том, с какими трудностями столкнулись они в процессе взросления и как преодолели возникшие препятствия

Более того, необходимо заострить внимание на результате. Уважение, престижная должность, материальный достаток даются недаром, а только когда человек действует, трудится

Но не стоит пугать подростка проблемами, лучше обрисовать привлекательную перспективу и предложить на выбор несколько поэтапных инструкций. Задача не кажется такой сложной, если ее разбить на сегменты и показать приз. К тому же, ребенок оценит, что ему предоставляется право выбора между несколькими вариантами и ему хотят просто помочь.

Общение, поощрение, похвала

Даже взрослые нуждаются в похвале, а уж подростки тем более. Конечно, не стоит их хвалить за все свершения и поощрять материально, но определенную систему ценностей стоит выработать на основе тех же оценок, даже при повышении только на 1 балл, уборку комнаты либо помощи маме на кухне.

Но не стоит забывать, что помимо поощрений ребенок нуждается и в простом общении, которое подтверждает, что им интересуются как личностью. Да, возможно, современная мода и не нравиться родителям, а музыка режет слух, но право на личные вкусы есть и у детей. Поэтому не критикуем увлечения детей, а интересуемся, что их привлекает в той же музыкальной группе, жанре фильмов либо же формате одежды.

В процессе общения родителям не стоит забывать о том, что их личные ожидания от детей могут не совпадать с мнением подростков. Не все хотят стать юристами и экономистами, есть масса и других достойных профессий. Почему бы не пройти несколько тестов на выявление предрасположенности к отдельным видам деятельности? Ребенку будет интереснее заниматься усиленно по некоторым школьным предметам, если он поймет, что получит в результате.

Также не нужно критиковать внешность ребенка. Не все рождаются красавцами, но быть интересным можно и другими способами. Сейчас есть масса косметических средств, специальные упражнения для корректировки фигуры и наращивании мышечной массы. Можно подобрать интересную прическу, макияж и особенный гардероб для девочки и она будет выглядеть стильно, и индивидуально.

Список достижений

У каждого ребенка свои ожидания, таланты и возможности, поэтому не стоит ставить перед подростком глобальную задачу. Лучше всего обрисовать, что определенные заслуги в учебе или спорте могут привести к осуществлению мечты. Далее разбиваем тернистый путь к великому свершению на небольшие задачи и формируем наглядное пособие в виде плаката. С одной стороны, можно изобразить цель, к примеру, дорогую машину, а с другой – помешать информацию о достижениях.

Спорт

Регулярные физические занятия не только способствуют укреплению здоровья, но и тренируют целеустремленность. Также спорт помогает избавиться от многих комплексов. Если мальчик невысокого роста получит разряд по карате, вряд ли он будет бояться ходить по улицам впоследствии либо чувствовать себя ущербным.

Хобби, как источник вдохновения

В каждом есть нотка творчества, кто-то любит оригами, вышивку бисером или конструирование моделей самолета. Не обязательно быть профессионалом для того, чтобы получить удовольствие от занятия интересным делом. Почему бы не создать подростку условия для отдыха в процессе сотворения личного шедевра и почувствовать себя значимым. 

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”. Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны — и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». — «Как на это реагировали ваши родители?» — спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», — сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Повышение самооценки: как говорить о чувствах

Адекватная самооценка не всегда подразумевает только положительные мысли о себе. Люди с адекватной самооценкой умеют распознавать свои чувства и понимают их. Разговоры о своих чувствах, своевременная похвала или замечание способны принести большую пользу при развитии самооценки. Если вы хвалите ребенка, конкретизируйте обращение: «Вы с Таней не очень-то ладите, но я заметила, что ты ей помогла», — такое высказывание относится к конкретному поведению и показывает, что вы уважаете свою дочь и разделяете ее решение.

О чем бы ни шла речь, собираясь похвалить дочь, конкретизируйте свой посыл: «Мне очень нравится, как ты подобрала сумочку к наряду», «Ты так рассказала эту историю, что заставила меня смеяться. Только у тебя так получается!», «Здорово, что ты так увлечена программированием, с твоим аналитическим умом ты наверняка разработаешь какое-нибудь классное приложение!». Такие высказывания сообщат дочери что-то реальное о ней самой. Она может засомневаться: «Правда?», и это станет отличным поводом продолжить разговор и сказать, что этим можно гордиться.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность

В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах

Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
Сайт sympaty.net выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности. Она формируется в детском возрасте и существует на протяжении всей нашей жизни. При этом данная характеристика нашей личности со временем может модифицироваться.

Существует несколько категорий самооценки. Они одинаковы для всех людей: для мальчиков и девочек, младших и старших школьников, детей 8, 9, 10 лет и старше. Рассмотрим виды самооценки более подробно.

Заниженная

Дети с низкой самооценкой не уверены в себе и своих решениях, чрезмерно стеснительны и осторожны, а также нуждаются в постоянном одобрении, поддержке и похвале. Они быстро и легко поддаются влиянию окружающих людей, а потому нередко оказываются членами плохих компаний. Заниженная самооценка может возникнуть в связи с тем, что учителя, родители и друзья постоянно подшучивают над ребенком и его неудачами. Привыкший к такому отношению ребенок пытается достичь своих целей всеми возможными средствами.

Завышенная

Дети с завышенной оценкой высокомерны и привыкли смотреть на всех свысока (на друзей, родителей, учителей и т. д.). Они постоянно пытаются убедить окружающих людей в своей безупречности. В связи с этим очень часто дети остаются одинокими и не имеют друзей.

У двухлетних детей с завышенной самооценкой очень часто развивается комплекс превосходства «я лучше всех». Ребенок, который считает себя лучше остальных, склонен преувеличивать свои достоинства и преуменьшать имеющиеся недостатки. В том случае, если он испытывает какие-либо неудачи в своих начинаниях, ребенок начинает винить весь окружающий мир и внешние обстоятельства, но никогда не признает собственной вины. Кроме того, малыш не воспринимает критику.

Адекватная

Адекватная (или положительная) самооценка полностью соответствует реальному положению дел. Ребенок, который оценивает себя адекватно, считает, что он находится на одном уровне со своими сверстниками: не выше и не ниже их. Такой ребенок адекватно воспринимает критику в свою сторону, стремится к развитию и самосовершенствованию. Он находится в гармоничных и стабильных отношениях с собой. Обладая адекватным уровнем самооценки, ребенок уверен в себе и своих поступках. Он активно и успешно развивается во всех сферах своей жизни: в учебе, хобби, взаимоотношениях со своей семьей и окружающими людьми.

Грамотный анализ уровня самооценки ребенка – это важнейшая часть в его воспитании.

Чего не стоит делать в присутствии дочери

Все дети — не только малыши, но и подростки — невероятно склонны к подражанию: они смотрят на родителей и копируют их поведение. Поэтому чем лучше мы относимся к своему телу, тем естественнее наши дети смогут принять и свое.

У каждой из нас бывают дни, когда мы не полностью довольны своей внешностью. Мы вполне счастливы, но, например, уложить волосы труднее, чем обычно

В такие моменты важно сосредоточиться на том, чего не стоит делать в присутствии дочери, и что можно сделать для вас обеих

  • Не смотритесь в зеркало и не вздыхайте по поводу того, что вы слишком полная или вас не устраивает что-то в своей внешности.
  • Не жалуйтесь на отеки или круги под глазами, усталый вид.
  • Не говорите: «Мне не стоит это есть, потому что я поправлюсь».
  • Начните с себя. Найдите свои старые фотографии, которые вам нравятся. Если в то время вам не нравилась своя фигура, а сейчас вы осознали, что выглядели хорошо и хотели бы выглядеть сейчас так же, постарайтесь принять свое тело и радоваться тому, какое оно сегодня. Так вы научите дочь радоваться будущим изменениям в ее теле.
  • Будьте подвижны. Поставьте музыку и потанцуйте с дочерью. Больше гуляйте. Когда вы прочувствуете, насколько ваше тело подвижно, критика извне уже не будет такой обидной.
  • Если вы заметили, что тело вашей дочери начало меняться, то ободрительно скажите ей об этом. Например: «Ты постепенно становишься такой красивой, превращаешься в настоящую женщину. Радуйся этому!».
  • Разделяйте с ребенком эмоции. «Да, это действительно неприятно, я очень тебе сочувствую» — вместо успокаивающих слов «Все хорошо, не переживай».
Оцените статью
Добавить комментарий