Что нужно знать родителям о развитии творческого воображения у детей в дошкольном возрасте?

ÐбÑаз+обÑаз+дейÑÑвие

ÐаÑианÑ, аналогиÑнÑй пÑедÑдÑÑемÑ. ТолÑко два пÑедмеÑа ÑоединÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвием Ð¾Ñ ÑÑеÑÑего.

ÐÑимеÑ. ÐинолеÑм+двеÑÑ Ð±Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ+линейка. ÐинолеÑм галанÑно оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸Ð½ÐµÐ¹ÐºÐµ балконнÑÑ Ð´Ð²ÐµÑÑ. ÐвеÑÑ Ð±Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑÑÐµÑ Ð»Ð¸Ð½Ð¾Ð»ÐµÑм. Ðинейка вÑгÑÐ»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð±Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð½Ð½ÑÑ Ð´Ð²ÐµÑÑ Ð¿Ð¾ линолеÑмÑ.

ÐÑе пÑимеÑ. ÐобилÑнÑй ÑелеÑон +авÑобÑÑ+ÑвеÑоÑоÑ. ÐобилÑнÑй ÑелеÑон ÑвеÑоÑоÑно Ð¿Ð¾Ð´Ð¼Ð¸Ð³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð°Ð²ÑобÑÑÑ. ÐвÑобÑÑ Ð·Ð²Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑвеÑоÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ мобилÑномÑ: «ÐклÑÑиÑе, пожалÑйÑÑа, зеленÑй!»

Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑÑое ÑоÑеÑание Ð´Ð»Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑной ÑабоÑÑ: ÐодаÑоÑÐ½Ð°Ñ Ñпаковка + виÑÑина + зебÑа (пеÑеÑоднÑй пеÑеÑод).

Приемы творческого воображения

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами.

Предлагаем ознакомиться Как омолодить организм женщины. Продукты омолаживающие организм. Травы омолаживающие организм, препараты омолаживающие организм.

При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.

  1. Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
  2. Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
  3. Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
  4. Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
  5. Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.

Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.

Упражнения: Как развить воображение

Упражнение №1. Тест Роршаха

Берешь любой предмет и придумываешь, чем он может быть еще!

Может это еще подсвечник? Нет, слишком практично. Не будь практичным практичностью, задействуй своё воображение и используй в фантазии преувеличения. Тогда будет развиваться воображение.

Возможно, это убежище бычков? Кладбище табака? Официантский прибор для успокоения буйных клиентов на расстоянии. Придумай своих вариантов не менее 10-ти. Сильное развитие идет после 8-го варианта, когда мозг скрипит.

Упражнение №2
Что, если?

Тренируй воображение, постоянно задавая вопрос: «Что, если?»

  1. Что, если молоко матери объявили бы смертельно опасным? Куда бы повесили знак предупреждения?
  2. Что, если бы вы увидели на бегающей по улице курице жареные крылышки «Макнагетс»?
  3. Что, если бы буквы из макарон в супчиках постоянно складывались в слова?

Не переживай, если твои идеи покажутся глупыми и несмешными. Упражнение «заведет» твое воображение. Фантазия поможет тебе заново соединить различные элементы в новые, порой неожиданные, связи, которые приятно удивят аудиторию, а удивление порождает в людях смех.

Упражнение №3. Н
а что еще похоже

Это мое любимое упражнение на развитие воображения. Более того, автор этого упражнения Жан Пере, который пишет шутки для многих американских шоу, и считает его ключевым в развитии чувства юмора. И я, пожалуй, с ним соглашусь.

Как работает? Берешь любую картинку и находишь в ней новый, не очевидный смысл.

  • Кто не верит в Бога, сейчас его увидит!
  • Новая во
    енная форма для снайперов…

  • Устройство для изгнания беса. Мощность — 100 бесов в минуту.
  • Другого способа занять место папы римского, отец Евлампий не видел

Идея, думаю понятна.

Первые несколько вариантов даются легко, потом – ступор

И здесь важно напрягаться, ведь к концу седьмого варианта будет казаться, что все, выложился. Но тут, на восьмой, включается то, что нам надо и та начнешь замечать то, что не замечал раньше

У тебя откроется, так сказать, второе дыхание и начнется настоящее развитие чувства юмора и воображения.

Это шикарное упражнение! И вся суть в том, чтобы начать видеть то, что ты не заметил в начале. И если ты остановишься на 5-7 варианте, эффект будет слабым.

Это, по сути, основное центральное упражнение по развитию воображения и чувства юмора, потому что тут ты учишься видеть общее в разных явлениях. А ведь большая часть юмора создается в сравнении чего-то привычного с чем-то неожиданным.

Упражнение №4. Озвучка видео

Это похоже на предыдущее упражнение, но дает еще несколько преимуществ. Оно нацелено не только на развитие воображения у взрослого, но и в целом на находчивость и умение быстро соображать, включаться в ситуацию.

Суть в упражнения в том, что ты смотришь как на видео что-то происходит без звука и думаешь, на что еще это похоже или просто несешь бред
(и это будет правильным).

В этом видео много примеров:

Не старайся! Чтобы это уже на первом же этапе было похоже на лучшие примеры из КВН-озвучки. Ведь над ними работала команда профессиональных авторов в течение долгого времени и вряд ли сейчас, в реальном времени, ты мог бы сделать что-то похожее.

Включил видео и сходу, в момент выкладываешь все, что приходит в голову (даже если тебе не нравится как получается или ты считаешь, что несешь бред)

Важно делать упражнение для развития воображения и чувства юмора в слух

Упражнение №5. Худший в мире

Для этого упражнения возьми профессии людей, которые связаны с обслуживанием. То есть, которые в жизни должны стараться делать свою работу максимально хорошо, удовлетворяя запросы клиентов. И подумай над фразами, которые мог бы сказать худший из них.

Например, худший в мире парикмахер. Какие фразы он может сказать?

Упражнение простое, но выполнять его поначалу может быть нелегко

Важно, чтобы это были не просто фразы про этого персонажа. А это должна быть прямая речь от лица этого человека.
То есть, вместо «Худший в мире парикмахер использует в работе только зажигалку» лучше сказать так:

Садитесь поудобнее, кстати, хочу предупредить, что у нас самообслуживание. Вот вам зажигалка и крем от ожогов.И в таком духе продолжай.

На этом мы закончим, потому что этих упражнений более, чем достаточно, чтобы ты мог разогнать свое воображение и развить ! Давай, тренируйся и приходи к нам на тренинг, где мы сможем сделать чудеса с твоим воображением.

Что такое фантазия?

Фантазия — это продукт работы воображения, характеризующийся особой силой, яркостью, спонтанностью и уникальностью создаваемых символов, картин или образов. Это суперконцентрат идей, который стимулирует к познанию, пробуждает живой интерес ко всему окружающему и желание исследовать это все. Соответственно умение фантазировать – это способность создавать в воображении нечто новое, неправдоподобное, невиданное, невозможное или не соответствующее действительности. Благо, что кладовая фантазерства неисчерпаема.

Без фантазий человеку было бы сложно ужиться с реальностью или создать ее. Ведь все, что нас окружает – это результат чьей-то выдумки, воплощенной в материалах, строениях, бытовых приборах, транспорте, интернет-сети, книгах, картинах – во всем. Фантазия как качество личности необходима в любом процессе, но в творчестве незаменима. Поэтому художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты трепетно берегут эту свою способность. Но чаще называют ее креативностью.

Но способность фантазировать полезна не одним только людям творчества. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, ошибочные действия – все это прямая дорога к бессознательному. А бессознательное – объект исследования психологии. Не зря ведь Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадом сновидений», в которых отражаются скрытые мысли, тайные желания, несбывшиеся намерения. Правда, напоминал о том, что необходимо отличать их от действительности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазерства. С одной стороны развитие фантазии усиливает способность создать, продлить, удвоить реальность. Но с другой – это способ уйти от нее. Иногда фантазии становятся способом жизни, и как-то незаметно подменяют значительную ее часть. И здесь нужно быть внимательным.

Пройти тест на полушария мозга

Методы и способы

Общие советы по развитию воображения, которые подходят детям и взрослым на универсальной основе:

  1. Пополнение опыта восприятия, так как при воображении человек использует багаж знаний, полученный при восприятии объектов реального мира.
  2. Развитие речи. Именно речь позволяет давать наименования отдельным составляющим образа, оформлять идеи и обмениваться этими идеями с другими. Жонглируя словами, человек создает новые образы, ведь иногда картинка в голове зарождается лишь благодаря новому слову или словесному каламбуру.
  3. Поощрение и поддержка детского творчества (как спонтанного, так и организованного).
  4. Поддержка детских игр и участие в них с целью предоставления материала для критической оценки и обогащения игровой сюжетной линии.
  5. Применение дополнительных методик развития воображения.

Приемы и техники

  1. Активируйте работу правого полушария мозга. Попробуйте использовать в быту левую руку (если вы правша). Можно попытаться писать левой рукой, держать столовые приборы, застегивать пуговицы, причесываться и т.д.

    Так как при этом будет задействоваться часть мозга, отвечающая за образное восприятие, способность к творчеству может усилиться.

  2. Играйте. Попробуйте найти партнера для игры и предложите вместе сочинить историю. При этом первый игрок говорит всего несколько предложений и останавливается, чтобы его мысль продолжил второй игрок. Такое чередование и продление чужой сюжетной линии помогает тренировать воображение.

Создавайте ассоциации. Рассматривайте облака, трещины на стенах, узоры на песке и пытайтесь связать эти картинки с какими-либо образами. Мысленно «дорисовывайте» линии, чтобы получить картинку.

Избегайте рутины. Попробуйте что-то новое. Воображение опирается на эмоциональную базу. Изменения в жизни могут быть значительными (путешествие, смена места жительства и т.д.), а могут быть незначительными (чтение новой книги, смена обстановки в комнате или поход на концерт).

Способы развития фантазии и воображения

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть ребенок представит, что он доктор, а мама или папа – пациент. Так же можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и модели замков и самолетов.

Виды воображения у детей

Для большинства людей воображение и фантазия — идентичные термины. Но это не совсем верно.

Фантазия — это придуманная ситуация или образ, которые не имеют отношения к реальному миру. Яркий пример — говорящие животные, зубная фея или подводное царство.

Воображение — намного ближе к реальности и даже базируется на ней. Под термином «воображение» подразумевают умение ребенка формировать в уме реальные образы, ситуации и управлять ими. Они не противоречат действительности, являются ее продолжением. Ребенок может воображать, как будет играть с подаренной собакой, как станет успешным ученым или спортсменом. Таким образом, фантазии — это представление о том, что не может происходить в реальности. Воображение — представление вполне реальных вещей.

Таблица сравнения фантазии и воображения:

 

Фантазия

Воображение

Настоящее время

Ситуация или образ, далекий от реальности

Ситуация, в основе которой реальные события, но развитая ребенком дальше

Будущее время

Остается вымыслом

Может быть воплощена в будущем

С точки зрения специалистов, воображение имеет большее значение. Его рассматривают как творческое начало малыша, креативность, его способность моделировать ситуации, приближенные к реальности. Но все ли воображение одинаково? Выделяют три его вида:

  • Воссоздающее, когда малыш моделирует ситуации, связанные с услышанным, увиденным, прочитанным.
  • Неуправляемое, когда моделирование ситуации противостоит законам логики, последовательности событий.
  • Творческое, когда ребенок самостоятельно создает ситуации, образы, истории.

Считается, что творческое воображение — наиболее важно. Оно плотно переплетается с фантазией, и именно эти два направления нужно развивать в ребенке

В будущем это позволит малышу:

  • Обдумывать поступки, принимать решения с учетом возможных последствий.
  • Решать нестандартные жизненные задачи, находить выход из непредсказуемых ситуаций.
  • Адаптироваться в социуме, занять в нем свое место.

Несмотря на то, что фантазии считаются обычными выдумками, они положительно сказываются на развитии ребенка, являются источником вдохновения, радости

Важно поощрять фантазирование, но следить, чтобы ребенок не замыкался на своем выдуманном мире

Формы проявления воображения дошкольника

Начинаясь и формируясь в игре, воображение
переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно
проявляется врисовании и
сочинении сказок и стишков
. Здесь, так же как в игре, дети сначала
опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их
рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Дети по
ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда
может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна
становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти
превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из
этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то
определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии
гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса,
ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает более богатые
возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже
отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в
этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых
фантазия перемежается с реальностью.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место
отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше
отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя
речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает
в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки
нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит
реплики, как своего, так и чужого персонажа.

Ребенок представляет устройство или действие предмета
через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии.
Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Дети с удовольствием
наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты. Можно назвать
эту форму воображения субъективной.

Соответственно, существует и форма, которую можно
назвать объективной. Самым наглядным образом она проявляется в конструировании,
когда от ребенка, например, требуется построить дом для куклы. Размеры дома,
комната, вход должны соответствовать росту куклы. Если ребенок занят решением
игровой задачи, дом может быть и меньше куклы. Он просто вообразит, что кукла
там живет и живет комфортно. А при решении конструкторской задачи это
невозможно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с реальной
предметной средой. «Развитие ребенка — в том числе и перспектива его обучения
в будущем — во многом определяется умением играть.» Е.Кравцова. «Дошкольное
образование» №23/2008

Вот почему игра, развивающая воображение, так
важна для ребенка.

Влияние игры на развитие личности ребенка
заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и
взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его
собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества,
необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и
заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра
способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Овладевая действиями игры, ребенок одновременно
осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия
замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий
знаково-символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство,
которое стандартизирует, социализирует его, а также особое
знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения.

Формируясь в игре, воображение переходит и в
другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании
и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале
опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их
рукой штрихи на бумаге.

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:

Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг

Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
Называем и описываем

Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Развитие воображения – Второе упражнение

Лежа в постели, перед сном, закройте глаза и представьте себе черную букву «А» на белом фоне. Держите в воображении образ буквы несколько минут. Буква может изменяться в форме, уплывать, уменьшаться – спокойно возвращайте ее на прежнее место в первоначальном виде. На следующий день таким же образом представьте букву «Б». Держите букву в своем воображении до тех пор, пока образ не будет четко фиксироваться. На следующем этапе этого упражнения удерживайте сочетания букв «АБ», потом «ВГ» и так далее. Потом удерживайте в своем воображении уже три буквы. Некоторым сразу удается удерживать на мысленном экране 5 и более букв. Работайте дальше, доведите количество удерживаемых в воображении букв до десяти. Упражнение способствует развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти.

Как развить творчество?

Каждый человек ещё при рождении наделён каким-то набором творческих способностей. У некоторых людей они развиты от природы больше, у других – меньше. Во втором случае, когда сформированы плохо, можно попробовать их выработать с помощью нескольких методов. Однако родителям следует понимать, что делать это рекомендуется ещё в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период дети наиболее раскрепощены.

Итак, мы развиваем фантазию, творчество. Что нужно делать? В первую очередь такие способности хорошо развиваются во время игр. Даже обычное построение башни может поспособствовать этому. Ведь дети учатся совершенствоваться, а значит, начнут видоизменять построенную конструкцию, прибавляя или, наоборот, удаляя какие-то детали.

Также развивать творческие способности можно с помощью занятий лепкой, рисованием, пением и прочими занятиями подобного рода. Помимо этого, очень полезно посещение музыкальной школы. Поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства отдавать детей в такие заведения.

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Ðлавное â дейÑÑвоваÑÑ

Ðо опÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑказаÑÑ, ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ на пеÑвÑÑ Ð¿Ð¾ÑÐ°Ñ Ð¸ÑпÑÑÑваÑÑ ÑÑÑдноÑÑи Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñажением. Рименно пÑоÑÑÑми ÑеÑниками бÑÑÑÑее вÑего можно доÑÑиÑÑ ÑезÑлÑÑаÑа.

ÐнÑеÑеÑно, ÑÑо Ñам Ñеловек обÑÑно не оÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑаеÑ, ÑÑо он менÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ меÑе ÑаÑкÑÑÑиÑ-ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñвоего обÑазного пÑоÑÑÑанÑÑва. Ð Ð²Ð¾Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑно наблÑдаÑÑ.

ÐÐµÐ´Ñ Ð² Ñеловеке пÑоÑÑпаеÑÑÑ Â«Ð²Ð½ÑÑÑенний Ñебенок» â его ÑвоÑÑеÑкое наÑало. СÑаÑÑÑ Ð¾ «внÑÑÑеннем Ñебенке» можно пÑоÑиÑаÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ.

Ðногие ÑÑаÑÑники ÑмеÑоÑÑенинга ÐаÑÑÐµÑ Ð§ÑдеÑнÑÑ Ð¡Ð¾Ð±ÑÑий в ÐоÑево оÑмеÑали, ÑÑо когда наÑинаеÑÑ Ð¿ÑакÑиковаÑÑ ÑÑи и им подобнÑе ÑеÑники, оÑÐµÐ½Ñ Ð±ÑÑÑÑо менÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñод к жизни. Рней ÑÑановиÑÑÑ Ð½Ð° поÑÑдок болÑÑе кÑеаÑива, гибкоÑÑи, ÑпоÑобноÑÑей ÑÑо-Ñо пÑидÑмаÑÑ, Ñакже как и ÑпоÑобноÑÑей наÑодиÑÑ Ð²ÑÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸Ð· лÑбÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ ÑиÑÑаÑий и ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð»Ñбой ÑложноÑÑи.

С лÑбовÑÑ Ðº ваÑей ÑанÑазии, ÐниÑ

 

 

 

 

Как развить фантазию и воображение?

Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.

Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.

Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.

Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.

Развитие воображения — что это в психологии?

Очень долго ученые склонялись к мнению, что наука не может предложить способов и техник для обучения воображению.

Этому свойству психики приписывали самопроизвольность.

А людей, наделенных воображением, считали исключительными.

Но со временем люди пришли к противоположному мнению, так как нашли некоторые закономерности в творческих процессах. Психология для создания новых образов предлагает методы:

  • агглютинации;
  • акцентирования;
  • схематизации;
  • типизации.

Опишем их кратко.

Агглютинация — объединение каких-либо случайных качеств, свойств и частей в один цельный образ, часто не имеющий никакого отношения к реальному миру.

Акцентирование — выделение в образе какой-либо части и смещение внимания на эту часть с дальнейшим присвоением ей ведущей роли.

Типизация — самый сложный прием, при котором в нескольких образах выделяют ключевые, характерные качества, а затем на основе этих качеств создается новый образ.

Схематизация — намеренное игнорирование или уменьшение различий с целью объединения образов по принципу схожих черт.

Методы базируются на операциях анализа (деление имеющихся представлений на части) и синтеза (соединение отдельных частей в новые комбинации).

Т.е. развитие воображения в психологии — это не что иное, как работа с методами анализа и синтеза.

Каким бывает воображение

Существуют различные виды воображения.

  1. Воссоздающее. Оно основано на опыте. Его еще называют репродуктивным (воспроизводящим). В основе воображаемых образов лежат существующие явления и события.
  2. Творческое. Новые образы создаются по собственному замыслу практически без обращения к опыту. Оно применяется практически во сферах деятельности человека (наука, искусство, техника и т. д.).

По степени активности выделяют следующие виды воображения.

  1. Активное. Используя его, человек реализует придуманные образы и идеи. Оно стимулирует человека к активному созиданию и поэтому требует достаточно больших усилий. Особенно когда вновь создаваемые образы нужны для  профессиональной деятельности (иллюстраторы, писатели, модельеры и т. д.).
  2. Пассивное. Не стимулирует человека реализовывать придуманные идеи. Человек просто удовлетворен результатом своего воображения. Либо эти идеи в принципе пока не выполнимы.

Творческое мышление относится к активному воображению. Ведь созданные идеи и образы в дальнейшем реализуются. А вот мечты – это пассивное воображение. Они никак не мотивируют человека к активным действиям.

Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное. Оно используется человеком в разных областях деятельности. Помогает создавать новые предметы и образы благодаря использованию уже имеющейся в памяти информации об объектах и пространстве.

1.Сущность воображения, его виды

Воображение – способность (а также умение и
навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими.
«Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только
у человека Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.,2008.». Оно
непременная часть любой творческой деятельности человека (художествен – ной,
музыкальной, научной и др.). Воображение всегда направлено на практическую
деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что
надо сделать и как он это будет делать.

С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение – это отлет от
прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых
образов” Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.,2008.. С помощью
воображения человек может перенестись в будущее или прошлое, побывать в не
существующих мирах.

Нейрофизиологической основой воображения является
образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем,
их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы
под влиянием различных мотиваций.

Принимая то или иное решение, человек
осуществляет афферентный синтез, т.е. вычленяет из данной обстановки и из своей
памяти все то, что содействует формированию образа будущего результата
действия.

Формирование образов воображения зависит от
типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность
нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют
более быстрому возникновению новых образов.

Воображение связано с эмоциями, с деятельностью
подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические
процессы. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие
органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические
действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т.д.

Воображение может быть:

По целенаправленности:

1.Активным. Характеризуется
тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает
у себя соответствующие образы.

2.Пассивным. Заключается в
том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.
Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания,
психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном
состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно
формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный
мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить
психические травмы.

По результатам:

1.Продуктивное воображение
– отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется
человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в
образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит
в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной
деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и
идеальные образы.

2.Репродуктивное
воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в
том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии,
такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических
описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах,
рассказах.

Существуют и другие виды воображения. Это –
сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

1.1.Сновидения можно
отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их
роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в
сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные
потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

2.2.Галлюцинации.
Фантастические видения, возникающие без реального объекта, обманы чувств.
Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или результат
использования специальных веществ.

3.3.Грезы в отличие от
галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее
собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым
будущим. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к
отрыву от реальной действительности, что начинает тормозить психическое и
социальное развитие человека.

4.4.Мечта от грезы
отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана
с действительностью.

Оцените статью
Добавить комментарий