Информационная функция
Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому познанию личности, воздействию на ее сознание, действие и поступки, поведение, а также на их изменение и коррекцию.
Что такое деловое общение
Деловым общением можно назвать процесс определенного взаимодействия между людьми. Участники ориентируются на достижение конкретной задачи, при этом личность собеседника для всех считается значимой.
В деловом общении есть специфические особенности в виде регламентированных ограничений, а также «писанных» и «неписанных» правил поведения, которых необходимо придерживаться для соблюдения официального статуса. Это принято называть деловым этикетом и его задача — помочь формированию отношений, которые будут способствовать взаимопониманию людей.
Общение следует рассматривать в качестве взаимодействия, и чтобы оно проходило правильно, у него должны быть отмечены следующие этапы:
- формирование мотива — создание цели, определение необходимости переговоров и их значимости;
- установка контакта — представление себя другим участникам разговора, понимание собеседников;
- обмен информацией;
- обсуждение проблемы;
- решение проблемы;
- завершение контакта;
- анализ итогов.
Общение животных
Биокоммуникация
(гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.
Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.
Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.
Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.
Зоосемиотика
— научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).
Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:
- к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
- к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
- к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.
По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)
Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого.
Уровни и формы общения
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.
Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:
1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);
2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;
3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.
Уровни общения по Э. Берну:
1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;
2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);
3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;
4) близость – интимные отношения;
5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:
1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;
2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;
3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;
4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;
5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;
6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;
7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Формы межличностного общения:
1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);
2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);
3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.
Что такое коммуникативные функции
Если вы когда-нибудь занимались по современным учебникам
английского, вы наверняка видели в них разделы Practical English или Functional
English, или что-то подобное. В них могут быть разнообразные видео, сценки,
диалоги и прочие образцы для подражания, а также фразы для практических целей:
- как сделать приглашение
- как отказаться
- как сделать комплимент
- как сделать заказ в ресторан
- как спросить дорогу
- как попросить об услуге или помощи
…и многие другие.
Это все и есть коммуникативные функции. Это практические
задачи и разнообразные “как”.
Вопрос на засыпку. А зачем изучать еще какие-то
коммуникативные функции, если есть лексика и грамматика?
Знать грамматику и лексику, конечно, полезно и приятно, но
не всегда это знание поможет “выжить” в языковой среде. Нужно знать те самые, принятые
в этой ситуации клише и формулировки. Знать, например, что в кафе или ресторане
в ответ на:
Anything else?
…носители языка часто говорят:
I’m good.
…и имеют в виду совсем не то, что кажется на первый взгляд. I’m good = I don’t want or need
anything else / I don’t need any help (в зависимости от контекста).
Или, например, что:
What’s up?
– это стандартное приветствие, после которого чаще всего
отвечают:
Nothing much.
…а не “Что сверху?”.
Или что:
Thanks for
having me.
…это не какой-то трэш и пошлятина, а стандартное же клише,
используемое гостем или приглашенным спикером в таком контексте:
– Thanks for
coming
– Thanks
for having me
Виды речи. Внутренняя и внешняя речь. Письменная, устная и аффективная речь. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь.
Внешняя речь включает в себя: устную (диалогическую, монологическую, полилогическую, аффективную).
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Под аффективной речью имеются в виду восклицания, междометия или привычные речения.Полилогическая речь (полилог) или групповая речь, представляет собой форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий.
Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.
В обыденной жизни преобладает устная речь, ее считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная. Письменная речь – речь подготовленная.Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
2 стр., 961 слов
Речь выступления ВКР
… полноценно владеющей устной и письменной речью. Основоположником методики обучения грамоте явился К.Д. Ушинский, который создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся начальной школы … задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. …
Внутренняя форма речи
Выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
11. Невербальные средства общения. Паралингвистическая система знаков.
Невербальная коммуникация включает: Визуальные виды общения — это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
К паралингвистической системе знаков («пара» — находящийся рядом, возле) относятся диапазон, тональность, тембр голоса.
Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства выражаются независимо от значения слов. Энтузиазм, радость, недоверие обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и. высоты звуков. Печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Функция речи
Речь — форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.
Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.
В речевом общении участвуют два субъекта — создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.
Виды речевой деятельности:
- говорение;
- слушание,
- письмо,
- чтение.
Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.
Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.
Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.
Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.
Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.
Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.
Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.
Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.
Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.
Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.
Коммуникативная сторона общения:
Наша интересная группа Вконтакте:
Основные подходы к исследованию общения.
Информационныеподходы базируются на трех основных положениях:
1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;
3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода было разработано две основных модели:
1) модель К. Шеннона и В. Вивера, представляющая изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку.
2) модель коммуникационного обмена, которая включала:
а) коммуникационные условия;
б) коммуникационное поведение;
в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;
г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
2 стр., 975 слов
Виды и функции общения.Структура коммуникации
Содержание Введение 3 1. Виды и функции общения 5 2. Структура коммуникации 10 3. Основные цели коммуникации 13 4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления 15 Заключение 22 Список использованной литературы 23 ВВЕДЕНИЕ Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, …
Интеракциональные подходы– рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.).
В рамках интеракционных подходов было разработано пять моделей организации общения:
1) лингвистическая модель, согласно которой, все взаимодействия образуются и комбинируются из 50–60 элементарных движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные из этих единиц, организуются по принципу организации звуков в словах;
2) модель социального навыка основывается на идее научения общению в самом общении;
3) равновесная модель предполагает, что любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением и наоборот (например, диалог-монолог, сочетание вопросов и ответов);
4) программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ:
а) программы, имеющей дело с простой координацией движений;
б) программы, контролирующей изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;
в) программы, управляющей комплексной задачей метаобщения.
5) системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подходстроится на том, что общение – это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти.
О переходе между уровнями
Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.
Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.
Желаем успехов!
Виды и функции общения
Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.
Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.
Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.
Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.
Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.
Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.
Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.
Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.
Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.
Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.
Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.
Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.
Нормативная функция
Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.
Стили межличностного общения и их характеристики
Императивное общение- это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипулятивное- это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Основано на равноправии участников общения и позволяет перейти от установки на себя, к установке на партнёра.
Ритуальное общение– имеет целью поддержание связи с социумом.
Коммуникативное поведение представителей различных национальностей
В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур
Стоит отметить такие интересные моменты:
- Американцы больше всего ценят индивидуальность и права личности. Внешне это может показаться проявлением эгоизма. Тем не менее, уважая себя, американцы аналогичным образом относятся к собеседникам. Они предпочтут неофициальное общение чопорному деловому этикету. При этом в разговоре они любят мериться материальными успехами, а также обсуждать свои хобби.
- Французы отличаются галантностью. Они любят демонстрировать красноречие и с недоверием относятся к «молчунам». Система образования направлена на то, чтобы воспитывать независимых людей, умеющих критически мыслить. Это сказывается и на общении. Деловые связи стараются устанавливать через общие знакомства.
- Англичане сдержанны и даже замкнуты в общении. Они не склонны к откровенным разговорам, а потому может возникнуть ощущение недосказанности и недоверия. Многословность считается признаком дурного тона.
- Арабы с трепетным уважением относятся к своим традициям. Речевой коммуникативный акт нередко сопровождается рассказами об особенностях и победах своей страны. При этом абсолютно неприемлемо, чтобы деловые вопросы решались с женщинами. При общении с иностранцами арабы радушны, учтивы и вежливы, но держатся на некотором расстоянии.
- Австралийцы очень говорливы и любят спорить в процессе беседы. Представители этой нации не любят суеты, а также чрезмерной педантичности. С ними себя нужно вести спокойно и естественно.