Проблемы с коммуникабельностью — что это значит?
Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.
Общительность — умение поддержать разговор, поболтать ни о чем, способность втянуться в уже развившуюся коммуникацию.
В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.
К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.
Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:
- Нет готовности выслушать собеседника, принять его точку зрения, пойти на компромисс.
- Отсутствие мотивации для налаживания контакта.
- Предвзятое личное отношение к конкретной персоне.
- Объективные барьеры (будут рассмотрены ниже).
- Слабо развитая эмпатия.
- Недостаточный словарный запас, ломаная речь, использование слов-паразитов и т.д.
Исправление ситуации зависит от конкретных причин.
Уметь договариваться — обычный навык, который легко тренируется. Ровно, как и умение удалять из общения коммуникационные барьеры.
3.3. Стилистический барьер непонимания
Возникает, когда человек обязан понять и отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.
Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.
Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.
Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей
Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились
Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.
Возможны следующие варианты перечисления:
- простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
- ранжирование — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»;
- логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что…, а следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
Логический барьер
Эта проблема непонимания возникает, когда коммуникаторы не согласны с доводами, суждениями или представлениями. Каждый человек смотрит на мир по-своему, поэтому смысл каждого сообщения всегда индивидуален. Поэтому нередко встречаются ситуации, когда что-то существенное для одного считается малозначимым для другого. Такое препятствие чаще всего возникает у коммуникаторов с разным типом мышления. Преодолеть этот барьер можно, если попытаться понять логику собеседника и найти причины расхождения мыслей. На этом стоит закрыть тему основных видов коммуникативных барьеров и способов их преодоления. Хотя на тему трудностей в общении можно еще долго рассуждать.
Чтобы понимать и быть понятым, не стоит настаивать на том, что именно ваши мысли являются единственно верными. Каждый человек имеет определенный багаж знаний и жизненный опыт, исходя из которых понимает сказанное собеседником. И если пытаться понять точку зрения говорящего, то высока вероятность того, что барьеры в общении не будут казаться непреодолимой преградой.
Фонетический барьер
Еще один вид межличностного коммуникативного барьера – фонетический. Он обусловлен различными знаковыми средствами передачи сообщений. Множественные препятствия создаются акустическими и физиологическими препятствиями в речи. Диапазон этого непонимания достаточно широкий – от небольшого (сложность в произношении некоторых слов) до полного (когда говорят абсолютно непонятно или на иностранном языке).
Неполное понимание возникает, если коммуникатор говорит невнятно, быстро или с акцентом
Чтобы смягчить такие непонимания, нужно делать паузы в разговоре, это поможет акцентировать внимание на сказанном. Также фонетический барьер может возникнуть при резком повышении тона
Тогда внимание реципиента будет акцентировано не на информационном сообщении, а на отношении коммуникатора к нему. Если такое происходит, нужно успокоить говорящего, чтобы прийти к эмоциональному равновесию при передаче сообщения. К примеру, можно сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я смогу лучше вас понять». Помимо тона речи большое значение на передачу информации оказывают ударение и тональность.
Расставляя всевозможные акценты, коммуникатор может изменить содержание передаваемой мысли
Допустим, если сказать «это упражнение лучше сделать сегодня» спокойно и ни делая излишних ударений, то реципиент не поймет важности сроков выполнения задания. А вот если сделать ударение на слове «сегодня», тогда можно будет уже понять необходимость проведения мероприятия в конкретно обозначенный срок
Если произносить фразы или просьбы слишком спокойно или излишне эмоционально, то это может снизить эффект восприятия. У собеседника сразу же возникнет защитная реакция, что проявится в торможении или переключении внимания.
Также большую роль играет скорость речи, важно анализировать ее и процесс обработки информации слушателем. Картину восприятия могут испортить и помехи произношения, такие как назализация, то есть смешки, стоны, хныканье, шепот и т
д. Барьером в общении могут стать неправильно поставленные ударения в словах и слова-паразиты. Чтобы преодолеть эту проблему, участникам коммуникации нужно работать над качеством речи.
Логический барьер
Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:
Необразованность; Скованность и стеснительность.
Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:
Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие; Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов; Сходите на курсы ораторов.
Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.
Генри Клауд, Джон Таунсенд Барьеры
Вы не в состоянии управлять своей жизнью?
Люди используют вас?
Вам сложно произнести слово “нет”?
Свобода и уравновешенность невозможны без четких барьеров. Барьеры – это линия, отделяющая вашу личную собственность от всего остального. За то, что происходит внутри ваших барьеров, отвечаете вы, а за то, что происходит за их пределами, отвечают другие. Иными словами, барьеры определяют, кем мы являемся, а кем нет.
Возможно ли устанавливать барьеры и при этом по-прежнему оставаться любящим человеком?
Как мне отвечать человеку, желающему получить от меня время, любовь, энергию или деньги?
Не являются ли барьеры проявлением эгоизма?
На эти и другие сложные вопросы доктор Генри Клауд и доктор Джон Таунсенд предлагают ответы, основанные на библейских принципах. Они показывают нам, как можно установить правильные барьеры с родителями, супругами, детьми, друзьями, сотрудниками и даже с самим собой.
Генри Клауд и Джон Таунсенд, доктора философии, профессиональные врачи-психологи, совместно управляют Западной клиникой Минирт-Мейир и читают лекции, которые пользуются большим успехом.
Трудности и виды барьеров общения
Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:
Характер человека; Воспитание; Уровень образования; Возраст; Статус в социуме; Сложившаяся ситуация и другое.
С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.
В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.
Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?
Коммуникативные барьеры в общении
Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.
Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует, мы рассмотрим два основных типа данного барьера:
- Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия, но и непонимание из-за того, что собеседники разговаривают на разных языках.
- Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой, бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.
Коммуникативные барьеры в деловом общении могут пагубно отразиться на вашей карьере, так что их необходимо преодолевать. На самом деле они присутствуют ровно до того момента, пока вы не решите от них избавиться и не задумаетесь над этим. Практикуйте преодоление барьеров в общении, оказывайте больше внимания собеседнику и проявляйте неподдельный интерес, тогда для вас коммуникативные барьеры навсегда останутся в прошлом.
Обойтись в нашей жизни без барьеров межличностного общения практически невозможно, разве что общаться только с приятными нам людьми, а это сами понимаете, удается не всегда. Задача, стоящая перед каждым членом общества – определить тип своего барьера непонимания в процессе общения и применить наиболее эффективный способ его устранения. Чтобы устранить барьеры в общении всегда старайтесь быть уверены в себе, спокойны и терпимы к слабостям других людей, а также не допускайте назревание конфликтов!
Каждому из нас встречались такие люди, слушать которых было огромным удовольствием. Их речь была настолько грамотно и красиво поставлена, что впору цитировать или записывать каждую фразу. Можно ли научиться искусству красиво говорить? Давайте попробуем разобраться в том, как развить в себе красноречие. |
Любая беседа с другим человеком это целая задача, справиться с которой под силу далеко не всем. Довольно часто нам сложно удержаться от выражения негативных эмоций или высказываний, если человек на неприятен или его поведение выводит нас из себя. И чем сильнее мы поддаемся влиянию, тем меньше наш уровень ассертивности. Давайте разберемся, что это за явление и как ему можно научиться. |
В словаре Ожегова
БАРЬЕР, -а, м. 1. Преграда (род стенки, перекладина), поставленная на пути (при скачках, беге). Взять б. (преодолеть его). 2. Загородка, ограждение. Б. ложи, балкона. 3. перен. Преграждение, препятствие для чего-н. Река – естественный б. для насту- пающих. Звуковой б. (аэродинамическое сопротивление, встречаемое летательным аппаратом при достижении им скорости звука). Психологический б. Языковой 6. (невозможность общения из-за незнания чужого языка). Таможенный б. Ведомственные барьеры. 4. Черта, обозначающая расстояние между участниками дуэли (устар.). Поставить кого-н. к барьеру (перен.: заставить драться на дуэли). || прил. барьерный, -ая, -ое. Б. бег (в спорте).
Коммуникативные барьеры в общении людей
Адекватное восприятие информации зависит от наличия или отсутствия различных барьеров. При обмене информацией или сообщениями между индивидами, они могут периодически возникать или быть постоянными. При наличии барьеров информация искажается или из-за потери изначального значения вообще не доходит до реципиента.
Смысл информации при общении может искажать барьер субъективной интерпретации. Полученные человеком сообщения рассматриваются им с учетом его же опыта, образования, происхождения и интеллекта. В результате он воспринимает услышанное так, как именно он думает, что ему это было сказано. То, что ему сообщалось на самом деле, человек может «не услышать» и не воспринять. Чтобы разрушить этот барьер, нужно во время беседы постоянно уточнять, правильно ли понимается передаваемая информация.
Барьером общения может служить психологический феномен, выражающийся в уровне восприятия коммуникатора и отношения к нему
Даже важной информации, сказанной коммуникатором, может не придаваться значения, в связи с тем, что он сам вызывает у собеседников негативные чувства, такие как неприязнь или недоверие
Социально-культурные барьеры общения, которые выражаются в политических, профессиональных или религиозных различиях влияют на понимание и интерпретацию передаваемой информации.
1.1. Коммуникативная депривация
К психологическим барьерам относится коммуникативная депривация. Термин «депривация» сегодня широко используется в разных науках: психологии, медицине, коррекционной педагогике и т.д. Он пришел из английского языка, и означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека и имеет для него негативные последствия. Понятие «психическая депривация» еще до конца не изученный феномен в науке и чаще оно употребляется, как психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Коммуникативная депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.
Существенна психологическая сторона этих последствий и зависит от того, лишен ли он с раннего детства материнской любви, ограничен ли в ее ласке, отлучен ли он от культуры или от социума и т.д. Тревожность, страхи вызванные этими последствиями, характерны коммуникативной депривации.
Поэтому к факторам, влияющим на возникновение и развитие различного рода психологических проблем у человека, по мнению И.В.Фурманова, относятся лишения (отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности) и потери (утрата людей, представлений, ранее удовлетворяющих потребности).
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психосоциальную, материнскую, коммуникативную и другие.
В психологии существуют подходы и концепции объясняющие причины и описывающих последствия депривации. Методологической основой исследований является, и положение В.С.Мухиной о феноменологической сущности человека как совокупности двух исторически формирующихся начал: I – человек как социальная единица, 2 – человек как уникальная личность. Оба эти начала создают в человеке как общее, так и уникальное. По мнению В.С.Мухиной, в условиях депривации искажаются, страдают, изменяются обе стороны личности. У ребенка, как формирующейся социальной единицы искажается позиция на то, чтобы «быть как все», в то же время искажается и позиция притязаний на уникальность.
Депривация, по мнению Н.А. Государева, формулируется, как лишение возможности удовлетворять значимые потребности вследствие ограничения общения (коммуникативная депривация).
Коммуникативная депривация в деловом общении связана с подменой социально-одобряемых качеств социально-осуждаемыми качествами и недостоверностью информации представляемые партнерам.
Барьеры общения в психологии, их зависимость от личностных качеств человека
Психологические барьеры могут быть незаметными для самого человека, но остро ощущаться всеми остальными людьми из его окружения. Он может быть уверен, что с общением у него все нормально и не видит своих ошибок. А когда субъекту станет ясно, в чем проблема, у него могут возникнуть комплексы.
К каждому собеседнику нужно подходить индивидуально. Это особенно касается манеры общения.
Приемы и техники для преодоления психологических барьеров с различными людьми также подбирают соответствующие:
- Доминантный индивид может обратиться к любому человеку, совершенно не задумываясь о целесообразности и уместности такого действия. Он всегда стремится захватить инициативу и подавить других собеседников. Весь его вид — мимика, жесты, осанка и взгляд буквально кричит окружающим о его первенстве. Он очень напорист, может повысить голос или перебить партнера по общению. В разговоре с таким человеком следует дать ему возможность проявить индивидуальность. Опровергать, высмеивать или доказывать обратное, ему не стоит. Достаточно просто вести себя спокойно и придерживаться собственной точки зрения.
- Недоминантный субъект, как правило, выглядит крайне неуверенно. Он опасается проявлять инициативу, спросить собеседника о чем-то интересующем. Такой человек нерешителен, его легко сбить с толку, заставить занять другую позицию. Он не только сам не перебивает собеседника, но и позволяет другим прервать свою речь. Поэтому, общаясь с таким индивидом, нужно дать ему возможность выразить себя, высказать свое мнение и проявить инициативу.
Характер человека связан с его темпераментом и индивидуальными качествами, приобретенными в течение жизни. Но нельзя оправдывать недочеты своего воспитания темпераментом или врожденными свойствами. Тактичным и отзывчивым может стать любой человек, стоит лишь приложить немного усилий и поработать над собой.
Причины трудностей во взаимопонимании
Некоторые личности постоянно сталкиваются с трудностями при общении с другими людьми. Обычно это происходит по следующим причинам:
-
Неумение и нежелание слушать собеседника. Это наиболее частая причина появления проблем во время коммуникации.
Неумение слушать проявляется в постоянном стремлении перебивать оппонентов, навязывать им свое мнение по любому вопросу.
Потребность высказаться у человека настолько велика, что он нередко перебивает более осведомленных в вопросе людей исключительно из желания «вставить свои пять копеек». Собеседники в итоге испытывают раздражение. Их самолюбие страдает из-за откровенного неуважения оппонента. Нежелание слушать, в отличие от неумения, не означает стремление любой ценой взять слово. Это проявление полного безразличия к другой персоне. Преодолеть подобную проблему можно, демонстрируя заинтересованность даже при ее отсутствии.
Неспособность понять настроение собеседника. Часто люди настолько увлекаются своим рассказом, что даже не замечают состояния оппонента. Человек может быть расстроенным, уставшим, раздраженным, взволнованным и т.д. В такие моменты его меньше всего интересуют истории, которые ему стремятся поведать другие люди. Полное игнорирование состояния другого человека говорит об эмоциональной холодности, безучастности, невнимательности.
Закрытость. Каждый индивид обладает определённым уровнем открытости по отношению к окружающим. Кто-то легко вступает в новые связи, заводит знакомства. А для кого-то любой контакт представляет большую проблему.
Когда люди сталкиваются с собеседником, который демонстрирует всем своим видом нежелание сближаться и налаживать контакт, они испытывают дискомфорт. В итоге общение завершается, не успев начаться.
Низкая самооценка. Личности, страдающие от неуверенности в себе, часто чувствуют себя некомфортно во время бесед с окружающими. Им кажется, что сами они недостаточно остроумны, интересны, обаятельны и т.д. Напряжение приводит к скованности, которая мешает свободно вести беседу.
Агрессивность. Никто не любит общаться с собеседниками, которые по любому поводу начинают проявлять агрессию в адрес оппонента. Подобное негативное поведение свойственно завистливым, язвительным, жестким людям. Как правило, они неосознанно или сознательно переносят на окружающих свои внутренние противоречия.
Как преодолеть барьеры общения?
Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.
Один из самых распространенных барьеров – комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.
Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.
Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации
Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером
Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.
Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации.Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.
Психологические причины барьеров общения
В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт. Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной. Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.
Среди барьеров общения в психологии выделяют:
Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности
Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
Мотивационные
Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.
Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.
Базовые барьеры
Базовые барьеры заключаются в непонимании реципиентом смысла сказанного не потому, что это другой язык, а потому, что у него возникают свои ассоциации, сравнения и представления, которые мешают адекватному восприятию. Вот какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа: ментальные и эмоциональные.
В разговоре, особенно неформальном, людям свойственно переводить мыслеобразы в слова и жесты, а потом декодировать обратно. Вот только одни и те же слова вызывают у контактеров разные ассоциации. В зависимости от того, где человек учился, работал и проживал, у него возникают свои представления, то есть он совершенно по-другому воспринимает переданные ему мыслеформы. Этот вид коммуникативного барьера в общении может быть логическим или эмоциональным. В некоторых случаях эту преграду практически невозможно преодолеть, в особенности если контактеры находятся на разных уровнях ментального и эмоционального состояния. Допустим, эмоциональное состояние – вещь нестабильная, и его можно выровнять. Тогда проблема с коммуникацией разрешится сама собой. А вот чтобы исправить ментальный уровень, потребуется несколько лет дополнительного образования и тренировки сообразительности.
Также принято выделять следующие виды межличностных коммуникативных барьеров:
- Мотивационный. В общении цели собеседников должны совпадать, в крайнем случае не противоречить друг другу. И если возникает подобное противоречие, то информация с самого начала не может восприниматься адекватно. Человек будет слушать, но вряд ли он услышит именно то, что ему хотел передать собеседник. Получится ситуация из области «что хочу, то и слышу».
- Терминологический. Эта проблема возникает, когда обсуждается определенный вопрос людьми с разным уровнем компетентности. К примеру, о фондовом рынке рассуждает художник из Питера и опытный акционер в этой области. Естественно, участники дискуссии будут по-разному интерпретировать слова друг друга, поскольку опираться будут исключительно на свои знания. Так, есть вероятность, что может возникнуть конфликт интерпретаций, который очень сложно определить сразу же. Однако этот барьер легко можно преодолеть, если выработать собственный словарь терминов или попросту попросить собеседника заменить зубодробительные научные эпитеты «человеческими» словами.
- Мировоззренческий барьер. Это самый глубокий и труднопреодолимый коммуникативный барьер. Он может возникнуть из-за разного возраста собеседников, разного жизненного опыта или культурного уровня. Непонимание основывается на том, что каждый коммуникатор обладает разным уровнем сознания. Например, всем известный конфликт отцов и детей. Также высока вероятность того, что собеседник попросту зациклен на субъективной мысли, что его никто не сможет понять, но это немного другое. А если говорить о мировоззрении, то действительно на разном уровне сознания по-разному воспринимаются даже самые обыденные ситуации. В результате появляются две реальности, которым не суждено пересечься между собой, соответственно, сложно найти общее информационное поле. Но даже этот барьер можно преодолеть, если собеседник с более высоким уровнем сознания посмотрит на ситуацию с точки зрения своего собеседника.
Речевые и языковые барьеры общения
Множественные речевые ошибки и невнятное произношение слов заставляют собеседников с усилием прислушиваться к говорящему. Их также может раздражать очень тихий или слишком резкий голос.
Существуют следующие барьеры непонимания:
- фонетический — непосредственная связь с плохим произношением слов и отдельных фраз;
- логический — когда человек говорит не то что думает, не знает как правильно описать свои мысли и чувства, путает причинно-следственные связи;
- семантический — выражается в том, что собеседники могут придавать одному и тому же понятию различные значения.
Поведение человека во время разговора может также оказывать сильнейшее влияние на отношение к нему его слушателей и, как следствие на качество восприятия исходящей от него информации. Различный словарный запас, дурные привычки, такие как покусывание губ, касание пальцами лица, прикрывание рта рукой во время разговора, прищуривание глаз — ухудшают общение, и на уровне подсознания снижают доверие к информации.
Характеристика эмоционального барьера общения
Наиболее сильное негативное влияние на восприятие получаемой информации оказывает барьер, связанный с отрицательными эмоциями. Его считают наиболее распространенным и связывают с определенным психо-эмоциональным состоянием собеседников. Барьеры страдания, горя, брезгливости, страха, вины, презрения препятствуют общению, закрывают внутренний мир человека, не позволяют найти с ним общих точек соприкосновения и выстроить хоть какой-то диалог.
Пользоваться частыми уточняющими и наводящими вопросами, не концентрироваться на недостатках говорящего, пытаться выражать свои мысли максимально точно и емко.
Коммуникационные причины барьеров
Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.
Коммуникационные барьеры бывают:
- Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
- Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
- Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.
Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.