Практическое занятие «упражнение по применению навыков вербального и невербального общения в деловой беседе»

Игры для старших дошкольников

Существует множество коммуникативных игр для детей 4-6 лет. Они подразумевают работу в большом коллективе, но некоторые могут быть проведены и с родителями. Первое предпочтительнее, т.к. ребенку приходится общаться со многими собеседниками, что делает его опыт многогранным.

«Золотой гусь»

Игра основана на одноименной сказке, в которой люди приклеивались друг другу. Участники встают в круг. Ведущий по очереди просит каждого назвать любую часть тела. После этого он считает до трех. Игроки должны «приклеиться» к соседу справа той частью тела, которую они назвали. Точка соприкосновения не имеет значения, но в процессе никто не должен упасть.

«Пять островов»

Организаторы оставляют на полу 5 больших цветных кругов. Каждый из них должен иметь такую площадь, которая способна вместить всех игроков. После подготовки попросите всех участников выбрать тот «остров», на котором они хотят жить. Предупредите детей, что скоро наступит цунами. Острова по очереди будет топить, а их жителям придется перебираться к соседям. Затем выбирайте круг и просите детей «переехать». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся на одном острове.

«Поздоровайся»

Игра помогает развивать воображение и создает психологически непринужденную атмосферу. Сначала ведущий рассказывает о разных способах приветствия. Можно взять примеры из других стран или придумать собственные методы. Затем участникам предлагают поздороваться друг с другом любым способом. Игроки могут придумать свои жесты.

Игра «Путанка»

Для игры понадобятся 4-8 участников и ведущий. Последний отворачивается и дает время на подготовку. Игроки встают в круг, берутся за руки и начинают путаться друг с другом, образуя единый живой клубок. Ведущий должен распутать участников.

«Кенгуру с детенышем»

Игра не только учит действовать сообща, но и развивает скорость и ловкость движений. Вместо детеныша используют мяч или любой другой небольшой предмет. Участников нужно поделить на 2-3 команды. Ведущий отмечает линию старта и финиша, затем дает команду. Игроки выстраиваются в порядке очереди. Первые участники зажимают мяч между ногами и начинают прыгать к финишу. Потом разворачиваются и возвращаются к своей команде, передают «детеныша» и громко произносят: «Я — кенгуру!» Игра продолжается, пока все не пройдут трассу.

«Зеркальное отражение»

Двое участников становятся напротив друг друга. Первый совершает движения в произвольном порядке. Другой игрок должен повторять.

«Хромая уточка»

Игра рассчитана на компанию от 5 участников. Ведущий выбирает площадку для игры и отмечает границы, за которые нельзя выходить. Один игрок становится «хромой уточкой». Он встает в центр. Остальные игроки произвольно распределяются по выбранной площадке. Они становятся на одну ногу, вторую сгибают в колене и придерживают стопу рукой. По сигналу ведущего «хромая уточка» начинает гоняться за остальными и пытаться их поймать. Если это удается, попавшийся игрок тоже помогает схватить других. Последний оставшийся участник становится новой «хромой уточкой» в следующем раунде.

ОТКРЫТЫЕ ИГРЫ («Вот ситуация, как вы поступите?»)

• Разогрев, разминка и вступление тренера призваны подчеркнуть различия и многообразие характеров игроков. На стартовой позиции ведущий не считает команду однородной.

• Ведущий самоустраняется от поддержки, игрокам предлагается надеяться на самих себя.

• Различия между игроками не являются проявлением различия их ролей, они гораздо более глубоки. Вот почему конфликт между членами команды вполне вероятен.

• Ведущий говорит и делает как можно меньше. Позиция наблюдателя над схваткой.

• Весь смысл игры не в том, чтобы сконцентрировать внимание участников на некой ситуации из прошлого, приведшей к кризису. «Кризисом», полем деятельности является «здесь и сейчас» – то, что происходит в конкретный момент в тре—нинговом классе

• Нет (или почти нет) жесткого регламента и строгих законов. Возможно проявление недопонимания, многообразие трактовок, жульничество. «Все было, и все может быть» – таков то ли анархический, то ли фатальный взгляд на происходящее.

• Ход игры – не преодоление кризисной ситуации, а некое авантюрное путешествие, приключение, никто не знает, чем оно закончится.

• Смена стадий игры не задана логически, а носит спонтанный и стихийный характер, определяясь всякий раз изменением взаимодействия играющих. Нет структуры и гармонии действия;

• Участники ориентированы на настоящее и на процесс.

• Акцент на поведении, а не на результате.

• Игроки в итоге считают себя скорее озадаченными, чем довольными. Дилеммы прояснены, и будущее характеризуется массой открытых возможностей, что создает порой неуверенность и растерянность перед необходимостью выбора.

(Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001).

НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОТ ОБИДНЫХ СЛОВ

Обидные слова подстерегают нас ежедневно – часто, когда мы меньше всего к этому готовы.

Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге ударов и контрударов. К счастью, есть способы отразить нападение обидчика, не уронив собственного достоинства. Когда в следующий раз вы станете объектом критики, попробуйте воспользоваться нашими советами:

1. Постарайтесь понять. Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. Взгляните на ситуацию со стороны и поищите причину. Водитель, «подрезая» вас, не желает вам досадить – он торопится к больному ребенку. Пропустите его вперед, поддержите его. Пытаясь понять тех, чьи слова вас больно задели, вы легче перенесете обиду.

2. Повернитесь лицом к обидчику. Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, таким вопросом: «Вам зачем—то нужно меня обидеть?» или: «Вы понимаете, как могут быть восприняты подобные слова?» Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: «Что вы имеете в виду?» или: «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?» Как только ваш критик почувствует, что его игра разгадана, он оставит вас в покое. Ведь когда тебя поймали с поличным, это очень стыдно.

3. Прибегните к юмору. Мать моей знакомой всю жизнь ревностно следила за чистотой в доме. Однажды она обнаружила у дочери паутину и спросила: «Это что такое?» – «Я провожу научный эксперимент», – парировала дочь. Лучшее оружие против оскорбительной критики – смех. Остроумный ответ поможет вам справиться практически с любым обидчиком.

4. Придумайте условный знак. Одна женщина рассказала мне, что муж критиковал ее непременно на людях. Тогда она стала носить с собой маленькое полотенце и всякий раз, когда муж говорил ей что—то обидное, накрывала голову полотенцем. Ему было так стыдно, что он избавился от своей дурной привычки.

5. Не возражайте. Соглашайтесь со всем. Если жена говорит: «Мне кажется, ты поправился килограммов на десять, дорогой», отвечайте: «На двенадцать, если быть точным». Если она не отступает: «Ну и что ты будешь делать с лишним весом?» – попробуйте так: «Да ничего, наверное. Просто побуду какое—то время толстяком». Обидное замечание сильно настолько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете критикующего.

6. Игнорируйте укол. Выслушайте замечание, скажите себе, что оно не по адресу, и забудьте. Если вы еще не вполне готовы простить, дайте понять говорящему, что его замечание услышано, но ответа не будет.

В следующий раз, когда вам отпустят колкость, сотрите с рубашки воображаемое пятно. Когда тот, кто вас задел, спросит, что вы делаете, скажите: «Мне показалось, на меня что—то попало, но я, наверное, ошибся». Когда обидчик знает, что вы тоже знаете о его намерениях, он становится гораздо осторожнее.

…В мире полно людей, которые унижают других, чтобы самоутвердиться. Не принимайте оскорбления, даже когда вас осыпают ими, как дарами любви. Не обращая на них внимания, вы снимете напряжение, укрепите ваши отношения с окружающими и сделаете свою жизнь более радостной.

39. НЕ ДЫШИ В ЗАТЫЛОК

Помните: лучшее, что вы можете сделать, находясь за спиной человека, – это ласково потрепать его по плечу.

З. Зиглар

Цели:

а) научить участников концентрировать внимание на партнере;

б) дать им возможность посмотреть на себя со стороны, глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: не требуются.

Время: 20–30 минут.

ЗАКРЫТЫЕ ИГРЫ («Вот проблема: как мы ее решим?»)

• Игроки вдохновлены вступлением ведущего или разминкой, нацеленной на создание атмосферы единства группы.

• Ведущий воспринимается группой как властное, но доброжелательное лицо.

• Разделение труда подчеркивает функциональный характер различий между членами группы.

• Тренер воспринимается как ведущий: он контролирует ситуацию, отвечает на вопросы, дает инструкции…

• Моментом начала игры является кризис, прошлое важно как предыстория игры. • Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей

• Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей.

• Игроки организованы в команды или подгруппы, играющие по одинаковым правилам.

• Задачей игроков является преодоление кризиса.

• Действие развивается согласно логической поэтапной структуре и ориентировано на достижение конкретной цели – выхода из кризиса. Временной вектор игры – будущее.

• Напряжение возрастает в одном—единственном направлении, стимулируя совместную азартную деятельность.

• Интерес зрителей вызывает то, какой стратегией и тактикой воспользуется команда.

• Игроки получают удовольствие от совместной работы. Сама конфликтная ситуация – это лишь «повод для колхоза», для совместной деятельности, завершаемой примирением сторон и получением ответов на поставленные вопросы.

Польза для детского развития

Коммуникативные упражнения полезны по следующим причинам:

  1. Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом — в школе. В дальнейшем навыки сохраняются, поэтому уже взрослый человек быстрее адаптируется в университете, на работе, среди компании незнакомых людей и т.д.
  2. Вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. Игры помогают решить эту проблему. В процессе ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
  3. Способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. Люди с в меру живой мимикой оцениваются другими как более привлекательные, т.к. они харизматичные. В будущем человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.
  4. Улучшают воображение. Это становится базой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность. Неординарный подход делает ребенка более популярным, его успехи чаще отмечают воспитатели и учителя. Это повышает самооценку. Дети становятся счастливыми, т.к. получают одобрение со стороны других.
  5. Развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность и реже отвлекается от своей цели.
  6. Учат распознавать собственные чувства. Если до 3-4 лет детям речь нужна преимущественно для просьб и взаимодействия во время игр, то с возрастом способность говорить приобретает другое значение. Возникает потребность в эмоциях и их выражении. Речь становится главным инструментом. Сначала ребенок учится понимать, что он чувствует, а потом правильно доносить это до окружающих. Это ключевой коммуникативный навык, который обеспечивает гармоничное развитие. У людей, которые правильно осознают эмоции и контролируют их, ниже шанс появления психических отклонений.
  7. Развивают склонность к эмпатии. Ребенок учится понимать не только себя, но и других. Он начинает сочувствовать и сопереживать окружающим. На этой почве ему становится проще заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с людьми. При возникновении конфликтных ситуаций дети старшего возраста с развитыми коммуникативными навыками смотрят на проблему с обеих сторон, затем спокойно обсуждают происходящее и пытаются найти решение. Если умения развиты плохо, приоритетное значение имеет выражение эмоций или достижение собственной цели вне зависимости от средств.
  8. Учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации. Нормы позволяют направлять ребенка в дальнейшем, не дают ему стать асоциальным, препятствуют формированию девиантного поведения.
  9. Помогают позитивно воспринимать окружающий мир. В ходе занятий и проработки дидактического материала вырабатывается доверие. Ребенок заранее воспринимает окружающих людей позитивно. Благодаря чувству безопасности ему становится проще общаться и развиваться. Вырабатывается способность просить о помощи. Если человек относится к окружающему миру негативно, он испытывает постоянный стресс. Ему трудно о чем-либо просить, он предпочитает как можно меньше контактировать с другими людьми. Это замедляет развитие и снижает продуктивность.
  10. Делают ребенка полноценной частью социума. Это результат проработки остальных умений. После тренировок дети начинают осознавать себя как часть общества, у них появляются четкие границы. Они лучше контролируют себя и хорошо понимают, что им дозволено, а что — запрещено. После взросления у них выше шанс исполнить свою мечту и продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Из-за этого не происходит формирование связей с окружающими, отсутствует позитивный опыт, ребенок начинает видеть в окружающем мире угрозу и опасность. Это может преследовать человека всю жизнь. В результате появляется склонность к самоизоляции. Жизненная позиция становится пассивной. Возникает стресс, повышается риск развития психических отклонений.

Коммуникативная игра 10. «Что изменилось?»

Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

Коммуникативная игра 20. «Шарики»

Игрокам нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Если играют много людей, то нужно предварительно разделить их на команды. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).

Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать  шарики и плечом и  даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.

Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика –  это намного сложнее и интереснее!

 Для самых маленьких детей нужно предложить 1 шарик, который удерживает в воздухе пара – тройка игроков. Играть с малышами можно не только с шариком, но и с пушинкой из ваты, на которую нужно дуть (русская народная старинная игра).

“СПОР ПРИ СВИДЕТЕЛЕ”

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача – следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта (“Уяснение”) и при парафразе использовали “другие слова”, т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводиться 15 минут.

По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

• “Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?”;

• “Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?”;

• “Кто из партнеров не понял другого – тот, кто говорил, или тот, кто слушал?”.

Зачем нужны коммуникативные игры

В 4-5 лет дошкольники владеют лишь начальными навыками общения. Они хаотичны и становятся неэффективными на следующих этапах развития. Дети младшего возраста преимущественно общаются с родителями. К сверстникам они тянутся, но чаще стараются проводить время с одним товарищем, без других ровесников. Объединить детей в группу способны только совместные игры. Умения вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка пока нет, но коммуникативные игры помогают исправить это и подготовиться к школе.

Старшим детям часто тоже нужна дополнительная поддержка. Школьники уже понимают, что могут взаимодействовать с окружением не только в игровом формате, однако у них возникают новые вопросы.

Их нужно направлять: объяснять нормы, обучать правильно использовать невербальные и вербальные средства общения, помогать предугадывать чувства и эмоции других людей. Целью игр является формирование коммуникативной компетенции и умение использовать ее в повседневности.

Коммуникативная игра 27. «Разговор через стекло».

Играют парой. Один игрок как будто  находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине»,  что ему нужно купить.  Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить,  что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.

Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано.  Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями.

 Игра интересна как детям, так и взрослым.  «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

Особенности игр на общение

Играми на общение называют такие игры, которые нацелены на развитие коммуникативных навыков у детей. Педагоги отбирают их с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, настроем на то, чтобы ребенок мог раскрыться и проявить себя. Коммуникативные игры для детей подразумевают совместные действия участников, их взаимопонимание, сотрудничество, положительное отношение ко всем игрокам, формирование навыков общения, повышение популярности в среде сверстников. Такие совместные игры хороши также тем, что дети в результате получают положительные эмоции, непосредственную радость, являющихся основой развития жизнерадостности, оптимизма, активность в решении жизненных задач, стремлении приходить на помощь другим.

С какой трудностью могут столкнуться родители при проведении коммуникативных игр? Необходимо учитывать, что такого рода игры трудно проводить индивидуально, в основном они массовые, предназначены для нескольких участников. Поэтому, как правило, игры на общение становятся семейными и легко могут вписаться в общий досуг. В них обязательно должны принимать участие взрослые, чтобы дать возможность ребенку, особенно застенчивому, научиться контактировать не только с близкими, но и с посторонними людьми. Для индивидуального обучения полезно использовать игровые упражнения, которые отличаются краткостью и лаконичностью действий. Коммуникативные игры можно организовать дома, на даче, во время прогулки, на праздниках и семейных торжествах.

Обсуждение первого этапа

• Кем проще быть в этом упражнении?

• Удалось ли вам лучше почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?

• Может ли, на ваш взгляд, подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации между людьми?

Второй этап

Участник под номером один получает задание в течение 5 минут рассказать партнеру о своем любимом виде спорта (книге, фильме, способе проводить свободное время.) и убедить своего собеседника в несомненных преимуществах любимого занятия перед другими. (Участник под номером два получает при этом инструкцию, в соответствии с которой он должен посылать своему собеседнику постоянные невербальные сигналы о том, что тема разговора ему неинтересна, все доводы говорящего нелогичны, слабы и неэффективны. Он избегает зрительного контакта с говорящим, демонстрирует «закрытые позы», руки постоянно заняты – теребят волосы и края одежды, стряхивают с нее ворсинки. Нужно играть эту роль с максимальной естественностью, чтобы не давать собеседнику заподозрить вас в нарочитости поведения!)

Затем роли меняются. Убеждать своего партнера придется участнику под номером два. Первый же игрок получает от тренера инструкцию пользоваться невербальными сигналами «позитивного слушания»: качать в знак согласия головой, поддакивать, податься корпусом вперед – к говорящему, следить за тем, чтобы не использовались «закрытые позы».

Ход игры

Инструкция: конечно, разговаривать о ком—то за спиной – признак как минимум дурного тона. Но в нашей игре тот, о ком будет вестись разговор, сам будет присутствовать при этом. Происходить игра будет так: любой желающий выходит из круга и садится спиной к группе неподалеку, чтобы было достаточно хорошо слышно обсуждение.

Ведущий предложит группе поговорить о личности нашего добровольца в третьем лице, как будто он не находится в комнате во время обсуждения…

– Как вы думаете, Гена – уверенный в себе человек?

– Что вы можете сказать о Володе как о товарище?

– Кажется ли вам, что на Лену можно положиться в трудную минуту?

“ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА”

Назначение

– совершенствование коммуникативной культуры.

Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это “здесь и теперь”.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.). Это и получается тот багаж, который забирает с тобой после занятий СПТ

Традиционная технология СПТ может варьироваться в зависимости от степени опытности тренера, особенностей участников (возрастных, половых, статусных, профессиональных, личностных), условий проведения занятий в группе (временных, пространственных).

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные игры преследуют те же цели, что и классические. Они стараются подтолкнуть детей к выстраиванию отношений.

Датская народная мелодия

Другое название игры — «Здравствуйте!» Ведущий включает музыку. Игроки совершают танцевальные движения, пока не услышат протяжный аккорд. В этот момент они должны пожать руку другому участнику. Затем танец продолжается до следующего длинного аккорда. Каждый раз нужно здороваться с новым игроком.

«Что видели — покажем»

Дети разбиваются на несколько команд. В каждой должно быть от 2 до 6 человек. После этого дается время на подготовку, в течение которого участники придумывают, что они будут показывать. Это может быть небольшая сценка, демонстрация какого-то вида спорта или имитация поведения животного. Затем первая команда молча показывает задуманное, а другие должны отгадать, что участники изображали. После этого выступает следующая группа.

«Ищи музыку»

Под музыку дети становятся парами и выстраиваются в круг так, что один стоит к центру спиной, а другой — лицом. В середине находятся водящий. Он дает команду «Ищи!», после чего все, кто стоят лицом к центру, забегают в круг. Остальные поворачиваются и ждут следующего раунда, в котором искать будут уже они. Играет музыка, участники внутри круга танцуют. Когда наступает тишина, игроки быстро должны найти себе пару из тех, кто стоит на месте. Тот, кто остался один, становится следующим ведущим.

«Звериное пианино»

Дети присаживаются на корточки в один ряд. Они исполняют роль клавиш в пианино. Каждому ребенку дают карточку с изображением животного, голосом которого он становится. Ведущим проходит мимо пианино и нажимает на «клавиши», т.е. прикасается к головам детей. Каждый игрок должен откликаться голосом соответствующего животного.

Игра «Нос к носу»

Под включенную музыку участники двигаются по всей комнате. По команде ведущего они останавливаются, находят себе пару и соприкасаются теми частями тела, которые назвал взрослый. Можно попросить игроков прижаться друг к другу ушами, коленками, носами и т.д. Затем музыка снова включается, дети продолжают двигаться до следующей остановки.

Подготовка к игре

Попробуем вспомнить, что такое «активное слушание»?

(Обсуждение в группе.)

Ведущий: вы видите, что вопрос оказался непростым и породил заинтересованную дискуссию в группе. Случайно ли это?

По—моему, активное слушание сродни работе литературного переводчика. Как минимум мы должны владеть языком собеседника, проверять постоянно и «переводить» значение сигналов невербальной коммуникации, создающей подтекст «переводимого» словесного текста. Еще одна важная особенность такого «перевода» – это творческое занятие, акт совместного интеллектуального действия. Одна из опасностей для поэта—переводчика – «заиграться», «заслушаться» своим переводом и. заменить автора, утопить его мысли и чувства, его послание в собственных интерпретациях услышанного. То есть «переводчик» во мне должен быть дисциплинированным и точным, адекватным тому посланию, которое отправлено собеседником.

Занятие подобного «перевода», или «расшифровки», собеседника, процесса коммуникации – вещь очень увлекательная. Потренироваться в подобной сфере не только интересно, но и полезно. Этим—то мы сейчас и займемся!

ТОП-5 принципов профессионального делового общения

Отношение к человеку со стороны профессионалов-коллег в немалой степени зависит от того, насколько он сам грамотно себя ведет в своей сфере деятельности.

Если говорить о поведении человека в процессе взаимодействия с коллегами, то деловое общение – это:

Стремление к взаимопониманию.

Очень важно уметь находить компромиссные решения, быть открытым для восприятия и обсуждения значимых для сторон сведений. Недопустимо поведение, подталкивающее к конфликтам, либо стремление избежать взаимодействия

Большое значение имеет умение слушать, не перебивать, проявлять уважение к собеседнику во всем, а именно – в словах, жестикуляции, выражении лица.

Продуманное содержание разговора.

Необходимо подготовить речь, желательно даже записать ее. Выделить самые важные моменты из тех, что будут затронуты в беседе. Если предстоит выступление на публике, доклад, к примеру, то его необходимо спланировать, наметить вступительную, основную, заключительную части и подведение итогов.

Умение формулировать вопросы открытого и закрытого типа.

Следует понимать, что ответ на поставленный вопрос во многом зависит от того, в какой форме он задан. Можно спросить так, что достаточно будет ответить «да» либо «нет», но существуют и открытые вопросы, отвечая на которые собеседник озвучит именно свое собственное мнение. Прямые и в некоторой степени нетактичные вопросы задавать нельзя.

Правильно поставленная речь, понятная, не слишком быстрая, легкая для восприятия, но не однообразная (под которую можно уснуть).

В общем можно сказать, что любая крайность в речи – это плохо. Неприятно и тяжело слушать человека, которые все время говорит очень громко либо, наоборот, тихо, торопливо, смазывая слова и т. д.

Человек, говорящий четко, размеренно, достаточно громко (но не слишком), производит хорошее впечатление, воспринимается как уверенный в себе, грамотный, серьезный собеседник.

Отсутствие в изложении слишком длинных запутанных формулировок. Гораздо лучше звучат и воспринимаются короткие емкие фразы (да и времени занимают меньше).

Возможно, кому-то покажется не таким простым делом выполнение всех изложенных правил. Умение ими пользоваться приходит с опытом. Деловая сфера общения предполагает способность общаться в нужном ключе, без этого взаимопонимание между участниками бизнеса будет затруднительным.

Коммуникативная игра 17. «Поменяйтесь местами»

Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).

Маленький секрет этой коммуникативной игры: в эту игру можно играть и со взрослыми, причем с весьма серьезными целями. Например, в группе педагогов моего курса повышения квалификации мы знакомились друг с другом  именно в этой игре. Задания были такого типа: «Поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Истоки». А теперь поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Из детства – в отрочество». А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя молодым педагогом. А теперь поменяйтесь те, кто считает себя опытным педагогом  в этой теме и готов поделиться своим опытом и находками с коллегами» и другие. Так,  во время игры за несколько минут я получаю важный для меня «портрет группы». И всем интересно! И мне тоже!

Коммуникативная игра 8. «Приветствие» («Хлопушка»).

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!

Мы с детьми делаем  при встрече «хлопушку». Все встают в круг,  руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети  кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка»  из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.

Коммуникативная игра 19. «Коробка с секретом»

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука.  Всего нужно сделать  4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Очень веселая и озорная игра! Она интересна и взрослым тоже.

Принципы делового общения

Взаимодействие между бизнес-партнерами отличается от обычного общения в быту тем, что здесь участники переговоров формулируют общие задачи и совместно намечают пути для их решения. Вот несколько черт, характерных именно для делового общения:

  • Это не самостоятельный элемент, а одна из составляющих всего процесса деловых взаимоотношений, на основе которых выстраивается бизнес.
  • Беседа ведется вокруг того, что является предметом обсуждения. К примеру, партнеры могут говорить о назревших проблемах в работе, обсуждать оказание услуг или выпуск определенной продукции, планировать свою деятельность на будущее, генерировать новые идеи, делиться приобретенным опытом.
  • Процесс подразумевает влияние участников беседы друг на друга убеждением, внушением и иными способами (например, если речь идет о переговорах между руководством и подчиненными).
  • Деловое общение предполагает использование сторонами определенных знаний и навыков, которые накапливаются и развиваются в процессе взаимодействия. Благодаря этому растет профессионализм и опыт каждого индивида.
  • Здесь имеют значение деловые традиции, сложившиеся в компании, кодекс, статусный набор участников беседы, моральные устои.

Упомянутый кодекс в данном контексте означает ряд правил, объединяющих в себе определенные принципы:

Кооперативность. Имеется в виду, что участвовать в переговорах и вносить свой вклад в решение вопросов должны все присутствующие.
Достаточность излагаемой информации. То есть выступления не должны быть слишком длинными, но и сидеть молча тоже никому не следует.
Качество излагаемой информации

Каждый из участников честен в своих высказываниях.
Целесообразность выступлений
Не следует уходить в сторону от главного предмета обсуждения.
Все приводимые аргументы должны быть убедительны.
В общении следует придерживаться уважительного тона, не допускать сарказма или пренебрежения к другим участникам.
Принимать во внимание индивидуальные особенности каждого из сотрудников, стараться уловить ход их мыслей и не допускать конфликтов и недопонимания.
Собственные мысли тоже следует излагать доступно, стремиться к формированию грамотной речи, правильно использовать интонации и делать свои выступления максимально понятными.
Важно уметь адекватно реагировать на критику и исправлять недостатки в процессе работы.

Каковы трудности общения в дошкольном возрасте?

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

Оцените статью
Добавить комментарий