Управление конфликтами в организации кратко

Понятие конфликта, его объект и предмет

Наиболее точное определение конфликта может дать наука конфликтология, которая занимается изучением этого явления. Учёные утверждают, что конфликт – это необычное взаимодействие, возникающее между индивидами или группами людей в результате расхождения их позиций или взглядов. Противостоящими сторонами могут быть не только люди, но и животные или технические структуры (системы).

В переводе с латыни «conflictus» – «столкнувшийся», краткое определение конфликта – это столкновение и противоборство на базе противоречий, сопровождающиеся негативными эмоциями.

Не бывает конфликта без причины. Объект конфликта – это движущая сила и мотивация (причина), способствующая разрастанию инцидента.

Объект конфликта

Можно выделить три основные группы объектов конфликта:

  • объекты, неделимые на части и не предоставляющие возможности совместного владения ими;
  • объекты, допускающие деление в определённых пропорциях среди нескольких участников разногласия;
  • объекты, позволяющие вступать в совместное обладание.

Что касается третьей группы, то такие конфликты принято считать «мнимыми», но они существуют.

Кроме понятия «объект конфликта», конфликтологи оперируют ещё таким понятием, как «предмет конфликта». Если рассматривать структуру конфликта, то предмет конфликта – это конкретная проблема или та, которую позволяют себе воображать участники раздора.

Предмет разногласий

Разница между предметом и объектом

Существует взаимосвязь между этими двумя понятиями. Одни исследователи в этой области предпочитают одно определение, другие – другое.

Важно! В основе предмета конфликта лежит то, ради чего участники затевают междоусобицу, пытаясь решить проблему в свою пользу. Поиск «зерна раздора» является основной задачей при попытке разрешить разногласия

Проще говоря, разница заключается в следующем:

  • предмет конфликта – это нематериальная проблема, возможно даже воображаемая, которая служит поводом для разногласий;
  • объект конфликта – это элемент из материального мира (предмет, духовная ценность).

В качестве примера предмета разногласий могут быть семейные ссоры, длящиеся годами, или межнациональные конфликты.

Примером объекта конфликта может служить спор двух парней из-за красивой девушки или границы (межи) между соседними дачными участками.

Предмет и объект инцидента

Природа и причина стресса

Стресс – состояние напряжения, которое возникает у человека под влиянием сильных воздействий.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций (снижается эффективность и благополучие человека, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь).
Стресс характеризуется чрезмерным психологическим и физиологическим напряжением.Физиологические признаки: язва, гипертония, мигрень, астма, боли в сердце.Психологические признаки: раздражимость, потеря аппетита  дипрессия и т.д.

Стресс может быть вызван двумя факторами:

  • Организационные факторы:
  • перегрузка или наоборот малая рабочая нагрузка
  •  конфликт ролей – возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования
  • неопределенность ролей – возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают
  •  неинтересная работа
  • Личностные факторы

      Существует шкала, где отмечено относительное значение стресса, вызванного жизненными событиями. Томас Холмс и Ричард Раэ, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов почти 80%  подвержены риску испытать физиологический или психологический стресс).

Смерть супруга – 100 .
Развод – 73.
Содержание в тюрьме или ином исправительном заведении – 63.
Серьезное телесное повреждение или болезнь – 53.
Брак – 50.
Увольнение с работы – 47.
Уход на пенсию – 45.
Беременность – 40.
Крупные изменения в финансовом положении – 38.
Смерть близкого друга – 37.
Уход детей из дома – 29.
Пересмотр личных привычек – 24.
Трудные отношения с боссом – 23.
Изменение местожительства – 20.
Отпуск – 13.
Рождество – 12. и т.д.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.
2. Научиться говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого Вы уже не можете взять на себя больше работы.
3. Наладить эффективные и надежные отношения с Вашим боссом.
4. Не соглашайтесь с Вашим руководителем  или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей).
5. Обсудите  чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем.
6. Найдите каждый день время для отдыха.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:
1. Оценить способности, потребности и склонности выших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам.
2. Разрешайте Вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий.
4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению к Вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Методы конфликтологии

Методы, направленные на изучения различных конфликтов, представляет собой способ приобретения, доказательства и построения конфликтологического познания, содержащий в себе совокупность приемов, принципов и категорий, а также возможность использования этого знания в практике предсказания, предотвращения, диагностики, профилактики и разрешения противоречий, другими словами являет собой систему механизмов анализа и путей разрешения конфликтов. Такие механизмы существенно разнятся при исследовании социальных конфликтов, конфронтаций, возникающих внутри личности и между отдельными индивидами.

Основными методами конфликтологии принято считать: эксперимент, опрос, исследование документов, комплексное исследование и наблюдение.

Эксперимент является эмпирическим исследованием и опирается на теоретическую базу и методы других научных направлений (социологии, психологии). В процессе эксперимента воссоздаются реальные ситуации из жизни для проверки теоретических гипотез на практике.

Опрос – это сбор суждений, ответов разных индивидов по изучаемым вопросам при помощи анкетирования или тестирования. Опрашиваться могут участники противостояния, наблюдатели и эксперты.

Исследование документов предполагает изучение данных, зафиксированных на специальном носителе (сведения о противостоянии между странами, столкновении отдельных субъектов). Комплексное исследование предполагает использование методов.

Наблюдение заключается в процессе, при котором экспериментатор является либо участником наблюдаемой ситуации, либо наблюдателем. Данный метод является наиболее популярным и простым среди всех применяемых способов. Главным его преимуществом является то, что он используется при естественных условиях протекания конфронтации.

Конфликтология, как наука

Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

Становление конфликтологии

В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.

Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Важные личные качества

Профессию конфликтолога или конфликт-менеджера можно отнести к разряду помогающих, поэтому для нее требуется достаточно высокий уровень эмпатии и, в целом, доброжелательное отношение к людям. Не обязательно испытывать братскую любовь к каждому встречному, но мизантропам заниматься такой деятельностью точно не стоит. Также для подобной работы очень важна стрессоустойчивость, поскольку конфликтные ситуации нередко сопровождаются агрессивными выпадами, криками, попытками физического воздействия – словом, всем тем, что люди обычно делают «на эмоциях».

Для конфликтолога также очень важно уметь слушать и слышать, абстрагироваться от собственных симпатий и стараться мыслить максимально объективно (в противном случае будет сложно провести конструктивные переговоры). И, конечно же, такой специалист должен уметь выявлять в конкретной ситуации определенные паттерны, по которым развиваются конфликты, и соотносить их со своими знаниями

Заработная плата

Уровень доходов конфликт-менеджера зависит от его опыта, квалификации (дополнительное прохождение профессиональных курсов всегда идет на пользу), а также непосредственно от финансовой политики той организации, в которой он работает.

Карьерный рост

Работа конфликтолога не предполагает существенного изменения должности – скорее, роста зарплаты при получении опыта и повышении профессионализма. Однако, поскольку такие специалисты хорошо разбираются, в том числе, в управлении человеческими ресурсами, при желании и возможности они могут занимать руководящие посты.

Профессиональные знания

1. Выявление противоречий и прогноз касательно их влияния на ситуацию в коллективе.

2. Прогнозирование и предотвращение конфликтных ситуаций.

3. Конструктивное разрешение конфликтов с учетом интересов обеих сторон.

4. Разработка соцпрограмм, способных снизить напряжение в коллективе и сократить количество конфликтов.

5. Разработка рекомендаций и планов по развитию компании с учетом факторов, провоцирующих возникновение конфликтных ситуаций.

6. Просвещение, формирование грамотного общественного мнения касательно конфликтов и их разрешения.

Известные конфликтологи

1. Льюис Козер, автор книги «Функции социального конфликта» и основоположник конфликтологии как науки.

2. В.А. Светлов, петербургский исследователь, работающий над концепцией ЕТК (единой теории конфликта).

История возникновения

Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер.

Однако как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта», положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля, и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа.

Главный вывод Зиммеля, который отметил Льюис Козер — это то, что конфликт является формой социализации. «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования».

Георг Зиммель писал: «Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными. И те, и другие имеют в обиходе и истории жизни ещё другие задачи, выполняемые ими независимо от своего собственного разрешения. И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разрешит его, а заменит его по форме и содержанию другим». Таким образом, он выдвинул концепцию конфликта как «защитного клапана»: конфликт служит клапаном, высвобождающим чувство враждебности, которое, не будь этой отдушины, взорвет отношения между антагонистами. Конфликт не всегда дисфункционален по отношению к системе, в которой он возникает; часто конфликт необходим для её сохранения. Конфликт служит установлению и поддержанию самотождественности и границ обществ и групп. Функция конфликта, по Козеру, заключаются в установлении и поддержании групповой идентичности, а конфликт с другими группами способствует упрочению идентичности группы и сохранению её границ в отношении окружающего социума. То есть конфликт выполняет группосохраняющюю функцию в той мере, в какой регулирует системы отношений.

Основания для конфликтов существуют в любом обществе, но социальные структуры различаются по дозволенным способам выражения антагонистических требований. «Возможно, конфликт является отцом всех вещей, то есть движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной», — писал Ральф Дарендорф. По мнению Дарендорфа, конфликты могут быть более или менее интенсивными и более или менее насильственными, но их регулирование является решающим средством уменьшения насильственности; регулирование конфликтов делает их контролируемыми, «и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур».

Появление конфликтологии как науки

Конфликтология – это наука, изучающая закономерности зарождения, появления, развития, разрешения, и завершения конфликтов любой степени сложности.

Конфликтология зародилась в 20 веке. В основу науки положены труды Карла Маркса. Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера. Большое влияние на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер.

Предмет конфликтологии изучает зарождение конфликтов, протекание и их завершение.

Конфликт

Решение конфликта. Лазарев Сергей Николаевич

Основные виды конфликтов:

  1. социальные;
  2. внутриличностные;
  3. зооконфликты .

Внутриличностный конфликт – это негативное эмоциональное переживание, вызванное противостоянием структур внутреннего мира индивидуума, которое отражает противоречия в его отношениях с социальной сферой.

Социальные конфликты различают: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные и др. Конфликтология занимается социальными конфликтами, фундаментом которых служат межличностные, которые тесно переплетены с внутренними процессами каждого участника конфликта. Изучение мотивов социальных конфликтных ситуаций невозможно без понимания процессов, происходящих в психике индивидуума, а также без изучения условий, предшествующих его конфликтному поведению. Конфликт – это многогранный процесс, который не всегда поддается полному описанию даже с позиции науки.

Схема, характеризующая сущность конфликта, содержит в себе основные характеристики: структуру, динамику, управление конфликтом.

Структура конфликта:

  1. объект (определяется предмет спора);
  2. субъекты (индивидуум, объединение);
  3. условия развития конфликта;
  4. масштаб его развития;
  5. стратегия, тактика в поведении противостоящих сторон;
  6. исход конфликта (результаты, последствия, осознание).

Функции конфликта:

  1. конструктивная;
  2. деструктивная.

Взрыв негативных эмоций, грубое нарушение правил и норм, причинение материального, морального, и возможно, физического вреда конфликтующему объекту, относится к деструктивной стороне конфликта.

Конструктивной стороной такого процесса является тот факт, что это способ развития личности, группы и др., вызывающий состояния дезорганизации и потрясения по отношению к предшествующему развитию. Старое рушится, в жизнь входят другие смыслы, конфликт здесь проявляет себя в качестве генератора новых структур. В процессе разрешения конфликтной ситуации возможно достижение целей.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта:

  1. предконфликтная ситуация ;
  2. проявление открытого конфликта;
  3. завершение.

Конфликта как такового еще нет, но появляются предпосылки для него: возникает причина противостояния между участниками. Если не урегулировать конфликт на первой стадии, то динамика конфликта будет развиваться дальше. Вторая стадия – участники переходят к конфликтному поведению. Расширяется количество участников, поддерживающих ту или иную сторону, предпринимаются действия, которые направлены друг против друга, присутствует обвинения, резко негативное отношение, эмоциональный накал. Этот процесс обозначен понятием эскалация, т.е. увеличение разрушительных, деструктивных действий конфликтующих оппонентов, зачастую имеющих необратимые катастрофические последствия.  Третья стадия – возникновение способов разрешения конфликта.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность его участников, направленная на осознанное контролирование ситуации, осуществляемое ими на протяжении всего периода конфликтного взаимодействия. Здесь многое зависит от компетентности конфликтующих сторон. Для помощи в урегулировании конфликтов могут привлекаться специалисты.

Управление конфликтом на активной стадии развития заключается в том, чтобы дать возможность конфликтующим сторонам раскрыть, выразить и защищать свою позицию, не нарушая рамок и приемлемых способов выражения своих чувств.

Разрешение конфликта

Выход из конфликтной ситуации происходит благодаря: трансформации причин ее породивших, и изменением идеального восприятия конкретной ситуации ее участников. Разрешение конфликтов зачастую бывает частичным. О полном разрешении можно говорить тогда, когда полностью преобразована внешняя ситуация, а также трансформированы все внутренние психологические факторы, вызвавшие данный конфликт. Для этого, как правило, привлекаются специалисты в данной области: конфликтологи, психологи.

Победитель японского шоу талантов KAMIWAZA 2013.

Что такое конфликтология?

Конфликтологией является наука по изучению причин зарождения, процессов протекания, эскалации и развития ситуации, а также методов устранения проблемы с последующим ее завершением. Другими словами, предметом конфликтологии становится сам конфликт, который определяется ею как противостояние, конфронтация.

Что такое конфликт? Это спор между двумя людьми, который основывается на двух противоречащих друг друга мнениях, интересах, взглядах. Зачастую у конфликта есть объект, за который борются обе стороны. Каждая из сторон желает отстоять свою позицию, поэтому пускает в ход различные способы преодоления всех возникающих преград.

Обычно во время спора люди создают препятствия друг другу, чтобы вторая сторона сдалась под натиском аргументов, реалий жизни, угроз и пр. Если оппонент не сдается, тогда он тоже выдвигает в адрес собеседника преграду. Порой люди настолько увлекаются своим спором, что даже забывают о том, из-за чего все началось. У некоторых людей споры длятся годами. Все началось с одной ссоры, а затем начинают возникать другие предметы для споров. Все доходит до того, что люди превращаются в постоянных врагов, которые постоянно занимаются тем, что спорят. Они уже априори начинают встречу со спора, приходя ко мнению, что они точно никогда не договорятся. А ведь последующие ссоры стали причиной того, что первый конфликт не был завершен.

Сначала выясните, почему на вас обижаются, чтобы вам не казалось, будто ваши просьбы или присутствие обижает другого человека. Многие люди предпочитают не выяснять причины недовольства своих оппонентов. И это та ошибка, которую совершают именно они. Как можно сделать правильные выводы, если вы не знаете полной картины происходящего? Это все равно, что готовить блюдо, не зная полный состав ингредиентов. Если вы хотите получить вкусное блюдо, вам нужно знать весь рецепт и процесс приготовления. Точно так же и в ссоре: невозможно понять, были вы правы или нет, пока знаете причины своего недовольства, а что происходило в голове вашего собеседника – нет.

Разберитесь в причинах ссоры, чтобы сделать правильные выводы. Сначала постарайтесь узнать, почему на вас обижаются, что вы сделали, что вызвало у другого отрицательную реакцию. Лишь тогда, сопоставив картину происходящего, которую видели вы и ваш оппонент, вы сможете понять, что произошло и кто кого неправильно понял.

Вы не ищете виноватых, а пытаетесь всего лишь выяснить ситуацию, чтобы не тратить время на бессмысленные обиды. Зачем горевать, если можно жить дружно и весело? Для этого нужно уметь слушать не только себя, но и другого человека, который будет говорить плохое только о вас, а не о себе. Но это нужно, чтобы выяснить всю картину происходящего. А если вы просто убежите от разговора о том, что неправильного сделали вы, тогда проявите собственную трусость.

Структура конфликта: объект, предмет и участники

«Конфликтные ситуации – это норма жизни», – как писал Чарльз Ликсон, психолог из Америки. Он шутил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс!».

Преподаватель-практик Н.В. Зуева из ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» в своей презентации рассматривает структуру конфликта, разложив его на следующие составляющие:

  • стороны инцидента (участники);
  • предмет или объект инцидента;
  • мотивы столкновения;
  • позиции конфликтующих сторон;
  • образ ситуации раздора.

Все эти составляющие тесно связаны между собой и являют структуру любого разногласия.

Стороны инцидента

Участники конфликта бывают основными и второстепенными. Инициатор спорного момента входит в основной противоборствующий состав конфликта. Второстепенный состав включает в себя организаторов и разжигателей стычки.

Организаторы зачастую остаются в тени и помогают ситуации разгораться, привлекая дополнительных участников и снабжая инициатора информацией и необходимыми средствами. Сила инициатора и влияние зависят от его возможностей, связей и ресурсов.

Часть людей, поддерживающих инициаторов с каждой из сторон, образуют группы поддержки.

Внимание! Для решения конфликтных ситуаций без радикальных мер (насилия) привлекаются сторонние лица – судебные органы, арбитры или субъекты, имеющие весомый авторитет и объективный взгляд со стороны. По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:

По форме участников конфликта можно разделить на следующие виды:

  • отдельные граждане;
  • общественные группы;
  • организации;
  • государства.

Интересно. В результате конфликта, возникшего между государствами нацистского блока и странами антигитлеровской коалиции, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Её участниками было 62 государства.

Предмет или объект инцидента

Предмет конфликта – это противоречие, возникшее из-за чего-либо между двумя сторонами.

Часто до сути раздора докопаться очень трудно. Даже в обычной бытовой ссоре, закончившейся насилием, следственные действия по установлению объекта инцидента занимают значительное время. Порой даже сами участники не могут точно определить объект конфликта, и это неверное понимание только осложняет ситуацию.

Главная черта, присущая объекту конфликта, – это ценность, которая бывает:

  • материальной;
  • духовной;
  • социальной.

Причину или повод разногласий также можно считать объектом конфликта.

Мотивы столкновения

К мотивам относят внутренние силы, которые побуждают стороны к появлению и дальнейшему разжиганию столкновения. Мотивы наполняют противостояние эмоциональной составляющей. Мотивами могут быть:

  • разного рода потребности: признание, обеспечение безопасности, причисление к определённой социальной принадлежности и т.д.;
  • личностные интересы и ценности;
  • убеждения и идеалы;
  • цели.

Кстати! Цель, как мотив, своей возможностью предполагаемого результата очень часто ужесточает борьбу. «Цель оправдывает средства!».

Позиции конфликтующих сторон

Они включают в себя то, что стороны предъявляют друг другу в ходе процесса разногласий. Это требования, обоснования и предъявление дополнительной информации.

Образ ситуации раздора

Это переживания втянутых в конфликт индивидов со всеми индивидуальными дополнениями и домыслами. Обе стороны, распалённые противостоянием, видят ситуацию такой, какой они хотят её видеть, а не такой, какой она является на самом деле. К этому образу добавляется и представление о среде, в которой развивается конфликт.

Субъективное восприятие инцидента

Оцените статью
Добавить комментарий