Конфлюэнция

Как проверить, находитесь вы в слиянии с кем-то или нет?

Кто я? Расскажите о себе:

  • Что вы любите, почему? Любимый фильм, режиссер, книга, блюдо, напиток, цвет глаз, цвет одежды, цветок, дерево, увлечения и т. д. Насколько все это остается стабильным от партнера к партнеру?
  • Как быстро вы соглашаетесь на любые предложения о проведении времени? Почему?
  • Со сменой партнера менялись ли ваши увлечения? Например, сначала вы были фанаткой хоккея, потому что парень играл в хоккей, потом вы вдруг полюбили велоспорт.
  • Выбирая партнера, вы всегда увлекаетесь тем, у кого есть хобби и интересы? Начинаете ли вы все, о чем он говорит смотреть, читать, делать? Вы знаете своего партнера и его привычки лучше, чем себя?

Если конфлюэнция, или слияние – это про вас, и от осознания этого вам грустно, у вас есть шанс все исправить. Это сложный, болезненный путь, но он конечен и преодолим.

Как выйти из слияния?

Как выйти из слияния? (опыт работы в терапевтической группе)

Для того чтобы выйти из слияния (созависимости), необходимо несколько условий.

Во-первых, нужна связь с собой и со своими чувствами. Потому что в слиянии не очень понятно: желания, чувства, переживания – мои, или Другого?

Во-вторых, присвоенные права на то, чтобы чувствовать, хотеть, отказывать, если Другой претендует на твой ресурс. На твое время, на твою любовь, способности и т.п.К примеру, я хочу свое личное время потратить на важный для меня интерес. Но если мне нельзя, я подавлю свое «хочу».

В-третьих, необходимо мужество пережить сопротивление среды, которая препятствует сепарации. Для этого понадобится присвоенное право быть «плохим», сукой, сволочью, выбирать себя.

Отделившееся «Я» может быть рядом с другим «Я» и выстраивать отношения с ним. Там, где два «Я» слиты, не может быть отношений. Могут быть проекции, отношения с самим собой, но только не с Другим.

На этом уровне один человек может испытывать чувства чувства к Другому – потому что этот Другой есть.В этом же случае, когда есть двое – возникает настоящая ответственность за отношения, настоящее притяжение и т.п.

…Все эти аспекты мы исследовали сегодня на завершившейся группе.Исследовали слияние и выход из него.

Интересно, что люди обнаружили себя в самых разных состояниях.

Были такие, кто хотел оставаться в слиянии, отказавшись от индивидуации и отдельности.Были такие, кто хотел отделиться, однако, не имея возможности отделить свои чувства и желания, от чувств и желаний партнера, не имели представления, как это сделать.Были такие, кто, охваченные страхом поглощения, хотели сбежать, но, не имея контакта с собой и права обозначить границы, терпели.И, наконец, нашлись и такие, кто осознавал, что хочет, но боялся оказаться сволочью, выбрав свои желания.

…Самые перспективные контакты сложились в таких парах, где один из двоих рисковал вносить свои желания (например, изменить положение, или просил отодвинуться), а другой этому не препятствовал.……………

Во внутреннем мире большого количества людей отсутствует фигура, разрешающая отдельность, но есть фигура, подавляющая ее с помощью страха и вины.

…..На группе я соглашаюсь побыть такой разрешающей фигурой — в надежде на то, что пережившие этот опыт однажды, будут стремиться снова его воспроизвести.

— Если вы имеете право на то, чтобы вам что-то не нравилось, то что вам не нравится?— Если вы имеете право хотеть, то – что вы хотите?— Если вы можете сказать о том, что хотите, то – что вы говорите?

…..Разрешение дает право. И вот немедленно образуются две отдельности, увлеченно исследующие границы друг друга, а слиянию приходит конец.

Вероника Хлебова

Слияние (конфлюенция) «Слияние – это состояние неконтакта. Гештальт

13. Контакт и контактная граница – «Контакт» – это центральное понятие гештальт терапии. Часто можно услышать «хороший контакт», «завершенный контакт», «прерванный контакт», «нарушенный контакт» и так далее. В гештальт терапии мы говорим о контакте как об особом взаимодействии организма с окружающей его средой . Существительное контакт – констатирует, указывает на статус, называет, в реальности же мы имеем дело с процессом контактирования, развернутым в пространстве и во времени, который лучше всего описывается с помощью глаголов (ощущаю, чувствую, слышу, приближаюсь) . И сенсорная, и моторная реакции возникают на контактной границе организма и его среды, представляя собой целостный опыт. «Граница, где происходит опыт, – пишет Гудман, – не отделяет индивида от его среды: она ограничивает индивида, содержит и охраняет его, но в то же время она относится и к среде. Следовательно, граница «появляется» как изнутри, так и снаружи: она входит составной частью в два различных мира, находящихся во взаимоотношениях». «Контактная граница… это орган особой связи организма и окружающей среды». «Именно на этой границе происходят психологические события». Важнейшей особенностью контактирования является то, что оно связано с процессом осознавания: «контакт это осознавание новизны, которую можно ассимилировать и движение к ней, а так же отвержение новизны, которую ассимилировать нельзя» . Если осознавания нет, то нет и контакта . Если осознавание нарушено, процесс контактирования происходит неадекватно. Например, организм вступает в контакт со средой, не замечая ее токсичности, или, наоборот, гипербдительный организм воспринимает среду как чрезвычайно опасную и не приближается к ней. В первом случае уже начало контактирования может привести к травматизации организма и прерыванию контакта, во втором случае мы изначально наблюдаем уход организма от контакта. Контактирование в каждый момент времени предполагает осознавание контактной границы: возникающих ощущений, чувств, мыслей, фантазий, телесных реакций, желаний, своего возбуждения, нарастающего «по мере приближения пока еще неизвестного решения». В каждый момент времени здесь-и-сейчас осознавание контактной границы позволяет организму творчески приспособиться к среде , «найти и создать подходящее решение». Результатом контактирования становится создание новой конфигурации : в каждом акте контактирования организм заново «находит и создает себя». Граница контакта (граница-контакт, контактная граница, contact boundary) – необходимое условие процесса контакта, т.е. взаимодействия между субъектом и всем остальным, включая объекты внешнего мира…

Слияние в отношениях.

Есть отношения, в которых люди сливаются друг с другом, становятся единым организмом. Стираются границы между моими чувствами и желаниями, и желаниями, чувствами партнёра. Нет я я, но есть мы.

Подобное слияние полезно в небольших, “Здоровых” дозах и призвано обеспечивать безопасность и определенный уровень привязанности (например, во время влюбленности или у матери к ребенку, в дружбе и т. д. ), но если это состояние является нездоровым, то может негативно влиять на партнеров и их отношения. А если один вдруг решит выйти из этого тандема и проявить свою обособленность, то для второго это становится трагедией.

Самый большой минус подобных взаимоотношений в том, что человек не выделяет собственные потребности и желания, ему трудно существовать самостоятельно, ради этой формы взаимодействия он может отрекаться от своих истинных стремлений, мечтаний или же требовать подобного отречения от партнера. Также в таком виде отношений отсутствует прямой контакт с партнером, так как нет разделения между я и он, нет возможности увидеть человека рядом со всей его инаковостью, индивидуальностью.

Вот что писал про такие отношения Ф. пёрлз:

“Люди, которые живут в нездоровом слиянии друг с другом, не вступают в личный контакт.

Это обычная болезнь браков и длительных дружб. Партнёры в таком слиянии могут перенести лишь мимолётное различие взглядов или вкусов. Только в том случае, если проявляется более серьёзное различие взглядов, они не могут проработать его до достижения подлинного согласия или согласия на разногласие. Они должны восстановить потревоженное слияние любыми возможными средствами либо разойтись до изоляции. При этом, они будут дуться, отворачиваться друг от друга, обижаться или любыми иными способами перекладывать на другого задачу примирения

Лишь в том случае, если же не удаётся восстановить слияние, отношения становятся враждебными или пренебрежительными, или в иной форме лишающими другого права на внимание

Чтобы восстановить потревоженное слияние, человек пытается либо приспособить себя к другому, либо другого к себе. В первом случае он становится соглашателем, пытается примириться, беспокоится по поводу малейших разногласий, нуждается в доказательствах полного принятия, готов отказываться от своей собственной индивидуальности, ищет благосклонности, впадает в рабство. В другом случае, когда человек не выдерживает противоречий, он начинает уговаривать партнёра, льстить ему, принуждать или запугивать.

В случае если люди находятся в контакте, а не в слиянии, они не только уважают мнение своё и партнёра, свой и чужой вкус, ответственность, но также приветствуют оживление и возбуждение из-за возникающих разногласий. Слияние ведёт к рутине и застою, контакт – к волнениям и росту.

Разумеется, в браках и старых дружбах может быть и здоровое слияние, когда это означает надёжное принятие как само собой разумеющегося, что другой – “Второе я”. Но это принятие должно оправдывать себя, как любая другая здоровая привычка, своей полезностью.

Вина и чувство обиды часто симптомы нарушенного слияния. Цель безосновательных претензий к себе или к партнёру – вины или обиды – в том, чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить невыносимую ситуацию нарушенного слияния. Но в таком случае избегается актуальный контакт с другим человеком как личностью. Виновный и обижающийся, по большей части, переплетены друг с другом. Они друг от друга зависят. Эти люди боятся, что если определённое слияние будет разорвано, то – какой бы бесконтактной и “Непитательной” ни была эта эмоциональная связь, – они останутся полностью непоправимо лишёнными питания!

Вина – это стремление наказать себя, когда человек принимает на себя ответственность за прерываемое слияние. Обвинение (и обида) – это требование, чтобы другой человек чувствовал себя виноватым. И то, и другое является сопротивлением по отношению к контакту, сознаванию и дифференциации. Они к объекту в изоляции от основного опыта прилипают. И то, и другое пронизывает собой всякий невроз. “Екатерина строганова.

Патологическая конфлюэнция[править | править код]

Патологическая конфлюэнция может представлять собой как интраиндивидуальный, так и интериндивидуальный процесс. Однако в обоих случаях в основе лежит неразличение границ: между частями собственной личности, между потребностями, мотивами и эмоциями себя и другого или других. Любой здоровый контакт включает в себя осознание, которое в терминологии гештальтпсихологии представляет собой выделение «фигуры/фона», сопровождается нервным возбуждением и требует затрат энергии. При конфлюэнции индивид стремится избежать затрат психической энергии, поэтому формирование «фигуры/фона» не происходит.

Личное слияниеправить | править код

Патологическая личная конфлюэнция формируется при связывании ранее дифференцированных потребностей, мотивов и эмоций воедино, что препятствует их дальнейшему функционированию. Такое патологическое слияние лежит в основе многих психосоматических расстройств. Обычно их источником служит патологическое запрещение (например, плача и бурного выражения эмоций). Подавление естественных физиологических проявлений требует сознательного сокращения мышц (например, диафрагмы при подавлении плача). Позднее это сокращение мышц становится неосознаваемым и неконтролируемым, что блокирует возможность использования этих мышц для нормального выполнения других физиологических функций (например, дыхания) и проработку эмоциональный переживаний.

Межличностное слияниеправить | править код

Данная форма слияния обычно характерна для супружеских и детско-родительских отношений. При этом не различаются границы между собственной и другой личностью, а проявление обособленности рассматривается как разрушение целостности и ведет к раздражению или беспокойству. Родители видят в собственных детях продолжение самих себя, не воспринимают их как отдельных личностей и негативно относятся к сепарации. При межличностном слиянии между партнерами заключается неосознаваемый «договор», который зачастую поддерживается лишь одной из сторон. Различия в интересах, желаниях или потребностях воспринимаются как нарушение «договора» одной из сторон и вызывают необоснованные претензии к себе или партнеру. Результатом этих претензий является развитие чувств вины или обиды по отношению к другому. Причины этих чувств с трудом поддаются осознанию; это, в свою очередь, ведет к их ложному приписыванию другим сторонам совместной деятельности. Для избегания подобных негативных переживаний индивид стремится к поддержанию слияния, что требует подавления либо чужих, либо собственных желаний и потребностей.

Признаки патологической конфлюэнцииправить | править код

  1. Неспособность идентифицировать собственные физические и психические ощущения и чувства;
  2. Полное отождествление с какой-либо группой, постоянное ее упоминание;
  3. Употребление местоимения «мы» вместо «я»;
  4. Сложность осознания конфликтов внутри близких отношений;
  5. Попытки заочного решения проблем другого человека, требующих признания и активности с его стороны;
  6. Трудности с расставанием и прерыванием контакта, в том числе краткосрочного.

Как проработать

Так как конфлюэнция в гештальт-терапии – это защитный механизм психики, то самостоятельно отследить и проработать ее практически невозможно. Лучше сразу обратиться к специалисту, который поможет решить проблему слияния.

Для самостоятельной работы над собой важно понять следующее: чтобы преодолеть конфлюэнцию 2 типа, нужно научиться преодолевать слияние 1 типа. Это значит, что человек должен научиться осознавать свои чувства, желания и потребности – они и станут главным ключиком решения такой проблемы

Хорошим способом отследить свое состояние могут стать практики осознанности. Нужно как можно чаще задавать себе вопрос: «Что я чувствую в данный момент?». Даже если ответ будет вызывать страх или стыд, нужно учиться выдерживать эти ощущения.

Также стоит подумать и написать список вещей, которые любите именно вы. Это должно быть то, что принесет вам удовольствие от процесса, даже если партнеру не нравится. Эти вещи помогут почувствовать себя отдельной личностью.

Особенности слияния и поглощения в психологии

Слияние и поглощение компаний имеет свои особенности, которые отличаются друг от друга.

При слиянии всегда присутствует одна доминирующая компания, которая и инициирует данный процесс. Такая корпорация обладает большим капиталом и необходимыми мощностями. При этом, если у организаций поменьше, которые приняли решение о слиянии, есть акционеры, то они входят в новый состав, сохраняя свои акции и права. В этом случае для них меняется только название их компании, а сумма получаемых дивидендов остается на прежнем уровне.

При поглощении корпорация, которая завоевывает более мелкие организации, действует следующим образом. Поглотитель выкупает все акции компании у акционеров, которые и создали данное предприятие. Иными словами, люди, которые владели основной долей капитала в приобретаемой организации, после продаж своих акций теряют все права после окончания процедуры поглощения.

Литература

на русском языке
  • Котенева А. В. Психологическая защита личности. — М.: МГГУ, 2013. — 562 с. 500 экз. ISBN 978-5-91615-037-7
  • Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — М.: Речь, 2006. — 342 с. — ISBN 5-9268-0457-4.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А., Поваренков Ю. П. Психологическое сопровождение подростков с установкой жертвы (на примере подростков Чернобыльской зоны). — Минск, Изд-во «Веды», 2009—340 с.
на других языках
  • James C. Coleman, C. Robert, James Neal Butcher.э. Abnormal Psychology in Modern Life. — 8-е издание. — New York: HarperCollins Publishers, . — ISBN нет, ASIN: B0025UVCZ0.
  • Freud Z. The neuro-psychoses of defence // The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud = Die Abwehr-Neuropsychosen (1894). — London: Hogarth press and the Institute of Psychoanalysis, 1962. — Т. III.

Конфлюэнция как естественный процесс[править | править код]

Ранние этапы онтогенетического развитияправить | править код

Слияние не всегда является признаком психического расстройства и требует терапевтического вмешательства. На ранних этапах онтогенетического развития конфлюэнция обеспечивает выживание ребенка, когда полная физическая зависимость от взрослого принимает форму симбиотической связи с матерью. Эта связь с другим является абсолютно естественной и необходимой в пренатальном и новорожденном периодах развития ребенка.

Ритуальное поведениеправить | править код

Моменты экстаза или крайнего сосредоточения также представляют собой пример слияния. Проведение ритуалов предполагает полное отождествление себя с группой, при котором исчезает ощущение границ между собой и другими, что и является источником сильного экзальтированного чувства. Хронический характер чувства глубокого отождествления приводит к потере чувства себя и психологическим патологиям.

Социализацияправить | править код

Конфлюэнтное поведение облегчает процесс социализации личности, поскольку принятие норм и правил группы создает ощущение безопасности. В данном случае конфлюэнция не носит патологического характера, так как обеспечивает возможность приспособления к условиям, не требующим изменений со стороны индивида. Такая форма конфлюэнции лежит в основе общественной солидарности, а отождествление с членами семьи, социальными ролями, этнической группой расширяет «Я» личности. Как и другие формы конфлюэнции, ассимиляция с группой не осознается, однако остается ее здоровым вариантом, пока индивид не утрачивает возможность при необходимости переоценки и отвержения отождествления.

Что такое гештальт-терапия

Гештальт-терапия, что это? Если говорить кратко и простыми словами гештальт-терапия — это одно из направлений в психологии и психотерапии. В переводе с немецкого языка термин «Gestalt» обозначает «целостный образ». Это восприятие человека как целостной личности, которая имеет собственные переживания, мысли, жизненный опыт, физиологические данные. Цель гештальт-терапии заключается в изучении себя, а не в копании в глубоких слоях подсознания.

Суть гештальт-терапии сводится к следующему:

  1. Человек самостоятельно отвечает за все, что он делает. Не стоит перекладывать все на подсознание.
  2. Каждый из нас — уникальная личность. Поэтому нет необходимости сравнивать себя с теми, кто добился успеха, руководствоваться общественным мнением, поступать так, как хотят того другие люди.

Практика гештальт-терапии не предусматривает работу с детскими психологическими травмами. Она не ищет причину любовных неудач или проблем во взаимоотношениях с окружающими в том, что происходило в детстве. Согласно данной теории, все ваши трудности — следствие того, что в какой-то момент вы свернули не на ту дорогу.

Это направление психологии сильно отличается от всех других. Например, на обычных сеансах клиент просто рассказывает психологу о своих проблемах. По сути, это монолог, в котором человек изливает душу. При работе с гештальт-терапевтом происходит диалог, где оба его участника считаются полноправными партнерами.

Какие проблемы решает гештальт-терапия

Во время сеанса терапевт поможет решить ряд психологических проблем:

  1. Отсутствие взаимопонимания с родителями. Речь идет о детских обидах, нежелании жить по навязанным ими требованиям или становиться взрослым и оставлять родительскую семью.
  2. Непрожитая до конца трагическая ситуация. Горевать можно годами. Но вряд ли это хорошо закончится. Гештальт-терапия поможет еще раз пережить, а потом отпустить свое горе.
  3. Жизненные перемены. Сюда относится тревога, страх неизвестности, сомнения насчет правильности принятого решения, неуверенность в себе и своих силах.
  4. Сложности в общении с ребенком. Непростой вопрос, затрагивающий чувства, взаимодействие с подростками и приемными детьми.
  5. Расставание. В этой ситуации гештальт-терапия поможет справиться со страхом одиночества, понять, почему не получается построить здоровые отношения.
  6. Психосоматика. Предполагает работу с тревогами, стрессами, депрессией, а также неприятными физическими ощущениями, которые они вызывают.
  7. Конфликтные ситуации. Ссоры в семье, на работе, с друзьями. Сюда же можно отнести неумение выражать свои и понимать чужие эмоции и чувства.

По технике гештальт-терапии человек должен задать вопросы, а потом сам же на них ответить.

Помощь психолога

В психологической практике подобное поведение и состояние человека рассматривают как защитный механизм конфлюэнции, позволяющий не потерять себя и удовлетворить собственные потребности.

В гештальт-терапии присутствует идея о «контактной границе» — черта, на которой человек способен и удовлетворить собственные желания, и адекватно взаимодействовать с обществом. При патологической конфлюэнции эффективным способом терапии становится индивидуальная работа с психологом.

Опытный специалист поможет осознать проблему, обозначить границы контакта с людьми и найти себя посредством телесных, вербальных и символических гештальт-упражнений. Робота с конфлюэнцией 1 первого типа заключается в обозначении личностной «территории» человека, осознании собственной индивидуальности, борьбе с тревогой, страхами, чувством вины и т.д.

Остались вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации – Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.

Основные тезисы

1) Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях

2) То, как описывают свои эмоции люди, и то, как их стоит рассматривать психологу для того, чтобы выбрать адекватную стратегию работы, не одно и то же

Например, человек говорит: «Я чувствую вину за то, что так с ним поступил».

Но, в общем-то, если говорить о «чистых» эмоциях, то вина не есть биологическая эмоция, ее нельзя почувствовать «в теле». Физиологически, вина — это гнев (адресованный к самому себе) и страх: страх потери чего-то значимого (в данном случае принятия, одобрения и любви того человека, по отношению к которому сделан некрасивый поступок; других людей, которые могут «отвернуться», осудить, узнав об этом, или я теряю способность принимать и доброжелательно относиться к себе).

Поэтому работа с чувством вины подразумевает когнитивный и эмоциональный аспект.

С точки зрения работы с эмоциями, работа с чувством вины это работа со страхом. Она подразумевает прояснение предмета страха — чего именно боится человек. И гневом, который может завершиться прощением себя

Это важно для дальнейшей интеграции эмоций с когнитивными процессами. Следующий шаг после спонтанных реакций страха и гнева — восстановление контроля над своими действиями, оценка ситуации и выбор наиболее подходящей линии поведения

Когнитивный аспект сводится к тому, что чувство вины — это реакция на несоответствие реальных поступков тому, что мы считаем для себя достойным и правильным. Действуя в соответствии с требованиями своей совести человек чувствует спокойствие и умиротворение. И наоборот, нарушив свои внутренние принципы, переживает то, что принято называть виной.

Психологическая работа с чувством вины (внутренняя или при помощи психолога) предполагает анализ ситуации, возможность благодаря эмоциональному состоянию обнаружить то, что, по мнению самого человека, является ошибкой, и раскаяние (принятие ответственности за причинение боли, совершение необходимых действий, которые могут что-то исправить; прощение себя за совершение ошибки).

Этот пример есть иллюстрация того, что если человек говорит о своих эмоциях, то в задачу психолога входит «распаковать» вместе с клиентом наиболее значимые его послания. «Распаковать» значит выделить отдельные, пригодные для психологической работы темы. И, даже если человек не называет эмоций, психолог может видеть через телесные проявления, мимику, позу и тембр голоса, о каких эмоциональных реакциях идет речь и действовать соответственно.

3) Биологические эмоции, имеющие свои физиологические проявления, могут быть субъективно локализованы в теле и содержательно относятся к конкретным, неабстрактным событиям, которые имеют прямое влияние на жизнь испытывающего их человека

Эстетическое чувство, отвращение, презрение, удовлетворение, восхищение можно назвать «социальными эмоциями», то есть, по сути, это не эмоции, а когнитивные конструкты, подразумевающие интеллектуальную, а не телесно-эмоциональную оценку окружающего мира. В том случае, когда человек испытывает эмоции именно телесные, искать их источник следует в чем-то очень конкретном.

Например, человек плачет, переживает сильную грусть и печаль. Он может интерпретировать свои чувства как реакцию на внешние, не относящиеся к нему события. Человек может заплакать, увидев насилие в фильме. Но и в этом случае эмоция возникнет только, если тема насилия сама по себе вызывает у человека сильные переживания (фильм тут уже ни при чем, он становится лишь внешним стимулом, который определил временное возвращение человека к его болезненному опыту).

Впрочем, этот тезис нельзя принять или опровергнуть эмпирической проверкой или научным экспериментом, поскольку субъективный опыт не досягаем полностью для объективных методов. Но, тем не менее, в практической работе психолога данный постулат часто оказывается очень полезен.

4) Нежелательная для человека фиксация на той или иной эмоции может происходить в том случае, если естественное проживание переживания блокируется, прерывается

Признаки

Психологическое слияние может казаться благоприятным процессом, который помогает выстроить доверительные отношения. Многие даже путают его с близостью.

Чтобы разобраться в этой путанице, стоит рассмотреть признаки конфлюэнции:

  • неразличение собственных эмоций, чувств и потребностей;
  • «растворение» в своем партнере;
  • стирание и неразличение своих и чужих границ;
  • отождествление себя с другим человеком или группой людей (частое использование слова «мы» вместо «я»);
  • стремительное развитие отношений, быстрое сближение;
  • трудность в расставании или прерывании контакта;
  • подверженность влиянию со стороны;
  • невозможность выдерживать негативные чувства: фрустрацию, разочарование, несоответствие ожиданиям;
  • страх одиночества.

В отличие от конфлюэнции, в близости контакт строится на дифференциации: люди осознают различия во взглядах, поведении и чувствах друг друга, но готовы принимать и ценить эти особенности партнера. Поэтому путать эти два понятия между собой не стоит.

Слияние в психотерапии: единственный выход

Теперь я чувствую будто бы обязанность написать про все механизмы прерывания, выделяемые в теории гештальт-терапии хотя совершенно не собиралась, а хотела только про проекцию. Это у меня интроекция в папу: что нужно все коллекционировать и систематизировать, а иначе выйдет нехорошо и неаккуратненько.

Ну ладно. На самом деле упущено слияние, с которого все и начиналось. Упущено потому, что оно неинтересное. Я его не люблю, рассказывать про него скучно, показывать студентам демонстрационные сессии про слияние труднее всего. Потому, что нет гарантии, что повезет и будет в сессии материал, наглядно показывающий работу со слиянием, ведь слияние само по себе совершенно не наглядное. Слияние – это как раз, когда ничего и нет. Представьте теперь, как его показывать?

Слияние – это начало. Когда меня, Меня! – еще не существует. Отногенетически и символически слияние связано с самыми ранними процессами, когда мы были так малы, что не отделяли себя еще ни от матери, ни от мира. Да и по названию ясно: слияние – это какое-то такое состояние, когда нет границ. Про слияние можно прочесть очень и очень много, не люблю дублирование. Что тут самое главное для меня, как для терапевта?

Слияние связано с одиночеством, ответственностью и свободой. Это – центральный момент всей концепции. Представьте себе: на одной чаше весов Одиночество, Свобода и Ответственность, а на другой Слияние. И Слияние перевешивает 🙂

Слияние – это когда я жертвую собой ради тебя, ради того, чтобы не разлепляться с тобой. Ради иллюзии «вечной» жизни и вечной «любви». Ради возможности не решать, не быть ответственным. Ради тебя позади (и вокруг) меня, ради теплого, мягкого (а может и моркого) чего-то. Чего-то бОльшего, чем я. Ради огромного аморфного Мы. Которое было раньше меня, и с которым так не хочется расставаться.

Это примерно так: Мы будем делать это потому, что ты так хочешь; Мы не будем ничего делать потому, что ты так не хочешь; Потому, что если выяснится, что между нами есть различие, оно может означать мой уход, твой гнев и мое одиночество; А одиночество означает, что дальше уже я сам буду вынужден решать, что мне делать, куда идти, и мне самому придется нести ответственность за результат; А это страшно.

Состояние слияния – это как бы длящееся обещание самому себе, что смерти не будет. Ведь то, чего нет, не может исчезнуть. На самом деле, конечно, может, исчезают же эмбироны, решившие не продолжать. Но вряд ли они успевают ощутить экзистенциальное одиночество.

Выход из слияния возможен через признание своей отдельности, за которым молниеносно следует признание одиночества, свободы и всех остальных, недоступных до того пронзительных радостей. Утешиться здесь можно только одним способом: если одиночество – это холодно и печально, то свобода – это приятное ощущение в ступнях, опирающихся на землю. Когда слияние рассеивается, можно идти куда хочешь. Потому, что не осталось никого, кто может спасти тебя от свободы (она же смерть и ответственность, но это уже слишком для короткой заметки про неинтересное слияние 🙂

Что такое конфлюэнция

Конфлюэнция – слияние человека с другим человеком. Когда вас нет, вы сливаетесь с другим настолько, что начинаете жить не свою жизнь, а его. Помните, как в фильме «Сбежавшая невеста» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Корни этой проблемы идут из детства.

Для младенца и мамы быть в слиянии – необходимое условие для полноценной жизни ребенка. До определенного возраста это жизненная необходимость. Но потом начинается постепенное отдаление мамы от ребенка. И к определенному возрасту ребенок должен стать отдельной самостоятельной личностью, а мама продолжить жить свою жизнь. Этот процесс называется сепарацией.

Чтобы убрать нездоровое слияние как в отношениях между детьми и родителями, так и в последующих отношениях между партнерами необходимо быть самостоятельной полноценной личностью. Необходимо иметь свое мнение, уметь опираться на себя, иметь нормальную самооценку, иметь хобби и интересы. В общем, жить своей полноценной жизнью. А для этого, как показывает практика, нужна смелость.

Вот это парадокс: нас родили для того, чтобы мы жили для кого-то? Сначала мы живем для мамы и реализовываем ее нереализованные мечты и страхи. Потом мы, как эстафетная палочка, переходим в руки партнера и реализовываем его фантазии и мечты. Невозможность принять себя не дает нам возможности быть самостью для самих себя. Отсюда такие сложности в момент, когда наш партнер уходит от нас. Мы сталкиваемся с ощущением «меня нет». Как в мультфильме: если нет тебя, то и меня нет. Задумайтесь на секунду над этой фразой! Представьте: ваш партнер ушел и вы исчезли. Вас стерли с лица земли. Это ваш выбор. И вы это делаете каждый день. Соглашаясь идти в кино, не задумываясь на какой фильм, не прислушиваясь к своим чувствам, вы медленно, но верно убираете от себя по кусочку и выбрасываете на обочину жизни. Представьте себя собранным из деталей лего. Одна часть окрашена в синий, другая в красный, зеленый, желтый. Но ваши кусочки только одного цвета, все остальное – это места слияния. А теперь уберите все лишние и оставьте только ваш цвет. Что от вас осталось?

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл (англ.)русск. и Гарднер Линдсей (англ.)русск. выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. отрицание или искажение реальности;
  2. действие на бессознательном уровне.

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определённых нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

Заключение

Механизм конфлюэнции присутствует в жизни каждого человека, потому что все связаны с обществом и окружением. Оно может оказывать позитивный эффект: делать мудрее, добрее, избирательнее. Но вместе с этим несет и негатив: вредные привычки, неправильные точки зрения, которые мешают в жизни.

Поэтому важно развивать осознанность, отслеживать свои чувства и желания, относиться с уважением к разнице во взглядах с близкими людьми и четко знать ответ на вопрос: «Действительно ли это то, чего хочу я, а не кто-то другой?». https://www.youtube.com/embed/kMopwGm61cE

Оцените статью
Добавить комментарий