Молодой папа

Метафизическое сиротство

Мотив сиротства, а точнее, потери и поиска родителей настолько типичен для телесериалов католических стран (бразильских, мексиканских, да и итальянских — вспомним «Эдеру»), что может показаться, будто Соррентино решил высмеять штампы. Едва заметный привкус иронии и впрямь ощущается, но этот привкус сопровождает буквально все сюжетные линии, и не в нем дело. Одиночество и сиротство Ленни — метафора, изображающая состояние человека в мире, лишенном Бога. На эту тему много писали все философы 20 века — от Камю до Хайдеггера, сходясь в одном: жить, зная, что там — никого нет, а умрешь — лопух вырастет, крайне неуютно. Стремясь убежать от этого абсурда, человек начинает заново искать смысл бытия, искать веру. Но верить в 21 веке куда сложнее, чем в 15-м:  мы слишком много знаем об окружающем мире, и нам, чтобы поверить, надо увидеть. Даже папе Римскому мало знать, что Бог, то есть родители, есть: он хочет его — их — увидеть воочию.

Сюжет

Главный герой сериала — американский 47-летний кардинал Ленни Белардо, который стал одним из самых молодых в истории Папой римским Пием XIII (не путать с одноимённым антипапой). Занять этот пост ему позволили интриги опытных кардиналов из противоборствующих кланов, которые избрали его в качестве компромиссной фигуры.

Детство Ленни Белардо прошло под присмотром монахини сестры Мэри, она воспитала его и подготовила к карьере священника и до сих пор является, пожалуй, единственным человеком, которому он доверяет. Родители-хиппи, по воспоминаниям самой сестры Мэри, оставили семилетнего Ленни на её попечение, сказав тогда, что им нужно лететь в Венецию. На протяжении всех 10 серий Молодой Папа не оставляет попыток найти своих настоящих родителей. Когда Ленни повзрослел, сестра Мэри передала его в руки влиятельного американского кардинала и теолога Майкла Спенсера — именно он был одним из вероятных кандидатов на должность папы, однако Государственный секретарь Ватикана Анджело Войелло, надеясь в дальнейшем манипулировать молодым и не имеющим связей в Ватикане новоизбранным главой католической церкви, предложил Ленни сделку, на которую он согласился. Спенсер же воспринял акт Белардо как предательство.

Надежды манипулировать молодым папой развеялись с первых же часов правления нового понтифика. Оказалось, что Белардо — предельно своенравный, самолюбивый, ни от кого не зависимый и жёсткий руководитель, притом что ранее, будучи кардиналом, он не проявлял таких качеств, и такое преображение стало неожиданностью для всех, в первую очередь для Войелло. После некоторых попыток «наставить» Папу на «путь истинный» он решается на крайние меры — шантаж с целью заставить Папу отречься от престола. «Орудием» стала Эстер, жена швейцарского гвардейца, которая должна была его соблазнить. Однако эта попытка не увенчалась успехом — Ленни свят и им движет сострадание к бесплодной матери, ради которой он совершает чудо. Несмотря на то, что Войелло удалось получить компрометирующие фотографии, он отказывается от своих планов и принимает нового Папу.

Молодой Папа не желает появляться на публике и быть узнаваемым. Он отказывается от фотосессии для сувенирных портретов, а в первую проповедь с балкона собора Святого Петра видно было только его силуэт (что поставило в тупик присутствующие телекомпании), другие мессы он проводил спиной к площади. На проповеди в Африке люди только слышали его голос, но не видели его самого.

Он объявляет войну гомосексуализму в Церкви, чем заслуживает упрёк со стороны своего ближайшего окружения; также это привело к самоубийству молодого человека, который мечтал стать священником, отчего поднялся шум в прессе.

Во время первого визита в Африку он разоблачает властолюбивую сестру Антонию, которая организовала сеть Деревень Добра, но использовала жажду и воду как инструменты подчинения. Правление Ватиканом осложняется отношением с итальянским премьер-министром, который угрожает отменить налоговые льготы. Пожертвования и доходы от продажи сувениров также падают.

Занозой для Католической церкви оказывается влиятельный архиепископ Нью-Йорка Куртвел, имеющий репутацию педофила. Для расследования его преступлений Папа посылает монсеньора Гутьереса. Досаждает Святому Престолу и раскрученный телевидением шарлатан Тонино Петтола, заявляющий, что видел Деву Марию в виде овцы и теперь может исцелять спортивные травмы. Однако все проблемы Папа чудесным образом решает.

Первую свою публичную проповедь лицом к народу он решает провести в Венеции на Рождество, где он видит своих родителей и ему внезапно становится плохо.

В чем смысл отказа от пиара?

Упорный отказ Пия Тринадцатого общаться с прессой, тиражировать свой образ на сувенирах и выходить под объективы фотокамер имеет куда более серьезную подоплеку, чем простое упрямство. С одной стороны, Ленни бесит коммерциализация церкви: в мире, где все продают и покупают, не осталось ничего святого. Совсем изгнать торговцев из Храма он не может, но умерить масштабы торговли в силах. Ощущая себя наместником Бога, он не желает превращаться в мужчину с обложки журнала или с декоративной тарелки. С другой, Ленни, формально не желая превращаться в шоумена от церкви, действует по всем правилам шоу-бизнеса, гласящим, что истинную звезду создает загадка и дистанция. Правда, у него не всегда получается выдержать нужный баланс между отстраненностью и доступностью, но подобные навыки приходят с опытом.

Циник или юродивый?

Кто
же такой Папа Пий XIII? Прожженный циник, смеющийся над тайной исповеди,
или святой, по чьей молитве Бог воскрешает умерших? С первых кадров
сериала мы видим, что режиссер пытается нас шокировать двойственностью
этого образа – образа человека, который идет по тонкой грани, отделяющий
порок от благочестия, веру от неверия, цинизм от принципиальности. Чего
стоят хотя бы две проповеди, произнесенные понтификом с балкона на
площади святого Петра! Первая звучит в первые минуты первой серии и
является настоящей апологией… греха. Новоиспеченный Папа призывает
добрых католиков вспомнить о «простых радостях» жизни: блуде,
чревоугодии и прочих мерзостях, которые стали «ценностями» современного
толерантного миропорядка. Первая речь молодого Папы от начала до конца
является злой пародией на политику «открытости миру».

Второй его
речи позавидовал бы сам Савонарола (Джироламо Савонарола – итальянский
монах, реформатор, проповедник XV века, резко бичевавший людские пороки,
призывавший к покаянию и предвещавший Италии Божии кары за грехи
народа. - Ред.). Она до того прекрасна и ужасна одновременно,
что я позволю себе привести из нее довольно большой отрывок. «Что мы
забыли? Мы забыли Бога! Вы забыли Бога. И мы Ему не интересны –
до тех пор, пока сами всецело Им не заинтересуемся, не посвятим себя
Ему. Я слышу, что люди говорят: “Освободитесь от Бога!” Но боль от этого
освобождения невыносима. И до того остра, что может убить». В этом
пламенном обращении соединены в безумный клубок и горячая вера, и тоска
богооставленности, и величайшая гордыня человека, взявшего на себя
смелость говорить от имени Господа. Молодой Папа пытается заставить свою
теплохладную паству вспомнить о всемогуществе Божием, сбросить иго
равнодушия, вновь ощутить трепет перед Его величием. Но остывшей вере он
противопоставляет не чудо Божиего присутствия, а нечто прямо
противоположное – «чудо и авторитет» – соблазны Великого Инквизитора, о
которых писал Ф. М. Достоевский.

Чем порадовал второй сезон «Новый Папа»

Проходит девять месяцев после событий первого сезона. Папа Пий XIII до сих пор в коме. Для многих он стал почти святым. Чтобы прекратить это, кардинал Войелло решает избрать Нового Папу. Он бы и сам занял это место, но понимает, что ему не выиграть. Убрав с пути Эрнандеса, решают сделать папой Томмасо Вильетти. Кардиналы решают, что на него можно будет оказывать воздействие.

Вильетти становится Франциска II. Она сразу проводит несколько реформ, которые направлены на благотворительность. Все его действия не входят в планы остальных. Вскоре у Вильетти случается сердечный приступ. Он умирает не без посторонней помощи. Делегация кардиналов просит Джона Брэннокса занять пост Папы. После долгих душевных метаний Джон соглашается. Он становится Папой Иоанном Павлом III. Вступая в должность, Новый Папа проводит первую проповедь.

Пий XIII выходит из комы. Только об этом никому не говорят. Он остается в доме доктора Линдегарда. В результате теракта в Ватикане погибает собака Иоанна Павла III. Папа впадает в депрессию.

Кризис веры

Авторы
сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей
видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со
зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны
неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание
противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием,
холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все­таки в
сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры.
И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень
важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы
практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как
естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто
экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз
Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует
исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти
ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое
главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь
считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да,
эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим,
не менее смертоносным пороком – гордыней, которая маскируется под
смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые
не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что
священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом
крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне.
Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего
сердца…

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и
возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой
в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой
хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет,
чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки.
Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а
развлекала…

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино
нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою
религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят
из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том
числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

Газета «Православная вера» № 07 (579)

Екатерина Ивановаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/i-papa-takojj-molodojj

Образ и биография Ленни Белардо

Ленни Белардо — уроженец Бруклина, ставший Пием XIII после того, как его избрали. В реальности такого папы римского не существовало.

В детстве от ребенка отвернулись собственные родители, предпочтя гедонистический образ жизни. Мальчика воспитывала монахиня Мэри, и она стала единственным человеком, которому он доверял. Моральные травмы, полученные в молодости, стали одной из причин эксцентричного поведения понтифика.

Юноша пытается разыскать отца и мать, но безуспешно. Не сумев закрыть этот гештальт ранней биографии, подросток окунается в духовную жизнь. Из-под опеки Мэри повзрослевший Ленни переходит в руки кардинала Майкла Спенсера.

Спенсер — кандидат на должность нового папы римского. Однако на этот пост избирают молодого Белардо. Госсекретарь Анджело Войелло, поспособствовавший назначению, планировал руководить неопытным понтификом и предложил тому выгодную сделку.

Ленни согласился, тем самым отвергнув Спенсера, но при этом перехитрил и своего протеже. Надежды Войелло стать серым кардиналом развеялись с первого дня правления нового папы. Оказалось, что Пий XIII своенравен, жесток, самолюбив и независим. Такое преображение застало врасплох всех, в том числе Мэри.

Попытки исправить положение, уговоры, шантаж и даже угрозы не вызвали ожидаемой реакции. В результате окружение смирилось и приняло нового папу.

Ленни Белардо — человек противоречивого образа. Раздутое эго, выборочное отношение к догмам и правилам, установленные запреты, которые его же и тяготят, — мотивы поступков не поддаются логическим объяснениям.

Правитель Святого Престола курит на территории церкви, предпочитает вишневую колу, заводит кенгуру. И в это же время требует от священников соблюдения обета безбрачия, презирает гомосексуалистов, не приемлет фамильярности в отношении себя.

Планы и реформы принимаются им единолично. Посмотрев несколько серий, зритель понимает, к чему стремится главный герой. Его цель — возрождение величия Церкви, и на этом пути он не поступится ничем. Белардо расчетливо и хладнокровно расправляется с идейными соперниками, отправляя неугодных на Аляску.

В рассуждениях персонаж руководствуется идеей безусловной веры. По его мнению, прихожане стали слишком много думать о себе, и только ультраконсервативные реформы способны изменить сознание людей. Даже мнения лучшего друга Андрю Дюсолье, ближайшего внепрестольного союзника Софии и опекунши Мэри не способны вразумить главного героя.

Он подает личный пример: отказывается от персональной сувенирной продукции, увольняет папских фотографов, а во время публичной речи остается в тени или спиной к прихожанам. Такое поведение Ленни объясняет одной цитатой: «Я никто. Существует только Иисус Христос».

Под запретом и брачные отношения для священнослужителей. В своей жизни Белардо влюблялся лишь раз, а затем испытывал платонические чувства к замужней Эстер.

В последней серии 1-го сезона Пий XIII во время проповеди решает показать лицо прихожанам. В толпе замечает своих родителей, теряет сознание и падает на руки Гутьерреса.

В середине 2-го сезона понтифик вышел из комы. В то время как он, будучи в забытьи, прогуливается в белых плавках по райскому пляжу, обстановка в Ватикане накаляется. Одну из школ захватывают террористы, а действующий папа римский Иоанн Павел III, допустивший смерть священника, отрекается от престола.

Ленни надевает облачение и приезжает к школе. Террористы-идолопоклонники радуются возвращению кумира. Толпа поднимает его на руки, и спустя несколько мгновений Белардо умирает.

Зачем курит Римский Папа?

Папа
экстравагантен. Он курит во время молитвы, не уважает тайну исповеди,
разводит кенгуру, носит белые тренировочные штаны и темные очки. А еще
он молится на дне бассейна. Экстравагантность, странность, даже
некоторая глуповатость – все это, с точки зрения создателей сериала,
является неотъемлемыми чертами людей Церкви – маргиналов, смешных
чудаков, старых и некрасивых, раздвоенных, сомневающихся, неверных.
Несчастных. Напрасно мы станем искать в сюжете сериала ответ на вопрос о
природе религиозного кризиса, поразившего всех его героев. Все дело в
том, что, по мнению создателей сериала, только ущербному религиозному
опыту готов сочувствовать современный зритель. Только такая Церковь его,
зрителя, не оттолкнет и не испугает. Потому-то и не отталкивают грозные
обличения экранного Римского Папы неверующую аудиторию, что обличения
его – это всего лишь странные слова симпатичного чудика.

История создания персонажа

Место действия сериала — Ватикан. Естественно, съемочной группе не было дано разрешение работать на территории резиденции папы римского. Декорации фильма, включая Сикстинскую капеллу, появились благодаря стараниям команды художников.

Образ верховного правителя Святого Престола вызывает ассоциации с седовласым старцем, хотя история знает и молодых носителей титула. В сериале главным героем выбран мужчина 47 лет, а сыграл роль Пия XIII американский актер Джуд Лоу.

События происходят в настоящем времени, но годы правления Пия XIII не уточняются. Слово «молодой» в названии киноленты — это не только определение, касающееся экстраординарного понтифика, но и ознаменование начала новой эпохи. Жесткие реформы и нетривиальные размышления о религии вносят неразбериху в жизнь маленького государства.

Первый сезон состоит из 10 серий, транслировавшихся на телеканале HBO. В Италии работа Паоло Соррентино получила высокие рейтинги, обогнав по количеству просмотров «Игру Престолов».

Несмотря на ожидаемое осуждение со стороны папства, в официальном издании Ватикана L’Osservatore Romano обозреватель написал хвалебную рецензию на сериал. Хуан Мануэль де Прада заметил, что все эпизоды картины наполнены «восхищением Католической Церковью».

Другие издания не разделили мнение Хуана и сошлись в том, что Паоло Соррентино показал карикатурную презентацию.

Джуд Лоу в роли Ленни Белардо

Пий XIII — вымышленный персонаж, хотя во многих официальных источниках его прототипом называют Эрла Люциана Пульвермахера, провозглашенного Пием XIII в секте «Истинно-католическая церковь». В интервью Соррентино рассказал, что изначально рассматривалась идея создать главного героя на основе книги итальянского историка Серджио Луццато о Падре Пио.

Впоследствии продюсеры телесериала решили придерживаться оригинальной концепции и показать миру главу Католической Церкви, отличного от других. Режиссер поделился, что ему пришла в голову мысль изобразить понтифика на фоне яркого противопоставления с папой Франциском, который прославился либеральным отношением к людям.

В результате появился человек, который глубоко связан с католическими ритуалами. Он не собирается убеждать и просить верующих придерживаться строгих канонов. Ленни Белардо пользуется правом отлучения грешников от церкви, требуя от паствы слепой веры.

Джуд Лоу, по мнению Соррентино, органично вписался в образ реформатора. Харизма, возраст, телосложение и даже походка — множество точек соприкосновения между актером и вымышленным персонажем повлияли на утверждение актера на главную роль.

Ленни Белардо на пляже

Половину сезона «Нового Папы» Пий XIII провел в коме. После того как очнулся, принял смерть на руках толпы своих поклонников. Несмотря на то что на первый план в киноленте выходит Иоанн Павел III, Белардо, даже находясь в бесчувственном состоянии, удерживает фокус внимания.

2-й сезон удостоился положительной реакции зрителей и кинокритиков. Закулисье Ватикана, расстановка сил под нависающей тенью предшественника — все это органично вписалось в главную идею режиссера об утверждении фундаментального католицизма.

В ролях

Основной состав

  • Джуд Лоу — Пий XIII (в миру Ленни Белардо): бывший архиепископ Нью-Йорка и новоизбранный Папа.
  • Дайан Китон — сестра Мэри: монахиня из Америки, которая вырастила Белардо и Дюсоле в сиротском приюте, помогла Ленни достичь папства; была назначена личным секретарём Папы.
  • Сильвио Орландо — Его Высокопреосвященство кардинал Анджело Войелло: камерарий и государственный секретарь Святого Престола.
  • Хавьер Камара — преосвященный монсеньор, впоследствии Его Высокопреосвященство кардинал Бернардо Алонсо Гутьеррес: церемониймейстер Святого Престола.
  • Скотт Шеперд (англ.)русск. — Его Высокопреосвященство кардинал Андрю Дюсолье: миссионер, епископ Сан-Педро-Сула (Гондурас) и давний друг Ленни по сиротскому приюту.
  • Сесиль де Франс — София: маркетолог Святого Престола.
  • Людивин Санье — Эстер: жена Петера, офицера швейцарской гвардии.
  • Тони Берторелли (англ.)русск. — Его Высокопреосвященство кардинал Кальтаниссетта.
  • Джеймс Кромвелл — Его Высокопреосвященство кардинал Майкл Спенсер: бывший архиепископ Нью-Йорка и наставник Белардо.

Второстепенный состав

  • Стефано Аккорси — премьер-министр Италии
  • Гай Бойд — архиепископ Кёртвелл: обвинён в совершении сексуального насилия над несколькими детьми.
  • Андре Грегори (англ.)русск. — Элмор Коэн, писатель.
  • Тони Плана — Карлос Гарсиа: гондурасский наркоторговец, чья жена имела связь с кардиналом Дюсоле.
  • Жанна Хоаг (англ.)русск. — Роуз: больная менеджер в отеле в Нью-Йорке.
  • Кевин Джексон — Пит Вашингтон: потенциальный свидетель преступлений Кёртвелла.
  • Каролина Карлссон — премьер-министр Гренландии
  • Джанлука Гуиди — отец Федерико Аматуччи: доверенный человек кардинала Войелло.
  • Игнацио Олива — отец Валенте: один из ассистентов Папы.
  • Себастьян Роше — Его Высокопреосвященство кардинал Мишель Мариво
  • Франко Пинелли — Тонино Петтола: шарлатан, утверждающий, что может видеть Деву Марию в своём стаде овец.
  • Марселло Ромоло — Дон Томмасо: исповедник Папы.
  • Дэниел Вивиан (англ.)русск. — Домен: дворецкий Папы.
  • Владимир Бибик — Его Высокопреосвященство кардинал Озолиньш
  • Бьяджо Форестьери — Петер: швейцарский гвардеец и муж Эстер.
  • Рамон Гарсиа — Его Высокопреосвященство кардинал Хорхе Агерро, преемник кардинала Дюсолье на посту епископа Сан-Педро-Сула
  • Нади Каммеллавира — сестра Сури
  • Маурицио Ломбарди — Его Высокопреосвященство кардинал Марио Ассенте
  • Мадалина Белариу (англ.)русск. — Елена, эскорт.
  • Алекс Эсола — Фредди Блейкстоун: теннисист, связанный с делом Кёртвелла.
  • Алессия Хулиа Трухильо Альва — Блаженная Хуана
  • Делайна Митчелл — бывшая девушка Ленни Белардо.
  • Моника Сетти — графиня Меравилья
Флэшбеки
  • Оливия Макклин — мать Ленни
  • Коллин Смит — отец Ленни
  • Эллисон Кейс — сестра Мэри в молодости
  • Фрэнк Гингерич — Ленни Белардо в детстве
  • Джек Маккуэйд — Андрю Дюсолье в детстве
  • Энн Дарлингтон Карр — жена смотрителя, чудеcным образом исцелённая молитвой Ленни
  • Брайан Кин — смотритель

Чудо и авторитет

Мир
перестал уважать святыню. Церковь стала для него чем-то вроде клуба по
интересам, а Папа, наместник Бога на земле, кем-то вроде известного
политика, но не более. Авторитет Церкви нужно восстановить. Но как? Папа
Пий XIII предлагает совершить «медийное самоубийство»: не заигрывать с
миром, но придать его анафеме, не искать популярности у светских СМИ, но
гордо отвернуться от них. Собрав первую и последнюю пресс-конференцию,
Папа даже не удосужился пообщаться с журналистами лично, он передал им,
что его совершенно не интересует их мнение о его персоне и его политике.
Он увольняет штатного фотографа Ватикана, потому что у Папы Римского не
должно быть никаких фотографий. Папа Римский – никто рядом с Господом
Иисусом Христом. Но рядом с простыми католиками, такими несовершенными в
вере, Папа Римский – кумир, идол, рок-звезда от католицизма,
недоступная, таинственная, вызывающая слухи и кривотолки. И все это для
того, чтобы человек, не способный поклониться чуду, поклонился хотя бы
авторитету Римского Папы. В этом проявляется и традиционализм веры
главного героя сериала, и его революционность.

Ленни хочет
восстановить традицию в ее самом консервативном, самом суровом изводе.
Он надевает роскошное облачение, папскую тиару… Понтифика несут на
носилках двенадцать кардиналов, а потом каждый из кардиналов униженно
лобызает его туфлю. Все это смотрится, по правде говоря, омерзительно.
Перед нами не возрождение, а осмеяние традиции. И даже не потому, что
облачение Ленни сопровождает фривольной песенкой вместо молитвы, а
потому, что в той Церкви, которую мечтает возродить Пий XIII, есть
страх, но нет благодати, есть тоска по Богу, но нет Его присутствия. Все
герои сериала так или иначе страдают от религиозных сомнений. Особенно
глубока и безысходна тоска священства. Нам много раз на протяжении всего
сериала показывают иерархов Католической Церкви, охваченных страхом,
унынием, сомнением, впавших в самые тяжелые грехи. Почему? Что же такого
с ними случилось, что все они потеряли веру? Неужели Бог совсем не
откликается на их молитвы? Откликается, да еще как! Пий XIII предстает в
сериале настоящим чудотворцем. Но, даже творя чудеса, он признаётся в
том, что… не верит в Бога.

Оцените статью
Добавить комментарий