Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Различные определения понятия личность
- Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
- Личность – “живой человек из плоти и крови”, вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр “взрывных” изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
- Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
- Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
- Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
- Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
- Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
- Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
- Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
- Личность – это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
- Личность – 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)
Свойства личности в психологии
Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.
Психические свойства личности
В психические свойства входят такие психические процессы:
- Способности. Под этим понятием подразумевают особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать. Качество жизни человека зависит от того, насколько им осознаются собственные способности и применяются на практике. Неиспользование способностей приводит к их уменьшению и к появлению депрессивного состояния и неудовлетворенности.
- Направленность. Эту группу составляют такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.
- Эмоции. Под эмоциями понимают психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям. Большая часть эмоций отражает удовлетворение – неудовлетворение потребностей и достижение – недостижение целей. Небольшая часть эмоций связана с получением информации (интеллектуальные эмоции) и с соприкосновением с предметами искусства (эстетические эмоции).
Психологические свойства личности
Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:
- Воля. Волевые качества – это способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими. Волевое решение принимается на основе анализа разных потребностей, после чего некоторые потребности ставятся выше других. Результатом такого выбора становится ограничение или отторжение одних желаний и выполнение других. Во время выполнения волевых действий человек может не получать эмоционального наслаждения. Здесь первое место занимает удовлетворение морального плана от того, что получилось преодолеть низшие желания и потребности.
- Характер. Характер складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Чем лучше человек понимает отрицательные и положительные черты своего характера, тем эффективнее он сможет взаимодействовать с социумом. Характер не является константой и поддается корректировке в течение жизни. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств. Работа над своим характером называется самосовершенствованием.
- Темперамент. Под темпераментом подразумевают устойчивые характеристики, обусловленные строением нервной системы. Различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждый из этих видов имеет свои положительные характеристики, которые следует учитывать при выборе профессии.
Эмоциональные свойства личности
Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:
Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.
Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.
Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.
Глубина
Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.
Социальные свойства личности
Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.
К социальным качествам личности относятся:
- коммуникабельность;
- сочувствие и сопереживание;
- открытость для общения;
- инициативность, предприимчивость;
- лидерские способности;
- тактичность;
- толерантность;
- идейная убежденность;
- ответственность.
Методы исследования личности
- Наблюдение. Это метод исследования личности, характеризующийся невмешательством специалиста в процесс и констатацией и дальнейшим анализом собранных сведений. Различают бытовой метод наблюдения, когда происходит простая констатация увиденных фактов, которые возникают в произвольном и стихийном порядке и научный метод наблюдения, когда полученная информация подвергается дальнейшему глубинному анализу. Последний характерен для психоанализа.
- Эксперимент. Это метод исследования личности, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого, создаёт определённые условия, в которых тот будет находиться, чтобы в дальнейшем проанализировать его реакции и поведение.
- Метод беседы. При таком методе испытуемый сам даёт отчёт о своих проявлениях личности – эмоциях, переживаниях, мыслях. В данном методе ключевую роль играют те вопросы, которые задаёт испытуемому исследователь. В дальнейшем полученные сведения об индивиде подвергаются анализу.
- Опросники. Данный метод обычно применяется для выявления у индивида тех или иных личностных черт. Опросники бывают одномерные (когда изучается одна определённая черта, например, уровень агрессии) и многомерные, когда изучается целый спектр определённых черт. Опросники включают в себя шкалу, которая отражает склонность индивида к появлению тех или иных черт.
- Проективные методы. Это целая группа методов исследования личности, в различных версиях которых испытуемым предлагается реагировать на те или иные раздражители: интерпретировать картинки, описывать своё эмоциональное состояние в той или иной смодулированной ситуации.
Что такое индивидуальность
Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.
И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.
Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:
- в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
- в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
- в уровне и характере интеллекта;
- в особенностях активности и деятельности;
- в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
- в мотивации поведения;
- в задатках и способностях;
- в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
- в характере социального взаимодействия;
- в интересах, потребностях и возможностях;
- в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.
И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.
И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.
Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.
Похожие термины:
-
лат. auctoritas — власть, влияние) — понятие и концепция Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны:
-
самодостаточная личность, обладающая живыми научными знаниями, являющимися объективной необходимостью человека для динамики процесса своевременного изменения самого себя в соответствии с изме
-
термин философии славянофилов (Хомяков, Киреевский). Идея Ц. л. восходит к православному учению о трех элементах, составляющих человеческую личность (теле, душе и духе), в котором душевная и материа
-
понятия, представляющие собой разные аспекты единого явления – человеческого индивида, входящего в определенную систему общественных отношений. Конкретный человек, как продукт природы, является
-
одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественно
-
человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания (р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого челов
-
(в их взаимоотношении). Взаимоотношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют определенные общественно-экономические формации, и нет «личности
-
в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий: 1) характер и личность практически отождествляются – эти термины употребляются синонимично; 2) характер включается в личн
-
личность, которая с точки зрения значительной части народа, возможно подавляющего большинства является носителем высшей Правды, способна указать народу путь к справедливой жизни, возглавить изб
-
ветвь культурной антропологии, в которой изучаются связи между принятыми в обществе способами воспитания детей и психическими характеристиками взрослой личности.
-
их роль в истории, одна из важных проблем историч. материализма. В домарксистской и совр. бурж. обществ. мысли вопрос о роли Н. м. и л. в истории решался и решается гл. обр. с идеалистич. позиций. Осн. ид
-
исследования о роли личности в социально-преобразовательной деятельности. В философии предлагались различные оценки возможностей личности. Крайними являются следующие позиции: 1) Личность не иг
-
понятие, предложенное нем. идеологом лево-гегельянства – Б. Бауэром в кон. 30 – нач. 40-х гг. XIX в. для обозначения субъекта социально-исторического развития, опирающегося на деятельность самосознающег
-
личность, которая открыта лишь в своих энергийных воплощениях в других вещах, а не в своем волевом аспекте, в котором она субстанциально воплотилась бы в своей телесной оформленности.
-
описанный Р.Лейнгом тип личности, испытывающей дефицит “первичной онтологической уверенности”. Такая личность ощущает себя скорее нереальной, чем реальной, и скорее мертвой, чем живой; ей не хвата
-
подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трех аспектах божественного, мыслящего или разумного, и животного человека – низшая четверка или чисто астрофизическое существо, тог
-
личность, находящаяся в “пределах нормы”, но ближе к состоянию, например, паранойи, чем ипохондрии.
-
человек, живущий в состоянии вечного страха, ревности, подозрительности и обиды на всех.
-
термин философии Л.Н. Гумилева – русского историка-этнографа, философа. Согласно Гумилеву, в основе любого деяния, оставляющего следы в истории, лежит страстное стремление человека к достижению св
-
от лат. persona – маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все, что относится
Структура в основных психологических теориях
В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.
Теория Платонова
Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:
- Направленность.
- Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
- Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
- Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.
Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности
Структура личности по А.Н Леонтьеву
А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:
- Связи индивида с миром;
- Мотивационная окраска связей с миром;
- Внутренние связи между мотивами личности.
Структура личности по Фрейду
Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:
- Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
- Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
- Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.
Структура личности по Рубинштейну
Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым, и включает в себя:
- Направленность личности;
- Индивидуальные знания, умения и навыки;
- Индивидуальные особенности.
Структура личности по Юнгу
В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности
Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них
Структура личности по Рубинштейну
По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.
Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.
Индивидуально – типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.
Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.
Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.
У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.
РвÑе же индивидÑалÑноÑÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑоÑоÑо
С пÑиÑологиÑеÑкой ÑоÑки зÑениÑ, ÑÑо, беÑÑпоÑно, Ñак. Человек, имеÑÑий вÑÑаженнÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑноÑÑÑ, ÑамоÑÑоÑÑелен. Ðн не завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑинÑÑва, Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñвой взглÑд на миÑ, ÑобÑÑвенное оÑноÑение к дейÑÑвиÑелÑноÑÑи. ÐÑоме Ñого, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑазвиÑа моÑиваÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÑеÑа. То еÑÑÑ Ñакой Ñеловек вÑегда знаеÑ, Ñего он ÑоÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ Ð² жизни, и, более Ñого, он вÑе Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей Ñели.
Таким обÑазом, Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ заклÑÑиÑÑ, ÑÑо Ñеловек, обладаÑÑий индивидÑалÑноÑÑÑÑ, ÑвлÑÐµÑ Ñобой зÑелÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ.
Ðднако жиÑейÑкое понимание наÑÑного ÑеÑмина иногда игÑÐ°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑобÑÑ ÑолÑ, и Ñогда ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑипиÑÑваеÑÑÑ Ð¸Ð½Ð¾Ðµ знаÑение. РпÑимеÑÑ, говоÑÑÑ Ð¾Ð± индивидÑалÑноÑÑи, Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð² Ð²Ð¸Ð´Ñ ÐºÐ°ÐºÑÑ-либо медийнÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ. Ðднако на ÑелеÑкÑанаÑ, как пÑавило, Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ обÑаз, ÑÑаÑелÑно пÑодÑманнÑй пÑоÑеÑÑионалÑнÑми имиджмейкеÑами. Ðожно ли ÑказаÑÑ, к пÑимеÑÑ, о Ñебенке, ÑÑавÑем «звездой», ÑÑо он â индивидÑалÑноÑÑÑ? ÐÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½ ÑакÑиÑеÑки не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð·Ñелой лиÑноÑÑÑÑ.
Ðб индивидÑалÑноÑÑи говоÑÑÑ Ð¸ в ÑÐµÑ ÑлÑÑаÑÑ, когда Ñеловек пÑÑаеÑÑÑ Ð²ÑделиÑÑÑÑ Ð¸Ð· ÑÐ¾Ð»Ð¿Ñ Ð¸ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ñе Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ ÑÑкÑÑ Ð²Ð½ÐµÑноÑÑÑ. Ðо не вÑегда и Ñакой Ñеловек бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ñелой лиÑноÑÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÑиÑинÑ, заÑÑавивÑие его ÑÑановиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑнÑм, не вÑегда ÑÐ²Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ оглаÑаÑÑÑÑ ÑеÑÑно. Ðногда ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Â«ÑÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ» Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÑжелÑй гÑÑз пÑиÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñоблем.
Развитие личности – психология
Каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором генов и особенностей нервной системы, которые являются основой для развития личности. Изначально личность формируется под воздействием родительской семьи и воспитания, окружающей обстановки и общества. В более взрослом состоянии изменения обусловлены влиянием людей, живущих рядом, и окружающей обстановкой. Такое развитие будет носить неосознанный характер. Осознанное саморазвитие, при котором все изменения развиваются сознательно и по определенной системе, является более эффективным и называется саморазвитием.
Психология развития личности называет такие движущие силы изменения человека:
- окружающая среда (школа бихевиоризма);
- бессознательное (школа психоанализа);
- врожденные тенденции (гуманистическая психология);
- деятельность (деятельностная теория);
- личностные кризисы (теория Э. Эриксона).
Самосознание личности в психологии
Сознание и самосознание личности в психологии стали изучаться не так давно, но при этом научного материала на эту тему накопилось достаточно много. Проблема самосознания личности является одной из основных в этой науке. Без самосознания невозможно представить формирование и психологический рост личности, и всего общества в целом. Самосознание помогает человеку выделить себя из общества и понять, кем же он является и в какую сторону ему следует дальше двигаться.
Под самосознанием психологи понимают осознание человеком своих потребностей, возможностей, способностей и своего места в мире и социуме. Развитие самосознания проходит в три этапа:
- Самочувствие. На этом этапе возникает осознание своего тела и психологическое отделение его от внешних предметов.
- Осознание себя частью группы.
- Осознание себя уникальной неповторимой личностью.
Волевые качества личности – психология
Волевые свойства личности направлены на реализацию желаний и преодоление препятствий, которые возникают на этом пути. К волевым качествам относятся: инициативность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, самоконтроль, энергичность. Волевые качества не относятся к врожденным и формируются в течение всей жизни. Для этого неосознанные действия должны перейти в разряд осознанных, чтобы ими можно было управлять. Воля помогает человеку почувствовать свою индивидуальность и ощутить силу для преодоления жизненных препятствий.
Самооценка личности в психологии
Самооценка и уровень притязаний личности в психологии занимают одно из ведущих мест. Высокая адекватная самооценка и такой же уровень притязаний помогают человеку эффективно налаживать контакты в обществе и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности. Под самооценкой понимают уровень оценивания человеком своих возможностей, способностей, своего характера и внешнего вида. Под уровнем притязаний понимают уровень, которого человек хочет достичь в различных сферах жизнедеятельности.
Психология саморазвития личности
Саморазвитие человека помогает ему стать более эффективным, осознать цели и достичь их. Каждый член общества имеет свое понимание того, каким должен быть идеальный человек, поэтому программы саморазвития разных людей могут сильно разниться друг от друга. Саморазвитие может иметь систематический характер, когда человек действует по разработанной им схеме, и хаотический, когда саморазвитие происходит под давлением ситуации. Кроме этого успех саморазвития зависит в немалой мере от развития воли и уровня притязаний.
Психология самореализации личности
Самореализация подразумевает вложение имеющихся сил, энергии, талантов в значимую для личности сферу. Человек, которому не удалось себя реализовать, может ощущать внутреннюю пустоту, раздражение, хроническую усталость. В самореализацию входят такие составляющие:
- самореализация личности в обществе;
- самореализация в творчестве или спорте;
- самореализация в профессиональной сфере.