Влияние личностного роста на успешность
Личностный рост и успешность взаимосвязаны, и одно влияет на другое. Как только человек достигает даже маленького успеха, он уверенно берется за новые свершения. В свою очередь, вырабатываются новые положительные качества, которые мотивируют на новые успехи. Появляются и навыки, которые делают женщину или мужчину способными добиваться большего.
Таким образом, психологический рост личности – несложный процесс. Достаточно каждый день совершать маленькие шаги на пути к своим целям, формировать полезные привычки и можно стать самоактуализированной личностью, которую не смогут сломить максимальные трудности.
С чего начать личностный рост?
Наилучшим стартом для развития является обретение общества в котором люди естественным образом расположены к развитию. Просто находясь в таком обществе, человеку становится возможно без всякого труда обрести полезные привычки, знания, необходимые качества, а также избавиться от того, что мешает в самореализации. Если брать более конкретные области развития, то профессиональное развитие будет заключается в поиске общества единомышленников, которые способные дать знания и научить необходимым навыкам. Очевидно, что находясь в обществе борцов на тренировках, человек обретет навыки в единоборствах. Лучше всего будет найти целое сообщество таких людей, но если это не представляется возможным, достаточно найти одного достаточно компетентного в этом деле человека, слушать его, задавать вопросы и получать от него знания и опыт. Так учились люди раньше, так учатся и сейчас.
Вторым этапом – будет изучение теории и применение её на практике. Источником теории, в большинстве случае, является литература. Книги достаточно объемны в предоставляемой информации и распространены, чтобы охватить достаточное количество разнообразных сфер деятельности человека. Применение на практике – это уже непосредственное следствие изучения теории. Например, вы изучаете аккорды и постепенно учитесь, повторяете то, что изучили. Со временем, вырабатывается навык – а это уже признак роста.
Третьим пунктом следовало бы указать осознание того, что рост и развитие подчиняются определенным правилам, следование которым многократно позволяет улучшить темп обретения навыком или понимания себя.
4 понятия «развития личности»
Употребляемый различными специалистами термин «развитие личности», может подразумевать минимум четыре смысловых варианта, имеющих отношение к совершенно разным темам, а именно:
Применяя выражение «механизмы и динамика развития личности», специалисты подразумевают развитие личностных качеств как процесс;
Говоря о достижениях личности в своем развитии, обсуждают уровень личностного развития и его результативный итог;
Обсуждая методы и средства, используемые для формирования из ребенка личности, затрагивают тему формирования личности;
А рассуждая о формах самостоятельного развития личности человека, имеют в виду способы авторского самосовершенствования.
Обсуждение личностного развития как процесса затрагивает динамику этого явления и его механизмы.
В исследующей развитие личности теоретической психологии это понятие, ассоциируется с имеющим преимущественно естественный характер сложным процессом, составными частями которого могут быть:
Учеба и тренировки;
Осуществляемые детьми вместе с взрослыми действия;
Полученные при разрешении внутренних противоречий знания;
Формирование организма и психики.
Говоря о результатах личностного развития в первую очередь отвечают на вопросы, относящиеся к имеющим качественно новые характеристики новообразованиям, методам подтверждения результатов развития, а также о развитии личностей конкретных людей, сравнении их уровней и вершинах.
Самостоятельное личностное развитие – одно из наиболее интересных направлений современной теоретической психологии, убедительно доказывающей, что самосовершенствование человека возможно.
Человек может самостоятельно развивать свою личность и влиять на личностное формирование других людей и помочь ему в этом могут различные развивающие и совершенствующие личностные качества методики, разработка и внедрение которых относится к сфере деятельности специалистов по практической психологии.
vote
Article Rating
Задачи тренинга личностного роста
Каждый наполняет жизнь своими стереотипами. Действие по шаблонам помогает сделать события более предсказуемыми. Но в какой-то момент привычные поступки уже не приводят к желаемым результатам. Реальность становится скучной. Если не происходит новых событий в жизни, человек попадает в депрессию
Как говорят известные психологи, важно научиться балансировать между тревогой и скукой. Чтобы наполнить жизнь смыслом, необходимо найти действие, вызывающее чувство страха, но ведущее к развитию, и совершить этот поступок
Тренинги личностного роста – проводник саморазвития
Личностный рост всегда сопряжен с выходом из зоны комфорта. Саморазвитие включает в себя:
- Встречу с самим собой. Человек склонен искать отмазки, чтобы не двигаться к успеху. Признание проблемы – первый шаг к ее решению.
- Изменение привычного образа жизни. Существует множество ресурсов, один из которых – энергия. Изменение привычек всегда сопряжено с ее потерей. Но это лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – это инвестиция. Сегодня будет трудно не потратить деньги и создавать капитал, учить английский, совершенствовать другие навыки. Но уже через несколько лет энергии, времени и денег требуется больше. Тренинги личностного роста помогают научиться переживать дискомфорт с одной стороны, а с другой – сделать его менее выраженным.
- Работа над ошибками, которые человек будет допускать всегда. Чтобы получить принципиально новые результаты, необходимо научиться действовать по-новому. Сначала нужно привыкнуть делать это. Поэтому ошибки неизбежны. Тренинги личностного роста помогают уменьшить их количество в долгосрочной перспективе.
- Мотивация. Обычно люди консервируют свои мечты, они не проявляются. Тренинги помогают встретиться со своими чувствами.
Тренинг личностного роста – коллективное мероприятие
Важно! Большинство тренингов преимущественно нацелено на последний пункт. Ведь никто не сможет за самого человека изменить жизнь
Как развить личность человека
Фактически развитие личности сводится к укреплению имеющихся и развитию новых положительных качеств, формированию новых навыков
Также важно определиться со своими целями по жизни и найти оптимальные способы их удовлетворения
Успех – это дорога, а не конечный результат
При этом важно не впадать в зависимость от своих целей. Такой человек становится невротиком, что является полной противоположностью самоактуализированной личности
Движущие силы развития личности
Можно выделить следующие движущие силы развития личности:
- Цель. Нужно ставить конкретные цели, которые можно достичь.
- Сила воли. Без этого качества успеха не достичь. Рано или поздно мотивация пропадает, поэтому надо научиться действовать, когда не хочется.
- Рефлексия. Это умение трезво посмотреть на себя со стороны. Нужно учиться понимать, насколько цель получается достичь, в чем основные сложности, и как их можно исправить.
С чего начать личностный рост
Рекомендуется начать с использования уже имеющихся достоинств. Нередко человек о них просто не знает, следовательно, не может применять. Если их осознать, то это уже будет мощным шагом на пути к развитию.
Слагаемые успеха в развитии личности
Чтобы добиться успеха в развитии личности, необходимо:
- Четкое стремление к успеху.
- Целенаправленные действия.
- Общение с мотивирующим окружением.
- Умение анализировать ситуации с положительной точки зрения и видеть возможности там, где другие их не замечают.
- Независимость от результата. Нужно двигаться к целям, развивать в себе положительные качества. Но, если этого не получается делать, не стоит себя корить. Если человек предъявляет к себе завышенные требования, он превращается в невротика.
Личностный рост: мотивация
Без желания ничего не получится, и в процессе самосовершенствования его наличие тоже необходимо. Мотивация, как условие личностного роста, разделяется на следующие виды.
- Самоутверждение. Желание выглядеть лучше перед близкими людьми, повысить самооценку и статус.
- Подражание. Стремление быть похожим на успешного человека.
- Власть. Получение удовольствия от управления другими людьми толкает на улучшение своих навыков в этой области.
- Работа ради работы. Удовлетворение от выполнения своих обязанностей, человек увлечен своей деятельностью.
- Саморазвитие. Покорение каждого этапа может приносить радость, это ощущение и является мотивацией к дальнейшему движению.
- Совершенство. Желание достигнуть высот в определенной сфере.
- Компания. Потребность стать частью какой-то компании, увлеченной тем же процессом.
Развитие личностно профессиональных качеств
Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.
Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств
Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности
Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.
Главные профессиональные качества
Самыми главными качествами являются:
- умение работать одной командой с коллективом;
- быстрая обучаемость и гибкость;
- инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
- способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
- умение отстоять и аргументировать своё мнение;
- скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
- умение точно следовать должностным инструкциям;
- коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.
Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их
Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором
Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.
Уровень развития личностных качеств
Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.
Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.
Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.
От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.
Личностный рост что такое
Личное развитие – это увеличение количества достоинств, избавление от недостатков, а также формирование полезных привычек.
Личностный рост очень часто изображают, как подъем вверх по ступенькам
Понятие личностного роста исходит из гуманистической психологии, основанной Абрахамом Маслоу и Карлом Роджерсом. Далее эти идеи стали развиваться и в других психологических школах. Изначальное значение личностного роста заключается в процессе раскрытия своего потенциала и талантов, а также осознания своей ценности. Модальность этого понятия сильно отличается в зависимости от разных концепций и делится на четыре категории:
- Безусловно позитивная. Это классическая гуманистическая психология, подходы Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Суть личностного роста заключается в самоактуализации личности. Этот процесс естественен, чтобы его стимулировать, достаточно убрать тормоза в виде негативного окружения и страхов самого человека.
- Условно позитивная. Это экзистенциальный подход, в рамках которого для человека саморазвитие не является естественным, но эту способность в нем можно выработать. Самоактуализация личности в конечном итоге может быть достигнута, но она не гарантируется. Все зависит от выбора человека, он несет ответственность за саморазвитие.
- Нейтральная. К этой позиции склоняются когнитивно-поведенческий, деятельностный подходы. Ее сторонники считают, что у человека нет природной сущности, она формируется под влиянием окружающей среды. В когнитивном подходе немаловажную роль играет и то, как человек интерпретирует окружающие его условия и ситуации, в которые он попадает. При этом возможность личностного роста все равно предусмотрена, просто подход к его обретению другой: обучить человека нужным моделям поведения и включить его в среду и деятельность, в которых личностный рост будет возможен.
- Поврежденная. Согласно этой парадигме, человек – изначально греховное существо, его самость является скорее преградой для общения с людьми и Богом, чем помощью. Сюда относятся классический психоанализ и христианская психология. То есть здесь личностный рост в представлении западной психологии в общественном плане даже вредный. Определение этого понятия в христианской системе самосовершенствования такое: личностный рост – это усилия человека, направленные на то, чтобы жить по заповедям, исповедоваться и причащаться, чтобы удостоиться Царствия Небесного.
Единственный подход современной психологии, в котором понятие личностного роста не используется, – НЛП. Оно вообще не пытается найти ответа на вопрос, какая человеческая природа. НЛП просто аккумулирует в себе эффективные техники и принципы описанных выше подходов.
Человек достиг успеха
Для чего нужен личностный рост?
Прежде чем начать движение в этом направлении, нужно понять, в чем польза личностного роста. Многие поколения наших предков ни о чем таком не думали, растили детей и были счастливы, а современные люди постоянно усложняют свою жизнь. Рассмотрим, что толкает их на этот шаг.
- Остановок нет. Можно или двигаться вперед, или катиться вниз. Связано это и с утратой навыков из-за их неиспользования, и с развитием окружающей среды. Даже для поддержания своего уровня придется трудиться.
- Цели и мечты. Чтобы достичь успеха необходимо постоянно учиться, приобретать новые профессиональные навыки и оттачивать личные качества.
- Жизнь. Существование без самосовершенствования возможно, если загрузить себя тяжелой работой и неподъемными обязательствами. Только в момент отдыха будут проскакивать мысли об упущенных возможностях, которые в конечном итоге приведут к затяжной депрессии.
Теории личностного роста
В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования «Я» идеального, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки.
К примеру, существует теория, в основе которой лежит «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.
Также отмечают экзистенциональную теорию, заключающуюся в том, что любой рост личностных характеристик субъекта основывается на процессе самопознания. Как результат – индивидуум достигает определенной внутренней гармонии, посредством которой меняются его взгляды на мир и свое поведение.
Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый субъект изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий.
При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.
Личностный рост и развитие
Если человек ведет активную социальную, профессиональную и культурную жизнь, то на определенном жизненном этапе он задумывается над тем, что такое личностный рост, с чего же начать.
Личностное развитие человека начинается с самого рождения и обусловлено человеческой природой. В психологии выделяют такие теории личности и личностного роста:
- Теория бихевиоризма рассматривает одинаковые возможности человека при рождении, что исключает врожденные таланты.
- Экзистенциальная теория трактует личностный рост с процессом самопознания человека.
- Теория «неизбежного позитива» является наиболее популярной. Она рассматривает человека как сосуд, наполненный при рождении. Реализовать который можно только под влиянием определенных условий и факторов.
Упражнения на личностный рост:
Жизненный успех. Обсуждение в паре позитивных моментов и впечатлений от них.
Лестница. Нарисуйте десять ступенек и расположите себя на одной из них. Если вы поставили себя с первой по четвертую ступеньки, то вы обладаете заниженной самооценкой. Если вы расположили себя с пятой по седьмую ступеньки, то у вас преобладает адекватная самооценка. Если вы отметили себя с восьмой по десятую ступеньки, то вы обладаете завышенной самооценкой.
Передышка. Выделите время для себя. Вкладывайте в свои ресурсы.
Психологи в качестве упражнения на личностный рост выделяют изучение иностранных языков. Причины изучения иностранного языка можно обозначить так:
- Тренировка памяти. Изучайте языки в любом возрасте для сохранения мозга в рабочем состоянии до глубокой старости.
- Тренировка речевого аппарата. Фонетические особенности иностранного языка обогащают речь новыми звуками.
- Путешествия будут более комфортными, если вы говорите на минимальном разговорном английском.
- Расширение связей и взаимодействия с обществом.
- Карьерный рост. Для получения должности учи язык.
- Расширение кругозора и повышение культурного уровня.
Также одним из интересных методов личностного роста является развитие по технике «колесо жизни». Данная техника используется в тренингах по личностному росту. Помогает выстроить баланс в жизни. Назовем основные ее составляющие:
- Здоровый образ жизни: физическая активность и полноценное питание.
- Социальное окружение и друзья.
- Семейные отношения.
- Работа. Карьера.
- Финансы.
- Духовная жизнь и творчество.
- Личностный рост.
- Хобби.
Нарисуйте круг и разделите его на восемь равных частей. Отметьте по десятибалльной шкале каждый сектор «колеса жизни» в соответствии с вашими жизненными результатами и целями. По проставленным баллам будет видно, что в вашей жизни развито, а над чем стоит поработать.
Чтобы эффективнее развиваться как личность, проанализируйте полученные результаты. Помните, что условием личностного роста является выход из зоны комфорта, несмотря на лень и страх. Избавьтесь от привычек, которые тормозят ваш личностный рост. Именно такая стратегия поможет выбраться из бесконечной суеты и достичь желаемых результатов.
Summary
Article Name
Личностный рост и развитие. Упражнения на личностный рост
Description
Упражнения на личностный рост и самосовершенствование. Психологические теории личности и личностный рост. Саморазвитие по технике “колесо жизни”.
Развитие личностных качеств детей
Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.
На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.
Факторы развития личностных качеств
Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:
активное и уместное применение личных местоимений;
владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.
Возраст начала становления личности
Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.
На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.
Формирование качеств ребенка
На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.
Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.
Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».
Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.
Статьи, так или иначе затрагивающие тему личностного роста
Но я хочу предложить Вашему вниманию два материала по личностному росту и самосовершенствованию, выделенные мною особо.
Статья «В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла…)» знакомит с философией этого удивительного человека, который, как известно, сумел выжить в нацистском концлагере, и поэтому получил право на менторский тон, в отличие от многих психологов, сделавших себе имя на цитатах из Франкла.
Статья «Этот обманчивый «личностный рост»… Эта обманчивая «деградация»…» повернёт наше мышление на 180 градусов. В ней рассказано, что настоящее, подлинное развитие личности не всегда связано с сидением в библиотеке и получением уже третьего по счёту диплома из третьего вуза… Что поводов к самосовершенствованию в окружающем нас мире рассыпано много – щедрыми пригоршнями, только мы упрямо слепы и не желаем видеть и замечать эти драгоценности, принимая их за мусор.
Узнав это, многие вздохнут с облегчением и перестанут идти по дороге, которая ведёт в тупик.