Интересная закономерность
Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.
Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества
Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики. Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии
Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы
Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.
Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере
Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере
Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности
Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.
Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.
https://www.youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk
Экстернальная группа
Люди, относящиеся к этой группе, находятся в твердой уверенности, что их усилия и старания не смогут изменить привычный жизненный устой. По их мнению, составление прогнозов и планирование не увенчается успехом, поэтому их можно отложить на ближайшее будущее.
Личности, входящие в экстернальную группу ждут от жизни различных подарков, которые смогут изменить их жизнь. Большинству подобных индивидов характерны такие качества, как заниженная самооценка, беспричинный страх и тревога. Нежелание брать на себя ответственность сопровождается неумением отстаивать собственные интересы. Специалисты отмечают, что для этой категории людей характерны импульсивность, беспричинная агрессия и склонность к депрессивному расстройству. Они часто поддаются азарту и совершают рискованные действия, не задумываясь о возможных последствиях.
Внешний локус контроля – является стремлением к конформизму. Этот факт основывается на проведенных экспериментах и исследованиях, затрагивающих тему рассматриваемого феномена. В основе подобных исследований, лежит тест Роттера. Основываясь на принадлежности к одной из категорий, специалисты сформировали фокус-группу. В состав этой группы вошли люди, с завышенными показателями принадлежности к локусу контроля обоих видов.
Задача этого эксперимента – выявить личностей, способных противостоять общественному мнению и людей согласных с ним. Каждому участнику теста была выдана определенная финансовая сумма, которая должна была использоваться как ставка на личное мнение или мнение окружающих. В результате эксперимента, участники, относящиеся к интернальной группе, делали ставки с учетом собственного мнения, несмотря на наличие конфронтации с окружающими. Индивиды, относящиеся к внешнему локусу, ставили на общественное мнение, не сомневаясь в его правдивости и правильности.
История создания
Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.
Основная задача теории Роттера – прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.
Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.
Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.
Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими , что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация – линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.
Теория Комиссаровой
Тема локус-контроля занимает ключевую позицию в работах практикующего психолога Марины Георгиевны Комиссаровой, известной также под псевдонимом «Эволюция».
Согласно ее точке зрения, локус-контроль можно рассматривать как опору в восприятии и деятельности.
При этом человек экстернального типа опирается на то, что вне его власти — на другого человека, на обстоятельства, которым не стоит пытаться воспротивиться.
Все это ведет к нарушению гармоничных любовных или внутрисемейных, профессиональных отношений, неудачам в любом виде деятельности.
Внешний локус-контроль препятствует самореализации человека, что впоследствии ведет к неудовлетворенности жизнью, иррациональным обидам и осуждениям ближайшего окружения.
Человек выстраивает механизмы защиты, которые приводят к деструктивным отношениям.
Внутренний же локус-контроль позволяет не только изменять ситуацию себе во благо, но и непрерывно совершенствоваться. При этом человек опирается прежде всего на собственные силы, что существенно мотивирует его к духовному росту.
Благодаря этому можно избавиться от деструктивных форм поведения, нормализовать отношения с окружающими и достичь успеха в профессиональном плане.
Как самостоятельно определить свой тип локуса
В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:
1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни — проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.
Типы людей и локус контроля
Психологи выявили, что это свойство взаимосвязано с самооценкой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что чем выше самооценка человека, тем острее у него развит внутренний контроль. В то же время справедливо обратное: чем больше развит внутренний контроль, тем больше повышается самооценка. Оба компонента имеют прямое отношение к самосознанию человека, то есть его представлениям о самом себе.
Субъекты того или другого типа отличаются друг от друга.
Особенности интернала:
- берет ответственность за все свои реакции;
- свободен от мнения окружающих;
- высоко ценит себя, самодостаточен;
- живет в гармонии с собой;
- психологически устойчив;
- нацеленность на результат.
Как правило, это здоровые, успешные, счастливые люди. Им присуща доброжелательность, позитивное восприятие мира.
А вот что характерно для человека с внешним локусом контроля:
- отрицают свои ошибки, не пытаются разбираться в них и работать над собой;
- не верят в себя, не знают своего потенциала;
- ощущают себя беспомощными;
- зависят от посторонних;
- психологически неустойчивы;
- сдаются при первой же неудаче.
Как правило, их преследует ощущение безнадежности. Они несчастливы, часто болеют, не довольны своей жизнью. Им присуща конформность, агрессия, подозрительность, тревожность.
Чем еще интерналы отличаются от эстерналов:
- первые смотрят в будущее, вторые зациклены на прошлом;
- первые с юмором относятся к трудностям, видят в препятствиях возможности, вторые боятся всего нового, неизвестного, трудного;
- первые всегда отстаивают свое мнение, вторые не могут отстоять свои принципы, убеждения;
- первые всегда строят планы и устанавливают цели, вторые никогда ничего не планируют, отличаются безответственностью, оттягиванием выполнения чего-либо;
- первые привыкли работать и могут жертвовать удовольствиями, вторые предпочитают жить одним днем;
- первые представляют свое будущее ярким, наполненным событиями, вторые – неинтересным, однообразным;
- для первых время идет быстро, для вторых – медленно;
- первые очень внимательно относятся к своему времени, вторые не умеют продуктивно организовывать его, распоряжаться им;
- первые уважают себя, ждут счастья, удачи, любви, вторые не уважают себя, уверены, что в будущем их не ждет ничего хорошего.
Эстерналы чаще страдают от дезадаптации, сталкиваются с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Они живут без смысла и цели.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио интервал | Ид интервал | Ин интервал | Ис интервал | Ип интервал | Им интервал | Из интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 3 | 8 | 11 | 1 | 1 | 2 | ||
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Что такое локус контроля?
У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д. Для них предопределённость бытия – не фраза из учебника по философии, а реальный способ объяснения тех или иных событий в жизни. Например, начальству на работе не понравился отчёт – здесь свою роль сыграло то, что Луна находится в третьем доме. Из-за кризиса грядут сокращения? Ну, что поделаешь, уволят – значит, такая судьба.
В этих примерах краски сгущены специально, чтобы сыграть на контрасте с теми, кто, наоборот, всю ответственность за свою жизнь берёт на себя. В победах и поражениях таких людей только их и ничья больше заслуга. Они не видят или отрицают чрезмерное влияние внешних факторов на ход событий, напрямую их касающихся.
По сути, вот мы и описали те два типа людей, которые предопределяет понятие «локус контроля». Если же следовать научной терминологии, то это – свойство личности, проявляющееся в оценке своей способности влиять на ход событий. Сама оценка, как вы уже убедились, может быть двух видов: вера в судьбу или вера в выбор (это если поэтично, более «сухо» – ниже).
Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер. Он же предложил и сам термин в 1954 г. Позже эстафету изучения данного явления приняли его последователи и ученики, среди которых известный психолог, исследователь психологии мотивации и природы эмоций Бернард Вайнер. Сегодня им также интересуются учёные, особенно из сферы клинической, педагогической и психологии здоровья. Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека.
Как достичь большей стабильности?
Вы можете, например, использовать свою силу взрослого человека, чтобы быть стабильным. Измерение этой взрослости определяется тем, что вы можете предпринять, чтобы изменить нестабильность.
Сколько усилий вы прилагаете в нестабильные вещи. Сложность задач есть стабильность. Нью-йоркский марафон — это всегда одни и те же 26 миль, однако погодные условия могут ослабить эту стабильность.
Ваши права, как гражданина страны, могут быть более или менее стабильными, в зависимости от того, где вы живёте.
Погода нестабильна, но смена сезонов (в зависимости от того, где вы живёте), стабильный процесс. (Хотя изменения климата влияют на это).
Стабильность и нестабильность вещей влияет на то, какой у вас локус контроля. Стабильность или нестабильность вещей — ваш способ восприятия того, что на самом деле происходит. Вы можете решать, есть ли у вас контроль над некоторыми факторами.
Другой человек может видеть ту же ситуацию иначе и верить, что в состоянии изменить ее.
Например, вы можете верить, что простуда зимой неизбежна. Это случается каждый год и это стабильный внешний фактор, потому что живете в обществе, пользуетесь транспортом, в ваш иммунитет неизменен.
Кто-то другой считает свой иммунитет нестабильным. И на него можно влиять с помощью упражнений и здорового питания. Они могут добираться на работу на велосипеде, пешком, на машине и считать это альтернативой путешествиям.
Концепция стабильности находится очень близко с понятием контролируемости.
Типы людей и локус контроля
Хотя в реальности достаточно редко встречаются личности, которым присущ исключительно экстернальный или интернальный, то есть смещенный локус контроля, в зависимости от этого можно выделить два следующих типа людей:
Экстрерналы
Данный тип людей склонен ожидать внешней стимуляции своих действий.
Они зависимы от обстоятельств и окружающих их людей, нуждаются в одобрении и поддержке с их стороны, однако их же могут обвинять и в том, что не могут достичь решения своих проблем. Также сами они не склонны оказывать поддержку.
Экстерналы, как правило, эмоционально неустойчивы, склонны менять свое решение. Они могут слепо следовать чужим советам, более доверчивы и зависимы от чужого мнения.
Тем не менее, экстернальный тип людей легче приспосабливается к изменениям, быстрее адаптируется в новых условиях.
Интерналы
Этот тип людей отличаются целеустремленностью и усердием, принципиальностью и рискованностью.
Все свои достижения и неудачи они приписывают только себе и своим качествам.
Они эмоционально устойчивы, склонны подстраивать ситуации и изменять их для своей выгоды, а также подавлять мнение окружающих, хотя сами не выносят манипуляции или вмешательства в свои планы.
Люди интернального типа больше проявляют заботу о собственном здоровье, склонны к активной борьбе за свой комфорт и хорошее самочувствие.
Самооценка интерналов и экстерналов также существенно отличается — если первые склонны считать себя общительными и добрыми, более решительными и независимыми, то последние часто заявляют о своей несостоятельности, неуверенности в собственных силах и эгоистичности.
Каковы основные виды и функции воли в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что такое локус контроля
Локус контроля в психологии — это феномен, который подразделяет всех представителей человечества на две условных группы. Представители первой группы винят в своих бедах различные внешние факторы. Задумайтесь, как часто вы слышите от людей о неадекватном начальстве, негативном стечении обстоятельств, злом роке и других негативных воздействиях со стороны внешней среды. Люди, относящиеся ко второй категории, находятся в твердой уверенности, что внешние раздражители не оказывают значительного влияния на их жизнь. В различных трудностях, они предпочитают винить только себя
Важно отметить, что подобные люди не учитывают, что их трудности могут быть вызваны корыстными, алчными и другими негативными действиями окружающих людей
Как уже было сказано ранее, представители первой группы находятся в твердой уверенности, что их жизненные цели имеют малую значимость. По их мнению, все определяется судьбой, поэтому не стоит «выпрыгивать из штанов» и пытаться достичь невозможного. Представители второй категории людей, верят, что упорство и усилие позволит им добиться поставленных целей несмотря ни на что. Подобное разделение именуется, как феномен локус контроля.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ
Отмечены следующие полезные свойства покрытия:
- выраженные адгезивные свойства повязок, позволяющие им прочно удерживаться на поверхности раны преимущественно благодаря приклеиванию к здоровой окружающей коже (исключается дополнительная фиксация бинтами);
- губчато-пористое строение повязки обеспечивает достаточно выраженные абсорбционные свойства, превосходящие таковые у традиционных марлевых повязок;
- эти свойства наряду с адгезивной способностью позволяют добиться заживления поверхностных ожоговых ран при 2–3-кратном наложении покрытия «Локус»;
- воздухопроницаемость, помогающая исключить возникновение «парникового» эффекта на раневой поверхности;
- легкость, быстрота и безболезненность удаления.
Лечение пролежней с помощью покрытия «Локус» было опробовано на 37 пациентах, причем всем проводили полный комплекс общих противопролежневых мероприятий. «Локус» наносили на пролежень тотчас после механического удаления некротических тканей. Покрытие наносилось с захватом обширной зоны здоровой кожи для лучшей фиксации и уменьшения давления на область пролежня за счет плотноэластической консистенции. При перифокальном воспалении через 2–3 наложения покрытие значи- тельно уменьшало его степень.
Использование покрытия «Локус» позволяло перевести некротическую фазу в репаративную, что выражалось в появлении полноценной грануляционной ткани и краевой эпителизации в течение 1,5–2 недель. Логическим продолжением лечения являлась аутодермопластика или закрытие раневого дефекта местными тканями, что нами не проводилось из-за тяжести соматического состояния пациентов.
При лечении трофических язв использование покрытия «Локус» неизменно приводило к их очищению и активизации краевой и островковой эпителизации в срок от 3 до 5 недель. При этом полного заживления язв нам отследить не удалось, так как пациенты были выписаны из стационара или переведены на амбулаторное долечивание.
После применения покрытия «Локус» у пациентов с длительно незаживающими ранами спустя 2–3 часа отмечался обезболивающий эффект, к третьим суткам ликвидировались отек и гиперемия. После 2–3-кратной смены покрытия раны очищались от некротических наложений, что соответствовало примерно 10 суткам от начала применения повязки, после чего начиналась активная эпителизация. Значительное сокращение размеров кожного дефекта наблюдалось к 20 суткам с момента начала лечения. В отдельных случаях это приводило к отказу от проведения ранее запланированных кожно-пластических операций.
Тест на локус контроля
Психолог Джулиан Роттер, 1916-2014.
Определить направленность Вашего личного локуса контроля поможет опросник, созданный американским психологом Джулианом Роттером, автором концепции о локусе контроля. Он используется с конца 1990-х, его валидность доказана многочисленными исследованиями.
Опросник состоит из 44 утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. Напротив каждого номера на листке бумаги ставится + при написанное верно и – если не верно. Как и у всех других психологических тестированиях, самое первое впечатления и ответ наиболее верны, поэтому не рекомендуется долго засиживаться и раздумывать.
Вот отрывок из опросника:
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь – дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
Далее подсчитывается количество плюсов и минусов в определённых блоках с вопросами-утверждениями, например, в 1, 3, 10, 20, 25 и т.д.
Подсчитав чего больше, плюсов или минусов, можно довольно разнообразно выяснить локус контроля испытуемого в тех или иных сферах: общий, как мировоззрение личности; семейные отношения; межличностные взаимоотношения; собственное здоровье; деловая сфера; отношение к неудачам; отношение к успехам.
Внешний (экстернальный) фактор
Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.
Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом
При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы
Как вырабатывать внутренний локус-контроль?
Определенный локус-контроль можно выработать — не стоит рассматривать его, как нечто статичное, не поддающееся изменению.
При этом чаще всего люди желают развить именно интернальный локус-контроль, так как это повысит их эффективность на профессиональном поприще.
Для выработки интернального локус-контроля можно прибегнуть к следующему автотренингу:
Определите свои цели, которых вы желаете достичь. Именно они будут мотивирующим фактором для самосовершенствования и изменения вашего поведения. Не отказывайтесь от них, несмотря на вариативность ситуаций — будьте настойчивы в желании их добиться.
Определите последовательность достижения ваших целей. Спланируйте ваши будущие шаги и стремитесь придерживаться собственного плана
Выработайте привычку планировать ваши дела, ежедневно записывая в блокнот текущие задачи и отмечая их выполнение.
Обратите внимание на окружающих — возможно, они спекулируют вашей зависимостью от них и используют вас в своих собственных целях. Старайтесь противодействовать манипуляциям над вами.
Примите за должное, что именно ваши цели и мотивы имеют наиболее высокий приоритет.
На самом деле люди абсолютно нормально относятся к тому, что кто-то защищает и отстаивает собственное мнение, даже если вы в открытую заявляете, что так удобно именно вам.
Проявляйте инициативу
Если вы видите более удобное для вас решение в той или иной ситуации, смело предлагайте ее вашему окружению.
Если вас постигла неудача, подумайте — как изменился бы исход данной ситуации, если бы вы предприняли другие действия при тех же самых обстоятельствах. Определите для себя такую реакцию, которая бы способствовала достижениям ваших долгосрочных интересов.
Не стремитесь к сиюминутному удовольствию — будьте нацелены на будущее. Именно долгосрочные перспективы наиболее важны, даже если при этом требуется временно пожертвовать собственным комфортом.
Цените мнение вашего окружения, однако обязательно сопоставляйте его с вашим собственным. Не позволяйте другим судить о ваших собственных поступках — только вы сами знаете то, что будет лучшим для вас.
Несмотря на то, что для более успешной карьеры предпочтителен внутренний локус-контроль, идеальный вариант представляет собой равномерное развитие экстернального и интернального локусов, поскольку достижение крайних позиции на данной шкале может негативно сказаться на эффективности человеческой деятельности.
Следует не только методично и направленно достигать собственной цели, но и быть готовым принять ситуацию такой, какая она есть, если ее невозможно изменить.
Также сама поставленная цель должна быть реально достижимой, не стоит переоценивать собственные возможности — нужно адекватно реагировать на любые внешние проявления, стремясь к объективной самооценке.
Что такое локус контроля? Об этом в видео:
https://youtube.com/watch?v=B8-eJCg9ABw
Наша интересная группа Вконтакте:
Тест на локус контроля
Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).
Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?
Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:
- Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
- Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
- Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
- Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
- Исполнение желаний зависит от везения.
- Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
- Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
- Я мало влияю на происходящее.
- Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
- Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
- Я верю в реализацию собственных планов.
- Удача – результат долгих стараний.
- Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
- Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
- Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
- Поведение детей – результат родительского воспитания.
- Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
- Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
- Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
- В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
- Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
- Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
- Образ жизни не влияет на возможные недуги.
- Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
- За плохое управление компанией ответственны работники.
- Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
- При желании я расположу к себе любого человека.
- На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
- В происходящем виноват я сам.
- Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
- Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
- Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
- В моих неудачах виноваты другие люди.
- Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
- С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
- Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
- От меня зависит счастье моей семьи.
- Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
- Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
- Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
- Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
- Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
- Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.
Тестирование работников организации на локус контроля
Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.
Шкала общей интернальности:
- «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
- «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Обработка результатов:
- 0-11 баллов – экстернал;
- 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
- 33-44 балла – интернал.
Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.