5 признаков действительно хорошего педагога

Разные способности

В трудностях с учебой нет ничего необычного. Они связаны с особенностями личности ребенка, чертами характера, обстановкой в семье. Лишь когда учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они и вырастают в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на «камчатку», предоставляют самим себе. Другой вариант — когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми.

«Одно из главных качеств в нашей профессии — это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности, которые он сам не всегда осознает, — уверен учитель словесности Сергей Волков. — Образно говоря, я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс».

Понимая, насколько различны способности учеников, мудрые учителя позволяют детям идти к знанию своим путем… и иногда на нем заблуждаться — ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?

«Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки, — уточняет Сергей Волков. — Но гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета». Поэтому хороший учитель не тот, кто не допускает ошибок, но кто ценит продвижение вперед своего ученика.

Плюсы и минусы

Положительные и отрицательные стороны профессии учителя тесно взаимосвязаны, являются логическими продолжениями друг друга. Например, эта работа нравится общительным людям, которые легко находят контакт с детьми. Но просто так прервать разговор, сократить уровень общения (если даже требуется в какой-то момент отдохнуть) не получится. Стабильный авторитет преподавателя в обществе означает еще и повышенный уровень ожиданий. Многие родители, увы, вообще, стараются переложить на школу собственные обязанности.

И в отличие от многих других профессий, невозможно сослаться на какие-то формальные правила, ограждая себя от таких претензий. Еще нельзя проигнорировать такой момент, что сегодня учителя работают гораздо интенсивнее, чем прежде. А вот на особое материальное благополучие, за редкими исключениями, они рассчитывать не могут. При этом поведение детей не всегда соответствует нормам приличия. Со многими эксцессами приходится мириться поневоле.

Нельзя не отметить также:

  • понижение авторитета преподавательской деятельности (и не только в России);
  • повышенную «бумажную» нагрузку;
  • излишнюю бюрократизацию в системе образования.

При этом сами профессионалы называют такие достоинства своей работы, как:

  • длительный отпуск;
  • неплохой рабочий график;
  • официальное трудоустройство;
  • возможность проявить себя;
  • размещение в особом кабинете (правда, это относится не ко всем учителям).

ÐлÑÑÑ Ð¸ минÑÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑии

ÐлÑÑÑ+ ÐбÑение Ñ Ð»ÑдÑми+ ÐозможноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑиÑÑ Ñеловека ÑоÑоÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ инÑеÑеÑномÑ, повлиÑÑÑ Ð½Ð° его бÑдÑÑее, вÑÑаÑÑиÑÑ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ+ ÐозможноÑÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ ÑÑиÑÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей и вÑегда оÑÑаваÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñм+ ÐлиннÑй оÑпÑÑк+ ÐлагодаÑноÑÑÑ Ð²ÑпÑÑкников ÐинÑÑÑ ÐÑваÑÑ “ÑÑÑднÑе” и конÑликÑнÑе деÑи ÐÑваÑÑ “ÑÑÑднÑе” ÑодиÑели Ðе вÑегда доÑÑÐ¾Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ñа ÑÑÑда ÐолÑÑÐ°Ñ Ð¾ÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð·Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ здоÑовÑе деÑей Ðного ÑабоÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¾Ð² и оÑÑеÑов Ðавление ÑÑководÑÑва, ÑодиÑелей и ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ ÑÑаÑиÑÑÑ

ÐинÑÑов полÑÑилоÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе, но педагогика по пÑÐ°Ð²Ñ ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð½Ðµ пÑоÑеÑÑией, а пÑизванием. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ñеловека, оÑознанно вÑбиÑаÑÑего пÑеподавание, плÑÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑно пеÑевеÑÑÑ Ð¼Ð¸Ð½ÑÑÑ.

ЧиÑайÑе Ñакже:ÐÑоÑеÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаÑелÑ, педагог доÑколÑного обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ >>

ÐпиÑание пÑоÑеÑÑии ÑÑиÑелÑ

Ðожно ÑказаÑÑ, ÑÑо пÑоÑеÑÑÐ¸Ñ ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°ÑодилаÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ ÑеловеÑеÑÑвом. С моменÑа ÑÐ°Ð·Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑда, когда поÑвилиÑÑ Ð¿ÐµÑвÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑной деÑÑелÑноÑÑи, поÑвилаÑÑ Ð¸ поÑÑебноÑÑÑ Ð¿ÐµÑедаваÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ навÑки Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº дÑÑгомÑ. ÐÑоÑник ÑÑил нового оÑоÑника, а – нового поваÑа. С возникновением пеÑвÑÑ ÑивилизаÑий – в ÐгипÑе, ÐеждÑÑеÑÑе, Ðндии, ÐиÑае – поÑвилаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² гÑамоÑнÑÑ Ð»ÑдÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÑоваÑÑ Ð¸ аÑÐ¼Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ пеÑеÑÑиÑÑваÑÑ, а Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÑваÑÑ Ð¸ ÑÑакÑоваÑÑ. РобÑем, без ÑÑиÑелей и Ñкол, коÑоÑÑе воÑпиÑÑваÑÑ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑиÑиÑованнÑе кадÑÑ, невозможно ÑÑÑеÑÑвование гоÑÑдаÑÑÑва, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑÐ¸Ñ ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð° из ÑамÑÑ Ð²Ð¾ÑÑÑебованнÑÑ Ð¸ Ñакой оÑÑанеÑÑÑ.

РпÑоÑеÑÑии ÑÑиÑÐµÐ»Ñ (и педагога в Ñелом) во вÑе вÑемена оÑноÑÑÑÑÑ ÑважиÑелÑно и Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑноÑÑÑÑ. УÑиÑÐµÐ»Ñ – ÑÑо один из главнÑÑ Ð¾Ð±ÑазÑов, на коÑоÑÑе оÑиенÑиÑÑеÑÑÑ Ñебенок в пеÑиод взÑоÑлениÑ. ÐоÑÑомÑ, кÑоме вполне понÑÑной задаÑи – наÑÑиÑÑ, пеÑедаÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ пÑедмеÑÑ, в задаÑи ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸ пеÑедаÑа ÑенноÑÑей, Ñо еÑÑÑ, ÑоÑмиÑование ÑазноÑÑоÑонне ÑазвиÑой и гаÑмониÑной лиÑноÑÑи. Ð ÑÑо, знаеÑе ли, Ñже ÑеÑÑезно и оÑвеÑÑÑвенно.

Скачать:

Вложение Размер
soch.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ  УЧИТЕЛЬ – САМЫЙ ЛУЧШИЙ.

                                                                                   «Какое гордое призванье –

                                                                                  Давать другим образованье, –

                                                                                  Частицу сердца отдавать,

                                                                                   Пустые ссоры забывать…»

        В становлении человека профессия учителя является самой важной. На жизненном пути, порой, встречается не один учитель

И каждый ученик мечтает о самом лучшем своём учителе. Хочется, чтобы он был и добрым другом, и умным наставником, и интересным собеседником. В моей жизни есть такой человек. Это учитель нашей школы – Романова Ольга Николаевна.

        Каждый человек выбирает свою профессию сам. Профессию, которая наиболее соответствует его природным способностям. Мой учитель прекрасно поёт, владеет инструментом (фортепиано), отлично разбирается в современной музыке. А профессию свою – учителя музыки – Ольга Николаевна выбрала ещё в детском саду и пронесла мечту об учительстве через все школьные годы.

        Профессия учителя музыки не такая простая, как кажется на первый взгляд. В ней есть свои особенности. Это и эмоциональность, и умение донести композиторскую мысль до непосвящённого слушателя. И самое, пожалуй, главное в профессиональной деятельности педагога – это трудности общения. Хороший учитель должен быть и психологом, чтобы с честью выйти из любой конфликтной ситуации, чтобы решить проблему «отцов и детей», существующую ещё с Тургеневских времён. Как же порой  бывает непросто прийти к общему взаимопониманию! Но Ольга Николаевна всегда тактична. А музыка часто помогает ей устанавливать дипломатические отношения в коллективе. И наградой моему учителю за этот нелёгкий труд являются добрые отношения с учащимися и их родителями.

        Деятельность учителя в школе очень насыщена. Кроме уроков Ольга Николаевна ведёт ещё вокальный кружок. Она и классный руководитель. И это счастье, когда рядом оказывается энергичная и весёлая, в меру строгая и справедливая учительница! Классное руководство предполагает работу творческую. Это и проведение мероприятий в классе, и организация всевозможных походов, культурных поездок в Москву. Без её музыкального участия не обходится ни одно общешкольное мероприятие.

        Личных качеств учителю, иногда, бывает недостаточно, чтобы обучать и воспитывать своих «певчих птичек». Профессионал не должен «стоять на месте». Он обязан постоянно совершенствоваться, посещая курсы повышения квалификации и участвуя в различных конкурсах, увлекая детей своим личным примером. Такой конкурс («Семья года») проходил у нас в городе. За свою «классную маму» пришли «поболеть» не только ученики, но и те, кто её любит.

        Очень жаль, что наше правительство не всегда поворачивается лицом к проблемам учителя. Это, прежде всего, маленькая, недостойная учительских трудов, зарплата. По этой причине и не идут молодые специалисты работать в школу. И плюс ещё проблемы, связанные с оснащенностью кабинетов. А их ремонт, вообще, ложится на хрупкие плечи педагога и зависит от его организаторских способностей. Но, не смотря на все трудности, Ольга Николаевна прошла все эти испытания временем и работает в нашей школе уже 18-тый год.

        Хороший специалист не может ограничиваться только знанием своей профессии. Мой учитель постоянно удивляет своих учеников. Она чудесно читает стихи, любит театр, дружит со спортом. Спросите, в каком театре она ещё не была? А где её можно увидеть зимой, кроме школы? Конечно, на лыжне или на катке. Она любит путешествовать со своей семьёй по стране и увлекательно об этом рассказывать. Ольга Николаевна и сошьёт, и гвоздь в стену забить сможет, и обои поклеить. А в праздники у неё на столе появляются кулинарные изыски. Да и гостей полон дом. С ней всегда тепло и уютно. А ещё мой учитель неплохо разбирается в алгебре, химии, русском языке и никогда не откажет в помощи своим детям в подготовке к урокам.

         За что ни возьмётся – всё у неё в руках ладится, спорится. Вот и получается, что она – УЧИТЕЛЬ с большой буквы. Хочу открыть последний секрет: почему мой учитель – самый лучший? Потому что Ольга Николаевна – моя МАМА!

         В апреле у мамы День рождения! И пользуясь случаем, хочу поздравить её и пожелать всего наилучшего: здоровья, успехов в её трудной, но почётной профессиональной деятельности!

                                                                                        Романов Павел.        

Каким должен быть настоящий учитель

Профессионально значимые качества учителя

Качества, которыми должен обладать учитель – он:

  • любит детей и проявляет к ним интерес;
  • знает психологию школьников разных возрастов;
  • ценит неповторимость личности ребенка;
  • умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
  • может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
  • легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
  • успешно руководит детским коллективом;
  • глубоко знает свой предмет;
  • готов к инновациям и стремится развиваться.

Профессиональная этика педагога – не может быть просто сводом правил вежливости. Учитель, например, имеет право знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет лучше организовать работу с подопечными. Но наставнику запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

Профессиональные задачи педагога

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

  1. легкое восприятие информации;
  2. высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
  3. умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
  4. прагматичность;
  5. слабая ориентация в проблемах реального мира;
  6. невысокий уровень двигательной активности;
  7. низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;
  8. недостаточный самоконтроль;
  9. снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики нынешних детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения, приумножая профессиональные достижения.

Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому педагог XXI века просто обязан быть гибким.

Профессиональное развитие современного педагога

Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право наставник оставаться прежним? Вряд ли такой властитель детских душ будет полезен обществу. Лишь тот, кто нацелен на профессиональный рост, освоение и оценку новой информации, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.

Свобода вопреки

Чувствует ли себя свободным учитель-диктатор или учитель-популист? Нет, их силы направлены на удержание власти над детьми в первом случае и удержание симпатий у детей — во втором. Между тем, как писал Симон Соловейчик, один из секретов больших учителей состоит в том, что «они чувствуют себя свободными с детьми, не зависят от них. Именно оттого и свободны, что с потрясающей силой уважают ребенка, сохраняя и единство с ним, и чувство расстояния…»

«Учителю не нужно что-то изображать, когда он входит в класс, — говорит Сергей Волков. — Во-первых, дети точно чувствуют эту искусственность. Во-вторых, им интересней человек, который свободен, который позволяет себе быть собой в любых ситуациях. Тогда возникает диалог уважающих друг друга людей — учителя и учеников». А это значит, что и дети чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать мнение и при этом прислушиваются к мнению других.

Хорошему учителю всегда трудно. Система школьного образования отнюдь не поощряет ни свободу учителя, ни воспитание самостоятельно мыслящих людей. Как говорит Борис Бим-Бад, школа в целом «ориентирована на тиражирование людей подчиняющихся, поэтому настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы»

Но тем не менее педагоги всегда были, есть и будут. Встреча с ними для ребенка бесценна. Вот почему Борис Бим-Бад рекомендует родителям ориентироваться не на престижную школу, а искать в первую очередь хорошего учителя, который, возможно, трудится и в самой обычной школе.

Об эксперте

Галия Нигметжанова, детский психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Хорошо, если есть один учебник на парту

Учитель истории и обществознания, стаж 2 месяца, Кировская область:

– Сразу скажу, что опыта как такового у меня нет, я только две четверти отработала, но уже погрузилась во все с головой. По образованию я – юрист, в школу пришла работать, потому что мне моя учительница в родной школе сказала, что не хватает учителей истории и обществознания. А я могу после минимальной переподготовки работать учителем. Мне было интересно попробовать. С детьми все в порядке, с ними работать интересно, они не глупые. Отношение со стороны детей очень уважительное, я бы даже сказала, трепетное.

Но так случилось, что сейчас я думаю об увольнении. Проблема не в детях, а в бюрократии. В том огромном количестве бумаг, которые надо заполнять и сдавать, от рабочих программ и календарно-тематического планирования. Я считаю, что норма – это дать учебник, рекомендованный Министерством образования, и планомерно по этому учебнику идти. Но с меня требуют плана, рабочей программы с дурацкими разделами «ученик должен знать», «должен уметь», на практике это ничего не дает. Когда в учительской все начинают это обсуждать, я себя чувствую неуютно. Для меня это все ничего не значит, а для тех, кто давно работает в школе, это как Библия, что-то священное.

Явно слабое место системы образования – бесконечные глупые и нелепые требования. Например, только сегодня было совещание у директора, нам всем в принудительном порядке раздали бумажки и обязали, чтобы все сотрудники на сайте администрации нашего города прошли анонимный опрос по качеству услуг, предоставляемых этой администрацией. К школе это никакого отношения не имеет.

Смущает материально-техническое состояние школы. Я молчу о том, что она выглядит старенькой, в плане ремонта ничего не изменилось с момента моего выпуска оттуда в 2007 году. На всю школу одна интерактивная доска, минимальное количество телевизоров. Если я хочу детям показать фильм или поработать с презентацией, я вынуждена просить других учителей поменяться кабинетами. Кабинета истории как такового у нас нет. Да даже обычные доски, на которых пишут мелом, далеко не во всех классах в нормальном состоянии. Этот момент мне абсолютно непонятен в свете заявлений Путина и Медведева о школе будущего, о цифровой школе.

С учебниками большая проблема. Я у девятого класса веду историю, хорошо, если у них один учебник на парту есть. Я прихожу в библиотеку выяснять, что происходит. В библиотеке мне достаточно грубо объясняют, что, мол, радуйтесь, что хоть что-то выдали.

Ладно, интерактивные доски, я объясню на пальцах. Но учебники, как без них-то можно?

Фото: Anna Galperina / Flickr

Я сейчас меж двух огней: между своей работой, которую по зарплате я считаю основной, и школой. Изначально у меня с администрацией была договоренность: я работаю три дня в школе, мне ставят по восемь уроков. На деле получается все иначе. То в субботу я сидела на конкурсе областном, то сижу в свой выходной день на олимпиаде, потом это все проверяю. Отчеты нужно сдавать, программы готовить. И занятость получается стопроцентная.

Если бы зарплата учителя была достаточной для нормальной жизни, я бы просто осталась работать в школе. Сейчас у меня ставка 19 часов, моя зарплата – 10 тысяч рублей. Это ни о чем даже в нашем городе. Когда у меня было полторы ставки, я получала 15000 рублей. Недавно мне случайно с моим расчетным листком выдали расчетный лист техслужащей. Я, конечно, виду не подала, но мне было очень неприятно и неожиданно видеть, что у техслужащей зарплата больше, чем у меня. Я сама имею опыт работы техслужащей, считаю, что любой труд должен оцениваться и уважаться, и в таком труде нет ничего предосудительного. Я понимаю, что физический труд – это тяжело. Но мне все равно кажется, что труд учителя больше. Как может быть, что у учителя зарплата меньше, чем у техслужащего?

Меня бесконечно достали вся эта бюрократия и бумажки, но при этом я не могу просто уйти. Я привязалась к тем детям, которых знаю с сентября. Мне тяжело представить, что я возьму и уйду. Я всех узнала, я знаю, кто на что способен. Многие меня продолжают удивлять раз за разом в хорошем смысле. Кто-то учиться начинает, понимать с первого раза сложные темы.

Вероятно, до конца года я доработаю. А потом мне хочется переехать в областной центр, в более продвинутую школу. Пока что нарабатываю опыт, параллельно учусь, прохожу переподготовку. Формально я должна была прослушать десять дней. На деле это были два часа, после которых мне выдали бумажку о пройденных курсах переподготовки. Сейчас я за свои деньги прохожу другие курсы, 600 академических часов. Это моя личная инициатива, потому что формальной подготовки недостаточно.

Необходимые качества

Совершенно логично от педагога ожидают, что он будет компетентен в своей сфере преподавания. Но никакая сфера, даже та же математика, не стоит на месте. И потому тем, кто не готов к саморазвитию, в профессии делать нечего. А еще очень важным фактором является коммуникативная компетентность. Подразумевается, что владеющие этим качеством не просто «готовы общаться свободно». Они:

  • могут четко прогнозировать развитие любой ситуации в общении;
  • умеют подталкивать беседу в нужном для себя ключе;
  • полностью понимают мотивы и содержание действий, слов собеседника (даже если абсолютно не согласны с ним).

Тот, кто «выходит и зачитывает текст по бумажке» – не преподаватель. Называть себя педагогом имеют право только те, кто умеет вложить в распространяемые знания отпечаток собственной личности. Немаловажны также:

  • сохранение самообладания даже в сложнейшей ситуации;
  • гуманистический настрой;
  • самодисциплина;
  • умение вырабатывать дисциплину у учеников;
  • уважительность в общении;
  • умение признавать свои ошибки и корректировать поведение.

СколÑко полÑÑаÑÑ ÑÑиÑелÑ

ÐаÑплаÑа ÑÑиÑÐµÐ»Ñ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· неÑколÑÐºÐ¸Ñ ÑаÑÑей: оклад, доплаÑа за ÑÑебнÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑзкÑ, каÑегоÑиÑ, ÑÑаж, клаÑÑное ÑÑководÑÑво и пÑовеÑÐºÑ ÑеÑÑадей. ÐаÑплаÑÑ ÑÑиÑелей гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ñкол в ÐоÑкве ÑилÑно оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð·Ð°ÑÐ¿Ð»Ð°Ñ Ð² ÑегионаÑ. Ðа повÑÑаÑÑий коÑÑÑиÑÐ¸ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð¿Ñаво пÑеподаваÑели ÑзÑков и молодÑе ÑпеÑиалиÑÑÑ.Ðиапазон заÑплаÑ: Ð¾Ñ 30 000 до 150 000 ÑÑблей (в ÑаÑÑнÑÑ ÑколаÑ)

ÐаÑÑеÑнÑе возможноÑÑи

ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ, ÑÑо каÑÑеÑнÑе возможноÑÑи ÑколÑного педагога не Ñакие ÑиÑокие, как Ñ ÑоÑÑÑдника коÑпоÑаÑии Google или ÐазпÑом. Ðо веÑÑикалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ°ÑÑеÑа доÑÑÑпна и ÑÑиÑелÑм. ÐÑли наÑинаÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñии ÑÑиÑелÑ, Ñо заÑем можно ÑÑаÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÑиÑелем диÑекÑоÑа по опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, завÑÑем по ÑÑебной ÑабоÑе, а заÑем доÑаÑÑи до диÑекÑоÑа ÑколÑ. ÐиÑекÑоÑа Ñкол могÑÑ ÑÑаÑÑ ÑÑководиÑелÑми мÑниÑипалÑного, ÑегионалÑного оÑгана ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñазованием, ÑабоÑником ÐинобÑнаÑки, ÐиниÑÑÑом обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñегиона и даже ÐиниÑÑÑом обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð Ð¤.
ÐÑли вÑйÑи за Ñамки ÑколÑ, Ñо ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑÑÑÑ Ð¿ÑедпÑинимаÑелÑÑÑвом: оÑкÑÑÑÑ ÑаÑÑнÑÑ ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ обÑазоваÑелÑнÑй ÑенÑÑ, где бÑдÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ ÑÑлÑги дополниÑелÑного обÑазованиÑ, – ÑÑиÑÑ ÑзÑкам, ÑобоÑоÑеÑнике, 3D-моделиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ.д.

Особенности

Как и на всякой работе, в деятельности педагога есть ряд уникальных специфических черт. Важнейшей особенностью можно считать то, что она тесно связана с деятельностью обучаемых, и даже, более того, практически полностью определяется этой деятельностью. Далее стоит учесть, что учитель всегда действует в соответствии с целями и задачами конкретного общества, с доминирующими в нем мировоззренческими установками. Давая определение профессии учителя, можно сказать так — это человек, который дает другим людям знания и умения, способствует повышению их интеллектуального и морального уровня.

Потому при описании деятельности конкретного педагога основное внимание уделяется именно тому, насколько целесообразна, эффективна и соответствует социальным нормам деятельность обученных им людей. Образно говоря, у хорошего учителя «продукцией» вряд ли могут быть профессиональные преступники и тому подобные асоциальные элементы

Но полностью дать характеристику результату преподавательской работы сразу невозможно. Он раскрывается максимально глубоко только через 20-30 лет.

При этом своеобразие педагогики еще и в том, что занятые в ней люди невольно отображают свои черты в своих учениках и воспитанниках. Даже в старшем подростковом возрасте велик элемент подражания. Еще один нюанс — учитель занят больше, чем многие другие профессионалы.

“Лучшие люди — это дети”

Как утверждает Лариса, в школе может быть что угодно, но никогда не бывает скучно.

“Я работаю с самыми лучшими людьми — это дети. Они лучше, чем взрослые, — они чище, они забавнее, они веселее. Уверена, что детям не противно идти ко мне на урок, у нас происходит живое общение. Но уроки я всегда веду на высоких каблуках, это меня как-то собирает, дисциплинирует. И еще — я не добренький учитель: я ставлю двойки, и немало. Но они понимают, за что получают эти двойки. При этом я и пятерок не жалею. Наказываю? Да нет, не наказываю

Хотя… могу наказать своим невниманием. Я не урокодатель, я учитель

Если они очень сильно шумят, а делаю раз, два замечания. Если это не срабатывает, я превращаюсь в урокодателя. То есть распрямляю плечи, голос становится холодным, бесстрастным, и на детей это производит самое большое впечатление — вы так на нас сильно обиделись? У них сразу такой ужас”, — рассказывает Лариса Георгиевна.

Ценность каждого учителя предметника

Почетное звание учителя не может быть дано каждому. К этому обязательно нужно иметь призвание или интерес. Ведь учитель – он же еще и воспитатель, так как педагогика обязательно включает в себя и воспитание как неотъемлемую часть в становлении личности маленького человека.

Преподавателю необходимо не только на пятерку самому знать учебный материал, но и в ходе своих уроков ненавязчиво воспитывать подрастающее поколение. Например, учитель литературы на примере классических произведений донесет до ребенка потребность человека в добре и понимании, любви и дружбе. Преподаватель иностранных языков не только должен научить детей свободно владеть нужными знаниями, но и прививать любовь и интерес к культурам различных народов. А учитель географии обязательно воспитает в детях любовь к красоте своей родины и своего родного края. Каждый педагог важен и несет свой вклад в развитие учеников, до краев наполняя чашу знаний ребенка.

Я родителям сказала не касаться домашнего задания

Учитель начальных классов, стаж работы 5 лет, Ленинградская область:

– Начнем с того, что нам поставили камеры в классах. У нас нет интерактивных досок в области, но камеры поставили. Поставили прозрачные двери. И все это выводится на мониторы к директору. Якобы это делалось для безопасности детей, но на самом деле она нам потом высказывает, где мы неправильно повернулись, что мы неправильно сделали и так далее. Ей понравилась идея за всеми наблюдать.

Ежедневно куча отчетов, что ты сделал, где твои дети участвовали. Заставляют участвовать в олимпиадах, причем для галочки. Главное – зарегистрировались, и хорошо. И отчет надо прислать, что у тебя дети зарегистрировались и участвовали где-нибудь. Говорят, что мы мало участвуем, мало детей где-то задействовано, и все это делается опять же ради галочки: «Сделайте фотографии, как будто бы вы провели День матери», «Сделайте фотографии, как ваши дети рисуют». И они отправляют эти фотографии ради премий, а тщательной работы с детьми не ведется.

Очень много всего надо сделать, приходится работу брать домой, и нет времени подготовиться к урокам качественно. Пока проверишь тетради, уже сил нет, забираешь ребенка из садика и ложишься спать. Очень много чего хочется сделать, но мы не успеваем.

И получается, что воспитательной работы нет, и нам говорят: «Вы сами должны подготовиться ко Дню матери». Сейчас нам вообще елку отменили, потому что не хотят задействовать актовый зал. Поэтому мы проводим в классе сами, и это надо написать сценарий, и вот мы сидим, думаем. Обязаны провести елку с 10 до 12 часов. Никто, конечно, за это не доплачивает. Все деньги получает педагог-организатор, который ничего не делает. А нам просто говорят: «Ну, вы же не будете 2 часа просто так сидеть, поэтому развлекайте детей. Аниматоров нанимайте, либо платная елка, платный Дед Мороз».

Ввели инклюзивное образование. Раньше эти дети учились в специализированных коррекционных школах, теперь обязаны учиться в общеобразовательных по отдельной программе. То есть, когда мы сейчас проходим, например, склонения, с этим ребенком я прохожу алфавит отдельно, но на том же уроке. Если послушать СМИ, то должны предоставить тьютора, на самом деле ничего такого нет.

Фото: Sergey Dushkin / Flickr

Трех человек отправили на курсы переквалификации: это как дополнительное образование, как с такими детьми работать. И там всего 72 часа, хотя коррекционной педагогике в институтах учат 5 лет. А у нас было одно занятие, и нам сказали: «Ладно, мы вам корочки дадим, и все. Времени нет ни у кого». У меня в классе есть ребенок по программе 8-го вида, умственно отсталый, и 7-го вида. И мы им не имеем права ставить тройки и должны чему-то научить.

Директор у нас вообще сложный в общении, она начинает топать ногами и говорить: «Не сметь мне перечить!» Если бы всем коллективом возразить, то был бы результат. Но когда я говорю всему коллективу, они глаза опускают: «Ты просто молодая, а нам уже до пенсии чуть-чуть. Мы не будем ничего говорить».

В понедельник я иду к директору разбираться. На меня мама пожаловалась.

Учительница его поставила: «Постой, успокойся, ты мешаешь». Все, ребенок плачет, звонит маме на перемене, и мама пишет в комитет образования, что ее ребенка унижают, что он стоит весь урок. Они из-за всего жалуются, звонят, пишут в письменном виде письмо директору, и надо дать в письменном виде ответ: какие санкции применены к учителю, как разрешилась ситуация и так далее. То есть все на бумажках.

Я родителям сказала четко, что в 5 часов заканчивается мое рабочее время, и после этого я не отвечаю ни на какие вопросы. И они стараются до 5 часов все выяснить. На собрании я сказала, что именно ребенок должен делать домашнее задание. Если он не понимает, он ко мне утром подходит, и мы с ним решаем эту проблему. Родители не должны вообще этого касаться. И поэтому у нас так тихо, мирно.

Оцените статью
Добавить комментарий