Точки зрения
Карл Юнг рассматривал коллективно-бессознательное начало независимо от психологических архетипов. Но формы социального сознания неразрывно связывал с историческим контентом и общественными движениями.
«Анналы»
В 20 веке, в свою очередь, гуманитарная наука рассматривала интеллектуальное начало человека и общества в рамках классического рационализма 19 века. Она, отождествляя сознание со сферой знаний и научного развития, формировала однозначное представление о ментальности. Гуманитарий четко разграничивал менталитет от принадлежности к одной главенствующей родительской цивилизации других культур и линейного видения истории.
Центральным вопросом стал внутренний мир человека, его потребность в социальном общении и принадлежности к группам. Сама же ментальность есть средство анализа. Такое представление было заложено в 1930-х годах учеными Франции, создав свой журнал «Анналы». Основы исторической антропологии они разработали в «новой исторической науке».
Основополагающий термин встречается в работах Р. Эмерона 1856 года, но многоплановость и устойчивое развитие продолжает М. Пруст, занеся слово «ментальность» в неологический словарь. Л. Леви-Брюль исследовал два типа ментальности в своей работе «Первобытное мышление» – логический и дологический. Он подчеркивал несоразмерное отличие различных племен Австралии и Африки в русле европейской рациональности. Исследования Ж. Лефевр проводил в 1789 в рамках массовой паники французских деревень. Он рассматривал психологические и социальные моменты в один комплекс биологической обусловленной константы.
В манифесте «Новых Анналов» участвовали З. Барбу, И. Майерсон, А. Баллон, Ш. Блондель. Л. Февр в 1946 году на основании их работ отрицает бессознательную связь внутри групп, считая само сознание источником формирования истории и самой личности. Ментальность представляется как общая система ценностей, поведения, разума и ощущений. Внутри целого Февр обнаруживает противоречие двух составляющих ментальности – продуцированного и сопротивляющегося движений, необходимые для развития целого.
Другая точка зрения
М. Б. Туровский обобщил в философии понятие «ментальность пространства». В этом направлении человек является субъектом, опираясь на надындивидуальный фундамент общего информационного поля. Этот ментальный фон интегрирует в себя все, что когда-либо было создано обществом. Используя это понятие, Туровский объясняет истинную природу ограниченности человека.
Ментальное пространство
Анализируя термин, важно помнить об еще одной его составной – ментальном пространстве. Оно представляет собой ресурс, который гарантирует процесс «очеловечивания» субъекта в процессе самосозидания
Введено это понятие в ментальность было М. Б. Туровским.
Главной причиной появления ментального пространства была возможность создать людскую человечность, исходя из деятельности предметного характера, что формировалась в условиях, ограниченных различными традициями, например марксистской. В ходе становления человека как части истории он создает себя на основе содержания индивидуальности. По Туровскому, ментальное пространство пронизано интегральными директивами надиндивидуального характера, которые диктуют человечеству его отношение ко всему, что окружает субъекта.
Анализ понятия “ментальный”
Значение слова в широком смысле нужно воспринимать как комплексное понятие, затрагивающее множество аспектов духовной жизни человека, сам термин носит довольно сложно определяемый характер. Это связано с тем, что термин не только относится к историческим и антропологическим наукам, но и неразрывно связан с философией. Что значит “ментально” – можно разбирать невероятно долго. Зависит многое от того, к каким источникам информации вы обращаетесь, но куда бы вы ни обратились, существуют общие для всех положения, характеризующие данный термин.
Представления о ментальности активно развивались в духовной сфере, и именно по этой причине ее характерной чертой является отказ и уход от централизации исторического развития на европейской культуре в целом
Вместо этого фиксируется внимание на устойчивости внутреннего «я» человека, которое приводит индивида к желанию сплотиться в исторические и социальные общности. Исходя из этого можно иначе толкавать понятие “ментальный”
Значение слова теперь можно воспринимать как средство, предназначенное для анализа и толкования знаний гуманитарного характера.
Стереотипы общества
Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.
Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.
И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.
Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.
Общественный менталитет
Для народов и социальных групп свойственны общие ценности. За счёт этого люди чувствуют себя частью целого, разделяют мнения о культуре поведения, моральных нормах. В каждом социуме есть разделение по социальному статусу, в пределах одной страны можно выделить менталитет правящих кругов, интеллектуальной, духовной элиты, среднего класса. Каждая из этих групп играет свою роль в развитии менталитета нации.
Географическое положение, вероисповедание, способ и уровень производства, политическое устройство, социальная структура, система образования , воспитания– вот факторы, определившие корни общей ментальности. Фактор географического положения определяет такие особенности менталитета как духовная свобода, подавленность, лень. Обширность территории, климат влияет на такие качества, как медлительность, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм. Ландшафт влияет на мечтательность, вдумчивость и другие. Религия воздействует на убеждения, намерения, поступки людей. Вера определяет также характер политической власти страны, её экономическую систему, систему права, духовность, нравственность, судьбу народа, страны, отдельной личности. Национальный менталитет присущ каждому этносу. Характеры людей, их традиции, язык — формирует самобытность каждого народа.
Ментальное тело: как выглядит, его суть и предназначение
Ментальное тело еще называют интеллектуальным. Это своеобразный каркас мыслеформ, включая воспоминания, знания, набор информации о поведенческой модели. Этому телу отведено четвертое место. Ему предшествует троица тонких тел – физическое, эфирное и астральное. Кроме этого ментальному телу соответствует чакра Анахата. Его материя тоньше, чем у астрального и эфирного слоя. Это уровень, где находится наше понимание окружающего мира с последующим отображением через речь и мышление. Банки памяти хранят не только весь огромный багаж знаний, информации, который люди слышали, воспринимали, усвоили, но и полный ряд событий, воспоминаний.
Именно ментальное тело ответственно за представления человека об окружающей среде, умный мыслительный процесс, включая и уровень интуиции. Аура этих тел имеет более высокую частоту в сравнении с двумя предшествующими. Структура не такая плотная. Форма овальная. Люди с низким уровнем духовного и интеллектуального развития обладают небольшими ментальными телами.
Чем больше злобы, вспыльчивости, агрессивности, равнодушия к окружению и росту интеллекта, тем цвет тел более тусклый, однообразный, а структура может содержать белое вещество. Так влияют негативные эмоции. А уверенные, добрые, творческие, любознательные люди обладают яркими разноцветными ментальными телами, которые способны сиять, притягивать. Можно сказать, что окраска зависит от эмоционального наполнения.
Призвание такого типа тонких тел – творение образа человека, способного задаваться вопросами вечных истин, включая смысл, предназначение, необходимость любить и т.п. Так ментальному телу становиться важным нахождение контакта с духовным миром для впитывания энергии возвышенной информации. Так достигают состояния гармонии с энергией Вселенной. От нашей эволюции зависит уровень использования интеллекта в своем земном существовании. Невозможно конкретно разделить то, какую жизнь человек ведет в физическом и ментальном плане. Это так же, как из ничего нельзя сотворить что-то.
Что значит ментальная связь?
Ментальная телепатическая связь давно интересует ученых, самих исследований на эту тему не так много, и вопрос существует ли ментальная связь между людьми остается открытым. Те исследования, что проводились с помощью ФМРТ подтверждают, что ментальная связь все же есть, и представляет собой с научной точки зрения синхронизацию правого и левого полушарий у участников диалога, если тема для них интересна. При этом активность мозга слушателя полностью копирует те зоны активности мозга, которые задействуются у рассказчика.
История ментальностей
Ментальная связь между людьми в исторических масштабах можно ее представить как те открытия, установки, то, что входит в общее поле коллективного бессознательного. Можно привести несколько примеров, когда люди в разных частях земного шара делали одновременно одинаковые открытия, на какой то момент произошла синхронизация и на ментальном уровне произошло единомыслие, хотя ученые даже не знали друг друга:
- 1839 г. – Л. Даггер в Париже и Г. Тальбот в Лондоне изобрели и продемонстрировали фотоаппараты.
- 1876 г. – Г. Белл зарегистрировал патент на телефон за 2 часа до того, как Э.Грей тоже обратилась за таким же патентом.
- 1993 г. – Р. Робертс и Ф. Шарп независимо сделали открытие о прерывистой структуре гена.
Признаки ментальной связи
Связь на ментальном уровне можно отнести и к психологической и магической. Многие ученые считают, что телепатия – это шарлатанство и всерьез не подходят к изучению этого явления, но оно от этого не перестало существовать и многие вещи происходящие во время ментальной связи сложно объяснить логически. Итак, как проявляет себя ментальная связь:
- в какой-то момент, происходит знание того, что близкий человек делает или чувствует, даже если он находится далеко;
- при воспоминании о друге или подруге в ближайшее время раздается от него или нее телефонный звонок или сообщение;
- при разговоре с близким человеком иногда наблюдается такое явление, что одновременно с языка срываются одинаковые фразы;
- понимание и чувствование друга, супруга, ребенка, родителя без лишних слов.
Логическое, дологическое и ментальность коллективного типа
Что означает ментальный логически и дологически? Эти две составные части термина были введены Леви-Брюлем в его работе «Первобытное мышление». Само логическое и дологическое – это виды способов подчеркнуть различие в образах мышления племен Африки и Австралии, базирующиеся на законах партиципационного характера, включающие в себя законы логического противоречия и образа рационального мышления Европы, наряду с ее традициями.
Еще одним составным элементом является понятие коллективной ментальности, введенное Ж. Лефевром. Добавление в значение ментальности данного термина было основано на потребности объяснить действия определенного характера, свойственные целым группам людей. Сформулировано определение было на основе изучения феномена паники в большой массе людей.
Типы менталитета
Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.
В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным. Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.
Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.
Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.
Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.
Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета
Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам
Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».
При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.
Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.
Ментальность и менталитет — отличия
Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.
Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.
Что такое ментальность
При случае возникновения необходимости описать что-то нам непонятное, трудноуловимое, при этом существующее в реальности, люди зачастую прибегают к понятию ментальность. Так же такое обозначение применяется с целью разъяснения нестандартного для нас поведения, социально обусловленных норм, целостности народа, их этническую принадлежность.
Ментальность являет собой духовный склад, присущий для представленной культуры, также, психологические особенности, лежащие в истоках нравов и традиций общества, и является определенными автоматическими реакциями на стандартного рода ситуации и события. В раннем возрасте активизируется развитие определенных образов мышления на базе полученного опыта. Такого рода вид мышления может коренным образом отличаться от различных других культур.
Понятие ментальности, как термин, в науку был введен ученым Леви-Брюль. В основу такого понятия многие различные авторы привносят свое собственное содержание (представляли его как противоречивую карту мира, автоматизмы сознания, дорефлективный пласт мышления, коллективное бессознательное), как следствие, усложняют сравнительный анализ.
Ментальность это в психологии понятие, которое, до теперешнего момента подобает считать строго не дифференцированным, затрагивающее целый ряд аспектов жизни субъекта. Пытаясь сравнить или объединить все понятия в одно, рискуем получить подобие интуитивного образа, однако никак не логично выверенную категорию. Базируясь на множественных переводах с греческих языков, понятие ментальности – «связанное с духом», душевный склад.
Ментальность, являясь характеристикой субъекта, объединяет сознательное и бессознательное. Представляется в роли набора психологических и социальных установок, направленных осознавать и воспринимать поток информации, которую он получает в ходе размышлений, ощущений. Во всех культурах люди, как правило, обмениваются между собой информацией: что-то спрашивают, дают друг другу советы, показывают личное отношение к неким вещам, рассказывают шутки, описывают состояние болезни. Следует, что структура коммуникативных актов, тождественная у всех культур, но сама специфика осознания, оценки и регуляции этой структуры поведения совершенно иная. Как пример, отношение к смеху: в китайских традициях, принято улыбаться, когда сообщаешь о своем семейном трауре, в культурах европейских стран, такой жест поведения приняли бы за оскорбление.
Ментальность создает иерархию конфигураций общественного сознания, объясняя этим этническую концепцию о важности одних компонентов духовной сферы и отсутствии этой важности у других. Существует ряд неких видов ментальности в зависимости от:
Существует ряд неких видов ментальности в зависимости от:
– строения общества (средневековое, античное, другие);
– расовых различий (азиатские, монголоидные, другие);
– половых различий, возраста (мужские, подростковые);
– политического режима (революционный, тоталитарный и другие);
– религии (ислам, иудаизм, другие);
– интеллектуального развития (интеллигенция, простолюдины и другие).
Предмет истории
ментальностей – реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование; способы и содержание мышления; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом
В отличие от истории повседневности, которую интересует, помимо «времени стабильности», еще и «краткое», «нервное» время конкретных событий, а также в отличие от психологии, также сосредотачивающией свое внимание на легко изменчивых состояниях психики, – история ментальностей ставит в центр исследовательского внимания изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée). Историков ментальностей интересуют в общем спектре социальных времен «времена большой длительности» как консервирующие самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории
Круг тем и проблем «историка ментальностей» – это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории – ее поступательного развития или ее «круговой» повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности – когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в «новую социальную историю» вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл «пугалом историка» – но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей – их оценка общества и его составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы, воли, доступ к хранению и распространению информации.
Как разорвать ментальную связь?
Ментальная связь если сформировалась, то очень долгое время она еще будет прочной, поэтому это время нужно себе дать. Помочь себе пройти этап разрыва более безболезненно можно, если есть истинное желание и нет иллюзий, что все еще можно вернуть. Как разорвать ментальную связь с мужчиной – практика отпускания:
Настроиться на состояние благости и умиротворения, ум спокоен, тело расслаблено. Зажечь свечу. Мысленно вызвать образ мужчины, с которым нужно разорвать ментальную связь, поставить его образ напротив себя, поблагодарить его за то, что он был. Представить разноцветные нити, которые соединяют с партнером на уровне энергетических центров (чакр)
Взять в руки свечу и начать пережигать эти нити ведя свечу снизу вверх, рассекая пространство, при этом важно пережечь все нити. Представить как образ мужчины удаляется, происходит отпускание
Практика закончена. Повторять ее можно несколько дней.
Причины разрыва ментальной связи
Если смотреть на человека метафорически как на путника, то у каждого свой путь, на протяжении которого происходят встречи с разными людьми, другими путниками, кому то предстоит пройти с другим человеком большую часть пути вместе, поэтому ментальная связь крепнет, а кто-то идет лишь небольшой отрезок пути и дальше сворачивает на другую тропу. Причина того, что ментальные связи рушатся в том, что человек сыграл свою роль и пришла пора ему идти дальше. Как оборвать ментальную связь с мужчиной – ответ прост: с благодарностью отпустить его.
История появления термина.
Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.
В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.
Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.
Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).
В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».
Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.
Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически”, не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.
Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).
Признаки ментального расстройства
Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.
Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.
Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.
И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:
человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
приступы агрессии сменяются подавленностью;
реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.
История ментальностей (менталитета)
История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).
Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительныхструктур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.
Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.
Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.
Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.