Суть методики незаконченных предложений
Приём незаконченных предложений для анализа личностных особенностей был предложен в 50-е годы ХХ века американским психологом Джозефом Саксом и дорабатывался совместно с психиатром и социальным психологом Джекобом Леви. Суть теста заключалась в дополнении 60 предложений, распределённых в 15 групп, касающихся разных сторон межличностных отношений. Позднее эта методика была адаптирована для детей сначала М. Ньюттеном, а затем доктором психологических наук А. Б. Орловым. Сейчас именно эта интерпретация используется при индивидуальной работе с детьми 7–12 лет. Желательно, чтобы испытуемый умел писать. Стимульный материал предполагает бланк с незаконченными 56 предложениями, которые нужно дополнить. Эти отрывки делятся на 7 тематических блоков по 8 предложений, цель которых определить отношение ребёнка
- к себе;
- к окружающим;
- к семье;
- к учёбе;
- к школе;
- к сверстникам;
- к своему будущему.
Для учеников 1–4 классов количество предложений сокращается до 24, а категории объединяются всего в 3:
- как я отношусь к себе;
- как я отношусь к окружающим (семье, одноклассникам, учителям);
- как я отношусь к учёбе (школе).
Малыш должен закончить каждую из предложенных мыслей, вписывая первое, что приходит в голову.
В процессе работы над тестом важно, чтобы взрослый находился рядом с ребёнком. Так малыш не будет отвлекаться. Таким образом, метод позволяет
Таким образом, метод позволяет
- составить представление о чувствах, которые испытывает ребёнок к значимым людям и самому себе;
- выяснить, насколько мотивирован малыш к учёбе;
- понять, как оценивает ребёнок свои шансы на успех в будущем;
- определить эмоциональный фон испытуемого.
Тест на социофобию Шкала Лейбовича для диагностики признаков социальной фобии.
Описание к тесту Лейбовича.
Шкала Лейбовича для оценки симптомов социофобии была разработана в 1987 г. психиатром и исследователем Майклом Лейбовичем в США. Он основал клинику тревожных расстройств, которая стала единственной в своем роде. Именно он занялся исследованием никем не известной в то время “социофобии” и благодаря ему мир узнал о данной проблеме. С тех пор шкала Лейбовича широко применяется для оценки реакции человека в различных социальных ситуациях и в ситуациях выступления, а также для диагностики признаков социофобии при обращении за психологической помощью. Может применяться у взрослых и подростков. Универсальна как для мужчин, так и для женщин.
Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц. Raven Progressiv Matrices. Методики для диагностики интеллекта.
Методика “Шкала прогрессивных матриц” была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).
Автору методики удалось создать тест, который был бы теоретически обоснован, однозначно интерпретируем, и оценка которого минимально зависела бы от различий в образовании, происхождении и в жизненном опыте людей.
Имеется взрослый и детский вариант тестов Равена. Приведенный здесь вариант теста ПМР предназначен для обследования взрослых (возрастной диапазон от 14 до 65 лет).
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.
Прогрессивные матрицы Равена (ПМР / Raven Progressiv Matrices / Методики для диагностики интеллекта подростков и взрослых):
Интерпретация и анализ результатов
Методика незаконченных предложений помогает учителю выявить проблемы с учёбой и выбрать подходящую стратегию создания ситуации успеха для каждого ребёнка
Если тест с помощью незаконченных предложений проводится в упрощённом варианте, то есть без выставления эмоциональной оценки самим школьником, то педагог сам выставляет баллы +1, 0, -1 за каждый ответ исходя из положительного, нейтрального или отрицательного содержания дополненного предложения. Если же методика реализовывалась полностью, то нужно математически подсчитать сумму баллов и оценить результат. При этом таблица интерпретации будет одинаковой.
Баллы | Значение |
+20 и более | Очень положительная установка |
от +19 до +12 | Положительная |
от +11 до +5 | Нейтральная |
от +4 до -10 | Отрицательная |
от -9 и менее | Крайне отрицательная |
Если тест проводится для детей постарше, то используются 56 вопросов, а таблица результатов расширяется пропорционально. После общей оценки учитель исследует ту сферу, за которую ребёнок выставил 0 или -1. Если отрицательный результат выставлен за учебную деятельность, то нужно помочь ребёнку «догнать» учебный материал (с помощью дополнительных занятий, кружков). В случае проблем в семье необходимо провести беседу (беседы) с родителями. Если же отрицательные оценки ребёнок поставил самому себе, то имеет смысл обратиться к профессиональному психологу, который сможет найти подходящую коррекционную программу для работы с малышом. Главное, не упустить момент, так как любые нарушения в шкале самооценки могут привести к серьёзным расстройствам личности.
Методика незаконченных предложений — это тест, имеющий ключевое значение для выработки правильной стратегии психологической работы с детьми. Но если говорить о более практичном применении, то по методике незаконченных предложений можно узнать о тех ведущих сферах деятельности и жизни малыша, которые нуждаются в коррекции. Вот почему учителя начальных классов обязательно должны пользоваться тестом в работе с детским коллективом.
“Незаконченные предложения” тест Сакса-Леви
Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество вариантов. Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Л. Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого_
Инструкция “На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами”.
Бланк теста
- Думаю, что мой отец редко
- Если все против меня, то
- Я всегда хотел
- Если бы я занимал руководящий пост
- Будущее кажется мне
- Мое начальство
- Знаю, что глупо, но боюсь
- Думаю, что настоящий друг
- Когда я был ребенком
- Идеалом женщины (мужчины) для меня является
- Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
- По сравнению с большинством других семей моя семья
- Лучше всего мне работается с
- Моя мать и я
- Сделал бы все, чтобы забыть
- Если бы мой отец только захотел
- Думаю, что я достаточно способен, чтобы
- Я мог бы быть очень счастливым, если бы
- Если кто-нибудь работает под моим руководством
- Надеюсь на
- В школе мои учителя
- Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
- Не люблю людей, которые
- Когда-то
- Считаю, что большинство юношей (девушек)
- Супружеская жизнь кажется мне
- Моя семья обращается со мной, как с
- Люди, с которыми я работаю
- Моя мать
- Моей самой большой ошибкой было
- Я хотел бы, чтобы мой отец
- Моя наибольшая слабость заключается в том
- Моим скрытым желанием в жизни
- Мои подчиненные
- Наступит тот день, когда
- Когда ко мне приближается мой начальник
- Хотелось бы мне перестать бояться
- Больше всех люблю тех людей, которые
- Если бы я снова стал молодым
- Считаю, что большинство женщин (мужчин)
- Если бы у меня была нормальная половая жизнь
- Большинство известных мне семей
- Люблю работать с людьми, которые
- Считаю, что большинство матерей
- Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
- Думаю, что мой отец
- Когда мне не везет, я
- Больше всего в жизни я хотел бы
- Когда я даю другим поручение
- Когда буду старым
- Люди, превосходство которых над собой я признаю
- Мои опасения не раз заставляли меня
- Когда меня нет, мои друзья
- Моим самым живым воспоминанием детства является
- Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
- Моя половая жизнь
- Когда я был ребенком, моя семья
- Люди, которые работают со мной
- Я люблю свою мать, но
- Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Обработка и интерпретация результатов Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных сне семей: 1) несчастливые, недружелюбные 2) нервные, не очень дружелюбные 3) все одинаковы Будущее кажется мне: 1) мрачным, плохим, странным 2) туманным, неприглядным 3) неясным, неизвестным |
-2-10
-2-10 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений
Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений
№ | Группы предложений | № заданий | |||
1 23456789101112131415 | Отношение к отцуОтношение к себеНереализованные возможностиОтношение к подчиненнымОтношение к будущемуОтношение к вышестоящим лицамСтрахи и опасенияОтношение к друзьямОтношение к своему прошломуОтношение к лицам противоположного полаСексуальные отношениеОтношения к семьеОтношение к сотрудникамОтношение к материЧувство вины | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 | 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 |
Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Плюсы и минусы
Методика незаконченных предложений имеет свои достоинства:
- Простота реализации.
- Минимум необходимых материалов.
- Позволяет решить многие психологические задачи.
- Позволяет оценить состояние на данный момент.
- Имеет долгий успешный опыт применения в психологии.
- Успешно используется в профессиональной деятельности для различных отборов.
- Может применяться как элемент оценки эффективности терапии.
- Используется для выявления некоторых психиатрических заболеваний на этапе скрининга.
- Может быть использована у всех возрастных категорий.
Однако существуют свои недостатки:
- Невозможность проследить какое-то развитие проблемы, так как не затрагивает прошлое.
- Требует подготовки психолога в тонкой интерпретации ответов.
- Оперирует большим количеством абстрактных понятий.
- Может иметь высокий процент погрешности.
Методика прерванных предложений является старым и проверенным способом составления психологического портрета личности, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими и с окружающей обстановкой.
Она успешно используется в различных сферах: науке, профессиональной деятельности, учебе, терапии отклонений. Эта методика может применяться как у детей, так и у взрослых. Однако детский вариант имеет свои особенности в применении.
Результаты этого способа исследования являются точной характеристикой личности, но должны оцениваться вместе с другими способами психологического обследования человека.
О том, как проводится методика «Закончи предложение», вы можете узнать из видео:
Наша интересная группа Вконтакте:
Обновленный Оксфордский опросник счастья (OHI, Oxford Happiness Inventory). И первоначальный вариант методики. Тесты для диагностики уровня счастья.
Методика Оксфордский опросник счастья предназначена для измерения уровня счастья в целом. Этот Оксфордский опросник был разработан по аналогии с широко известным Опросником депрессии Бека (Beck Depression Inventory – BDI) и направлен на оценку депрессии. Некоторые пункты второго были оставлены, а какие-то добавлены. Сохранились также 4 варианта ответов.
Опросник применялся в большинстве проводившихся в Оксфорде исследований. Было установлено, что он обладает большей ретестовой надежностью, чем Опросник депрессии Бека (BDI). Данные, полученные с его помощью, коррелируют с оценками личности, которые даются друзьями респондентов. Также имеются устойчивые предсказуемые взаимосвязи с личностными характеристиками, показателями стресса и социальной поддержки.В научных исследованиях было установлено, что счастье – единый фактор человеческого опыта, однако оно состоит по крайней мере из 3-ех, отчасти независимых, факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций.
Также приводится первоначальный (старый) вариант Оксфордского опросника счастья.
Порядок реализации метода незаконченных предложений
Особенности процедуры диагностики:
-
иссследование проводится как в группе, так и в индивидуальном порядке, может проходить в письменной или устной форме. Ответы в устной форме допускаются исключительно при индивидуальном тестировании;
-
при письменном варианте проведения теста начала предложений либо озвучивают, либо предоставляют в письменном виде на бланке;
-
тестирование начинается с установления взаимопонимания с ребёнком для получения искренних ответов;
-
истинная цель исследования, как правило, остаётся скрытой от тестируемого, основными мотивами, на которые ориентируют ребёнка, являются развитие памяти и внимания;
-
исследуемого просят отвечать в быстром темпе, продолжать фразы не раздумывая, первыми словами, которые приходят в голову;
-
детям, не владеющим техникой письма достаточно уверенно, предлагается устный вариант тестирования, тогда психолог сам фиксирует ответы ребёнка в бланке или проводит аудиозапись беседы;
-
письменное тестирование лучше проводить с детьми раннего подросткового возраста (10–12 лет). При карточном способе проведения тестирования исследуемый записывает на отдельном листе бумаги только финальную часть фразы, при использовании бланков продолжение фиксируется прямо в бланке.
При карточном способе проведения тестирования дети записывают на отдельном листе бумаги только финальную часть фразы
Тест М. Ньюттена в интерпретации А. Б. Орлова (диагностика мотивации учебной деятельности)
Инструктаж ребёнка: «Давай поиграем в увлекательную игру. Правила игры очень простые: я начинаю предложение, а ты заканчиваешь. Нужно отвечать очень быстро, но предложение должно быть законченным по смыслу. Давай проведём небольшую тренировку. Например, я начинаю предложение с такой фразы: «Мой друг (подруга)…»
Если ребёнок долго обдумывает свой ответ, то стоит напомнить правила ещё раз и повторить попытку: «Я очень хотел бы…»
При необходимости стоит вновь пояснить инструкцию, привести примеры. В оригинальном варианте автор рекомендует фиксировать время реакции с помощью секундомера, но такие меры могут вызвать психологическое напряжение и волнение со стороны ребёнка. Практикующие психологи рекомендуют незаметно отслеживать ход секундной стрелки на часах и отмечать в соответствующей графе точкой интервал в три секунды.
Стимульный материал:
- Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто…
- Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…
- Больше всего я люблю, когда учитель…
- Больше всего я не люблю, когда учитель…
- Больше всего мне школа нравится за то, что…
- Я не люблю школу за то, что…
- Мне радостно, когда в школе…
- Я боюсь, когда в школе…
- Я хотел бы, чтобы в школе…
- Я не хотел бы, чтобы в школе…
- Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
- Если я невнимателен на уроке, я…
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
- Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
- Я всегда могу проверить, правильно ли я…
- Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
- Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
- Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
- Мне всегда интересно, когда на уроках…
- Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
- Если нам не задают домашнего задания, я…
- Если я не знаю, как решить задачу, я…
- Если я не знаю, как написать слово, я…
- Я лучше понимаю, когда на уроке…
- Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Тест Сакса для младших школьников в интерпритации В. Михала
Адаптированный вариант теста Сакса для детей, предложенный В. Михалом, включает 23 предложения для выявления уровня социализации и степени понимания самого себя. Иными словами, тест направлен на диагностику отношения ребёнка к членам семьи, школьному окружению, своим способностям, а также обнаружение целей, ценностей, внутренних противоречий и переживаний. Ответы фиксируются дословно
Порядок предложений в протоколе можно менять, но важно не озвучивать последовательно все предложения отдельной тематической группы
Стимульный материал:
- Я думаю, что людей больше…
- Ребёнок в семье…
- Мы любим маму, а…
- Бываем среди детей, но…
- Мой брат (сестра)…
- Я достаточно ловкий, чтобы…
- Отцы иногда…
- Дети, с которыми я играю…
- Чтобы наш папа…
- Мои близкие думают обо мне, что я…
- Если бы мой брат (сестра)…
- Мои друзья меня часто…
- Я хочу, чтобы у меня не было…
- Больной ребёнок…
- Я думал, что мама чаще всего…
- Если бы не было школы…
- Я весь трясусь, когда…
- Когда думаю о школе, то…
- Если бы все ребята знали, как я боюсь…
- Я был бы очень счастлив, если бы я…
- Я самый слабый…
- Мой учитель (учительница, учителя)…
- Всегда мечтаю…
ÐÑе по Ñеме 1.1.3. ÐеÑодика «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ» (модиÑиÑиÑованнÑй ваÑианÑ).:
- ÐÐÐÐÐ XXVI ÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐЯ ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐСТÐЧÐСÐÐÐ ÐÐТÐÐÐÐÐ Ð ÐССÐÐÐÐÐÐÐÐЯ
- 5.3.2 «ÐолиÑеÑÑвеннÑе» кÑизиÑ-пÑогнознÑе меÑодики
- ÐеÑодики пÑоекÑивной ÑеÑники
- ÐабоÑаÑоÑнÑе меÑодики.
-
3.1 ÐеÑодика опÑимизаÑии пÑинÑÑÐ¸Ñ ÑпÑавленÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑеÑений в
напÑавлении ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑбÑÑовÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов на пÑедпÑиÑÑии - СодеÑжание
- 1.2. ÐÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑемÑе и ÑÑбÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°ÑÑина жизненного пÑÑи как ÑоÑÑавлÑÑÑие обÑаза миÑа ÑовÑеменного подÑоÑÑка
- 2.1.2. ÐеÑодика Ñвободной ÑоÑÑиÑовки понÑÑий как инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеманÑиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва обÑаза миÑа подÑоÑÑка.
- 2.1.3. ÐпиÑание вÑбоÑки и ÑиÑÑаÑии пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑледованиÑ.
- 2.2.5. ÐÑобенноÑÑи пÑедÑÑавлений о ÑемÑе и жизненной пеÑÑпекÑиве, ÑоÑмиÑÑÑÑиеÑÑ Ð² ÑÑловиÑÑ ÑпеÑиÑиÑной ÑоÑиалÑной ÑиÑÑаÑии ÑазвиÑÐ¸Ñ (на маÑеÑиале ÑопоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑов меÑодики «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ» ÑлепÑÑ Ð¸ зÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑков).
- 2.3.5. ÐÑобенноÑÑи пÑедÑÑавлений о ÑемÑе и жизненной пеÑÑпекÑиве, ÑоÑмиÑÑÑÑиеÑÑ Ð² ÑÑловиÑÑ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑка в ÑÑнкÑионалÑной или диÑÑÑнкÑионалÑной ÑемÑе (по ÑезÑлÑÑаÑам меÑодики «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ»).
- 2.4.4. ÐÑобенноÑÑи пÑедÑÑавлений о ÑемÑе и жизненной пеÑÑпекÑиве, ÑоÑмиÑÑÑÑиеÑÑ Ð² ÑеÑение подÑоÑÑкового возÑаÑÑа (на маÑеÑиале ÑопоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑов меÑодики «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ» ÑлепÑÑ Ð¸ зÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑков).
- 2.5.4. ÐендеÑнÑе оÑобенноÑÑи пÑедÑÑавлений о ÑемÑе и жизненной пеÑÑпекÑиве (по ÑезÑлÑÑаÑам меÑодики «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ»).
- 1.1.3. ÐеÑодика «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ» (модиÑиÑиÑованнÑй ваÑианÑ).
- 4.4. Ðнализ ÑезÑлÑÑаÑов вÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑодики «ÐезаконÑеннÑе пÑедложениÑ» ÑÑаÑÑими и младÑими подÑоÑÑками.
- ÐÑиложение 6. ÐаÑаÑÐµÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑодик, пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑеÑпонденÑам иÑÑледованиÑ.
- Ðадание 5. ÐÑоекÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑодика неоконÑеннÑÑ Ð¿Ñедложений
- ÐопÑÐ¾Ñ 21 ÐеÑодики иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑи и Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзование пÑи диÑÑеÑенÑиалÑно-диагноÑÑиÑеÑком обÑледовании деÑей.
- ÐÐ ÐÐЦÐÐЫ ÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐРУШÐÐÐÐ ÐÐТСÐÐÐ Ð ÐЧÐ. ÐСÐÐ¥ÐÐÐÐÐÐÐСТÐЧÐСÐÐÐ Ð ÐÐÐÐ ÐÐСÐÐ¥ÐÐÐÐÐЧÐСÐÐÐ ÐÐÐÐ¥ÐÐЫ Ð ÐÐÐÐÐÐСТÐÐÐ ÐÐРУШÐÐÐÐ Ð ÐЧÐÐÐÐÐ Ð ÐÐÐÐТÐЯ. ÐСÐÐ¥ÐÐÐÐÐЧÐСÐÐЯ ÐЦÐÐÐРСÐСТÐЯÐÐЯ Ð ÐЧÐ.
Метод Незаконченные предложения (Сакс и Леви)
Шкалы: отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношение к подчиненным, отношение к будущему, отношение к руководителям, страхи и опасения, отношения к друзьям, отношения к своему прошлому, отношение к противоположному полу, сексуальные отношения, отношения к семье, отношения к сотрудникам
Тестируем: межличностные отношения · Возраст: взрослым, школьникам Тип теста: вербальный, проективный · Вопросов: 60 Комментарии: · написать
Описание теста
Метод включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений
Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений
Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Тестовый материал
- Думаю, что мой отец редко
- Если все против меня, то
- Я всегда хотел
- Если бы я занимал руководящий пост
- Будущее кажется мне
- Мое начальство
- Знаю, что глупо, но боюсь
- Думаю, что настоящий друг
- Когда я был ребенком
- Идеалом женщины (мужчины) для меня является
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Ключ к тесту
№ | Группы предложений | № заданий | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Отношение к отцу | 1 | 16 | 31 | 46 |
2 | Отношение к себе | 2 | 17 | 32 | 47 |
3 | Нереализованные возможности | 3 | 18 | 33 | 48 |
4 | Отношение к подчиненным | 4 | 19 | 34 | 49 |
5 | Отношение к будущему | 5 | 20 | 35 | 50 |
6 | Отношение к вышестоящим лицам | 6 | 21 | 36 | 51 |
7 | Страхи и опасения | 7 | 22 | 37 | 52 |
8 | Отношение к друзьям | 8 | 23 | 38 | 53 |
9 | Отношение к своему прошлому | 9 | 24 | 39 | 54 |
10 | Отношение к лицам противоположного пола | 10 | 25 | 40 | 55 |
11 | Сексуальные отношение | 11 | 26 | 41 | 56 |
12 | Отношения к семье | 12 | 27 | 42 | 57 |
13 | Отношение к сотрудникам | 13 | 28 | 43 | 58 |
14 | Отношение к матери | 14 | 29 | 44 | 59 |
15 | Чувство вины | 15 | 30 | 45 | 60 |
Методика “Мое письмо о супруге”. Тест незавершенные предложения. Семейные опросники.
Методика “Мое письмо о супруге” была разработана Белорусовым С. А. в 1998 году и является вариантом известного в психологии метода незаконченных предложений.
Данный тест широко используется в семейном консультировании и призван выявить причины недопонимания и конфликтов между супругами с дальнейшей возможностью их решения. Для обоих супругов методика обладает большой ценностью: содержащаяся в ней структурированная информация может быть открытием для одного или обоих супругов, что дает возможность для новых перспектив совместной жизни.
Тест желательно проходить обоим супругам – обоим написать “письмо”, заполнив предложенные незаконченные предложения.
Тем не менее, диагностика только одного из супругов позволяет ему лучше понять себя и предъявляемые претензии, требования, пожелания к супругу.
Время заполнения теста “Мое письмо о супруге” не ограничено, в среднем занимает не более получаса.
Методика “Мое письмо о супруге”. Тест незавершенные предложения. Семейные опросники:
Интерпретация результатов
При анализе результатов теста используется, как правило, количественный метод оценки, по которому эксперт оценивает эмоциональную окраску каждого из ответов респондентов по следующей шкале: ярко выраженное положительное отношение (+2), положительное (+1), нейтральное (0), отрицательное (-1) и чётко выраженное отрицательное отношение к субъекту (-2). В итоге для 15-и сфер анкеты выводится суммарный показатель из экспертных оценок каждого из 4-х предложений группы.
Кроме того, на практике применяется и качественный метод оценки результатов теста. Он предполагает более подробное изучение ответов той категории скептически настроенных респондентов, которые намеренно отвечают сухими и клишированными формулировками. При качественном методе анализа ответов также учитываются анамнестические данные об испытуемом.
По результатам теста Сакса-Леви экспертам удаётся составить психологический портрет респондента и определить те сферы его общественной и личной жизни, взаимодействия с окружающим миром, в которых превалируют положительные, отрицательные или нейтральные установки. С помощью теста можно также выявить наличие у испытуемого склонности к психическим расстройствам. Например, Г.Г. Румянцев, первым апробировавший метод незаконченных предложений в советской патопсихологии, утверждал, что тест выявляет характеристики, которые свойственны больным шизофренией .