Основные виды и этапы отношений
Производственные отношения формируются между работниками организаций при решении их внутренних задач. Данные отношения имеют 3 категории. Первая — между начальником и работником, вторая — между одинаковыми по статусу сотрудниками, третья — между начальниками одного предприятия и работниками другого.
Бытовые формируются на отдыхе или в бытовой жизни. Служебные — нормативно предустановленные отношения, прикрепленные в официальных документах. Неофициальные формируются при повседневной жизни, проявляются в обычной симпатии, оценке и так далее.
На межличностные отношения воздействуют такие факторы, как пол, национальность, возраст, характер, специальность, опыт общения с людьми, самомнение и так далее.
Различают такие этапы отношений:
- Знакомство, когда создается взаимный контакт, восприятие и оценка, что формирует основу дальнейшего отношения людей.
- Приятельский, когда между двумя или более людьми возникают отношения на рациональном и эмоциональном уровне.
- Товарищеский включает в себя сближение суждений и взаимную поддержку, которые укрепляются доверием.
Основы психологии отношений
Психология межличностных отношений играет крайне важную роль в современном обществе. Сами взаимоотношения представляют собой комплекс связей, которые возникают у людей благодаря чувствам, суждениям и контакту. Подобные отношения состоят из следующих пунктов:
- созерцание и восприятие;
- исходящая симпатия;
- взаимодействие и поступки.
Разделяют следующие составляющие их элементы: когнитивная, эмоциональная и поведенческая.
Когнитивная часть состоит из познавательных психических процессов:
- чувства;
- понимание;
- представление;
- воспоминания;
- мышление;
- фантазия.
Они помогают человеку познать ключевые особенности партнеров по коллективной занятости и создать взаимопонимание между ними. Особые черты взаимопонимания включают в себя 2 атрибута: адекватность и идентификация. Первый атрибут — это корректность психического отражения той персоны, которая воспринимается. Второй — сравнение себя с личностью другого человека.
Эмоциональная часть состоит из положительных либо отрицательных переживаний, которые создаются в ходе общения с остальными людьми:
- симпатия либо антипатия;
- удовлетворенность;
- эмпатия — экспансивный отзыв на реакцию иного лица, который может выражаться в качестве сопереживания, сочувствия и соучастия.
Поведенческая часть состоит из мимики, жестикуляции, пантомимики, речи и действий, выражающих подход или позицию этого индивидуума к иным людям или же целиком к группе. Кроме того, эта часть предстает главным элементом в урегулировании взаимоотношений. Результативность межличностных отношений расценивается по общему состоянию удовлетворенности/неудовлетворенности всей группы и каждого ее члена.
Похожие термины:
-
близкие, эмоционально очень значимые для человека взаимоотношения с людьми, как правило, скрываемые от посторонних лиц.
-
взаимоотношения, которым недостает близости, интимности и доверия, характерных для взаимоотношений в группе своих.
-
учителя и ученика – отношения, отличающиеся наличием социальной дистанции, отчужденностью, холодностью, отсутствием обмена взглядами, неучтивостью, несдержанностью.
-
Прочные, комфортные взаимоотношения между младенцем и матерью или лицом, ее заменяющим.
-
разнообразные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, складывающиеся помимо и независимо от их профессиональных обязанностей, не регламентированные какими-либо официально приняты
-
взаимоотношения, характеризующиеся некоторой степенью близости, интимности и доверия. Мы чувствуем близость к окружающим людям, которые, как кажется, составляют нашу группу своих. Взаимоотношени
-
Один из трех факторов, которые, по мнению Фидлера, определяют оптимальный стиль лидерства.
-
взаимоотношения, достигаемые с помощью использования психотерапевтом техники присоединения и установления доверительных отношений. С целью присоединения используются такие средства, как присо
-
взаимоотношения, в ходе которых один человек позволяет другому определить, кто будет иметь большую власть.
-
учителя и ученика – основаны на согласии, единении, проявляются как сотрудничество. Им свойственны отсутствие дистанции в контакте, взаимопомощь, шутки, спокойствие, самоирония, самокритика, раск
-
значимость для испытуемого прежде всего личных проблем окружающих, стремление удовлетворить их потребности.
-
субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.
-
связи и отношения, устанавливающиеся между представителями различных наций и народов и их труппами, которые регулируются на договорных началах.
-
система связей и отношений людей одной национальной общности, которые формируются в процессе этнического развития и регулируются традициями и нормами поведения, принятыми в их среде.
-
глубокие, стойкие и основанные на сильных эмоциональных связях межличностные отношения.
-
взаимоотношения, в ходе которых люди «не договариваются» по вопросу о том, кто будет контролировать ситуацию.
-
относительно неглубокие и непродолжительные межличностные отношения.
-
существует прямая зависимость между восприятием людьми друг друга и их взаимоотношениями. От того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, зависят образы, которые складываются у них друг о д
-
отношения между людьми, складывающиеся вокруг и по поводу совместно выполняемой ими работы (деятельности). Примерами В.д. могут быть служебные взаимоотношения, распределение обязанностей между л
-
взаимоотношения между людьми, которые основаны на эмоциях и непосредственно выражаются в эмоциях, переживаемых одним человеком в отношении другого человека. См. взаимоотношения рациональные.
Две стороны межличностных отношений
Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.
И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.
Межличностные отношения как взаимодействие людей
Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.
Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.
То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.
Эмоциональная сторона межличностных отношений
Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.
Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.
От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.
Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.
В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.
Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.
И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.
Методы диагностики межличностных отношений
Профессиональная диагностика межличностных отношений может проводиться с использованием следующих методов:
- Наблюдение, например техника Ф. Кронджета и А. Моллера, при которой человек со стороны анализирует реальную жизненную ситуацию или просматривает некоторое событие в записи с последующим его анализом.
- Эксперимент, к примеру, знаменитый ситуационный тест Р. Бейлса, при котором каждое действие субъекта в конкретной группе и смоделированной ситуации кодируется определенным образом.
- Тесты, сюда относятся как опросники, например, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, так и проекционные методики: рисунки, цветовые тесты и прочее.
Главенство мужчины
Возможно, для кого-то мое мнение, выстраданное годами работы с людьми, покажется старомодным, но я считаю, что главенство мужчины в семье оспариваться не должно, оно должно всячески приветствоваться и поддерживаться. Мужчина должен быть главным в любых серьезных отношениях с женщиной и женщине от этого мужского доминирования будет только лучше! Но при условии, если речь идет о нормальном мужчине, который хочет и готов нести ответственность за свои решения, который не настолько эгоистичен, чтобы думать только о себе и для которого отношения с женщиной являются ценностью, а не просто возможностью удовлетворить какие-то свои потребности и желания.
Равноправие равноправием, но в отношениях между мужчиной и женщиной обязательно кто-то должен быть главнее, чтобы отвечать за направление этих отношений, не позволяя им развиваться стихийно. На мой взгляд, мужчина лучше подходит на эту роль, потому что он более практичен и его мозг заточен на постоянное решение проблем. Конечно, при все том же условии, что мужчина нормальный, умный, а не балбес какой-нибудь. А женщина уже подстраивается под такое главенство мужчины и выступает больше как советник, чьи мудрые наставления и внимательность к деталям позволяют мужчине лучше проанализировать свои решения в тех или иных ситуациях. Так что речь не о том, что женщина должна во всем подчиняться мужчине и не иметь права голоса, и вообще быть вещью для него. Нет, ни в коем случае. На угнетении кем-то кого-то ничего серьезного не построишь. Просто на роль главы семьи чаще всего лучше подходит именно мужчина! Бывают исключения, в том числе и вынужденные, но именно исключения. И не потому мужчина должен быть главным, что я так хочу или все мужчины хотят, чтобы так было, а потому, что природой тоже так задумано. В ней каждый мужчина с рождения является лидером, воином, охотником. Воспитание, конечно, может серьезно покаверкать эти природные задатки, но главное, что они есть и их можно и нужно взращивать в человеке, в данном случае в мужчине. И если женщина хочет иметь рядом с собой нормального мужика, с которым выгодно поддерживать близкие отношения, на которого можно положиться, она должна помогать ему быть тем, кем он является по своему предназначению, а не превращать его в размазню своей агрессией и властвованием. И без того большинство мужчин уродуют с детства и всегда уродовали, преимущественно на работе, когда вынуждают их безропотно подчиняться вышестоящему начальству, которое всегда и во всем бывает право. Иерархические законы ломают психику многих людей, которые вынуждены подавлять в себе лидерские качества, свободолюбие, чувство собственного достоинства, ради адаптации в обществе и коллективе. Родители тоже часто вредят своим детям, когда своим отношением к ним превращают их в совершенно неприспособленных к жизни людей. Часто неправильно воспитанные мужчины вообще не в состоянии построить отношений с женщиной, и для них это является большой проблемой, из-за которой они страдают. Таким, конечно, власть в семье не доверишь, и даже в не очень серьезных отношениях они не могут быть лидерами, потому что слишком морально слабы. Но дать шанс мужчине быть мужчиной, я считаю, надо. Психически сломанный мужик в доме подобен мебели, вроде польза есть, но никакой самостоятельности.
Так что, уж если так получилось, что мужчина не является “львом” в большом мире, так пусть он будет им хотя бы в своей собственной семье. Но без излишеств. Если он с этой ролью не справляется, то, конечно, смысла его боготворить нет. Но тогда и отношения приобретают весьма неприглядную форму, когда женщине приходится стать мужчиной в отношениях, взяв на себя лидерские обязанности. Поэтому, обращаясь к женщинам, я хочу сказать, что не надо загонять мужика под каблук, если у него есть лидерский потенциал. Не делайте из него то, от чего вас самих стошнит. Если мужчина будет подстраиваться под женщину, если будет бояться ее потерять, если будет пытаться во всем ей угодить, не обращая внимания на ее отношение к себе, тогда он перестанет быть мужчиной и скорее всего со временем потеряют свою женщину. Ну а что получит женщина от таких отношений, в которых главенствовать будет она, а не ее мужчина, можно понять по многочисленным примерам из жизни, когда отношения между людьми складываются не самым лучшим образом и мужчина в такой семье часто вызывает у женщины сильное раздражение. Мужик должен чувствовать себя лидером, а еще лучше быть им, чтобы, так сказать, нормально функционировать. В противном случае, толку от него мало. Так, мусор вынести, да кран на кухне заменить, сгодится.
ÐидÑ
СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÑколÑко видов межлиÑноÑÑнÑÑ Ð¾ÑноÑений. Ðо ÑелÑм Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑаÑпÑеделиÑÑ Ð½Ð° пеÑвиÑнÑе и вÑоÑиÑнÑе. ÐеÑвÑе поÑвлÑÑÑÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, а вÑоÑÑе завиÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÑнкÑий и Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð»Ñдей пÑи обÑении.
ÐÑли ÑÑиÑÑваÑÑ ÑаÑакÑеÑ, Ñо оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑваÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²Ñми и лиÑнÑми. ÐаждÑй вид Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñвоими ÑаÑакÑеÑиÑÑиками. ÐеловÑе оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ вопÑоÑам ÑабоÑÑ Ð¸ ÑлÑжебнÑÑ Ð¾Ð±ÑзанноÑÑей. Ðни оÑиÑиалÑнÑе, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑинÑÑÑÑÑ ÑÑÑановленнÑм пÑавилам. ÐÑимеÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð»Ð¸ÑноÑÑнÑÑ Ð¾ÑноÑений лиÑного ÑаÑакÑеÑа могÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑазнÑе. Рним оÑноÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие Ñленов ÑемÑи.
Ð Ñем ÑоÑÑоÑÑ Ð¾ÑновнÑе оÑобенноÑÑи межлиÑноÑÑнÑÑ Ð¾ÑноÑений лиÑного вида? Ðо ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²Ñми они оÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð½Ð° ÑÑвÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¸ ÑмоÑиÑÑ, инÑеÑеÑаÑ. ÐÑ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑоиÑÑ Ð±ÐµÐ· довеÑÐ¸Ñ Ð¸ взаимопониманиÑ. ÐÑли ÑÑиÑÑваÑÑ ÑÑаÑÑÑ Ð¸ ÑавнопÑавие лÑдей, Ñо пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÑаÑпÑеделение на ÑÑбоÑдинаÑÐ¸Ñ Ð¸ паÑиÑеÑ. ÐеÑвÑй ÑеÑмин ознаÑаеÑ, ÑÑо один Ñеловек ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÑководÑÑей позиÑии. ÐаÑиÑÐµÑ Ð¿ÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñение на ÑавнÑÑ.
Виды межличностных отношений
У межличностных отношений есть свои виды:
- положительные — любовь, дружба, близость;
- отрицательные — неприязнь, ненависть, агрессия, негативизм;
- нейтральные — безразличие, отчуждение, эгоизм, конформизм.
В их основу положены эмоциональные переживания людей.
В группах и коллективах
В группах и коллективах межличностные отношения также делят на виды:
- неофициальные и официальные
- рациональные и эмоциональные;
- личные и деловые;
- руководитель и подчинённый.
Официальные отношения возникают на работе, их регулирует Трудовой Кодекс Российской Федерации. Неофициальные складываются между друзьями, в семье, в кафе — это могут быть даже новые знакомства. Они не опираются на законы, а основаны на личных чувствах и эмоциях.
Рациональные отношения примечательны тем, что человек действует на основе своей логики. Например, общается с человеком, который ему совершенно не нравится, ища в этом знакомстве выгоду. Эмоциональные — наоборот, основываются только на личных ощущениях и эмоциях. В них человек смотрит на характер своего собеседника, на его жизненную позицию и убеждения.
Личные отношения складываются в семье и так далее, деловые между людьми на работе или на одном и том же предприятии. Личные могут складываться и между работниками одной фирмы, однако дома. В рабочее время — это деловые отношения.
В коллективе межличностные отношения могут рассматриваться:
- статически (в определённый промежуток времени);
- динамически (в развитии, как менялись отношения двух людей).
В классе
У подростков весьма тяжелые отношения друг с другом, поскольку у большей части из них уже начался переходный возраст. Из-за переходного возраста в подростках играет максимализм. Именно из-за него практически каждый хочет выбиться в лидеры. Из-за этого в классе часто бывают конфликты. Чтобы стать лидером, необходимо обладать некоторыми качествами:
- общительность;
- смелость;
- решительность;
- коммуникабельность.
У лидеров высокая самооценка, они считают себя самыми лучшими. Иногда это гнетёт других одноклассников. У них зачастую самооценка несколько ниже. Из-за чего они не видят никакого смысла в соперничестве. Некоторые «не лидеры» в классе хотят занять весьма высокое положение, однако не могут сделать это в силу своей низкой самооценки или отсутствия мотивации. Согласно статистике, лидерство в классе зачастую занимают девочки.
Особенности
Особенности межличностных отношений состоят в том, что они свойственны только людям. У животных, конечно, тоже устанавливаются отношения, однако они не опираются на чувства и эмоции, как люди. Но межличностные отношения могут складываться и без определённой связи двух людей, например, когда человек приходит на приём к стоматологу и в салон красоты. Тогда никаких эмоциональных связей не будет, если только люди не были знакомы до этого.
Закономерности
В межличностных отношениях существуют некоторые закономерности:
- Все усилия и затраченное время принесут результат.
- Если вы достигли желаемого результата, то это повлечёт за собой вознаграждение.
- Оно удовлетворит человека.
Формы и стили
Какими могут быть межличностные отношения? Межличностные отношения могут быть:
- модальными и диктальными;
- формальными и неформальными;
- личными и деловыми;
- эмоциональными и рациональными;
- паритетными и субординационными.
Существует немало классификаций межличностных отношений, одна из которых делит их на две группы в зависимости от целей и мотивов, лежащих в основе коммуникативного акта. С одной стороны, в общение можно вступать ради самого процесса коммуникации.
Проще говоря, это ситуация, когда нам хочется поговорить с приятным собеседником, обсудить последние новости или просто рассказать о чем-то своем. Это так называемое модальное общение.
Если же мы ставим перед собой цель передать конкретную информацию, смотивировать человека на какой-то поступок, разрешить возникшие по ходу выполнения деятельности проблемы, нужно сказать про диктальное общение, мотивы которого лежат за пределами общения.
Также выделяют формальные и неформальные межличностные отношения. Первые складываются на основе официальных документов и регламентируются законодательством.
Если интересы одной стороны нарушаются другой, то возможны санкции, которые также предусмотрены нормативными документами.
В неформальных отношениях превалирует эмоциональный компонент. Здесь нет законодательной базы, стороны сами выбирают тип поведения и варьируют его в зависимости от реакции другого человека.
Следующая классификация сводится к личным и деловым отношениям. Когда мы взаимодействуем с человеком и в профессиональной сфере, и вне ее, то можем замечать, что он производит совершенно разное впечатление на работе и при разговоре после нее.
Дело в том, что личные отношения могут формировать у нас симпатию к собеседнику, мы импонируем его взглядам, словам, внешнему виду. Но как специалист он способен вызывать у нас разочарование, или мы можем не сработаться с ним как с коллегой.
Важно разграничивать выделенные стили общения и не пытаться судить о личности посредством совмещения личного и делового. Эмоциональные отношения несут за собой чувства и переживания, причем не только позитивные
Если мы ругаемся с друзьями, это тоже относится к этому типу отношений
Эмоциональные отношения несут за собой чувства и переживания, причем не только позитивные. Если мы ругаемся с друзьями, это тоже относится к этому типу отношений.
Выстраивание их — выбор человека, он сам решает, с кем его общение будет крайне эмоциональным, а кого он рассматривает лишь с точки зрения рациональной выгоды.
Соответственно, в противовес эмоциональным существуют рациональные отношения, которые сводятся к практической пользе.
Человек склонен стремиться к равным позициям с собеседником в общении — это считается залогом взаимопонимания и успешного исхода коммуникации. В таком случае мы говорим о паритетных отношениях.
Но иногда в контактах все же выстраивается иерархия: ни один рабочий коллектив не мог бы функционировать эффективно, если бы у них не было начальника с более широким охватом полномочий.
Здесь вступает в силу субординационное общение. Субординация в этой ситуации — одно из необходимых условий сохранения отношений и исключение риска перехода их в другие формы.
ÐÑобенноÑÑи
Ð Ñем ÑоÑÑоÑÑ Ð¾ÑновнÑе оÑобенноÑÑи межлиÑноÑÑнÑÑ Ð¾ÑноÑений? Ðни возникаÑÑ ÑолÑко Ñ Ð»Ñдей. РживоÑном миÑе Ñоже пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие оÑобей, но ÑÑо не назÑваеÑÑÑ Ð¾ÑноÑениÑми. ТолÑко Ñеловек Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑмоÑии, а Ñакже воÑпÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑÑ.
Ðлавной оÑобенноÑÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸Ñ ÑазвиÑие на оÑнове ÑÑвÑÑв, коÑоÑÑе лÑди иÑпÑÑÑваÑÑ Ð´ÑÑг к дÑÑгÑ. ÐÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¸ Ñакие ÑиÑÑаÑии, когда Ñеловек не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÑвÑÑв к ÑобеÑедникÑ. ÐÑимеÑом могÑÑ ÑлÑжиÑÑ ÑиÑÑаÑии обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑодавÑом, кондÑкÑоÑом, паÑикмаÑеÑом. Ðо вÑÐµÑ Ð´Ð»Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð¾ÑноÑениÑÑ Ð»Ñди иÑпÑÑÑваÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑе или оÑÑиÑаÑелÑнÑе ÑмоÑии, ÑÑвÑÑва. ÐÑли к одним еÑÑÑ ÑимпаÑиÑ, Ñо Ñ Ð´ÑÑгими обÑение пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÑолÑко пÑи необÑодимоÑÑи.
Классификация взаимоотношений между людьми
В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:
- Направленности. Существует вертикальный формат отношений и горизонтальный. О вертикальных отношениях следует говорить тогда, когда люди, взаимодействующие между собой, находятся на разных уровнях в социальной иерархии (ученик и учитель, воспитатель и воспитанник, родитель и ребенок, начальство и подчиненные). Соответственно, горизонтальные отношения — те, в которые вовлечены люди, стоящие на одной ступени в социальной иерархии (коллеги, одногруппники, одноклассники).
- Целей. Начиная социальное взаимодействие, человек всегда задумывается о том, для чего ему это нужно. Если он стремится найти дружбу, товарищество, любовь, то такие взаимодействия называются личными. Если же это общение с целью заключить договор, совместно выполнить рабочее задание и так далее, то это деловые отношения.
- Эмоциональной окраски. В процессе общения и других взаимодействий человек начинает лучше понимать, как он относится к другому человеку. В зависимости от эмоций, которые испытывают люди при социальном контакте, различают положительные, отрицательные и нейтральные отношения.
Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:
Знакомство. На этом уровне люди практически не знают друг друга, и для того, чтобы сблизиться, им нужно общаться, находить общие интересы. При этом далеко не все знакомства переходят в следующую стадию.
Приятельство. Приятелями являются знакомые, с которыми удалось умеренно сблизиться. С такими людьми порою можно весело провести время, получить их совет и иногда помощь, но сокровенным с ними не делятся.
Товарищество. Промежуточная стадия между приятельством и дружбой. У товарищей есть совместные интересы, общие дела, они с удовольствием проводят время друг с другом, могут предлагать помощь, им можно доверить многое, хотя и не все. Значительная часть людей уже на этапе товарищества готова признать человека другом. Товарищество со временем может перерасти в дружбу.
Дружба. Крепкие, проверенные временем отношения, в которых царят гармония и доверие. Друзья чувствуют себя комфортно в обществе друг друга, любят проводить время вместе, готовы оказать поддержку, прийти на помощь. Обычно у друзей есть масса общих интересов и занятий, а многие ключевые мнения сходятся. Как правило, настоящих друзей у рядового человека сравнительно мало: едва ли наберется больше пяти человек. Также уровень дружбы делится на дополнительные подуровни. На первом подуровне люди просто дружат, на втором — считают себя лучшими друзьями. Степень взаимопонимания и доверия на этих подуровнях разнятся.
Любовь, брак. В идеальных любовных отношениях наблюдается наивысшая степень доверия, открытости, присутствует готовность создать семью. Искренне любящие люди готовы пойти практически на все ради объекта своей любви. Но на практике безусловное доверие в части пар наблюдается лишь в первые годы
Чтобы оно сохранялось десятилетиями, важно работать над собой, уметь находить компромиссы, принимать партнера.
Особняком стоит семья: человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.
В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным.
Культура межличностного общения
Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.
Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.
Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость
Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы