Пример человечности из жизни: донорство
Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры – это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища – «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.
В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.
Милосердие в религии.
Само понятие «милосердие» более характерно для Православия и религий Востока – учений Будды, Заратустры, Конфуция и иудейских пророков. В православной культуре «милость» по контексту близка к понятию «лекарство». В западной культуре более понятно такое понятие, как «благотворительность».
В Православии мысль о сострадании и доброте является одним из фундаментальных понятий. Оно есть часть важнейшей заповеди Христа, а Новый Завет буквально пропитан призывами к бескорыстной доброте и долготерпению. В христианской идее милосердия каждый человек является воплощением Образа Божьего. Это и определяет его отношение к другим. В описании Страшного суда заключена главная истина: решение об оправдании или порицании человека принимается по принципу его отношения к другим: был он милостив или нет.
Положения разных буддийских течений объединяет одно: освобождение от страданий, которое достигается только в религиозной общине. Милосердным считается человек, который отказывается от личной нирваны для того, чтобы обучить этому знанию других. В зороастризме добрые помыслы и милосердные поступки выступают инструментами, которые помогают добру побеждать зло.
В Законах пророка Моисея, по которым жил древнееврейский народ, сам Бог считается милосердным и это требует милосердного обращения людей с вдовами, сиротами и бедняками. В философском учении Конфуция существует понятие «жэнь», которое трактуется как «человеколюбие» или «человечность». В современной трактовке последователей конфуцианства «жэнь» стало универсальным началом, которое составляет основу человеческой сущности.
В религии милосердие – это важная добродетель и практическое воплощение любви к Богу и Ближнему. Но ведь заповеди даны нам со смыслом, а не для механического следования. Чтобы следовать им осмысленно, нужно приложить немало стараний, понять заповеди разумом и душой.
Просьбы о помощи
Когда не знаешь, кому помочь, помоги сразу всем
Сбор средств на оплату труда сотрудников Службы Милосердия
Собрано: 161 518p
Осталось: 8 478 482p
Помочь
Планшет – не роскошь, а связь с миром
Сбор на средства связи для подопечных Патронажной службы
Собрано: 18 809p
Осталось: 55 191p
Помочь
Книголюбу Лёше Аввакумову нужно развивать самостоятельность
Сбор на реабилитацию ребёнка-аутиста
Собрано: 53 428p
Осталось: 43 572p
Помочь
Поможем малышке научиться жевать и сидеть без опоры
Сбор на реабилитацию для маленькой Зайнап
Собрано: 6 223p
Осталось: 100 977p
Помочь
Шанс выжить и вернуться к нормальной жизни
Сбор средств для бесперебойной работы Автобуса милосердия
Собрано: 19 527p
Осталось: 73 473p
Помочь
У Ариши Лебедевой есть все шансы полноценно заговорить
Сбор на оплату занятий с логопедом
Собрано: 36 456p
Осталось: 69 544p
Помочь
Без массажа – домашний “арест”
Помочь Александру Нагаеву
Собрано: 11 655p
Осталось: 8 345p
Помочь
Она научила нас радоваться жизни
Сбор на реабилитацию солнечной девочки Нины Перепечко
Студент
Примеры милосердия в русской литературе – герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.
Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. Душевное тепло растопило их
Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки
Герой
Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В произведениях литературы последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.
Персонаж Рубена Гальего – это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», – говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.
Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.
Что это такое
Разбираясь, что такое милосердие и как отличить его от других духовно одобряемых качеств важно отметить не только желание человека помочь или эмпатийно посочувствовать, но также отсутствие внутренней критики к тому, кому оказывается помощь. Т.е
тот, кто действует из данных побуждений, не будет одновременно поучать или критиковать другого, указывать на его ошибки или показывать правильный путь. Тут скорее заранее работает ощущение, что нуждающийся человек невиновен, раскаялся или совершил что-то не по злому умыслу, а вообще оценка отсутствует как таковая.
В милосердии всегда присутствует жертва, т.е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а вот тот же самый поступок от того, кто считает копейки, чтобы выжить можно отнести к милосердному. Там где много свободного времени и его некуда потратить, и эта личность выбирает участие в благотворительных акциях, есть только желание себя развлечь, безусловно направленное на благое дело. Совершенно иначе обстоит ситуация там, где человек едет помогать в приют после двенадцати часов собственной работы, жертвуя нормальным сном, обедом и отдыхом. Стремление помочь, превосходящее собственные нужны, сила духа понять, что хоть и сам нуждаешься, но можешь и из этого состояния помогать другим – это истинное проявление милосердия.
Но никогда милосердие не является соседством глупости, когда таким человеком будут помыкать – это умение предоставить возможность и стать рядом с тем, у кого трудности в их решении, это попытка показать другие пути и научить, если об этом попросят. Когда другой только пользуется помощью, а её все продолжают оказывать, то скорее речь может идти о созависимых отношениях, где один служит моральным или материальным «донором», а на деле там нет помощи, поскольку в ней никто и не нуждается, а требуется только постоянное вливание энергии.
Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других
В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к
у него просто нет моральной возможности поступить иначе. Также тот, кто милосерден, получает уникальную возможность меньше гневаться, ведь нет осуждения другого и представления, как тот должен себя вести. Это принятие мира таким, какой он есть, с негативными моментами и личной возможностью их исправить. Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.
Милосердие не является врождённой чертой и приобретается только в социуме, причём определённой направленности, где с раннего возраста человеку прививается доброжелательность, снисхождение, бескорыстие и стремление помогать ближнему. В любой группе присутствует стремление к взаимопомощи, даже у животных, но там оно продиктовано биологической необходимостью держаться вместе, что помогает стае выжить. В таких вариантах, если особь совершает проступок, то может быть наказана или изгнана, милосердие же может действовать в ущерб другим, против инстинкта самосохранения, но ради блага другого.
В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.
В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.
Лидия Михайловна
Пример милосердия в литературе – отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека – основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.
И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна – учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.
Как научить любить?
Как известно, дети копируют поведение взрослых. Не только своих родителей, но и воспитателей, учителей, тренеров и других наставников. Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
Если родители добрые и отзывчивые люди, которые воспитывают детей на своем примере, то и ребенок вырастет таким же сострадательным человеком. Но стоит помнить, что влияние на ребенка может оказывать и его окружение. Это не значит, что нужно ограничить его общение с другими детьми или взрослыми. Такие действия могут привести к разрушению социальных связей и дальнейшему отчуждению от общения с людьми. Запрещать ребенку взаимодействовать с теми детьми, которые, по мнению родителей, не являются примером правильного поведения, тоже не лучший вариант. Просто нужно чаще напоминать детям о том, как больно может быть другим людям от их поступков.
Когда ребенок делает что-то хорошее и доброе, нужно показывать ему, как приятно это для других и для его родителей. Если хвалить его за хорошее поведение, то это даст стимул к стремлению стать еще лучше.
Мзда от ухода за стариками
«Многие супруги ропщут на трудности, которые возникают у них в семье из-за чудачеств и брюзжания живущих с ними стариков. Эти люди забывают о тех «номерах», которые сами они выкидывали, будучи детьми. Они не помнят, что плачем и капризами сами не давали покоя родителям. Поэтому Бог попускает таким людям терпеть трудности, связанные с уходом за стариками, — чтобы они хоть как-то «расплатились» за трудности, которые раньше создавали другим. Сейчас пришла их очередь подставить своим старым родителям плечо и с благодарностью позаботиться о них, вспоминая жертвы, на которые родители шли ради них самих, когда они были детьми».
Милосердие – союз правды и милости
Фото: диакон Андрей Радкевич
Часто в понятие милосердия включают способность сострадать, жалеть, утешать. Но всегда ли милосердие строится на эмоции?
Приведу пример. Тридцать лет назад у моего новорожденного сына обнаружилась какая-то инфекция, все тельце его покрылось мелкими красными гнойничками. Врачи предписали выдавливать их пинцетом и мазать зеленкой. Ни мать, ни бабушка не могли этого вынести, и делал это я. Хотя мне тоже было невыносимо жалко это маленькое существо, пришлось свою жалостливость подавлять. Для того чтобы совершился акт милосердия, необходимо сдерживать эмоции. Если для них в душе отведено слишком много места, ничего не получится.
В Священном Писании есть такие слова: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11). Бывает милость без правды, без реальной пользы. Тогда она вырождается в пустую эмоцию, в жалостливость. Но бывает и правда без сердечного чувства, и мы видим тогда сухое, рациональное, безлюбовное добро. Не это ли имел в виду Гоголь, когда говорил — «грусть от того, что не видишь в добре добра»?
В чем же разница «мужского» милосердия и «женского»? В той или иной степени все в мире можно отнести к мужскому или женскому роду. Третьего рода в жизни не существует. Если взглянуть с этой точки зрения на понятия «жалость» и «правда», то интуитивно жалость попадет в женский ряд, а правда — в мужской. (Разумеется, это не означает, что все мужчины правдивы, а женщины — жалостливы.)
А милосердие, на мой взгляд, это союз правды (пользы) и милости (чувства), мужское и женское начала должны гармонично соединиться в нем. Есть плохие «женские» формы милосердия, в которых доминирует жалостливость. Тогда получаются, простите, одни «слюнки». Есть и плохие «мужские» формы, когда остается только один суровый долг, строгая обязанность.
Надо сказать, что в Библии слово «милосердие» употребляется, как правило, по отношению к Богу, а не к человеку.
Существует, например, устойчивое выражение — «великое милосердие Божие». В Боге нет раздвоенности на мужское начало и женское. Таким образом, милосердие — это свойство совершенной целостной Личности.
Отцовский подход
В.М.Мунипов. Фото с сайта psyjournals.ru
Что такое «отцовский подход»? Вот история, которую рассказал мне академик Владимир Михайлович Мунипов — один из основателей эргономики в нашей стране.
Много лет назад он с коллегами проектировал в Институте дизайна такси для инвалидов.
Когда проект был готов (такси, кстати, признали одним из лучших в мире, но в России оно оказалось никому не нужно), Владимир Михайлович задался вопросом: а как инвалид доберется до такси?
Тогда он решил посоветоваться с одним молодым человеком, инвалидом, заточенным в четырех стенах, и в разговоре узнал, что в инвалидной коляске не то что до такси, даже по квартире передвигаться трудно (проемы узкие, комнаты тесные), а в туалет, например, без посторонней помощи вообще заехать невозможно.
После этой беседы Владимир Михайлович подключил архитекторов, и они спроектировали квартиру для инвалида в коляске, а тому конкретному парню сделали перепланировку всех комнат и санузла, чтобы он мог обслуживать себя сам.
Мне кажется, это замечательный пример милосердия «мужского» типа. Женщина скорее пожалела бы инвалида, может, даже сама стала бы ухаживать за ним, но таким образом возник бы риск оставить человека беспомощным, т.е. в каком-то смысле ребенком. Мужское, отцовское милосердие делает его самостоятельным, независимым, дает ему уверенность, силу, стимул для роста.
Мне рассказывали, как однажды бывший декан факультета психологии МГУ Евгений Александрович Климов позвонил тяжело заболевшей преподавательнице факультета (у нее была серьезная проблема с ногами): «Можно я к вам заеду?» Приехал, молча достал инструменты и соорудил в коридоре такие поручни, которые позволяли ей перемещаться без костылей. Сделал и уехал — без сантиментов. Это тоже яркий пример «мужского» милосердия.
История Белогорцевых
У семейной пары Ольги и Сергея Белогорцевых дома нет будильников. Каждое утро они просыпаются под лай своих питомцев. Ольга спешит готовить им завтрак. А Сергей тем временем наводит порядок во дворе. Четыре года назад они еще и представить не могли, что будут вести такой образ жизни.
А началось все со случая. Друг Сергея задолжал ему денег и решил рассчитаться по-другому – принес ему щенка мастифа по кличке Гретта. Сергей сначала даже не думал о том, чтобы оставлять собаку у себя дома. Он дал объявление о продаже и уже даже нашел покупателей. Накануне сделки вечером Сергей вышел с Греттой погулять. Ничего не подозревая, он уткнулся в телефон, как вдруг внезапно сзади послышался шум. Обернувшись, Сергей увидел, как Гретта повалила на землю какого-то мужчину. Тот, обезумев от страха, сбежал. Сергей увидел на земле молоток: видимо, это был грабитель, которому собака не дала совершить преступление и тем самым спасла жизнь. После этого, конечно, Сергей не стал продавать собаку, ведь она спасла ему жизнь. К сожалению, через некоторое время Гретта скончалась от сердечного приступа.
Почему же семья Сергея и Ольги тоже является примером милосердия из жизни? Дело в том, что в память о собаке они решили на собственные деньги открыть у себя дома приют для четвероногих. Во дворе они построили несколько вольеров. За четыре года они выходили около сотни собак, почти все из которых потом сумели найти новых хозяев. Самых обессиленных животных они лечат прямо дома.
Однако Сергей и Ольга отдают не всех животных – есть и те, которых они решили оставить у себя. К примеру, собака Рада, у которой были перерезаны сухожилия. Характер у нее не очень дружелюбный, поэтому семейная пара, не зная, как она поведет себя в новом доме, решила оставить Раду у себя. Ольга по специальности ветеринар, а Сергей – предприниматель. На содержание оравы питомцев уходит около 20 тысяч рублей в месяц. Сейчас у семьи Белогорцевых – 20 собак. Вылечив и раздав одних, они набирают новых. Они мечтают построить более просторных вольер для своих питомцев. Первый шаг уже сделан – семья приобрела участок земли.
Нужны и принятие, и критика
Фото с сайта psychologytoday.com
Возвращаясь к оппозиции «мужское-женское», надо заметить, что женское (жалость) означает еще и материнское, а мужское (жестокость, правда), соответственно, отцовское начало.
У Эриха Фромма есть довольно точное, как мне кажется, различение материнской и отцовской любви.
Материнская любовь безусловна — «я тебя принимаю по самому факту твоего бытия и люблю, каким бы ты ни был». Отцовская любовь — это, напротив, любовь по заслугам. «Хорошо учишься, правильно поступаешь — тогда люблю». В жизни, разумеется, это встречается в той или иной пропорции, но сама логика такова.
В целом каждый человек нуждается и в том, и в другом. Ему недостаточно одного абсолютного принятия, ему необходимы и оценки, и критические суждения.
Я спрашивал у многих детей, нужно ли ребенка иногда наказывать? И всякий раз слышал ответ: «Иногда нужно».
В отличие от некоторых слишком либерально настроенных взрослых ребенок сам интуитивно чувствует, что ему требуется какой-то внешний контроль.
Поиск Сократом смысла жизни
Сократ был одним из активных искателей смысла этого понятия. Он пытался выяснить, каким должен быть настоящий героический поступок. и зло, каким образом человек делает выбор – всё это волновало древнего философа. Он проникал во внутренний мир той или иной личности, его суть. Искал высшее предназначение поступков. По его мнению, они должны мотивироваться главной добродетелью – милосердием.
В основе поступков лежит цель научиться различать добро и зло. Когда человек сможет проникнуть в суть этих понятий, он сумеет, по мнению Сократа, всегда поступать мужественно. Такая личность обязательно совершит героический поступок ради высшего блага. Философские размышления Сократа были направлены на поиск такого побудительного мотива, силы, которая не будет нуждаться в признании. Другими словами, философ говорит о самопознании, когда человек будет иметь внутренние побуждения, заменяющие многовековые традиции.
Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Милосердие и сострадание, сделанное анонимно, считается высшей степенью добродетели. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный поступок, достойный уважения. Основные принципы милосердного отношения основываются на любви к ближнему, проявленной заботе и оказанной помощи. Быть милосердным значит:
- забыть о личной выгоде;
- идти на уступки забывая причиненные обиды;
- уметь выслушать;
- подавить страх (приходя в больницу не думать о том, что можно заразиться болезнью);
- жертвовать деньги нуждающимся (доступную долю средств, незначительную для подающего человека);
- находить час для чужих проблем (навещать родственников и знакомых – престарелых, инвалидов, сирот);
- помогать в простых повседневных вопросах (показать адрес, предостеречь об опасности, дать подсказку для решения вопроса, помочь человеку с ограниченными физическими способностями).
Ифигения Мукэнтэбана простила Жана Боско Бизимана
В 1994-м году в Центральной Африке бушевала этническая война между хуту и народом тутси. Именно в том году муж Ифигении Мукэнтэбаны и пятеро её детей были убиты ополчением хуту. Фактическим виновником ужаса, постигшего её семью, был сосед Ифигении по имени Жан Боско Бизимана.
А через десять лет Ифигения, занимаясь плетением корзин в рамках проекта «Путь Руанды к миру», встретилась с ткачихой по имени Епифания Муканундви, которая оказалась женой Жана Боско Бизимана.
Сам Жан Боско отбывал 7-летний срок в тюрьме за преступления, совершённые им во время геноцида, но именно его публичная просьба о прощении, произнесённая в суде Руанды, помогла Ифигении простить этого человека и дала ей силы жить дальше.