Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют
«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.
Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.
В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:
Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.
Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.
Основные признаки мизантропии
Если человек, любящий себе подобных, всегда испытывает желание помочь, то мизантроп это индивид, который просто брезгливо отойдет в сторону («умоет руки»), оставив ближнего страдать в одиночестве.
Чтобы понять, что это такое мизантропия, стоит понаблюдать за поведением человеконенавистника:
- индивид не скрывает своей неприязни к обществу в целом;
- проявляет брезгливость к отдельным представителям, считая их несовершенными созданиями;
- старается уединиться от людей;
- не любит находиться в толпе, сидеть рядом с кем-то;
Мизантроп в жизни
избегает любого общения.
Подобное поведение может быть частичным. Мизантроп по определению – не всегда одиночка. У него существует небольшой круг общения из числа «доверенных» людей. Чтобы попасть в этот список, придется пройти тщательный отбор. Критерием для допуска в «клуб» должно стать отсутствие недостатков или минимальное их количество (с точки зрения мизантропа).
Обратите внимание! Человек, ненавидящий людей, может вести себя адекватно в трудовом коллективе и даже продвигаться по карьерной лестнице. Но это не мешает ему проявлять свое пренебрежение и презрение к коллегам
Часто у таких особей нормальные отношения с родными. Некоторых членов семьи они способны даже любить. Нервная резкая реакция обычно проявляется на контакт со сторонними людьми. Мизантроп это всегда человек, протестующий против устоев, правил и норм общества, несмотря на то, что он в нем существует.
Мизантроп как маргинал
Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.
Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.
С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.
Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.
В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.
Социопаты
Довольно распространенное расстройство личности, проявляющееся в систематическом нарушении социальных норм, агрессии по отношению к людям и неспособности построить дружелюбные отношения с ними. Визуально социопата можно охарактеризовать как часто конфликтующего человека, не способного проявлять сочувствие по отношению к окружающим. Проще говоря, это люди, которые ненавидят людей, не стремятся заводить новые знакомства. Но их нельзя назвать нелюдимыми. Они проявляют интерес к окружающим, но «скидывают» с себя всякий груз обязательств перед ними. При этом у социопатов отсутствует чувство вины. Социопатию классифицируют как опасное расстройство, так как больной, не получая желаемого, может быть агрессивным и даже прибегнуть к насилию. Социопатия ломает характер и поведение больного. Если ее не лечить, то расстройство станет бесконтрольным.
У специалистов нет единого мнения по поводу четких причин возникновения социопатии у человека. Однако существуют предположения о врожденной (наследственной) и приобретенной психической патологии. Последняя обусловлена условиями развития и формирования личности (строгие родители, чрезмерная критика и требования).
Подхалим
Можно притворно выражать симпатию ко всем окружающим, чтобы понравиться всем и создать образ добродушного человека. Этим обычно и заняты подхалимы. Если человек по натуре склонен к притворству и ищет возможность из любой ситуации извлечь выгоду, ему нравятся все без исключения. Единственное требование — получить что-то взамен. Подхалим готов говорить комплименты, всех восхвалять и хорошо отзываться. Когда ситуация не представляет уже интереса, он просто забудет о существовании тех, кем восхищался. Все люди не могут одинаково нравиться, так как у каждого человека есть свои предпочтения. Кому-то интересным собеседником окажется веселый и остроумный человек, а кто-то предпочтет общение с серьезным интеллигентом. Отдельно можно выделить такую позитивную черту характера как дружелюбие. С приветливыми людьми всегда приятно иметь дело, а находясь в компании с дружелюбным человеком, создается впечатление, что ему нравятся абсолютно все.
Инженер-компьютерщик
Работа перспективная, востребованная и хорошо оплачиваемая, к тому же индекс социального взаимодействия — всего 22 из 100 возможных! Нет, инженеру, конечно, приходится общаться как с техперсоналом, так и с менеджерами организации, но каждый день и исключительно на технические темы. Без высшего образования не обойтись, но оно не обязательно должно быть специальным: выпускника физического или математического факультетов университета со светлой головой и хорошо разбирающегося в компьютерном «железе», оторвут с руками. К тому же, по прогнозам аналитиков рынка труда, потребность в этих специалистах в ближайшие годы будет только расти. Так что не упустите свой шанс!
Как жить с мизантропией
Личность развивается в деятельности и обществе. Как социально-биологическое существо, человек не может жить вне социума. А мизантроп зависит от него больше других: чтобы ненавидеть и презирать людей, нужно быть среди них.
Как упростить жизнь мизантропу:
- Общаться только с избранными, приглашать их к себе домой.
- Найти удаленную работу или перейти на фриланс.
- Обустроить дом исключительно под себя.
- Отдыхать и расслабляться дома так, как хочется.
- Найти хобби, доступное дома. Даже спортом можно заниматься без похода в спортзал.
- Завести домашнее животное. Общение с ними поднимает настроение, снижает тревогу.
Ненависть к людям не является психическим отклонением, это особенность характера и мировоззрения. Но это может перерасти в патологию и превратиться в асоциальное или социопатическое расстройство. Чтобы этого не случилось нужно контролировать состояние.
Коррекция мизантропии
Противоположность мизантропии — филантропия (безусловная и бескорыстная любовь к людям). Чтобы избавиться от мизантропии или поддерживать ее на приемлемом уровне, нужно заниматься благотворительностью, волонтерством, бескорыстной помощью нуждающимся. Или хотя бы ежедневно делать маленькие добрые поступки: придержать дверь, помочь донести сумки.
Чем отличаются филантропы и мизантропы:
- первые изначально считают, что все люди хорошие, и стараются найти подтверждение этому;
- вторые убеждены, что все люди плохие, и стараются найти подтверждение своим мыслям.
Правы оказываются и те и другие. В каждом человеке есть достоинства и недостатки, плюсы и минусы, добро и зло. Но люди замечают и питают только то, что хотят видеть.
Избавиться от мизантропии можно, только сознательно контактируя с людьми, участвуя в благотворительности. Существует масса фондов, приютов, больниц для людей и животных, которым постоянно нужна материальная, моральная и физическая помощь.
Необязательно избавляться от позиции мизантропа, но можно стать активным мизантропом, который не игнорирует проблемы, а решает их, старается сделать мир лучше. От этого зависит внутренняя гармония.
Если корень мизантропии — психотравма, трудное детство, то необходимо посетить психолога. Для кого-то это не является сознательным выбором, философией жизни. Это скорее психологическая защита, включившаяся в ответ на боль и издевательства. Чтобы не страдать еще больше, человек решает ничего не чувствовать и убеждает сам себя: «Я — мизантроп». Но в данном случае это болезненное подавление, при котором нельзя быть счастливым человеком.
Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство
Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:
Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.
С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.
Кто это такой
Мизантроп это человек, который держится подальше от людей, проявляет индивидуализм, развитый в достаточно критической форме, выражает человеконенавистнические мысли (может, как наслаждаться этим, восторгаясь своим величием и отличием от низкопробности окружающих, а может страдать от недоразвитости общества и невозможности взаимодействовать). Проявляться мизантропия может периодически, а может выступать основной жизненной философией человека. Толчком для ее развития служит определенная структура личности, свойственная людям с акцентуациями характера по индивидуалистическому и параноидальному типу, психопатическим личностям.
Мизантропия может быть сопутствующей особенностью развития психиатрических заболеваний и оказывать определенное влияние на их течение (так при параноидальной шизофрении бредовая конструкция будет приобретать воплощение в виде бреда преследования, где общество будет виновато в нанесении мнимых обид). При этом всем сама по себе мизантропия отдельно не является причиной возникновения психиатрических нарушений и сама не является отклонением от нормы.
Существует мнение, что мизантроп это человек, который не способен ни на какие проявления чувств, кроме ненависти, он холодный и бесчувственный субъект. Но мизантропы способны выстраивать абсолютно нормальные отношения и испытывать чувства. Единственное отличие в том, что людей, представляющих близкий круг, мизантроп тщательно фильтрует, каждый раз, серьезно выбирая с кем дружить. В ситуации, когда человек страдает от допущенной ошибки мизантроп и филантроп заметят эту ситуацию с одинаковой скоростью и силой реакции, только отреагируют с разными векторами – филантроп кинется на помощь нуждающемуся, а мизантроп отойдет подальше, поморщившись от допущенной человеком ошибки.
Избирательность мизантропичного реагирования может иметь различную специфику проявления в зависимости от степени проявления (переносимость выхода в общество или полное затворничество), от степени реагирования (молчаливое восприятие происходящего или бурное негодование), от направленности на определенную группу лиц (пол, возраст, национальность), от реагирования на какой-то конкретный проступок или абсолютно любые недочеты. Сочетание данных факторов складывает уникальный рисунок мизантропичного реагирования каждого человека.
Характерными признаками мизантропа могут быть: нежелание контактов в публичных местах (может сидеть в одиночестве на площади, в сквере, ходить на выставки, при этом бояться того, что кто-то начнет разговор), нежелание заполнять разговорные паузы пустыми темами (молчание не напрягает), нежелание отвечать на телефонные звонки (в приоритете сообщения в различных сервисах общения), покупки через интернет-сайты предпочтительнее выхода в магазин.
Мизантроп и филантроп являются принципиальными противоположностями. Тогда как первые с настороженностью относятся к людям, и даже сквозь позитивные качества продолжают искать негатив, то вторые безоговорочно верят в человечество в целом и стараются быть добрым и помогающим в отношении каждого, знакомого или нет, виноватого или пострадавшего. Ирония состоит в том, что человека качает между этими двумя противоположными полюсами. И филантроп, наткнувшийся в очередной раз на неблагодарность, подлость, особенно в моментах, когда его добротой пользуются, а потом предают, становится мизантропом, ненависть к людям у которого подтверждена фактами и душевными ранами разочарований. Но бывает и обратный процесс, когда благодаря кому-то из окружающих людей, закоренелый мизантроп вдруг дает миру шанс, начинает сомневаться в ущербности человечества и этот процесс так его затягивает, что он оказывается на другом полюсе – филантропии.
Дружелюбный и благожелательный человек часто вызывает раздражение
Общеизвестная разница в американском (западноевропейском) и, например, азиатском подходе к улыбке возникла не на пустом месте. Улыбка у нашего вида — это приглашение к контакту, это смягченный оскал, который у большинства приматов вообще означает агрессию, но у гомо сапиенс превратился в карикатурную, шутливую агрессию, которая призвана демонстрировать отсутствие реальных агрессивных намерений. Исследователи Портсмутского университета, изучавшие улыбку у горилл, определили у них жест, идентичный человеческой улыбке: обезьяна скалит зубы, но прикрывает их рукой, подавая сигнал «Я мог бы укусить тебя, но не буду». При этом такой жест гориллы употребляют только в своем близком кругу, среди равных по иерархии. Подобный жест, направленный на вожака со стороны молодого самца, был бы расценен как вызов и сурово наказан. И у человека отношение к улыбке в целом тоже разное. Даже в той культурной среде, где масс-медиа и общая традиция превратили улыбку в формальную вежливость, излишняя улыбчивость в неподходящем месте (скажем, у постели тяжелобольного или на похоронах) может вызывать раздражение (вспомни, что симпсоновский Гомер больше всего ненавидит в своем благожелательном соседе Фландерсе именно его улыбки и веселые приветствия). В России традиционно улыбаются куда реже, почти не показывая зубов, особенно при контактах с малознакомыми людьми, и восторженный оскал американца часто воспринимается нами как признак идиотизма и покровительственного хамства. Но и безотносительно улыбок люди часто воспринимают веселую доброжелательность как назойливость, фальшивость и нежелание вникать в чужие проблемы. («Мне грустно, мне скучно, не понимаю, чему вы все тут радуетесь и почему вы со мной так милы. Что вам от меня надо?!») Поэтому демонстрация симпатии часто может вызвать реакцию отторжения. Если не знаешь, как вести себя в малознакомом обществе, ставь на спокойную сдержанность.
Добровольное одиночество — удел смелых и мудрых
Человек, который любит одиночество больше шумных вечеринок, как правило:
- не сидит сложа руки;
- обдумывает новые идеи;
- занят интенсивным изучением нового материала или иностранного языка.
Ему просто некогда грустить или печалиться о том, что у него дома не собрались друзья и не звучит громкая музыка.
Есть у людей, которые любят одиночество и свои плюсы:
- не боятся оставаться одни, легко управляют эмоциями, уравновешены, сдержаны и у них почти не бывает плохого настроения;
- имеют развитую творческую фантазию;
- реально оценивают окружающий мир и события, которые в нем происходят;
- вежливы с окружающими, часто проявляют эмпатию.
Профессор Йенского университета в Германии, Бирк Хагемейер и другие сотрудники, разработали специальную шкалу, с помощью которой можно определить общительность человека и понять нуждается ли он в контактах с окружающими или ему лучше подготовиться к уединению.
Однако основания для одиночества бывают различными. Переживание одиночества, связанное с невротической жизненной позицией, может привести человека к непрерывному страданию и, в связи с этим, большому числу неудач. Отстраненность и холодность невротиков еще больше отгораживает их от других людей.
Здравствуйте,как называют человека,который ненавидит другие нации ?
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Хансом Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.
Моя сослуживица утверждает, что любит Россию, совершенно не зная её географии, истории, при этом унижает всех, кто не русский по национальности. Как назвать такого человека и при этом не сильно обидеть?
11Николай Е.Месяц назад Для дефиниции «я бы сказал» — не довод. Существуют энциклопедии и словари, там всё понятно сказано: «Мизантропия — (греч. misanthropía, от miséo — ненавижу и ánthropos — человек) нелюбовь к людям, отчуждение от них, человеконенавистничество (БСЭ). А придумывать от себя и популяризировать собственные домыслы не надо.
Причины мизантропии
Многие психиатры задавались вопросом, что такое мизантропия психическое заболевание или естественное состояние и поддаётся ли лечению этот душевный недуг. Да и вообще, болезнь ли это? Может быть это сознательно выбранная модель поведения для повышения самооценки и ощущения собственной значимости?
Противопоставляя себя социуму, такие люди охотно поддерживают контакты с выбранной группой людей. Они окружают себя приближёнными, создавая некий вакуум вокруг себя.
Поведение мизантропов схоже с социофобией, но причины ухода в себя совершенно иные. Их раздражает всё, что управляет социумом, ещё в большей степени они ненавидят обычные человеческие ошибки, слабости. Стремясь выделиться, мизантроп противопоставляет себя остальным, демонстрируя цинизм, эгоцентризм, эгоизм.
Избегая эмоциональной близости, мизантропы отгораживаются от чувств других, служа примером чёрствости и даже жестокосердия. Они сознательно подавляют в себе зачатки эмпатии и любые чувственные, эмоциональные проявления, превращаясь в подобие роботов. Не достигнув совершенства в его понимании, такой человек может обратить волну ненависти против себя самого, не прощая ошибок.
Однако в отличие от социопатов и социофобов, мизантропы имеют ограниченное число привязанностей, окружая себя двумя-тремя друзьями, старательно избегая новых контактов. Подопечные мизантропа входят в круг «избранных», которые также противопоставляются всему остальному обществу.
Почему люди становятся мизантропами – ответ на этот вопрос лежит в воспитании. Причины, по которым некоторые люди могут возненавидеть социум:
️ Непоследовательность в действиях родителей;
️ чрезмерно высокие требования к ребёнку в семье;
️ отсутствие эмоционального тепла в отношениях с родителями;
️ напряжение между матерью и отцом;
️ асоциальность семьи;
️ физическое насилие, применение наказаний.
Семья олицетворяет общество в миниатюре. Если у ребёнка нет ощущения безопасности, то он «наращивает» защиту, постепенно формируя негативное отношение к опасному для него миру.
Большое значение играет привязанность к матери, доверительные отношения. Если этого нет, то он имеет шанс в будущем превратиться в мизантропа. Чаще всего под общими фразами о ненависти к людям в целом скрывается неприязнь к отдельно взятому человек, чаще всего это кто-то из родителей.
Мизантропия имеет и другие причины для появления:
1. Ненависть к себе, неприятие собственного характера, внешности. В этом случае срабатывает закон проекции и мишенью становятся окружающие.
2. Мизантропы могут выбирать такую модель поведения сознательно. Это обусловлено чрезмерной чувствительностью, гипертрофированным чувством справедливости, утомлением от общения.
3. Иногда мизантропия является защитной реакцией, которая возникает от неумения общаться и обилия личностных комплексов. Если человек не может влиться в общество, он предпочитает встать на путь отрицания и одиночества.
Ненависть к человечеству — реальность XX века
Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?
Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.
При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.
Мизантроп – значение слова
В буквальном переводе с греческого мизантропия обозначается, как человеконенавистничество, но понятие значительно больше и рассматривается более широко в контексте нюансов. Распространилось и вошло в обиход понятие после комедии Мольера «Мизантроп», где главный герой изображен в негативном свете, при гротескно заостренных чертах мизантропии, что послужило заведомо негативному отношению и использованию данного понятия для характеристики порочных черт.
Мизантроп антоним филантропу, но синонимов имеет значительно больше, что раскрывает многогранную суть понятия. В контексте мизантропии можно говорить не только о ненависти к человечеству и социальному порядку, но также о затворничестве, отшельничестве, дикарстве, об уникальности, высоких требованиях. Играть на контрастах антонимов и синонимов для уяснения сути понятия не является актуальным и целесообразным, т.к. мизантроп может проявлять филантропские черты, занимаясь благотворительностью (за этим может стоять стремление поднять свою самооценку, желание наживы, создание имиджа – ни один вариант не смотивирован желанием помочь или любовью к человечеству).
Мизантропия выражается не в отсечении всех контактов, а в их ограничении, избегании слишком тесных контактов, с не входящими в близкий круг человека. Ненависть может приобретать форму отсутствия беспричинной симпатии, пренебрежения, повышенной критики.
В домашней обстановке мизантроп может быть добрым, чутким и дружелюбным. Но он не будет участвовать в поддержании традиций и правил, которые придуманы большинством. Человек будет надевать праздничный наряд, когда праздничное настроение, а не когда указывает календарь (т.е. игнорировать новогодние традиции и улечься спать – вполне в духе мизантропа). В рабочей атмосфере мизантропия обычно не заметна, люди адекватны и способны не высказывать вслух свое отношение к происходящей нелепице.
Мизантропия не имеет целевой направленности на кого-то одного, подобное раздраженное и критичное отношение касается всего человечества, при этом сам человек пытается дистанцироваться и противопоставить себя общей массе толпы, которая сливается в единый неразумный организм. При кажущейся холодности, мизантропы сверхчувствительны, именно такая чувствительность сильно ранит их при случаях несправедливости, порождая травму и рождая механизм избегающей защиты, выливающийся в мизантропичную философию и способ жизни.
Нелюбовь к социуму связана с чувством презрения к низкому уровню развития и интеллектуальным способностям, к человеческим слабостям и отсутствия характера, склонности повторять ошибки. По мнению мизантропа человек должен представлять собой более совершенную форму и не скатываться до животного уровня, что довольно часто происходит повсеместно и заставляет дистанцироваться от человечества. Но такие требования проявляются и в отношении себя, упор делается на постоянное саморазвитие и соответствие внутренним нормам морали, способности оценить критически и выбрать необходимое, а не следовать за всеми.
Из всего вышесказанного выходит, что мизантропичные черты невозможно отнести исключительно к положительному или отрицательному спектру. Кто-то остерегается таких людей, а кто-то хочет стать на них похожим, ища способы развития мизантропии.
Причины задуматься о прекращении дружбы
Если дружба не приносит морального удовлетворения, психологического комфорта и поддержки, стоит задуматься о действительном статусе человека, который находится рядом. Друг – это тот, кто поймет и окажет содействие в трудную минуту вместо того, чтобы осуждать и обвинять. Задуматься на тему, как прекратить общение с человеком, нужно в случаях:
Не сочувствует. Сложно поддерживать дружеские взаимоотношения с человеком, который равнодушно относится к вашим проблемам, не переживает за вас
Важно знать, что друг не оставит вас один на один с неприятностями и хотя бы будет искренне сопереживать вашим неудачам.
Постоянно осуждает. Невозможно жить, не совершая ошибок
Настоящие друзья хорошо понимают эту истину и готовы закрывать глаза на ваши недостатки и промахи. Они не станут говорить, что вы не заслуживаете прощения, или награждать вас нелестными эпитетами. Они постараются понять мотивы вашего нелицеприятного поступка и помогут справиться со своими переживаниями по поводу возникшего чувства вины.
Не замечает ваших достоинств. Все люди разные, поэтому глупо ожидать, что один индивид полностью принимает и одобряет поведение и взгляды другого. Тем не менее, друг никогда не будет обсуждать ваши поступки и личность, особенно с посторонними.
Пытается манипулировать. Если встречи и разговоры сводятся к получению односторонней выгоды для вашего друга, стоит задуматься об искренности и надежности ваших взаимоотношений. Дружба предполагает отсутствие корыстных интересов или особых привилегий для одной из сторон. Если вас используют, пытаются при каждом удобном случае поживиться за ваш счет, стоит задуматься о добрых намерениях человека, который называет себя вашим другом.
Не желает ничего делать для продолжения отношений. Если человек отказывается встречаться, постоянно ссылаясь на занятость, проблемы со здоровьем или семейные неурядицы, возможно, он просто не хочет поддерживать отношения.
Превращает дружбу в соревнование. Если ни одна встреча не обходится без тщеславных рассказов о достижениях и свершениях, вероятно дружба стала возможностью для самоутверждения. Радоваться успехам друга нормально, если это не отражается на вашей собственной самооценке.
Люди, с которыми не стоит общаться, часто эгоистичны, сосредоточены на собственной персоне и не понимают, почему другие не хотят с ними дружить. Некоторые друзья постоянно отпускают в ваш адрес едкие, критические замечания и унизительные шутки, а потом удивляются, когда вы хотите остановить подобное общение.
Литература
- На русском
- Корепанова Е. М., Korepanova E. M. Социопатия как феномен современности: проблема определения //Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы.—Екатеринбург, 2016. — 2016. — С. 296—299.
- На немецком
- Friedrich-Karl Praetorius. Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg. Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)
Позитивный взгляд на людей приводит к переоценке их возможностей
Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон в семидесятых годах XX века проводили серии экспериментов, изучавших «эффект ореола» — нашу готовность оценивать людей по первому составленному впечатлению. Они просили профессоров колледжей по-разному вести себя с группами студентов (доброжелательно или холодно и с неприязнью), а потом опрашивали студентов, выясняя у них, является ли преподаватель компетентным, хорошо знающим свой предмет. Львиная доля студентов из «благожелательных групп» сочла своего преподавателя светилом науки, такая же львиная доля учащихся из «неприязненных групп» невысоко оценила его как специалиста. Эксперимент стал классическим примером для бизнес-психологов, обучавших своих клиентов нравиться людям, чтобы те выше оценивали их деловую эффективность. Но эффект ореола имеет и обратную сторону: если ты сам испытываешь симпатию к человеку, ты выше оцениваешь его возможности и способности. Именно этот эффект заставляет нас пользоваться услугами дрянных механиков, чудовищных врачей и бездарных учителей лишь потому, что они все чудные ребята и нам всегда приятно в их обществе. Именно этот эффект удерживает нас от увольнения слабых, но симпатичных сотрудников, он заставляет нас заключать не слишком выгодные сделки с дружелюбными партнерами и т.д. Так что человеколюбие может быть весьма разрушительной силой, превращающей нашу жизнь в руины, населенные милейшими, но ни к чему не пригодными обитателями.