Мораль в обществознании

Можно ли быть верным по-немецки?

О схожей модели рассказала Ольга Седакова.

-Советский строй, как и нацисткий, подложил под общество бомбу замедленного действия, потому что декларировал хорошие вещи, и они оказались им скомпрометированы.

В результате, например, в немецком языке нельзя употреблять слово «верность» — это понятие считалось слишком значимым для нацистов

Ольга Александровна подчеркнула, что и сама уже сталкивалась с таким казусом: при переводе одной из ее работ редактор обратил внимание на слово «верный»: «У нас так не говорят»

Подобный пересмотр лексикона филолог считает неумной реакцией. Отказаться от всего, что испачкано нацизмом — погибельный путь.

«У нас тоже многие слова стали иметь характер пропаганды, — объяснила она. — Раз мы говорили, что самоотверженность — это хорошо, а сами были гады, значит, мы вообще не должны быть самоотвержены — бери от жизни все».

Кстати, о рекламных слоганах. Наша реклама, напомнила Седакова, до сих пор аморальна, и во многих странах ее бы запретили. Сама ее наглость и величина, сама ее форма — это тоже пропаганда.

Ольга Седакова привела яркий пример: рекламу с агрессивным слоганом «ведь я этого достойна». В оригинале слоган противоположный: «Это меня достойно».

По мнению Седаковой, реклама была большой школой отучивания от советских норм и по сей день действует как школа человеческих душ.

Переход к новым нормам зафиксировал и Юрий Романов.

-Есть ощущение, что из обихода уходят понятия, о содержании которых нельзя договориться, — заметил он. — Например, некоторое время стали из учебных программ убирать слово «патриотизм» и заменять словом «самоидентификация»

Потому что когда говорят «патриотизм», важно, кто говорит — у этого слова могут быть противоположные значения

Мораль и политика

Если мораль отвечает на вопрос ‘как следует жить’ на индивидуальном уровне, то политику можно считать сферой деятельности, где этот вопрос рассматривается на уровне жизни общества (и в этой области возникают дополнительные проблемы и вызовы). Неудивительно поэтому, что связь между моралью и политикой давно обсуждается. Джонатан Хайдт и Джесс Грэм изучали разницу между либералами и консерваторами в этой связи. Хайдт обнаружил, что американцы, считающие себя либералами, как правило оценивают заботу и справедливость выше преданности, уважения и чистоты. Те, кто определяет себя как консерваторы, ставят справедливость ниже. Обе группы дают высшую оценку заботе, однако консерваторы ниже всего ставят справедливость, а либералы чистоту. Хайдт предположил, что эти разногласия в США уходят корнями в геоисторические факторы, когда консерватизм сильнее всего был представлен в плотно связанных этнически однородных сообществах, в противоположность портовым городам, где культурное смешение было более сильным, что требовало больше либерализма.

Групповая мораль развивается из общих идей и взглядов и часто кодифицируется для регулировки поведения внутри культурного сообщества. Различные действия определяются ею, как моральные или аморальные. Члены общества, демонстрирующие моральные действия, приобретают репутацию «морально стойких», а склонные к аморальному поведению могут получить ярлык социального дегенерата. Выживание группы может зависеть от следования нормам морали; с другой стороны, смерть сообщества иногда объясняется неспособностью адаптировать моральные нормы к новым вызовы (позитивным примером подобного рода считается действие цистерцианских реформ на обновление монашества, а негативным — роль Императрицы Цыси в подчинении Китая европейским интересам). В националистических движениях имеется тенденция считать, что нация не может выжить или преуспевать без приверженности единой, общей морали, независимо от того, что эта мораль из себя представляет.

Политическая мораль связана также с действием национальных правительств на международной арене и с той поддержкой, которую они чувствуют от своего собственного населения.

Различия права и морали.

Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

  1. Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
  2. Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
  3. Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
  4. Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
  5. Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.

В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.

Общество недоверия

Таким образом можно зафиксировать рост доверия друг ко другу в российском обществе. Ведь вообще-то, как справедливо отметила Ольга Седакова, уровень недоверия в нашем обществе зашкаливает.

В той или иной степени это присуще не только России. Тоталитарным опытом искалечен весь мир. Об этом уже говорилось ранее, когда речь шла о девальвации терминов.

-Чтобы добиться у зрителя и слушателя доверия, многие авторы должны быть ироничными и извиняться («извините за пафос»), — отметила Седакова.

О тотальном недоверии говорили и выступающие из зала.

-Бессмысленно говорить о моральных нормах в обществе, где не принято доверие, — заявила одна зрительница, утверждающая, что моральные нормы формирует сегодня в первую очередь семья. — Пока мы с детства не переломим норму «не доверять людям» — ничего не изменится.

Впрочем, прозвучала и иная точка зрения: нам не хватает скорее искренности и уверенности в себе. Мы не доверяем людям, потому что не уверены в себе.

Моральные кодексы

Кодифицированная мораль отличается от обычая (другого способа определять желательную линию поведения в обществе) тем, что выводит свои нормы (в прошлом) напрямую из естественных прав или универсальных принципов. В религиозных сообществах считается, что пророк получает эти принципы через откровение, причем иногда эти принципы бывают весьма детализированы. В компактном виде такие принципы составляют моральный кодекс (другое название: этический кодекс) — систему правил, определяющих достойное поведение в соответствии с принятой системой ценностей.

Моральные (этические) кодексы могут быть религиозными, мировоззренческими, профессиональными, корпоративными, спортивными и другими.

Примерами религиозных моральных кодексов считаются

Примеры профессиональных кодексов — Бусидо, Клятва Гиппократа, Кредо журналиста.

Описывая в сжатом виде основные взгляды представляемых ими моральных систем, моральные кодексы легко поддаются сравнению, результаты которого могут рассматриваться как аргумент в пользу метаэтической позиции морального универсализма, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности, сексуальной ориентации, или каких-либо других отличительных черт.
В подтверждение этому приводится наблюдение, что существует общее ядро у всех известных моральных кодексов, доказавших свою жизнеспособность: уважение к жизни, здоровью, собственности и личному достоинству человека. Как отмечает представитель этого направления, лингвист и политический публицист Ноам Хомский

В действительности, один из принципов, вероятно, самый простой, это принцип универсальности, именно, если что-то хорошо для меня, оно хорошо и для тебя, а если что-то для тебя плохо, то оно плохо и для меня. Любой достойный внимания моральный кодекс содержит это в той или иной форме.

Религиозные моральные кодексы могут напрямую формулироваться богооткровенными законами, как законы Моисея, или определяться комментариями к тексту откровения, как в законах ислама, и имеют тенденцию преобразовываться со временем в кодексы законов, систематизирующие юридическую практику, однако разница между теми и другими сохраняется. Несмотря на эти отличия, системы светских законов или судебного права, в частности, гражданского права, базирующегося на накопленных традициях, судебных решениях и законодательстве политической власти, часто апеллирует к авторитету моральных законов.

Ещё одно связанное понятие — моральный стержень человека, считающийся врожденным. В некоторых религиозных системах и взглядах (например, в гностицизме), он считается базисом эстетического и морального выбора. При таком взгляде моральные кодексы рассматриваются как принудительное явление, часть человеческой политики.

↑ Право и мораль

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
  • Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на всё общество
  • Имеют один объект регулирования — общественные отношения
  • Выступают мерой свободы в обществе
  • Связаны с категорией «социальная справедливость»
  • Имеют сходную структуру
Различия
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Ключевые различия между моралью и нравственностью

Основные различия между моралью и нравственностью заключаются в следующем:

  1. Мораль имеет дело с тем, что является «правильным или неправильным». Нравственность имеет дело с тем, что является «добром или злом».
  2. Мораль — это общие ориентиры, созданные обществом.  Например, мы должны говорить правду и не лгать. И наоборот, нравственность является ответом на конкретную ситуацию. Например, нравственно ли утверждать правду в конкретной ситуации?
  3. Термин «мораль» происходит от греческого слова «mos», которое относится к обычаям, а обычаи определяются группой лиц или неким авторитетом. С другой стороны, нравственность происходит от русского слова «нрав», которое относится к характеру, а характер является атрибутом.
  4. Мораль диктуется обществом, культурой или религией. А нравственность выбирается самим человеком, который управляет его жизнью.
  5. Мораль связана с принципами добра и зла. Наоборот, нравственность подчеркивает правильное и неправильное поведение
  6. Поскольку мораль оформлена и разработана группой, нет возможности думать и выбирать. Индивид может либо принять, либо отказаться. И наоборот, человек свободен думать и выбирать принципы своей жизни в нравственности.
  7. Мораль может варьироваться от общества к обществу и от культуры к культуре. В отличие от нравственности, которая остается неизменной независимо от культуры, религии или общества.
  8. Мораль не имеет никакого отношения к бизнесу. В то время как нравственность широко применяется на работе.
  9. Мораль выражается в форме высказываний. Но нравственность не выражается в форме высказываний.

Основные нюансы

В современной литературе мораль рассматривается с позиции нравственности, особой формы сознания, свойственного обществу. Среди основополагающих методик контроля над действиями человека следует выделить как раз нормы. Формирование и совершенствование морали происходит на базе потребностей общества в регулировании поведения в самых разных сферах жизнедеятельности. Нрав можно считать наиболее доступным способом, посредством которого люди осмысливают сложные процессы социального бытия.

К коренным проблемам морали следует отнести контроль над взаимоотношениями и интересами не только отдельной личности, но и всего общества в целом. Что подразумевает под собой этот термин? Под моралью следует понимать некоторый комплекс норм, правил и оценок, посредством которых происходит регулирование общения и поведения людей. Это все необходимо для того, чтобы можно было достигнуть единства интересов человека и общества.

Теперь следует более подробно поговорить о том, что включают в себя функции и структура морали. Это достаточно важный момент, и подойти к нему необходимо основательно. Структура морали может быть разделена на несколько частей.

Откуда берется мораль? От Бога?

Это не исключено. Возможно, именно Бог, как полагал Руссо, вложил в нас «бессмертный небесный голос» совести, который заглушает (или хотя бы должен заглушать) все остальные голоса, даже такие, что твердят нам о спасении или славе. Но если Бога нет? Тогда приходится признать, что мораль — чисто человеческое явление, что она есть продукт истории и совокупность норм, выработанных, отобранных и оцененных человечеством на протяжении веков.

Почему мы выбрали именно эти нормы?

Очевидно, потому, что они оказались благоприятствующими выживанию и развитию вида (мораль по Дарвину), интересам общества (мораль по Дюрк-гейму), требованиям разума (мораль по Канту), наконец, всему тому, что диктует нам любовь (мораль по Иисусу Христу или Спинозе). Представьте себе общество, в котором превозносятся ложь, эгоизм, воровство, убийство, насилие, жестокость, ненависть и тому подобное. У такого общества нет ни малейших шансов выжить, а тем более распространиться по всей планете — его члены только и делали бы, что уничтожали друг друга и рушили все вокруг себя. Поэтому нельзя считать случайным совпадением тот факт, что в мире распространились цивилизации, в которых ценятся совсем другие вещи — искренность, щедрость, уважение к собственности и жизни других людей, наконец, мягкость, сострадание и милосердие. Разве возможно иное человечество? Возможна иная цивилизация? Подобная постановка вопроса позволяет нам сделать важный вывод о сущности морали. Мораль есть то, благодаря чему человечество становится человечным в нормативном смысле термина (в том смысле, в каком человечность противостоит бесчеловечности), отвергая варварство и бесхребетность, по-прежнему угрожающие ей, по-прежнему сопровождающие ее и по- прежнему искушающие ее. Только у людей на этой земле есть обязанности. И это ясно показывает нам, к чему мы должны стремиться. Наш единственный долг как выражение всех наших обязанностей — поступать по-человечески. Очевидно, что мораль не заменяет ни счастья, ни мудрости, ни любви. Именно поэтому мы и нуждаемся в этике (Этика). Но обойтись без морали мог бы только тот, кто достиг абсолютной мудрости, тем самым полностью лишившись человечности.

Философия

Основная статья: Этика

Основная статья: Нормы морали

Мораль и этика

Этика (также известная как философия морали) — ветвь философии, изучающая вопросы морали. Слово «этика» «обычно используется как синоним слову ‘мораль’ и иногда в более узком смысле — для обозначения моральных принципов и традиций определённых групп или отдельных людей». Похожим образом, некоторые этические теории, особенно деонтология, различают ‘этику’ и ‘мораль’: «хотя человеческие мораль и этика сводятся в конечном счёте к одному и тому же, существует традиция, в которой ‘мораль’ используется для систем типа кантовской, основанных на понятии долга, обязательств и принципов поведения, в то время как для слова ‘этика’ приберегается подход, подобный аристотелевским практическим рассуждениям , основанным на понятии добродетели, в принципе избегающим отделения “моральных” соображений от прочих практических соображений[нет в источнике]». Мораль и этика часто используются как синонимы, однако мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе, в то время как этика в большей мере относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию.

Дескриптивная и нормативная мораль

  • В дескриптивном смысле «мораль» обозначает личные или общественные ценности, кодекс поведения или общественные нравы. Она не даёт объективных суждений о хорошем и плохом, но только описывает то, что считается хорошим или плохим. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая изучает мораль с этой точки зрения.
  • В нормативном смысле «мораль» претендует на описание того, что действительно хорошо или плохо (если такое существует), что может быть ценным независимо от ценностей или нравов каких-то конкретных людей или культур. Ветвь философии, относящаяся к морали с этих позиций, называется нормативной этикой.

Реализм и анти-реализм

См. также: Моральный универсализм, Моральный абсолютизм, Моральный релятивизм, Моральный нигилизм

Философские теории о природе и происхождении морали (называемые теориями метаэтики) в целом делятся на два класса:

  • Моральный реализм — класс теорий, считающих, что существуют конкретные утверждения, описывающие объективные факты, касающиеся морали. Например, хотя в этих теориях признается, что силы социального конформизма существенно влияют на принимаемые человеком «моральные» решения, в них тем не менее отрицается, что эти культурные нормы и обычаи определяют морально оправданное поведение. Это считается точкой зрения этического натурализма, хотя не все моральные реалисты её разделяют.
  • Моральный анти-реализм, с другой стороны, считает, что утверждения относительно морали либо ложны (теория ошибок), либо не пытаются отражать реальные факты, ограничиваясь субъективными оценками (этический субъективизм) и описанием чувств и пожеланий (некогнитивизм).

Некоторые формы этического субъективизма, формально представляющие собой течения анти-реализма, тем не менее считаются реализмом с точки зрения морального универсализма. Например, универсальный прескриптивизм есть универсалистская форма некогнитивизма, которая считает, что мораль выводится из диктуемых обстоятельствами требований поведения, а теория божественного вмешательства и теория идеального наблюдателя — универсалистские формы этического субъективизма, утверждающие, что мораль выводится из божественных законов и гипотетических законов идеального рационального поведения соответственно.

Мораль. Нравственность. Этика.

Возник вопрос о различии между общественными и моральными нормами.

-Представим себе Афины, золотой век, процесс Сократа. Моральные нормы стабильны, хотя общество — демократическое, единственное в то время: существуют разные общественные позиции, система выборов — прозрачная…

Происходит некоторое смешение. Курить не нравственно и не безнравственно. Речь идет не о нравственной, а о социальной норме. Вопрос о нравственной норме бесконечно более сложен. Существует ли таковая универсальная для всех homo sapiens?

Александр Сосланд возразил, что тема дискуссии — не нравственные, а именно моральные нормы.

К спору подключилась Ольга Седакова. Она напомнила, что вообще-то мораль и нравственность — это одно и то же, сказанное на разных языках. «Слово мораль в языке XIX века говорило о том, что происходит в душе», — заметила Ольга Александровна.

Из зала попытались поспорить:

-Серая масса различает мораль и нравственность. Нравственность — внутренняя, мораль — навязана обществом. Я говорю как представитель серой массы.

Но Седакова подчеркнула, что и слово «этика» — синоним того же самого слова.

Устанавливают ли моральные нормы СМИ?

Кто же все-таки устанавливает моральные нормы в России? Ответ попытались найти в самом конце встречи, когда времени уже не оставалось.

Наиболее радикальная точка зрения прозвучала из зала:

-Сегодня моральные кодексы в России кто только не устанавливает — любая группировка, от РПЦ до ЛГБТ. И их мораль может не коррелировать с общечеловеческой нравственностью.

Григорий Тарасевич отнесся к этой точке зрения скептически:

-Какие моральные нормы устанавливает, скажем, партия «Единая Россия»? А РПЦ, кроме общепринятых?

В ответ прозвучало уточнение: кто транслирует нормы, тот их и устанавливает. То есть средства массовой информации. То же ЛГБТ-сообщество: «каминг аут» или гей-парад — это тоже трансляция моральных норм. Это сообщество претендует на власть или влияние и использует для этого соответствующие СМИ.

Григорий Тарасевич задал прямой вопрос:

-Вам лично какую-нибудь норму протранслировали через СМИ?

Из зала поступили неожиданные примеры: одна девушка под влиянием СМИ задумалась о позитивном смысле однополых связей, в другом случае закрепился новый моральный авторитет — персонаж репортажа корреспондента «Русского репортера» Марины Ахмедовой, почтальон, который продолжает разносить почту нескольким всеми забытым пенсионерам.

Мораль в современном обществе

Если вы захотите разобраться, как устроена мораль современно общества, то обнаружите преимущественно такие ценности как:

  • Уважение к чужому личному пространству, убеждениям и вере;
  • Стремление быть успешным, сильным и энергичным;
  • Развитие и самообразование на благо всего человечества;
  • Высокие доходы, богатство и жизнь в достатке.

Но буквально несколько веков назад многое из этого считалось аморальным. В те времена были совсем другие взгляды на то, что такое мораль. Людям предписывали быть смиренными и не стремиться к большим достижениям.

Наверное, представитель средневековья жестко раскритиковал бы современную мораль, сказав, что эти нормы потакают «низменным инстинктам». При этом он не заметил бы, что главным ориентиром для современного общества является всеобщее процветание. И от успеха отдельной личности зависит благополучие всего общества.

Современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно. Взамен мы получаем вдохновляющее чувство собственной уникальности – мы сами находим своё призвание и своими руками строим собственный успех.

Важным отличием современной морали от средневековой является снятие многих бессмысленных запретов и ограничений (например, связанных с сексуальной жизнью). Получив большую свободу в сфере личной жизни, мы ничего не потеряли, а жить стало гораздо приятнее и интереснее.

Каждый человек должен чувствовать себя максимально свободным в плане саморазвития и самореализации. При этом он должен уважительно относиться к окружающим и никогда не позволять себе ущемлять или унижать кого-либо – вот что такое мораль в современном мире. А главное отличие от средневековья заключается в том, что быть счастливым теперь не запрещено никому.

↑ Понятие “мораль”

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль – это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу  Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Полифония норм

Александр Сосланд заметил, что пример курения на станции «Выхино» идеально подходит под сформулированное американским психологом Стэнфордом правилом «разбитых окон»: в неблагополучном районе оставленную машину вскоре разбивают и разбирают на запчасти, в благополучном же она может стоять сколь угодно долго — разберут ее только после того, как ей разбить стекло.

Что же касается формирования норм, то, убежден психолог, в наше время говорить о нем как о процедуре, целенаправленном процессе, сложно. Они формируются спонтанно, в разном обществе, разными и для разных людей. Отследить их, как тогда, когда они формировались для классов и государств — невозможно. Нормы меняются каждый день.

И это нормально для демократического общества. Единый источник морали возможен только в тоталитарном обществе. В демократическом — источников много, их количество постоянно растет, а пророка или гуру и сидящих у его ног учеников — нет. Демократия вообще приводит к разложению источников формирования норм.

Из зала прозвучала реплика: и сейчас есть такие люди — это лидеры сект, и иногда человек выбирает себе и такую моральную норму. Однако психолог с этим и не спорит:

«Секта — типично тоталитарное сообщество, — согласился он. — Их ценностный репертуар не очень богат и уже исчерпан. Они поют идеологические арии из уже сто раз прочитанных и всем известных опер. Самая большая проблема сегодня — отыскать новые нормы, если это вообще возможно. Можно обновлять старые, обращаться к консервативным нормам».

Действия, которые предпринимает человек

Моральное поведение основывается на нравственности сознания человека. За счет него осуществляются определенные отношения, которые выступают с позиции результата становления личности. В том случае, если сознание будет являться субъективной формой данных отношений, поведение берет на себя роль формы их объективации, материализации. С такой стороны поведение людей следует считать некоторым показателем нравственной культуры. В нравственную практику входят реальные нравы, отношения и поступки. Действия способствуют отражению моральной стороны поведения человека. Для морального сознания характерно наличие как положительной, так и отрицательной направленности. Оно подразумевает соответствующую ответственность. Во время критики, в момент оценивания себя человек сравнивает определенные свои поступки с некоторым эталоном. Доля соответствия либо несоответствия данному идеалу предоставляет возможность для критики и оценки действий других людей.

Кроме поступков, функции морали с ее структурой строятся на мотивации и оценках. Мотивация выступает с позиции импульса, побудителя к определенным действиям. Она предшествует конкретным свершениям. Это достаточно сильный и важный регулятор поведения, ведь немотивированных поступков просто не существует в природе. Но мотивы и действия не всегда соответствуют друг другу.

Оценивание в нравственной регуляции выражается с позиции осуждения либо одобрения поступков людей, их поведения и жизни. В качестве основы в данной ситуации лежат требования морали, ее принципы, идеалы и нормы. Можно оценивать будущие действия. В таком случае оценка выступает с позиции способности к предвидению последствий от некоторых действий. Ко всему прочему, она может выступать и как мотив для совершения определенных поступков.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.
Оцените статью
Добавить комментарий