Что такое мораль и зачем она нужна людям?
Обсудив достаточно важный вопрос морализаторства, стоит обратить внимание на проблему необходимости морали в целом в современном обществе. Мы могли подумать, что само понятие морали также может нести негативную окраску, однако это суждение является достаточно спорным
Очевидно, что во всем надо знать меру, и не перегибать палку. Абсолютно все суждения о морали неоднозначны, и каждый человек вправе иметь о них свое личное мнение. Однако это допустимо только в том случае, если вы не ущемляете мнение других людей и их жизненную позицию.
Важно понимать, что любые моральные высказывания исключительно субъективны и отражают собой точку зрения конкретного индивидуума. Но не стоит считать, что такое явление не нужно в современном мире в силу ослабления табуированности многих вещей
Морализаторство – это неправильный формат поведения, который нужно избегать, однако он не имеет ничего общего с адекватными моральными догмами.
Диккенс и бедные сиротки
Скорее наоборот. В своих убеждениях Диккенс был изрядным расистом, садистом и упертым монархистом. А в его личной жизни и вовсе царил мрак. С женой Катериной они прожили 20 лет. За этот срок бедная женщина родила 10 детей, пережила два выкидыша, а в остальное время, в основном, приходила в себя и страдала от послеродовой или предродовой депрессии. Малыши нравились отцу только в первые годы жизни, а потом откровенно раздражали.
Со временем Диккенс решил, что жена у него какая-то скучная, да и мать плохая. С прискорбием написав об этом несколько статей в газеты и журналы, он сплавил Катерину в отдельный дом, а большую часть детей отправил сестре жены. Сам же стал жить с симпатичной юной актрисой.
Катерина, кстати, ни слова дурного не сказала о муже. Перед смертью она вручила старые письма Диккенса своей дочери с душераздирающей просьбой: «Отдай их в Британский музей, чтобы люди знали, что он однажды любил меня».
Контекст употребления термина в обществе
Когда заходит речь о данном понятии, стоит понимать, что человек в какой-то мере упрекает другого в его искаженных представлениях о нормах нравственности и идеалах. Морализаторство – это своего рода пренебрежение общепринятыми нормами морали и представлениями о ней. Многие люди относятся слишком критично к поступкам других, из-за чего их и начинают считать морализаторами.
Важно понимать, что надо относиться более лояльно к окружающим, а также пытаться понять их мотивы и решения. Это важная задача каждого из нас
Разумеется, невозможно находить оправдание всем, так как некоторые вещи, так или иначе, порицаются массово. Но если вы осуждаете всех, чьи взгляды хотя бы на малую толику не совпадают с вашими, то есть смысл задуматься о более лояльном мировоззрении в целом.
Махатма Ганди и черти что
Но в жизни он творил такое, что даже удивительно, как ему все с рук сошло. То, что он был расистом и дружески переписывался с Гитлером – ерунда. Детей он своих не любил, зажимал деньги на их воспитание, старшего не пустил учиться на юридический, и тот закончил свои дни алкоголиком и проституткой.
Ганди уважал воздержание и считал, что надо практиковаться в противостоянии соблазнам. Для этого, в частности, время от времени ложился в постелей с голой школьницей (внучатой племянницей) и, ну слава богу, вроде бы ничего с ней не делал.
Но курсы воздержания работали так себе. Жене своей Ганди регулярно изменял, в прессе писал о ней гадости, бил ее на регулярной основе и, в конце концов, домучил, запретив дать ей антибиотик, когда она заболела пневмонией.
В общем, на этом фоне информация о том, что у Ганди был еще и прекрасный друг мужского пола (немецкий еврей-бодибилдер, мы сами в шоке), это даже как-то мило. Кстати, парочка ласково называла друг друга “Верхней палатой” и “Нижней палатой”, и мы надеемся, что, получив эту информацию, вы больше никогда не сможете по-прежнему думать о палатах парламента.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Как его распознать
Распознать моралиста и отличить его от человека, живущего по моральным принципам можно по тому, что у него критически не хватает времени на собственную жизнь и развитие. Там царит разруха, периодически случаются критические ситуации, но вместо решения своей судьбы и проблем, обращения внимания на свои психические процессы, человек полностью сосредоточен на окружающих – он спасает весь мир, проповедуя как жить. Естественно виновниками его неудач и критических ситуаций становится не он, при этом самому что-то менять оказывается сложно, потому что постоянный выбор стоит в сторону того, чтобы переделать других.
Очень вероятно, что в анамнезе у моралиста очень неприглядные периоды собственной жизни – алкоголизм, наркомания, места лишения свободы, измены, разврат. И больше всего он будет осуждать людей именно за то, что делал сам. Так работает замещение и попытка возвыситься, показать, что он смог это прекратить и теперь находится на ступеньку выше всех окружающих людей. Своё поведение часто объясняют тем, что на них снизошло озарение, просветление или божья благодать – всё что угодно, что будет их делать избранными. Единственное чего в них нет, это терпения и понимания к таким же людям, с таким же проступками, как у них. Вместо действенной помощи они только унижают и поучают, тогда, как моральные люди предлагают поддержку, подбадривают, пытаются понять и найти решение.
Делавшие кучу абортов будут читать лекции о нравственном сексуальном поведении, лентяи будут попрекать того, кто присел на минуту передохнуть, приезжие сразу после получения прописки начинают критиковать таких же приезжих. По тому, что именно порицает человек легко считать его проступки.
Речь человека отличается стереотипностью и лозунгами, даже можно найти ту литературу или передачу, откуда они были взяты и теперь транслируются. У них нет своего внутреннего мира и убеждений, поэтому любая критика или даже вопрос относительно сказанного вместо рассуждений вызывает яркую эмоциональную реакцию, скандал, обвинения, с целью отстоять свою позицию единственно доступным способом.
Если прислушаться к речи такого человека и потом сравнить с поступками и ожиданиями, то можно заметить, что ему ценнее процесс учения других, чем реальные изменения. Те, кто смог подстроиться и каким-то чудом начал оправдывать все ожидания моралисту становится неинтересен и он ищет нового не очень морального по его критериям человека, чтобы насаживать своё мнение ему. Так может происходить бесконечно, пока не закончатся все люди, а потом можно заново пересматривать ошибки других более тщательно или ужесточать нормы.
Моралист не будет доволен никогда, потому что стремится только к внешнему совершенству, игнорируя внутренние изменения, понятие того, что есть отступления от тоталитаризма. Идея жизни по полной морали утопична, фиксирована на других, поэтому является вечным двигателем для борьбы и повышения собственной значимости.
моральный I[править]
Морфологические и синтаксические свойстваправить
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | мора́льный | мора́льное | мора́льная | мора́льные | |
Рд. | мора́льного | мора́льного | мора́льной | мора́льных | |
Дт. | мора́льному | мора́льному | мора́льной | мора́льным | |
Вн. | одуш. | мора́льного | мора́льное | мора́льную | мора́льных |
неод. | мора́льный | мора́льные | |||
Тв. | мора́льным | мора́льным | мора́льной мора́льною | мора́льными | |
Пр. | мора́льном | мора́льном | мора́льной | мора́льных | |
Кратк. форма | мора́лен | мора́льно | мора́льна | мора́льны |
мо-ра́ль-ный
Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — мора́льнее, мора́льней, помора́льнее, помора́льней.
Производное: мораль ➔ мораль + н + ый (суффиксальный).
Корень: -мораль-; суффикс: -н; окончание: -ый [].
Семантические свойстваправить
Значениеправить
- только полные формы; связанный, соотносящийся по значению с существительным мораль ◆ В результате длительных наблюдений за жизнью людей с этой точки зрения я пришёл к выводу, что сексуальная свобода явилась проявлением и в то же время одной из причин моральной деградации людей. А. А. Зиновьев, «Русская судьба, исповедь отщепенца», 1988–1998 гг. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Он считал, что лучше самому испытать несправедливость, чем причинить её другим, что «заботясь о счастье других, мы находим своё собственное» и что «человек любящий божественнее человека любимого», — эти моральные принципы Платона подготовили античный мир к восприятию христианства. Александр Маркович, «На пути к абсолютной морали» // «Вестник США», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
- cвойственный морали, характерный для неё ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- соответствующий требованиям морали; высоконравственный ◆ В одних случаях индивид, совершая моральный поступок, может подчинять своё поведение нормам общественной морали и права как некоей силе, которая как долг противостоит его личному влечению; долг осуществляется вопреки личным влечениям и мотивам. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии», Части 4–5, 1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
- содержащий в себе нравоучение, поучение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Гипонимыправить
- ?
- ?
- ?
- ?
Родственные словаправить
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем «морал⁽ʲ⁾-» | |
|
Этимологияправить
Суффиксное производное от существительного мораль, далее из лат. «моральный, нравственный», из (род. п. moris) «нрав, обыкновение, обычай», далее из неустановленной формы. Термин moralis введен Цицероном как калька с др.-греч. «нравственный, этический».
Переводправить
связанный, соотносящийся по значению с существительным «мораль» | |
cвойственный морали, характерный для неё | |
соответствующий требованиям морали; высоконравственный | |
содержащий в себе нравоучение, поучение | |
Томас Дэй и идеальная жена
Но с личной жизнью у Дэя не складывалось. Он был одержим идеей воспитать идеальную супругу. Поэтому он взял себе в дом двух хорошеньких воспитанниц, 11 и 12 лет, уехал с ними в уединенное место и принялся воспитывать в них… нет, не то, что вы подумали, а смелость. Загонял в море плавать (одна чуть не потонула), требовал, чтоб они не ныли, когда болели оспой, лил на руки горячий воск, стрелял в сторону девочек из пистолета. Потом решил, что они какие-то тупые и трусливые и сплавил замуж.
В конце концов ему удалось добиться руки одной несчастной доверчивой женщины, которую он изолировал от семьи, увез в глушь и замучил прогрессивным сельским хозяйством (кто сказал Стерлигов!?) А умер Дэй, когда его сбросил необъезженный жеребец: гуманист из принципа не хотел мучить животное выездкой, но оно этого не оценило.
Роль в общественной жизни
Мораль – это то самое качество, что и отличает человека от животных, которым совершенно не присуще подобное явление. Сознательное и адекватное восприятие действительности и личные выводы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, формируется в каждом человеке, начиная с самого раннего детства. Попадая в свой первый коллектив, ребенок учится существовать в социуме, запоминает правильные поступки и неправильные. В этом ему обычно помогают воспитатели или другие взрослые.
Разумеется, первое формирование моральных ценностей закладывается еще родителями, поэтому нельзя опускать этот вопрос в процессе воспитания чада. В будущем, когда ребенок становится более взрослым, понятие морали становится более шатким. Четко укрепившиеся в голове отдельно взятого индивидуума, понятия о хорошем и плохом удерживают его от желания совершать девиантные поступки.
Стоит отметить, что вопросами норм и рамок морали занимается этика. Данная философская дисциплина старается с разных сторон рассматривать определенные поступки, мысли и желания. Разумеется, официального вердикта касаемо какой-либо ситуации этика не может вынести. Но общие понятия, в числе которых милосердие, самопожертвование, справедливость, а также любовь и дружба, она старается осветить максимально лояльно, допуская различного рода разночтения разных людей.
Как показывает практика, в любом современном обществе обычно стараются придерживаться основных правил и позиций этики, так как любая философская дисциплина формируется именно благодаря общественному мнению. Высокоморальное общество – это основа, можно сказать, фундамент для благоприятного развития всей планеты в целом.
Понятие морали
Данное понятие появилось достаточно давно, но и сегодня продолжаются споры о том, кого именно можно называть моралистом. Моралист – добрый или злой человек? Какие цели он преследует и против чего выступает? Все подобные вопросы постараемся рассмотреть в данной статье, чтобы прийти к однозначному ответу на главный среди них – кто такой моралист.
Не сложно предположить, что сам термин напрямую связан с не менее интересным словом – мораль. В толковом словаре, выпущенном под редакцией Ефремовой, слово мораль используется для определения норм и поведенческих паттернов, которыми должен руководствоваться человек во время общения с окружающими и в отношении общества как единого целого.
В качестве синонимов данному слову можно подобрать такие понятия, как этика или добродетельность. Получается, что человек, которого называют моралистом, должен быть очень нравственным и бороться за то, чтобы все в его окружении становились более ответственными за свои поступки и состояние морали в обществе.
Его можно назвать проповедником определенных норм этического поведения. Он не редко самостоятельно устанавливает определенные принципы нравственности, а также должен относиться порядочно в отношении окружающих. Данное определение дает точный ответ на вопрос о том, кто такой моралист.
Поэтому у окружающих не должно оставаться и тени сомнений относительно того, как относиться к моралисту. Он заслуживает уважения в любом обществе, так как пропагандирует высокие идеалы. Но на этом вопрос нельзя исчерпать полностью.
В современном обществе не редко можно столкнуться с ситуациями, когда термины приходится изменять. Да и сам человек часто поступает совсем не так, как ему следовало бы. Поэтому появилось понятие истинный моралист, под которым подразумевают человека, который верит в определенные принципы и соблюдает их повсеместно.
Его ценности представлены только теми, которые руководствуются добродетелью, человеколюбием, а также стремлением изменить мир к лучшему.
Моралисту свойственно очень ясно видеть грань между добрыми и плохими поступками. Поэтому он не привык равнодушно относиться к злу, которое совершается в мире. Такой человек в большинстве случаев становится моральным ориентиром в обществе. Тем не менее, моралисты не всегда обладают положительным ореолом.
Он может выдумывать истории на ходу, просто подгоняя их под текущий момент. В результате в обществе он довольно быстро становится изгоем, так как его советы не подкреплены действием, а окружающие довольно быстро обнаруживают пустоту, которая скрывается за подобными словами.
Моралист, который не придерживается определенных норм, отличается самолюбием, эгоизмом, а также получает определенное удовольствие от самого процесса, когда дает пустые советы остальным. Даже если его рекомендации имеют смысл, они часто остаются не услышанными, так как сам моралист не спешит выполнять их.
По словам многих современных философов, мораль является своеобразным капиталом человека, который имеет неосязаемую форму. Он очень важен для общества в целом, так как позволяет определить, насколько данная группа людей способна противиться жесткому обращению, а также не восприимчива перед лживыми идеалами, навязанными извне.
Тем не менее, часто морализм бывает показным, и народ следует пророкам, которые в действительности не являются таковыми
Именно поэтому очень важно уделять внимание моральному совершенствованию, что позволит избавить современное общество от Калигулы, Ивана Грозного или Муссолини
Морализаторство с привкусом лжи и трусости
На самом деле все просто. Кто-то из отцов-основателей психотерапии (по-моему Фрейд) сказал: “Невроз – это неспособность переносить неопределенность”.
Мысль, в общем-то, очевидная. Чем более зрелая у человека психика – тем лучше он переносит неоднозначность, непредсказуемость и неопределенность окружающего мира, не пытаясь перекроить его в упрощенное “Спокойной ночи, малыши”.
И наоборот – чем менее зрелая психика, тем чаще и сильнее ее обладатель стремится расщепить любые сложные оттенки на доступное детскому сознанию черное и белое, не оставляя ничего непонятного и оттого пугающего посередине.
“Солнечному миру – да! да! да! Ядерному взрыву – нет! нет! нет!” – истинный гимн тяжелого невроза.
Как бы морализаторство не маскировалось под заботу о ком-либо, в нем всегда есть привкус лжи и трусости.
Истинный посыл морализатора:
“Мне страшно и невыносимо жить во взрослом сложном мире разных культур и многомерных мнений, поэтому я сбежал в безопасную песочницу, сел на белого деревянного коня. Вот сижу теперь красивый и умный и вас с собой сюда зову. Не нравится – можете отписываться”.Морализатору всегда плевать на то, что он защищает (или крушит) – на самом деле его заботит лишь предательский треск его песочницы, с трудом выдерживающей каждое новое столкновение с реальной жизнью.
Одно из главных отличий зрелой личности от инфантильной – отсутствие опоры на моральный костыль.
Зрелый человек опирается в первую очередь на себя, свои чувства, свою интуицию: ему не нужно ни искать, ни создавать костыли в виде ясных и однозначных систем моральных координат.
Он сам себе ум, честь и совесть – что не мешает ему выглядеть высокоморальным в глазах других людей.
Просто его “моральность” является не результатом усилий или самопринуждения, а результатом трезвого и здорового взгляда на мир и свое место в нем.
Инфантильной же психике всегда нужен костыль. Мир прост, дважды два четыре, Ленин жив, мы за все хорошее и против всего плохого.
Все, что угодно, лишь бы не оставаться в неопределенности, лишь бы чувствовать себя частью большой и сильной стаи, готовой на любой вопрос дать однозначный ответ: “да” или “нет”, а при необходимости и дать по морде инакомыслящим.Нравится это кому-то или нет, мир сложен. Мир бесконечно сложен. И человек сложен. Мы что-то знаем о человеке, о его психике, но чем больше мы знаем, тем больше возникает новых открытых вопросов. И самые большие глупости в (и об) этом мире чаще всего говорятся с преамбулой: “На самом деле все просто”. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Лев Толстой и исключительная щедрость
По крайней мере, человек он был совестливый – сделает гадость и раскаивается. Например, по молодости он спал с крестьянками, прислугой, соблазнил горничную своей тети, которую потом прогнали за беременность. Обо всем этом он зачем-то написал и дал почитать заметки невесте. А потом еще жаловался, что в первую брачную ночь невеста была холодна как фарфоровая кукла.
За 48 лет брака жена родила ему 13 детей, притом успевая вести хозяйство и помогать с рукописями. Позже выяснилось, что Софья сама была талантливой писательницей, но по понятной причине ей было немного некогда. А Толстой продолжал спать с разными женщинами.
В конце жизни писателю захотелось сделать щедрый жест – отказаться от авторских прав. С жестами у него вообще было легко, он как-то еще в юности, например, проиграл в карты главное здание в своем имении. Отказ от авторских означал бы, что в случае его смерти, жена не получила бы солидную сумму. Софья была в ярости, она угрожала ему самоубийством, рылась в его документах, получила за свои скандалы диагноз “дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой» и вечное клеймо корыстной тетки в истории. А Толстой все-таки успел переписать завещание.
Кто это такой
Разобраться, кто такой моралист, чтобы не полагать, что это исключительный добродетель, живущий по принципам морали, можно обращаясь не столько к энциклопедическим определениям, сколько к жизненным ситуациям. В бытовом обращении данное понятие имеет скорее негативный, саркастичный оттенок, ведь моралисты строги в своих проповедях только к окружающим. Многочисленные примеры того, как священники учат не грешить, а снимая рясу, нарушают многие законы, а также каждодневные замечания родителей о неприемлемости мата, когда сами ругаются, заставляют задуматься о том, насколько правомерны нравоучения таких людей.
Морализаторство точно относится к негативным проявлениям личностных качеств. Чем чаще человек позволяет себе такое поведение, тем больше оно закрепляется и делает любое общение невыносимым. Сам моралист эгоистичен и когда рассказывает другим о том, как следует жить, претендует чуть ли не роль бога, наделяя себя величием, властью и ставя отдельно от всех остальных. Такая повелительная позиция позволяет моралисту прощать себе некоторые проступки, становящиеся все более существенными, при этом жестоко наказывать и не прощать никакой малейшей слабости другим.
Ещё одна негативная сторона морализаторства в том, что все люди становятся одинаковыми, на них накладывается долженствование жить одними правилами, слиться в серую массу, где нет оправдания другому поведению. Моралисту неинтересны оправдания и причины, они не утруждаются узнать детали ситуации и мотивы человека, способные перевернуть всё.
Моралисты абсолютизируют все этические нормы, что приводит к недобросовестному их использованию, часто даже во вред, прикрываясь благими намерениями. Такие известные моралисты, как Сократ и Толстой категоричны в своих позициях, а те, кто следует их постулатам ещё страшнее, поскольку перестают учитывать контекст ситуации и изменении всех норм в течение многих веков.
То, что было морально при царском или тоталитарном режиме аморально при демократическом строе, убийство с целью защиты или с целью грабежа также может быть совершенно различно оценено. Но жесткость установок рассматривает только факт, без учёта сопутствующих моментов.
Личностные изменения, сопутствующие морализаторству включают в себя постоянные воспоминания о прошлом в прекрасном свете и презентацию того времени, как эталонного. Моралистам свойственна стереотипность мышления, они не могут поменять своих установок, выйти за грани вложенного ранее, не способны мыслить широко и развиваться. В эмоциональном плане характерна нетерпимость, склонность к аффективным реакциям в случае несовпадения происходящего с их картиной мира. Косность установок вместе с такой импульсивностью рождает революционеров, борцов за правду кровавым путём, тех, чьи идеи могут включать тезисы об уничтожении всех по какому-то одному признаку.
Важный момент, что истинные моральные ценности, существующие внутри человека нет необходимости проповедовать, повторять, вдалбливать или заставлять исполнять. Тот, кому недопустимо врать, не будет этого делать, точно также ему не придёт в голову кого-то этому учить, поскольку честность является определяющим моментом и изначально подразумевающимся. Так выходит, что тот, кто действительно действует этически, про это не кричит, а просто так живёт, тот же, кто постоянно добивается от других соответствия, занят только ими и очень далёк от такого совершенства сам.