Области применения
В политике
Истории всегда являлись наиболее легким способом донести до широкой общественности идеи той или иной политической силы, этот инструмент часто эксплуатировался в политической коммуникации отнюдь не во благо для общества. Этому способствовали специфические особенности «сюжетного» образа мышления, главной из которых можно считать следующую: информация, которая не соответствует символическому ряду господствующей в умах людей «истории» может быть очень легко ими проигнорирована, отвергнута либо исключена из поля серьезного осознанного рассмотрения. В то же время человек, находящийся во власти нарративов, может воспринимать совершенно противоречащие друг другу с точки зрения чистой логики установки и утверждения, если в его сознании никак не противоречат друг другу две истории, которые иллюстрируют эти убеждения. В качестве иллюстрации такого «логического противоречия» можно привести пример человека, который будет ненавидеть жителей западной Украины за «фашизм» и в то же время являться русским националистом радикального толка, трактуя свои убеждения в ключе «патриотизма».
В пиар
Создание историй как инструмента PR «очеловечивает» бренд, демонстрирует потребителям систему ценностей компании, добавляет образности и доверительности имиджу, ускоряет процесс принятия решений во время переговоров, помогает объяснить сложные процессы и явления простым языком, передать систему ценностей компании, усилить слабые стороны компании. Правильно сконструированные истории апеллируют к ценностям и эмоциям своих целевых аудиторий, добиваясь возникновения устойчивой эмоциональной связи между компанией и потребителями, а также передачи и усвоения сообщаемых этими историями ценностей. Нарратив также воздействует на сознание людей, внушая им “нужные” мысли, формирует сопричастность и способен вызывать запланированную реакцию и соответствующее ожиданиям поведение. Нарративная парадигма Фишера позволяет предопределить возможное отторжение продукта целевой аудиторией, если он несет в себе сообщение противоречащее ценностям и жизненному опыту потребителя.
В средствах массовой информации
Значительная доля продукции средств массовой информации состоит из нарративов. Информационное пространство наполнено историями потому, что тексты, используемые в журналистике и связях с общественностью, представляют собой либо повествование в чистом виде, либо перечисление событий, из которых повествование может быть составлено. Так, новостной нарратив имеет главных и второстепенных действующих лиц, «героев» и «злодеев», для него характерно наличие последовательно развивающегося действия, композиционно выстроенного, обладающего началом, серединой, концом, маркированными драматическими поворотами в сюжете, и соответствующего привычным для аудитории сценариям. Нарратив выступает в качестве формы бытия медийного текста как продукта массовой культуры. Именно нарративный метод изложения новостей используют журналисты во время кризисов и терактов. Рассказ в красках о произошедшем событии привлечёт больше внимания нежели поминутное изложение сухих фактов.
Нарратив в филологии
Большое внимание нарративу и нарративным техникам было уделено филологическими науками: лингвистикой, литературоведением. В лингвистике этот термин, как уже было сказано выше, изучается совместно с термином «дискурс»
В литературоведении он относится скорей к постмодернистским понятиям. Учёные Й. Брокмейер и Р. Харре в своём трактате «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы» предлагали понимать его как способ упорядочивания знаний и придания смысла опыту. По их мнению, нарратив – это инструкция по составлению историй. То есть набор определённых лингвистических, психологических и культурных конструкций, зная которые, можно составить интересный рассказ, в котором будет чётко угадываться настроение и сообщение нарратора.
Нарратив в литературе имеет важное значение для художественных текстов. Поскольку здесь реализует себя сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя/слушателя
Создавая текст, автор вкладывает в него определённую информацию, которая, пройдя длинный текстовый путь и достигнув читателя, может совершенно видоизмениться или быть иначе трактована. Для того чтобы правильно расшифровать авторские интенции, необходимо учитывать присутствие других персонажей, самого автора и автора-повествователя, которые сами по себе являются отдельными нарраторами и наррататорами, то есть рассказывающими и воспринимающими. Восприятие усложняется, если текст носит драматургический характер, поскольку драма является одним из родов литературы. Тогда интерпретация искажается ещё больше, пройдя через изложение её актёром, который также вносит в повествование свои эмоциональные и психологические характеристики.
Однако именно эта неоднозначность, возможность наполнить сообщение разными смыслами, оставить читателю почву для размышлений и является важной частью художественной литературы
Нарратив: пример
Для того чтобы окончательно установить суть нарративного повествования, необходимо рассмотреть его на практике — в тексте. Итак, нарратив – что это такое? Примером, демонстрирующим отличия нарратива от рассказа, в данном случае может выступить сравнение следующих отрывков: «Вчера я промочил ноги. Сегодня я не пошёл на работу» и «Вчера я промочил ноги, поэтому сегодня заболел и не пошёл на работу». По содержанию эти высказывания практически идентичны. Однако всего один элемент меняет сущность повествования — попытка связать оба события. Первый вариант высказывания свободен от субъективных представлений и причинно-следственных связей, во втором же они присутствуют и имеют ключевое значение. В первоначальном варианте не было указано, почему герой-повествователь не вышел на службу, возможно, это был выходной день, или же он действительно плохо себя чувствовал, но по другой причине. Однако второй вариант отражает уже субъективное отношение к сообщению определённого нарратора, который путём собственных соображений и обращением к личному опыту провёл анализ информации и установил причинно-следственные связи, озвучив их в собственном пересказе сообщения. Психологический, «человеческий» фактор может полностью изменить смысл повествования, если контекст предоставляет недостаточно информации.
С какими проблемами работает нарративный подход
Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.
Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.
Взаимоотношения в школе, университете или на работе тоже могут поддаваться разрушению. Поэтому, эффективным будет групповой тренинг.
В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.
Показания к применению
Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров. Кроме того, методика может использовать в лечении различных неврозов и других нарушений.
Также терапевты работают с такими случаями:
- тревога;
- депрессия;
- синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- анорексия;
- булимия;
- другие психические болезни.
Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.
В чем отличия нарративного подхода от других
Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.
Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.
Если классический подход больше уделяет внимание чувствам, переживаниям, внутреннему миру человека, то тут главное место обсуждения занимают действия клиента. Проводится связь между интересом и тем, как человек поступил
Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.
Современное состояние нарративного подхода
Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.
Мероприятия в других городах
12 января Воскресенье, 10:00 |
Семинар «Песочная терапия. Знакомство» Подать заявку 1 день Москва |
|
1 февраля Суббота |
Сибирский Фестиваль #2.4 психологии, психотерапии и консультирования «Погружение в жизнь» Подать заявку 5 дней Новосибирск |
Ещё 12 тренеров… |
Методы работы в нарративном подходе
В качестве основных методов нарративного подхода выделяют следующие:
Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) представляет собой представление проблемы в качестве некого антагониста в рамках нарративной метафоры
При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данной проблеме, выясняет почему она такова.
Деконструкция — поиск оснований для идей и позиций клиента
Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в том числе кто влияет на них и то, кому выгодно существование подобных предписаний.
Восстановление участия (re-membering) — к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории.
Работа с внешними свидетелями — человек обратившийся за помощью, рассказывает свою историю не только терапевту, но и другим людям (свидетелям), которых после рассказа спрашивают о том, какой посыл они получили, каким теперь видят образ человека, какими видят его ценности и принципы. Свидетели подробно рассказывают, почему их привлекли те или иные слова, какой их личный опыт откликается, какие знания они приобрели за счет этой истории. Этот приём входит в церемонию признания самоопределения человека.
Критика
Главным критиком парадигмы Фишера является Роберт Роуленд. В своей статье Роуленд отмечает три недостатка нарративной парадигмы:
- Фишер слишком широко определяет нарратив, включая в данное понятие практически любую коммуникацию. Роуленд считает, что определение нарратива в контексте парадигмы необходимо сузить. Не все литературные сочинения, например, можно считать историями. Слишком широкое определение понятия нарратив способно ввести человека в заблуждение по поводу истинного значения этого термина в контексте парадигмы Фишера.
- Роуленд не считает, что нарративная парадигма Фишера в полной мере является альтернативой рациональной парадигме. Дело в том, что не существует определённых критериев, по которым можно было бы оценить, насколько хорошо функционирует нарративная парадигма, ведь история может быть эффективной, но при этом лживой. К тому же, Фишер предполагает, что есть определённый спектр ценностей, коррелирующийся с «достаточными основаниями», но будут ли одинаковыми эти ценности, например, у христианина, мусульманина и буддиста? Таким образом, по мнению Роуленда, в контексте нарративной парадигмы сложно выработать единые стандарты оценки моральных ценностей, которые бы разделяли все, а также практически невозможно избежать релятивизма. Более того, нарративная парадигма Фишера не может быть применена к дискурсу, где нет возможности рассказать историю. Стандарты нарративной рациональности и её критерии не применимы, например, к сфере фэнтези и научной фантастики.
- В своей статье Фишер критиковал рациональную парадигму, уповая на иерархичность её системы, где люди делятся на элиту и экспертов, с одной стороны, и тех, кто им подчиняется, с другой. Однако Роуленд отмечает, что нарративная парадигма не гарантирует отсутствия контроля элит над обществом. Он напоминает, что в основе нацизма лежал миф об арийцах, а коммунизм строился вокруг идеи о рае на земле для рабочего.
- Барбара Ворник считает логику «достаточных оснований», на которой базируется нарративная парадигма, слишком оптимистичной и неподходящей для современных реалий. К тому же, один из праотцов рациональной парадигмы Аристотель уже выдвигал идею о том, что человеку присуща тяга к доброму и справедливому. По мнению Ворник, изначальные расхождения в трактовке Фишером собственной теории привели к отсутствию полноценной системы оценивания историй. Нет никакой уверенности в том, что человек проанализирует историю, не прибегая к собственным домыслам или логическим доводам, что делает парадигму очень субъективной. К тому же, даже обладая связностью и точностью, история вполне может лоббировать плохие ценности, как например, в книге Адольфа Гитлера «Моя борьба».
- Виллиам Кирквуд критикует чрезмерную опору на превалирующие в человеческой культуре ценности. Отсюда автор делает вывод об «однобокости парадигмы», предложенной Фишером, что говорит о её непригодности в определённых сферах человеческой деятельности.
- Коррективы в парадигму Фишера вносят Михаэль МакГи и Джон Нельсон, которые предпочитают функциональный взгляд на нарратив и сюжетику. МакГи и Нельсон считают, что обществу нужна не столько в нарративная парадигма, сколько эпистемология нарративности.
Как не попасться на уловки реверсивной психологии
Главный совет по тому, как самому противостоять реверсивной психологии, прост и сложен одновременно
Очень важно контролировать эмоции и уметь останавливаться, если вы чувствуете, что принимаете именно на их основе те решения, которые должны были бы приниматься исходя из логической оценки ситуации, критического подхода и т.д. С этим вам также может помочь развитие социального и эмоционального интеллекта. Таким образом, если вы чувствуете, что вас «берут на понт», если ваши решения слишком очевидно направлены на то, чтобы действовать вопреки чьим-либо словам и т.д., остановитесь на минутку
Не принимайте окончательного решения и не начинайте действовать, находясь во власти сильных эмоций. Сначала остыньте, а потом еще раз все взвесьте и просчитайте
Таким образом, если вы чувствуете, что вас «берут на понт», если ваши решения слишком очевидно направлены на то, чтобы действовать вопреки чьим-либо словам и т.д., остановитесь на минутку. Не принимайте окончательного решения и не начинайте действовать, находясь во власти сильных эмоций. Сначала остыньте, а потом еще раз все взвесьте и просчитайте.
Здесь самое главное (и самое сложное) – понять, когда надо взять тайм-аут и прийти в себя, дистанцироваться от чужого мнения. Помешать этому могут все те же бурлящие чувства, которые заглушают логику и голос разума и заставляют нас
И еще одна ремарка: если вы решили, что на вас применяют данный метод, не спешите сразу обвинять человека в манипуляциях. Как мы говорили, иногда подобные процессы проистекают совершенно бессознательно, причем с обеих сторон. Но и вовсе упускать такие случаи из вида также не стоит – как с сознательными, так и бессознательными манипуляторами лучше быть осторожными, пока они не загрузили вас своими проблемами и не переложили свои задачи в слишком большом объеме. Если это все же произошло, возможно, вам пригодятся наши советы, как отказывать людям.
Основные понятия и идеи нарративного подхода
Метафора нарратива, представляющая собой последовательность событий во времени, объединенных темой и сюжетом, является ключевой для понимания жизненных событий и переживаний людей в нарративном подходе. Нарративный практик ставит перед собой цель — создать условия для насыщенного описания предпочитаемой истории человека, обратившегося за консультацией.
По мнению нарративных терапевтов, «объективная реальность» является труднопостижимой. Любое знание, которое имеется у человека, по мнению нарративных терапевтов, есть знание с определенной позиции
Что важно, так это то, что необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором оно порождается. В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична
В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы
В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична. В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы .
Также нарративные терапевты указывают на наличие опыта, не включенного в историю. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из такой проблемной истории в нарративном подходе называют «уникальными эпизодами»[неавторитетный источник?].
Помимо этого сторонники нарративного подхода полагают, что любое проявление опыта основывается на отличии этого опыта от его иного, от того, что можно назвать «отсутствующим, но подразумеваемым» в этом опыте. Так, человек говорит об отчаянии, потому что он может сравнить «отчаяние» с чем-то известным ему, что отчаянием не является. Например с «радостью» или «уверенностью в завтрашнем дне».
Так как не существует правильных историй, которые подходят всем, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Один из самых главных принципов гласит: терапевт не занимает экспертную позицию в жизни человека, сам клиент является экспертом.
Терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется»), никаких методов, которые сам считает правильными. Задача терапевта состоит в том, чтобы человек выбрал из нескольких альтернативных направлений развития беседы тот, который больше нравится самому клиенту. За счет этого происходит укрепление контактов с теми ценностями и принципами, которые являются для него наиболее важными в предпочитаемых историях его жизни. Терапевт, выступая в качестве соавтора, является экспертом не по содержанию опыта человека, с которым ведется работа, а по задаванию вопросов.
Позиция терапевта является децентрированной и влиятельной. Это означает, что центральной фигурой всегда будет клиент, его ценности, знания, опыт и умения. За счет своих вопросов консультант создает пространство для выяснения различий. Он отчетливо осознает отношения властной позиции и противостоит злоупотреблению ею.
Занимая «неэкспертную» позицию, терапевт делает особый акцент на уважительное любопытство, что задает неиерархичность нарративного сообщества. Это является достаточно необычным подходом. В сообществе нарративных практиков вы не найдете «лестницы», по которой необходимо взбираться, чтобы достичь определенных успехов и твое мнение считалось бы достойным внимания
Также среди нарративных практиков принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято уделять большое внимание тому, чтобы никто из коллег не чувствовал себя игнорируемым. Нарративные практики говорят о том, что даже когда они работают с человеком индивидуально, это все равно является работа с сообществом, которому он принадлежит
История
У истоков нарративного подхода стоят идеи, разработанные в различных областях научного знания: в психологии (Дж. Брунер, Т. Сарбин, Л. С. Выготский и др.), в этнографии (К. Гирц, Э. Брунер, В. Тернер), этнографии психологии теории литературы (В. Я. Пропп, М. М. Бахтин, Н. Фрай), истории систем познания (М. Фуко, К. Герген), биологии и теории систем (Г. Бэйтсон, У. Матурана).
Майкл Уайт и Дэвид Эпстон объединили эти идеи, и на свет появилось направление, получившее название «нарративная практика»
Однако важно заметить, что заслуга в становлении данного течения в консультировании не принадлежит исключительно М. Уайту и Д
Эпстону. Активное использование метафоры нарратива было замечено в социальных науках в 1980-х годах. Так, в 1986 году были опубликованы статьи Теодора Сарбина «Нарратив как базовая метафора для психологии» и Джерома Брунера «Жизнь как нарратив». Работы данных авторов оказали достаточно сильное влияние на развитие нарративных школ в мире.
Брунер говорил о том, что в человеческом мышлении можно выделить два модуса: логико-парадигматический (внеконтекстный) и нарративный (контекстуализированный). Последний в свою очередь является основным средством осмысления жизненных событий и переживаний людей.
Первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами состоялась в 1999 году в Аделаиде, Австралия, а в июле 2011 года в Эль-Сальвадоре, Бразилия,состоялась уже десятая. Интерес к нарративной практике не ограничивается конференциями. Ежегодно публикуются книги, выходят периодические издания как международного, , так и национального характера. Нарративная терапия и работа с сообществами активно развивается и получила распространение во многих странах мира — за исключением стран Средней Азии, Аравийского полуострова и Северо-Африканского побережья Средиземного моря.
В практике российских консультантов нарративная практика появилась в конце 1990-х годов, в контексте обучения семейных терапевтов. Начиная с 2004 года, семинары с зарубежным преподавателями получили характер регулярных. Ряд отечественных нарративных практиков также проводит обучение тех, кто заинтересован в освоении данного подхода.
История создания
Ещё с древних времён логос был отделён от мифоса, причём первый являлся абсолютом знания, истинности и объективности, а мифос лишь сводился к мифу, то есть к фикции. С этой точки зрения, всё, что не является логосом и не принадлежит к «чистому», объективному и «технологическому» знанию, может претендовать лишь на относительную истинность. Cчиталось, что тот, кто хочет понять положение вещей, должен проконсультироваться с доктором, учёным, или другим экспертом. Это казалось Фишеру глубоко неверным, в связи с чем он предложил концепцию нарративной парадигмы, которая могла бы уравновесить существующую рациональную парадигму (или, по крайней мере, служить альтернативой для неё) .
- Научная модель была названа именно парадигмой, а не теорией, так как поле исследования намного шире.
- Фишер перевел понятие парадигмы из плоскости методологии науки в плоскость практической теории коммуникации (в том числе научной).
- Сам термин «нарративная парадигма» был придуман Уолтером Фишером под влиянием работ Аласдера Макинтайра.
Нарративная психотерапия.
Используя вопросы, приведенные выше, можно самому себе помочь, не обращаясь к специалисту.
Противопоказание к использованию этой техники: серьезные психологические травмы и клинические диагнозы.
В остальных вопросах смело можно приступать к данному методу.
Нарративные практики
Подход в нарративной психотерапии помогает клиенту занять активную позицию в решении проблемы. Он не смиряется с плохим собой, а рассматривает ситуацию в альтернативном мире. Он сам ищет выход из сложившегося положения, что побуждает его отвечать за свои действия и последствия.
P. S. Нарративный подход очень молодой метод в психологии. Но, не смотря на это, его уже используют в 47 странах мира, а это 50 тысяч практиков. В Росии нарративщиков больше 1000, но число специалистов с каждым годом растет. Каждый год проводятся конференции. На Facebook и других сайтах постоянно предоставляется новая информация, издаются книги и журналы, а также переводятся материалы с зарубежных источников. Начинающим специалистам и просто заинтересованным лицам рекомендуется для прочтения книга Майкла Уайта «Карты нарративной практики».