Значение слова «читать»

В словаре Д.Н. Ушакова

ЧИТА́ТЬ, читаю, читаешь, ·несовер.1. (·совер. прочесть и прочитать) что. Воспринимать какую-нибудь письменную речь по ее внешним знакам, буквам и т.п. (произнося вслух или про себя, молча). Читать буквы. Читать слова. Читать по слогам.| (·совер. нет) что и ·без·доп. Уметь это делать. Он читает на трех языках. Шести лет от роду он начал читать и писать. Умеешь ли ты читать по-немецки? или читаешь ли ты по-немецки? Читать ноты (Уметь их различать или так же и воспроизводить). Читать карты (Уметь пользоваться географическими картами).2. (·совер. прочесть и прочитать) кого-что. Воспринимая знаки письменной речи, усваивать что-нибудь (книгу, сочинение какого-нибудь автора и т.п.), знакомиться с м чего-нибудь (произнося текст вслух или про себя, молча). – что ты теперь читаешь? – Прочел Толстого, начал Горького (·т.е. сочинения Толстого, Горького). Читать книги, газеты. Читать классиков. «Петру не то, что отвечать, – читать эти письма было недосуг.» А.Н.Толстой.| (·совер. нет) кого-что и ·без·доп. Заниматься таким ознакомлением, предаваться такому ознакомлению как занятию. Читать по ночам. Он не читает книг. Он очень много читает, все отцовские книги уже прочел. «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.» Пушкин.3. (·совер. прочесть и прочитать) перен., что на чем и по чему. Различать, распознавать, видеть что-нибудь (какие-нибудь внешние проявления, признаки чего-нибудь), угадывая, постигая внутренний смысл, (·книж. ). «Благоговея, все читали приметы гнева и печали на сумрачном его лице.» Пушкин.| (·совер. нет) перен., что на чем и по чему. Уметь это делать. «Ясно читать на лицах, чуть знакомых вам, все побужденья, мысли.» Лермонтов.4. (·совер. прочесть и прочитать) перен., кого-что. Толковать, понимать, воплощая свое толкование в какой-нибудь внешней форме (неол. театр.). Режиссер задался целью по-новому прочесть Шекспира, и, надо сказать, читает его очень своеобразно.5. (·совер. прочесть и прочитать) кого-что кому-чему. Произносить вслух *****

Активист Антон Мотолько. «Сейчас литературу заменяют записи в социальных сетях»

Сейчас я практически не читаю. Последний раз прочел небольшую книгу, когда был на отдыхе – год назад. Тогда было больше свободного времени, меньше напрягов по текущим делам, соответственно, можно было на пляже спокойно спрятаться в тени и с удовольствием читать книгу. Это был «Компромисс» Довлатова.

Главная причина, конечно, – это время. Количество потребляемой информации, которое было 15 лет назад и сейчас, очень изменилось. Если раньше, приходя домой, мы включали большой компьютер, ждали, пока все загрузится, что-то там читали, то сейчас мы можем получить информацию, ложась перед сном в кровать со смартфоном и нажимая одну кнопку. Всё, на что раньше нужно было время, сейчас происходит моментально. Говорю за себя: я не могу найти время, все отложить, взять книгу и почитать.

Мода на чтение книг

Культурный уровень людей можно увидеть и без книг в тех же соцсетях: от стилистики, постановки речи, построения предложений и до стиля общения. По себе могу судить – я не излагаю мысль художественно, красиво, завуалированными фразами с использованием большого количества прилагательных, аллегорий и прочего, потому что влияет клиповое мышление: чем проще и быстрее ты скажешь, тем быстрее человек поймет, о чем речь. И, да, я считаю, что это фундаментальная проблема, что мы перестали читать всё от классической литературы «Золотого века» до современных классиков.

При этом, читая соцсети, можно заметить, что в других странах мода на чтение книг давно вернулась. Люди в большом количестве читают в метро, покупают книги, огромное количество рекламы на улицах именно об этом. В Беларуси я не видел рекламу в метро или на билборде, которая бы рекламировала не фильм, а именно книгу.

И я не имею понятия, почему так. У нас в принципе не развит рынок: это видно даже по печатной прессе. Если мы уберем все государственные СМИ и то, что дотируется из госбюджета, то у нас, в принципе, и остаются единичные издания. Даже в сравнении с Литвой мы и близко не стоим.

Еще сто лет назад говорили, что театр пропадет, потому что кино затмит все. Но театр живее всех живых. Я не думаю, что что-то случится с писателями и журналистами – потреблять информацию нам все равно придется. Вопрос: в каком формате.

Даже современная литература (хотя мне сложно утверждать, так как я не читаю) – то, что я вижу – больше похоже на компиляцию больших постов и колонок, которые просто загнаны в одну книгу, объединенные одной тематикой. Не думаю, что что-то серьезно изменится. Я бы не сказал, что и книги все безупречные и прекрасные. Вопрос в том, что практически на каждый товар есть свой потребитель. Если я, например, не люблю Есенина, но обожаю Короткевича и Дунина-Мартинкевича, то это не значит, что не надо было давать Есенину возможность продвигать себя через книги. Так что ценза здесь никакого точно быть не может.

Против?

Сократ заявлял, что большинство людей не должны самостоятельно разбирать письменные тексты. Философ опасался, что без наставничества чтение может вызвать у людей чувства смятения и моральной дезориентации. Кроме того, Сократ был уверен в том, что чтение ослабит память людей и лишит их способности к запоминанию.

В 1750 году писатель Сэмюэль Джонсон утверждал, что «точное описание живого мира» гораздо опаснее предшествующих реализму «героических фантазий». Такая подача текста затрагивала опыт самих читателей, а значит, имела способность влиять на них. Кроме того Джонсона беспокоил отсутствие в ряде художественных произведений моральных указаний, необходимых впечатлительной молодежи в становлении личности.

В 1851 году Артур Шопенгауэр назвал «плохими книгами»:

  • Der Bastard Карла Шпиндлера (1826),
  • Godolphin Эдварда Бульвер-Литтона (1833),
  • Парижские тайны Эжена Сю (1843).

По мнению философа, тексты были «интеллектуальным ядом, уничтожающим разум» читателя. Шопенгауэра беспокоила популярность этих романов. В ней он усматривал снижение культурных вкусов, и, как следствие, общий падений уровня культуры общества.

Собака Баскервилей

  • СССР, 1971 год.
  • Детектив.
  • Длительность: 155 минут.
  • IMDb: 7,8.

Экранизация одного из самых известных романов Артура Конан Дойла о великом сыщике Шерлоке Холмсе. Детективу и его напарнику доктору Ватсону приходится отправиться в поместье Баскервилей, хозяев которого преследует родовое проклятие.

Шерлок Холмс — самый экранизируемый персонаж‑человек в истории (уступает он лишь вампиру Дракуле), и «Собаку Баскервилей» снимают чаще других книг Артура Конан Дойла. 

Есть американские, британские и даже канадские экранные версии этой истории. И российским зрителям больше всего запомнился телефильм Игоря Масленникова, где главные роли сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин.

Однако за 10 лет до него в СССР уже выпускали «Собаку Баскервилей». Тогда роль Шерлока исполнил Николай Волков, а его напарника сыграл Лев Круглый. И, кстати, в этой версии доктора называли Уотсон, что ближе к оригинальному произношению его фамилии.

Фильм постигла печальная участь: вскоре после его выхода Лев Круглый эмигрировал в Европу и устроился на работу в Мюнхене на радио «Свобода», поэтому картину в СССР запретили. Сохранившуюся копию нашли лишь в 2003 году, и тогда классическая «Собака Баскервилей» вернулась на экраны.

В словаре Ожегова

ЧИТАТЬ, -аю, -аешь; читанный; несов. 1. что. Воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя. Ч. книгу. Ч. вслух. Ч. про себя (не вслух). Ч. по слогам. Ч. бегло. Ч. на двух языках. Ч. с губ (у глухонемых: воспринимать словесную речь по движениям губ). 2. кого-что. Воспринимать зрительно и интеллектуально какое-н. произведение. Юноша много читает. Ничего не читает кто-н. Ч. ноты (перен.: различать их и воспроизводить их голосом или на музыкальном инструменте). Ч. географические карты, чертежи (перен,: уметь пользоваться). 3. перен.. что. Воспринимать, угадывать что-н. по внешним проявлениям. Ч. настроения по лицам. Ч. в сердцах (угадывать чьи-н. мысли, желания). Ч. сомнение на лице у кого-н. 4. кого-что. Произносить, декламировать (какой-н. текст). Ч. стихи с эстрады. Ч. наизусть басни Крылова. 5. что. Произносить с целью поучения, наставления. Ч. нотации, нравоучения. 6. что. Излагать устно перед аудиторией. Ч. лекцию. Ч. курс русской литературы. 7. читай(те). Употр. в знач.: это нужно понимать так-то, это значит то-то. Нежелание вмешиваться – читай равнодушие. || сов. прочесть, -чту, -чтешь; -чтенный (-ен, -ена) (к 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.) и прочитать, -аю, -аешь; -ита-нный (к 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.). || многокр. читывать, наст. не употр. (ко 2 и 4 знач.). И сущ чтение, -я, ср. (к 1,2,3,4,5 и 6 знач.), читание, -я, ср. (ко 2 и 5 знач.) и прочтение, -я, ср. (к 1,4 и 6 знач.). Взять книгу для прочтения. || прил. читальный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

Три мушкетёра

Les trois mousquetaires

  • Франция, Италия, 1961 год.
  • Приключения.
  • Длительность: 193 минуты.
  • IMDb: 6,7.

Двухсерийная французская адаптация знаменитого романа Александра Дюма рассказывает о бедном дворянине Д’Артаньяне, который отправился в Париж, чтобы стать мушкетёром короля. Ему предстоит найти верных друзей, столкнуться с хитрыми врагами и даже ввязаться в придворные интриги.

И ещё одно произведение, которое насчитывает не один десяток экранизаций. Причём французский фильм 1961 года с успехом показывали в СССР и он даже стал лидером проката. Но потом вышла отечественная музыкальная версия с Михаилом Боярским, и многие предпочли забыть о других экранизациях «Трёх мушкетёров».

Однако, если посмотреть этот французский фильм, можно заметить, что многие сцены и даже образы героев пришли в советскую картину именно отсюда, а не из книги. 

Да и атмосфера здесь всё же ближе к первоисточнику.

Третий минус медленного чтения — последствия информационного взрыва

А теперь я задам третий вопрос: «Знаете ли вы, что, согласно статистике, объем цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, число информационных блогов в Сети удваивается каждые полгода? Чувствуете ли, что вам не хватает все большего количества времени на изучение всего, что вы должны знать?»

С конца XX века в мире начался глобальный информационный взрыв. Появляются все новые и новые технологии. Человек приобрел одну профессию, а через 5–10 лет она перестает существовать. Например, в 1980–1990 годы эксперт по фотоаппаратам Polaroid процветал, но после появления цифровых фотокамер ему срочно нужно было переучиваться.

Повышается скорость обработки компьютерных данных: пять тысяч операций в секунду в 1944 году у первого компьютера ENIAC, один квадриллион у IBM Roadrunner в 2008 году, 20 квадриллионов операций в секунду у Titan в 2012 году — и эта гонка постоянно продолжается!

А увеличивают ли люди свою способность быстрее обрабатывать возникший поток информации? Тренируют ли свое мышление работать быстрее и качественнее? Вспомните первую фразу, которую начальник говорит выпускнику вуза в его первый рабочий день: «А теперь забудь все, что ты учил в институте. Первое задание — освоить вот это направление». Если человек не сможет быстро обучиться и включиться в новый для него процесс, то так и будет болтаться на низовых позициях.

Cтратегия прошлого века — выучить что-то одно в какой-то области и потом всю жизнь только этим и заниматься, особо ничему другому не обучаясь. Как научился вязать лапти, так и используешь одни и те же полученные навыки. Вряд ли так можно достичь успеха в наше время. Даже если вы открыли свой магазин и научились вести учет на бумаге, то современные розничные сети вытеснят вас из больших городов своими современными системами, оптимизацией затрат, вследствие этого — меньшими ценами и многими другими используемыми современными инструментами.

Что же даёт чтение книг?

В процессе чтения мы начинаем представлять то, о чем говорится в тексте, это не фильм или ролик, где кто-то все представил за нас, мозгу приходится работать, создавать образы. Вам намного легче становится понимать собеседников. Перед мысленным взором быстрее создается изображение. Также и обратный процесс, когда вы кому-то описываете свой образ или идею, становится более связным и точным, понятным для других. Идеи, которые встречаются в книгах, могут подтолкнуть к своим собственным находкам и изобретениям.

Психическое здоровье

Определенная ритмичность текста книги, его наполненность, красота (это может относится не только к художественной литературе) способны снимать стресс и успокаивать психику. Также активность мозга при регулярном чтении позволяет если не полностью предотвратить, то надолго отодвинуть старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера.

Уверенность

Чтение книг разных жанров увеличивает ваш словарный запас, повышает грамотность, повышает уровень эрудиции. Вы становитесь более интересным собеседником, а ваша речь связной и красивой, и в устном, и в письменном виде.

Улучшение способности к длительной концентрации и внимания

Читая регулярно, вы приобретаете навык длительного сосредоточения на одной задаче. Это умение повышает качество результата в любой другой сфере деятельности. Также чтение развивает объективность, способность абстрагироваться и взгляд со стороны, что помогает принимать более взвешенные решения в реальности.

Улучшение памяти

Тут за примерами далеко ходить не надо. Почитайте Джорджа Мартина или Сапковского — столько персонажей, событий, сюжетных линий! Шикарная тренировка полушарий(мозга). Мы тренируемся в умении аналитически мыслить, запоминая связи между персонажами и событиями, строя предположения о ходе событий. Те кто читает, определяют закономерности и выстраивают логические связи быстрее, чем любители телевизора. Ум становится более острым (а значит и чувство юмора развивается).

Расширение кругозора

Книги дают возможность «прожить» другие жизни. Мы вживаемся в реальных и придуманных персонажей, погружаемся в их миры, чувства, поступки. Зачастую информация, почерпнутая из книг, применима в реальности и может повлиять на качество жизни, обогатить опыт, предостеречь от ошибок.

Чтение помогает разобраться в себе

Это относится не только к специальной литературе по психологии и саморазвитию. Художественные произведения, биографии часто вызывают неожиданные вопросы читателя к самому себе и своей жизни. Дают возможность взглянуть на себя с другой точки зрения.

Книги могут вдохновлять и мотивировать

Действительно, хорошая книга часто поднимает на более высокий эмоциональный уровень, и на этой волне можно многое сделать. А возвращаясь в памяти к самым вдохновляющим моментам или перечитывая их, вполне реально долго удерживать себя в этом состоянии. Часто, особенно в подростковом возрасте, пережить какие-то неприятные моменты помогают любимые книги и их герои.

Так для меня, когда я был подростком, огромное влияние оказали книги Владислава Петровича Крапивина. Он считается детским писателем-фантастом. Но в его произведениях раскрываются совсем не детские проблемы, не фантастические, а совершенно реальные. Книги о настоящей крепкой и нерушимой дружбе, о чести и справедливости, о том как следовать своей мечте, когда весь мир против тебя, стали для меня (и, я уверен, для тысяч детей и взрослых) настоящим спасением. До сих пор эти книги для меня — самые любимые. Уверен, что без них большей части моих жизненных достижений не было бы. Без этих книг я стал бы совсем другим человеком.

Чтение делает людей счастливее

Определенно, да! По сути чтение — это многофункциональный инструмент для изменения и улучшения качества жизни во всех ее сферах. Человек, умеющий им пользоваться, имеет больше возможностей для роста в профессии, для саморазвития, для поиска решений проблем, помощи себе и другим. Чтение тренирует умение переключаться и быть вовлеченным. Становится легче сознательно переходить из одного эмоционального состояния в другое и в жизни. Среди любителей чтения меньше страдающих от депрессивных состояний. 

Самый простой, но необязательно верный вариант — привод DVD выходит из строя

Пыль, износ в результате интенсивного использования и другие причины могут привести к тому, что какие-то или все диски перестают читаться.

Основные симптомы того, что проблема обусловлена физическими причинами:

  • Читаются DVD, но не читаются диски CD или наоборот — говорит о выходящем из строя лазере.
  • Вставляя диск в привод вы слышите, что он то раскручивает его, то замедляет вращение, иногда — скрежет. В случае, если это происходит со всеми дисками одного типа, можно предположить физический износ или пыль на линзе. Если же такое происходит с конкретным диском — то, скорее всего, дело в повреждении самого диска.
  • Сносно читаются лицензионные диски, но почти не читаются DVD-R (RW) и CD-R (RW).
  • Некоторые проблемы с записью дисков также обусловлены аппаратными причинами, чаще всего они выражаются в следующем поведении: при записи DVD или CD, диск начинает записываться, запись либо прерывается, либо вроде бы доходит до конца, но итоговый записанный диск не читается вообще нигде, часто после этого также невозможно его стирание и повторная запись.

Если происходит что-то из вышеописанного, то с большой вероятностью, дело именно в аппаратных причинах. Наиболее частые из них — пыль на линзе и выходящий из строя лазер. Но при этом нужно учесть и еще один вариант: плохо подключенные шлейфы питания и передачи данных SATA или IDE — в первую очередь проверьте этот момент (откройте системный блок и убедитесь, что все провода между приводом для чтения дисков, материнской платой и блоком питания надежно подключены).

В обоих первых случаях большинству пользователей я бы рекомендовал просто купить новый привод для чтения дисков — благо их цена ниже 1000 рублей. Если же речь идет о DVD приводе в ноутбуке, то заменить его сложно и в этом случае выходом может служить использование внешнего привода, подключаемого к ноутбуку по USB.

Если же вы не ищите легких путей, можете разобрать привод и протереть линзу ватной палочкой, для многих проблем этого действия окажется достаточно. К сожалению, конструкция большинства DVD приводов задумана без учета того, что их будут разбирать (но это возможно сделать).

12 стульев

The Twelve Chairs

  • США, 1970 год.
  • Комедия.
  • Длительность: 93 минуты.
  • IMDb: 6,5.

И ещё одна экранизация русской классики от западных режиссёров. История посвящена великому комбинатору Остапу Бендеру и его напарнику Ипполиту Воробьянинову по прозвищу Киса. Они пытаются найти тот самый стул, в котором богатая тётушка спрятала свои драгоценности.

Удивительно, что «12 стульев» экранизировали неоднократно по всему миру: есть даже кубинская и бразильская версии. А в шведской экранизации 1954 года стулья заменили на бюстгальтеры, в один из которых зашили драгоценности. 

Ещё интереснее тот факт, что многие из этих фильмов вышли задолго до советской классики от Леонида Гайдая и Марка Захарова.

Но сейчас стоит обратить внимание на американский фильм, который снял мастер пародии Мэл Брукс («Дракула: Мёртвый и довольный», «Робин Гуд и мужчины в трико»). Его версия более комедийная, а Киса Воробьянинов зачастую выглядит интереснее, чем Остап

Да и финал автор решил сделать позитивнее. 

Но всё-таки Брукс умеет снимать весело, а потому фильм доставит немало удовольствия.

Магнитола не видит флешку

Мы рассмотрели основной вопрос статьи, но бывает так, что теги у mp3 файла очищены, а часть песен с флешки всё равно не воспроизводится магнитолой, либо музыка с USB носителя вообще не проигрывается на автомобильной акустической системе.
Ниже приведём несколько возможных причин, из-за которых автомагнитола может не играть музыку с флешки.

Почему на магнитоле не воспроизводятся некоторые песни:

  • Некорректные или неподдерживаемые ID3 теги файлов. Это как раз то, чему посвящены первые две глава данной публикации.
  • Файлы, записанные на флешку, имеют неподдерживаемый формат. В этом случае нужно либо переконвертировать вашу музыку в mp3, либо найти готовые подходящие треки в данном формате.
  • Русские имена или иероглифы в названиях песен. Некоторые автомагнитолы не способны прочитать композиции, в названии которых присутствуют кириллические символы или спецсимволы типа знака процентов %, амперсенд &, знак вопроса ?, знак доллара $ и так далее.

  • Ещё одно ограничение, встречающееся в ПО даже современных автомагнитол – небольшое предельно допустимое количество символов в названии файла. Так например, если имя файла содержит больше 15 символов, то вполне может быть, что эту песню из колонок своего автомобиля вы никогда не услышите.
  • Ограничение максимального битрейта до 320 kbps. Это значение тоже придётся принять как данность, если ваша акустическая система не способна справиться с аудиофайлом большей скорости воспроизведения.

Теперь выделим несколько часто встречающихся причин, по которым магнитола не играет музыку с флешки совсем, даже выборочно:

  • Тип файловой системы. Выбираем тип файловой системы для флешки в автомобиль стоит остановиться на FAT32 или просто FAT, для многих аудиосистем форматирование флешки в NTFS строго противопоказано из-за проблем с совместимостью.
  • Слишком большой объём накопителя. Здесь всё должно быть понятно: некоторые модели аудиосистем (особенно это касается встроенных с завода головных устройств) имеют ограничение на максимальный объём флешки, с которым они способны работать. То есть, некоторые магнитолы не будут определять при подключении флешку объёмом 64 Гб, другие – 32 Гб и так далее.

  • Расположение песен в папках. Ещё одно ограничение, с которым сталкиваются некоторые автолюбители – то, что магнитола не видит песни в папках. Поэтому, если вы записали на флешку несколько папок с музыкой, а они не воспроизводятся в автомобиле, то, вероятно, есть смысл скинуть музыку в корневой каталог флеш-накопителя.
  • Русские имена папок. Эта проблема встречается реже остальных, но и с таким можно столкнуться. Суть в том, что файлы, которые расположены в каталогах, имеющих в названии кириллические символы, могут быть просто не считаны магнитолой. При этом треки, имена которых написаны на русском языке, могут проигрываться безо всяких проблем.

  • Ограничение на количество файлов в папке и на общее количество песен на USB-накопителе. Если вы любите возить в автомобиле большую библиотеку музыки на случай долго дороги, то нужно помнить, что некоторые магнитолы не способны прочитать больше 99 файлов в одной папке и больше 999 файлов на флешке всего (иногда это цифра может быть меньше, иногда – больше).
  • Отсутствие поддержки USB 3.0. Несмотря на то, что спецификация USB 3.0 была обнародована ещё в 2008 году, оборудование от некоторых производителей всё ещё не может похвастаться поддержкой данного интерфейса. И хотя стандарт USB 3.0 обладает обратной совместимостью с версией 2.0, порой случаются сбои в работе устройств нового поколения на части считывающей аппаратуры.

  • И последняя возможная причина отказа в работе флешки на магнитоле, о которой будет упомянуто в текущей статье – присутствие посторонних файлов на флешке. Здесь всё также предельно просто, если ваша флешка не читается в магнитоле, попробуйте удалить с носителя все файлы кроме, непосредственно, mp3 записей.

Выше были описаны основные причины, по которым может случиться так, что магнитола не видит флешку или читает не все песни с неё. Разумеется, вероятность физических или механических неисправностей устройств должна быть исключена дополнительно.

Первый минус медленного чтения: смотрю в книгу — вижу фигу

Попробуйте ответить на вопрос, который я всегда задаю во время занятий по скорочтению: «Бывает ли у вас так, что, читая какой-то текст, вы отвлекаетесь на посторонние мысли?» Ответ «да» выбирают 99% людей, потому что чтение на первой скорости (когда человек проговаривает каждое слово) слишком медленно по сравнению со скоростью восприятия мозгом информации. Поэтому при таком чтении мозг автоматически занимает себя чем-то еще.

Другими словами, скорость мышления и восприятия информации среднестатистического человека обычно втрое или вчетверо выше, чем скорость чтения по одному слову. Наше мышление слишком развито, чтобы не отвлекаться во время медленного чтения. Приведу пример из жизни.

Обычный человек прочитывает на скорости I страницу книги формата А5 за две минуты, а его мозг способен понять написанное за 30 секунд, что чаще всего и происходит. В итоге у человека остаются полторы минуты, которые мозг пытается занять хоть чем-то более-менее полезным и отвлекается от чтения.

Плохо ли это? В принципе это свидетельствует о вашем стремлении к эффективности и оптимизации времени и одновременно о неумении добиться этой эффективности без ущерба качеству чтения. Приведу еще один пример.

Если вы водите машину, то вспомните свои ощущения, когда попадаете в пробку. Пока машина двигалась, вы были целиком сосредоточены на дороге. Встав в пробке, вы уже не можете использовать лошадиные силы и потенциал своего автомобиля на полную мощность, а потому начинаете переключаться на другое: слушаете радио, звоните маме, находите себе еще какое-то занятие.

Чтобы меньше отвлекаться во время чтения, вам нужно поднять его скорость минимум в два раза и довести ее хотя бы до скорости вашего мышления. Однако некоторые люди, стараясь уравнять скорости чтения и мышления, совершают ошибки, из-за которых возникает второй минус медленного чтения.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами “Лиза” — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? “Ка”, “Эль”, “Эм”, “Эн” и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы “Рэ”, а есть буква “Эр”. И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав “ЭМ… А… ЭМ… А”. Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками (“М” — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква “М” может обозначать два звука (твердый) и  (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву “м” с “машиной” (где звук твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова “мяч” (где звук мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку  и… по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по “складам” (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность — малышу очень важна ваша поддержка в этом нелегком деле.

Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для “первого чтения”. Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами “вос-хи-ти-тель-ный” и “пе-ре-пон-ча-тый”? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: “Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…”.

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу.

Виктория Полянцева

Почему мы не читаем

Согласно статистике, около 30% взрослых жителей России не читают совсем. Почти половина населения страны за последний год не прочитала ни одной книги. Книжный тираж за 10 лет уменьшился в 4 раза, а тираж периодических изданий (журналы, газеты) в 5. Эти данные не радуют. Не так ли? Почему мы перестали читать?

Есть несколько вариантов ответа на вопрос:

  1. Переизбыток чтения в детстве. Помните, как в школе летом заставляли прочитать целый список литературы? У многих школьников после этого появилось отвращение к учебе. Такие задания для них были равносильны пытке. Не удивительно, что во взрослом возрасте книге они предпочитают компьютерные игры или просмотр фильмов.
  2. Книги не выдерживают конкуренции с телевидением, интернетом, социальными сетями. Вспомните, как давно вы видели, чтобы подросток писал реферат от руки, да еще и используя книги? Гораздо легче скачать его во всемирной сети, распечатать и сдать, даже не вникая в суть текста. К сожалению, так происходит во многих сферах.
  3. Нет свободного времени. После напряженного рабочего дня вряд ли кто-то захочет отдохнуть за чтением. Большинство людей проводят время перед телевизором, одновременно занимаясь какими-то домашними делами. Но такой ли им нужен отдых? По статистике одного из российских журналов, за сутки на 7 главных каналах показывают 160 драк, более 200 убийств, 6 ограблений и чуть больше 300 плохих новостей. Вы все еще считаете просмотр телевизора хорошим отдыхом для мозга?

Еще одна причина, почему люди перестали читать, кроется в особенностях нашего времени. Мы всегда куда-то спешим, стараемся стать лучше других, обогнать их в том или ином деле. Мы привыкли быть активными. А чтение – это хоть и временное, но бездействие. Многие просто не готовы так «тратить» драгоценное время.

Свою роль играет и воспитание. Вряд ли ребенок полюбит чтение, если ни разу не видел за книгой родителей.

Оцените статью
Добавить комментарий