Детский невроз: симптомы и лечение

Отличие от неврозов

Неврозоподобные состояния и неврозы имеют одинаковые проявления и симптоматику. Отличие между ними заключается в природе появления.

Неврозы появляются в результате длительных стрессовых ситуаций, которые истощают нервную систему, вызывают тревожность, вегетативные нарушения. Неврозоподобные состояния не имеют психологических причин. Они относятся к органическим заболеваниям. Ранее они носили название «органоиды».

Причиной подобных расстройств является легкая церебральная патология, вызванная патологиями внутриутробного развития, либо появившаяся вследствие перенесенных заболеваний.

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Во многих семьях, особенно имеющих единственного ребенка, культивируют у любимого чада его исключительность, пророчат успех и звездное будущее. Иногда такие дети обречены на многочасовые занятия (выбранные для них родителями), не имея возможности общения со сверстниками и развлечений. В этих условиях зачастую у ребенка развивается истерический невроз.

Психолог, прежде чем назначить лечение, постарается обязательно выяснить семейные обстоятельства и методы воспитания ребенка. Очень многое зависит не от действия предписанных лекарств (если они вообще понадобятся), а от родителей, от понимания ими своих ошибок в воспитании и готовности их исправить.

Исцелению ребенка будет способствовать также соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физкультурой, ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Получили заслуженное признание методы лечения детских неврозов с помощью музыкальной терапии, лечение при помощи животных (дельфинов, лошадей, рыбок и т.д.).

Общая информация о причинах невротических расстройств

На сегодня наиболее известным исследователем отклонений в функционировании высших нервных процессов, коими являются неврозы, является Александр Иванович Захаров. Он написал две монографии, которые были объединены в пособие, имеющее успех у психотерапевтов.

Являясь психологом-практиком Захаров выделил основные причины появления патологии у детей:

  • резкие изменения привычного ритма или уклада жизни;
  • начало регулярных посещений детского коллектива;
  • внезапный испуг, стресс;
  • продолжительные по времени физические или эмоциональные нагрузки;
  • изменения внутри семьи, к которым кроха не был готов.

Не у каждого ребенка после подобных ситуаций появляются причины невроза. Это связано с тем, что малыши имеют разную по устойчивости психику. Факторами риска могут выступить:

  • наследственная предрасположенность к поражениям нервной системы;
  • перенесенные заболевания;
  • недосыпание;
  • семейные трудности, проблемы в отношениях между родителями;
  • патологии, психологические травмы при беременности у матери, гипоксия плода.

Отклонения будут заметны разным образом. Они зависят от: возраста ребенка, его пола, телосложения, особенностей темперамента. Легче всего невроз протекает у сангвиников и флегматиков. Наиболее уязвимы к внешним воздействиям дети с низкой самооценкой, а также переживающие кризисный период (3 или 7 лет, переходного возраста).

Виды неврозов и их проявления

В настоящее время в медицине существуют следующие виды неврозов:

  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • истерия;
  • фобия;
  • ипохондрический вид;
  • депрессия.

Данные виды могут проявляться как соматически, так и психически. У каждого вида имеются особенности в проявлении, но объединяют все виды невротических состояний следующие симптомы:

  • снижается работоспособность;
  • быстро наступает утомляемость и усталость;
  • возникают приступы лени;
  • бессонницы;
  • неуверенность в действиях;
  • постоянное присутствие напряжения и тревоги.

К соматическим проявлениям болезни всех видов относятся:

  • боли в районе сердца;
  • повышенное потоотделение;
  • иногда обморочное состояние.

Неврастения — это нервное истощение, которое может быть вызвано психологической травмой, напряжением эмоционального характера и т.д. Неврастения может проявляться двумя состояниями — гиперстеническим, когда повышена раздражительность, и гипостеническим, т.е. депрессивным состоянием.

Невроз навязчивых состояний проявляется постоянными страхами, опасениями, тревожностью, неуверенностью. Возникнуть такие состояния могут из-за психической травмы, которая возможно перенесена еще в детском возрасте.

Истерия проявляется нервностью и раздражительностью. Предугадать дальнейшее поведение больного человека невозможно. В некоторых случаях может возникнуть тремор или навязчивые движения. Приступы истерии могут возникать с целью привлечения внимания к себе, но в некоторых случаях это результат патологических нарушений.

Фобия — вид невроза, который сопровождается постоянными страхами. При этом ярче проявляются вегетативные симптомы — сердечные боли, частое мочеиспускание, нарушение пищеварительного тракта.

Проявляется повышенным вниманием к своему здоровью. Люди при этом приписывают себе несуществующие болезни и активно занимаются их лечением

Депрессия обычно возникает из-за нерешенных проблем. При этом вегетативные расстройства могут затрагивать все системы и органы. К наиболее частым проявлениям относятся рвота, диарея, боли в груди, головные боли, повышенная утомляемость, затрудненное дыхание, тахикардия и др.

Большинству современных людей известно такое состояние как . Зачастую он бывает вызван большим количеством стресса в жизни человека, и проявляется в раздражительности, утомляемости, вялости.

В некоторых случаях такие симптомы могут возникать сами по себе, без присутствия стрессовых ситуаций. В такой ситуации симптомы вызваны имеющимися или перенесенными заболеваниями внутренних органов, нервной и эндокринной системы.

Неврозоподобные состояния являются нервно-психическими заболеваниями, которые похожи по проявлениям на неврозы, однако возникают не по причине стрессов, либо психологических факторов. Специалисты склоняются к мнению, что это органическая патология.

Способы устранения проблемы

Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.

Способы лечения невроза у детей:

  • лечебная гимнастика;
  • дарсонвализация;
  • электросон;
  • гидротерапия — в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
  • арт-терапия — занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
  • ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
  • занятия с психотерапевтом — родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
  • народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.

Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.

Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:

  • транквилизаторов — медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
  • ноотропных средств — нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
  • седативных средств.

Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:

  • наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
  • частоту истерик и припадков;
  • способность школьника адаптироваться в социуме.

Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:

важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе — лучшая защита от нестабильности психики;
не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.

Профилактические меры

Сбалансированное питание является важным условием, помогающим преодолеть детские неврозы. Их профилактика и терапия включает в себя нижеперечисленные мероприятия:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • закаливание;
  • дыхательные упражнения;
  • умеренные физические нагрузки.

Невроз навязчивых движений у детей

Неврозом навязчивых состояний называются поступки навязчивого характера, отклонения от развития и нервные тики. У детей обсессивный невроз может проявляться в следующем:

  • Наклон головы в одну сторону.
  • Сосание пальцев.
  • Скрежет зубами.
  • Покачивания головой.
  • Пощипывание кожи.
  • Кручение волос.
  • Дергания губой.
  • Щелканье пальцами.
  • Обхождение предметов только справа или только слева.
  • Погрызывание ногтей.
  • Кусание губ.
  • Кручение пуговиц.
  • Мелкие движения руками и пр.

Родителям следует внимательно относиться к своему крохе. Не каждое навязчивое поведение считается анормальным. Иногда оно является способом адаптации к собственному взрослению. Если со временем тики и повторяющиеся движения проходят, тогда не следует бить тревогу.

Если же поступки мешают малышу функционировать, развиваться и длительность невроза увеличивается, тогда необходима психологическая помощь.

Нередко навязчивые поступки являются следствием некоторых болезней. Кстати, их следует отличать от симптомов, которые говорят о наличии болезни, а не психического расстройства. Например, тики – непроизвольные сокращения мышц, которые человек не способен контролировать. При обсессивном неврозе человек способен силой воли удержать свои поступки и не совершать их. Здесь следует говорить о дискомфортном состоянии, которое переживает ребенок таким образом.

Каждый ребенок демонстрирует отдельный набор навязчивых движений. Они могут сопровождаться нарушением сна, потерей аппетита, чрезмерной плаксивостью и снижением работоспособности.

Методы психотерапевтического лечения

Лучшим способом лечения любых видов неврозов является психотерапия. Она может быть нескольких видов.

Несколько этапов работы со всей семьей. Начинается все с обследования и совместного обсуждения проблем. На приеме должны присутствовать взрослые вместе с ребенком. После того как специалист выяснит причины невротического расстройства, он назначается совместные занятия для терапии. Они являются завершающим этапом работы со всей семьей.

При сложных расстройствах или при определенных причинах проводятся индивидуальные занятия по методикам:

  • разъясняющим;
  • игровым;
  • арт-терапии;
  • аутогенных тренировок;
  • внушения (суггестивной терапии);
  • гипнотического воздействия (только при сложных случаях).

Специалист подбирает наиболее подходящий метод воздействия, исходя из особенностей малыша. Для дошкольников чаще всего используют арт-терапию и игровые методы. Для школьников подходят разъясняющие и прочие методики. Чем старше ребенок, тем сложнее будут построены занятия.

При особых случаях невротических патологий предполагается использовать групповую терапию. Показаниями к ней может быть: эгоцентричность, завышенные требования к себе, трудности в общении со сверстниками (подходит для робких, застенчивых, мнительных, стеснительных и скромных малышей), сложные семейные конфликты. Длительность одного группового сеанса у дошкольников должна быть не менее 45 минут, а у более взрослых чад до 90 минут. При прохождении курса малышам предлагают поиграть, заняться совместным творчеством, разобрать сложные ситуации.

Многие родители отказываются от групповых тренингов, что совершенно напрасно. Они помогают раскрыть характеры каждого ребенка, научить их общаться, снять комплексы и стеснение при нахождении в окружении других людей. Этот метод хорошо лечит неврозы и имеет высокую доказанную эффективность.

Что это такое?

Как и в случае с неврозами, у неврозоподобного синдрома отсутствует код по МКБ-10. То есть, официальная медицина такого понятия не признает. Однако это не значит, что его не существует, просто симптомы, похожие на невротические, сопровождают течение многих заболеваний и органических патологий.

Особенностью неврозоподобного синдрома (НС) является то, что он возникает не после психологической травмы и не на фоне хронического стресса, как обычные синдромы невротического уровня. Наоборот – «нервные» симптомы происходят из-за какого-то реального, не психологического заболевания. Неврозоподобный синдром не имеет психологических причин возникновения, хотя у конкретного пациента может быть врожденная предрасположенность к возникновению подобного синдрома.

Считается, что НС может проявляться при любом тяжелом заболевании. Перечислим лишь некоторые из них:

  1. Бронхиальная астма, пищевая или кожная аллергия.
  2. Эндокринные и гормональные нарушения типа диабета или гипертиреоза.
  3. Некоторые пороки головного мозга.
  4. Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка, гастрит, дисбактериоз).
  7. Психические болезни типа шизофрении, параноидального синдрома и тд.

У детей есть свой «перечень» специфических возрастных (и не только) отклонений, которые также могут вызывать НС:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • влияние на будущего ребенка негативных факторов (курение, алкоголь и тд);
  • наследственная неполноценность некоторых систем и отделов мозга;
  • родовые травмы;
  • перенесенные в раннем детстве нервные заболевания.

В общем же неврозоподобный синдром относится специалистами к промежуточному состоянию между собственно неврозом и органической патологией. И чаще всего он встречается у детей от 2 до 7 лет. В этом случае возникновение НС можно связать с патологиями развития головного мозга у ребенка. Впрочем, иногда данное нарушение может проходить само, как говорят в народе – ребенок «перерастает» его со временем, так как детский мозг имеет огромный потенциал для регенерации. Так что примерно после 12 лет, с началом полового созревания, симптомы расстройства могут сойти на нет, но уповать на это не стоит – лечение и профилактика необходимы в любом возрасте.

Причины расстройства


Лечение зависит от обстановки в семье

К провоцирующим невроз факторам относят:

  • генетическую предрасположенность;
  • внутриутробные патологии, тяжелую беременность;
  • осложненный анамнез;
  • хронический недосып, усталость, перегрузки;
  • психотравмирующие ситуации;
  • индивидуальные особенности психики;
  • неправильное воспитание;
  • негативная обстановка в семье.

Основные причины расстройств у детей – психологические травмы, которые оказывают длительное негативное воздействие на психику ребенка и являются сложными для адаптации.

Каждый ребенок индивидуален. Для одного произошедшая ситуация пройдет без последствий, для другого же она покажется масштабной трагедией, и, при наличии других факторов, спровоцирует развитие невроза.

У детей из группы риска спровоцировать невроз могут даже самые незначительные причины: резкий звук, неожиданное действие извне, плохая оценка в школе.

Ошибки в воспитании и негативная обстановка в семье – еще одна основная причина. Дети тяжело переживают развод родителей, постоянные ссоры и конфликты, отсутствие любви, понимания, ласки и общения.

Распространенные «механизмы запуска» неврозов

Чтобы понять, как лечить невроз, психологу необходимо докопаться до основной причины возникновения проблемы. Поэтому каждую причину стоит рассматривать отдельно. Действия родителей становятся основой для возникновения невротических реакций. Наиболее опасны модели воспитания:

  1. Неприятие – родители хотели мальчика, а родилась девочка. Они подсознательно не будут желать воспитывать ребенка или начнут навязывать ему неправильную социальную роль.
  2. Гиперопека. Эта модель не так давно получила наибольшее распространение, особенно у семей, испытывавших проблемы с зачатием. Взрослые не дают малышу принимать собственные решения, не пускают дошкольника в детский коллектив, длительное время не дают ему обслуживать себя. Невроз может появиться сразу после начала школьного обучения. 
  3. Авторитарная – при ней все решения принимают взрослые, не учитывая мнения крохи.
  4. Вседозволенность – внутри семьи отсутствуют нормы, правила, нет контроля, помощи от взрослых.
  5. Отсутствие общей точки зрения у родителей по вопросам воспитания.
  6. Жестокость, вплоть до физических наказаний. Такая модель хуже авторитарной, так как дошкольник страдает духовно, физически. К подростковому возрасту он может оказаться окончательно сломленной личностью.
  7. Постоянные семейные конфликты не менее травмирующий фактор. Они дают более устойчивый невроз, так как стресс накапливается длительное время.

Из-за незрелой нервной системы, дошкольник часто остро реагирует на внешние факторы. Резкая перемена жизни часто приводит к невротическим отклонениям. Это касается таких внешних факторов как переезд, начало посещения школы, конфликтные ситуации со сверстниками, внутрисемейные трансформации. Дополнительным фактором риска могут стать особенности характера крохи:

  1. Ярко выраженные лидеры трудно переносят ограничения, для них трудно подобрать модель воспитания. При чрезмерных ограничениях такой малыш начинает протестовать. Отвечая на это, родители прибегают к строгим наказаниям, вплоть до физического подавления бунта. Действия взрослых становятся причиной невротических реакций у вполне благополучных малышей.
  2. Чувствительные, эмоциональные малыши нуждаются в большом количестве внимания со стороны взрослых. Им необходимо постоянно чувствовать любовь и положительные эмоции, иначе они посчитают себя ненужными. Причиной невроза становится страх оказаться нелюбимым, комплексы неполноценности. 
  3. К часто болеющим детям нередко относятся с особым трепетом, из-за чего их психика становится более уязвимой. Они считают себя слабыми, беспомощными.
  4. У большинства неблагополучных детей развиваются разные типы неврозов, именно поэтому им трудно вести полноценную жизнь взрослого. Чаще всего такие малыши воспитаны асоциальными семьи, либо провели детство в интернатах и детских домах. Им не хватает любви, поддержки со стороны взрослых, так как воспитатели или педагоги родителей заменить не могут.

Большинство исследователей считают, что невроз у благополучно воспитанного ребенка появиться не может. Дело в том, что при сильном стрессе родители помогают им справиться с чрезмерной нагрузкой на нервную систему, поэтому до серьезных отклонений не доходит

Невротические реакции у них могут возникнуть: если не обратить внимание на симптомы, неправильно выбрать тактику воспитания, уделять чаду мало внимания. Бояться невроза не стоит, его можно вылечить, а сопровождение психолога поможет полностью переработать причину появления отклонения

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Диагностика и лечение детских неврозов

Поскольку потребности и проблемы юных пациентов существенно отличаются от таковых у взрослых людей, диагностика детских неврозов также имеет свои особенности. Ребенок не всегда может внятно объяснить, что с ним происходит, чего он боится и чего именно ему не хватает. Поэтому беседы с доктором не могут быть основным методом для постановки правильного диагноза.

Первое, что необходимо сделать родителям в тех случаях, когда у их чада выявляются признаки невротического расстройства – это всесторонне обследовать ребенка. Зачастую то, что окружающие принимают за невроз, может быть симптомом соматического заболевания, гормональной недостаточности, мозговых нарушений и так далее. Если при обследовании выявляются какие-то проблемы, то в первую очередь необходимо заняться лечением обнаруженного заболевания.

В то же время нелеченный невроз может стать причиной серьезных проблем со здоровьем в будущем. Например, если мальчик писается в кровать до пяти лет, избавиться от этой привычки будет очень сложно в более взрослом возрасте, а значит, не удастся избежать насмешек сверстников, которые в итоге могут привести от энуреза уже к депрессии.

Диагностика невроза у детей подразумевает тщательный сбор семейного анамнеза, выяснение условий жизни и развития ребенка, ситуации в родительской семье. Также будут учитываться перенесенные серьезные заболевания и возможные психологические потрясения. Всю эту информацию врач получит от родителей. А с самим ребенком будет работать при помощи игровых методов, арт-терапии, сказкотерапии и так далее, поскольку такой подход позволяет легко «разговорить» маленького пациента, который в игре сможет выразить свои переживания и потребности.

Итак, диагноз установлен, и перед родителями встает новый вопрос: «как лечить невроз у ребенка?». Можно сразу сказать, что для полного возвращения юного больного к нормальной жизни потребуется довольно значительное время и согласованная работа врача и родителей.

Стоит помнить, что внимательные родители не только узнают у врача, как лечить детский невроз, но и сами должны принять активное участие в процессе психотерапии. Поскольку невротические расстройства – заболевание «семейное», зачастую помощь психотерапевта или даже прием медикаментов может потребоваться и кому-то из родителей. Причины детских неврозов почти всегда идут из семьи, и если старшее поколение меняет привычные схемы поведения, то и ребенок автоматически перенимает новые «правила жизни», становясь более уверенным в себе.

Как уже было сказано, основным методом лечения является регулярная и долговременная психотерапия под руководством грамотного врача

Но в то же время важно обеспечить маленькому пациенту комфортную обстановку дома, ограничить время, проводимое за компьютером (который сильно «раскачивает» нервную систему даже у взрослых). Творческие занятия, четкий режим дня, отдых на свежем воздухе, общение с друзьями и членами семьи, дозирование учебной нагрузки играют важную роль в лечении невроза у детей

Симптомы при таком подходе быстро пойдут на спад даже без применения специальных препаратов.

Почему при неврозах у детей нужно в первую очередь работать с родителями – рассказывает психолог Вероника Степанова.

Эти же советы будут актуальны и для профилактики неврозов у детей – даже если врач скажет, что ваш ребенок полностью здоров, старайтесь по-прежнему выполнять все рекомендации, чтобы расстройство не вернулось с новой силой.

Виды патологии

Помимо уже упомянутых неврастении, выделяют следующие виды невроза:

Депрессивный невроз. Это сочетание депрессии и невроза, но невротическая симптоматика выражена сильнее, чем депрессивная. Для депрессивного невроза характерны подавленность, ненависть к себе, нарушения сна, аппетита, уменьшение интереса к окружающему миру, но чувство, что в будущем будет только негатив, обычно отсутствует.

Фобический невроз. Фобия является опорой такой формы невроза. Фобий (неадекватно выраженных страхов) может быть более одной. Часто одна фобия сочетается с другими близкими по содержанию фобиями (к примеру, ребенок, боящийся жуков, может бояться и других насекомых).
Фобический невроз часто сопровождается паническими атаками, чувством слабости, расстройствами сна, аппетита, депрессией, различными соматическими симптомами (боль в голове, в животе, нарушения сердечного ритма).

Логоневроз. Более известное название логоневроза — заикание. Он часто наблюдается у детей разного возраста. Может возникнуть после психоэмоционального потрясения. В таких случаях он сопровождается и другими невротическими симптомами.

Термоневроз. Это состояние, при котором у человека поднимается температура на фоне ухудшения психического здоровья. Частый симптом невротических расстройств у детей

Но важно помнить, что беспричинное повышение температуры может быть признаком скрытых инфекций, сбоев в гормональном фоне, отклонений в механизмах терморегуляции, поэтому ребенок с беспричинной лихорадкой или субфебрилитетом должен быть обследован.

Ипохондрический невроз. При ипохондрии человек начинает подозревать у себя опасные заболевания и от мысли об этом ощущает выраженный дискомфорт. Он стремится обследоваться или, наоборот, панически боится, что его подозрения окажутся правдивыми. Он даже может ощущать симптомы, характерные для болезни, которую он подозревает, но на самом деле он здоров. Чаще встречается у подростков, но может наблюдаться и у детей более младшего возраста.

Невроз навязчивых состояний. При этом неврозе присутствует четкий цикл, состоящий из обсессий (навязчивых тревожных мыслей) и компульсий — определенных ритуалов, которые выполняются с целью избавиться от обсессии.

Это заболевание часто сочетается с другими психическими расстройствами.

Оцените статью
Добавить комментарий