Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
9 стр., 4065 слов
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
1. Сравнительная психология
2. Возрастная психология:
-детская психология,
-психология юности,
-зрелого возраста,
-психология старости (геронтопсихология)
3. Социальная психология — закономерности общения и взаимодействия людей.
4. Психология труда
5. Инженерная психология
6. Авиационная, космическая психология
7. Медицинская психология — влияние заболеваний на психику больного.
8. Клиническая психология (патопсихология) – отклонения в психическом
развитии.
9.Психофизиология
10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия
11.Юридическая психология
12.Военная психология
13. Педагогическая психология — развитие в процессе воспитания и обучения.
14.Специальная психология:
-сурдопсихология (слух),
-тифлопсихология (зрение),
-олигофренопсихология,
-логопсихология (речь)
15. Психология бизнеса
16. Психология мененджмента (управление) и др.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.
Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.
1. Сравнительная психология 2. Возрастная психология: -детская психология,
Основные психологические теории
Место психологии в системе наук о человеке
Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.
Основа психологии — общая психология.
Современная психология тесно связана со многими науками, занимая «промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей.
Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.
Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности.
Основные категории психологии:психика, сознание, личность, деятельность, общение.
Основа психологии — общая психология. Современная психология тесно связана со многими науками, занимая… Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше…
Объект общей психологии
Объект – это необходимое условие существования каждой науки
Важно отличать его от предмета, ведь это определённая отрасль, научный аспект, который в той или иной степени затрагивается исследователем. Что касается предмета, то он представляет более конкретные направления деятельности, которые освещаются в науке
Объектом общей психологии является психика как всего человечества в целом, так и конкретной личности, индивидуума. Данное понятие рассматривается как одна из форм взаимодействия существ с окружающим миром. Ведь именно психика дарит способность претворять в действительность свои мысли, поведение, решения, побуждения и так далее. Более того, любая информация, которая воспринимается человеком, является основой его функционирования. Психика позволяет получить представление о душевном и телесном, о внутреннем и внешнем, о чём подробно рассказывает общая психология. Учебник по данной дисциплине также даёт понятие предмета науки, который был описан ранее.
Психика — это «субъективный образ объективного мира».
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3 стр., 1054 слов
Психика. Сознание и бессознательное
… Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; Самоконтроля и самовоспитания Этап. Развитие социального поведения человека. Психика представлена человеку в нескольких формах Психические … реальности. Оно позволяет восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее Психика Сознание Сознание также, как и психика реализует целый ряд функций. Функции: Познавательная; Отражательная; …
3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).
Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей).
1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Диагностика темперамента
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.
К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.
Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.
Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная Ю.А. Самариным «Перенос кубиков»
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на… К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные… Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о…
Области и структура психологии
В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:
- Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
- Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
- Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.
Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.
Современная психология представляет собой интенсивно развивающуюся сферу человеческого познания, обладающую тесной связью с рядом других научных дисциплин. Подобно любому развивающемуся явлению, психология постоянно подвергается всевозможным метаморфозам, которые в итоге и приводят к ее эволюции. Отрасли психологии как науки занимаются изучением закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности при условии влияния конкретных обстоятельств и внешних раздражителей.
Что такое психология? Ответить на этот вопрос кратко и понятно непросто, учитывая тот факт, что на текущий момент насчитывается более 100 отраслей дисциплины, претендующих на звание самостоятельных наук. Общая психология считается своеобразным ядром, изучающим основополагающие принципы, механизмы, а также формирование и становление психологического знания. Перед фундаментальной частью психологии стоит задача вывести формулы основных закономерностей, а также обосновать методы и способы общения личности с обществом и повседневной действительностью.
Помимо фундаментальной (или общей) психологии, существует внушительное количество дисциплин, наиболее полно сформировавшимися и содержательными из которых являются:
- Социальная психология, изучающая взаимодействие людей в рамках крупных общностей и целых этносов.
- Педагогическая психология исследует закономерности воспитательного процесса и поиском методов обучения.
- Психофизиология направлена на изучение взаимной связи между физиологическими и психическими проявлениями.
- Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуально-типологические различия между людьми, а также особенности их характера, темперамента и профессиональных наклонностей.
- Возрастная психология занимается исследованием психического онтогенеза и личностных качеств, обусловленных возрастом и резервами развития. Подразделяется на: геронтопсихологию, детскую, подростковую, юношескую и взрослую психологию.
- Медицинская отрасль науки изучает особенности психического развития нездорового человека и пограничные психологические состояния.
Патопсихология и психология, занимающаяся исследованием различных отклонений психической деятельности, рассматривает причины и методы преодоления врожденных либо приобретенных дефектов мозга, нарушений зрения, слуха или речевого аппарата. Существуют прикладные отрасли, сопряженные с той или иной разновидностью деятельности: военная, юридическая, политическая, спортивная, генетическая и даже космическая психология.
Психологические науки базируются на фундаментальной дисциплине, однако варьируются в зависимости от специализации и используемых методов, при помощи которых решаются поставленные конкретные задачи. Практическая психология — это наука, получившая активное развитие в наши дни, и ориентированная на объективное описание и предоставление целостных характеристик личности.
Структура деятельности
Потребности— источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Виды потребностей:
— естественные (природные) и социальные (духовные);
— осознанные и неосознанные.
Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.
Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.
Виды движений:
— непроизвольные и произвольные,
— врожденные и приобретенные.
Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).
Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.
Виды действий:
— предметные;
— умственные, волевые;
— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).
Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосознанные.
Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение
Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.
Методы психологического воздействия на людей
Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.
Методы воздействия на человека:
Заражение — способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
Внушение — индивиду внушают поступать так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
Убеждение — индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить
В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
Подражание — осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека
Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.
Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.
Психология личности — это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.
Важность уроков психологии
Знание психологии человека применимы практически во всех областях человеческой жизни
Иногда случаются ситуации, требующие от людей принятия важного решения, определения правильного подхода. Сделать безошибочный шаг помогают уроки психологии социального направления
Они будут полезны всем людям, желающих адаптироваться в социуме, достичь взаимного понимания с окружением, осознать причинные факторы происходящих событий, мотивы, движущие другими людьми. Психологические знания помогают в решении личных жизненных задач, противостоянии проблемам, сопровождающим человека в жизни. Кроме специализированной литературы по психологии для начинающих, обучиться этой науке можно с помощью экспертных рекомендаций.
Разработанные для обучения уроки психологии воплощают знания, взятые из различных теоретических материалов. Над ними работают профессиональные психологи, задача которых заключается не только в привнесении ряда научных выводов к учащимся, но и в их адаптации к практическому использованию. Каждый урок содержит полезные рекомендации, различные тематические советы.
Первый шаг в обучении — изучение личности человека. Исследование причинных факторов, воздействующих на поведение людей, требует определения причинных факторов, влияют на их психическое состояние. Практически психологическая теория применяться благодаря специальным методам. Изучив все о психологии, будущий специалист учится воздействовать на других людей, создавать с ними дружеские отношения.
В чем заключается преимущество специализированных уроков психологии перед самостоятельным обучением с помощью литературы? Обучающий курс специально создается для новичков в этой науке, желающих быстро обучиться пониманию людей. Опытный специалист наряду с теоретической информацией указывает на возможности их практического применения. Без этого обучение с помощью психологических книг может длиться годами без результата — человек не научится вести себя в конфликтной, сложной ситуации.
Кроме теоретического материала, специалист на занятиях применяет тематические игры, упражнения. Это способствует закреплению полученных знаний, улучшению понимания не только окружающих, но и самого себя. На уроках учащиеся могут участвовать в психологических тестах, просматривать тематическое видео.
Общая психология
Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
В разделах общей психологии дается наиболее полное их описание, но в то же время отсутствует упор на изучение какой-либо одной области проявлений психики, как в специальных разделах психологии, например, возрастной психологии, педагогической психологии и др.
В общей психологии основным предметом изучения являются закономерности основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Данные формы рассматриваются общей психологией в неразрывной связи с человеческой жизнедеятельностью, историческими предпосылками и индивидуальными характеристиками этнических групп.
https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ
В общей психологии существует несколько разделов, в которых подробным образом представлена та или иная составляющая психики
Так, психология познавательных процессов – это отрасль, которой уделяется особое внимание на первых этапах изучения курса
Поняв этот раздел, можно смело приступать к дальнейшему постижению науки. К познавательным процессам относятся память, воображение, ощущение, мышление и сознание. Одним словом, все те процессы, с помощью которых познается мир.
Данный раздел раскрывает принципы взаимосвязи процессов и их развитие.
Еще один раздел, которому стоит уделить особое внимание — это психология личности. Она изучает развитие человека в обществе и вне его
Кроме того психология личности изучает поведенческие особенности личности в определенной ситуации, возможности её развития, а также ее предел.
Психология занимается также изучением межличностных взаимоотношений в больших и малых группах.
Рассматривается данная проблематика в разделе социальной психологии, в общей же психологии затронуты основные принципы межличностных взаимоотношений и представлены они в подразделе «Психология человека в обществе». Данный подраздел ориентируется на деятельность человека в обществе, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общая психология — наука теоретическая, она является базой для изучения специальных разделов. Основным источником получения данных является эксперимент, имеющий место при изучении конкретных проявлений психики. Психологические эксперименты многообразны и проводятся с использованием различных методик.
Существуют методы тестирования каждой составляющей психики, например: тесты, определяющие темперамент, характер, тип личности и др. Методики разрабатываются с применением математических данных, поэтому они отличаются высокой точностью и доказуемостью посредством математических уравнений.
Психологические исследования нашли применение во многих областях общественной жизни: психология востребована в бизнесе — это реклама, торговля и др.; в медицине — сегодня почти в каждой клинике есть штатный психолог, а то и не один; в образовании; в вооруженных силах; в судебной системе и органах внутренних дел.
Так же психологические знания применяются в социологии, в частности для создания функциональных моделей общественного поведения и способов контроля за жизнедеятельностью общества.
Общая психология является всеобъемлющей социальной дисциплиной, призванной находить способы, обеспечивающие полноценное развитие и функционирование личности в обществе и общества в целом.
Еще недавно отечественной психологии отводилось второстепенное место среди остальных наук, но уже сегодня роль общей психологии в жизни современного общества трудно переоценить, так как психологические методы воздействия куда эффективней и безопасней чем, например, силовые.
Сегодня просто необходимо обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями, получить которые можно, изучив краткий курс общей психологии. Общая психология – это дверь в мир познания человеческого разума и души, это наука о жизни.
ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Особое место среди прочих отраслей занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятии, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию; дифференциально-психологические особенности личности человека; характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. В последующих главах дается представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризуются основные научные понятия психологии, при анализе которых авторы стремились показать ее важнейшие закономерности. Для удобства рассмотрения эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.
К психическим процессам обычно относят познавательные процессы: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т.д.). К психическим состояния» относятся проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение) и т.д. К психическим свойствам, или особенностям, личности относят качества его ума, мышления, устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.
Разделение всех проявлений психики на указанные три категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическая особенность», или «психическое свойство», выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт, например аффект, т.е. бурная и кратковременная эмоциональная вспышка, с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга стадии), и как психическое состояние (поскольку он представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека (поскольку здесь обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, гневливость, несдержанность).
Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он должен быть основой для изложения общей психологии. Он выдвигает на первый план исследование личности в общении и деятельности и анализ их важнейших проявлений; рассмотрение познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности и деятельности человека.