Развитие самосознания
Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.
- Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
- Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
- Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
- Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
- Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.
Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.
Сохранить статью
Общее понятие
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.
Ярким примером бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей выступают суеверия, в особенности приметы: одни считают, что приметы помогают предсказывать будущее и потому видят в них большой смысл; другие же в них не верят и не видят никакого смысла. То же самое можно сказать о незнакомом языке: отдельные фразы на нём кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений.
Язык в этом плане уникален, так как он является осмысленным носителем мыслей, образов, информационных посылов. Для народа, использующего определенный язык, каждое слово имеет свой смысл, своё назначение. Осуществляется передача какой-либо информации, достигается понимание людьми друг друга. Они могут обмениваться полезными знаниями о разных явлениях, предметах и событиях. Если бы языка не было, то смысл многих событий, которые были засвидетельствованы лишь отдельными людьми, оставался бы скрыт от других людей. События не стали бы полезными, а в случае приближения опасности люди не узнали бы о ней заранее и не успели бы подготовиться. Потому-то слова, наделенные смыслом и сказанные в нужный момент, столь ценятся (даже простые восклицания, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, например, «Э-эх!», «Ага-а…», «Ур-р-ра!», «Угу» и т. д.). В этом отношении, а именно в ходе изучения правил и норм складывания осмысленных фраз, язык является предметом изучения лингвистики.
Изучением смысла занимается также онтология, теория познания и методология науки. В частности, в онтологии тематизируются смысловые координаты бытия, возможности разграничения сферы действительного (допустим, в рамках социума, в системах приказов). В теории познания проблема смысла входит в состав проблематики природы и источников знания, а именно границ его осмысленности и бессмысленности. В рамках методологии выявляются прикладные характеристики какого-либо конкретного научного метода, в особенности нацеленность метода на обеспечение инновационных вариантов решения отдельных старых проблем, а также раскрытие целых классов новых проблемных ситуаций. В противном случае считают, что введение нового метода лишено смысла.
В методологии ключевая роль отводится семантическому анализу и проектированию смысловой нагрузки используемых конструкций языка — футуродизайна.
Развитие самосознания
Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.
Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.
Самопознание – изучение своих мыслей
Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».
В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.
Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:
- Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
- В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
- Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.
В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:
- Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
- Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
- Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.
Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни
Некоторые факты о запоминании
Искусство успешного сохранения в памяти в какой-то мере — труд. Однако для этого существуют конкретные условия. Давайте рассмотрим некоторые закономерности запоминания.
- Тривиальные события в жизни, оставляющие особенно яркое впечатление, откладываются в голове сразу и надолго, и спустя годы сохраняются в сознании отчетливо и ясно.
- События, которые не производят яркого впечатления, даже если повторяются неоднократно, запомнятся частично или не запомнятся вообще.
- Существует понятие «эффект края», при котором лучше воссоздаются начало и окончание запоминаемого ряда.
- Число повторений, которые нужны для заучивания наизусть, сокращается в случае усиленного внимания к запоминаемой информации. Однако, отсутствие внимания невозможно возместить увеличением количества повторений.
- Запомнится без усилий тот материал, которым индивид особенно интересуется. Во взрослые годы эта закономерность проявляется более ясно.
- Необыкновенные и удивительные впечатления фиксируются лучше, чем часто встречающиеся и заурядные.
- Новый опыт, полученный человеком, не останется в памяти изолированным. Вступая в ассоциативную связь с другими впечатлениями, он может в каком-то виде измениться или повлиять на них.
Итак, процессор, находящийся в голове у человека – немыслимо сложное устройство, выполняющее различные задачи. Одну из таких задач мы попробовали осветить в статье. Выполнение конкретных условий, осмысление полученной информации, переплетение ее в логические сети, а также повторение изученного сулят в фиксировании необходимых знаний в памяти.
Как достичь осознанности
Осмысленность жизни предполагает, что у человека есть своя система ценностей, свои взгляды, убеждения. Это помогает ему противостоять влиянию других людей. Осознанность тесно связана с самопринятием, самопознанием. У тех, кто принимает, любит себя, видит смысл в жизни выше способность к адаптации, они реже болеют, отличаются более устойчивой нервной системой.
Человек тогда становится счастливым, когда он сам выбирает хобби и работу, а все его цели реалистичны, взаимосвязаны, соответствуют интересам. Смысл жизни отражается в долгосрочных планах, целях. Цель и смысл жизни должны отвечать внутреннему миру личности, соответствовать только его интересам, потребностям. А не поддаваться желаниям других людей.
Чтобы жизнь была осмысленной, нужно найти гармонию между мыслями и телом, научиться чувствовать, понимать себя. То есть на каждом жизненном этапе, каждую минуту человек должен понимать, что он делает, для чего ему это нужно. Если вы не чувствуете себя счастливым, ненавидите работу, устали от отношений, то вы живете неосознанно.
Что же делать:
Научитесь понимать свои реальные ощущения, мысли по принципу «здесь и сейчас». Прямо сейчас спросите себя, о чем вы думаете, что чувствуете. Почему вы ощущаете именно это?
Вспомните, о чем вы мечтали в детстве
А почему отказались от этого? От каких навязанных убеждений вам нужно избавиться, чтобы начать жить по-другому, счастливо?
Что вы не принимаете в себе, почему? Очень важно принимать все свои качества, все эмоции. Плохие эмоции тоже помогают нам, стимулируют к работе над собой, жизнью
Нужно только научиться рационально выпускать их.
Научитесь ответственности. Ошибаться, признавать ошибки нормально, полезно. Очень важно учиться на них, расти, двигаться дальше.
Научитесь саморегуляции, контролю эмоций. Осмысленное решение нельзя принять с горячим сердцем.
А вот что обычно мешает жить осознанно:
- многозадачность, отсутствие приоритетов;
- рефлексия на грани самокопания;
- пассивность, лень;
- зацикленность на прошлом, автоматическое повторение старых реакций, привычек;
- фантазирование;
- негативизм;
- раздражительность;
- неспособность принимать критику;
- зависимости;
- страхи, неуверенность.
Если человек живет осмысленно, то у него даже не возникнет мысли о том, что работа надоела, а партнер по отношениям достал. Он не устает и не болеет, всегда активен, отлично ладит с людьми. Он четко понимает, куда идет, для чего живет. Он сам выбирает свой жизненный путь. Он умеет смотреть на привычные вещи свежим взглядом, может отказаться от старых шаблонов, усмирить эмоции.
Попробуйте прямо сейчас такое упражнение: найдите рядом с вами по одной вещи на каждую букву алфавита. А когда в следующий раз пойдете на работу, постарайтесь найти три новые детали в привычном маршруте. Это будут первые шаги на пути к осознанности.
Виды запоминания
В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.
Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.
В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:
- механическое – зазубривание без осмысления;
- ассоциативное – подборка ассоциаций для запоминания;
- аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо опровергает полученную информацию.
Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:
- логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
- в результате осознанного активного применения различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
- непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.
Семь раз отмерь – один отрежь
Осмысленность мышления – это не что иное, как количество и качество смыслов, полученных посредством мышления. Различают следующие виды мышления:
- Бессвязное (бред).
- Связное.
- Логическое.
- Разумное.
- Мудрое.
Большая часть людей обладает связным мышлением. Разумное мышление дано меньшей части человечества. О мудром мышлении даже говорить не стоит, поскольку оно является редким даром.
Все знания, полученные нами путем изучения окружающего мира и себя самих, должны пройти процесс осмысления. Другими словами, все новое – будь то мелодия, или же прочитанная книга, или услышанная информация – должно быть пропущено через наш разум.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Смоделируем ситуацию. На время вернемся за школьные парты и переместимся на урок истории. Педагог вдохновенно повествует о монголо-татарском нашествии (тема может быть любой).
Рекомендуем: Восприятие как психический процесс
Класс сразу делится условно на несколько категорий. Первые – «в одно ухо влетело, в другое вылетело», то есть не способные осмысливать. Ученики не пропускают в свой разум того, что им пытаются донести, и сидят, уставившись безразличным взглядом в какое-то пространство.
Вторые – бесполезные читатели. Они делали все: читали, слушали, считали себя высокоразвитыми эрудитами, но действия эти были неосмысленными, а значит, чтение теряет смысл
Важно понять: ценно не количество прочитанных книг, а объем понятого и осмысленного самостоятельно
Третьи – поверхностные критики. Для них не важны ни тема, ни учебный предмет, они всегда готовы все опровергать и спорить с пеной у рта, такие люди тоже лишены осмысленности.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Из этого вытекает следующий вопрос: как понять, что знание для нас авторитетно? Это делается по нескольким критериям:
- Принимать знание вам приятно, вы как будто внутренне наполняетесь радостью.
- Новое, свежее знание вдохновляет вас на новые начинания, перемены.
- Дурные черты характера, а также привычки знанию не помеха!
- Источником знания должны быть заслуживающие доверия источники.
- Знание нужно получать от того, кто сам идет этим же путем (Зачем слушать того, кто не умеет сам слушать и слышать?)
Конфуций сказал, что путь мышления – самый благородный из всех. Человек, который умет мыслить, анализировать, обладает по крайней мере каплей мудрости и никогда не «наступит на грабли». Остальные со временем могут прийти к таким же решениям, «избитые» опытом.
Все мы относимся к виду «человек разумный» – так окрестили нас биологи, но всех ли так могут назвать исследователи в области психологии? Возможно, вы думаете: «Говорить осмысленно? Что может быть проще?» – на самом же деле это весьма непросто.
Осмысленная речь является сложной конструкцией, в которой принимают участие оба собеседника. Их взаимодействие должно быть крайне тонким и внимательным. Беседа летит в тартарары, если ваш тезис был проигнорирован или попросту не понят собеседником.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Нельзя налететь на человека вдруг и начать «вываливать» всю информацию. Правильное построение разговора – тоже искусство. Говорить осмысленно – это красиво.
Увидели заинтересованность? Прекрасно! Даем развернутый ответ, обосновываем все тезисы, подводим свою речь к развязке – к тому, ради чего, собственно говоря, вы и затеяли этот разговор.
Рекомендуем: Что такое побуждение?
Именно по такой схеме строится речь осмысленного индивидуума. Нельзя назвать разумной речь, когда человек начал об одном, перескочил на другое, закончил третьим, вообще не относящимся к первым двум. Следует следить за собой, за тем, что мы говорим, как это делаем.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Что такое мышление
Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.
Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», – утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Что даёт практика осознанности? Топ-7 причин начать тренировки уже сейчас
Как тренировать осознанность, а главное, зачем, если вы не видите в этом перспектив? Вот семь причин, по которым стоит начать работать над собой:
- Успешность. Человек, который выполняет свою работу с полной отдачей и осмысленностью не может делать это плохо. Это было подтверждено клиническими исследованиями гарвардской медицинской школы.
- Яркие ощущения. Блюдо кажется намного вкуснее, если есть его на кухне, а не перед телевизором. Секс приносит больше удовольствия, если в процессе думать об ощущениях и партнёре, а не о ремонте. Люди оказываются более радушными, если слушать их, а не смотреть в телефон. Главное – вовремя включится в момент.
- Улучшение обучаемости. Всего двух недель регулярных занятий достаточно для того, чтобы «увеличить» объём памяти и ускорить запоминание материала. Тренинги для повышения осознанности активно используют для улучшения своей деятельности члены парламента Великобритании.
- Нормальное артериальное давление и здоровое сердце. Уважительное отношение к собственному телу и здоровью мотивирует людей избегать стрессовых и неприемлемых для здоровья факторов. Осознание единства своего тела и разума – это первый большой шаг на пути к отказу от пагубных пристрастий.
- Долгая жизнь в здравом уме. У большинства людей, ведущих стандартный образ жизни с возрастом затормаживается речь, ухудшается реакция и восприятие действительности. Научно доказано, что медитация почти вдвое снижает скорость клеточного старения. Поэтому если вы в 60 лет хотите чувствовать себя также как и в 30 – практикуйте осознанность.
- Здоровые любовные и социальные взаимоотношения. Осознанность позволит вам не только прорабатывать собственные чувства, но и считывать эмоции других людей. Вы будете испытывать эмпатию, даже если раньше она была вам не свойственна. Кроме того, вы перестанете сравнивать своего партнёра с предшественниками и идеализировать его образ, строя относительно его персоны нереалистичные ожидания. Вы будете понимать и принимать его со всеми достоинствами и недостатками.
- Освобождение от страхов и фобий. Регулярная практика самоосознанности способствует снижению активности в префронтальной коре и миндалевидном теле, отвечающих за необоснованные страхи. Так вы научитесь отличать свою мнительность, от ситуаций, где реально существует угроза для жизни.
Работа над самосознанием – это хороший инструмент для управления собственной психикой. Люди, отдающие себе полный отчёт в собственных действиях, гораздо реже страдают от панических атак, неврозов и депрессивных расстройств.
Литература
- Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. — 175 с.
- Васильев С. А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Философские проблемы. — Киев: Наук. думка, 1988. — 240 с.
- Делёз Ж. Логика смысла. — М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 300 с. — ISBN 5-7695-0004-2
- Клокоцкий С. С. Буквальный смысл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ланкин, В. Г. Явление смысла. Эстезис и логос. — Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. — 423 с. — ISBN 5-89428-137-7.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 511 с. — ISBN 978-5-89357-237-7.
- Сулейменова, Э. Д. Понятие смысла в современной лингвистике. — Алма-Ата: Изд-во «Мектеп», 1989. — 160с. — ISBN 5-625-00512-5.
- Шпет Г. Г. Явление и смысл, 1914.
- Фреге Г. Смысл и денотат — В сборн.: Семиотика и информатика. — М., 1977. — Вып. 8.
- Фреге, Г. Смысл и значение. — В кн.: Г. Фреге // Избранные работы — М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. — 128 с.
- Сергеев Д. В. Онтология культурного смысла. Новосибирск: Наука, 2009. — 167 с. — ISBN 978-5-02-032164-9.
- Виктор Франкл. Воля к смыслу = Viktor E. Frankl. Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. — Альпина Нон-фикшн, 2018. — 228 p. — ISBN 978-5-91671-848-5.
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
- Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
- Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
- Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
- Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Упражнения на самопознание
Самопознание себя для начинающих оказывается значительно эффективнее, если правильно подходить к изучению личностных особенностей. Чтобы лучше осознавать свои мотивы, цели и ценности, можно выполнить ряд полезных упражнений.
4 квадрата
Это упражнение даст возможность лучше понять свои черты характера, найти сильные и слабые стороны. Для этого потребуется лист бумаги, разделенный на четыре части. В каждом углу тестируемый пишет цифры от 1 до 4. В первом квадрате он должен написать 5 положительных качеств. В третьем углу (снизу под первым) необходимо указать свои негативные стороны.
Прохождение теста требует честного подхода. Бояться нечего, потому что эта таблица создана только для самого тестируемого. Далее отрицательные качества переписываются на положительные и записываются во втором углу. Например, переформулировать характеристику «жадный» на «бережливый», когда деньги не тратятся на ерунду.
Аналогично нужно сделать с положительными качествами, переделав их на отрицательные.
Важно! Упражнение позволяет более глубоко знать свои личностные характеристики и осознать, что во многом их модальность зависит от ситуации. Это поможет сформировать более адекватную самооценку
Упражнение «Мои желания, мечты, цели»
Многие люди не понимают, чего хотят от жизни. Поэтому они всегда получают не тот результат. Это упражнение поможет прояснить свои мечты и цели. Инструкция по его выполнению:
- Открывается файл в компьютере, где записывается 20 мечтаний и желаний.
- Далее они делятся на две категории: важные и неважные. Первые требуют немедленных шагов, реализацию вторых можно отложить на потом.
- Для важных прописывается краткий список из 5 способов, как их достичь. Слишком большой план писать не следует, потому что тогда можно потеряться в этом списке. Тяжело понять, какие действия являются главными и второстепенными.
После того, как для мечты прописывается план, она становится целью. Это упражнение помогает приблизить понимание того, что делать для улучшения своей жизни.